Меню

Диагностика состояния подшипников строительных машин

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Введение в диагностику подшипников строительных машин

Подшипниковые узлы строительных машин работают в условиях повышенных динамических и статических нагрузок, воздействия абразивных частиц, перепадов температур и вибраций. Экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и другая дорожно-строительная техника эксплуатируются в режимах, близких к экстремальным, что требует систематического контроля технического состояния подшипниковых узлов.

Своевременная диагностика состояния подшипников позволяет предотвратить аварийные остановки оборудования, снизить затраты на внеплановые ремонты и обеспечить безопасность эксплуатации строительной техники. Современные методы неразрушающего контроля дают возможность обнаружить дефекты на ранних стадиях развития, когда замена подшипника может быть произведена планово без ущерба для производственного процесса.

Важно: Регулярная диагностика подшипников строительных машин является обязательным элементом системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания.

Особенности работы подшипников в строительных машинах

Подшипниковые узлы строительной техники испытывают воздействие следующих факторов:

Фактор воздействия Характеристика Влияние на подшипник
Ударные нагрузки Циклические ударные импульсы при работе ковша, отвала Повреждения дорожек качения, выкрашивание
Загрязнение Попадание грунта, пыли, влаги Абразивный износ, коррозия
Вибрация Высокочастотные колебания от работы двигателя и гидросистемы Усталостные повреждения, разрушение сепаратора
Температурные перепады Работа в диапазоне от -40°C до +50°C Изменение зазоров, деградация смазки
Несоосность Деформации рам и кронштейнов при работе Неравномерный износ дорожек качения

Вибродиагностика подшипников

Вибродиагностика является наиболее информативным методом контроля технического состояния подшипников качения. Метод основан на анализе вибрационных сигналов, генерируемых при появлении дефектов в элементах подшипника.

Нормативная база вибродиагностики

В Российской Федерации методы измерения вибрации подшипников качения регламентируются ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 1. Основные положения». Данный стандарт определяет методы измерения вибрации в установленных условиях, методы калибровки и проверки точности измерительных систем.

Основные методы вибродиагностики

Метод измерения среднеквадратичного значения виброскорости

Метод основан на измерении СКЗ виброскорости в диапазоне частот 10-1000 Гц. Позволяет быстро оценить общее вибрационное состояние подшипникового узла. Метод широко применяется для входного контроля подшипников и периодического мониторинга оборудования.

Диапазоны измерений:
Частотный диапазон: 10-1000 Гц
Измеряемый параметр: СКЗ виброскорости (мм/с)
Чувствительность: обнаружение дефектов на 2-3 этапе развития

Метод пик-фактора

Метод пик-фактора заключается в периодическом измерении среднеквадратичного значения и пиковых амплитуд вибрации. Вычисляется отношение СКЗ к пиковым значениям вибрации, точка достижения максимума пик-фактора указывает на критическое состояние подшипника. Экспериментально установлено, что при достижении экстремума пик-фактора остаточный ресурс подшипника составляет 15-20 дней.

Метод ударных импульсов

Метод ударных импульсов (SPM - Shock Pulse Measurement) основан на регистрации высокочастотных импульсов, возникающих при прохождении дефектных участков через нагруженную зону подшипника. Метод имеет высокую чувствительность на ранних стадиях развития дефектов.

Ограничения метода: Невозможность определения дефектов подшипников с частотой вращения менее 100 об/мин, снижение эффективности при развитии нескольких дефектов одновременно.

Спектральный анализ вибрации

Спектральный анализ основан на преобразовании временного сигнала вибрации в частотный спектр с помощью быстрого преобразования Фурье (БПФ). Анализ спектра позволяет точно локализовать дефект и определить поврежденный элемент подшипника по характерным частотам.

Тип дефекта Частотная характеристика Диагностический признак
Дефект наружного кольца BPFO (Ball Pass Frequency Outer) Стабильный пик на частоте BPFO без боковых полос
Дефект внутреннего кольца BPFI (Ball Pass Frequency Inner) Пик на частоте BPFI с боковыми полосами на оборотной частоте
Дефект тел качения BSF (Ball Spin Frequency) Пики на частоте BSF с боковыми полосами FTF
Дефект сепаратора FTF (Fundamental Train Frequency) Низкочастотные пики на частоте FTF

Анализ спектра огибающей

Метод спектра огибающей является классическим методом диагностики подшипников качения, позволяющим обнаружить дефекты на самой ранней стадии зарождения. Метод основан на демодуляции высокочастотного вибросигнала и анализе его огибающей. Сигнал пропускается через полосовой фильтр в резонансной зоне подшипникового узла (обычно 500 Гц - 40 кГц), затем выделяется огибающая сигнала и строится её спектр.

Преимущества метода огибающей:
- Высокая чувствительность к зарождающимся дефектам
- Возможность обнаружения дефектов с середины первого этапа развития
- Помехозащищенность от низкочастотных вибраций других узлов
- Точная локализация типа дефекта

Периодичность вибродиагностики строительных машин

Для строительных машин рекомендуется следующая периодичность вибродиагностического контроля:

Тип оборудования Режим работы Периодичность контроля
Экскаваторы карьерные Интенсивный (2-3 смены) 1 раз в неделю
Бульдозеры тяжелые Интенсивный 1 раз в 2 недели
Погрузчики фронтальные Умеренный (1-2 смены) 1 раз в месяц
Экскаваторы-погрузчики Умеренный 1 раз в месяц
Грейдеры Умеренный 1 раз в месяц

Тепловизионный контроль и контроль температуры

Контроль температуры подшипниковых узлов наряду с вибромониторингом является основным методом неразрушающего контроля технического состояния. Превышение допустимой температуры неизбежно приводит к снижению прочностных свойств стали подшипника вследствие отпуска металла, деградации смазочного материала и ускоренному износу.

Температурные нормы работы подшипников

Каждый подшипник рассчитан на работу в строго определенном температурном диапазоне. Для общепромышленных условий установлены следующие температурные критерии:

Температура подшипника Оценка состояния Действия
До +65°C Нормальная Продолжение эксплуатации
+65°C - +80°C Повышенная Усиленный контроль, проверка смазки
+80°C - +95°C Высокая Диагностика причин перегрева, планирование замены
Свыше +100°C Критическая Немедленная остановка, аварийная замена
Важно учитывать: При превышении 70°C на каждые 15°C рабочей температуры требуется вдвое увеличивать частоту смазывания подшипника.

Методы измерения температуры

Контактные методы измерения

Контактные методы предполагают непосредственный контакт датчика температуры с поверхностью подшипникового узла. Наиболее распространены электронные термометры с выносным щупом, термопары и терморезистивные датчики (RTD). Контактные методы обеспечивают высокую точность измерений и могут использоваться для постоянного мониторинга.

Встраиваемые датчики температуры:
Термопары типа K (хромель-алюмель): -200...+1370°C
RTD датчики Pt100: -200...+850°C
Точность: ±0,5-2°C
Время отклика: 0,1-5 секунд

Бесконтактные методы измерения

Для бесконтактного измерения температуры применяются инфракрасные термометры (пирометры) и тепловизоры. Эти приборы используются при плановых осмотрах, так как требуют прямой видимости объекта измерения. Необходимо учитывать, что истинная температура подшипника может отличаться от температуры корпуса на 15-20°C и более.

Тепловизионная диагностика

Тепловизионный контроль позволяет получать визуализированное температурное поле оборудования без остановки производства. Метод основан на регистрации инфракрасного излучения от поверхностей оборудования и преобразовании его в визуальное изображение (термограмму).

Применение тепловизионной диагностики на строительной технике:
- Обследование подшипников ходовой части экскаваторов и бульдозеров
- Контроль температуры подшипников поворотного круга
- Мониторинг подшипников электродвигателей и гидромоторов
- Диагностика редукторов и бортовых передач
- Выявление перегрузки механизмов

Причины повышения температуры подшипников

Причина Температурный профиль Сопутствующие признаки
Недостаток смазки Быстрый равномерный нагрев Повышение вибрации, металлический шум
Избыток смазки Постепенный нагрев до 80-90°C Выдавливание смазки через уплотнения
Несоосность валов Локальный перегрев одной стороны Вибрация на удвоенной оборотной частоте
Повреждение дорожек качения Неравномерный нагрев с пульсациями Ударные импульсы, металлический стук
Загрязнение смазки Постепенный рост температуры Абразивный шум, повышение вибрации

Акустическая диагностика и анализ шума

Акустическая диагностика основана на анализе звуковых колебаний, производимых подшипником в процессе работы. Метод является одним из наиболее доступных и позволяет выявлять дефекты как на слух (субъективный метод), так и с применением специализированных приборов (объективный метод).

Характерные акустические проявления дефектов

Тип шума Характеристика звука Диагноз
Незначительный ровный шум низкого тона Монотонный, без пульсаций Нормальное состояние подшипника
Глухой прерывистый шум Неравномерный, с периодическими изменениями Загрязнение смазки абразивными частицами
Звенящий металлический шум Высокочастотный металлический звон Недостаток смазки, повышенный радиальный зазор
Свистящий шум Высокочастотный свист Трение скольжения деталей подшипникового узла
Скрежет, частое постукивание Резкие металлические удары Повреждение сепаратора или тел качения
Глухие периодические удары Низкочастотные удары с регулярностью Ослабление посадки подшипника, дисбаланс ротора
Воющий звук, гремящий шум Интенсивный, нарастающий шум Серьезное повреждение элементов подшипника

Методы акустической диагностики

Субъективный анализ (слуховой метод)

Метод основан на прослушивании шума подшипника с помощью технического стетоскопа или акустического усилителя. Требует значительного опыта диагноста и «музыкального слуха». Позволяет быстро локализовать источник шума и получить предварительную оценку состояния подшипника.

Спектральный анализ шума

Наиболее информативный метод, позволяющий получить спектрограмму вибраций и выявить частоты, соответствующие конкретным дефектам. Для профессионального анализа используются анализаторы спектра звука и специализированное программное обеспечение.

Ультразвуковая акустическая диагностика

Ультразвуковые стетоскопы позволяют прослушивать диапазон ультразвуковых колебаний 20-100 кГц, связанный с повреждениями подшипников качения. Ультразвуковой сигнал преобразуется в слышимый диапазон, что позволяет диагносту выявлять дефекты на ранних стадиях.

Ультразвуковая диагностика:
Частотный диапазон: 20-100 кГц
Чувствительность: обнаружение микротрещин и начального выкрашивания
Преимущество: низкая чувствительность к фоновому шуму оборудования

Акустико-эмиссионный метод

Метод акустической эмиссии основан на регистрации упругих волн, возникающих при деформации и разрушении материала. Позволяет обнаруживать зарождающиеся трещины и области усталостного разрушения до их визуального проявления.

Комплексная диагностика и прогнозирование

Комплексный подход к диагностике подшипников строительных машин предполагает одновременное применение нескольких методов контроля. Это позволяет получить наиболее полную картину технического состояния и достоверно прогнозировать остаточный ресурс.

Интегрированная система мониторинга

Современные интегрированные системы мониторинга обеспечивают непрерывный контроль состояния подшипников в режиме реального времени. Такие системы включают датчики вибрации, температуры, давления в системе смазки и обеспечивают автоматическую обработку и анализ данных.

Компоненты интегрированной системы:
- Датчики виброускорения с частотным диапазоном до 20 кГц
- Термопары или RTD-датчики температуры
- Датчики давления в системе смазки
- Система сбора и передачи данных
- Программное обеспечение для анализа и визуализации
- Модуль автоматического оповещения о превышении пороговых значений

Прогнозирование остаточного ресурса

Прогнозирование остаточного ресурса подшипника основано на анализе трендов изменения диагностических параметров во времени. Методики прогнозирования регламентируются РД 26.260.004-91 «Прогнозирование остаточного ресурса оборудования по изменению параметров его технического состояния при эксплуатации».

Этапы развития дефектов подшипников

Этап Характеристика Остаточный ресурс Методы обнаружения
Этап 1 Зарождение дефекта, микротрещины 80-100% от расчетного Анализ огибающей, акустическая эмиссия
Этап 2 Развитие дефекта, начало выкрашивания 40-80% от расчетного Спектральный анализ, метод ударных импульсов
Этап 3 Прогрессирующее разрушение 10-40% от расчетного Измерение СКЗ вибрации, температурный контроль
Этап 4 Критическое состояние, предаварийное Менее 10% (дни-недели) Визуальный осмотр, аудиоконтроль

Критерии принятия решений

Решение о продолжении эксплуатации или замене подшипника принимается на основании комплексной оценки диагностических параметров:

Параметр Норма Предупреждение Тревога
СКЗ виброскорости, мм/с < 2,8 2,8 - 7,1 > 7,1
Температура подшипника, °C < 65 65 - 80 > 80
Пик-фактор < 3 3 - 6 > 6
Амплитуда на частоте дефекта, g < 0,5 0,5 - 1,0 > 1,0

Приборы и оборудование для диагностики

Виброметры и виброанализаторы

Современные виброанализаторы обеспечивают регистрацию и обработку вибрационных сигналов с последующим спектральным анализом. Приборы оснащаются встроенными или внешними датчиками виброускорения, поддерживают различные методы анализа и имеют базы данных подшипников для автоматического расчета характерных частот.

Стенды входного контроля подшипников

Стенды вибрационного контроля типа СВК-А, СП-180М, ПРОТОН-СПП используются для входного контроля качества подшипников перед установкой на оборудование. Стенды позволяют измерять вибрационные характеристики при заданной нагрузке и частоте вращения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52545.1-2006.

Характеристики стендов контроля:
Диапазон внутренних диаметров: 35-150 мм
Диапазон наружных диаметров: 42-320 мм
Частота вращения: 0-3000 об/мин
Осевая нагрузка: 0-2000 Н
Радиальная нагрузка: 0-2000 Н

Тепловизоры и пирометры

Для бесконтактного температурного контроля применяются инфракрасные термометры (пирометры) и тепловизоры. Современные тепловизоры обеспечивают температурное разрешение 0,05°C и позволяют сохранять термограммы для последующего анализа и архивирования.

Ультразвуковые детекторы

Ультразвуковые детекторы работают в диапазоне 20-100 кГц и применяются для обнаружения утечек газа, электрических разрядов и диагностики подшипников. Приборы преобразуют ультразвуковые колебания в слышимый диапазон с возможностью записи и анализа сигнала.

Практические рекомендации

Организация системы диагностики

Эффективная система диагностики подшипников строительных машин должна включать следующие элементы:

Основные компоненты системы:
1. График планового мониторинга с установленной периодичностью контроля
2. База данных оборудования с паспортными данными подшипников
3. Система регистрации и хранения результатов измерений
4. Пороговые значения диагностических параметров для каждого типа оборудования
5. Процедуры реагирования на превышение пороговых значений
6. Обученный персонал для проведения диагностики

Точки измерения вибрации

Измерения вибрации на подшипниковых опорах следует проводить в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикальном, горизонтальном и осевом. Датчик устанавливается на неподвижном корпусе подшипникового узла максимально близко к подшипнику.

Условия проведения измерений

Важные условия: Измерения следует проводить при стабильной нагрузке, близкой к номинальной, и после достижения рабочей температуры подшипников. Различные типы строительных машин имеют свои особенности конструкции и характерные дефекты, которые необходимо учитывать при проведении диагностики.

Документирование результатов

Результаты диагностики должны фиксироваться в протоколах с указанием даты, времени, условий измерений, измеренных значений параметров и заключения о техническом состоянии. Рекомендуется ведение трендовых графиков изменения параметров во времени для каждого контролируемого узла.

Часто задаваемые вопросы

Как часто необходимо проводить диагностику подшипников на экскаваторе при интенсивной эксплуатации?
При интенсивной эксплуатации экскаваторов (2-3 смены в день) рекомендуется проводить вибродиагностику не реже 1 раза в неделю, температурный контроль ежедневно перед началом работы. Для карьерных экскаваторов, работающих в особо тяжелых условиях, может потребоваться установка системы непрерывного мониторинга с автоматическим контролем вибрации и температуры в режиме реального времени.
Какая температура подшипника считается критической и требует немедленной остановки оборудования?
Критической температурой для общепромышленных подшипников считается +100°C и выше. При достижении этой температуры необходимо немедленно остановить оборудование и провести детальную диагностику. Длительная работа при температуре выше +100°C приводит к отпуску металла подшипниковой стали, деградации смазочного материала и может вызвать заклинивание подшипника с катастрофическими последствиями для оборудования.
Можно ли определить тип дефекта подшипника только по анализу вибрации без разборки узла?
Да, современные методы вибродиагностики, особенно спектральный анализ и анализ огибающей спектра, позволяют точно определить тип дефекта и локализовать поврежденный элемент подшипника (внутреннее кольцо, наружное кольцо, тела качения или сепаратор) без разборки узла. Анализ проводится на основе сравнения пиков в спектре с расчетными характерными частотами дефектов: BPFO для наружного кольца, BPFI для внутреннего кольца, BSF для тел качения и FTF для сепаратора.
Какой метод диагностики наиболее эффективен для обнаружения дефектов на ранней стадии?
Наиболее эффективным методом для обнаружения дефектов на ранней стадии является анализ спектра огибающей вибрационного сигнала. Этот метод позволяет выявлять дефекты примерно с середины первого этапа развития, когда остаточный ресурс подшипника составляет 80-100%. Метод обладает высокой помехозащищенностью и чувствительностью к высокочастотным ударным импульсам, возникающим при зарождении дефекта.
Почему подшипники на строительной технике выходят из строя быстрее, чем расчетный срок службы?
Ускоренный выход из строя подшипников строительной техники обусловлен комплексом неблагоприятных факторов: интенсивные ударные нагрузки при работе с грунтом, попадание абразивных частиц в подшипниковый узел, работа в условиях повышенной запыленности и влажности, вибрационные нагрузки от двигателя и гидросистемы, температурные перепады. Кроме того, частой причиной являются нарушения режимов смазки, использование некачественных смазочных материалов и несоблюдение сроков технического обслуживания.
Какие основные признаки указывают на необходимость замены подшипника бульдозера?
Основными признаками необходимости замены подшипника бульдозера являются: появление повышенного шума или нехарактерных звуков (скрежет, металлический стук, гул), повышение вибрации, рост температуры подшипникового узла выше 80°C, появление люфта в подшипниковом узле, утечка смазочного материала, изменение цвета корпуса в области подшипника (признак перегрева), наличие металлической стружки в смазке. При обнаружении хотя бы одного из этих признаков необходимо провести детальную диагностику.
Можно ли использовать обычный термометр для контроля температуры подшипников?
Обычный бытовой термометр не подходит для контроля температуры подшипников по нескольким причинам: недостаточный температурный диапазон, низкая скорость отклика, невозможность измерения на вращающихся элементах, низкая точность. Для профессионального контроля необходимо использовать либо контактные электронные термометры с выносным щупом и диапазоном измерений до +200°C, либо бесконтактные инфракрасные термометры (пирометры), либо встраиваемые термопары и RTD-датчики для постоянного мониторинга.
Сколько времени остается до отказа подшипника при обнаружении дефекта методом вибродиагностики?
Остаточный ресурс зависит от стадии развития дефекта. При обнаружении дефекта методом спектра огибающей на первом этапе развития остаточный ресурс составляет 80-100% от расчетного (от нескольких месяцев до года). На втором этапе (обнаружение методом ударных импульсов или спектральным анализом) остаточный ресурс составляет 40-80% (от нескольких недель до нескольких месяцев). На третьем этапе (обнаружение по повышению СКЗ вибрации) остаточный ресурс составляет 10-40% (от нескольких дней до нескольких недель). При достижении пика пик-фактора остаточный ресурс составляет всего 15-20 дней.
Какие подшипники в строительной технике наиболее подвержены износу и требуют повышенного внимания?
В строительной технике наиболее критичными являются: подшипники поворотного круга экскаватора (работают при высоких осевых и радиальных нагрузках), подшипники опорных катков и направляющих колес гусеничного хода (постоянное воздействие ударных нагрузок и загрязнения), подшипники бортовых редукторов (высокие нагрузки при трогании и торможении), подшипники рабочего оборудования (стрела, рукоять, ковш) - испытывают переменные нагрузки и вибрации. Эти узлы требуют еженедельного контроля при интенсивной эксплуатации.
Требуется ли специальное обучение персонала для проведения вибродиагностики подшипников?
Да, для профессионального проведения вибродиагностики необходимо специальное обучение. Диагност должен понимать принципы работы подшипников, знать методы вибрационного анализа, уметь интерпретировать спектры вибрации и огибающей, владеть программным обеспечением виброанализаторов. Рекомендуется прохождение специализированных курсов повышения квалификации по вибрационной диагностике. Для простого контроля общего уровня вибрации виброметром достаточно базового инструктажа, но для точной диагностики дефектов и прогнозирования остаточного ресурса необходима квалификация не ниже второй категории специалиста по вибродиагностике.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не может рассматриваться как руководство к действию или замена технической документации производителей оборудования. Информация, представленная в статье, основана на общедоступных источниках, действующих стандартах и технической литературе по состоянию на 2025 год.

При организации системы диагностики и технического обслуживания подшипников необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией конкретного оборудования, действующими нормативными документами и рекомендациями производителей. Принятие решений о продолжении эксплуатации или замене подшипников должно осуществляться квалифицированными специалистами на основании комплексной оценки технического состояния.

Автор не несет ответственности за возможные последствия применения информации из данной статьи без учета специфических условий эксплуатации оборудования и требований нормативной документации.

Источники

  1. ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 1. Основные положения»
  2. ГОСТ Р 52545.2-2012 (ИСО 15242-2:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 2. Радиальные и радиально-упорные шариковые подшипники»
  3. ГОСТ 24346-80 «Вибрация. Термины и определения»
  4. ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия»
  5. ГОСТ Р ИСО 13381-1-2016 «Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство»
  6. РД 26.260.004-91 «Методические указания. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования по изменению параметров его технического состояния при эксплуатации»
  7. Вибродиагностика. Методические материалы НИИ подшипниковой промышленности (ВНИПП)
  8. Техническая документация по тепловизионному контролю промышленного оборудования. Учебное пособие Д.А. Нестерук, В.П. Вавилов «Тепловой контроль и диагностика»
  9. Методические рекомендации по вибрационной диагностике подшипниковых узлов. Научно-технический центр вибродиагностики
  10. Материалы производителей подшипников SKF, NTN-SNR, Timken по техническому обслуживанию и диагностике

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.