Меню

Подшипники и втулки рукояти экскаватора

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Шарнирные соединения рукояти экскаватора: конструкция и эксплуатация

Шарнирные соединения рабочего оборудования экскаватора представляют собой критически важные узлы, обеспечивающие подвижность стрелы, рукояти и ковша. Надежность этих соединений напрямую влияет на производительность машины и безопасность эксплуатации. Основными элементами шарниров являются подшипники скольжения в виде втулок, закаленные пальцы и уплотнительные системы.

Конструкция шарнирных соединений

Шарнирное соединение рукояти экскаватора состоит из следующих основных компонентов: палец, втулки подшипников скольжения, уплотнения и система смазки. Палец представляет собой цилиндрический стержень из закаленной стали, который проходит через втулки, запрессованные в проушины соединяемых элементов.

Принцип работы шарнирного узла

В процессе работы экскаватора шарнирные соединения испытывают значительные радиальные и осевые нагрузки, а также угловые перемещения. Втулки подшипников скольжения обеспечивают снижение трения между пальцем и проушинами, принимая на себя износ. При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании срок службы шарнирных соединений составляет от 2000 до 6000 моточасов в зависимости от условий работы.

Важно: На рукояти экскаватора массой 20 тонн устанавливается от 6 до 10 шарнирных соединений, каждое из которых требует регулярного технического обслуживания.

Подшипники скольжения в шарнирных соединениях

Подшипники скольжения в шарнирах рукояти работают в условиях низких скоростей вращения, возвратно-поступательного движения и знакопеременных нагрузок. Основным типом подшипников являются цилиндрические и сферические втулки, устанавливаемые с натягом в проушины и обеспечивающие посадку с зазором на палец.

Тип втулки Материал Рабочая нагрузка, МПа Скорость скольжения, м/с Температурный диапазон, °C
Бронзовая литая БрА9Ж3Л, БрО10Ф1 до 120 до 8 от -50 до +200
Бронзовая спеченная БрО10Ф1 (порошковая) до 80 до 5 от -40 до +150
Полимерная IGUS iglidur G трибополимер до 40 до 2 от -40 до +180
Полимерная IGUS iglidur X трибополимер до 52 до 2 от -100 до +250

Бронзовые втулки подшипников скольжения

Марки бронз для шарнирных соединений

Для изготовления втулок шарниров экскаваторов применяются антифрикционные бронзы, которые регламентируются ГОСТ 493-79, ГОСТ 613-79 и ГОСТ 5017-2006. Наиболее распространенными являются алюминиево-железистые бронзы марки БрА9Ж3Л и оловянно-фосфористые БрО10Ф1.

Марка бронзы Состав, процентное содержание Допустимое давление, МПа Область применения
БрА9Ж3Л Al 9%, Fe 3%, остальное Cu до 120 Высоконагруженные шарниры стрелы и рукояти
БрО10Ф1 Sn 10%, P 1%, остальное Cu до 100 Шарниры ковша, тяги
БрО5Ц5С5 Sn 5%, Zn 5%, Pb 5%, остальное Cu до 60 Шарниры с умеренной нагрузкой
БрА10Ж4Н4Л Al 10%, Fe 4%, Ni 4%, остальное Cu до 150 Крупногабаритные втулки экскаваторов

Технология изготовления бронзовых втулок

Втулки подшипников скольжения изготавливают двумя основными методами: литьем в кокиль или холодно-твердеющие смеси, и методом порошковой металлургии. Литые втулки применяются для крупногабаритных деталей диаметром свыше 100 мм, спеченные втулки - для средних размеров с диаметрами от 10 до 100 мм.

Пример технологического процесса:

Для шарнира рукояти экскаватора массой 25 тонн применяется втулка из бронзы БрА9Ж3Л с внутренним диаметром 90 мм, наружным 110 мм и длиной 120 мм. Втулка изготавливается литьем в кокиль с последующей механической обработкой внутреннего и наружного диаметров по посадкам G7 и r7 соответственно.

Характеристики бронзовых втулок

Бронзовые втулки отличаются высокой прочностью, коррозионной стойкостью и способностью работать в условиях абразивного загрязнения. Низкий коэффициент трения меди по стали составляет 0,15-0,20 при граничной смазке, что обеспечивает долговечность узла. Пористость спеченных втулок достигает 15-25 процентов, что позволяет им удерживать смазочный материал.

Полимерные втулки IGUS

Преимущества полимерных подшипников скольжения

Полимерные втулки немецкой компании IGUS серии iglidur представляют собой современную альтернативу металлическим подшипникам. Они изготавливаются из высокопроизводительных трибополимеров с введением твердых смазочных материалов непосредственно в структуру полимера.

Серия iglidur Максимальная температура, °C Динамический коэффициент трения Особенности применения
iglidur G +180 0,08-0,20 Универсальное применение, работа без смазки
iglidur M250 +250 0,07-0,15 Высокие температуры, химическая стойкость
iglidur X +250 0,10-0,25 Экстремальные нагрузки до 52 МПа при 200°C
iglidur P210 +150 0,05-0,12 Низкий коэффициент трения, высокая износостойкость

Эксплуатационные характеристики

Основным преимуществом полимерных втулок IGUS является способность работать без дополнительной смазки за счет встроенных твердых смазочных материалов. При трении частицы смазки и термопластика заполняют неровности вала, создавая скользящую поверхность. Втулки устойчивы к воздействию воды, химических веществ и ультрафиолетового излучения.

Внимание: Полимерные втулки IGUS не рекомендуются для применения в шарнирах с ударными нагрузками свыше 80 МПа. В таких условиях предпочтительны бронзовые втулки.

Сравнение бронзовых и полимерных втулок

Выбор между бронзовыми и полимерными втулками определяется условиями эксплуатации. Бронзовые втулки выдерживают более высокие нагрузки и имеют больший срок службы в тяжелых условиях, но требуют регулярной смазки. Полимерные втулки обеспечивают работу без смазки, но имеют ограничения по максимальной нагрузке.

Закаленные пальцы шарнирных соединений

Материалы и термообработка пальцев

Пальцы шарниров изготавливают из конструкционных легированных сталей марок 40Х, 40ХН, 35ХМ по ГОСТ 4543-2016. После механической обработки пальцы подвергаются термообработке токами высокой частоты для повышения поверхностной твердости и износостойкости.

Марка стали Диаметр пальца, мм Твердость поверхности HRC Глубина закаленного слоя, мм
40Х 30-80 50-58 3-5
40ХН 60-150 48-56 4-6
35ХМ 40-100 52-60 3-5
45 20-50 45-52 2-4

Процесс термообработки ТВЧ

Закалка токами высокой частоты обеспечивает получение твердой износостойкой поверхности при сохранении вязкой сердцевины. Нагрев осуществляется индукционными установками мощностью 160-320 кВт при частоте 2500-10000 Гц. Температура нагрева составляет 820-870 градусов Цельсия, охлаждение производится водой или эмульсией.

Расчет глубины закаленного слоя:

Для пальца диаметром 80 мм из стали 40ХН требуемая глубина закаленного слоя составляет 5 мм. При частоте тока 8000 Гц и мощности 250 кВт время нагрева составляет 15-20 секунд, скорость перемещения индуктора 10-12 мм/с.

Отпуск закаленных пальцев

После закалки пальцы подвергаются отпуску при температуре 180-220 градусов Цельсия в течение 2-3 часов для снятия внутренних напряжений и повышения вязкости. Отпуск снижает твердость на 2-4 единицы HRC, но значительно повышает ударную прочность.

Уплотнения шарнирных соединений

Типы уплотнений для шарниров

Шарнирные соединения экскаваторов эксплуатируются в условиях высокого загрязнения абразивными частицами, поэтому требуют надежных уплотнительных систем. Применяются манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79, резиновые уплотнительные кольца и комбинированные системы.

Тип уплотнения Материал Рабочее давление, МПа Применение
Манжета армированная Полиуретан до 50 Гидроцилиндры, проушины
Уплотнительное кольцо NBR, FKM до 30 Статичные соединения
Грязесъемник Полиуретан атмосферное Защита от абразива
Комбинированное Полиуретан + ПТФЭ до 60 Тяжелые условия

Конструкция уплотнительных узлов

В шарнирах рукояти применяются двухкромочные грязесъемные манжеты, которые обеспечивают герметичность и защиту от проникновения абразивных частиц. Манжеты устанавливаются в специальные канавки на проушинах с натягом, обеспечивающим надежное уплотнение при угловых перемещениях до 30 градусов.

Критично: При замене уплотнений необходимо тщательно очистить посадочные поверхности и проверить отсутствие задиров на пальце, которые могут повредить новую манжету.

Смазка шарнирных соединений

Типы смазочных материалов

Для смазки шарниров рукояти экскаватора применяются консистентные смазки на литиевой или кальциевой основе. Основные требования к смазке: водостойкость, устойчивость к вымыванию, работоспособность в широком температурном диапазоне и хорошие противоизносные свойства.

Тип смазки Температурный диапазон, °C Водостойкость Применение
Литол-24 от -40 до +120 Высокая Общее назначение
ЦИАТИМ-201 от -60 до +90 Средняя Низкие температуры
Смазка на основе молибдена от -30 до +150 Очень высокая Тяжелые нагрузки
EP-смазка от -20 до +140 Высокая Экстремальные условия

Система подачи смазки

Подача смазки в шарнирные соединения осуществляется через пресс-масленки, установленные в проушинах. При нагнетании смазки шприцем или централизованной системой она распределяется по поверхности втулки через специальные канавки или отверстия в пальце. Давление подачи составляет 15-40 МПа.

Пример расчета количества смазки:

Для шарнира с диаметром пальца 80 мм и длиной втулки 100 мм объем смазочного материала при обслуживании составляет приблизительно 50-70 см³. Это соответствует 5-7 нажатиям ручного шприца емкостью 500 см³.

Периодичность смазки

Интервалы смазки шарниров зависят от интенсивности эксплуатации и условий работы. При работе в обычных условиях смазку производят каждые 50-100 моточасов. В тяжелых условиях с высоким содержанием абразива интервал сокращается до 10-25 моточасов.

Допуски и посадки подшипников скольжения

Система допусков для шарниров

Посадки втулок и пальцев в шарнирных соединениях регламентируются ГОСТ 25346-89 и выполняются по системе отверстия. Втулка запрессовывается в проушину с натягом, палец устанавливается во втулку с зазором для обеспечения возможности углового перемещения.

Элемент соединения Рекомендуемая посадка Зазор/натяг, мкм Назначение
Втулка - проушина H7/r7, H7/s7 Натяг 15-60 Неподвижная посадка
Палец - втулка бронзовая F7/h6, G7/h6 Зазор 20-90 Подвижное соединение
Палец - втулка полимерная F8/h7, G8/h7 Зазор 30-120 Компенсация деформации
Палец - проушина (без втулки) H8/f7, H8/e8 Зазор 50-180 Упрощенная конструкция

Расчет рабочего зазора

Рабочий зазор между пальцем и втулкой определяется из условия гидродинамической смазки и необходимости углового перемещения. Для шарниров экскаваторов относительный зазор составляет 0,0015-0,0035 от диаметра пальца. При диаметре 80 мм это соответствует зазору 120-280 мкм.

Расчет предельного износа:

Предельный износ втулки определяется увеличением зазора в 2-2,5 раза от номинального. При номинальном зазоре 150 мкм предельный зазор составит 300-375 мкм, что соответствует износу втулки на 75-112 мкм по радиусу.

Контроль геометрических параметров

Контроль размеров пальцев и втулок осуществляется с использованием нутромеров, микрометров и калибров. Отклонение от цилиндричности пальца не должно превышать 0,01 мм на длине 100 мм. Шероховатость рабочей поверхности пальца Ra 0,63-1,25 мкм, втулки Ra 1,25-2,5 мкм.

Периодичность обслуживания и замены

Регламент технического обслуживания

Техническое обслуживание шарнирных соединений включает смазку, визуальный осмотр, проверку зазоров и при необходимости замену изношенных элементов. Периодичность обслуживания зависит от наработки и условий эксплуатации.

Вид обслуживания Периодичность, моточасов Содержание работ
Ежедневное 10 Визуальный осмотр, проверка утечек смазки
ТО-1 50 Смазка всех шарниров, проверка состояния уплотнений
ТО-2 250 Проверка зазоров, замена уплотнений при необходимости
ТО-3 1000 Измерение зазоров, дефектовка втулок и пальцев
Капитальный ремонт 2000-6000 Замена всех втулок, пальцев и уплотнений

Признаки необходимости замены

Замена втулок и пальцев требуется при следующих признаках: увеличение зазора более чем в 2 раза от номинального, появление люфта в шарнире, нагрев узла при работе, утечка смазки, посторонние звуки при движении рабочего оборудования. Своевременная замена предотвращает повреждение проушин, ремонт которых значительно дороже.

Важно: При замене втулок необходимо заменять и пальцы, если износ поверхности пальца превышает 0,3 мм по диаметру или имеются риски глубиной более 0,1 мм.

Методика измерения зазора

Для измерения зазора в шарнире применяют щупы или индикаторы часового типа. Измерение производится в верхнем положении рукояти при разгруженном шарнире. Индикатор устанавливается на проушину, измерительный наконечник упирается в палец. Перемещение пальца относительно проушины показывает величину зазора.

Часто задаваемые вопросы

Какой срок службы втулок в шарнирах рукояти экскаватора? +

Срок службы втулок зависит от условий эксплуатации, качества смазки и материала. Бронзовые втулки в нормальных условиях служат 2000-4000 моточасов, полимерные IGUS при работе без смазки - 1500-3000 моточасов. В тяжелых условиях с высоким абразивным загрязнением срок службы может сократиться до 800-1500 моточасов.

Можно ли заменить бронзовые втулки на полимерные IGUS? +

Замена возможна при соблюдении ряда условий. Необходимо проверить, что нагрузки на шарнир не превышают допустимые для полимерных втулок значения (обычно до 40-80 МПа). Следует учитывать, что полимерные втулки имеют больший коэффициент теплового расширения, поэтому посадочные размеры должны быть скорректированы. Рекомендуется применять посадки F8/h7 вместо F7/h6.

Какая твердость должна быть у пальца после закалки? +

Твердость рабочей поверхности пальца после закалки ТВЧ должна составлять 48-58 HRC в зависимости от марки стали и диаметра. Для пальцев из стали 40Х диаметром до 80 мм оптимальная твердость 52-58 HRC. Для крупных пальцев из стали 40ХН диаметром более 100 мм - 48-54 HRC. Глубина закаленного слоя должна быть не менее 3-6 мм.

Как часто нужно смазывать шарниры рукояти? +

Периодичность смазки зависит от условий работы. В нормальных условиях смазка производится каждые 50-100 моточасов или при плановом ТО. При работе в абразивных грунтах, карьерах интервал сокращается до 25-50 моточасов. Некоторые производители рекомендуют ежесменную смазку при работе в тяжелых условиях. Полимерные втулки IGUS не требуют смазки при нормальных нагрузках.

Какой зазор считается предельным для шарнирного соединения? +

Предельный зазор определяется как превышение номинального в 2-2,5 раза. Для шарнира с диаметром пальца 80 мм и номинальным зазором 150 мкм предельный зазор составит 300-375 мкм. При превышении этого значения резко возрастают ударные нагрузки, происходит разбивание проушин, снижается точность позиционирования рабочего оборудования. Измерение проводится щупами или индикатором.

По каким стандартам изготавливаются втулки подшипников скольжения? +

Втулки подшипников скольжения изготавливаются по ГОСТ 1978-81 для сплошных металлических втулок, ГОСТ ИСО 2795-2001 для втулок из спеченных материалов, ГОСТ ИСО 4379-2006 для втулок из медных сплавов. Допуски и посадки регламентируются ГОСТ 25346-89. Бронзы для втулок должны соответствовать ГОСТ 493-79 для литейных безоловянных марок, ГОСТ 613-79 для оловянных литейных и ГОСТ 5017-2006 для обрабатываемых давлением.

Какие уплотнения применяются в шарнирах экскаваторов? +

В шарнирах применяются манжетные уплотнения из полиуретана по ГОСТ 8752-79, комбинированные уплотнения с каркасом из ПТФЭ, резиновые уплотнительные кольца круглого сечения. Обязательно устанавливаются двухкромочные грязесъемники для защиты от абразива. Материалы уплотнений должны быть стойкими к минеральным маслам, рабочий диапазон температур от минус 40 до плюс 100 градусов Цельсия.

Чем отличаются втулки из БрА9Ж3Л от БрО10Ф1? +

БрА9Ж3Л - алюминиево-железистая бронза, обладает высокой прочностью и износостойкостью, выдерживает нагрузки до 120 МПа, применяется в высоконагруженных шарнирах стрелы. БрО10Ф1 - оловянно-фосфористая бронза, имеет лучшие антифрикционные свойства, допустимая нагрузка до 100 МПа, применяется в шарнирах ковша и тяг. БрА9Ж3Л дешевле и технологичнее в литье крупных деталей.

Можно ли восстановить изношенный палец наплавкой? +

Восстановление пальцев наплавкой технически возможно, но экономически не всегда оправдано для серийных размеров. Применяются методы наплавки под флюсом проволокой Св-08ХН2ГТ или твердыми сплавами типа Т-590. После наплавки требуется механическая обработка до номинального размера и повторная закалка ТВЧ. Качество восстановленного пальца уступает новому. Целесообразно для крупногабаритных уникальных деталей.

Как проверить качество смазки в шарнире? +

Качество смазки проверяется визуально при нагнетании через пресс-масленку. Свежая смазка должна выходить из зазора между пальцем и уплотнением, вытесняя старую загрязненную смазку. Темный цвет выходящей смазки с металлическими частицами указывает на износ. При работе исправный шарнир не должен нагреваться выше 50-60 градусов Цельсия. Перегрев свыше 80 градусов указывает на недостаток смазки или чрезмерный износ.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационно-справочный характер. Информация предназначена для ознакомления технических специалистов с конструктивными особенностями и принципами работы шарнирных соединений рукояти экскаваторов.

Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате применения информации из данной статьи. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации экскаваторов должны выполняться квалифицированными специалистами в соответствии с требованиями производителя оборудования, действующими стандартами и правилами охраны труда.

Приведенные технические характеристики, допуски и регламенты обслуживания носят справочный характер и могут отличаться в зависимости от конкретной модели экскаватора, условий эксплуатации и требований производителя. Всегда руководствуйтесь технической документацией на конкретную модель оборудования.

Источники

  • ГОСТ ИСО 2795-2001. Подшипники скольжения. Металлокерамические втулки. Размеры и допуски
  • ГОСТ ИСО 4379-2006. Подшипники скольжения. Втулки из медных сплавов
  • ГОСТ 1978-81. Втулки подшипников скольжения металлические. Типы и основные размеры
  • ГОСТ 493-79. Бронзы безоловянные литейные. Марки
  • ГОСТ 613-79. Бронзы оловянные литейные. Марки
  • ГОСТ 5017-2006. Бронзы оловянные, обрабатываемые давлением. Марки
  • ГОСТ 4543-2016. Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия
  • ГОСТ 8752-79. Манжеты резиновые армированные для валов. Конструкция и размеры
  • ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок
  • Техническая документация производителей подшипников скольжения IGUS (Германия)
  • Руководства по эксплуатации гусеничных экскаваторов производителей Komatsu, Caterpillar, Volvo, Hitachi
  • Научные публикации по трибологии подшипников скольжения в машиностроении
  • Справочники по материаловедению и термической обработке конструкционных сталей

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.