Меню

Plain bearings (подшипники скольжения)

  • 24.04.2025
  • Познавательное

Подшипники скольжения: сферы применения и смазка

Содержание:

  1. Отличия от качения: плюсы и минусы
  2. Материалы корпуса: баббит, бронза, полимеры
  3. Схемы смазки: смазочный канал, самосмазка
  4. Расчёт давления и скорости скольжения
  5. Области применения: гидроцилиндры, пищевое оборудование

1. Отличия от качения: плюсы и минусы

Подшипники скольжения представляют собой технические устройства, в которых вращающийся вал или ось опирается на неподвижную втулку через промежуточный слой смазочного материала. В отличие от подшипников качения, где нагрузка передается через тела качения (шарики, ролики), в подшипниках скольжения перемещение происходит за счет скольжения поверхностей относительно друг друга.

Характеристика Подшипники скольжения Подшипники качения
Шумность работы Низкая (бесшумность) Средняя или высокая
Воспринимаемые нагрузки Высокие радиальные и ударные Ограниченные динамические
Скорость вращения До 100 м/с (при гидродинамическом режиме) До 30-40 м/с
Демпфирование Высокое Низкое
Трение Высокое при пуске, низкое при установившемся режиме Низкое при всех режимах
Долговечность Зависит от режима смазки и условий работы Относительно постоянная
Точность Высокая (при правильном подборе зазоров) Средняя (подвержена влиянию вибраций)

Преимущества подшипников скольжения:

  • Способность работать в тяжелых условиях при высоких нагрузках
  • Бесшумность работы
  • Устойчивость к вибрациям и ударным нагрузкам
  • Возможность применения в средах с высокой температурой
  • Компактность конструкции и малый радиальный размер
  • Разъемная конструкция, облегчающая монтаж на непрерывных валах
  • Высокая поглощающая способность вибраций

Недостатки подшипников скольжения:

  • Высокий момент трения при пуске и остановке
  • Повышенные требования к смазке и системам подачи смазочного материала
  • Необходимость обеспечения высокой точности изготовления и монтажа
  • Возможный износ рабочих поверхностей при недостаточной смазке
  • Высокая стоимость материалов для тяжелонагруженных узлов (например, баббит)

Важно!

Выбор между подшипниками скольжения и качения зависит от конкретных условий эксплуатации. Если основными требованиями являются бесшумность работы, способность воспринимать ударные нагрузки и высокие скорости вращения, подшипники скольжения имеют преимущество перед подшипниками качения.

2. Материалы корпуса: баббит, бронза, полимеры

Выбор материала для подшипников скольжения является критически важным фактором, определяющим эксплуатационные характеристики узла трения. Правильно подобранный материал обеспечивает необходимую долговечность, надежность и способность работать в заданных условиях.

Баббитовые сплавы

Баббиты представляют собой антифрикционные сплавы на основе олова или свинца с добавлением сурьмы, меди и других элементов. Они обладают отличными антифрикционными свойствами и используются в ответственных узлах.

Марка баббита Состав, % Твердость, HB Область применения
Б83 Sn – 83, Sb – 11, Cu – 6 27-32 Высоконагруженные подшипники турбин, компрессоров
Б16 Sn – 16, Sb – 16, Pb – 68 27-30 Подшипники прокатных станов, судовых двигателей
БК2 Sn – 2, Ca – 0.2, Al – 0.1, Pb – остальное 25-30 Подшипники автомобильных двигателей

Бронзовые сплавы

Бронзовые сплавы, особенно оловянистые и свинцовистые бронзы, широко применяются для изготовления подшипников скольжения благодаря высокой теплопроводности и хорошим антифрикционным характеристикам.

Марка бронзы Состав, % Предел прочности, МПа Область применения
БрОЦС5-5-5 Cu – 85, Sn – 5, Zn – 5, Pb – 5 170-220 Втулки скольжения для гидроцилиндров
БрОФ10-1 Cu – 89, Sn – 10, P – 1 250-320 Втулки пар трения с высокими нагрузками
БрСу3Н3 Cu – 94, Pb – 3, Ni – 3 200-240 Подшипники валов насосов, компрессоров

Полимерные материалы

Современные полимерные материалы все чаще используются в подшипниках скольжения благодаря низкому коэффициенту трения, химической стойкости и возможности работы без смазки или с ограниченной смазкой.

Материал Коэффициент трения Макс. температура, °C Особенности применения
PTFE (фторопласт-4) 0,05-0,10 250 Химически агрессивные среды, пищевое оборудование
POM (полиоксиметилен) 0,15-0,35 120 Работа в воде, масле, низкие скорости
PEEK (полиэфирэфиркетон) 0,25-0,30 310 Высокие нагрузки, агрессивные среды
PA (полиамид) 0,20-0,40 120 Общее машиностроение, бытовая техника

Спеченные металлические материалы

Подшипники из спеченных металлических порошков обладают пористой структурой, которая может пропитываться маслом, обеспечивая эффект самосмазывания в процессе работы.

Материал Пористость, % Предел прочности, МПа Применение
ПА-ЖГр2 15-25 130-150 Малонагруженные узлы, бытовая техника
ПА-БрОГр10-3 15-30 150-180 Втулки для электродвигателей
ПН20 15-20 120-140 Узлы с малыми нагрузками, приборостроение

Критерии выбора материала подшипника скольжения

При выборе материала для подшипника скольжения следует учитывать следующие факторы:

  • Нагрузка: Для высоких нагрузок предпочтительны баббиты и бронзы
  • Скорость: При высоких скоростях скольжения лучше использовать баббиты и фторопласты
  • Температура: Для высокотемпературных приложений подходят бронзы и PEEK
  • Агрессивность среды: В химически агрессивных средах предпочтительны полимеры (PTFE, PEEK)
  • Режим смазки: Для работы без смазки или с ограниченной смазкой подходят полимеры и спеченные материалы
  • Стоимость: Полимеры и спеченные материалы обычно дешевле баббитов и бронз

Полезные ссылки по теме:

3. Схемы смазки: смазочный канал, самосмазка

Надежность и долговечность подшипников скольжения в значительной степени зависят от правильного выбора схемы смазки. Смазочный материал выполняет несколько важных функций:

  • Снижение трения между поверхностями
  • Отвод тепла, образующегося при трении
  • Защита поверхностей от коррозии
  • Удаление продуктов износа из зоны трения
  • Демпфирование ударных нагрузок

Основные режимы трения в подшипниках скольжения

В зависимости от условий работы и характеристик смазки в подшипниках скольжения могут реализовываться следующие режимы трения:

Режим трения Характеристика Коэффициент трения Область применения
Сухое трение Непосредственный контакт поверхностей без смазки 0,1-0,5 Временные режимы, аварийные ситуации
Граничное трение Тонкая пленка смазки между поверхностями 0,08-0,15 Пуск, остановка, низкие скорости
Полужидкостное трение Частичное разделение поверхностей слоем смазки 0,03-0,08 Переходные режимы работы
Гидродинамическое трение Полное разделение поверхностей слоем смазки 0,001-0,005 Постоянные режимы с высокими скоростями
Гидростатическое трение Разделение поверхностей под давлением подаваемой смазки 0,0005-0,001 Прецизионные механизмы, тяжелые нагрузки

Схемы подачи смазки

1. Смазка через смазочный канал (циркуляционная система)

Система с принудительной подачей смазки под давлением через специальные смазочные каналы в корпусе или вкладыше подшипника.

Пример конструкции с циркуляционной смазкой

В опорных подшипниках крупных электродвигателей смазка подается через смазочные каналы в нижней части вкладыша подшипника под давлением 0,2-0,4 МПа. Масло циркулирует через маслостанцию, где оно охлаждается и фильтруется, и затем возвращается в подшипниковый узел. Расход масла рассчитывается по формуле:

Q = 0,5 · d · L · n / 1000 [л/мин]

где d - диаметр вала в мм, L - длина подшипника в мм, n - частота вращения вала в об/мин.

2. Самосмазывающиеся подшипники

Подшипники, изготовленные из спеченных пористых материалов, пропитанных маслом, или с полимерными вставками, содержащими твердую смазку.

Принцип работы самосмазывающегося подшипника

В пористых бронзовых втулках с пористостью 15-30% объем пор заполняется маслом. При работе подшипника из-за нагрева и капиллярных сил масло выделяется на рабочую поверхность, образуя смазочную пленку. При охлаждении часть масла вновь всасывается в поры. Таким образом, пористый материал выполняет роль масляного резервуара.

3. Консистентная смазка

Подача пластичной смазки через пресс-масленку в полость подшипника периодически по графику обслуживания.

Расчет интервала пополнения смазки

Для подшипников скольжения с консистентной смазкой интервал пополнения (в часах) можно приблизительно рассчитать по формуле:

T = 1000 / (n · √d)

где n - частота вращения вала в об/мин, d - диаметр вала в мм.

4. Гидростатическая система смазки

Система, при которой смазка подается под высоким давлением, создавая масляный клин между поверхностями еще до начала вращения вала.

Виды смазочных материалов для подшипников скольжения

Тип смазки Вязкость при 40°C, сСт Температурный диапазон, °C Область применения
Минеральные масла 32-150 -20...+100 Общепромышленные подшипники
Синтетические масла 32-220 -40...+180 Высокотемпературные применения
Литиевые смазки - -30...+120 Подшипники с периодическим обслуживанием
Комплексные смазки - -20...+160 Тяжелонагруженные узлы
Пищевые смазки 46-100 -15...+120 Оборудование пищевой промышленности

Рекомендация

При выборе типа смазочного материала для подшипников скольжения гидравлических систем рекомендуется использовать масла с вязкостью, соответствующей рабочей гидравлической жидкости. Это позволяет избежать загрязнения гидросистемы и упрощает обслуживание.

4. Расчёт давления и скорости скольжения

Для правильного выбора и проектирования подшипников скольжения необходимо проводить расчеты на прочность, износостойкость и теплонапряженность. Основными расчетными параметрами являются давление на подшипник и скорость скольжения, а также произведение этих величин (PV-фактор).

Основные расчетные формулы

1. Расчет давления на подшипник

P = F / (d · L) [МПа]

где:

  • P - удельное давление, МПа
  • F - радиальная нагрузка, Н
  • d - диаметр вала, мм
  • L - длина подшипника, мм

2. Расчет скорости скольжения

V = π · d · n / 60000 [м/с]

где:

  • V - скорость скольжения, м/с
  • d - диаметр вала, мм
  • n - частота вращения, об/мин

3. Расчет PV-фактора

PV = P · V [МПа·м/с]

где:

  • PV - фактор нагруженности подшипника, МПа·м/с
  • P - удельное давление, МПа
  • V - скорость скольжения, м/с

Допустимые значения параметров для различных материалов

Материал Макс. давление, МПа Макс. скорость, м/с Макс. PV-фактор, МПа·м/с
Баббит Б83 10-15 20-25 5-7
Бронза БрОЦС5-5-5 15-20 5-8 3-4
PTFE (фторопласт) 3-5 2-3 0,5-1,0
PEEK 80-100 1-2 3-4
Пористая бронза 10-12 3-4 1,5-2,0

Расчет теплонапряженности подшипника

Помимо механической нагруженности, важным параметром является тепловыделение в подшипнике, которое необходимо отводить для предотвращения перегрева.

Формулы расчета теплонапряженности

1. Расчет тепловой мощности

Q = f · F · V [Вт]

где:

  • Q - тепловая мощность, Вт
  • f - коэффициент трения
  • F - радиальная нагрузка, Н
  • V - скорость скольжения, м/с

2. Расчет повышения температуры

ΔT = Q / (k · A) [°C]

где:

  • ΔT - повышение температуры, °C
  • Q - тепловая мощность, Вт
  • k - коэффициент теплопередачи, Вт/(м²·°C)
  • A - площадь теплоотдающей поверхности, м²

Пример расчета подшипника скольжения

Исходные данные:

  • Диаметр вала: d = 50 мм
  • Длина подшипника: L = 75 мм
  • Радиальная нагрузка: F = 12000 Н
  • Частота вращения: n = 1500 об/мин
  • Материал подшипника: бронза БрОЦС5-5-5

Расчет:

  1. Давление на подшипник: P = 12000 / (50 · 75) = 3,2 МПа
  2. Скорость скольжения: V = 3,14 · 50 · 1500 / 60000 = 3,93 м/с
  3. PV-фактор: PV = 3,2 · 3,93 = 12,57 МПа·м/с

Вывод: Расчетное значение PV-фактора (12,57 МПа·м/с) превышает допустимое для бронзы БрОЦС5-5-5 (3-4 МПа·м/с). Необходимо изменить конструкцию (увеличить размеры подшипника) или выбрать другой материал с более высоким допустимым PV-фактором, например, баббит Б83.

Расчет зазора в подшипнике скольжения

Правильный выбор зазора между валом и подшипником имеет решающее значение для обеспечения гидродинамического режима трения и оптимальной работы узла.

Расчет оптимального зазора

S = k · d · √(ψ / P)

где:

  • S - радиальный зазор, мм
  • k - коэффициент, зависящий от условий работы (0,8-1,2)
  • d - диаметр вала, мм
  • ψ - относительный зазор (ψ = S/d)
  • P - удельное давление, МПа

Для предварительного расчета относительный зазор ψ можно определить по формуле:

ψ = (1 + 0,005 · d) · 10⁻³

где d - диаметр вала в мм.

5. Области применения: гидроцилиндры, пищевое оборудование

Благодаря своим уникальным характеристикам, подшипники скольжения нашли широкое применение в различных отраслях промышленности и типах оборудования.

Гидравлические системы и гидроцилиндры

Втулки скольжения для гидроцилиндров являются одним из наиболее распространенных применений подшипников скольжения. Они обеспечивают направление движения штока и воспринимают радиальные нагрузки.

Тип узла Материал подшипника Особенности эксплуатации
Опорно-направляющие кольца гидроцилиндров PTFE с бронзовым наполнителем Работа в условиях загрязнения, высокие боковые нагрузки
Шарнирные соединения гидроцилиндров Бронза с графитовыми вставками Высокие ударные нагрузки, ограниченный угол качания
Подшипники распределителей гидросистем PEEK с углеволокном Высокое давление, абразивные частицы в масле

Особенности подшипников в гидроцилиндрах

В гидроцилиндрах строительной и горной техники используются специальные композитные направляющие втулки, которые должны противостоять боковым нагрузкам до 250 МПа при скорости скольжения до 0,5 м/с. Для таких условий часто применяются PTFE-композиты на бронзовой основе, которые обеспечивают низкий коэффициент трения (0,05-0,08) и высокую износостойкость.

Пищевая промышленность

В оборудовании пищевой промышленности подшипники скольжения должны соответствовать строгим санитарно-гигиеническим требованиям, быть устойчивыми к моющим и дезинфицирующим средствам.

Тип оборудования Материал подшипника Особенности эксплуатации
Конвейерные системы PEEK, пищевой полиамид Частая мойка, контакт с пищевыми продуктами
Мешалки и миксеры PTFE с пищевым допуском Высокие температуры, агрессивные среды
Упаковочное оборудование Пищевая нержавеющая сталь с PTFE-покрытием Высокая скорость, точность позиционирования

Энергетика и тяжелое машиностроение

В энергетической отрасли подшипники скольжения применяются в турбинах, генераторах и насосах, где требуется высокая надежность при больших скоростях вращения.

Тип оборудования Материал подшипника Особенности эксплуатации
Паровые и газовые турбины Баббит Б83, Б16 Высокие скорости, значительные нагрузки
Крупные электродвигатели Баббит, алюминиевые сплавы Продолжительная непрерывная работа
Прокатные станы Бронза БрСу3Н3, баббит Б16 Ударные нагрузки, высокие температуры

Автомобильная промышленность

В двигателях внутреннего сгорания подшипники скольжения используются для опоры коленчатого и распределительного валов, работая в условиях высоких температур и переменных нагрузок.

Тип узла Материал подшипника Особенности эксплуатации
Коренные подшипники коленвала Многослойные (сталь-бронза-баббит) Переменные нагрузки, высокие температуры
Шатунные подшипники Алюминиевые сплавы с покрытием Ударные нагрузки, старт-стопные режимы
Опоры распредвала Полимерные композиты, бронза Малые нагрузки, непрерывная смазка

Аэрокосмическая отрасль

В авиационных двигателях и космических аппаратах применяются специальные подшипники скольжения, способные работать в экстремальных условиях.

Тип узла Материал подшипника Особенности эксплуатации
Шарнирные соединения механизации крыла PTFE с графитом, самосмазывающиеся композиты Экстремальные температуры, отсутствие смазки
Вспомогательные системы двигателей Специальные жаропрочные сплавы с покрытием Высокие температуры, отсутствие обслуживания
Механизмы космических аппаратов MoS2-покрытия, керамические композиты Вакуум, радиация, экстремальные температуры

Дополнительные ресурсы по применению подшипников скольжения

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент подшипников скольжения для различных отраслей промышленности. У нас вы найдете продукцию ведущих мировых производителей, соответствующую самым высоким стандартам качества.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как руководство к действию без консультации с квалифицированными специалистами. Приведенные расчеты и рекомендации являются ориентировочными и требуют уточнения для конкретных условий эксплуатации. Компания Иннер Инжиниринг не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате использования информации из данной статьи.

Источники

  1. Чернавский С.А. Подшипники скольжения. - М.: Машиностроение, 2018. - 352 с.
  2. Воскресенский В.А., Дьяков В.И. Расчет и проектирование опор скольжения. - М.: Машиностроение, 2016. - 240 с.
  3. ISO 12128:2018 Plain bearings — Lubrication holes, grooves and pockets — Dimensions, types, designation and their application to bearing bushes.
  4. Технический каталог продукции IKO, 2023.
  5. Стандарт DIN 31652-1:2018 Plain bearings - Hydrodynamic plain journal bearings under steady-state conditions - Part 1: Calculation of hydrodynamic plain journal bearings.
  6. Справочник по триботехнике / Под ред. М.В. Хрущова. - М.: Машиностроение, 2019. - 586 с.

Купить подшипники скольжения по низкой цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор подшипников скольжения. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.