Содержание статьи
- 1. Введение: ОПУ в конструкции гусеничных кранов
- 2. Конструкция трехрядных роликовых ОПУ
- 3. Материалы и термообработка
- 4. Расчет нагрузок и опрокидывающего момента
- 5. Критерии выбора ОПУ для тяжелых гусеничных кранов
- 6. Конструктивные решения ведущих производителей
- 7. Монтаж и техническое обслуживание
- 8. Диагностика состояния ОПУ
- 9. Вопросы и ответы
Введение: ОПУ в конструкции гусеничных кранов
Опорно-поворотное устройство (ОПУ) является одним из наиболее нагруженных узлов гусеничного крана, обеспечивающим передачу всех действующих нагрузок от поворотной платформы на ходовую часть машины. В гусеничных кранах грузоподъемностью свыше 100 тонн применение трехрядных роликовых ОПУ обусловлено необходимостью восприятия экстремальных осевых, радиальных нагрузок и опрокидывающих моментов, возникающих при работе с длинными стреловыми системами и тяжелыми грузами.
Трехрядные роликовые опорно-поворотные устройства представляют собой наиболее мощные конструкции среди всех типов ОПУ, способные воспринимать комбинированные нагрузки в условиях непрерывной эксплуатации. Данный тип подшипников нашел широкое применение в карьерных экскаваторах, мощных гусеничных и портальных кранах, буровых установках и другом тяжелом оборудовании.
Конструкция трехрядных роликовых ОПУ
Основные элементы конструкции
Трехрядное роликовое опорно-поворотное устройство состоит из трех колец (посадочных обойм), разделяющих верхнюю, нижнюю и радиальную дорожки качения. Такая конструкция позволяет точно определить нагрузки на каждый ряд роликов и одновременно воспринимать осевые силы, опрокидывающие моменты и значительные радиальные нагрузки.
Конструктивно трехрядное роликовое ОПУ включает следующие компоненты:
| Элемент | Функция | Особенности |
|---|---|---|
| Внутреннее кольцо | Крепление к неподвижной конструкции (ходовой раме) | Содержит радиальную дорожку качения |
| Наружное кольцо (верхнее и нижнее) | Крепление к поворотной платформе | Две осевые дорожки качения |
| Верхний ряд роликов (осевой) | Восприятие осевых нагрузок и опрокидывающего момента | Большой диаметр, высокая несущая способность |
| Нижний ряд роликов (осевой) | Восприятие осевых нагрузок и опрокидывающего момента | Работает в паре с верхним рядом |
| Радиальный ряд роликов | Восприятие радиальных нагрузок | Расположен на вертикальной дорожке |
| Сепараторы (распорные блоки) | Разделение роликов, обеспечение равномерности | Полиамид, сталь или алюминиевый сплав |
| Уплотнительная система | Защита от загрязнений, удержание смазки | Резина NBR, специальные профили |
| Зубчатый венец | Передача вращающего момента от привода | Внутреннее или наружное зацепление |
Распределение нагрузок в трехрядном ОПУ
Ключевое преимущество трехрядной конструкции заключается в раздельном восприятии различных типов нагрузок. Два осевых ряда цилиндрических роликов (верхний и нижний) воспринимают осевые силы и опрокидывающий момент. Радиальный ряд роликов, расположенный между осевыми рядами на вертикальной дорожке качения, предназначен исключительно для восприятия радиальных сил.
Принцип распределения нагрузок:
Осевая нагрузка Fa распределяется между верхним и нижним рядами роликов пропорционально их геометрическим параметрам.
Опрокидывающий момент MT создает неравномерное распределение контактных нагрузок в осевых рядах: максимальная нагрузка возникает в зоне приложения момента, минимальная - на противоположной стороне.
Радиальная нагрузка Frad воспринимается исключительно радиальным рядом роликов.
Типы зубчатого зацепления
Трехрядные роликовые ОПУ изготавливаются с различными вариантами зубчатого венца:
| Тип зацепления | Область применения | Преимущества |
|---|---|---|
| Наружное зацепление | Гусеничные краны с внешним расположением привода поворота | Удобство обслуживания, хороший доступ к приводу |
| Внутреннее зацепление | Компактные конструкции, защита зубьев от загрязнений | Защита от внешних воздействий, меньший габарит |
| Без зацепления | Специальные применения с фрикционным приводом | Упрощенная конструкция |
Материалы и термообработка
Материалы колец ОПУ
Для изготовления колец трехрядных роликовых ОПУ применяются высокопрочные легированные стали, способные обеспечить необходимую комбинацию прочности, вязкости и износостойкости. Основными материалами являются:
| Марка стали | Аналоги | Область применения | Характеристики |
|---|---|---|---|
| 42CrMo (42CrMo4) | AISI 4140, DIN 1.7225, 40ХМ (ГОСТ) | Тяжелонагруженные ОПУ, краны грузоподъемностью 100+ тонн | Высокая прочность, ударная вязкость, хорошая прокаливаемость |
| 50Mn | S48C (JIS), 50Г (ГОСТ) | ОПУ со средними нагрузками | Хорошая обрабатываемость, достаточная прочность |
| C45 (Ст45) | AISI 1045, Сталь 45 (ГОСТ) | Стандартные ОПУ малого и среднего диаметра | Экономичность, хорошая обрабатываемость |
Материалы тел качения
Цилиндрические ролики трехрядных ОПУ изготавливаются из высокоуглеродистой хромистой подшипниковой стали GCr15 (аналоги: AISI 52100, DIN 100Cr6, ШХ15 по ГОСТ 801-78). Данный материал обеспечивает:
- Твердость после закалки и низкого отпуска 61-65 HRC
- Высокую контактную выносливость
- Износостойкость при качении
- Стабильность размеров
Термическая обработка
Термообработка является ключевым этапом производства, определяющим эксплуатационные характеристики ОПУ:
| Операция | Назначение | Результат |
|---|---|---|
| Улучшение (закалка + высокий отпуск) | Повышение комплекса механических свойств кольца | Твердость HB 220-280, высокая вязкость |
| Поверхностная закалка дорожек качения (ТВЧ) | Повышение контактной прочности и износостойкости | Твердость поверхности HRC 55-62, глубина закаленного слоя 2-6 мм |
| Закалка зубьев (по требованию) | Повышение несущей способности зубчатого венца | Твердость HRC 50-60 |
| Стабилизирующий отпуск | Снятие внутренних напряжений после закалки | Предотвращение трещин, снижение хрупкости |
Расчет нагрузок и опрокидывающего момента
Виды нагрузок на ОПУ гусеничного крана
При работе гусеничного крана на опорно-поворотное устройство действует комплекс нагрузок:
| Тип нагрузки | Обозначение | Источник |
|---|---|---|
| Осевая нагрузка | Fa | Собственный вес поворотной части, вес груза, вертикальная составляющая натяжения канатов |
| Радиальная нагрузка | Frad | Горизонтальные составляющие сил от ветровой нагрузки, инерционные силы при повороте |
| Опрокидывающий момент | MT (Mопр) | Эксцентриситет приложения вертикальных нагрузок, ветровая нагрузка, динамические воздействия |
| Крутящий момент | Mk | Усилие от механизма поворота, передаваемое через зубчатый венец |
Расчет опрокидывающего момента
Опрокидывающий момент является критическим параметром при выборе ОПУ для гусеничных кранов. Расчет выполняется как сумма моментов от всех горизонтальных и вертикальных сил относительно оси вращения подшипника согласно методике ГОСТ 32579.1-2013:
Формула расчета опрокидывающего момента:
MT = Q * Lq + Gстр * Lстр + Mветр + Mдин
где:
- Q - масса поднимаемого груза, кг
- Lq - вылет стрелы (расстояние от оси вращения до точки подвеса груза), м
- Gстр - масса стреловой системы, кг
- Lстр - расстояние от оси вращения до центра тяжести стрелы, м
- Mветр - момент от ветровой нагрузки, кН*м
- Mдин - момент от динамических воздействий (инерция при пуске/торможении), кН*м
Пример расчета для гусеничного крана 150 тонн
Исходные данные:
- Грузоподъемность Q = 150 т = 150000 кг
- Рабочий вылет стрелы Lq = 12 м
- Масса стреловой системы Gстр = 45000 кг
- Расстояние до ЦТ стрелы Lстр = 25 м
- Коэффициент динамичности kдин = 1.2
- Коэффициент запаса kзап = 1.5
Расчет:
Mгруз = Q * g * Lq = 150000 * 9.81 * 12 = 17658000 Н*м = 17658 кН*м
Mстр = Gстр * g * Lстр = 45000 * 9.81 * 25 = 11036250 Н*м = 11036 кН*м
MT = (Mгруз + Mстр) * kдин * kзап = (17658 + 11036) * 1.2 * 1.5 = 51650 кН*м
Вывод:
Требуется ОПУ с допускаемым опрокидывающим моментом не менее 51650 кН*м (с учетом коэффициентов).
Диаграмма нагрузочной способности
Производители трехрядных роликовых ОПУ предоставляют диаграммы (кривые) нагрузочной способности, показывающие допустимые комбинации осевой нагрузки и опрокидывающего момента. При выборе подшипника рабочая точка (комбинация Fa и MT) должна находиться внутри допустимой области диаграммы.
| Диаметр ОПУ, мм | Допустимая осевая нагрузка, кН | Допустимый опрокидывающий момент, кН*м | Область применения |
|---|---|---|---|
| 1800-2200 | 8000-15000 | 20000-40000 | Гусеничные краны 100-200 т |
| 2200-2800 | 15000-25000 | 40000-80000 | Гусеничные краны 200-400 т |
| 2800-3500 | 25000-40000 | 80000-150000 | Гусеничные краны 400-700 т |
| 3500-4500 | 40000-60000 | 150000-250000 | Гусеничные краны 700-1000 т |
| >4500 | >60000 | >250000 | Сверхтяжелые краны 1000+ т |
Критерии выбора ОПУ для тяжелых гусеничных кранов
Основные параметры выбора
При выборе трехрядного роликового ОПУ для гусеничного крана необходимо учитывать следующие факторы:
| Параметр | Требования | Рекомендации |
|---|---|---|
| Статическая грузоподъемность | Должна превышать расчетную нагрузку с коэффициентом запаса не менее 1.5 | Для тяжелых режимов работы применять k = 2.0 |
| Допускаемый опрокидывающий момент | Соответствие максимальному расчетному моменту с запасом | Учитывать все комбинации нагрузок по ГОСТ 32579.1 |
| Диаметр подшипника | Определяется конструкцией крана и требуемой несущей способностью | Больший диаметр обеспечивает большее плечо сопротивления моменту |
| Модуль зубчатого венца | Соответствие крутящему моменту привода поворота | Для кранов 100+ т типично m = 14-24 |
| Температурный диапазон | Соответствие условиям эксплуатации | Стандартный диапазон -20...+70 C, расширенный -40...+70 C |
| Класс точности | P0, P6, P5 в зависимости от требований | Для кранов обычно достаточно P0 |
Коэффициент безопасности
Согласно требованиям стандартов ISO 4301 и ГОСТ 34017-2016, при расчете ОПУ грузоподъемных кранов применяются коэффициенты безопасности:
Для статической несущей способности: ks >= 1.5 (стандартные условия), ks >= 2.0 (тяжелые условия)
Для динамической несущей способности: kd >= 1.25
Коэффициент динамичности: учитывает ускорения при пуске/торможении механизмов, типично 1.1-1.3
Конструктивные решения ведущих производителей
Liebherr
Компания Liebherr является одним из крупнейших производителей как гусеничных кранов, так и опорно-поворотных подшипников. Для своих тяжелых гусеничных кранов серии LR (LR 1300, LR 1600, LR 11000, LR 13000) Liebherr применяет роликовые опорно-поворотные устройства собственного производства.
Особенности решений Liebherr:
- Интеграция ОПУ с поворотной платформой обеспечивает оптимальное распределение нагрузок
- Применение специальных уплотнительных систем для работы в морском климате
- Собственное производство подшипников позволяет оптимизировать конструкцию под конкретные модели кранов
- В кранах серии LR 13000 (грузоподъемность до 3000 т) применяются ОПУ с диаметром роликового пути более 12 м
Kobelco
Японский производитель Kobelco выпускает линейку тяжелых гусеничных кранов серии SL и CKE. Для моделей SL4500G, SL6000G и более мощных применяются трехрядные роликовые ОПУ с внутренним зацеплением.
Технические особенности:
- Пылезащищенные подшипники поворота с внутренним зубчатым венцом (Dust-Resistant Internally Cut Swing Bearing)
- Применение материала кольца 42CrMo с поверхностной закалкой дорожек
- Конструкция обеспечивает работу в температурном диапазоне от -20 до +45 C
- Система автоматического контроля момента (AML) для предотвращения перегрузки
Manitowoc
Американский производитель Manitowoc применяет различные конструктивные решения в зависимости от класса крана:
- Для кранов средней грузоподъемности (модели 222, 555, 999) - трехрядные роликовые подшипники
- Модель Manitowoc 16000 оснащена трехрядным роликовым подшипником тяжелого типа, специально рассчитанным для непрерывных циклических нагрузок
- Для сверхтяжелых кранов (модель 31000 грузоподъемностью до 2300 т) применяется система роликового пути вместо традиционного турельного подшипника, что обеспечивает максимальное распределение нагрузки
| Производитель | Модельный ряд | Грузоподъемность, т | Тип ОПУ |
|---|---|---|---|
| Liebherr | LR 1300 - LR 13000 | 300 - 3000 | Роликовое, собственного производства |
| Kobelco | SL4500G, SL6000G, SL13000 | 400 - 800 | Трехрядное роликовое, внутреннее зацепление |
| Manitowoc | 999, 16000, 18000, 21000, 31000 | 275 - 2300 | Трехрядное роликовое / роликовый путь |
Монтаж и техническое обслуживание
Требования к монтажу
Правильный монтаж ОПУ критически важен для обеспечения расчетного срока службы и безопасной эксплуатации крана:
| Параметр | Требование | Контроль |
|---|---|---|
| Плоскостность посадочных поверхностей | Не более 0.1 мм на 1000 мм диаметра | Измерение щупом по всей окружности |
| Шероховатость посадочных поверхностей | Ra 3.2 - 6.3 мкм | Профилометр |
| Момент затяжки болтов | Согласно документации производителя | Динамометрический ключ, перекрестная схема затяжки |
| Ориентация мягкой зоны (Soft Spot) | В зоне минимальных нагрузок | Совмещение маркировки "S" с расчетной зоной |
| Зазор в зубчатом зацеплении | 0.03-0.04 * модуль (типовое значение) | Измерение щупом или свинцовой проволокой |
Техническое обслуживание
Регулярное техническое обслуживание ОПУ включает следующие операции:
Смазка
- Периодичность: согласно инструкции производителя (обычно каждые 50-100 часов работы или 1 раз в неделю)
- Смазка дорожек качения через пресс-масленки до появления свежей смазки из уплотнений
- Смазка зубчатого венца пластичной смазкой или маслом
- Применяемые смазки: литиевые или кальциевые консистентные смазки NLGI 2
Контроль состояния
- Проверка момента затяжки болтов крепления (ежемесячно или каждые 500 часов)
- Измерение осевого люфта (износ дорожек качения)
- Контроль износа зубьев зубчатого венца
- Проверка состояния уплотнений
- Контроль на наличие посторонних шумов и вибраций при вращении
Диагностика состояния ОПУ
Методы диагностики
Для оценки технического состояния трехрядных роликовых ОПУ применяются следующие методы:
| Метод | Контролируемый параметр | Периодичность |
|---|---|---|
| Измерение осевого люфта | Износ дорожек качения и роликов | Ежеквартально или каждые 1000 часов |
| Вибродиагностика | Дефекты тел качения и дорожек | Ежегодно или при появлении симптомов |
| Измерение момента сопротивления вращению | Состояние смазки, внутренние повреждения | При ТО |
| Визуальный контроль зубьев | Износ, питтинг, задиры | Ежемесячно |
| Ультразвуковая дефектоскопия | Внутренние трещины в кольцах | При капитальном ремонте |
| Анализ смазки | Продукты износа, загрязнения | Ежегодно |
Типичные неисправности
| Неисправность | Признаки | Причины |
|---|---|---|
| Износ дорожек качения | Увеличенный осевой люфт, неравномерность вращения | Нормальный износ, недостаточная смазка, перегрузка |
| Контактная усталость (питтинг) | Раковины на дорожках, повышенный шум | Перегрузка, недостаточная твердость, загрязнение смазки |
| Износ зубьев | Увеличенный боковой зазор, шум при повороте | Недостаточная смазка, несоосность привода |
| Коррозия | Ржавчина на открытых поверхностях, заедание | Повреждение уплотнений, работа в агрессивной среде |
| Ослабление болтов | Щелчки при нагрузке, неравномерный зазор | Недостаточный момент затяжки, вибрации |
Часто задаваемые вопросы
Трехрядные роликовые ОПУ обладают наибольшей несущей способностью среди всех типов опорно-поворотных устройств. Разделение нагрузок между тремя независимыми рядами роликов позволяет точно распределить осевые, радиальные нагрузки и опрокидывающий момент. Линейный контакт роликов с дорожками качения обеспечивает значительно большую контактную площадь по сравнению с шариковыми подшипниками, что критически важно для кранов грузоподъемностью свыше 100 тонн.
Расчетный срок службы ОПУ зависит от условий эксплуатации, режима работы и качества технического обслуживания. При соблюдении рекомендаций производителя по нагрузкам и смазке, срок службы составляет 15000-25000 часов работы или 10-15 лет эксплуатации. Для кранов, работающих в тяжелых условиях (морской климат, запыленность, непрерывная работа), срок службы может сокращаться до 8000-12000 часов.
Основные критерии замены: осевой люфт превышает 1 мм (измеряется индикатором при приложении нагрузки), износ зубьев более 20% от номинальной толщины, наличие трещин в кольцах (выявляется УЗК или магнитопорошковым методом), повышенный момент сопротивления вращению, появление металлической стружки в смазке. Также замена требуется при обнаружении значительного питтинга дорожек качения.
Рекомендуется использовать пластичные смазки на литиевой или кальциевой основе класса NLGI 2 с присадками EP (противозадирными). Для работы в расширенном температурном диапазоне применяются синтетические смазки. Для зубчатого венца используются специальные открытые зубчатые смазки или пластичные смазки с высокой адгезией. Периодичность смазки - согласно инструкции производителя, обычно каждые 50-100 часов работы.
При наружном зацеплении зубчатый венец расположен на внешней поверхности наружного кольца. Это обеспечивает удобный доступ к приводу поворота и простоту обслуживания. При внутреннем зацеплении зубья расположены на внутренней поверхности внутреннего кольца. Такая конструкция обеспечивает лучшую защиту зубьев от загрязнений и более компактные габариты, но усложняет обслуживание. Выбор типа зацепления определяется конструкцией крана.
Мягкая зона - это участок дорожки качения, не прошедший поверхностную закалку при индукционном нагреве. Она образуется в месте смыкания начала и конца зоны нагрева. Этот участок имеет пониженную твердость и несущую способность, поэтому при монтаже ОПУ его необходимо расположить в зоне минимальных нагрузок. Маркировка буквой "S" на кольце указывает положение мягкой зоны.
Опрокидывающий момент рассчитывается как сумма произведений всех вертикальных и горизонтальных сил на их плечи относительно центра ОПУ. Основные составляющие: момент от массы груза (Q * вылет), момент от массы стрелы (Gстр * расстояние до ЦТ), момент от ветровой нагрузки. Результат умножается на коэффициент динамичности (1.1-1.3) и коэффициент запаса (1.5-2.0). Расчет выполняется по ГОСТ 32579.1 или ISO 8686.
Ремонт трехрядных роликовых ОПУ возможен в специализированных предприятиях и включает: замену тел качения, восстановление или замену уплотнений, восстановление зубчатого венца методом наплавки с последующей механической обработкой. Однако при значительном износе дорожек качения или наличии трещин в кольцах ремонт нецелесообразен, требуется замена подшипника. Решение о ремонте принимается на основании дефектации.
Связанные товары и решения
Для эффективной работы оборудования рекомендуем также рассмотреть:
- ОПУ легкая серия
- ОПУ с одним рядом шариков
- ОПУ серия с перекрестными роликами на один ряд
- ОПУ стандартная серия с одним рядом шариков
- ОПУ фланцевая серия
- ОПУ легкая серия
- ОПУ серия с перекрестными роликами на один ряд
- ОПУ серия с тремя рядами роликов
- ОПУ стандартная серия с двумя рядами шариков
- ОПУ стандартная серия с одним рядом шариков
- ОПУ фланцевая серия
- ОПУ прецизионная серия для поворотных кругов (столов)
- ОПУ серия с перекрестными роликами на один ряд
- ОПУ серия с тремя рядами шариков
- ОПУ стандартная серия с двумя рядами шариков
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не является руководством к действию. Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия, возникшие в результате использования представленной информации. Расчеты и технические решения должны выполняться квалифицированными специалистами с учетом конкретных условий эксплуатации и требований действующих нормативных документов. Перед выбором и эксплуатацией опорно-поворотных устройств необходимо обращаться к официальной технической документации производителя оборудования.
Источники
- ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007). Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс.
- ГОСТ 18854-2013. Подшипники качения. Статическая грузоподъемность.
- ГОСТ 33169-2014 (ISO 20332:2008). Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности.
- ГОСТ 34017-2016. Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы.
- ГОСТ 32579.1-2013 (ISO 8686-1:2012). Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения.
- ГОСТ 801-78. Сталь подшипниковая. Технические условия.
- ISO 4301-1:1986. Cranes and lifting appliances - Classification - Part 1: General.
- ISO 8686-1:2012. Cranes - Design principles for loads and load combinations - Part 1: General.
- ISO 15241:2012. Rolling bearings - Symbols for physical quantities.
- Kania L., Krynke M., Mazanek E. Modelling of rollers in calculation of slewing bearing with the use of finite elements. Mechanism and Machine Theory, 2012, Vol. 58, pp. 29-45.
- Hardened raceway calculation analysis of a three-row roller slewing bearing. International Journal of Mechanical Sciences, 2018.
- Справочник по кранам: В 2 т. / Под общ. ред. М.М. Гохберга. - Л.: Машиностроение, 1988.
- Техническая документация производителей: Liebherr, Rothe Erde, IMO, SKF, Kobelco, Manitowoc.
