Меню

Нагрузки и механические характеристики подшипников

  • 18.04.2025
  • Познавательное

Нагрузки и механические характеристики подшипников

Содержание

Введение в механические характеристики и нагрузки подшипников

Подшипники являются критически важными компонентами машин и механизмов, обеспечивающими вращательное или линейное движение с минимальным трением. Понимание нагрузок, воздействующих на подшипники, и их механических характеристик необходимо для правильного выбора типа подшипника, расчета срока службы и обеспечения надежной работы оборудования.

Нагрузка на подшипник — это совокупность сил, действующих на подшипник во время работы механизма. Эти силы определяют условия эксплуатации и влияют на долговечность подшипника. Правильная оценка и расчет нагрузок позволяют избежать преждевременного выхода из строя подшипниковых узлов и повышают эффективность работы всего механизма.

В данной статье мы рассмотрим основные типы нагрузок, воздействующих на подшипники, их механические характеристики, методы расчета, а также предоставим практические примеры для различных условий эксплуатации.

Типы нагрузок на подшипники

Подшипники в процессе работы подвергаются различным типам нагрузок, которые можно классифицировать по нескольким основным категориям. Понимание этих нагрузок является ключевым для правильного выбора и расчета подшипников.

Тип нагрузки Определение Основное влияние Наиболее подходящие типы подшипников
Радиальная Нагрузка, направленная перпендикулярно к оси вращения Сжатие элементов качения и дорожек Радиальные шариковые, роликовые подшипники
Осевая Нагрузка, направленная вдоль оси вращения Осевое смещение колец подшипника Упорные подшипники, конические роликовые
Комбинированная Совместное действие радиальных и осевых нагрузок Комплексное нагружение элементов подшипника Радиально-упорные, конические роликовые
Динамическая Переменная во времени нагрузка Усталостное разрушение материала Подшипники с повышенной динамической грузоподъемностью
Статическая Постоянная или редко меняющаяся нагрузка Пластические деформации элементов Подшипники с высокой статической грузоподъемностью
Ударная Кратковременная нагрузка высокой интенсивности Точечные повреждения дорожек и тел качения Сферические роликовые подшипники

Осевые нагрузки подшипников

Осевая нагрузка подшипника — это нагрузка, действующая параллельно оси вращения вала. Данный тип нагрузки стремится сместить одно кольцо подшипника относительно другого вдоль оси вращения.

Пример распределения осевой нагрузки

В упорном шариковом подшипнике с углом контакта 90°, осевая нагрузка Fa = 5000 Н распределяется равномерно между всеми шариками (Z = 15) и составляет Fш = Fa / Z = 5000 / 15 = 333,3 Н на каждый шарик.

Подшипники, специально спроектированные для восприятия осевых нагрузок, включают:

  • Упорные шариковые подшипники
  • Упорные роликовые подшипники
  • Радиально-упорные шариковые подшипники
  • Конические роликовые подшипники

Pa = Fa × Ya

где:
Pa — эквивалентная осевая нагрузка [Н]
Fa — фактическая осевая нагрузка [Н]
Ya — коэффициент осевой нагрузки (зависит от типа подшипника)

При проектировании подшипниковых узлов необходимо учитывать, что подшипник задний часто принимает на себя основную часть осевой нагрузки в узлах с последовательным расположением подшипников.

Радиальные нагрузки подшипников

Радиальная нагрузка подшипника — это нагрузка, действующая перпендикулярно к оси вращения вала. Этот тип нагрузки передается через тела качения от одного кольца подшипника к другому.

Важно: Радиальная нагрузка распределяется неравномерно между телами качения. Максимальное воздействие приходится на элементы, находящиеся в зоне нагружения (обычно в пределах 120° дуги подшипника).

Pr = Xr × Fr + Yr × Fa

где:
Pr — эквивалентная радиальная нагрузка [Н]
Fr — фактическая радиальная нагрузка [Н]
Fa — фактическая осевая нагрузка [Н]
Xr — коэффициент радиальной нагрузки
Yr — коэффициент осевой нагрузки

Пример расчета радиальной нагрузки

Для радиального шарикового подшипника 6205 с базовой динамической грузоподъемностью C = 14800 Н, при радиальной нагрузке Fr = 2500 Н и отсутствии осевой нагрузки:

Pr = 1 × 2500 + 0 × 0 = 2500 Н

При расчетной нагрузке 2500 Н и коэффициенте надежности 1,5, номинальная долговечность составит:

L10 = (C/Pr)3 = (14800/2500)3 ≈ 207 млн оборотов

Комбинированные нагрузки

В реальных условиях эксплуатации подшипники часто подвергаются одновременному воздействию как радиальных, так и осевых нагрузок. Такие нагрузки называются комбинированными и требуют особого внимания при выборе типа подшипника.

P = X × Fr + Y × Fa

где:
P — эквивалентная динамическая нагрузка [Н]
Fr — радиальная составляющая нагрузки [Н]
Fa — осевая составляющая нагрузки [Н]
X — коэффициент радиальной нагрузки
Y — коэффициент осевой нагрузки

Тип подшипника Соотношение Fa/Fr Коэффициент X Коэффициент Y
Радиальный шариковый Fa/Fr ≤ e 1 0
Fa/Fr > e 0,56 1,0-2,3
Радиально-упорный шариковый Fa/Fr ≤ e 1 0
Fa/Fr > e 0,45 1,2-2,8
Конический роликовый Fa/Fr ≤ e 1 0
Fa/Fr > e 0,4 1,5-3,0

Значение e зависит от конструкции подшипника и обычно находится в диапазоне 0,2-0,4 для шариковых подшипников и 0,3-0,5 для роликовых подшипников.

Механические характеристики подшипников

Механические характеристики подшипников определяют их способность выдерживать нагрузки различного характера и интенсивности. Ключевыми показателями являются:

Статическая грузоподъемность (C0)

Характеризует способность подшипника выдерживать статические нагрузки без возникновения остаточных деформаций. Измеряется в ньютонах (Н) и определяется как нагрузка, вызывающая общую остаточную деформацию тел качения и дорожек качения в наиболее нагруженной зоне контакта, равную 0,0001 диаметра тела качения.

Динамическая грузоподъемность (C)

Определяет способность подшипника работать под нагрузкой в течение определенного срока службы. Это постоянная радиальная (для радиальных и радиально-упорных подшипников) или осевая (для упорных подшипников) нагрузка, которую подшипник может теоретически выдержать в течение 1 миллиона оборотов.

Предельная частота вращения

Максимальная частота вращения, при которой подшипник может работать без повышенного нагрева и преждевременного выхода из строя. Зависит от типа подшипника, его размеров, типа смазки и системы охлаждения.

nlim = fn × nref

где:
nlim — предельная частота вращения [об/мин]
fn — коэффициент, зависящий от типа смазки и охлаждения
nref — референсная частота вращения для данного типа подшипника [об/мин]

Посадки и допуски

Определяют характер соединения подшипника с валом и корпусом. Правильный выбор посадок обеспечивает оптимальное распределение нагрузки и предотвращает проворачивание колец относительно сопрягаемых деталей.

Для вращающегося внутреннего кольца обычно применяют посадку с натягом (H7/p6, H7/r6), для неподвижного наружного кольца — посадку с зазором (M7/h6) или переходную посадку (K7/h6).

Зазор и люфт в подшипниках

Зазор подшипника — это суммарное смещение одного кольца относительно другого в радиальном (радиальный зазор) или осевом (осевой зазор) направлении. Зазор является важнейшей характеристикой, влияющей на распределение нагрузки между телами качения, шум, вибрацию, точность вращения и тепловой режим подшипника.

Группа зазора Обозначение Радиальный зазор для подшипника d=50 мм (мкм) Рекомендуемое применение
Особо малый C1 0-13 Высокоточные приборы, малые нагрузки
Малый C2 8-23 Подшипники высоких классов точности
Нормальный CN (0) 13-28 Общее машиностроение
Увеличенный C3 23-41 Высокие температуры, высокие скорости
Большой C4 36-64 Значительные температурные деформации
Особо большой C5 51-89 Экстремальные температурные условия

Люфт подшипника — это свободное угловое или линейное перемещение вала, связанное с наличием зазоров в подшипнике. Люфт влияет на точность позиционирования и плавность хода механизма.

Пример расчета изменения зазора при нагреве

Для шарикового радиального подшипника 6210 с внутренним диаметром d = 50 мм, наружным диаметром D = 90 мм и начальным радиальным зазором Gr = 20 мкм, при нагреве внутреннего кольца до температуры на 40°C выше температуры наружного кольца:

ΔGr = α × Δt × d = 12 × 10-6 × 40 × 50 = 0,024 мм = 24 мкм

Где α — коэффициент линейного расширения для стали (12 × 10-6 1/°C).

Таким образом, при нагреве зазор уменьшится до: Grfinal = 20 - 24 = -4 мкм

Отрицательное значение означает появление натяга 4 мкм, что может привести к защемлению тел качения и повышенному нагреву подшипника.

Взаимодействие вала и подшипника

Вал и подшипники — это единая система, обеспечивающая передачу вращательного движения и воспринимающая действующие нагрузки. Правильное взаимодействие этих компонентов является ключевым фактором надежной работы всего механизма.

Посадки вала в подшипнике

Вал в подшипнике устанавливается с определенным натягом, который зависит от характера нагрузки, частоты вращения и требований к точности. Чем выше нагрузка и требования к точности, тем больше должен быть натяг.

Условия работы Рекомендуемая посадка вала Характеристика соединения
Высокие точные нагрузки, частые реверсы r6, s6, t6 Сильный натяг
Нормальные и тяжелые условия k6, m6, n6 Средний натяг
Легкие и переменные нагрузки j6, k6 Малый натяг
Переменные направления нагрузки, точное позиционирование h6, j6 Переходная посадка
Осевые перемещения, компенсация температурных деформаций g6, h6 Малый зазор

Ось подшипника — это геометрическая линия, проходящая через центр подшипника перпендикулярно плоскости его вращения. Соосность осей подшипников в подшипниковом узле является важным требованием для обеспечения равномерного распределения нагрузки и минимизации вибраций.

Важно! Несоосность осей подшипников более 0,1-0,2 мм может привести к значительному сокращению срока службы подшипника (до 50% от расчетного) из-за неравномерного распределения нагрузки.

Коробка подшипника (корпус подшипникового узла) — это конструктивный элемент, в который устанавливается подшипник. Правильная конструкция корпуса должна обеспечивать требуемую посадку наружного кольца, отвод тепла и защиту от загрязнений.

Расчет нагрузочной способности

Нагрузочная способность подшипника определяет его долговечность и надежность в конкретных условиях эксплуатации. Основные расчеты производятся по следующим формулам:

Номинальная долговечность подшипника (L10)

L10 = (C/P)p

где:
L10 — номинальная долговечность в миллионах оборотов
C — динамическая грузоподъемность [Н]
P — эквивалентная динамическая нагрузка [Н]
p — показатель степени (p = 3 для шариковых подшипников, p = 10/3 для роликовых подшипников)

Номинальная долговечность в часах работы (L10h)

L10h = (106/(60 × n)) × L10 = (16667/n) × L10

где:
L10h — номинальная долговечность в часах работы
n — частота вращения [об/мин]
L10 — номинальная долговечность в миллионах оборотов

Скорректированная долговечность (Lna)

Lna = a1 × aISO × L10

где:
Lna — скорректированная долговечность в миллионах оборотов
a1 — коэффициент надежности (a1 = 1 для 90% надежности, a1 = 0,62 для 95%, a1 = 0,33 для 97%)
aISO — коэффициент условий работы (учитывает качество смазки, чистоту, тепловой режим)

Пример расчета долговечности

Для роликового подшипника NU 308 с динамической грузоподъемностью C = 78 кН, работающего при эквивалентной динамической нагрузке P = 15 кН и частоте вращения n = 1500 об/мин:

L10 = (C/P)10/3 = (78/15)10/3 ≈ 202,7 млн оборотов

L10h = (16667/1500) × 202,7 ≈ 2252 часа

При коэффициенте надежности a1 = 0,62 (95% надежность) и коэффициенте условий работы aISO = 1,5 (хорошая смазка, чистая среда):

Lna = 0,62 × 1,5 × 202,7 ≈ 188,5 млн оборотов

Lnah = (16667/1500) × 188,5 ≈ 2094 часа

Примеры расчетов

Рассмотрим несколько практических примеров расчета подшипников для различных условий эксплуатации.

Пример 1: Выбор подшипника для редуктора

Исходные данные:

  • Радиальная нагрузка: Fr = 8,5 кН
  • Осевая нагрузка: Fa = 2,2 кН
  • Частота вращения: n = 750 об/мин
  • Требуемый ресурс: Lh = 20000 часов
  • Надежность: 95%

Решение:

1. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:

e = 0,25 (из каталога для выбранного типа подшипника)

Fa/Fr = 2,2/8,5 = 0,259 > e = 0,25

По таблице коэффициентов определяем X = 0,56, Y = 1,5

P = X × Fr + Y × Fa = 0,56 × 8,5 + 1,5 × 2,2 = 4,76 + 3,3 = 8,06 кН

2. Рассчитываем требуемую динамическую грузоподъемность:

L10 = (n × Lh × 60)/106 = (750 × 20000 × 60)/106 = 900 млн оборотов

a1 = 0,62 (для надежности 95%)

Lna = L10 / a1 = 900 / 0,62 = 1451,6 млн оборотов

C = P × (Lna)1/3 = 8,06 × (1451,6)1/3 = 8,06 × 11,3 = 91,1 кН

3. Выбираем шариковый радиально-упорный подшипник 7218B с динамической грузоподъемностью C = 95 кН, что удовлетворяет требованиям.

Пример 2: Проверка подшипника на статическую грузоподъемность

Исходные данные:

  • Тип подшипника: роликовый сферический 22216E
  • Статическая грузоподъемность: C0 = 166 кН
  • Максимальная радиальная нагрузка: Fr max = 45 кН
  • Осевая нагрузка отсутствует
  • Частота вращения менее 10 об/мин (квазистатический режим)

Решение:

1. Определяем эквивалентную статическую нагрузку:

P0 = Fr max = 45 кН

2. Проверяем коэффициент безопасности:

s0 = C0 / P0 = 166 / 45 = 3,69

3. Для тяжелонагруженных механизмов рекомендуемый коэффициент безопасности s0 ≥ 2, условие выполняется.

Критерии выбора подшипников

При выборе подшипников необходимо учитывать множество факторов, влияющих на их эксплуатационные характеристики и срок службы:

Критерий Факторы выбора Рекомендации
Характер нагрузки Радиальная, осевая, комбинированная Для преимущественно радиальных нагрузок — радиальные подшипники; для осевых — упорные; для комбинированных — радиально-упорные
Величина нагрузки Легкая, средняя, тяжелая Для тяжелых нагрузок — роликовые подшипники; для средних и легких — шариковые
Частота вращения Низкая, средняя, высокая Для высоких частот — шариковые подшипники с меньшим трением; для низких — роликовые с большей грузоподъемностью
Точность вращения Нормальная, повышенная, высокая Для высокой точности — подшипники повышенных классов точности (P6, P5, P4)
Температурный режим Нормальный, повышенный, пониженный Для высоких температур — специальные термостойкие подшипники; для низких — подшипники из специальных сталей
Жесткость Нормальная, повышенная Для повышенной жесткости — роликовые подшипники, предварительный натяг
Шум и вибрация Нормальный, пониженный Для снижения шума — подшипники повышенной точности, специальная смазка
Условия среды Загрязненная, агрессивная, влажная Для агрессивных сред — подшипники из коррозионностойких материалов, уплотнения

Важно: Неправильный выбор типа подшипника может привести к значительному сокращению срока службы и снижению надежности всего механизма. Следует тщательно анализировать условия эксплуатации и требования к подшипниковому узлу.

Каталог подшипников

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент подшипников различных типов и производителей для решения разнообразных инженерных задач. В зависимости от требуемых нагрузочных и эксплуатационных характеристик, вы можете выбрать оптимальный тип подшипника.

При выборе подшипников важно учитывать все факторы эксплуатации: тип нагрузки (радиальная или осевая), её величину, скоростной режим, температурные условия и другие параметры. Наши специалисты помогут вам подобрать оптимальное решение для ваших технических задач.

Заключение

Нагрузочные характеристики подшипников являются определяющими при выборе типа и размера подшипника для конкретных условий эксплуатации. Правильное понимание взаимосвязи между типом нагрузки, механическими характеристиками подшипника и условиями работы позволяет обеспечить оптимальную работоспособность и долговечность подшипникового узла.

Основными факторами, влияющими на выбор подшипника, являются:

  • Характер и величина нагрузки (радиальная, осевая, комбинированная)
  • Требуемый ресурс работы
  • Частота вращения
  • Требования к точности и жесткости
  • Условия эксплуатации (температура, загрязнения, влажность)
  • Монтажные и габаритные ограничения

Современные методы расчета и испытаний подшипников позволяют с высокой точностью прогнозировать их долговечность и надежность в заданных условиях эксплуатации. Использование специализированных программных продуктов и накопленных экспериментальных данных дает возможность оптимизировать выбор подшипников для конкретных инженерных задач.

Источники и литература

  1. ISO 281:2007 — Rolling bearings — Dynamic load ratings and rating life
  2. ISO 76:2006 — Rolling bearings — Static load ratings
  3. ГОСТ 18854-2013 — Подшипники качения. Статическая грузоподъемность
  4. ГОСТ 18855-2013 — Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс
  5. Harris, T.A. (2001). Rolling Bearing Analysis, 4th edition, John Wiley & Sons
  6. Технические каталоги производителей: SKF, FAG, NSK, Timken

Отказ от ответственности: Данная статья предназначена исключительно для ознакомительных целей и не может заменить консультацию квалифицированного специалиста. Приведенные формулы, расчеты и рекомендации носят общий характер и могут требовать корректировки для конкретных условий эксплуатации. Авторы и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за любые последствия, связанные с использованием данной информации в практических целях без дополнительной проверки и адаптации под конкретные задачи.

Купить подшипники по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор подшипников. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.