Меню

Алюминиевые сплавы это

  • 24.10.2025
  • Инженерные термины и определения

Алюминиевые сплавы представляют собой металлические материалы на основе алюминия с добавлением легирующих элементов, таких как медь, магний, кремний, марганец и цинк. Эти добавки значительно улучшают механические свойства чистого металла, делая сплавы прочными, легкими и коррозионностойкими. Благодаря уникальному сочетанию характеристик алюминиевые сплавы находят применение в авиастроении, машиностроении, строительстве и других отраслях промышленности.

Что такое алюминиевые сплавы

Алюминиевые сплавы — это материалы, в которых алюминий составляет основу (обычно более 85%), а остальные компоненты представлены легирующими элементами и примесями. Чистый алюминий обладает невысокой прочностью, поэтому для получения конструкционных материалов в него вводят различные добавки.

Основные физические свойства алюминия: плотность составляет около 2700 кг/м³, что в три раза меньше плотности стали. Температура плавления технического алюминия равна 658°C, а металла высокой чистоты — 660°C. Эти характеристики делают алюминиевые сплавы привлекательными для использования там, где критично снижение веса конструкций.

Важно: Легирующие элементы не только повышают прочность, но и придают сплавам специальные свойства — жаропрочность, коррозионную стойкость, улучшенные литейные характеристики.

Основные системы легирования алюминиевых сплавов

Систем легирования алюминия существует множество, но наиболее распространенными являются несколько базовых комбинаций элементов.

Система алюминий-медь (Al-Cu)

Сплавы этой системы, известные как дюралюмины, содержат от 2 до 7% меди. Медь значительно повышает прочность материала после термической обработки, делая его сопоставимым по этому показателю с низкоуглеродистыми сталями. К этой группе относятся марки Д1, Д16, Д18, которые широко применяются в авиастроении для изготовления обшивок и силовых элементов.

Недостатком медьсодержащих сплавов является пониженная коррозионная стойкость, поэтому их часто подвергают плакированию — покрытию тонким слоем чистого алюминия для защиты от коррозии.

Система алюминий-магний (Al-Mg)

Магний в количестве от 1 до 6% обеспечивает отличное сочетание прочности, пластичности и коррозионной стойкости. Сплавы типа АМг2, АМг5, АМг6 относятся к группе магналиев и обладают высокой свариваемостью. Они устойчивы к воздействию морской воды, поэтому активно используются в судостроении.

Особенностью алюминиево-магниевых сплавов является то, что они упрочняются преимущественно холодной деформацией (нагартовкой), а не термообработкой.

Система алюминий-кремний (Al-Si)

Сплавы с кремнием называются силуминами и относятся к литейной группе. Содержание кремния колеблется от 4 до 13%. Силумины обладают превосходными литейными свойствами: хорошей жидкотекучестью и малой усадкой при затвердевании. Типичные представители — АК7, АК9, АК12, которые используют для литья деталей сложной формы.

Система алюминий-магний-кремний (Al-Mg-Si)

Эта система объединяет сплавы, известные как авиали, с содержанием магния и кремния в определенных пропорциях. Марки АД31, АД33, АВ относятся к этой группе. Они обладают хорошей коррозионной стойкостью, удовлетворительной прочностью и отлично подходят для изготовления профилей методом экструзии. Широко применяются в строительстве для производства оконных рам, фасадных систем и других архитектурных элементов.

Система алюминий-цинк-магний (Al-Zn-Mg)

Высокопрочные сплавы этой системы содержат до 8% цинка и до 3% магния. Типичный представитель — сплав В95, который демонстрирует предел прочности более 500 МПа. Эти материалы применяются в авиастроении для высоконагруженных элементов конструкций самолетов. Основным недостатком является склонность к коррозионному растрескиванию под напряжением.

Классификация алюминиевых сплавов

По способу получения полуфабрикатов все алюминиевые сплавы делятся на две большие группы.

Деформируемые алюминиевые сплавы

Деформируемые сплавы предназначены для изготовления полуфабрикатов методами обработки давлением. Сначала отливают слитки, которые затем подвергают прокатке, прессованию, ковке или штамповке. Из деформируемых сплавов получают листы, плиты, профили, прутки, трубы и проволоку.

Химический состав и марки деформируемых сплавов регламентируются ГОСТ 4784-2019. Этот стандарт, введенный в действие с 2019 года с последующими изменениями в 2023 году, содержит требования к различным системам легирования.

Деформируемые сплавы подразделяются на термически упрочняемые и термически неупрочняемые. К первой группе относятся дюралюмины, высокопрочные сплавы и авиали, которые после закалки и старения приобретают повышенную прочность. Ко второй группе принадлежат магналии и технический алюминий, упрочняемые только нагартовкой.

Литейные алюминиевые сплавы

Литейные сплавы разработаны специально для получения фасонных отливок. Они обладают хорошей жидкотекучестью, малой усадкой и не склонны к образованию трещин при кристаллизации. Основную долю литейных сплавов составляют силумины с содержанием кремния более 4,5%.

Технические условия на литейные сплавы содержатся в ГОСТ 1583-93, который действует с 1997 года. Стандарт определяет химический состав, механические свойства и режимы термообработки литейных марок.

Литейные сплавы классифицируются по химическому составу на пять групп: сплавы систем Al-Si-Mg (силумины), Al-Si-Cu, Al-Cu (высокопрочные), Al-Mg (коррозионностойкие) и специальные композиции с другими элементами.

Группа сплавов Типичные марки Основное применение
Деформируемые термоупрочняемые Д16, В95, АК4 Авиастроение, ответственные конструкции
Деформируемые термонеупрочняемые АМг5, АМг6, АМц Судостроение, сварные конструкции
Литейные силумины АК7, АК9, АК12 Фасонное литье, корпуса приборов
Жаропрочные АК4-1, АЛ19 Детали двигателей, работающие при повышенных температурах

Маркировка алюминиевых сплавов

В России применяется буквенно-цифровая система обозначения алюминиевых сплавов, которая позволяет определить основные легирующие элементы и некоторые характеристики материала.

Российская система маркировки

Марка деформируемого сплава обычно начинается с буквы, указывающей на основной легирующий элемент или группу: А — технический алюминий, Д — дюралюмин, АМг — алюминий-магний, АМц — алюминий-марганец, В — высокопрочный, АК — ковочный. За буквами следуют цифры, обозначающие порядковый номер разработки или среднее содержание легирующего элемента в процентах.

Например, марка АМг5 расшифровывается как алюминиево-магниевый сплав с содержанием магния около 5%. Сплав Д16 — это шестнадцатая разработка дюралюмина.

Литейные сплавы маркируются буквами АЛ (алюминиевый литейный) с последующим номером по ГОСТ. Также используются обозначения типа АК7, где К обозначает кремний, а цифра — его примерное содержание в процентах.

Обозначение состояния материала

К основной маркировке добавляются буквы, характеризующие состояние материала после обработки. М — мягкий отожженный, Н — нагартованный, Т — закаленный и естественно состаренный, Т1 — закаленный и искусственно состаренный. Например, Д16Т означает дюралюминий Д16 в закаленном и естественно состаренном состоянии.

Международная система маркировки

В международной практике широко используется четырехзначная система обозначения, где первая цифра указывает на систему легирования: 1ххх — технический алюминий чистотой более 99%, 2ххх — сплавы с медью, 3ххх — с марганцем, 4ххх — с кремнием, 5ххх — с магнием, 6ххх — система магний-кремний, 7ххх — система цинк-магний, 8ххх — прочие системы.

Термообработка алюминиевых сплавов

Термическая обработка является мощным инструментом для управления свойствами алюминиевых сплавов. Не все сплавы одинаково реагируют на термообработку — для некоторых она обязательна, для других бесполезна.

Виды термообработки

Отжиг применяется для получения однородной структуры и снятия внутренних напряжений. При этом сплав нагревают до температуры 300-500°C и медленно охлаждают. Отжиг снижает прочность, но повышает пластичность материала.

Закалка представляет собой нагрев сплава до температуры полного или частичного растворения легирующих элементов (обычно 480-520°C для дюралюминов) с последующим быстрым охлаждением в воде. После закалки материал становится мягким и пластичным.

Старение следует за закалкой и может быть естественным (при комнатной температуре в течение нескольких суток) или искусственным (при нагреве до 150-190°C в течение нескольких часов). В процессе старения из пересыщенного твердого раствора выделяются мелкодисперсные частицы упрочняющих фаз, что резко повышает прочность сплава.

Термоупрочняемые сплавы

К этой группе относятся сплавы систем Al-Cu-Mg, Al-Zn-Mg, Al-Mg-Si, содержащие элементы с переменной растворимостью в алюминии. После правильно проведенной термообработки их прочность может увеличиться в два-три раза по сравнению с отожженным состоянием.

Термонеупрочняемые сплавы

Сплавы систем Al-Mg и Al-Mn не упрочняются термообработкой, так как их легирующие элементы образуют твердые растворы с практически постоянной растворимостью. Эти сплавы упрочняют холодной деформацией — прокаткой, волочением или штамповкой.

Применение алюминиевых сплавов

Уникальное сочетание свойств обеспечивает алюминиевым сплавам широкое применение в различных отраслях промышленности.

Авиационная и космическая промышленность

Это исторически первая и одна из важнейших сфер применения алюминиевых сплавов. До 75-80% массы современного самолета составляют алюминиевые сплавы. Для силовых элементов планера используют высокопрочные сплавы В95, В96 системы Al-Zn-Mg-Cu. Обшивку фюзеляжа и крыла изготавливают из дюралюминия Д16. Для внутренних систем применяют свариваемые сплавы типа АМг5, АМг6.

В космонавтике используются специальные алюминиево-литиевые сплавы, которые при меньшей плотности обеспечивают высокую прочность и повышенный модуль упругости. Эти материалы критичны для снижения массы ракетоносителей.

Строительство

В строительной отрасли алюминиевые сплавы применяются для изготовления оконных и дверных конструкций, фасадных систем, кровельных покрытий. Наиболее распространены сплавы АД31, АД33 системы Al-Mg-Si, которые хорошо экструдируются в профили сложного сечения и обладают достаточной коррозионной стойкостью.

Алюминиевые конструкции значительно легче стальных и железобетонных, что снижает нагрузку на фундаменты и упрощает монтаж.

Автомобилестроение

Применение алюминиевых сплавов в автомобилестроении постоянно растет. Из них изготавливают блоки двигателей, элементы подвески, кузовные панели. Снижение массы автомобиля ведет к уменьшению расхода топлива и выбросов, что критично для выполнения экологических норм.

Судостроение

В судостроении особенно ценятся коррозионностойкие свариваемые сплавы системы Al-Mg. Из сплавов АМг5, АМг6 строят корпуса катеров, яхт, судов на подводных крыльях. Алюминиевые суда легче стальных и не подвержены ржавлению в морской воде.

Электротехника

Высокая электропроводность и малая плотность делают алюминий конкурентом меди в производстве проводов и кабелей. Технический алюминий марок А5Е, А7Е используется для изготовления токопроводящих жил.

Пищевая промышленность

Алюминиевые сплавы химически инертны по отношению к большинству пищевых продуктов. Из них изготавливают посуду, емкости для хранения и транспортировки пищи, упаковочную фольгу.

Часто задаваемые вопросы

Чем алюминиевый сплав отличается от чистого алюминия?

Чистый алюминий обладает высокой пластичностью, но низкой прочностью (предел прочности около 100 МПа). Алюминиевые сплавы за счет легирования различными элементами достигают прочности 500-600 МПа при сохранении малого веса.

Можно ли сваривать алюминиевые сплавы?

Свариваемость зависит от состава сплава. Хорошо свариваются магналии (АМг5, АМг6) и технический алюминий. Дюралюмины и высокопрочные сплавы сваривать сложно из-за образования трещин, поэтому их обычно соединяют заклепками.

Какой алюминиевый сплав самый прочный?

Наиболее прочными являются сплавы системы Al-Zn-Mg-Cu, такие как В95 и В96. Их предел прочности может превышать 550 МПа, что сопоставимо со среднеуглеродистыми сталями при плотности в три раза меньше.

Как определить марку алюминиевого сплава?

Точное определение марки возможно только методом спектрального анализа, который показывает точный химический состав. Визуально можно лишь приблизительно различить технический алюминий (светлый, мягкий) от дюралюминия (имеет сероватый оттенок, твердый).

Подвержены ли алюминиевые сплавы коррозии?

Алюминий на воздухе покрывается тонкой оксидной пленкой, которая защищает от дальнейшей коррозии. Однако некоторые сплавы (особенно высокопрочные с медью) склонны к коррозионному растрескиванию, поэтому их защищают плакированием или анодированием.

Информационный характер материала: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и не является руководством к действию или технической документацией. Автор и правообладатель не несут ответственности за любые действия, предпринятые на основе информации, изложенной в этом материале. Для профессионального использования алюминиевых сплавов необходимо руководствоваться действующими государственными стандартами, технической документацией производителей и консультациями квалифицированных специалистов.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.