Меню

Подшипники грузовой лебёдки башенного крана

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Подшипниковые узлы грузовых лебедок кранов

Грузовые лебедки являются ключевыми механизмами башенных и автомобильных кранов, обеспечивающими подъем и опускание груза. Надежность работы лебедки напрямую зависит от правильного выбора и эксплуатации подшипниковых узлов барабана, редуктора и механизма канатоукладчика.

В данной статье рассматриваются типы подшипников, применяемых в крановых лебедках, особенности их конструкции, методы расчета долговечности, требования к смазке и техническому обслуживанию согласно действующим стандартам ГОСТ 520-2011, ГОСТ 5721-2022, ГОСТ 24696-2023, ГОСТ 18855-2013.

Подшипники барабана лебедки

Назначение и условия работы

Барабан лебедки воспринимает значительные радиальные нагрузки от натяжения каната при подъеме груза. Подшипники барабана должны обеспечивать восприятие радиальных усилий, компенсацию угловых несоосностей между опорами, работу при повторно-кратковременном режиме нагружения.

В качестве опор барабана применяются сферические роликовые подшипники серий 22200 и 23200 (отечественные обозначения 3500 и 3600 по ГОСТ 5721-2022 и ГОСТ 24696-2023). Данные подшипники благодаря сферической дорожке качения на наружном кольце допускают угловое смещение вала относительно корпуса до 2-3 градусов без снижения грузоподъемности.

Типы сферических роликовых подшипников

Обозначение ГОСТ Обозначение ISO Конструктивные особенности Область применения
3500 22200 Асимметричные ролики, латунный сепаратор Стандартные нагрузки
3600 23200 Асимметричные ролики, увеличенная ширина Повышенные нагрузки
113500 22200 K Коническое отверстие 1:12, под втулку Монтаж на гладких валах
53500 22200 CC Симметричные ролики, стальной сепаратор Высоконагруженные узлы
53600 23200 CC Симметричные ролики, увеличенная грузоподъемность Максимальные нагрузки

Конструктивные особенности сферических роликовых подшипников

Сферические роликовые подшипники серий 53500 и 53600 с симметричным расположением роликов обеспечивают повышенную на 20-30% грузоподъемность по сравнению с подшипниками с асимметричными роликами. Это достигается за счет оптимального распределения контактных напряжений между телами качения и дорожками колец.

Основные конструктивные элементы сферических роликовых подшипников:

Элемент Материал Функциональное назначение
Наружное кольцо Сталь ШХ15 (ГОСТ 801-2022) Сферическая дорожка качения, самоустановка
Внутреннее кольцо Сталь ШХ15 Две дорожки качения, посадка на вал
Ролики бочкообразные Сталь ШХ15 Передача нагрузки, компенсация перекосов
Сепаратор Латунь ЛС59-1 / Сталь Равномерное распределение роликов

Типоразмеры подшипников для барабанов лебедок

Обозначение d, мм D, мм B, мм C, кН C0, кН Применение
3520 / 22220 100 180 46 433 490 Лебедки Л450
3522 / 22222 110 200 53 560 640 Лебедки Л500
3524 / 22224 120 215 58 630 765 Лебедки Л500
3620 / 23220 100 180 60,3 475 600 Тяжелые режимы
3622 / 23222 110 200 69,8 600 765 Лебедки Л600

Пример: опора барабана лебедки крана КС-5363

В конструкции лебедки основного подъема крана КС-5363 ось барабана опирается на двухрядные сферические роликоподшипники в выносной опоре. С противоположной стороны ось соединена зубчатой муфтой с выходным валом трехступенчатого редуктора. Данная схема обеспечивает компенсацию угловых смещений при передаче крутящего момента.

Подшипники редуктора лебедки

Конструкция редукторов лебедок

В грузовых лебедках башенных и автомобильных кранов применяются цилиндрические двухступенчатые и трехступенчатые редукторы типоразмеров 1Ц2У-100, 1Ц2У-125, 1Ц2У-200, 1Ц2У-250, 1Ц2У-355. Редуктор обеспечивает необходимую частоту вращения барабана и увеличение крутящего момента от электродвигателя.

Типы подшипников валов редуктора

Опорами валов редуктора служат конические роликовые подшипники по ГОСТ 27365-2023, обеспечивающие восприятие комбинированных радиально-осевых нагрузок от косозубых цилиндрических передач. Конические подшипники устанавливаются попарно по схемам "враспор" или "врастяжку" с регулировкой осевого зазора.

Вал редуктора Тип подшипника Схема установки Воспринимаемые нагрузки
Быстроходный (входной) Конический роликовый 7000 Враспор Радиальные + осевые от муфты
Промежуточный Конический роликовый 7200 Враспор Радиальные + осевые от зацепления
Тихоходный (выходной) Сферический роликовый 3500 Плавающая + фиксирующая Значительные радиальные от барабана

Особенности тихоходного вала

Тихоходный вал редуктора, жестко связанный с барабаном, испытывает наибольшие нагрузки. В трехопорных схемах выходной вал опирается на три подшипника: два в корпусе редуктора и один в выносной стойке барабана. Между подшипниками редуктора и выносной опорой предусматривается осевой зазор для предотвращения защемления при температурных деформациях.

Параметры зазора в опорах тихоходного вала

Осевой зазор между торцами подшипников тихоходного вала и крышками корпуса составляет 0,1-0,3 мм. Величина зазора достигается установкой регулировочных колец между крышкой и наружным кольцом подшипника.

Шарнирное крепление редуктора

В унифицированных лебедках серии КБ редуктор крепится к поворотной раме посредством шарниров, что исключает опасность перегрузки подшипников при неточности изготовления или прогибе вала. Благодаря шарнирным опорам редуктор может наклоняться и поворачиваться на необходимый угол, компенсируя эксцентриситеты и перекосы.

Узел канатоукладчика

Назначение и конструкция

Канатоукладчик предназначен для обеспечения правильной намотки каната на барабан лебедки, укладывая каждый виток в соответствующую канавку. Механизм устанавливается на каретку, перемещающуюся вдоль барабана по направляющим, и предотвращает перескакивание каната на соседние витки.

Основные конструктивные схемы канатоукладчиков:

Тип канатоукладчика Привод перемещения Подшипники роликов Применение
Винтовой Ходовой винт от барабана Шариковые 6200, 6300 Башенные краны
Рычажный Канатом через рычаг Шариковые 6000, 6200 Автомобильные краны
Кулисный Кулисой от барабана Шариковые 6200 Портальные краны

Подшипники направляющих роликов

В направляющих и прижимных роликах канатоукладчика применяются радиальные шариковые однорядные подшипники серий 6000, 6200 и 6300 по ГОСТ 8338-75. Типоразмер выбирается в зависимости от диаметра каната и нагрузки на ролик.

Серия подшипника Диапазон диаметров d, мм Грузоподъемность C, кН Частота вращения, об/мин
6000 10-30 4,6-13,8 до 20000
6200 10-50 5,1-35,1 до 17000
6300 10-50 8,1-52,7 до 14000
Для работы в условиях загрязнения рекомендуется применять подшипники закрытого типа с обозначением 2RS (резиновые уплотнения) или ZZ (металлические защитные шайбы). Закрытые подшипники заправлены консистентной смазкой на заводе и не требуют дополнительного обслуживания в течение всего срока службы.

Смазывание подшипников лебедок

Выбор смазочного материала

Для смазывания подшипников грузовых лебедок применяются пластичные смазки на литиевой основе, обеспечивающие надежную работу в широком диапазоне температур и при значительных нагрузках. Выбор смазки определяется условиями эксплуатации и типом подшипника.

Узел лебедки Рекомендуемая смазка Диапазон температур Класс NLGI
Подшипники барабана Литол-24 (ГОСТ 21150-2017) -40...+120 C 3
Подшипники редуктора Масляная ванна ТАД-17и -25...+130 C -
Ролики канатоукладчика Литол-24, Циатим-201 -40...+120 C 3
Выносная опора барабана Литол-24, EP-смазки -40...+120 C 2-3

Количество смазки и заполнение

Количество пластичной смазки в полости подшипника должно составлять от 1/3 до 2/3 свободного объема. Избыточное заполнение приводит к повышенному нагреву из-за внутреннего трения в смазке, недостаточное - к ускоренному износу.

Расчет объема смазки для подшипника

Объем смазки Vs (см3) определяется по формуле:

Vs = 0,005 x D x B

где D - наружный диаметр подшипника (мм), B - ширина подшипника (мм).

Пример для подшипника 3522 (D=200 мм, B=53 мм): Vs = 0,005 x 200 x 53 = 53 см3

Периодичность смазывания

Интервал между пополнением смазки зависит от частоты вращения, температуры и условий эксплуатации. Для крановых механизмов с повторно-кратковременным режимом работы рекомендуется сокращать базовый интервал в 1,5-2 раза.

Условия эксплуатации Базовый интервал, ч Коэффициент режима Итоговый интервал, ч
Легкий режим (ПВ 15%) 2000 1,0 2000
Средний режим (ПВ 25%) 2000 0,7 1400
Тяжелый режим (ПВ 40%) 2000 0,5 1000
Весьма тяжелый (ПВ 60%) 2000 0,3 600

Расчет долговечности подшипников

Основные зависимости

Расчет подшипников качения на долговечность выполняется согласно ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007). Базовая расчетная долговечность L10 определяет число миллионов оборотов, которое достигнет 90% подшипников до появления признаков усталостного выкрашивания.

Формула расчета базовой долговечности

L10 = (C / P)p

где:

L10 - базовая долговечность, млн. оборотов;

C - динамическая грузоподъемность подшипника, кН;

P - эквивалентная динамическая нагрузка, кН;

p - показатель степени (p = 3 для шариковых, p = 10/3 для роликовых).

Расчет долговечности в часах

Для перехода к ресурсу в часах работы используется зависимость:

Lh = (C / P)p x 106 / (60 x n)

где n - частота вращения подшипника, об/мин.

Эквивалентная динамическая нагрузка

Для радиальных и радиально-упорных подшипников при комбинированной нагрузке:

P = (X x V x Fr + Y x Fa) x Kb x Kt

где:

Fr - радиальная нагрузка, кН;

Fa - осевая нагрузка, кН;

X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузки;

V - коэффициент вращения (V=1 при вращении внутреннего кольца);

Kb - коэффициент безопасности (1,3-2,5 для кранов);

Kt - температурный коэффициент.

Пример расчета долговечности подшипника барабана

Исходные данные:

Подшипник 3522 (22222): C = 560 кН, C0 = 640 кН

Радиальная нагрузка Fr = 80 кН

Частота вращения n = 15 об/мин

Коэффициент безопасности Kb = 1,5

Расчет:

P = Fr x Kb = 80 x 1,5 = 120 кН

L10 = (560 / 120)10/3 = 4,673,33 = 147 млн. об.

Lh = 147 x 106 / (60 x 15) = 163 000 часов

Результат: расчетный ресурс подшипника составляет более 163 000 часов работы, что значительно превышает требуемый ресурс крана.

Монтаж и регулировка подшипниковых узлов

Посадки подшипников

Выбор посадок внутреннего кольца на вал и наружного кольца в корпус определяется характером нагружения согласно ГОСТ 3325-85. Для подшипников барабана лебедки с циркуляционным нагружением внутреннего кольца применяются посадки с натягом:

Элемент соединения Класс нагружения Рекомендуемая посадка Поле допуска
Внутреннее кольцо на вал Тяжелое циркуляционное С натягом n6, m6
Наружное кольцо в корпус Местное С зазором H7
Вал под закрепительную втулку - Свободная h9

Методы монтажа

Сферические роликовые подшипники с цилиндрическим отверстием монтируются на вал методом нагрева до температуры 80-100 C с последующей осадкой. Подшипники с коническим отверстием устанавливаются на закрепительные втулки путем осевого перемещения с контролем радиального зазора.

При монтаже подшипников на закрепительную втулку осевое перемещение контролируется по уменьшению радиального зазора. Величина уменьшения зазора для серии 22200 составляет 0,02-0,04 мм на каждые 10 мм диаметра отверстия.

Регулировка трехопорного вала

Для трехопорных валов лебедок с шарнирным креплением редуктора специальная выверка соосности не требуется. Шарнирные опоры обеспечивают самоустановку при искривлении вала из-за неточности изготовления, предотвращая перегрузку подшипников.

Диагностика состояния подшипников

Методы контроля

Техническое состояние подшипников лебедки оценивается методами вибрационной диагностики, температурного контроля и визуального осмотра при техническом обслуживании.

Метод диагностики Контролируемый параметр Предельное значение Периодичность
Вибрационный контроль Виброскорость, мм/с 4,5 мм/с (допустимо) Ежемесячно
Температурный контроль Превышение над окружающей средой +40 C (допустимо) Ежесменно
Визуальный осмотр Состояние уплотнений, утечки Отсутствие повреждений Ежесменно
Акустический контроль Посторонние шумы Отсутствие стуков Постоянно

Признаки неисправностей

Типичные признаки износа и повреждения подшипников грузовых лебедок:

Признак неисправности Возможная причина Рекомендуемые действия
Повышенная вибрация Износ дорожек качения, дефекты роликов Замена подшипника
Повышенный нагрев Недостаток смазки, перегрузка Пополнение смазки, проверка нагрузки
Стук при работе Увеличенный зазор, выкрашивание Замена подшипника
Утечка смазки Износ уплотнений Замена уплотнений, пополнение смазки

Часто задаваемые вопросы

Какой ресурс подшипников барабана лебедки?

Расчетный ресурс сферических роликовых подшипников барабана составляет 10 000-20 000 часов при правильной эксплуатации. Фактический ресурс зависит от режима работы, качества смазки и условий окружающей среды. При тяжелом режиме работы (ПВ 40-60%) ресурс может снижаться до 5 000-8 000 часов.

Можно ли заменить подшипник серии 3500 на подшипник серии 53500?

Да, подшипники серий 3500 (22200) и 53500 (22200 CC) взаимозаменяемы по посадочным размерам. Подшипники 53500 с симметричными роликами имеют повышенную на 20-30% грузоподъемность, что позволяет увеличить ресурс узла или применить их в более нагруженных условиях.

В чем отличие серии 3500 (22200) от серии 53500?

Серия 3500 (22200 по ISO) имеет асимметричное расположение роликов - они размещены поочередно с каждой стороны. Серия 53500 имеет симметричное расположение роликов (друг напротив друга), что обеспечивает повышенную на 20-30% грузоподъемность. Кроме того, в 53500 обычно устанавливается стальной сепаратор вместо латунного. Серии взаимозаменяемы по габаритам.

Какая смазка рекомендуется для сферических роликовых подшипников?

Для сферических роликовых подшипников лебедок рекомендуется пластичная смазка Литол-24 по ГОСТ 21150-2017. Диапазон рабочих температур: -40...+120 C, класс консистенции NLGI 3. При повышенных нагрузках применяют EP-смазки с противозадирными присадками. Для низких температур (до -50 C) используют Циатим-201.

Почему в лебедках применяется трехопорная схема установки вала?

Трехопорная схема снижает трудозатраты по установке и регулировке лебедки. Опирание на три точки ликвидирует влияние упругих деформаций металлоконструкций крана и снимает потребность в регулировочных прокладках. Шарнирное крепление редуктора обеспечивает самоустановку при неточностях изготовления, исключая перегрузку подшипников.

Какие подшипники применяются в канатоукладчике?

В направляющих и прижимных роликах канатоукладчика применяются радиальные шариковые однорядные подшипники серий 6000, 6200, 6300 по ГОСТ 8338-75. Предпочтительны подшипники закрытого типа с обозначением 2RS (резиновые уплотнения) или ZZ (защитные шайбы), защищающие от загрязнений и не требующие дополнительной смазки.

Как определить необходимость замены подшипника?

Основные признаки необходимости замены: повышенная вибрация (виброскорость более 7,1 мм/с), температура корпуса подшипника выше 80 C, посторонние стуки и шумы при работе, увеличенный осевой люфт вала, следы выкрашивания металла в отработанной смазке. При обнаружении любого из этих признаков подшипник подлежит замене.

Какой показатель степени применяется при расчете долговечности роликовых подшипников?

Согласно ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007), при расчете базовой долговечности роликовых подшипников применяется показатель степени p = 10/3 (примерно 3,33). Для шариковых подшипников показатель степени p = 3. Это различие обусловлено разным характером контакта тел качения с дорожками.

Заключение

Подшипниковые узлы грузовых лебедок башенных и автомобильных кранов определяют надежность и ресурс всего механизма подъема. Правильный выбор типа подшипников с учетом действующих нагрузок, грамотный монтаж и регулярное техническое обслуживание обеспечивают расчетный срок службы узлов.

Сферические роликовые подшипники серий 22200/23200 (3500/3600) для барабана, конические роликовые подшипники для валов редуктора и радиальные шариковые для канатоукладчика образуют систему опор, рассчитанную на специфические условия работы крановых механизмов - повторно-кратковременный режим, значительные динамические нагрузки и необходимость компенсации несоосности.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Автор и издатель не несут ответственности за любой прямой, косвенный или случайный ущерб, возникший в результате использования представленной информации. Перед выполнением работ по монтажу, обслуживанию или ремонту подшипниковых узлов грузоподъемного оборудования необходимо руководствоваться действующей нормативно-технической документацией, инструкциями производителей оборудования и требованиями промышленной безопасности. Все расчеты и технические решения должны выполняться квалифицированными специалистами.

Источники

  • ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия (с поправками)
  • ГОСТ 5721-2022 Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с асимметричными роликами. Общие технические требования
  • ГОСТ 24696-2023 Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с симметричными роликами. Общие технические требования
  • ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007) Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс
  • ГОСТ 18854-2013 (ISO 76:2006) Подшипники качения. Статическая грузоподъемность
  • ГОСТ 21150-2017 Смазки Литол-24. Технические условия
  • ГОСТ 8338-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры
  • ГОСТ 27365-2023 Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации
  • ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки
  • Справочник конструктора-машиностроителя. Анурьев В.И. - Т.2. Машиностроение, 2006
  • Расчет и конструирование деталей машин. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. - Высшая школа, 2003
  • Каталог SKF. Сферические роликоподшипники. Технические характеристики и рекомендации по применению

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.