Меню

Как правильно подобрать разъёмный корпус

  • 04.04.2025
  • Познавательное

Как правильно подобрать разъёмный корпус по размеру подшипника и условиям работы

1. Введение

Разъёмные корпуса подшипников представляют собой важнейший компонент многих промышленных механизмов и оборудования. Правильный подбор корпуса подшипника не только обеспечивает надёжную работу механизма, но и существенно влияет на долговечность самого подшипника, энергоэффективность системы и затраты на техническое обслуживание. При этом ошибки в выборе корпуса могут привести к преждевременному выходу из строя как самого подшипника, так и всего узла.

В этой статье мы подробно рассмотрим методику подбора разъёмных корпусов подшипников с учётом различных факторов: размеров подшипника, условий эксплуатации, характера и величины нагрузок, требований к монтажу и обслуживанию, а также особенностей конкретных производителей. Материал статьи основан на технических стандартах, рекомендациях ведущих производителей и практическом опыте эксплуатации.

Важно: Разъёмные корпуса подшипников (split bearing housings) отличаются от цельных конструкций возможностью монтажа и демонтажа без снятия соединяемых деталей, что значительно упрощает обслуживание и ремонт оборудования. Эта особенность делает их незаменимыми в ряде промышленных применений, особенно для длинных валов и труднодоступных узлов.

2. Основные параметры подшипников и их корпусов

Для правильного подбора разъёмного корпуса необходимо понимать основные параметры как самого подшипника, так и корпуса, в который он будет установлен.

2.1 Ключевые размеры подшипников

Основные размеры подшипника, влияющие на выбор корпуса:

  • d — внутренний диаметр (диаметр отверстия) подшипника
  • D — наружный диаметр подшипника
  • B — ширина подшипника

Для сферических роликоподшипников также важен параметр:

r — радиус сферы наружного кольца

2.2 Стандартные обозначения разъёмных корпусов

Разъёмные корпуса обычно маркируются в соответствии с типоразмером подшипника, для которого они предназначены. Общая структура маркировки:

[Серия корпуса] + [Размерный номер] + [Модификация]

Например: SNL 518-615 — корпус серии SNL для подшипника с внутренним диаметром 80 мм

Параметр Описание Влияние на выбор
Серия корпуса SNL, SD, SNG, SE и др. Определяет общую конструкцию и назначение
Размерный номер Числовое обозначение, связанное с диаметром вала Определяет соответствие размерам подшипника
Модификация Буквенно-цифровые суффиксы, указывающие на особенности Указывает на наличие специальных свойств (уплотнения, смазка и т.д.)

3. Типы разъёмных корпусов и их особенности

Современная промышленность предлагает различные типы разъёмных корпусов, каждый из которых имеет свои особенности и область применения.

3.1 Основные серии разъёмных корпусов

Серия Производитель Особенности Типичное применение
SNL SKF Универсальные, широкий размерный ряд, возможность использования различных уплотнений Общее машиностроение, конвейеры, вентиляторы
SE SKF Экономичные, меньше габариты, меньший выбор уплотнений Лёгкие условия эксплуатации, небольшие нагрузки
SNG SKF Повышенная прочность, для больших нагрузок Тяжёлое оборудование, высокие нагрузки
SD SKF Для больших диаметров валов (от 150 мм) Тяжёлое промышленное оборудование
SNV FAG (Schaeffler) Универсальные, компактные Широкий спектр применений
SAF Timken Высокая нагрузочная способность Тяжёлое машиностроение, прокатные станы
SDAF Timken Для экстремальных нагрузок Металлургия, горнодобывающая промышленность

3.2 Конструктивные особенности

Разъёмные корпуса подшипников имеют ряд конструктивных особенностей, влияющих на их выбор:

  • Материал корпуса — обычно серый чугун, но для особых условий используются стальные, композитные или коррозионностойкие варианты;
  • Тип разъёма — горизонтальный (наиболее распространён) или вертикальный (для специальных применений);
  • Способ крепления к основанию — на лапах, фланцевые, натяжные и др.;
  • Система уплотнений — лабиринтные, контактные, комбинированные;
  • Система смазки — масляная, консистентная, с возможностью подключения к централизованной системе.

4. Критерии выбора разъёмных корпусов

Выбор правильного разъёмного корпуса требует комплексного анализа нескольких факторов:

4.1 Основные критерии выбора

  • Соответствие размерам подшипника — базовый критерий, определяющий физическую совместимость;
  • Нагрузочная способность — корпус должен выдерживать все виды нагрузок, действующих на подшипник;
  • Условия эксплуатации — температура, влажность, наличие загрязнений, вибрация и другие факторы;
  • Требования к монтажу и обслуживанию — доступность для осмотра, возможность повторного смазывания;
  • Тип и метод смазки — консистентная или жидкая, периодическая или непрерывная;
  • Скоростной режим — для высокоскоростных применений важны дополнительные требования;
  • Уровень шума и вибрации — для некоторых применений критичны низкие значения;
  • Стоимость и доступность — экономический фактор, влияющий на выбор.

Внимание! При выборе разъёмного корпуса подшипника неправильно фокусироваться только на одном критерии. Даже идеальное соответствие размерам при игнорировании условий эксплуатации может привести к преждевременному выходу системы из строя.

5. Согласование размеров подшипника и корпуса

Ключевым этапом является правильное согласование размеров подшипника и внутренних размеров корпуса.

5.1 Методика подбора по размерам

Основные этапы подбора:

  1. Определение типа и основных размеров подшипника (d, D, B);
  2. Выбор серии корпуса, соответствующей типу подшипника;
  3. Определение размерного номера корпуса на основе внутреннего диаметра подшипника;
  4. Проверка соответствия внутренних размеров корпуса наружным размерам подшипника;
  5. Учёт дополнительных элементов (уплотнения, стопорные кольца и т.д.).

5.2 Таблица соответствия подшипников и корпусов

Диаметр вала (мм) Типичный подшипник Корпус SKF Корпус FAG Корпус Timken
25 1205 K SNL 505 SNV 120 SAF 522
30 1206 K SNL 506 SNV 130 SAF 526
35 1207 K SNL 507 SNV 140 SAF 530
40 1208 K SNL 508 SNV 150 SAF 534
45 1209 K SNL 509 SNV 160 SAF 538
50 1210 K SNL 510 SNV 170 SAF 544
60 1212 K SNL 512 SNV 190 SAF 552
70 1214 K SNL 514 SNV 210 SAF 560
80 1216 K SNL 516 SNV 230 SAF 568
90 1218 K SNL 518 SNV 250 SAF 575
100 1220 K SNL 520 SNV 270 SAF 584

Для подбора корпуса можно использовать следующую формулу взаимосвязи между внутренним диаметром подшипника и типоразмером корпуса (на примере SKF SNL):

Номер корпуса SNL = 500 + (d ÷ 5)

где d — внутренний диаметр подшипника в мм.

Например, для подшипника с d = 50 мм:

Номер корпуса = 500 + (50 ÷ 5) = 500 + 10 = 510

То есть подойдёт корпус SNL 510.

Примечание: Данная формула является упрощённой и применима не ко всем сериям. Для точного подбора всегда необходимо обращаться к каталогам производителей.

6. Расчёт нагрузок и подбор корпусов

После определения размерного соответствия необходимо проверить, соответствует ли выбранный корпус действующим нагрузкам.

6.1 Типы нагрузок

  • Радиальная нагрузка (Fr) — действует перпендикулярно оси вала;
  • Осевая нагрузка (Fa) — действует вдоль оси вала;
  • Комбинированная нагрузка — сочетание радиальной и осевой составляющих;
  • Динамическая нагрузка — меняющаяся во времени нагрузка;
  • Ударная нагрузка — кратковременное интенсивное воздействие.

6.2 Расчёт эквивалентной нагрузки

Для оценки совместного воздействия различных типов нагрузок используется понятие эквивалентной нагрузки:

P = X · Fr + Y · Fa

где:

P — эквивалентная динамическая нагрузка;

Fr — радиальная нагрузка;

Fa — осевая нагрузка;

X, Y — коэффициенты радиальной и осевой нагрузки (зависят от типа подшипника).

При наличии ударных нагрузок вводится дополнительный коэффициент:

Pэкв = Ka · P

где Ka — коэффициент ударной нагрузки:

Ka = 1,0-1,2 для лёгких ударов;

Ka = 1,2-1,5 для умеренных ударов;

Ka = 1,5-3,0 для сильных ударов.

6.3 Проверка соответствия корпуса нагрузкам

Выбранный корпус должен удовлетворять условию:

Pэкв ≤ Pдоп

где Pдоп — допустимая нагрузка на корпус (указывается в каталоге производителя).

Пример расчёта

Исходные данные:

  • Радиальная нагрузка Fr = 12 кН
  • Осевая нагрузка Fa = 3 кН
  • Сферический роликоподшипник 1214 K (коэффициенты X = 1, Y = 2,7)
  • Умеренные ударные нагрузки (Ka = 1,3)

Расчёт:

  1. P = X · Fr + Y · Fa = 1 · 12 + 2,7 · 3 = 12 + 8,1 = 20,1 кН
  2. Pэкв = Ka · P = 1,3 · 20,1 = 26,13 кН

Из каталога SKF: корпус SNL 514 имеет допустимую нагрузку Pдоп = 50 кН

Проверка: Pэкв = 26,13 кН ≤ Pдоп = 50 кН — условие выполняется, корпус подходит.

7. Учёт условий эксплуатации

Условия эксплуатации значительно влияют на выбор разъёмного корпуса подшипника.

7.1 Температурный режим

Температурный диапазон Рекомендации по выбору Примечания
От -20°C до +80°C Стандартные чугунные корпуса без модификаций Подходит большинство серий (SNL, SNG, SE и др.)
От -40°C до -20°C Корпуса со специальными уплотнениями для низких температур Требуются специальные смазки
От +80°C до +150°C Корпуса с увеличенными зазорами, специальными уплотнениями Необходимо учитывать тепловое расширение
Свыше +150°C Специальные высокотемпературные исполнения, часто стальные Консультация с производителем обязательна
С резкими перепадами Корпуса с компенсаторами теплового расширения Специальные конструкции

7.2 Влияние окружающей среды

  • Высокая влажность — требуются корпуса с усиленной защитой от коррозии, специальными уплотнениями;
  • Пыль и абразивные частицы — необходимы многоступенчатые уплотнения, возможно применение продувки;
  • Агрессивные химические среды — корпуса из нержавеющей стали или с защитным покрытием;
  • Взрывоопасные среды — специальные исполнения с антистатическими свойствами, соответствующие ATEX;
  • Пищевая и фармацевтическая промышленность — корпуса из нержавеющей стали с возможностью санитарной обработки.

7.3 Скоростной режим

Скорость вращения вала влияет на выбор конструкции корпуса и системы смазки:

Скоростной фактор Рекомендации
Низкие скорости (n·dm < 100 000) Стандартные конструкции, консистентная смазка
Средние скорости (n·dm = 100 000 - 300 000) Повышенное внимание к качеству поверхностей, консистентная или масляная смазка
Высокие скорости (n·dm > 300 000) Специальные корпуса с улучшенным теплоотводом, масляная смазка, возможно с принудительной циркуляцией

n·dm = n · (d + D)/2

где:

n — частота вращения, об/мин;

d — внутренний диаметр подшипника, мм;

D — наружный диаметр подшипника, мм;

dm — средний диаметр подшипника, мм.

Важно! При выборе корпуса для высокоскоростных применений особое внимание следует уделить балансировке вала и качеству монтажа. Даже небольшое несоосность может привести к значительным вибрациям и преждевременному выходу из строя.

8. Выбор уплотнений для разъёмных корпусов

Эффективность работы разъёмного корпуса во многом зависит от правильного выбора уплотнений.

8.1 Типы уплотнений

Тип уплотнения Применимость Преимущества Недостатки
Лабиринтные (бесконтактные) Высокие скорости, умеренные загрязнения Не изнашиваются, низкое трение Ограниченная защита от тонкой пыли и жидкостей
Фетровые кольца Низкие и средние скорости, сухие условия Простота, низкая стоимость Недолговечность, плохая защита от жидкостей
Манжетные (контактные) Низкие и средние скорости, влажные условия Хорошая защита от влаги и пыли Износ, трение, ограничение по скорости
V-образные кольца Средние скорости, умеренные загрязнения Хорошая защита от пыли, простота монтажа Умеренный износ, ограниченный срок службы
Таконитовые уплотнения Тяжёлые условия, высокие загрязнения Отличная защита от абразивных частиц Высокое трение, сложность конструкции
Комбинированные Универсальные, тяжёлые условия Многоступенчатая защита Сложность, высокая стоимость

8.2 Критерии выбора уплотнений

  • Характер загрязнений (пыль, влага, абразивные частицы);
  • Скорость вращения вала;
  • Температура эксплуатации;
  • Требования к обслуживанию;
  • Давление среды (при наличии перепада давлений);
  • Тип смазки (консистентная или масляная).

Для оценки срока службы контактных уплотнений можно использовать формулу:

T = k · (vпред/v)3

где:

T — ожидаемый срок службы уплотнения, ч;

k — коэффициент, зависящий от типа уплотнения и условий работы (1000-3000);

vпред — предельная скорость для данного типа уплотнения, м/с;

v — фактическая окружная скорость вала, м/с.

9. Рекомендации по монтажу

Правильный монтаж разъёмного корпуса — важный фактор, влияющий на срок службы всего узла.

9.1 Подготовка к монтажу

  • Проверить соответствие размеров корпуса и подшипника;
  • Убедиться в отсутствии повреждений и загрязнений на поверхностях;
  • Подготовить необходимые инструменты и приспособления;
  • Проверить соосность отверстий в опорной поверхности;
  • Удостовериться в достаточной жёсткости фундамента.

9.2 Последовательность монтажа

  1. Установка нижней половины корпуса на основание;
  2. Выравнивание и закрепление корпуса (затяжка анкерных болтов);
  3. Установка нижней половины подшипника на вал (при использовании разъёмных подшипников);
  4. Размещение вала с подшипником в нижней половине корпуса;
  5. Установка уплотнительных элементов;
  6. Монтаж верхней половины подшипника (при использовании разъёмных подшипников);
  7. Установка верхней половины корпуса;
  8. Затяжка соединительных болтов с рекомендуемым моментом;
  9. Проверка свободного вращения вала;
  10. Заполнение корпуса смазкой;
  11. Монтаж крышек и дополнительных элементов.

9.3 Контроль качества монтажа

  • Проверка соосности — максимально допустимое отклонение обычно не более 0,001 от диаметра вала;
  • Контроль затяжки болтов — согласно рекомендациям производителя;
  • Проверка зазоров — особенно при использовании подшипников с цилиндрическим отверстием;
  • Контроль уровня смазки — соответствие рекомендованным объёмам;
  • Пробный запуск — контроль температуры, вибрации и шума.

Внимание! При монтаже разъёмных корпусов критически важно соблюдать моменты затяжки болтов. Недостаточная затяжка приведёт к смещению корпуса и подшипника при нагрузке, а чрезмерная — к деформации корпуса и нарушению работы подшипника.

Размер болта Рекомендуемый момент затяжки (Нм)
M10 40-50
M12 70-85
M16 150-180
M20 280-340
M24 480-580
M30 950-1150

10. Сравнительный анализ производителей

На рынке представлено множество производителей разъёмных корпусов подшипников, каждый из которых имеет свои особенности.

10.1 Основные производители и их характеристики

Производитель Основные серии Особенности Сильные стороны
SKF SNL, SE, SNG, SD Широкий размерный ряд, глобальная доступность Высокое качество, техническая поддержка
FAG (Schaeffler) SNV, SNG Компактные размеры, инновационные решения Европейское качество, точность изготовления
Timken SAF, SDAF Высокая прочность, для тяжёлых условий Надёжность в экстремальных условиях
NSK SN, SD Оптимизированная конструкция Высокая точность, сниженное энергопотребление
NTN SNC, SN, SNR Хорошее соотношение цена/качество Долговечность, стабильная работа
Rexnord (Link-Belt) PB, SAF Ориентация на тяжёлое машиностроение Надёжность в тяжёлых условиях эксплуатации
FYH SN Доступная цена, оптимизированный дизайн Широкая дистрибьюторская сеть
Dodge (ABB) Imperial, ISAF Специализированные решения для различных отраслей Простота обслуживания, длительный срок службы

10.2 Взаимозаменяемость корпусов от разных производителей

Большинство корпусов от разных производителей имеют схожие монтажные размеры, но могут отличаться в деталях:

  • Расстояние между монтажными отверстиями;
  • Высота от центра вала до основания;
  • Конструкция уплотнений;
  • Система фиксации подшипника.

При замене корпуса на аналог от другого производителя необходимо тщательно проверить все критические размеры и особенности конструкции.

Совет: При выборе между несколькими производителями учитывайте не только техническую совместимость, но и доступность запасных частей и комплектующих в вашем регионе, а также возможность получения технической поддержки.

11. Практические примеры подбора

Рассмотрим несколько практических примеров подбора разъёмных корпусов для различных условий эксплуатации.

11.1 Пример 1: Конвейерный ролик

Исходные данные:

  • Диаметр вала: 40 мм
  • Радиальная нагрузка: 8 кН
  • Осевая нагрузка: незначительная
  • Скорость вращения: 600 об/мин
  • Условия: умеренная запылённость, возможны брызги воды
  • Температура окружающей среды: от +5°C до +40°C

Процесс подбора:

  1. Выбор подшипника: сферический роликоподшипник 1208 K (самоустанавливающийся)
  2. Определение серии корпуса: стандартная серия SNL от SKF
  3. Расчёт номера корпуса: 500 + (40 ÷ 5) = 508 → SNL 508
  4. Выбор уплотнений: двойное лабиринтное уплотнение с дополнительной защитой от влаги
  5. Выбор смазки: консистентная литиевая смазка NLGI 2

Результат: Корпус SNL 508-608 с двойными лабиринтными уплотнениями

11.2 Пример 2: Вентилятор промышленной системы охлаждения

Исходные данные:

  • Диаметр вала: 65 мм
  • Радиальная нагрузка: 15 кН
  • Осевая нагрузка: 3 кН (от действия крыльчатки)
  • Скорость вращения: 1450 об/мин
  • Условия: чистое помещение, возможны вибрации
  • Температура окружающей среды: от +20°C до +80°C

Процесс подбора:

  1. Расчёт скоростного фактора: n·dm = 1450 · (65 + 120)/2 = 134 125 (средняя скорость)
  2. Выбор подшипника: сферический роликоподшипник 1213 K
  3. Определение эквивалентной нагрузки: P = 15 + 2 · 3 = 21 кН
  4. Выбор серии корпуса: SNL (с учётом нагрузки и вибрации)
  5. Расчёт номера корпуса: SNL 513
  6. Выбор уплотнений: контактные манжеты для защиты от возможного пыления
  7. Выбор смазки: высокотемпературная смазка SKF LGHP 2

Результат: Корпус SNL 513-611 с контактными манжетными уплотнениями и повышенной точностью изготовления

11.3 Пример 3: Приводной вал дробилки

Исходные данные:

  • Диаметр вала: 130 мм
  • Радиальная нагрузка: 95 кН
  • Осевая нагрузка: 20 кН
  • Скорость вращения: 300 об/мин
  • Условия: высокая запылённость, возможны удары и вибрации
  • Температура окружающей среды: от -10°C до +45°C

Процесс подбора:

  1. Расчёт коэффициента ударной нагрузки: Ka = 1,8 (сильные удары)
  2. Определение эквивалентной нагрузки: P = 95 + 3 · 20 = 155 кН, Pэкв = 1,8 · 155 = 279 кН
  3. Выбор серии корпуса: для таких нагрузок требуется усиленная серия SNG или SDAF
  4. Выбор конкретной модели: SNG 528 (SKF) или SDAF 520 (Timken)
  5. Выбор уплотнений: многоступенчатое таконитовое уплотнение для защиты от абразивной пыли
  6. Система смазки: принудительная циркуляционная

Результат: Корпус SNG 528 с таконитовыми уплотнениями и подключением к централизованной системе смазки

12. Заключение

Правильный подбор разъёмного корпуса подшипника — это комплексная задача, требующая учёта множества факторов: от базовых размеров подшипника до специфики условий эксплуатации. Следуя изложенной в статье методике, можно выбрать оптимальное решение, обеспечивающее надёжную и долговечную работу оборудования при минимальных затратах на обслуживание.

При подборе разъёмных корпусов необходимо помнить о ключевых принципах:

  • Тщательно анализировать все условия эксплуатации;
  • Учитывать не только статические, но и динамические нагрузки;
  • Обращать внимание на систему уплотнений и смазки;
  • Не экономить на качестве в ответственных узлах;
  • При необходимости консультироваться со специалистами производителя;
  • Учитывать доступность запасных частей и сервисного обслуживания.

При выборе разъёмных корпусов подшипников важно учитывать не только технические характеристики, но и надёжность поставщика. Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент корпусов подшипников от ведущих мировых производителей, включая SKF, FAG, Timken и другие. Наши специалисты готовы помочь с выбором оптимального решения для ваших задач, обеспечивая техническую поддержку на всех этапах от подбора до монтажа и эксплуатации.

13. Источники и дополнительная информация

  1. SKF. "Подшипники качения. Техническое руководство", 2018.
  2. FAG. "Каталог корпусов подшипников", 2020.
  3. Timken. "Engineering Manual for Bearing Housings", 2019.
  4. ISO 15242-1:2015. "Подшипники качения. Методы измерения вибрации".
  5. NSK. "Руководство по выбору подшипниковых узлов", 2021.
  6. ОСТ 37.001.266-83. "Подшипники качения. Метод расчета долговечности".
  7. Международный стандарт ISO 281:2007. "Расчет динамической грузоподъемности и ресурса подшипников качения".
  8. ГОСТ 24810-2013. "Подшипники качения. Внутренние зазоры".

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Несмотря на то, что при подготовке материала были использованы достоверные источники информации, автор и компания не несут ответственности за возможные ошибки, упущения или последствия применения данной информации. При подборе корпусов подшипников для конкретных применений рекомендуется дополнительно консультироваться со специалистами и использовать актуальные технические каталоги производителей.

Купить разъемные корпуса подшипников по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор разъемных корпусов подшипников от разных производителей. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.