Меню

Можно ли варить подводную часть корпуса обычными электродами и спецпокрытия

  • 24.06.2025
  • Познавательное

Введение в проблематику подводной сварки корпусов судов

Подводная сварка корпусов судов представляет собой одну из наиболее сложных и ответственных задач в судоремонте и судостроении. Основной вопрос, который волнует специалистов отрасли: можно ли использовать обычные электроды для сварки подводной части корпуса, или необходимы специальные электроды с особыми покрытиями?

Категорический ответ: Использование обычных электродов для подводной сварки корпусов судов недопустимо. Это связано с физическими особенностями процесса сварки в водной среде и требованиями безопасности.

Подводная сварка корпусов судов осуществляется при выполнении ремонтных работ без постановки в док, что существенно экономит время и средства. Однако данный процесс требует применения специализированных электродов с уникальными покрытиями, способными обеспечить стабильное горение дуги под водой.

Различия обычных и специальных электродов для подводной сварки

Основные отличия в конструкции

Параметр Обычные электроды Специальные подводные электроды
Толщина покрытия Стандартная (средняя/толстая) Особо толстая (до 2-3 диаметров стержня)
Состав покрытия Стандартные компоненты Парафин, целлулоидный лак, смолы, титановая руда
Водостойкость Отсутствует Высокая гидроизоляция
Рабочее напряжение До 80В Максимум 35В (безопасность)
Диаметр 1,6-12 мм 4-6 мм (оптимальный для подводных работ)

Физические принципы работы под водой

Специальные электроды для подводной сварки создают вокруг дуги защитный газовый пузырь за счет разложения компонентов покрытия. Этот пузырь образует локальную сухую зону, в которой может стабильно гореть электрическая дуга. Обычные электроды не способны создать такую защиту.

Принцип образования газового пузыря:

При контакте электрода с водой и возникновении дуги происходит интенсивное испарение воды и разложение специальных компонентов покрытия. Образующиеся газы (водород, углекислый газ, пары воды) вытесняют воду из зоны сварки, создавая стабильную рабочую среду.

Типы специальных покрытий для подводной сварки

Состав специализированных покрытий

Покрытия электродов для подводной сварки содержат специальные компоненты, обеспечивающие стабильную работу в водной среде:

Компонент Содержание, % Функция
Титановая руда (рутил) 25-35 Стабилизация дуги, шлакообразование
Парафин 8-12 Гидроизоляция покрытия
Целлулоидный лак 5-8 Водоотталкивающие свойства
Смолы (эпоксидные, фенольные) 3-6 Связующее, влагозащита
Ферромарганец 10-15 Раскисление, легирование
Карбонаты (CaCO3, MgCO3) 15-20 Газообразование, шлакование

Технология нанесения специальных покрытий

Специальные покрытия наносятся методом опрессовки под высоким давлением. Толщина покрытия составляет 1,5-2,5 диаметра стержня, что значительно превышает толщину обычных электродов. Это обеспечивает формирование стабильного "козырька" из обмазки, защищающего дугу от воздействия воды.

Марки электродов для подводной сварки

Отечественные марки

Марка Диаметр, мм Тип покрытия Рабочий ток, А Область применения
ОЗС-3 4-6 Рутиловое с добавками 140-220 Углеродистые стали, ремонт корпусов
ОЗС-12 4-5 Рутилово-целлюлозное 130-180 Конструкционные стали
МГМ-50К 4-6 Специальное водостойкое 150-200 Универсальные подводные работы
ЭПС-52 4-5 Основное с гидроизоляцией 140-190 Ответственные конструкции
ЦМ-7С 5-6 Целлюлозно-рутиловое 160-240 Трубопроводы, толстостенные конструкции

Зарубежные марки

Марка Производитель Диаметр, мм Особенности
ZELLER 555 Германия 3,2-6,0 Высокая температура горения (до 5000°C)
Broco SofTouch США 3,2-9,5 Медный стержень, резка и сварка
UTP 48 Германия 4,0-5,0 Основное покрытие, низкое водородосодержание

Технические характеристики и параметры

Электрические параметры

Расчет рабочего тока для подводной сварки:

I = (20-30) × d

где I - рабочий ток (А), d - диаметр электрода (мм)

Пример: для электрода диаметром 5 мм:
I = 25 × 5 = 125 А (минимум)
I = 30 × 5 = 150 А (максимум)

Особенности режимов сварки

Параметр Наземная сварка Подводная сварка Причина отличий
Напряжение дуги, В 22-28 28-35 Повышенное сопротивление водной среды
Сила тока, А 100-160 140-220 Компенсация охлаждающего эффекта воды
Скорость сварки, мм/мин 150-250 80-150 Необходимость стабилизации дуги
Глубина проплавления, мм 3-8 2-5 Интенсивное охлаждение водой

Методы подводной сварки корпусов судов

Мокрая сварка

Наиболее распространенный метод, при котором сварка осуществляется непосредственно в водной среде. Электрическая дуга горит в газовом пузыре, образующемся при разложении покрытия электрода.

Процедура мокрой сварки:

1. Подготовка поверхности корпуса (очистка от обрастаний, ржавчины)
2. Установка заземления на корпус судна
3. Проверка изоляции сварочных кабелей
4. Розжиг дуги чирканьем о металлическую пластину
5. Выполнение сварки с постоянным контролем дуги

Сухая сварка в кессоне

Метод предполагает создание воздушной полости вокруг места сварки с помощью специального кессона. Обеспечивает лучшее качество шва, но требует сложного оборудования.

Сварка в локальной сухой камере

Компромиссный вариант, при котором создается небольшая сухая зона вокруг места сварки. Применяется для ответственных соединений корпуса.

Требования безопасности и нормативы

Основные нормативные документы

Документ Статус на июнь 2025 Область применения Основные требования
ГОСТ 9466-75 Проверить актуальность Классификация электродов Технические требования к покрытиям
ПБ 03-273-99 Действует до 01.03.2026 Аттестация сварщиков Квалификационные требования
Приказ № 884Н от 11.12.2020 Действующий Охрана труда при сварке Требования безопасности
Федеральные нормы и правила Ростехнадзора Действующие Сварочные работы на ОПО Технологические требования

Требования электробезопасности

Важное обновление нормативной базы (июнь 2025):
• ПБ 03-273-99 действует до 1 марта 2026 года (Постановление Правительства РФ от 24.01.2025 № 37)
• Статус ГОСТ 9466-75 требует уточнения у компетентных органов
• Рекомендуется дополнительно руководствоваться актуальными Федеральными нормами и правилами Ростехнадзора

Расчеты режимов сварки и примеры

Расчет параметров сварочного процесса

Основные формулы для подводной сварки:

1. Сила тока:
I = (25-35) × d, где d - диаметр электрода в мм

2. Скорость подачи электрода:
V_эл = (I × k) / (π × d²/4 × ρ × γ)
где k = 0,8-1,2 (коэффициент наплавки), ρ - плотность металла, γ - коэффициент расплавления

3. Тепловая мощность дуги:
P = U × I × η
где η = 0,6-0,8 (КПД дуги под водой)

Практический пример расчета:

Задача: Рассчитать режим сварки трещины в корпусе судна электродом ОЗС-3 диаметром 5 мм.

Решение:
1. Сила тока: I = 30 × 5 = 150 А
2. Напряжение дуги: U = 30 В (для подводных условий)
3. Мощность дуги: P = 30 × 150 × 0,7 = 3150 Вт
4. Скорость сварки: 100-120 мм/мин (с учетом подводных условий)

Влияние глубины на параметры сварки

Глубина, м Давление, атм Коррекция тока, % Коррекция напряжения, %
0-5 1,0-1,5 0 0
5-10 1,5-2,0 +5 +10
10-20 2,0-3,0 +10 +15
20-30 3,0-4,0 +15 +20

Часто задаваемые вопросы

Можно ли использовать обычные электроды МР-3 для подводной сварки корпуса?
Категорически нет. Обычные электроды МР-3 не имеют специального водостойкого покрытия и не способны обеспечить стабильное горение дуги под водой. Их использование приведет к невозможности розжига дуги или её немедленному затуханию при контакте с водой. Для подводных работ необходимы только специализированные электроды с гидроизолированным покрытием.
Какой максимальной глубины можно выполнять подводную сварку корпуса?
Практический предел мокрой подводной сварки составляет 60-80 метров. На большей глубине высокое давление существенно усложняет процесс горения дуги и безопасность работ. Для сварки на глубинах свыше 30 метров требуется специальное оборудование и высококвалифицированные водолазы-сварщики с соответствующими допусками.
Какие марки электродов лучше всего подходят для ремонта корпуса в соленой воде?
Для работы в соленой морской воде рекомендуются электроды ОЗС-3, МГМ-50К и зарубежные аналоги типа ZELLER 555. Соленая вода повышает электропроводность среды, поэтому необходимы электроды с особенно толстым и стойким покрытием. Также важно использовать пониженное напряжение (не более 32В) для обеспечения безопасности.
Каковы основные проблемы качества шва при подводной сварке?
Основные дефекты: повышенная пористость (из-за водорода), неравномерное проплавление, шлаковые включения и быстрое охлаждение металла шва. Качество подводных швов на 20-30% ниже наземных. Для критически важных соединений корпуса рекомендуется последующая механическая обработка и контроль неразрушающими методами.
Какое оборудование необходимо для подводной сварки корпуса судна?
Необходим специальный сварочный аппарат постоянного тока с напряжением холостого хода не более 35В, водонепроницаемый электрододержатель, кабели с двойной изоляцией, система заземления корпуса, водолазное снаряжение с принудительной подачей воздуха, средства связи и страховочное оборудование. Обязательно присутствие квалифицированного водолазного врача.
Можно ли варить под водой швы в потолочном положении?
Да, но это крайне сложно. Под водой все швы рекомендуется выполнять в направлении "сверху вниз" из-за действия силы тяжести и особенностей формирования газового пузыря. Потолочные швы требуют максимальной квалификации сварщика-водолаза и специальных электродов с повышенной стабильностью дуги.
Какие требования к квалификации сварщика для подводных работ?
Сварщик должен иметь: удостоверение сварщика 4-6 разряда, удостоверение водолаза-сварщика, медицинское заключение о допуске к водолазным работам, аттестацию по подводной сварке согласно ПБ 03-273-99, опыт подводных работ не менее 500 часов. Переаттестация проводится ежегодно с практическими испытаниями.
Сколько стоят специальные электроды для подводной сварки?
Стоимость специальных электродов в 3-5 раз выше обычных: отечественные ОЗС-3, МГМ-50К стоят 800-1200 руб/кг, импортные ZELLER, Broco - 2000-4000 руб/кг. Высокая цена обусловлена сложностью производства специального покрытия и небольшими объемами выпуска. При этом расход электродов под водой на 40-60% выше чем на суше.
Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.