Меню

Подшипники для затирочных машин по бетону

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Назначение и конструкция затирочных машин

Затирочные машины (также известные как "вертолеты" на профессиональном сленге) представляют собой специализированное строительное оборудование, предназначенное для финишной обработки свежеуложенных бетонных поверхностей. Основная задача данного оборудования заключается в уплотнении, выравнивании и заглаживании верхнего слоя бетона для получения прочного, ровного и износостойкого покрытия.

Конструктивно затирочная машина состоит из следующих основных узлов: силовой установки (электрический или бензиновый двигатель), редуктора с системой подшипников, шпиндельного узла (паук), рабочих органов (диски или лопасти), защитного кольца и органов управления. Подшипниковые узлы являются критически важными элементами, обеспечивающими надежную работу оборудования в условиях высокой запыленности и абразивного воздействия.

Типы затирочных машин: лопастные и дисковые

Классификация по типу рабочего органа

В строительной практике применяются два основных типа рабочих органов затирочных машин, каждый из которых предъявляет специфические требования к подшипниковым узлам.

Дисковые затирочные машины

Дисковые (плавающие) затирочные машины оснащаются сплошным металлическим диском диаметром от 575 до 1520 мм, изготовленным из холоднокатаной стали. Диск крепится к шпиндельному узлу и используется на начальном этапе обработки бетона для грубого заглаживания поверхности. Особенность работы дискового узла заключается в равномерном распределении массы машины по большей площади, что позволяет начинать обработку на более ранних стадиях схватывания бетона.

Лопастные затирочные машины

Лопастные машины комплектуются набором из 3-4 лопастей, закрепленных на роторе (пауке). Лопасти изготавливаются из высокопрочных пружинных термообработанных сталей или современных полимерных материалов. Применяются для финишной затирки после предварительной обработки диском. Угол наклона лопастей регулируется в диапазоне от 0 до 30 градусов для достижения требуемого качества поверхности.

Параметр Дисковые машины Лопастные машины
Этап обработки Черновое заглаживание Финишная затирка
Диаметр рабочей зоны, мм 575-1520 600-1200
Частота вращения, об/мин 60-120 80-200
Нагрузка на подшипники Умеренная радиальная Комбинированная (радиальная + осевая)
Требования к уплотнению Стандартные Повышенные

Классификация по количеству роторов

По количеству роторов затирочные машины подразделяются на однороторные (управляемые вручную) и двухроторные (самоходные с посадочным местом оператора). Однороторные машины оснащаются одним подшипниковым узлом шпинделя, двухроторные - двумя независимыми узлами, что увеличивает общее количество подшипников в конструкции.

Конструкция шпиндельного узла и редуктора

Принцип работы редуктора

Редуктор затирочной машины осуществляет передачу крутящего момента от силовой установки к рабочему органу с понижением частоты вращения. Типичная конструкция включает червячную или коническую зубчатую передачу, преобразующую горизонтальное вращение входного вала в вертикальное вращение выходного шпинделя.

Типовая схема редуктора затирочной машины

Входной вал (горизонтальный) с конической шестерней соединен с двигателем через муфту или ременную передачу. Ведомая коническая шестерня установлена на промежуточном или выходном валу. Выходной шпиндель (вертикальный) передает вращение непосредственно на паук с лопастями или диск.

Подшипниковые опоры редуктора

В редукторе затирочной машины используются следующие подшипниковые узлы:

Опора входного вала: Воспринимает радиальные нагрузки от ременной передачи и осевые усилия от конической шестерни. Применяются радиальные шариковые подшипники серий 6200-6300 или конические роликовые подшипники.

Опора выходного шпинделя: Является наиболее нагруженным узлом, воспринимающим вес машины, реактивный момент от рабочего органа и осевые усилия. Используются конические роликовые подшипники, установленные по схеме "враспор" или "врастяжку".

Опора промежуточного вала (при наличии): Воспринимает преимущественно радиальные нагрузки от зубчатого зацепления.

Узел редуктора Тип подшипника Типоразмер (пример) Характер нагрузки
Входной вал (верхняя опора) Шариковый радиальный 6203-2RS, 6204-2RS Радиальная
Входной вал (нижняя опора) Шариковый радиальный 6203-2RS, 6204-2RS Радиальная + осевая
Выходной шпиндель (верхняя опора) Конический роликовый 30205, 32206 Комбинированная
Выходной шпиндель (нижняя опора) Конический роликовый 30205, 32206 Комбинированная + вес машины

Типы подшипников в затирочных машинах

Радиальные шариковые однорядные подшипники

Радиальные шариковые однорядные подшипники серий 6200, 6300 по ГОСТ 8338-75 являются наиболее распространенным типом в приводах затирочных машин. Их преимущества: высокая частота вращения, низкое трение, способность воспринимать осевые нагрузки до 70% от неиспользованной радиальной грузоподъемности, широкий выбор исполнений по типу уплотнения.

Обозначение Размеры d x D x B, мм C (дин.), кН C0 (стат.), кН Применение
6201-2RS 12 x 32 x 10 6,9 3,1 Малые машины, вспомогательные валы
6203-2RS 17 x 40 x 12 9,6 4,8 Входной вал редуктора
6205-2RS 25 x 52 x 15 14,0 7,8 Промежуточные валы, шпиндели
6206-2RS 30 x 62 x 16 19,5 11,2 Шпиндели средних машин
6207-2RS 35 x 72 x 17 25,7 15,3 Шпиндели тяжелых машин

Конические роликовые подшипники

Конические роликовые подшипники по ГОСТ 27365-2023 (ранее ГОСТ 27365-87) применяются в шпиндельных узлах затирочных машин благодаря способности воспринимать значительные комбинированные нагрузки. Устанавливаются парами по схемам "враспор" (О-образная) или "врастяжку" (Х-образная) с регулируемым осевым зазором.

Важно: При установке конических роликовых подшипников необходимо обеспечить правильный осевой зазор (преднатяг). Недостаточный зазор приводит к перегреву и ускоренному износу, избыточный - к вибрации и снижению точности вращения.

Игольчатые подшипники

Игольчатые подшипники по ГОСТ 4657-2022 используются в некоторых конструкциях редукторов для опоры промежуточных валов или в качестве дополнительной радиальной опоры шпинделя. Обеспечивают высокую радиальную грузоподъемность при минимальных габаритах.

Маркировка подшипников по типу уплотнения

Обозначение Тип уплотнения Материал Применение
Z, 2Z (ZZ) Защитная металлическая шайба Листовая сталь Условия с умеренной запыленностью
RS, 2RS Контактное резиновое уплотнение Бутадиен-нитрильный каучук (NBR) Высокая запыленность, влажность
RSH, 2RSH Усиленное контактное уплотнение NBR с армированием Абразивные среды
RZ, 2RZ Бесконтактное резиновое уплотнение NBR Высокие скорости вращения

Согласно ГОСТ 8882-2021 и ГОСТ 7242-2021, подшипники с уплотнениями и защитными шайбами маркируются следующим образом: исполнение 06 и 08 - с одной и двумя защитными шайбами соответственно; исполнение 16 и 18 - с одним и двумя резиновыми уплотнениями.

Работа подшипников в абразивной среде

Воздействие цементной пыли на подшипники

Затирочные машины эксплуатируются в условиях интенсивного воздействия цементной пыли, которая является высокоабразивным материалом. Исследования показывают, что содержание 1% абразивных частиц в смазке повышает интенсивность износа подшипников в несколько раз, а при концентрации 2% песчаных частиц износ возрастает до 30 раз.

Факторы, влияющие на износ подшипников в абразивной среде:

1. Размер абразивных частиц (наиболее опасны частицы размером 5-20 мкм, соизмеримые с зазором в подшипнике)

2. Твердость частиц (цементная пыль содержит кварц с твердостью 7 по шкале Мооса)

3. Концентрация частиц в окружающей среде

4. Качество уплотнений подшипника

5. Состояние и свойства смазочного материала

Механизм абразивного износа

При проникновении абразивных частиц в подшипник происходит несколько видов износа:

Абразивное изнашивание: Твердые частицы внедряются в поверхность дорожек качения и тел качения, образуя царапины и борозды. Это приводит к увеличению шероховатости поверхностей и росту зазоров.

Усталостное изнашивание: Абразивные частицы выступают в роли концентраторов напряжений, ускоряя зарождение и развитие усталостных трещин. На поверхности дорожек появляется питтинг (оспины).

Коррозионно-механическое изнашивание: Цементная пыль в присутствии влаги образует щелочную среду, способствующую коррозии стальных поверхностей.

Признаки износа подшипников

Признак Возможная причина Диагностический метод
Повышенный шум при работе Износ тел качения и дорожек, загрязнение смазки Вибрационный анализ, акустический контроль
Увеличенный радиальный люфт шпинделя Износ подшипников, разрушение сепаратора Измерение индикатором часового типа
Перегрев редуктора Недостаток или загрязнение смазки, разрушение подшипника Термография, контактный термометр
Вибрация при работе Дисбаланс, износ подшипников Виброанализатор
Утечка смазки Износ уплотнений Визуальный осмотр

Защита подшипников от цементной пыли

Встроенные уплотнения подшипников

Для работы в условиях повышенной запыленности рекомендуется применять подшипники с контактными резиновыми уплотнениями типа 2RS (двустороннее уплотнение). Уплотнения изготавливаются из бутадиен-нитрильного каучука (NBR), обеспечивающего работоспособность в диапазоне температур от -40 до +120 градусов Цельсия.

Внешние уплотнительные устройства

Помимо встроенных уплотнений подшипников, в конструкции затирочных машин применяются дополнительные уплотнительные элементы:

Манжетные уплотнения (сальники) по ГОСТ 8752-2021 устанавливаются на выходном валу редуктора для защиты от проникновения пыли и удержания смазки.

Лабиринтные уплотнения создают извилистый путь для проникновения загрязнений, эффективно защищая подшипниковый узел без контакта с вращающимися деталями.

Грязеотражательные кольца (дефлекторы) отбрасывают частицы пыли от зоны уплотнения под действием центробежных сил.

Рекомендации по выбору уплотнений

Для затирочных машин оптимальным решением является комбинация: закрытый подшипник 2RS + внешнее манжетное уплотнение + грязеотражательное кольцо. Такая схема обеспечивает многоступенчатую защиту от проникновения абразивных частиц.

Специализированные решения для тяжелых условий

Для работы в особо запыленных условиях разработаны таконитовые уплотнения, первоначально созданные для горнодобывающей отрасли. Эти уплотнения обеспечивают максимальную защиту в средах с высокоабразивной пылью и применяются в корпусных подшипниковых узлах.

Смазочные материалы для подшипников

Требования к смазкам для абразивных условий

Пластичные смазки для подшипников затирочных машин должны обеспечивать:

- Эффективную защиту от износа при попадании абразивных частиц

- Водостойкость (бетонные работы часто ведутся во влажных условиях)

- Стабильность консистенции при механических нагрузках

- Работоспособность в широком температурном диапазоне

- Совместимость с материалами уплотнений

Классификация смазок по консистенции NLGI

Класс NLGI Пенетрация при 25C, 0,1 мм Консистенция Применение
0 385-355 Полужидкая Централизованные системы смазки
1 340-310 Очень мягкая Легконагруженные подшипники, низкие температуры
2 295-265 Мягкая Подшипники общего назначения (рекомендуется)
3 250-220 Полутвердая Герметизированные подшипники, высокие скорости

Для подшипников затирочных машин рекомендуются смазки класса NLGI 2 или 3, обеспечивающие хорошее удержание в подшипнике и достаточную защиту от проникновения загрязнений.

Рекомендуемые типы смазок

Литол-24 (ГОСТ 21150-2017) - универсальная литиевая смазка с рабочим диапазоном от -40 до +120 градусов Цельсия (кратковременно до +130 градусов). Обладает хорошей водостойкостью и механической стабильностью. Широко применяется для смазки подшипников строительного оборудования.

ЦИАТИМ-203 - литиевая смазка с противозадирными присадками, рабочий диапазон от -50 до +100 градусов Цельсия. Рекомендуется для нагруженных редукторов и подшипников.

Смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) - обеспечивают дополнительную защиту при граничном трении, когда абразивные частицы нарушают масляную пленку.

Внимание: При попадании значительного количества абразивных частиц в смазку она превращается в абразивную пасту, ускоряющую износ подшипника. В таких случаях необходима полная замена смазки с промывкой узла.

Подбор и замена подшипников

Критерии выбора подшипников

При подборе подшипников для затирочных машин необходимо учитывать следующие факторы:

1. Тип и величина нагрузки: Определяется массой машины, реактивным моментом от рабочего органа, динамическими нагрузками при работе. Для шпиндельного узла характерны комбинированные нагрузки с преобладанием осевой составляющей.

2. Частота вращения: Рабочая частота вращения шпинделя затирочной машины составляет 80-200 об/мин, что значительно ниже предельных значений для стандартных подшипников.

3. Условия эксплуатации: Высокая запыленность, возможность попадания влаги, ударные нагрузки при неравномерностях бетонной поверхности.

4. Тип уплотнения: Для работы в условиях цементной пыли обязательно применение подшипников с двусторонним контактным уплотнением (2RS).

Расчет ресурса подшипника

Базовый расчетный ресурс по ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007)

L10 = (C/P)p x 106 оборотов

где: C - динамическая грузоподъемность, кН

P - эквивалентная динамическая нагрузка, кН

p - показатель степени (3 для шариковых, 10/3 для роликовых подшипников)

L10 - ресурс, который проработают 90% подшипников данной партии

Для условий работы с абразивными загрязнениями расчетный ресурс корректируется понижающим коэффициентом, учитывающим влияние загрязнения смазки.

Порядок замены подшипников

1. Подготовка: Отключить машину от источника питания, слить масло из редуктора, очистить наружные поверхности от загрязнений.

2. Разборка: Снять защитное кольцо и рабочий орган (диск или лопасти). Демонтировать крышку редуктора. Извлечь шпиндель в сборе с подшипниками.

3. Дефектация: Осмотреть подшипники на наличие износа, коррозии, повреждений сепаратора. Проверить посадочные поверхности вала и корпуса.

4. Демонтаж подшипников: Использовать съемник подходящего размера. Запрещается выбивать подшипники ударами молотка непосредственно по кольцам.

5. Установка новых подшипников: Запрессовать подшипники с использованием монтажной втулки. Усилие прикладывать к кольцу с натягом (внутреннему при посадке на вал, наружному при посадке в корпус).

6. Регулировка: Для конических роликовых подшипников установить требуемый осевой зазор или преднатяг согласно документации производителя.

7. Сборка и смазка: Заполнить подшипниковый узел смазкой, собрать редуктор, залить масло.

Техническое обслуживание подшипниковых узлов

Периодичность обслуживания

Вид работ Периодичность Примечание
Визуальный осмотр Перед каждой сменой Проверка утечек, посторонних шумов
Очистка от загрязнений После каждой смены Удаление налипшего бетона и пыли
Проверка люфта шпинделя Еженедельно Индикатором или вручную
Пополнение смазки (при наличии пресс-масленок) Каждые 50-100 часов работы До появления свежей смазки
Замена масла в редукторе Каждые 200-500 часов работы Или при видимом загрязнении
Полная ревизия подшипниковых узлов Ежегодно или каждые 1000 часов С разборкой и дефектацией

Рекомендации по продлению срока службы

Защита от загрязнений: После завершения работы тщательно очищать машину от остатков бетона и цементной пыли. Хранить оборудование в сухом помещении.

Контроль уплотнений: Регулярно проверять состояние сальников и манжет. При обнаружении утечки смазки немедленно заменить уплотнение.

Качественная смазка: Использовать только рекомендованные производителем смазочные материалы. Не смешивать смазки разных типов.

Соблюдение режимов работы: Избегать перегрузок машины, не допускать работы на предельных оборотах длительное время.

Своевременная замена: При появлении признаков износа подшипников (шум, вибрация, люфт) не откладывать ремонт - это предотвратит повреждение сопряженных деталей.

Часто задаваемые вопросы

Какие подшипники лучше использовать для затирочной машины - с металлическими шайбами (ZZ) или резиновыми уплотнениями (2RS)?

Для затирочных машин рекомендуется использовать подшипники с двусторонними резиновыми контактными уплотнениями (2RS). Они обеспечивают значительно лучшую защиту от проникновения цементной пыли и влаги по сравнению с металлическими защитными шайбами (ZZ). Подшипники с шайбами ZZ допускают проникновение мелкодисперсной пыли через зазор между шайбой и внутренним кольцом, что в условиях работы с бетоном приводит к ускоренному износу.

Как часто нужно менять подшипники в затирочной машине?

Периодичность замены подшипников зависит от интенсивности эксплуатации и условий работы. При регулярном техническом обслуживании и соблюдении правил эксплуатации подшипники качественных производителей служат 500-1500 моточасов. Ориентировочно для машин, работающих на стройплощадках полную смену, это составляет 1-3 сезона. Однако при появлении признаков износа (повышенный шум, люфт, вибрация) замену следует производить незамедлительно.

Можно ли использовать Литол-24 для смазки подшипников затирочных машин?

Да, Литол-24 является подходящей смазкой для подшипников затирочных машин. Эта литиевая смазка обладает хорошей водостойкостью, механической стабильностью и работоспособна в температурном диапазоне от -40 до +120 градусов Цельсия (кратковременно до +130 градусов). Однако для закрытых подшипников (2RS), заправленных смазкой на заводе, дополнительное смазывание не требуется - они эксплуатируются на заводской смазке весь срок службы. Литол-24 применяется для смазки редукторов и открытых подшипниковых узлов.

Почему подшипники затирочной машины быстро выходят из строя?

Основные причины преждевременного выхода из строя подшипников: попадание цементной пыли внутрь подшипника из-за изношенных или поврежденных уплотнений; недостаточная или загрязненная смазка; неправильный монтаж (перекос, чрезмерный натяг); перегрузка машины при работе; хранение оборудования в условиях повышенной влажности. Для увеличения ресурса необходимо регулярно очищать машину после работы, контролировать состояние уплотнений и своевременно проводить техническое обслуживание.

Какой зазор должен быть в подшипниках шпинделя затирочной машины?

Для радиальных шариковых подшипников в шпиндельных узлах затирочных машин обычно применяются подшипники с нормальным зазором (группа C0 или без дополнительного обозначения). Для конических роликовых подшипников, установленных парой, осевой зазор или преднатяг устанавливается при сборке регулировочными прокладками или гайкой согласно рекомендациям производителя оборудования. Типичные значения осевого зазора составляют 0,02-0,10 мм в зависимости от типоразмера подшипников и конструкции узла.

Чем отличаются подшипники для дисковых и лопастных затирочных машин?

Принципиальных отличий в типах применяемых подшипников нет - в обоих случаях используются радиальные шариковые и конические роликовые подшипники стандартных серий. Различия могут быть в типоразмерах из-за разной нагрузки: дисковые машины создают более равномерную нагрузку на шпиндель, лопастные - переменную с импульсами от каждой лопасти. Это может учитываться производителем при выборе грузоподъемности подшипников, но для замены используются подшипники идентичные оригинальным по типоразмеру.

Можно ли заменить конический роликовый подшипник на шариковый радиальный?

Замена конического роликового подшипника на шариковый радиальный недопустима без переработки конструкции узла. Конические роликовые подшипники применяются в шпиндельных узлах затирочных машин именно потому, что способны воспринимать значительные комбинированные (радиальные и осевые) нагрузки и обеспечивают высокую жесткость опоры. Шариковый подшипник того же габарита имеет существенно меньшую осевую грузоподъемность и не сможет обеспечить требуемый ресурс.

Как определить, что подшипник изношен и требует замены?

Основные признаки износа подшипника: появление постороннего шума (гул, скрежет, щелчки) при работе машины; ощутимый люфт шпинделя при покачивании рабочего органа; повышенная вибрация; нагрев корпуса редуктора выше нормы; следы утечки смазки. Для точной диагностики рекомендуется измерить радиальный и осевой люфт шпинделя индикатором часового типа и сравнить с допустимыми значениями из документации производителя.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не является руководством к действию. Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия использования информации, представленной в данном материале. Перед проведением любых работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования необходимо ознакомиться с технической документацией производителя, соблюдать требования безопасности и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам. Технические характеристики подшипников и рекомендации по их применению могут отличаться в зависимости от конкретной модели оборудования и условий эксплуатации.

Источники

  • ГОСТ 8338-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры
  • ГОСТ 8882-2021 Подшипники качения. Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Общие технические требования
  • ГОСТ 7242-2021 Подшипники качения. Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами. Общие технические требования
  • ГОСТ 27365-2023 Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации
  • ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия
  • ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов
  • ГОСТ 18855-2013 Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс
  • ГОСТ 21150-2017 Смазки Литол-24. Технические условия
  • ГОСТ 4657-2022 Подшипники качения. Подшипники игольчатые однорядные с кольцами, обработанными резанием. Общие технические требования
  • ГОСТ 8752-2021 Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия
  • ISO 281:2007 Rolling bearings - Dynamic load ratings and rating life
  • ISO 15:2017 Rolling bearings - Radial bearings - Boundary dimensions, general plan
  • SKF Group. Rolling bearings. Catalogue and technical documentation
  • Справочник конструктора-машиностроителя. В.И. Анурьев. Том 2. Подшипники качения

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.