Содержание статьи
Правовые основы указания торговых марок в техзадании
Возможность указания конкретной торговой марки в техническом задании регулируется фундаментальными принципами конкурентной среды, заложенными в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основополагающим принципом является создание максимально открытой конкурентной среды, позволяющей участвовать в закупках наибольшему количеству поставщиков.
| Закон | Статья | Основное требование | Исключения |
|---|---|---|---|
| 44-ФЗ | Статья 33, п.1 ч.1 | Указание товарного знака только со словами "или эквивалент" | Обоснованная несовместимость |
| 223-ФЗ | Статья 3, п.3 ч.6.1 | Указание товарного знака только со словами "или эквивалент" | Условия международных договоров |
Общие правила описания объекта закупки
Согласно статье 33 Федерального закона 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, если такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Обязательные элементы при указании торговой марки
Правильная формулировка в техзадании:
"Компьютер персональный марки DELL Optiplex 3000 или эквивалент с характеристиками: процессор Intel Core i5 не ниже 10-го поколения, оперативная память не менее 8 ГБ DDR4, накопитель SSD не менее 256 ГБ."
Критерии эквивалентности должны включать:
1. Технические характеристики - точные значения или диапазоны параметров
2. Функциональные требования - описание необходимых функций
3. Качественные показатели - стандарты соответствия
4. Эксплуатационные параметры - условия использования
Исключения и условия указания конкретных марок
Законодательство предусматривает ряд исключений, когда заказчик имеет право указать конкретную торговую марку без формулировки "или эквивалент". Эти исключения должны быть обоснованы документально и соответствовать установленным критериям.
| Основание для исключения | Требуемое обоснование | Применимость | Документооборот |
|---|---|---|---|
| Несовместимость с имеющимся оборудованием | Техническая документация производителя | 44-ФЗ и 223-ФЗ | Заключение технической службы |
| Запчасти к оборудованию | Спецификация производителя | 44-ФЗ и 223-ФЗ | Каталог запчастей |
| Закупка у единственного поставщика | Соответствие статье 93 44-ФЗ | Только 44-ФЗ | Обоснование выбора |
| Международные договоры | Условия международного соглашения | 223-ФЗ | Копия договора |
Расчет экономического обоснования
Формула оценки экономической целесообразности:
E = (C₁ - C₂) / C₁ × 100%
где:
E - экономический эффект в процентах
C₁ - стоимость альтернативного решения
C₂ - стоимость конкретной марки
Пример расчета:
Стоимость универсального ПО: 500 000 руб.
Стоимость интеграции с имеющейся системой: 200 000 руб.
Стоимость конкретного ПО: 600 000 руб.
Итого альтернативы: 500 000 + 200 000 = 700 000 руб.
Экономия: (700 000 - 600 000) / 700 000 × 100% = 14,3%
Судебная практика и позиция ФАС России
Федеральная антимонопольная служба последовательно придерживается позиции о недопустимости необоснованного ограничения конкуренции через указание конкретных торговых марок. Анализ судебной практики показывает четкие критерии оценки правомерности таких указаний.
Типичные нарушения по данным ФАС:
Решение ФАС от 08.06.2018 № 18/44/105/640: Заказчик указал конкретную марку медицинского оборудования без обоснования технической необходимости. Нарушение статьи 33 44-ФЗ подтверждено.
Письмо ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16: Разъяснены недопустимые требования к химическому составу и технологии производства, определяемые испытаниями.
| Критерий оценки ФАС | Допустимо | Недопустимо | Штраф |
|---|---|---|---|
| Техническое обоснование | Документированная несовместимость | Отсутствие обоснования | До 50 000 руб. |
| Количество поставщиков | Объективное ограничение рынка | Искусственное ограничение | До 50 000 руб. |
| Эквивалентность | Четкие критерии замены | Неопределенные требования | До 50 000 руб. |
Штрафы и ответственность за нарушения
Нарушение требований законодательства при указании торговых марок в техническом задании влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
| Вид нарушения | Статья КоАП | Штраф для должностных лиц | Штраф для юридических лиц |
|---|---|---|---|
| Ограничение конкуренции в закупках | 7.30 ч.4.1 | 25 000 - 50 000 руб. | До 5% оборота |
| Неверный выбор способа закупки (с 01.03.2025) | 7.30 | 30 000 - 50 000 руб. | 30 000 - 50 000 руб. |
| Нарушение требований к документации | 7.30 ч.4.2 | 3 000 руб. | До 100 000 руб. |
| Нарушение срока заключения контракта (с 01.03.2025) | 7.30 | 5 000 - 30 000 руб. | 5 000 - 30 000 руб. |
Расчет штрафа от оборота организации:
Формула: Штраф = Годовой оборот × Процент штрафа
Пример:
Годовой оборот организации: 100 млн руб.
Штраф 1% от оборота: 100 000 000 × 0,01 = 1 000 000 руб.
Практические примеры и рекомендации
Правильное составление технического задания требует баланса между обеспечением конкуренции и получением необходимого заказчику товара. Рассмотрим практические ситуации и рекомендации по их решению.
Пример 1: Закупка программного обеспечения
Неправильно: "Операционная система Microsoft Windows 11 Pro"
Правильно: "Операционная система Microsoft Windows 11 Pro или эквивалент с характеристиками: поддержка 64-битной архитектуры, совместимость с DirectX 12, поддержка UEFI 2.0, встроенные средства шифрования диска"
Пример 2: Закупка медицинского оборудования
Допустимо без "или эквивалент": "Запасные части к аппарату ИВЛ Dräger Evita V500, каталожные номера согласно спецификации производителя"
Обоснование: Запасные части являются оригинальными комплектующими, замена которых на аналоги может нарушить работоспособность оборудования
| Тип закупки | Рекомендуемый подход | Ключевые моменты | Риски |
|---|---|---|---|
| IT-оборудование | Функциональные характеристики + "или эквивалент" | Совместимость с ПО, производительность | Низкий |
| Медицинские изделия | Сертификация + техтребования | Регистрация Росздравнадзора | Средний |
| Запасные части | Оригинальные каталожные номера | Гарантия совместимости | Низкий |
| Химические реактивы | ГОСТ + чистота + "или эквивалент" | Степень чистоты, примеси | Высокий |
Актуальные изменения законодательства в 2025 году
В 2025 году вступили в силу значительные изменения в сфере госзакупок, касающиеся национального режима и унификации требований между 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Ключевые нововведения
| Изменение | 44-ФЗ | 223-ФЗ | Срок действия |
|---|---|---|---|
| Унификация национального режима | Обязательно | Обязательно | С 01.01.2025 |
| Правило "второй лишний" | Применяется | Применяется | С 01.01.2025 |
| Электронные справочники | Реестр Минпромторга | Реестр Минпромторга | С 01.01.2025 |
| Усиленная ответственность | Увеличены штрафы | Увеличены штрафы | С 01.03.2025 |
Влияние на указание торговых марок
Новые требования при указании марок из стран ЕАЭС:
1. Обязательная проверка в Реестре промышленной продукции
2. Указание номера реестровой записи в техзадании
3. Применение правила "второй лишний" при наличии российских аналогов
4. Документальное подтверждение страны происхождения
Часто задаваемые вопросы
Источники информации:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок"
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
3. Постановление Правительства РФ № 1875 от 2024 года
4. Письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16
5. Обзор судебной практики Президиума ВС РФ от 16.05.2018
6. Решения антимонопольных органов 2024-2025 гг.
Отказ от ответственности:
Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией. Автор не несет ответственности за последствия использования представленной информации. Перед принятием решений рекомендуется получить профессиональную юридическую консультацию и ознакомиться с актуальными редакциями нормативных актов.
