Меню

Основные части электродвигателя и их функции

  • 09.04.2025
  • Познавательное

Основные части электродвигателя и их функции

Содержание

Введение: принципы работы электродвигателя

Электродвигатель — это электромеханическое устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Принцип его работы основан на взаимодействии магнитных полей и проводников с током, что создает механический вращающий момент. Независимо от типа и серии, все электродвигатели имеют общие конструктивные элементы, которые обеспечивают их функционирование.

Современный электродвигатель — результат более чем столетней инженерной эволюции. С момента создания первых прототипов Майклом Фарадеем в 1821 году и до сегодняшних высокоэффективных моделей, основные принципы работы остались неизменными, но конструкция и материалы существенно улучшились, что привело к повышению КПД, надежности и снижению массогабаритных показателей.

Рассмотрим основные компоненты электродвигателя и их функции в работе устройства.

Статор и его компоненты

Статор — неподвижная часть электродвигателя, представляющая собой полый цилиндр из электротехнической стали, в котором создается магнитное поле. Основные компоненты статора:

Сердечник статора

Сердечник статора изготавливается из тонких пластин электротехнической стали (толщиной 0,5-0,35 мм), изолированных друг от друга для уменьшения вихревых токов. Пластины собираются в пакет и фиксируются стяжными шпильками или сваркой по наружному диаметру. В пакете имеются продольные пазы, в которые укладываются обмотки.

Обмотки статора

Обмотки статора обычно выполняются из изолированных медных или алюминиевых проводников, уложенных в пазы сердечника. В трехфазных двигателях переменного тока обмотка состоит из трех групп катушек, сдвинутых относительно друг друга на 120 электрических градусов, что позволяет создать вращающееся магнитное поле при питании от трехфазной сети.

Корпус статора

Корпус (станина) статора — внешняя несущая конструкция, обычно выполненная из чугуна, алюминия или стали. Корпус обеспечивает механическую защиту внутренних компонентов, участвует в отводе тепла и определяет конструктивное исполнение двигателя (фланцевое, на лапах и т.д.).

Элемент статора Материал Функция Влияние на характеристики
Сердечник Электротехническая сталь (2-3% Si) Концентрация и проведение магнитного потока Влияет на КПД, потери в стали, нагрев
Обмотка Медь (алюминий для экономичных серий) Создание магнитного поля Влияет на мощность, КПД, перегрузочную способность
Корпус Чугун, сталь, алюминий Защита, охлаждение, монтаж Влияет на тепловой режим, вибрации, долговечность

Ротор: конструкция и типы

Ротор — подвижная часть электродвигателя, установленная на валу и вращающаяся внутри статора. Существует несколько типов роторов, применяемых в зависимости от конструкции и назначения двигателя:

Короткозамкнутый ротор

Наиболее распространённый тип ротора для асинхронных двигателей. Состоит из сердечника из листов электротехнической стали и литой алюминиевой или медной обмотки типа "беличья клетка". Обмотка представляет собой стержни, размещенные в пазах сердечника и замкнутые с обоих торцов короткозамыкающими кольцами.

Фазный ротор

Используется в асинхронных двигателях с фазным ротором. Содержит трехфазную обмотку, подобную обмотке статора. Концы обмотки выведены на контактные кольца, установленные на валу. К этим кольцам через щетки подключается пусковой реостат или управляющее устройство.

Ротор с постоянными магнитами

Применяется в синхронных двигателях и бесколлекторных двигателях постоянного тока. Содержит постоянные магниты из редкоземельных материалов (неодим-железо-бор, самарий-кобальт), обеспечивающие сильное магнитное поле без потребления электроэнергии.

Скольжение асинхронного двигателя: s = (n₁ - n₂) / n₁ × 100%
где:
s — скольжение, %
n₁ — синхронная скорость вращения магнитного поля статора, об/мин
n₂ — фактическая скорость вращения ротора, об/мин
Принципиальная схема строения электродвигателя Статор (внешний) и ротор (внутренний) с обмотками Обмотка статора Ротор Вал

Обмотки: виды и особенности

Обмотки электродвигателя — это системы проводников, создающие магнитное поле при прохождении через них электрического тока. От конструкции и качества обмоток напрямую зависят характеристики двигателя.

Обмотки статора

В зависимости от типа двигателя и его мощности, обмотки статора могут быть:

  • Однослойными — с одним проводником в каждом пазу;
  • Двухслойными — с двумя проводниками, расположенными один над другим;
  • Концентрическими — с катушками разного диаметра;
  • Диаметральными — с катушками одинакового размера;
  • Шаблонными — изготовленными по шаблону и вставляемыми в пазы.

Обмотки ротора

Обмотки ротора бывают следующих типов:

  • "Беличья клетка" — литая алюминиевая или медная конструкция с пазами;
  • Двойная клетка — с двумя системами стержней разного сечения для улучшения пусковых характеристик;
  • Фазная обмотка — трехфазная обмотка, аналогичная статорной, но с выводами на контактные кольца.
Тип обмотки Применение Преимущества Недостатки
Медная литая клетка Высокомощные и специальные двигатели Высокая электропроводность, повышенный КПД Высокая стоимость, сложность изготовления
Алюминиевая литая клетка Стандартные асинхронные двигатели Низкая стоимость, технологичность Меньшая электропроводность, ограничения по мощности
Двойная клетка Двигатели с тяжелым пуском Улучшенные пусковые характеристики Сложность конструкции, повышенная стоимость
Фазная обмотка Асинхронные двигатели с регулировкой Возможность регулировки скорости и момента Наличие щеточного узла, сложность обслуживания
Расчет числа витков в обмотке статора: w = E / (4.44 × f × kw × Φ)
где:
w — число витков в фазе
E — ЭДС фазы, В
f — частота тока, Гц
kw — обмоточный коэффициент
Φ — магнитный поток, Вб

Подшипниковые узлы

Подшипниковые узлы обеспечивают вращение ротора с минимальным трением. От их качества и правильного подбора зависит срок службы двигателя и уровень шума при работе.

Типы подшипников в электродвигателях

  • Шариковые подшипники — наиболее распространены, обеспечивают низкий уровень трения и высокую скорость вращения;
  • Роликовые подшипники — используются в условиях высоких радиальных нагрузок;
  • Подшипники скольжения — применяются в крупных двигателях и специальных исполнениях (например, для работы в агрессивных средах).

Срок службы подшипников рассчитывается по формуле ISO 281, учитывающей нагрузку, скорость вращения и базовую динамическую грузоподъемность. Для типовых промышленных электродвигателей нормативный срок службы подшипников составляет 20-40 тысяч часов.

Смазка подшипников

В зависимости от условий эксплуатации используются различные типы смазки:

  • Консистентная (пластичная) смазка — для большинства стандартных применений;
  • Жидкая масляная смазка — для крупных двигателей и высоких скоростей;
  • Твердая смазка — для экстремальных условий эксплуатации.

Важно! Периодичность обслуживания подшипниковых узлов зависит от условий эксплуатации. Для стандартных двигателей с пластичной смазкой интервал составляет 4000-8000 часов работы или 1-2 года, что наступит раньше.

Системы охлаждения

Эффективное охлаждение является одним из ключевых факторов, определяющих надежность и долговечность электродвигателя. Системы охлаждения классифицируются по методу (IC) в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60034-6.

Основные типы охлаждения

  • IC411 — самовентиляция с внешним вентилятором на валу (TEFC);
  • IC410 — охлаждение через поверхность корпуса (TENV);
  • IC416 — охлаждение независимым вентилятором;
  • IC31W — водяное охлаждение;
  • IC511 — трубное воздушное охлаждение;
  • IC611 — охлаждение встроенным воздухо-воздушным теплообменником.
Тип охлаждения Эффективность теплоотвода Применение
IC411 (TEFC) Средняя Стандартные промышленные электродвигатели
IC410 (TENV) Низкая Малые двигатели, работающие с перерывами
IC416 Высокая Двигатели для работы на низких скоростях или с ЧРП
IC31W Очень высокая Крупные двигатели большой мощности

Мощность, рассеиваемая в виде тепла, может составлять 5-15% от номинальной мощности электродвигателя, в зависимости от его КПД. Для двигателя мощностью 100 кВт с КПД 94% потери составят 6 кВт, которые необходимо отвести системой охлаждения.

Расчет тепловых потерь: Pтеп = P × (1 - η)
где:
Pтеп — тепловые потери, Вт
P — номинальная мощность двигателя, Вт
η — КПД двигателя (в долях единицы)

Клеммная коробка и подключение

Клеммная коробка обеспечивает подключение двигателя к питающей сети и при необходимости к защитным и контрольным устройствам. Расположение и исполнение клеммной коробки определяется стандартами и конструкцией двигателя.

Схемы соединения обмоток

Для трехфазных двигателей наиболее распространены следующие схемы соединения:

  • Звезда (Y) — концы фазных обмоток соединены в общую точку, а начала подключены к сети;
  • Треугольник (Δ) — конец каждой фазной обмотки соединен с началом следующей, а точки соединения подключены к сети.

Выбор схемы соединения зависит от номинального напряжения двигателя и питающей сети. Большинство трехфазных двигателей допускают подключение по схеме Y/Δ, например, 380/660В или 220/380В.

U1 V1 W1 Схема "Звезда" (Y) U1-W2 V1-U2 W1-V2 Схема "Треугольник" (Δ)

Внимание! При неправильном подключении (нарушении чередования фаз) трехфазный двигатель будет вращаться в противоположном направлении. Для изменения направления вращения достаточно поменять местами любые две фазы.

Эффективность электродвигателей

Эффективность (КПД) электродвигателя определяет, какая часть электрической энергии преобразуется в полезную механическую работу. Современные стандарты классифицируют двигатели по уровню эффективности согласно IEC 60034-30-1:

  • IE1 — стандартная эффективность;
  • IE2 — высокая эффективность;
  • IE3 — премиум эффективность;
  • IE4 — супер премиум эффективность;
  • IE5 — ультра премиум эффективность (развивающийся стандарт).

Потери энергии в электродвигателе складываются из нескольких компонентов:

Тип потерь Доля от общих потерь Способы снижения
Омические потери в обмотках статора 35-45% Увеличение сечения проводников, применение меди
Омические потери в роторе 20-25% Улучшение материала "беличьей клетки", оптимизация геометрии
Потери в магнитопроводе (на гистерезис и вихревые токи) 15-25% Применение тонколистовой электротехнической стали с низкими удельными потерями
Механические потери (трение, вентиляция) 5-10% Оптимизация системы вентиляции, применение качественных подшипников
Дополнительные потери 5-15% Оптимизация конструкции, улучшение технологии производства
Расчет КПД: η = Pвых / Pвх × 100% = Pвых / (Pвых + ΣPпот) × 100%
где:
η — КПД, %
Pвых — выходная механическая мощность, Вт
Pвх — входная электрическая мощность, Вт
ΣPпот — суммарные потери, Вт

Для примера, двигатель мощностью 11 кВт класса IE1 имеет КПД около 89%, класса IE2 — 91%, класса IE3 — 93%, а класса IE4 — 95%. В пересчете на годовые затраты при непрерывной работе, разница между IE1 и IE4 составит более 500 000 рублей на один двигатель.

Выбор электродвигателя по техническим параметрам

Правильный подбор электродвигателя обеспечивает оптимальную работу привода и экономичность эксплуатации. Основные параметры, которые необходимо учитывать при выборе:

Мощность и режим работы

Мощность двигателя должна соответствовать нагрузке с учетом режима работы (S1 — продолжительный, S2 — кратковременный, S3-S8 — повторно-кратковременные с различными циклами). Для режимов с переменной нагрузкой расчет ведется по эквивалентной мощности.

Скорость вращения и число полюсов

Стандартные четырехполюсные двигатели имеют синхронную скорость 1500 об/мин при частоте 50 Гц (1800 об/мин при 60 Гц). Также распространены двухполюсные (3000 об/мин), шестиполюсные (1000 об/мин) и восьмиполюсные (750 об/мин) двигатели.

Момент нагрузки и пусковые характеристики

Для механизмов с тяжелым пуском требуются двигатели с повышенным пусковым моментом. Соотношение пускового момента к номинальному (Mp/Mn) для стандартных двигателей составляет 2.0-2.2, для двигателей с повышенным пусковым моментом — 2.5-3.0.

Конструктивное исполнение и монтажное положение

Согласно ГОСТ 2479-79 (IEC 60034-7) различают следующие основные типы исполнения:

  • IM1001 (IMB3) — на лапах, с фланцем на приводном конце;
  • IM2001 (IMB35) — на лапах, с фланцем;
  • IM3001 (IMB5) — без лап, с фланцем;
  • IM3601 (IMB14) — без лап, с малым фланцем;
  • IM9241 (IMV1) — на лапах, с фланцем для вертикального монтажа.

Степень защиты

В соответствии с ГОСТ 14254-96 (IEC 60529) определяется защита от проникновения твердых тел и воды:

  • IP23 — защита от твердых тел размером больше 12 мм и от капель под углом до 60°;
  • IP44 — защита от твердых тел размером больше 1 мм и от брызг;
  • IP54 — защита от пыли и от брызг;
  • IP55 — защита от пыли и от струй воды;
  • IP65 — пыленепроницаемость и защита от струй воды;
  • IP68 — пыленепроницаемость и защита при длительном погружении.

Типы и серии промышленных электродвигателей

На российском рынке представлено множество типов и серий электродвигателей, каждая из которых имеет свои особенности и области применения.

Особую категорию составляют специализированные электродвигатели, выполненные с учетом особых требований:

  • Однофазные 220В — для применения в бытовых и малых промышленных установках, где доступно только однофазное питание;
  • Со встроенным тормозом — для механизмов, требующих быстрой остановки при отключении питания;
  • Степень защиты IP23 — с повышенной вентиляцией для особых условий эксплуатации;
  • Тельферные — специализированные двигатели для подъемно-транспортного оборудования.

Выбор конкретной серии зависит от требований к техническим характеристикам, условий эксплуатации и соответствия стандартам, принятым в отрасли или на конкретном предприятии.

Примечание

Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена для общего понимания устройства и принципов работы электродвигателей. При выборе и эксплуатации конкретных моделей следует руководствоваться технической документацией производителя и действующими нормативными документами.

Источники информации:

  1. ГОСТ Р МЭК 60034-1-2007 Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики.
  2. ГОСТ Р МЭК 60034-30-1-2016 Машины электрические вращающиеся. Классы КПД двигателей переменного тока, работающих от сети.
  3. ГОСТ 2479-79 Машины электрические вращающиеся. Условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа.
  4. ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).
  5. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. Машины переменного тока: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010.

Отказ от ответственности: Автор не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, возникшие вследствие использования или невозможности использования информации, представленной в данной статье. Все технические решения должны приниматься квалифицированными специалистами с учетом конкретных условий эксплуатации.

Купить электродвигатели по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор электродвигателей(Взрывозащищенные, DIN, ГОСТ, Крановые, Однофазные 220В, Со встроенным тормозом, Степень защиты IP23, Тельферные). Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.