Меню

Элементы трансмиссии зубчатые передачи и муфты

  • 24.04.2025
  • Познавательное

Элементы трансмиссии: зубчатые передачи и муфты

Содержание

  1. Основы зубчатых передач: прямозубые, косозубые
  2. Расчёт модуля, числа зубьев, угла наклона
  3. Критерии прочности по ISO 6336 / ГОСТ 21354
  4. Соединительные муфты: типы и расчёт нагрузки
  5. Практические примеры расчётов

Зубчатые передачи и муфты являются критически важными элементами трансмиссий в большинстве механических систем. Они обеспечивают передачу крутящего момента и мощности между валами, а также изменение скорости и направления вращения. Правильный подбор и расчет этих компонентов напрямую влияет на эффективность, надежность и долговечность всей механической системы.

В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты проектирования и расчета зубчатых передач и муфт, предоставим методики расчетов в соответствии с международными стандартами, а также приведем практические примеры для различных условий эксплуатации.

1. Основы зубчатых передач: прямозубые, косозубые

1.1. Классификация зубчатых передач

Зубчатые передачи классифицируются по нескольким параметрам, включая взаимное расположение осей валов, форму зубьев и характер передаваемого движения. Основные типы зубчатых передач:

Тип передачи Расположение осей КПД Особенности
Цилиндрическая прямозубая Параллельные 0,96-0,98 Простота изготовления, осевые силы отсутствуют
Цилиндрическая косозубая Параллельные 0,97-0,99 Плавность работы, наличие осевых сил
Коническая Пересекающиеся 0,95-0,97 Передача между валами под углом
Червячная Скрещивающиеся 0,70-0,85 Высокое передаточное отношение, самоторможение
Гипоидная Скрещивающиеся 0,94-0,97 Высокая нагрузочная способность, повышенное скольжение

1.2. Прямозубые передачи

Прямозубые цилиндрические передачи характеризуются простотой изготовления и монтажа. Зубья таких передач параллельны оси вращения. Основные преимущества:

  • Более высокий КПД в сравнении с другими типами при прочих равных условиях
  • Отсутствие осевых сил, что упрощает конструкцию подшипниковых узлов
  • Меньшая чувствительность к погрешностям межосевого расстояния

Основной недостаток прямозубых передач — неравномерность зацепления, приводящая к шуму и вибрациям при высоких скоростях.

1.3. Косозубые передачи

В косозубых передачах зубья расположены под некоторым углом к оси колеса. Это обеспечивает постепенное вхождение зубьев в зацепление, что значительно повышает плавность работы. Характеристики косозубых передач:

  • Более плавное зацепление и меньший уровень шума
  • Повышенная нагрузочная способность
  • Возможность работы при высоких скоростях
  • Наличие осевых сил, требующих дополнительных конструктивных решений

Осевая сила в косозубой передаче:

Fa = Ft × tg(β) (1)

где:

Fa — осевая сила, Н

Ft — окружная сила, Н

β — угол наклона зуба, град

2. Расчёт модуля, числа зубьев, угла наклона

2.1. Модуль зубчатого зацепления

Модуль зубьев является основным параметром зубчатого зацепления и определяет размер зубьев. Стандартный ряд модулей (в мм) согласно ГОСТ 9563: 0,1; 0,12; 0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32; 40; 50.

Для внешнего зацепления диаметр делительной окружности:

d = m × z (2)

где:

d — диаметр делительной окружности, мм

m — модуль зацепления, мм

z — число зубьев

Выбор модуля основывается на предварительном расчете по условиям прочности и изгибной выносливости зубьев. Ориентировочно модуль можно определить по формуле:

m ≥ Km × ∛(2T1 / (ψbd × z1 × [σF])) (3)

где:

Km — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки (1,1-1,3)

T1 — крутящий момент на ведущем валу, Н·м

ψbd — коэффициент ширины зубчатого венца

z1 — число зубьев шестерни

F] — допускаемое напряжение изгиба, МПа

2.2. Определение числа зубьев

Минимальное число зубьев зависит от угла наклона зубьев и коэффициента смещения. Для избежания подрезания зубьев при нулевом смещении рекомендуются следующие минимальные значения:

Тип зубчатой передачи Минимальное число зубьев
Прямозубая, x = 0 17
Косозубая, β = 8-15° 17 × cos³(β)
Прямозубая, x = 0,5 14
Шевронная 17 × cos³(β)

Число зубьев ведомого колеса определяется исходя из требуемого передаточного отношения:

z2 = z1 × i (4)

где:

z2 — число зубьев ведомого колеса

z1 — число зубьев ведущей шестерни

i — передаточное отношение

2.3. Выбор угла наклона зубьев

Для косозубых передач выбор угла наклона зубьев β влияет на плавность работы и нагрузочную способность. Рекомендуемые значения:

  • Для силовых передач: β = 8-15°
  • Для высокоскоростных передач: β = 15-30°
  • Для шевронных передач: β = 25-40°

Следует учитывать, что увеличение угла наклона приводит к росту осевых сил.

Пример расчета модуля зубчатой передачи

Исходные данные:

  • Крутящий момент на ведущем валу T₁ = 500 Н·м
  • Передаточное отношение i = 4
  • Число зубьев шестерни z₁ = 20
  • Коэффициент ширины ψbd = 8
  • Допускаемое напряжение изгиба [σF] = 400 МПа
  • Коэффициент Km = 1,2

Расчет по формуле (3):

m ≥ 1,2 × ∛(2 × 500 / (8 × 20 × 400)) = 1,2 × ∛(1000 / 64000) = 1,2 × ∛0,0156 = 1,2 × 0,25 = 0,3 мм

По стандартному ряду принимаем m = 3 мм для обеспечения запаса прочности.

Число зубьев колеса: z₂ = z₁ × i = 20 × 4 = 80

Диаметр делительной окружности шестерни: d₁ = m × z₁ = 3 × 20 = 60 мм

Диаметр делительной окружности колеса: d₂ = m × z₂ = 3 × 80 = 240 мм

3. Критерии прочности по ISO 6336 / ГОСТ 21354

3.1. Основные критерии прочности

Расчет зубчатых передач на прочность согласно стандартам ISO 6336 и ГОСТ 21354 производится по двум основным критериям:

  • Контактная прочность — расчет на предотвращение усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев
  • Изгибная прочность — расчет на предотвращение усталостного излома зубьев

3.2. Расчет на контактную прочность

Расчетное контактное напряжение должно быть меньше или равно допускаемому:

σH = ZH × ZE × Zε × Zβ × √(Ft × KA × KV × K × K / (b × d1 × i/(i+1))) ≤ [σH] (5)

где:

ZH — коэффициент формы сопряженных поверхностей

ZE — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов

Zε — коэффициент суммарной длины контактных линий

Zβ — коэффициент, учитывающий наклон зуба

Ft — окружная сила, Н

KA — коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку

KV — коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику

K — коэффициент распределения нагрузки между зубьями

K — коэффициент распределения нагрузки по ширине венца

b — ширина венца, мм

d1 — диаметр делительной окружности шестерни, мм

3.3. Расчет на изгибную прочность

Расчетное напряжение изгиба должно быть меньше или равно допускаемому:

σF = (Ft × KA × KV × K × K) / (b × m) × YF × YS × Yβ × Yε ≤ [σF] (6)

где:

YF — коэффициент формы зуба

YS — коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений

Yβ — коэффициент наклона зуба

Yε — коэффициент перекрытия

K — коэффициент распределения нагрузки между зубьями

K — коэффициент распределения нагрузки по ширине венца

3.4. Допускаемые напряжения

Допускаемые напряжения зависят от материала, термической обработки, срока службы и режима работы передачи:

Материал Термообработка H], МПа F], МПа
Сталь 45 Нормализация 550-650 150-200
Сталь 40Х Улучшение 700-800 300-350
Сталь 40Х Объемная закалка 850-950 400-450
Сталь 18ХГТ Цементация 1200-1300 500-550
Сталь 20Х2Н4А Цементация 1300-1400 550-600

Уточненный расчет допускаемых напряжений:

H] = σH lim × ZN × ZL × ZR × ZV × ZW × ZX / SH (7)

F] = σF lim × YN × Yδ × YR × YX / SF (8)

где коэффициенты учитывают влияние различных факторов (ресурс, размеры, шероховатость и т.д.), а SH и SF — коэффициенты запаса прочности.

4. Соединительные муфты: типы и расчёт нагрузки

4.1. Классификация соединительных муфт

Муфты являются важными элементами трансмиссий, обеспечивающими соединение валов и передачу крутящего момента. По функциональному назначению муфты подразделяются на:

Тип муфты Характеристики Применение
Жесткие (втулочные, фланцевые) Жесткое соединение, высокий КПД, простота конструкции Соединение соосных валов без компенсации отклонений
Компенсирующие (зубчатые, цепные) Компенсация небольших отклонений, высокая нагрузочная способность Соединение валов с возможными отклонениями по соосности
Упругие (с резиновыми элементами, пружинные) Демпфирование ударов, снижение колебаний Системы с переменными нагрузками, транспорт
Сцепные (кулачковые, фрикционные) Возможность управляемого включения/выключения Станки, автомобили, приводы с необходимостью отключения
Предохранительные (фрикционные, со срезными штифтами) Защита от перегрузок Системы с возможными пиковыми нагрузками
Самоуправляемые (центробежные) Автоматическое включение при заданной скорости Двигатели внутреннего сгорания, ветрогенераторы

4.2. Виброгасящие муфты

Виброгасящие муфты эффективно снижают амплитуду колебаний и поглощают ударные нагрузки благодаря упругим элементам. Основные типы:

  • Втулочно-пальцевые муфты (МУВП) — имеют резиновые втулки, надетые на металлические пальцы
  • Муфты с торообразным упругим элементом — используют резиновые кольца тороидальной формы
  • Сильфонные муфты — металлический гофрированный элемент обеспечивает компенсацию несоосности и поглощение вибраций
  • Спиральные муфты — имеют упругий элемент в виде спирали, эффективны для точных приводов

4.3. Подбор муфты по крутящему моменту

Основным критерием подбора муфты является расчетный крутящий момент, который должен быть меньше допускаемого для выбранной муфты:

Tрасч = K1 × K2 × K3 × Tном ≤ [T] (9)

где:

Tрасч — расчетный крутящий момент, Н·м

Tном — номинальный крутящий момент при длительной работе, Н·м

K1 — коэффициент режима работы (динамичности нагрузки)

K2 — коэффициент, учитывающий частоту пусков

K3 — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации

Характер нагрузки K1 Частота пусков K2 Условия эксплуатации K3
Равномерная 1,0 До 100 в час 1,0 Нормальные 1,0
Умеренные толчки 1,3 100-200 в час 1,2 Повышенная температура 1,1
Значительные толчки 1,8 Более 200 в час 1,5 Повышенная влажность 1,2
Сильные удары 2,5 Частые реверсы 1,8 Агрессивная среда 1,4

4.4. Основные характеристики соединительных муфт

При выборе муфты необходимо учитывать не только крутящий момент, но и другие параметры:

  • Максимальная угловая несоосность — максимально допустимый угол между осями соединяемых валов
  • Максимальное радиальное смещение — допустимое смещение осей в радиальном направлении
  • Максимальное осевое смещение — допустимое смещение вдоль оси
  • Жесткость — сопротивление упругой деформации при передаче крутящего момента
  • Демпфирующая способность — способность поглощать колебания и удары
  • Момент инерции — влияет на динамические характеристики системы

Пример подбора муфты

Исходные данные:

  • Номинальный крутящий момент Tном = 400 Н·м
  • Характер нагрузки — умеренные толчки (K1 = 1,3)
  • Частота пусков — 150 в час (K2 = 1,2)
  • Нормальные условия эксплуатации (K3 = 1,0)

Расчет по формуле (9):

Tрасч = 1,3 × 1,2 × 1,0 × 400 = 624 Н·м

Требуется выбрать муфту с допускаемым крутящим моментом [T] ≥ 624 Н·м.

По каталогу выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту МУВП-10 с [T] = 1000 Н·м, что обеспечивает коэффициент запаса K = 1000/624 = 1,6.

5. Практические примеры расчётов

5.1. Расчет прямозубой цилиндрической передачи

Рассмотрим пример комплексного расчета прямозубой цилиндрической передачи.

Пример расчета прямозубой передачи

Исходные данные:

  • Передаваемая мощность P = 15 кВт
  • Частота вращения шестерни n1 = 1450 об/мин
  • Передаточное отношение i = 3,5
  • Срок службы 10000 часов
  • Материал шестерни и колеса — сталь 40Х, термообработка — улучшение

Шаг 1. Определение крутящего момента на шестерне:

T1 = 9550 × P / n1 = 9550 × 15 / 1450 = 98,8 Н·м

Шаг 2. Предварительное определение межосевого расстояния:

aw = Ka × (T1 × KH × KΣ × i/(i+1) × [σH]²)1/3

Принимаем: Ka = 49, KH = 1,3, KΣ = 1,2, [σH] = 750 МПа

aw = 49 × (98,8 × 1,3 × 1,2 × 3,5/4,5 × 750²)1/3 = 49 × 0,28 = 137 мм

Шаг 3. Выбор модуля зацепления:

Принимаем ψba = 0,4 (ширина колеса относительно aw)

m = (2 × aw) / (z1 + z2)

Предварительно: z1 = 20, z2 = 20 × 3,5 = 70

m = (2 × 137) / (20 + 70) = 274 / 90 = 3,04 мм

По стандартному ряду принимаем m = 3 мм

Шаг 4. Уточнение чисел зубьев:

z1 = 20, z2 = z1 × i = 20 × 3,5 = 70

Фактическое передаточное отношение: iф = z2 / z1 = 70 / 20 = 3,5

Шаг 5. Расчет основных геометрических параметров:

Делительные диаметры: d1 = m × z1 = 3 × 20 = 60 мм, d2 = m × z2 = 3 × 70 = 210 мм

Межосевое расстояние: aw = (d1 + d2) / 2 = (60 + 210) / 2 = 135 мм

Ширина венца: b = ψba × aw = 0,4 × 135 = 54 мм, принимаем b = 55 мм

Шаг 6. Проверка по контактным напряжениям:

Ft = 2000 × T1 / d1 = 2000 × 98,8 / 60 = 3293 Н

σH = ZH × ZE × Zε × √(Ft × KA × KV × K × K / (b × d1) × i/(i+1))

Принимаем: ZH = 1,76, ZE = 190 √МПа, Zε = 0,94, KA = 1,25, KV = 1,1, K = 1,0, K = 1,1

σH = 1,76 × 190 × 0,94 × √(3293 × 1,25 × 1,1 × 1,0 × 1,1 / (55 × 60) × 3,5/4,5) = 312 × √1,63 = 312 × 1,28 = 399 МПа

399 МПа < [σH] = 750 МПа — условие выполняется

Шаг 7. Проверка по напряжениям изгиба:

σF1 = (Ft × KA × KV × K × K) / (b × m) × YF1 × YS × Yβ

Принимаем: YF1 = 3,96, YS = 1,7, Yβ = 1,0, K = 1,0, K = 1,15

σF1 = (3293 × 1,25 × 1,1 × 1,0 × 1,15) / (55 × 3) × 3,96 × 1,7 × 1,0 = 4927 / 165 × 6,73 = 200 МПа

200 МПа < [σF] = 330 МПа — условие выполняется

5.2. Расчет косозубой передачи

Рассмотрим особенности расчета косозубой цилиндрической передачи, которая обеспечивает более плавную работу.

Особенности расчета косозубой передачи

При расчете косозубой передачи по сравнению с прямозубой учитываются следующие отличия:

  1. Диаметр делительной окружности: d = m × z / cos(β)
  2. Минимальное число зубьев для предотвращения подрезания: zmin = 17 × cos³(β)
  3. Осевая сила: Fa = Ft × tg(β)
  4. Коэффициент торцевого перекрытия увеличивается, что повышает плавность работы
  5. При расчете на прочность используются специальные коэффициенты наклона зуба Zβ и Yβ

Пример: для передачи с β = 15°, z1 = 25, m = 3 мм

d1 = 3 × 25 / cos(15°) = 75 / 0,9659 = 77,6 мм

При Ft = 5000 Н, осевая сила составит: Fa = 5000 × tg(15°) = 5000 × 0,2679 = 1340 Н

5.3. Расчет соединительной муфты для валов редуктора

Правильный выбор муфты обеспечивает надежную работу трансмиссии и защиту от перегрузок.

Пример подбора сильфонной муфты

Исходные данные:

  • Крутящий момент Tном = 250 Н·м
  • Частота вращения n = 1500 об/мин
  • Радиальное смещение валов Δr = 0,3 мм
  • Угловое смещение Δα = 0,5°
  • Характер нагрузки — с умеренными толчками

Шаг 1. Определение расчетного крутящего момента:

Tрасч = K1 × K2 × K3 × Tном = 1,3 × 1,1 × 1,0 × 250 = 357,5 Н·м

Шаг 2. Выбор сильфонной муфты по каталогу:

По каталогу выбираем сильфонную муфту с следующими характеристиками:

  • Номинальный крутящий момент [T] = 400 Н·м > Tрасч = 357,5 Н·м
  • Максимальное радиальное смещение [Δr] = 0,5 мм > Δr = 0,3 мм
  • Максимальное угловое смещение [Δα] = 1° > Δα = 0,5°
  • Момент инерции J = 0,008 кг·м²
  • Жесткость cT = 15000 Н·м/рад

Выбранная муфта обеспечивает необходимый запас по крутящему моменту и допустимым смещениям.

Шаг 3. Проверка на резонансные колебания:

Собственная частота крутильных колебаний:

f0 = (1/2π) × √(cT/J) = (1/2π) × √(15000/0,008) = 217 Гц

Частота вращения в Гц: f = n/60 = 1500/60 = 25 Гц

Поскольку f0 > 5f, резонанс не возникает.

Полезные ссылки по теме

В нашем каталоге вы найдете широкий выбор элементов трансмиссии для различных применений:

Заявление об ограничении ответственности: Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Все расчеты и рекомендации следует проверять и адаптировать к конкретным условиям применения. Автор и компания не несут ответственности за любые ошибки, неточности или последствия использования информации из данной статьи. Для ответственных расчетов рекомендуется обращаться к профессиональным инженерам.

Источники информации

  1. ГОСТ 21354-87 "Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность"
  2. ISO 6336 "Calculation of load capacity of spur and helical gears"
  3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. "Конструирование узлов и деталей машин" – М.: Высшая школа, 2019.
  4. Решетов Д.Н. "Детали машин" – М.: Машиностроение, 2018.
  5. Анурьев В.И. "Справочник конструктора-машиностроителя" – М.: Машиностроение, 2020.

Купить элементы трансмиссии: зубчатые передачи и муфты по низкой цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор элементов трансмиссии. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.