Содержание статьи
- 1. Введение: требования к подшипникам роторных дробилок
- 2. Типы подшипников для роторных дробилок
- 3. Сферические роликовые подшипники: конструкция и преимущества
- 4. Работа под высокими ударными нагрузками
- 5. Расчет ресурса подшипников
- 6. Монтаж и демонтаж подшипников ротора
- 7. Смазка подшипников дробилок
- 8. Диагностика и признаки износа
- 9. Периодичность замены и техническое обслуживание
- 10. Часто задаваемые вопросы
1. Введение: требования к подшипникам роторных дробилок
Роторные дробилки представляют собой высокопроизводительное оборудование ударного действия, предназначенное для измельчения горных пород, строительных материалов и минерального сырья. Принцип работы основан на воздействии вращающегося ротора с жестко закрепленными билами на дробимый материал. При этом подшипниковые узлы ротора испытывают экстремальные нагрузки, определяющие работоспособность всей машины.
Подшипники вала ротора дробилки работают в условиях комплексного воздействия следующих факторов:
- высокие динамические радиальные нагрузки от массы ротора и центробежных сил;
- интенсивные ударные воздействия при контакте бил с дробимым материалом;
- вибрационные нагрузки переменной амплитуды и частоты;
- повышенная запыленность рабочей среды;
- температурные колебания от трения и окружающей среды.
Частота вращения ротора дробилок обычно составляет от 500 до 1500 об/мин, при этом масса ротора может достигать нескольких тонн. Дисбаланс ротора, неизбежно возникающий при неравномерном износе бил, создает дополнительные несбалансированные центробежные силы, передающиеся на подшипниковые опоры.
2. Типы подшипников для роторных дробилок
Для опорных узлов роторов дробилок применяются несколько типов подшипников качения, выбор которых определяется конструкцией оборудования и условиями эксплуатации.
Сферические роликовые подшипники
Основной тип подшипников для роторных дробилок. Двухрядные сферические роликовые подшипники по ГОСТ 5721-2022 (с асимметричными роликами) и ГОСТ 24696-2023 (с симметричными роликами) обеспечивают оптимальное сочетание высокой грузоподъемности и способности компенсировать несоосность. Применяются в подавляющем большинстве конструкций роторных и молотковых дробилок.
Цилиндрические роликовые подшипники
Используются в качестве плавающих опор в сочетании со сферическими роликовыми подшипниками. Обеспечивают высокую радиальную грузоподъемность при допущении осевого смещения вала.
Конические роликовые подшипники
Применяются в отдельных конструкциях дробилок, где требуется восприятие комбинированных радиально-осевых нагрузок. Требуют более точной регулировки зазоров при монтаже.
| Тип подшипника | Область применения | Преимущества | Ограничения |
|---|---|---|---|
| Сферический роликовый | Основные опоры ротора | Высокая грузоподъемность, самоустановка до 3 градусов | Ограничение скорости вращения |
| Цилиндрический роликовый | Плавающие опоры | Максимальная радиальная грузоподъемность | Не воспринимает осевые нагрузки |
| Конический роликовый | Комбинированные нагрузки | Восприятие радиальных и осевых нагрузок | Требует точной регулировки |
3. Сферические роликовые подшипники: конструкция и преимущества
Сферические роликовые подшипники являются оптимальным выбором для роторных дробилок благодаря уникальному сочетанию эксплуатационных характеристик. Конструкция подшипника включает внутреннее кольцо с двумя дорожками качения, наклоненными под углом к оси, наружное кольцо со сферической дорожкой качения и двухрядный комплект бочкообразных роликов.
Конструктивные исполнения по ГОСТ 5721-2022
| Обозначение | Конструктивное исполнение | Применение |
|---|---|---|
| 3000 | Цилиндрическое отверстие внутреннего кольца | Монтаж на цилиндрические валы с натягом |
| 113000 | Коническое отверстие, конусность 1:12 | Монтаж на закрепительных втулках |
| 4113000 | Коническое отверстие, конусность 1:30 | Крупногабаритные подшипники |
Ключевые преимущества для дробильного оборудования
Высокая грузоподъемность. Двухрядная конструкция с бочкообразными роликами обеспечивает максимальную контактную площадь с дорожками качения. Подшипники способны воспринимать тяжелые радиальные нагрузки и одновременно осевые нагрузки до 25% от неиспользованной допустимой радиальной грузоподъемности.
Самоустанавливающаяся способность. Сферическая форма дорожки наружного кольца позволяет компенсировать несоосность и прогибы валов до 3 градусов. Это критически важно для дробилок, где деформации корпуса и вала неизбежны под действием ударных нагрузок.
Устойчивость к вибрации. Конструкция обеспечивает стабильную работу в условиях интенсивной вибрации. Для особо тяжелых условий эксплуатации выпускаются специальные виброустойчивые исполнения с увеличенным радиальным зазором и жесткими допусками.
Серии подшипников для дробилок
Наиболее распространенные серии сферических роликовых подшипников для роторных дробилок: 222, 223, 230, 231, 232, 239, 240, 241. Серия 223 специально разработана для вибрационных машин и дробилок, отличается усиленной конструкцией сепаратора и оптимизированной геометрией роликов.
Типы сепараторов
Выбор материала сепаратора определяет рабочие характеристики подшипника:
| Материал сепаратора | Рабочая температура | Особенности применения |
|---|---|---|
| Латунь | от -30 до +150 градусов C (до +200 градусов C для подшипников с d более 120 мм) | Высокая прочность, устойчивость к ударам |
| Сталь штампованная | от -40 до +120 градусов C | Экономичное решение, средние нагрузки |
| Полиамид армированный | от -40 до +120 градусов C | Низкий коэффициент трения, тихая работа |
Для дробилок с высокими ударными нагрузками рекомендуются подшипники с латунными массивными сепараторами, обеспечивающими максимальную прочность и долговечность.
4. Работа под высокими ударными нагрузками
Основная нагрузка на подшипники ротора ударных дробилок носит циклический ударный характер. При каждом контакте била с дробимым материалом возникает импульсная сила, передающаяся через вал на подшипниковые опоры. Величина нагрузки на отдельные тела качения существенно различается в зависимости от их положения в нагруженной зоне.
Факторы, влияющие на нагрузку подшипников
Дисбаланс ротора. Неравномерный износ бил, неточности изготовления и сборки приводят к возникновению несбалансированных центробежных сил. Ротор дробилки имеет большую массу и высокую скорость вращения, поэтому даже небольшой дисбаланс создает значительные динамические нагрузки на подшипники.
Характеристики дробимого материала. Прочность, абразивность и размер кусков исходного материала напрямую влияют на величину ударных импульсов. Дробление крупных кусков твердой породы создает пиковые нагрузки, многократно превышающие статические.
Режим работы. Пуски и остановки дробилки, особенно под нагрузкой, создают дополнительные динамические воздействия на подшипниковые узлы.
Коэффициент динамичности
Для учета ударных и вибрационных нагрузок при расчете подшипников дробилок применяется коэффициент динамичности Kd = 2,0...3,0. Это означает, что расчетная нагрузка должна быть увеличена в 2-3 раза относительно номинальной для компенсации ударных воздействий.
Специальные исполнения для вибрационных машин
Для работы в условиях интенсивных вибрационных и ударных нагрузок производители выпускают специальные серии сферических роликовых подшипников со следующими особенностями:
- увеличенный радиальный зазор (группы C3, C4) для компенсации температурных расширений и деформаций;
- жесткие допуски на размеры и геометрию для равномерного распределения нагрузки;
- усиленные сепараторы из латуни или высокопрочного полиамида;
- оптимизированный профиль роликов для снижения краевых напряжений;
- специальная термообработка колец для повышения усталостной прочности.
Применение подшипников в виброустойчивом исполнении увеличивает срок службы узла в 1,5-2 раза по сравнению с обычными подшипниками.
5. Расчет ресурса подшипников
Расчет номинального ресурса подшипников дробилок выполняется в соответствии с ISO 281:2007 и ГОСТ 18855-2013 с учетом специфики ударных нагрузок.
Базовая формула расчета ресурса
Номинальный ресурс в часах
Lh = (C/P)p x 106 / (n x 60)
где:
- Lh - номинальный ресурс, часов;
- C - динамическая грузоподъемность подшипника, кН;
- P - эквивалентная динамическая нагрузка, кН;
- p - показатель степени (p = 10/3 для роликовых подшипников);
- n - частота вращения, об/мин.
Эквивалентная динамическая нагрузка
Для сферических роликовых подшипников, воспринимающих комбинированную радиальную и осевую нагрузку:
P = X x Fr + Y x Fa
где:
- Fr - радиальная нагрузка, кН;
- Fa - осевая нагрузка, кН;
- X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузки (зависят от типа подшипника и отношения Fa/Fr).
Учет условий эксплуатации
Для подшипников дробилок расчетная нагрузка должна быть скорректирована с учетом коэффициента запаса fz:
| Условия работы | Коэффициент fz |
|---|---|
| Спокойная работа без ударов | 1,0 |
| Умеренные удары и вибрация | 1,2 - 1,5 |
| Значительные ударные нагрузки (дробилки) | 1,5 - 2,0 |
| Тяжелые ударные нагрузки | 2,0 - 3,0 |
Для вибрационных машин и дробилок рекомендуемый расчетный ресурс составляет от 10 000 до 20 000 часов.
Пример расчета
Исходные данные: подшипник 22320 (d=100 мм, D=215 мм, B=73 мм), динамическая грузоподъемность C = 560 кН (базовое исполнение; значение может варьироваться от 520 до 815 кН в зависимости от производителя и модификации), частота вращения n = 750 об/мин, радиальная нагрузка Fr = 80 кН, коэффициент запаса fz = 1,5.
Эквивалентная нагрузка: P = 1,5 x 80 = 120 кН
Расчетный ресурс: Lh = (560/120)10/3 x 106 / (750 x 60) = 4 050 часов
При работе в одну смену это соответствует примерно 2 годам эксплуатации.
6. Монтаж и демонтаж подшипников ротора
Правильный монтаж подшипников критически важен для обеспечения их расчетного ресурса. По статистике, более 60% преждевременных отказов подшипников связаны с ошибками при монтаже или недостаточной смазкой.
Подготовка к монтажу
Перед установкой подшипников необходимо:
- проверить соответствие размеров посадочных поверхностей вала и корпуса требованиям чертежа;
- измерить шероховатость посадочных поверхностей (Ra не более 1,6-3,2 мкм);
- тщательно промыть и просушить посадочные поверхности;
- очистить каналы подвода смазки и продуть сжатым воздухом;
- нанести тонкий слой минерального масла на сопрягаемые поверхности.
Монтаж подшипников с коническим отверстием
Сферические роликовые подшипники с коническим отверстием (конусность 1:12) устанавливаются на цилиндрический вал с помощью закрепительной втулки. Этот метод обеспечивает надежную фиксацию и упрощает демонтаж.
Последовательность монтажа на закрепительной втулке:
- Удалите консервантную смазку с поверхности отверстия подшипника и наружного диаметра втулки.
- Смажьте коническую поверхность втулки тонким слоем минерального масла.
- Измерьте начальный радиальный зазор подшипника с помощью щупа в ненагруженной зоне.
- Установите закрепительную втулку на вал в требуемом положении.
- Наденьте подшипник на втулку и предварительно зафиксируйте гайкой.
- Затяните гайку, контролируя уменьшение радиального зазора.
- Проверьте, чтобы остаточный радиальный зазор соответствовал требованиям.
Контроль радиального зазора
По мере осевого продвижения закрепительной втулки внутреннее кольцо подшипника расширяется, и радиальный зазор уменьшается. Контроль выполняется щупом в зоне, расположенной напротив нагруженной области.
| Диаметр отверстия, мм | Уменьшение зазора при монтаже, мм |
|---|---|
| 40 - 60 | 0,015 - 0,020 |
| 60 - 100 | 0,020 - 0,035 |
| 100 - 140 | 0,035 - 0,045 |
| 140 - 200 | 0,045 - 0,060 |
| 200 - 280 | 0,065 - 0,090 |
Монтаж крупногабаритных подшипников
Подшипники с диаметром отверстия более 300 мм рекомендуется нагревать перед монтажом до температуры 60-70 градусов C. Нагрев производится в масляной ванне или с помощью индукционного нагревателя. Это снижает усилие запрессовки и предотвращает повреждение посадочных поверхностей.
7. Смазка подшипников дробилок
Качество смазывания является основным фактором, определяющим долговечность подшипников качения. По статистике, около 40-50% преждевременных отказов подшипников связаны с проблемами смазки.
Функции смазки в подшипниковом узле
- снижение трения между элементами качения и дорожками;
- отвод тепла от рабочих поверхностей;
- защита от коррозии и загрязнений;
- демпфирование вибрации и шума;
- распределение контактных напряжений.
Выбор смазочного материала
Для сферических роликовых подшипников дробилок рекомендуются литиевые консистентные смазки класса NLGI 2 с противозадирными (EP) и антикоррозийными присадками. Минимальные требования по DIN 51825 недостаточны для тяжелых условий работы дробилок.
| Параметр | Рекомендуемое значение |
|---|---|
| Тип загустителя | Литиевый комплекс |
| Класс консистенции NLGI | 2 |
| Базовое масло | Минеральное, вязкость 150-220 сСт при 40 градусов C |
| Присадки | EP (противозадирные), антикоррозийные |
| Рабочая температура | от -30 до +130 градусов C |
Количество смазки
Количество пластичной смазки должно составлять от 1/3 до 2/3 объема внутренней полости подшипника. Избыточное заполнение приводит к повышению температуры и ускоренному старению смазки.
Расчет объема смазки
Приблизительный объем смазки для заполнения подшипника:
V = 0,005 x D x B, см3
где D - наружный диаметр подшипника, мм; B - ширина подшипника, мм.
Периодичность пополнения смазки
Для вибрационных машин и дробилок рекомендуется пополнение смазки через каждые 50-100 рабочих часов. Смазывание малыми дозами через короткие интервалы времени предпочтительнее редкого внесения большого количества смазки.
| Условия эксплуатации | Интервал пополнения смазки |
|---|---|
| Нормальные условия | 500-1000 часов |
| Повышенная запыленность | 250-500 часов |
| Вибрационные машины, дробилки | 50-100 часов |
| Высокие температуры (более 100 градусов C) | Сокращение интервала в 2 раза |
Пополнение смазки рекомендуется производить через смазочную канавку и отверстия в наружном кольце, обеспечивающие равномерную подачу к обоим рядам роликов.
8. Диагностика и признаки износа
Своевременное выявление дефектов подшипников позволяет предотвратить аварийные отказы и планировать техническое обслуживание. Основными методами диагностики являются вибрационный контроль, температурный мониторинг и визуальный осмотр.
Признаки износа подшипников
Основными признаками развивающегося дефекта подшипника являются:
- увеличение уровня вибрации более чем в 2 раза от базового значения;
- повышение температуры на 15-20 градусов C выше нормы;
- появление посторонних шумов (скрежет, стук, писк);
- видимые повреждения при осмотре (коррозия, выкрашивание, деформация);
- изменение цвета смазки или появление металлических частиц.
Вибрационный анализ
Вибродиагностика является наиболее эффективным методом раннего обнаружения дефектов подшипников. Здоровый подшипник производит низкий уровень вибрации с широкополосным спектром. При появлении дефекта возникают характерные частоты, связанные с геометрией подшипника. Оценка выполняется по ГОСТ ИСО 10816-3-2002 (актуализирован ISO 20816-3:2022).
Характерные частоты дефектов:
- BPFO (частота обкатывания по наружному кольцу) - дефекты наружного кольца;
- BPFI (частота обкатывания по внутреннему кольцу) - дефекты внутреннего кольца;
- BSF (частота вращения тел качения) - дефекты роликов;
- FTF (частота вращения сепаратора) - дефекты сепаратора.
| Уровень виброскорости, мм/с (СКЗ) | Зона | Оценка состояния | Рекомендации |
|---|---|---|---|
| до 4,5 | A/B | Хорошее | Плановое обслуживание |
| 4,5 - 7,1 | B/C | Удовлетворительное | Усиленный контроль |
| 7,1 - 11,2 | C/D | Предупреждение | Планирование замены |
| более 11,2 | D | Недопустимое | Немедленная замена |
Примечание: Границы зон приведены для машин группы 1 (мощностью более 300 кВт) на гибком основании по ГОСТ ИСО 10816-3-2002. Для конкретного оборудования значения могут отличаться в зависимости от класса машины и типа основания.
Типичные виды повреждений
| Вид повреждения | Причина | Диагностический признак |
|---|---|---|
| Усталостное выкрашивание | Нормальный износ, перегрузка | Рост вибрации на частотах BPFO, BPFI |
| Абразивный износ | Загрязнение смазки | Матовая поверхность дорожек |
| Бринеллирование | Ударные нагрузки в покое | Вмятины на дорожках качения |
| Коррозия | Влага, агрессивная среда | Ржавчина, питтинг |
| Электроэрозия | Прохождение тока | Темные борозды, кратеры |
Периодичность диагностики
Для дробилок в нормальном состоянии рекомендуется проводить плановые измерения вибрации ежемесячно. При обнаружении повышенной вибрации в предупредительной зоне частоту измерений следует увеличить до еженедельной. Критическое состояние требует ежедневного контроля или установки системы непрерывного мониторинга.
9. Периодичность замены и техническое обслуживание
Периодичность замены подшипников ротора дробилки определяется расчетным ресурсом, фактическим состоянием по результатам диагностики и требованиями регламента технического обслуживания.
Плановая замена
При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании сферические роликовые подшипники дробилок обеспечивают ресурс работы от 10 000 до 20 000 часов. Плановая замена рекомендуется после отработки 80-90% расчетного ресурса.
| Режим работы | Наработка в год, часов | Ориентировочный срок замены |
|---|---|---|
| Односменный | 2 000 | 5-8 лет |
| Двухсменный | 4 000 | 3-4 года |
| Трехсменный | 6 000 | 2-3 года |
| Непрерывный | 8 000 | 1,5-2 года |
Регламент технического обслуживания
| Вид работ | Периодичность |
|---|---|
| Контроль температуры подшипников | Ежесменно |
| Визуальный осмотр уплотнений | Еженедельно |
| Пополнение смазки | 50-100 рабочих часов |
| Вибродиагностика | Ежемесячно |
| Полная замена смазки | 1 раз в год или при ремонте |
| Проверка затяжки крепежа | Ежеквартально |
| Балансировка ротора | После замены бил |
Факторы, сокращающие ресурс подшипников
- работа с недостаточным или избыточным количеством смазки;
- загрязнение смазки абразивными частицами;
- несоосность вала и корпуса сверх допустимых пределов;
- систематическая перегрузка дробилки;
- неправильный монтаж (перекос, недостаточный или чрезмерный натяг);
- работа с изношенными уплотнениями;
- дисбаланс ротора.
10. Часто задаваемые вопросы
Связанные товары и решения
Для эффективной работы оборудования рекомендуем также рассмотреть:
- Подшипники NTN
- Роликовые подшипники 100 мм
- Упорные роликовые подшипники NACHI
- Роликовые подшипники 240 мм
- Plain bearings (подшипники скольжения)
- Вибродиагностика подшипников конусных дробилок: как выявить износ до поломки
- THK: линейные направляющие, каретки, рельсы, подшипники, ШВП - каталог
- Радиально-упорные шариковые подшипники NKE
- Подшипники роликовые упорные KOYO
- 5 случаев предельного износа подшипников и диагностика
- Автомобильные/Кондиционерные подшипники ZKL
- Линейные подшипники Bosch Rexroth
- Высокотемпературные подшипники BECO
- Подшипники TIMKEN
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не является руководством к действию. Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия использования информации, представленной в данном материале. Перед выполнением любых работ по монтажу, обслуживанию или замене подшипников необходимо руководствоваться официальной технической документацией производителя оборудования и подшипников, а также требованиями действующих нормативных документов и правил техники безопасности. При проектировании и расчете подшипниковых узлов следует привлекать квалифицированных инженеров-конструкторов.
Источники
- ГОСТ 5721-2022 Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с асимметричными роликами. Общие технические требования.
- ГОСТ 24696-2023 Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с симметричными роликами. Общие технические требования.
- ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия.
- ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007) Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс.
- ISO 281:2007 Rolling bearings - Dynamic load ratings and rating life.
- ГОСТ ИСО 10816-3-2002 Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 3. Промышленные машины (актуализирован ISO 20816-3:2022).
- SKF Group. Rolling bearings. Catalogue PUB BU/P1 10000/2 EN.
- FAG. Сферические роликоподшипники для вибрационных машин. Техническая документация.
- Русов В.А. Диагностика дефектов вращающегося оборудования по вибрационным сигналам. - М.: ЭНАС, 2012.
- Кравченко В.М., Сидоров В.А. Техническое диагностирование механического оборудования. - Донецк, 2009.
