Меню

Нержавеющие подшипники для моечных машин стеклопакетных линий

  • 14.12.2025
  • Познавательное

Назначение нержавеющих подшипников в стеклопакетных линиях

Производственные линии по изготовлению стеклопакетов включают несколько технологических этапов, одним из которых является мойка стеклянных листов. Моечные машины обеспечивают удаление загрязнений, абразивных частиц, технологических жидкостей и пыли с поверхности стекла перед последующими операциями нанесения покрытий, закалки или сборки стеклопакетов. Подшипниковые узлы моечного оборудования работают в условиях постоянного контакта с водой, щелочными моющими растворами и высокой влажностью воздуха.

Применение стандартных подшипников из подшипниковой стали ШХ15 в таких условиях приводит к интенсивной коррозии дорожек качения и тел качения. Коррозионные процессы вызывают питтинговые повреждения поверхностей, увеличение радиального зазора и преждевременный выход подшипникового узла из строя. Для обеспечения надежной работы оборудования производители стеклообрабатывающих линий используют подшипники из нержавеющих сталей с повышенной коррозионной стойкостью.

Условия эксплуатации моечных машин для стекла

Моечные машины для стекла подразделяются на горизонтальные и вертикальные конструкции. Горизонтальные машины применяются при ограниченной высоте производственного помещения, вертикальные обладают более совершенной системой сушки и подходят для обработки современных энергосберегающих стекол с низкоэмиссионными покрытиями.

Технологический процесс мойки включает несколько зон: подачу моющего раствора, щеточную очистку обеих поверхностей листа, ополаскивание деминерализованной водой и сушку горячим воздухом. Подшипники устанавливаются в приводных роликах транспортировки стекла, в узлах вращения щеток и в механизмах подачи. Рабочая среда характеризуется следующими факторами:

  • Постоянное присутствие водяных брызг и паров
  • Контакт с щелочными моющими составами на основе поверхностно-активных веществ
  • Периодические температурные колебания от комнатной температуры до 60-80 градусов Цельсия
  • Воздействие мелкодисперсной стеклянной пыли
  • Периодические остановки и пуски оборудования

Подшипники SKF серии W из нержавеющей стали

Компания SKF производит радиальные шарикоподшипники из нержавеющей стали, обозначаемые префиксом W перед стандартным номером подшипника. Данная серия предназначена для работы в условиях повышенной влажности и химической агрессивности среды. Типовое обозначение подшипника имеет вид W6205-2RS1/C3, где W указывает на материал изготовления из нержавеющей стали, 6205 - базовый типоразмер, 2RS1 - контактные резиновые уплотнения с обеих сторон, C3 - увеличенный радиальный зазор.

Подшипники серии W изготавливаются из мартенситной хромистой стали, соответствующей международному стандарту AISI 440C. Кольца и шарики проходят термическую обработку до твердости 58-60 HRC, что обеспечивает высокую износостойкость при сохранении коррозионной стойкости. Сепараторы выполняются из аустенитной нержавеющей стали AISI 304 или полиамида в зависимости от условий эксплуатации.

Обозначение d, мм D, мм B, мм Применение в моечных машинах
W6200-2RS1 10 30 9 Вспомогательные ролики
W6201-2RS1 12 32 10 Приводные ролики малого диаметра
W6202-2RS1 15 35 11 Транспортные ролики
W6203-2RS1 17 40 12 Транспортные и направляющие ролики
W6204-2RS1 20 47 14 Валы щеток малого диаметра
W6205-2RS1 25 52 15 Валы щеток среднего диаметра
W6206-2RS1 30 62 16 Валы щеток большого диаметра

Подшипники NSK с уплотнениями DDU

Японский производитель NSK использует обозначение DDU для подшипников с двухсторонними контактными резиновыми уплотнениями, что является аналогом маркировки 2RS. Полное обозначение подшипника включает основной номер и суффикс, например 6205DDU. Подшипники NSK из нержавеющей стали изготавливаются из стали SUS440C, что соответствует стандарту AISI 440C.

Компания NSK разработала улучшенную нержавеющую сталь ES1, обладающую повышенной коррозионной стойкостью по сравнению со стандартной SUS440C в условиях повышенной влажности. Подшипники из стали ES1 комплектуются высокоэффективной смазкой на литиевой основе, рассчитанной на весь срок службы подшипника.

Важно: При замене подшипников необходимо учитывать, что обозначения DDU (NSK), 2RS (SKF), LLU (NTN), 2NS (NACHI) указывают на одинаковый тип контактных резиновых уплотнений с двух сторон. Подшипники различных производителей взаимозаменяемы при соответствии основных размеров.

Материал подшипников AISI 440C

Нержавеющая сталь AISI 440C относится к группе мартенситных хромистых сталей с содержанием углерода около 1,0 процента и хрома 16-18 процентов. После закалки и низкотемпературного отпуска при температуре 150-200 градусов Цельсия сталь достигает твердости 58-60 HRC, что необходимо для обеспечения работоспособности дорожек качения и тел качения подшипников.

Элемент Содержание, %
Углерод C 0,95 - 1,20
Хром Cr 16,0 - 18,0
Марганец Mn до 1,0
Кремний Si до 1,0
Молибден Mo до 0,75
Фосфор P до 0,040
Сера S до 0,030

Коррозионная стойкость стали AISI 440C обеспечивается наличием в структуре пассивирующей оксидной пленки на основе оксида хрома. Для поддержания защитных свойств пленки необходим свободный доступ кислорода к поверхности металла. В условиях застоя воды или длительного контакта с хлорсодержащими моющими средствами возможно локальное разрушение пленки и возникновение точечной коррозии.

Ограничения по коррозионной стойкости

Несмотря на обозначение нержавеющая сталь, материал AISI 440C имеет ограниченную стойкость к коррозии в сравнении с аустенитными сталями типа AISI 316. При длительном воздействии морской воды, растворов хлоридов или высокой концентрации кислот возможно появление коррозионных повреждений. Для особо агрессивных сред рекомендуется применение подшипников из стали AISI 316, имеющей в составе молибден, либо использование дополнительных защитных покрытий.

Системы уплотнений 2RS и DDU

Уплотнения подшипников выполняют две основные функции: предотвращение попадания загрязнений внутрь подшипника и удержание смазки в течение всего срока службы. Обозначение 2RS указывает на наличие двух контактных резиновых уплотнений, расположенных с обеих сторон подшипника. Уплотнения изготавливаются из бутадиен-акрилонитрильного каучука, армированного стальной пластиной для сохранения формы.

Контактная кромка уплотнения прилегает к боковой поверхности внутреннего кольца подшипника, создавая герметичный барьер для воды и загрязнений. Контакт осуществляется с определенным усилием, что приводит к небольшому увеличению момента трения по сравнению с открытыми подшипниками или подшипниками с металлическими защитными шайбами. Для моечных машин стеклопакетных линий контактные уплотнения являются обязательными, поскольку металлические шайбы типа ZZ не обеспечивают достаточной защиты от проникновения воды.

Пример расшифровки обозначения:
W6205-2RS1/C3 (SKF)
- W: подшипник из нержавеющей стали
- 6: радиальный шарикоподшипник однорядный
- 2: серия диаметров (средняя)
- 05: внутренний диаметр 25 мм (05 × 5 = 25 мм)
- 2RS1: два контактных резиновых уплотнения с армированием
- C3: увеличенный радиальный зазор

Сравнение типов уплотнений

Тип уплотнения Конструкция Защита от влаги Влияние на момент трения Применение
2RS, DDU, LLU Контактное резиновое с армированием Высокая Увеличение на 30-50% Влажная среда, моющие растворы
2RSL, 2RZ Бесконтактное резиновое Средняя Незначительное Умеренная влажность, высокие обороты
ZZ, 2Z Металлические шайбы Низкая Отсутствует Чистые помещения, высокие температуры

Увеличенный радиальный зазор C3

Радиальный зазор представляет собой расстояние, на которое внутреннее кольцо подшипника может смещаться относительно наружного кольца в радиальном направлении без приложения усилия. Данный параметр измеряется в микрометрах и изменяется в процессе монтажа и работы подшипника.

Начальный зазор уменьшается при установке подшипника на вал с натягом вследствие растяжения внутреннего кольца. Дополнительное уменьшение зазора происходит при нагреве подшипника во время работы, так как внутреннее кольцо обычно имеет температуру на 5-10 градусов выше наружного кольца из-за различий в теплоотводе через вал и корпус.

Группа зазора Обозначение ISO Относительная величина Применение
Меньше нормального C2 Уменьшенный Прецизионные узлы, легкие нагрузки
Нормальный CN (не указывается) Базовый Стандартные условия работы
Больше нормального C3 Увеличенный Повышенный нагрев, посадка с натягом
Значительно больше C4 Существенно увеличенный Высокие температуры, большие натяги

Подшипники с зазором C3 применяются в следующих случаях:

  • Монтаж внутреннего кольца на вал с повышенным натягом
  • Работа при температуре подшипникового узла выше 70 градусов Цельсия
  • Наличие осевого температурного градиента вдоль вала
  • Воздействие динамических нагрузок и вибраций
  • Возможность температурных скачков при включении и остановке оборудования
Выбор радиального зазора

Рабочий зазор определяется с учетом начального зазора, уменьшения от посадки с натягом и уменьшения от разности температур колец. Оптимальный рабочий зазор составляет 5-15 микрометров для обеспечения нормальной работы подшипника без преднатяга.

Конструктивные особенности и технические характеристики

Нержавеющие подшипники для моечных машин отличаются от стандартных подшипников не только материалом изготовления, но и рядом конструктивных решений, направленных на увеличение срока службы в агрессивной среде.

Особенности сепараторов

Сепараторы подшипников изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию моющих растворов. В подшипниках малых размеров применяются штампованные стальные сепараторы из аустенитной стали AISI 304. Для подшипников средних и крупных размеров используются массивные сепараторы из полиамида, армированного стекловолокном. Полиамидные сепараторы обладают низким коэффициентом трения, не требуют смазки зоны контакта с шариками и сохраняют работоспособность при кратковременном дефиците смазочного материала.

Снижение несущей способности

Твердость стали AISI 440C после термообработки составляет 58-60 HRC, что несколько ниже твердости стандартной подшипниковой стали ШХ15, достигающей 61-65 HRC. Это приводит к снижению базовой динамической грузоподъемности нержавеющих подшипников на 10-15 процентов при одинаковых размерах. При выборе подшипников для замены необходимо учитывать данный фактор и при необходимости выбирать подшипник следующей размерной серии.

Параметр Сталь ШХ15 Сталь AISI 440C
Твердость после закалки, HRC 61-65 58-60
Содержание хрома, % 1,3-1,65 16,0-18,0
Относительная грузоподъемность 100% 85-90%
Коррозионная стойкость Низкая Высокая
Рабочая температура, °C -40...+120 -40...+150

Смазочные материалы для влажной среды

Подшипники с уплотнениями 2RS и DDU поставляются с завода со смазкой, заложенной на весь срок службы. Объем смазки составляет 25-35 процентов от свободного внутреннего пространства подшипника. Для работы в условиях контакта с водой и моющими растворами применяются специальные влагостойкие смазки на основе литиевого мыла или полимочевины.

Смазки должны обладать высокой механической стабильностью для сохранения консистенции при воздействии вибраций и перемешивания. Водостойкость смазки характеризуется способностью не смываться и не эмульгировать при контакте с водой.

Тип смазки Загуститель Базовое масло Температурный диапазон, °C Водостойкость
Литиевая универсальная Литиевое мыло Минеральное -30...+120 Хорошая
Полимочевинная Полимочевина Синтетическое PAO -40...+150 Отличная
Литиевый комплекс Комплексное литиевое мыло Минеральное/синтетическое -30...+140 Отличная
Внимание: Подшипники с уплотнениями 2RS и DDU не подлежат разборке для замены или добавления смазки. При необходимости дополнительного обслуживания следует полностью заменить подшипник. Попытки вскрытия уплотнений приводят к повреждению контактной кромки и потере герметичности.

Подбор подшипников для конкретных узлов

Выбор подшипников для моечных машин стеклопакетных линий осуществляется с учетом условий работы конкретного узла. Наиболее ответственными являются подшипники приводных роликов транспортировки стекла и подшипники валов вращения щеток.

Подшипники роликов транспортировки

Ролики транспортировки обеспечивают перемещение листа стекла через зоны мойки и сушки. Подшипники работают при частоте вращения 100-300 оборотов в минуту, что соответствует скорости подачи стекла 3-8 метров в минуту. Температура подшипникового узла не превышает 40-50 градусов Цельсия. Контакт с моющим раствором происходит периодически при прохождении зоны щеток. Для данных условий рекомендуются подшипники типоразмеров 6200-6204 с уплотнениями 2RS1 и зазором C3.

Подшипники валов щеток

Щетки моечной машины вращаются с частотой 60-120 оборотов в минуту и осуществляют механическую очистку поверхности стекла. Подшипники валов щеток работают в условиях интенсивного контакта с моющим раствором и повышенной вибрации от неравномерности нагрузки на щетку.

Для щеток диаметром 150-200 миллиметров применяются подшипники 6205-6207 с уплотнениями DDU или 2RS1. Увеличенный зазор C3 компенсирует возможный перекос вала при неравномерном износе щетины.

Монтаж и демонтаж подшипников

Нержавеющие подшипники не требуют нагрева при монтаже на вал диаметром до 30 миллиметров. Посадка осуществляется прессованием через оправку, опирающуюся на торец внутреннего кольца. Недопустимо передавать усилие запрессовки через тела качения, так как это приводит к образованию вмятин на дорожках качения.

При демонтаже подшипников применяются съемники с захватом за торец внутреннего кольца. Использование универсальных съемников с захватом за наружное кольцо недопустимо для подшипников с уплотнениями, поскольку усилие демонтажа передается через шарики и вызывает повреждение дорожек.

Вопросы и ответы

Можно ли заменить подшипник из стали ШХ15 на нержавеющий при одинаковых размерах?
Замена стандартного подшипника на нержавеющий одинакового типоразмера допускается, однако необходимо учитывать снижение грузоподъемности на 10-15 процентов. При работе узла с нагрузками, близкими к предельным, рекомендуется выбрать нержавеющий подшипник следующей размерной серии. Также следует проверить совместимость посадочных поверхностей вала и корпуса с допусками нержавеющего подшипника.
В чем разница между обозначениями 2RS, DDU и LLU на подшипниках?
Обозначения 2RS, DDU и LLU указывают на одинаковый тип уплотнений - контактные резиновые уплотнения с двух сторон. Различие заключается только в маркировке производителей: 2RS используется компанией SKF, DDU - компанией NSK, LLU - компанией NTN. Конструкция уплотнений и защитные свойства идентичны, подшипники разных производителей взаимозаменяемы при совпадении основных размеров.
Почему для моечных машин рекомендуется зазор C3 вместо стандартного?
Увеличенный радиальный зазор C3 компенсирует уменьшение зазора при монтаже подшипника с натягом и при нагреве узла во время работы. В моечных машинах температура подшипников может достигать 50-70 градусов, что при стандартном зазоре приводит к образованию преднатяга и повышенному трению. Зазор C3 обеспечивает оптимальный рабочий зазор при рабочей температуре, что увеличивает срок службы подшипника.
Можно ли промывать или добавлять смазку в подшипники с уплотнениями 2RS?
Подшипники с контактными уплотнениями 2RS или DDU являются необслуживаемыми и не подлежат разборке. Смазка закладывается производителем на весь срок службы подшипника. Попытки вскрыть уплотнения для добавления или замены смазки приводят к повреждению контактной кромки уплотнения, нарушению герметичности и попаданию загрязнений внутрь подшипника. При истечении расчетного ресурса или выходе подшипника из строя производится его полная замена.
Как определить износ нержавеющего подшипника в процессе эксплуатации?
Признаками износа подшипника являются: увеличение шума при вращении, появление вибрации узла, повышение температуры корпуса подшипника, увеличение радиального люфта вала. При появлении любого из перечисленных признаков рекомендуется остановить оборудование и произвести диагностику подшипникового узла. Продолжение работы с изношенным подшипником приводит к повреждению посадочных поверхностей вала и корпуса, что требует дорогостоящего ремонта.
Какой срок службы нержавеющих подшипников в моечных машинах?
Расчетный ресурс нержавеющих подшипников в моечных машинах составляет 15000-25000 часов работы при соблюдении рекомендованных нагрузок и правильном монтаже. Фактический срок службы зависит от интенсивности эксплуатации, качества моющих растворов и своевременности технического обслуживания оборудования. При агрессивных моющих средствах с высокой концентрацией хлора срок службы может сокращаться на 30-40 процентов.
Чем отличается сталь AISI 440C от стали AISI 316 для подшипников?
Сталь AISI 440C является мартенситной хромистой сталью с возможностью закалки до высокой твердости 58-60 HRC, что необходимо для работы дорожек качения подшипников. Сталь AISI 316 - аустенитная хромоникелевая сталь с добавлением молибдена, обладающая высокой коррозионной стойкостью, но не поддающаяся закалке. Подшипники из стали AISI 316 используются только в особо агрессивных средах с морской водой или хлоридами, имеют пониженную грузоподъемность и применяются при низких нагрузках.
Требуется ли специальная подготовка вала для установки нержавеющих подшипников?
Посадочные поверхности для нержавеющих подшипников готовятся аналогично стандартным подшипникам. Шероховатость поверхности вала должна соответствовать Ra 0,8-1,6 микрометра для посадок с натягом. Овальность и конусность вала не должны превышать половины допуска на диаметр. Переходные галтели выполняются радиусом, не превышающим фаску подшипника. Особое внимание следует уделить отсутствию заусенцев и острых кромок, которые могут повредить уплотнения при монтаже.
Можно ли использовать подшипники SKF серии W при температуре выше 100 градусов?
Стандартные подшипники SKF серии W с резиновыми уплотнениями 2RS1 рассчитаны на работу при температуре до 100-110 градусов Цельсия. При более высоких температурах резина уплотнений теряет эластичность и герметизирующие свойства. Для работы при температуре 110-150 градусов необходимо использовать подшипники со специальными высокотемпературными уплотнениями или подшипники с металлическими защитными шайбами при условии применения дополнительного наружного уплотнения узла.
Как влияет жесткость воды на срок службы подшипников моечных машин?
Жесткая вода содержит повышенное количество солей кальция и магния, которые при высыхании образуют отложения на уплотнениях и наружных поверхностях подшипников. Накопление солевых отложений приводит к повреждению контактной кромки уплотнения и проникновению загрязнений внутрь подшипника. Для моечных машин рекомендуется использование умягченной или деминерализованной воды, особенно на стадии финишного ополаскивания. При применении жесткой воды необходимо периодически промывать подшипниковые узлы чистой водой для удаления солевых отложений.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационный характер. Информация, представленная в материале, предназначена для технических специалистов и инженеров в области стеклообработки и машиностроения.

Автор не несет ответственности за возможные последствия применения изложенной информации в практической деятельности. Выбор подшипников, расчет параметров подшипниковых узлов и принятие технических решений должны осуществляться квалифицированными специалистами с учетом конкретных условий эксплуатации оборудования, требований безопасности и действующих нормативных документов.

Перед внедрением любых технических решений рекомендуется консультация с производителями оборудования и подшипников, проведение расчетов в соответствии с действующими стандартами и испытание в условиях, приближенных к реальной эксплуатации.

Источники

  1. Каталог подшипников SKF. Раздел подшипники из нержавеющей стали, серия W. SKF Group, 2024.
  2. Каталог подшипников NSK. Stainless Steel Bearings. NSK Ltd., 2024.
  3. Техническая документация NSK. Инновационная продукция ES1 - нержавеющая сталь с улучшенной коррозионной стойкостью.
  4. Справочник по подшипникам качения. Обозначения, расчет, применение. Под редакцией д.т.н. Л.Н. Решетова. Машиностроение, 2008.
  5. ГОСТ 520-2011. Подшипники качения. Общие технические условия.
  6. ГОСТ 3189-89. Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений.
  7. ГОСТ 24810-2013. Подшипники качения. Внутренние зазоры.
  8. Технический справочник Schaeffler. Радиальные шарикоподшипники. Параметры и применение. FAG, 2023.
  9. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. 9-е издание. Машиностроение, 2006.
  10. Каталоги оборудования для стеклообработки. Моечные машины для производства стеклопакетов. Технические руководства производителей, 2024.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.