Содержание статьи
- Введение
- Конструкция сферических роликовых подшипников
- Специальные серии для вибрационного оборудования
- Корпусные подшипники с виброгашением
- Смазка подшипников грохотов
- Монтаж и посадки подшипников
- Техническое обслуживание и диагностика
- Критерии выбора подшипников
- Часто задаваемые вопросы
- Дополнительная информация
Введение
Вибрационные грохоты представляют собой ключевое оборудование в горнодобывающей, строительной и перерабатывающей промышленности, предназначенное для классификации сыпучих материалов по крупности фракций. Эффективность и надежность работы грохотов напрямую зависит от качества подшипниковых узлов, которые работают в экстремальных условиях постоянных вибрационных нагрузок, ударов, запыленности и повышенных температур.
Для вибрационных грохотов применяются специальные сферические роликовые подшипники, разработанные для работы в условиях высоких динамических нагрузок. Двухрядная конструкция с бочкообразными роликами и сферической дорожкой качения наружного кольца обеспечивает высокую радиальную грузоподъемность, способность воспринимать осевые нагрузки и компенсировать угловые перекосы, возникающие при работе вибрационного оборудования.
Конструкция сферических роликовых подшипников
Нормативная база
Двухрядные сферические роликовые подшипники регламентируются ГОСТ 5721-75 "Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные. Типы и основные размеры" с изменениями № 1, 2 (ИУС 1-86, ИУС 3-88). Стандарт устанавливает три конструктивных исполнения подшипников:
- Серия 3000 - с цилиндрическим отверстием внутреннего кольца
- Серия 113000 - с коническим отверстием внутреннего кольца, конусность 1:12
- Серия 4113000 - с коническим отверстием внутреннего кольца, конусность 1:30
Конструктивные элементы
Сферический роликовый подшипник состоит из следующих основных элементов:
| Элемент конструкции | Назначение | Материал |
|---|---|---|
| Наружное кольцо | Сферическая дорожка качения, общая для двух рядов роликов | Подшипниковая сталь ШХ15 |
| Внутреннее кольцо | Две дорожки качения, расположенные под углом к оси | Подшипниковая сталь ШХ15 |
| Бочкообразные ролики | Тела качения, два ряда | Подшипниковая сталь ШХ15 |
| Сепаратор | Фиксация роликов, предотвращение контакта | Латунь, сталь, полиамид |
| Центральное направляющее кольцо | Направление роликов между рядами | Сталь |
Рабочие характеристики
Сферические роликовые подшипники характеризуются следующими параметрами:
- Способность воспринимать радиальные нагрузки высокой интенсивности
- Восприятие двунаправленных осевых нагрузок до 25% от неиспользованной радиальной грузоподъемности
- Компенсация угловых перекосов до 3 градусов без потери работоспособности
- Самоустанавливающаяся конструкция для компенсации несоосности и прогиба валов
- Низкий коэффициент трения и умеренное тепловыделение
Специальные серии для вибрационного оборудования
Серия VA405 (SKF Explorer)
Подшипники серии VA405 специально разработаны для применения в вибрационном оборудовании. Отличительные особенности серии:
- Увеличенный радиальный зазор C4 для компенсации теплового расширения и вибрационных воздействий
- Штампованный стальной сепаратор с поверхностной закалкой для повышенной прочности
- Кольцевая канавка и три смазочных отверстия на наружном кольце для централизованной системы смазки
- Термостойкая смазка, рассчитанная на работу при температурах от -40 градусов C до +200 градусов C
- Усиленная конструкция для восприятия циклических и направленных вибраций
Серия VA406
Модификация серии VA405 с дополнительной PTFE-футеровкой цилиндрического отверстия. Предназначена для плавающих подшипниковых узлов с вращением наружного кольца. PTFE-покрытие предотвращает фреттинг-коррозию между валом и внутренним кольцом подшипника, исключая необходимость специальной обработки или покрытия вала.
Серия EF800
Линейка двухрядных сферических роликоподшипников с латунным сепаратором, разработанная для экстремальных условий эксплуатации дробилок, вибрационных грохотов и измельчителей в шахтах и карьерах. Латунный сепаратор обеспечивает повышенную стойкость к ударным нагрузкам и работу в условиях высокой запыленности.
| Серия | Тип сепаратора | Радиальный зазор | Покрытие отверстия | Применение |
|---|---|---|---|---|
| VA405 | Штампованная сталь | C4 | Без покрытия | Фиксирующие узлы грохотов |
| VA406 | Штампованная сталь | C4 | PTFE | Плавающие узлы грохотов |
| EF800 | Латунь | C3/C4 | Без покрытия | Тяжелые условия с высокой запыленностью |
| CC/W33 | Штампованная сталь | C3 | Без покрытия | Грохоты средней производительности |
| CA/W33 | Штампованная сталь | C4 | Без покрытия | Высокопроизводительные грохоты |
Типовые обозначения подшипников
Для вибрационных грохотов наиболее часто применяются подшипники следующих размерных рядов:
- 22308 E/VA405 - диаметр отверстия 40 мм, наружный диаметр 90 мм, ширина 33 мм
- 22314 EK/VA405 - диаметр отверстия 70 мм (коническое), наружный диаметр 150 мм, ширина 51 мм
- 22320 EJA/VA406 - диаметр отверстия 100 мм (коническое с PTFE), наружный диаметр 215 мм, ширина 73 мм
- 3620, 3624, 3626, 3630, 3644, 3656 - крупногабаритные подшипники для тяжелых грохотов
Корпусные подшипники с виброгашением
Конструкция корпусных узлов
Для вибрационных грохотов применяются специальные корпусные подшипники, обеспечивающие дополнительную защиту от вибрации и внешних загрязнений. Корпусные узлы включают следующие элементы:
- Чугунный или стальной корпус повышенной прочности для снижения риска образования трещин
- Сферический роликовый подшипник в виброустойчивом исполнении
- Лабиринтные или контактные уплотнения для защиты от пыли и влаги
- Масляные резервуары для постоянной смазки подшипников
- Демпфирующие элементы для снижения передачи вибрации на раму
Типы корпусов
| Тип корпуса | Обозначение | Конструкция | Применение |
|---|---|---|---|
| Фланцевый | UCFL | Овальный фланец для монтажа на вертикальную поверхность | Боковая установка на раму грохота |
| Корпус-подушка | UCP | Плоское основание для крепления болтами | Монтаж на горизонтальную поверхность |
| Консольный | UCF | Квадратный фланец с четырьмя отверстиями | Консольные валы вибраторов |
| Натяжной | UCT | С натяжным устройством | Приводные узлы с ременной передачей |
Виброгашение в корпусных узлах
Для снижения передачи вибрации от подшипникового узла на раму грохота применяются следующие технические решения:
- Резиновые демпфирующие кольца между корпусом подшипника и монтажной поверхностью
- Упругие элементы в конструкции корпуса для амортизации ударных нагрузок
- Двойное центрирование сепараторов для равномерного распределения нагрузки
- Увеличенная масса корпуса для снижения резонансных явлений
- Специальная геометрия ребер жесткости для рассеивания вибрационной энергии
Смазка подшипников грохотов
Требования к смазочным материалам
Смазка подшипников вибрационных грохотов должна обеспечивать стабильное смазывание при следующих условиях:
- Постоянные циклические вибрационные нагрузки высокой интенсивности
- Повышенные температуры от нагрева при работе (до +120 градусов C в рабочей зоне)
- Воздействие пыли и абразивных частиц
- Высокие центробежные ускорения при вращении
- Длительные интервалы между обслуживанием
Типы смазок для вибрационного оборудования
| Тип смазки | Загуститель | Диапазон температур | Особенности |
|---|---|---|---|
| Литиевая комплексная | Литиевый комплекс | от -30 до +180 градусов C | Универсальное применение, хорошая водостойкость |
| Сульфонат-кальциевая | Сульфонат кальция | от -30 до +200 градусов C | Высокая термостойкость, защита от коррозии |
| Полимочевинная | Полимочевина | от -20 до +180 градусов C | Низкозольная, устойчивость к окислению |
| С графитом | Литий + графит | от -20 до +200 градусов C | Противозадирные свойства, работа при высоких нагрузках |
| С ПТФЕ | Литий + ПТФЕ | от -40 до +180 градусов C | Низкий коэффициент трения, защита от фреттинга |
Система смазки
В вибрационных грохотах применяются следующие системы смазки подшипников:
- Заложена в подшипник при изготовлении или монтаже
- Интервал перезаправки: 500-1000 часов работы в зависимости от условий
- Простота обслуживания, отсутствие дополнительного оборудования
- Автоматическая подача смазки к подшипникам через смазочные отверстия
- Непрерывная или периодическая подача дозированных порций
- Масляные резервуары с автоматическим пополнением
- Мониторинг уровня и состояния смазки
Демпфирующие свойства смазки
При вибрационных нагрузках важную роль играют демпфирующие свойства смазки, которые снижают вибрации и акустические колебания. Для этого используются смазки с:
- Повышенной вязкостью базового масла
- Специальными противоизносными присадками
- Добавками, снижающими трение и вибрацию
- Загустителями, обеспечивающими стабильность при динамических нагрузках
Монтаж и посадки подшипников
Принципы выбора посадок
Правильная посадка подшипника является критическим фактором для обеспечения надежной работы вибрационного грохота. При выборе посадки учитываются:
- Характер нагрузки - циркуляционная или местная
- Интенсивность вибрационных воздействий
- Температурный режим работы
- Способ фиксации колец подшипника
- Требования к точности вращения
Рекомендуемые посадки
| Условия работы | Внутреннее кольцо (вал) | Наружное кольцо (корпус) | Обоснование |
|---|---|---|---|
| Вращение внутреннего кольца, высокие вибрации | k6, m6 | H7, J7 | Натяг внутреннего кольца для предотвращения проскальзывания |
| Вращение наружного кольца | h6, j6 | M7, N7 | Натяг наружного кольца, внутреннее с зазором |
| Плавающая опора (VA406) | h6 | H7 | Компенсация теплового расширения вала |
| Фиксирующая опора на коническую шейку | Конус 1:12 | H7 | Регулировка натяга при монтаже |
Методы монтажа
Для монтажа подшипников вибрационных грохотов применяются следующие методы:
- Использование гидравлического пресса или ударного инструмента
- Монтажное усилие передается через специальную втулку на монтируемое кольцо
- Запрещается передача усилия через тела качения
- Контроль усилия запрессовки динамометром
- Нагрев подшипника до +80...+120 градусов C индукционным нагревателем
- Быстрая установка на посадочное место до остывания
- Контроль температуры нагрева пирометром
- Запрещен нагрев открытым пламенем и перегрев выше +120 градусов C
Особенности монтажа на коническую шейку
Подшипники с коническим отверстием (серии 113000) монтируются с контролируемым натягом:
- Измерение осевого перемещения внутреннего кольца индикатором
- Контроль момента вращения динамометрическим ключом
- Затяжка гайки ступенями по 0,1 мм осевого смещения
- Проверка радиального зазора после затяжки щупом
- Окончательная фиксация контргайкой или стопорной шайбой
Техническое обслуживание и диагностика
График технического обслуживания
| Периодичность | Операция | Контролируемые параметры |
|---|---|---|
| Ежедневно | Визуальный осмотр | Отсутствие течей смазки, посторонних шумов, вибрации |
| Еженедельно | Контроль температуры | Температура корпуса подшипника, не более +80 градусов C |
| Ежемесячно | Проверка крепления | Затяжка болтов, отсутствие трещин корпуса |
| 500-1000 часов | Перезаправка смазки | Состояние смазки, наличие загрязнений |
| 2000-3000 часов | Вибродиагностика | Спектр вибрации, эффективное значение виброскорости |
| 5000-8000 часов | Ревизия подшипников | Износ дорожек качения, состояние роликов и сепаратора |
Методы диагностики
Для контроля технического состояния подшипников применяются следующие методы:
- Вибродиагностика: Измерение виброскорости и виброускорения переносными виброметрами, спектральный анализ для выявления дефектов подшипников
- Термография: Контроль температуры подшипниковых узлов тепловизором или пирометром, выявление перегретых зон
- Анализ смазки: Отбор проб смазки для лабораторного анализа на загрязнение продуктами износа
- Акустический контроль: Выявление посторонних шумов с помощью технического стетоскопа
Типовые дефекты и их причины
| Дефект | Причина | Профилактика |
|---|---|---|
| Усталостное выкрашивание | Исчерпан ресурс, перегрузка | Своевременная замена, контроль нагрузок |
| Износ дорожек качения | Недостаток смазки, загрязнение | Регулярная смазка, герметизация узла |
| Фреттинг-коррозия | Недостаточный натяг посадки | Правильный выбор посадки, контроль монтажа |
| Перегрев | Чрезмерный натяг, недостаток смазки | Контроль натяга при монтаже, регулярная смазка |
| Разрушение сепаратора | Ударные нагрузки, износ | Применение подшипников виброустойчивого исполнения |
Критерии выбора подшипников
Расчет требуемой грузоподъемности
При выборе подшипника для вибрационного грохота необходимо рассчитать эквивалентную динамическую нагрузку с учетом коэффициента вибрации:
P = (X × Fr + Y × Fa) × Kв × Kт
где:
- P - эквивалентная динамическая нагрузка, кН
- Fr - радиальная нагрузка, кН
- Fa - осевая нагрузка, кН
- X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузки
- Kв - коэффициент вибрации (для грохотов 1,5-2,0)
- Kт - температурный коэффициент
Lh = (C/P) в степени p × 10 в степени 6/(60 × n)
где:
- Lh - расчетный ресурс, часы
- C - динамическая грузоподъемность подшипника, кН
- p = 10/3 для роликовых подшипников
- n - частота вращения, об/мин
Факторы выбора
При выборе подшипников для вибрационных грохотов учитываются следующие факторы:
- Тип грохота (инерционный, гирационный, резонансный)
- Производительность и масса грохота
- Частота и амплитуда колебаний
- Диаметр вала вибратора
- Условия окружающей среды (температура, запыленность, влажность)
- Требуемый межремонтный период
- Наличие централизованной системы смазки
Рекомендации по применению
- Подшипники серии 222xx, 223xx
- Диаметр отверстия 40-60 мм
- Модификации CC/W33, CA/W33
- Подшипники серии 223xx, 320xx
- Диаметр отверстия 60-100 мм
- Модификации VA405, VA406, EF800
- Крупногабаритные подшипники серии 36xx
- Диаметр отверстия 100-300 мм
- Специальные исполнения с усиленной конструкцией
Часто задаваемые вопросы
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и предназначена для технических специалистов. Информация представлена на основе технической документации производителей подшипников, отраслевых стандартов и практического опыта эксплуатации оборудования.
Автор не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, возникшие в результате использования информации из данной статьи. Все технические решения должны приниматься квалифицированными специалистами с учетом конкретных условий эксплуатации оборудования, требований проектной документации и действующих нормативных документов.
Перед выполнением монтажных, ремонтных или наладочных работ необходимо проконсультироваться с производителем оборудования, изучить техническую документацию и обеспечить соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности.
Источники
- ГОСТ 5721-75 "Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные. Типы и основные размеры" с изменениями № 1, 2. Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР.
- ГОСТ 24696-81 "Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными роликами. Основные размеры". Государственный комитет СССР по стандартам.
- ГОСТ 9942-90 "Подшипники качения. Термины и определения". Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам.
- SKF Group. "SKF Explorer spherical roller bearings for vibratory applications" - техническая документация производителя.
- NTN Corporation. "Spherical Roller Bearings" - каталог технических решений для горнодобывающей промышленности.
- Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. В.И. Анурьева. - М.: Машиностроение - раздел "Подшипники качения".
- Руководство по расчету подшипников качения. - М.: ВНИПП.
- Проников А.С. Надежность машин. - М.: Машиностроение.
- ISO 492:2014 "Rolling bearings - Radial bearings - Geometrical product specifications (GPS) and tolerance values".
- Документация производителей вибрационных грохотов: техническая эксплуатационная документация.
