Меню

Подшипники ловителей и тормозных устройств подъёмников

  • 13.12.2025
  • Познавательное

Назначение подшипников в системах безопасности подъёмников

Подшипники в системах безопасности строительных подъёмников выполняют критически важную функцию обеспечения надёжной работы механизмов защиты от падения грузовой платформы или кабины. Эти элементы устанавливаются в ловителях, ограничителях скорости и тормозных устройствах, где от их исправности напрямую зависит безопасность людей и сохранность грузов.

В отличие от подшипников общего назначения, подшипники систем безопасности подъёмников работают в условиях повышенных требований к надёжности. Они должны сохранять работоспособность при экстренных ситуациях, таких как обрыв несущих канатов или превышение допустимой скорости движения. Основные узлы подъёмников, где применяются подшипники в системах безопасности: валы центробежных ограничителей скорости, механизмы привода ловителей, тормозные шкивы, рычажные системы срабатывания защитных устройств.

Типы ловителей и роль подшипников

Ловители представляют собой механические устройства безопасности, предназначенные для остановки и удержания на направляющих движущегося вниз грузонесущего устройства при превышении допустимой скорости или обрыве тяговых элементов. В конструкции ловителей подшипники применяются в нескольких критически важных узлах.

Эксцентриковые ловители

Эксцентриковые ловители широко применяются на мачтовых грузовых подъёмниках. Их конструкция основана на использовании эксцентриковых элементов, которые при срабатывании зажимают направляющие мачты. Подшипники в таких ловителях устанавливаются в местах крепления эксцентриковых валов и рычажных механизмов. Используются преимущественно радиальные шариковые подшипники, способные выдерживать ударные нагрузки при срабатывании механизма.

Клиновые ловители

Клиновые ловители оснащены клиньями, которые при активации зажимают направляющие с обеих сторон. В рычажной системе привода клиньев применяются игольчатые или роликовые подшипники малых габаритов, обеспечивающие минимальное трение и быстрое срабатывание механизма. Особое требование к подшипникам клиновых ловителей заключается в способности выдерживать значительные динамические нагрузки в момент срабатывания.

Тип ловителя Применяемые подшипники Основные нагрузки Особенности эксплуатации
Эксцентриковый Радиальные шариковые однорядные Ударные, радиальные Циклические нагрузки при срабатывании
Клиновой Игольчатые, роликовые Радиальные, осевые Высокие динамические нагрузки
Центробежный Шарикоподшипники качения Преимущественно радиальные Постоянное вращение с переменной скоростью

Тормозные устройства подъёмников

Тормозные системы строительных подъёмников обеспечивают контролируемую остановку и удержание грузонесущего устройства в заданном положении. Подшипники в тормозных механизмах испытывают значительные нагрузки при торможении и должны обеспечивать стабильную работу в широком диапазоне режимов эксплуатации.

Тормозные шкивы и барабаны

Тормозной шкив устанавливается на валу электродвигателя или редуктора и взаимодействует с тормозными колодками. Вал тормозного шкива опирается на радиальные шарикоподшипники, которые должны выдерживать не только радиальные нагрузки от веса шкива и усилий торможения, но и температурные воздействия от нагрева при частых циклах торможения. Согласно ОСТ 24.290.06-75, тормозные шкивы для подъёмников изготавливаются с диаметрами от 160 до 800 мм, что определяет габариты и типоразмеры применяемых подшипников.

Колодочные тормоза

В механизмах подъёма строительных подъёмников широко применяются автоматические нормально замкнутые тормоза с пружинным замыканием типов ТКТ, ТКП, ТКТГ. В конструкции рычажной системы этих тормозов используются подшипники скольжения или качения малых габаритов. Подшипники обеспечивают свободное перемещение рычагов при размыкании и замыкании тормоза под действием электромагнитного или электрогидравлического толкателя.

Элемент тормозного устройства Тип подшипника Основная функция
Вал тормозного шкива Радиальные шариковые однорядные Опора вращающегося шкива, восприятие тормозных усилий
Рычажная система колодок Игольчатые, подшипники скольжения Обеспечение свободного хода рычагов
Привод толкателя Радиально-упорные однорядные Передача усилий размыкания

Требования к подшипникам систем безопасности

Подшипники, применяемые в ловителях и тормозных устройствах строительных подъёмников, должны соответствовать специальным требованиям, обусловленным критической важностью их функции для обеспечения безопасности.

Материалы и изготовление

Подшипники для систем безопасности изготавливаются из высококачественных легированных сталей с повышенной прочностью и износостойкостью. Как правило, применяются стали марок ШХ15, ШХ15СГ с закалкой до твёрдости 60-65 HRC. Сепараторы выполняются из латуни или специальных полимерных материалов, обеспечивающих стабильную работу в условиях переменных нагрузок.

Классы точности

Для критических узлов систем безопасности применяются подшипники класса точности не ниже 6 по ГОСТ 520-2011. В особо ответственных узлах центробежных ограничителей скорости могут использоваться подшипники класса точности 5 или выше, обеспечивающие минимальные радиальные биения и стабильность вращения.

Важно: Применение подшипников класса точности ниже 6 в системах безопасности строительных подъёмников не допускается, так как это может привести к нарушению работы защитных механизмов и созданию аварийных ситуаций.

Система смазки и уплотнения

Подшипники систем безопасности должны иметь закладную смазку с длительным сроком службы или систему централизованной смазки. Применяются уплотнённые подшипники с защитными шайбами по ГОСТ 8882-75 или с двухсторонними уплотнениями. Смазочный материал должен сохранять свои свойства в диапазоне температур от минус 40 до плюс 100 градусов Цельсия, характерном для работы подъёмников в различных климатических условиях.

Центробежные ловители и ограничители скорости

Центробежные ограничители скорости представляют собой наиболее распространённый тип устройств для приведения в действие ловителей при превышении допустимой скорости движения кабины или платформы вниз. Центробежный ограничитель состоит из вращающегося шкива с закреплёнными на нём подвижными грузами, удерживаемыми в нормальном положении пружинами.

Конструкция и принцип работы

Шкив ограничителя скорости устанавливается на валу с помощью радиальных шарикоподшипников. При нормальной работе подъёмника шкив вращается со скоростью, пропорциональной скорости движения кабины. Канат ограничителя огибает шкив и связан с механизмом привода ловителей. При превышении установленной скорости центробежные грузы расходятся, преодолевая усилие пружин, и заклиниваются между неподвижными упорами, останавливая вращение шкива.

Пример конструкции: Центробежный ограничитель скорости плоского типа с горизонтальной осью вращения состоит из консольного вала, на котором установлен шкив с двумя ручьями. Вал опирается на шарикоподшипник, закреплённый в корпусе. На шкиве шарнирно укреплены два сегментных груза, удерживаемые регулировочной пружиной. Подшипник вала должен обеспечивать свободное вращение шкива с минимальным трением при рабочих скоростях от 0,5 до 4 м/с.

Требования к подшипникам ограничителей скорости

Подшипники, применяемые в центробежных ограничителях скорости, должны обеспечивать стабильную работу механизма в течение всего срока службы подъёмника. Основные требования включают: минимальное сопротивление вращению при низких и средних скоростях, высокую точность изготовления для исключения радиальных биений, которые могут вызвать ложное срабатывание ограничителя, надёжную фиксацию на валу для предотвращения проворачивания при резкой остановке шкива, наличие защитных уплотнений для предотвращения попадания загрязнений.

Скорость подъёмника, м/с Рекомендуемый тип подшипника Класс точности Тип уплотнения
До 1,0 Радиальный шариковый однорядный 6 Защитные шайбы
1,0-2,5 Радиальный шариковый однорядный 5 Двухстороннее уплотнение
Более 2,5 Радиальный шариковый с улучшенными характеристиками 4-5 Двухстороннее уплотнение

Техническое обслуживание и периодичность проверок

Техническое обслуживание подшипников в системах безопасности строительных подъёмников является обязательным и регламентируется нормативными документами. Согласно ПБ 10-518-02 и ГОСТ 33651-2015, проверка состояния узлов безопасности, включая подшипники, должна проводиться с установленной периодичностью.

Ежесменный осмотр

Перед началом рабочей смены оператор подъёмника обязан провести внешний осмотр ловителей, тормозных устройств и ограничителей скорости. Проверяется отсутствие посторонних шумов при вращении, наличие смазки, отсутствие видимых повреждений корпусов подшипников и их креплений. При обнаружении повышенного шума или вибрации работа подъёмника должна быть прекращена до выяснения причин.

Периодическое техническое обслуживание

Периодическое обслуживание подшипников систем безопасности включает проверку люфтов, контроль состояния смазки, очистку от загрязнений и при необходимости дозаправку смазочным материалом. Для закрытых подшипников с защитными шайбами или уплотнениями проверяется целостность уплотнений и отсутствие утечек смазки.

Вид обслуживания Периодичность Основные операции
Ежесменный осмотр Перед каждой рабочей сменой Внешний осмотр, проверка на наличие шумов и вибраций
Еженедельное обслуживание 1 раз в неделю Проверка крепления, контроль смазки, очистка от загрязнений
Ежемесячная проверка 1 раз в месяц Измерение люфтов, проверка температуры нагрева, контроль износа
Ежеквартальное ТО 1 раз в 3 месяца Дозаправка или замена смазки, проверка состояния уплотнений
Годовое освидетельствование Не реже 1 раза в год Полная диагностика, испытания систем безопасности, при необходимости замена подшипников

Испытания ловителей и тормозных устройств

Согласно требованиям безопасности, испытания ловителей проводятся при вводе подъёмника в эксплуатацию и затем периодически при проведении технического освидетельствования. При испытании ловителей проверяется их срабатывание при обрыве рабочего каната или превышении скорости. Во время испытаний подшипники механизмов привода ловителей подвергаются значительным ударным нагрузкам, поэтому после проведения испытаний необходима проверка их состояния.

Испытания тормозных устройств включают проверку тормозного момента при нагрузке, превышающей номинальную на 25 процентов. При этом подшипники валов тормозных шкивов испытывают повышенные нагрузки. После испытаний проводится контроль температуры нагрева подшипников и проверка отсутствия заеданий при вращении.

Требования безопасности согласно нормативным документам

Требования к подшипникам систем безопасности строительных подъёмников регламентируются рядом нормативных документов. Основным документом является ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъёмников», который устанавливает общие требования к конструкции и эксплуатации подъёмников.

ПБ 10-518-02

Согласно ПБ 10-518-02, все механизмы безопасности подъёмников, включая ловители и тормозные устройства, должны быть оборудованы надёжными опорными узлами. В руководстве по эксплуатации подъёмника должны быть указаны способы регулировки и испытания ловителей, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей, к которым относятся подшипники, периодичность технического обслуживания и ремонта.

ГОСТ 33651-2015

ГОСТ 33651-2015 «Подъёмники строительные грузопассажирские» устанавливает технические требования к конструкции грузопассажирских подъёмников. Стандарт предъявляет требования к устройствам безопасности, включая ловители и тормозные системы. Подшипники в этих устройствах должны обеспечивать надёжную работу при расчётных нагрузках с коэффициентом запаса прочности не менее 2,5.

ГОСТ 520-2011

ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия» устанавливает общие требования к подшипникам качения, применяемым в различных механизмах, включая грузоподъёмное оборудование. Стандарт определяет категории подшипников в зависимости от наличия дополнительных технических требований. Для подшипников систем безопасности рекомендуется применять категорию А или В, обеспечивающую повышенные показатели точности и надёжности.

Требование безопасности: Подшипники в ловителях и тормозных устройствах должны заменяться при появлении признаков износа или повреждений. Эксплуатация подъёмника с изношенными подшипниками в системах безопасности категорически запрещена и может привести к отказу защитных механизмов.

Вопросы и ответы

Какие типы подшипников наиболее часто применяются в ловителях строительных подъёмников?
В ловителях строительных подъёмников наиболее широко применяются радиальные шариковые однорядные подшипники, соответствующие ГОСТ 8338-75, а также игольчатые подшипники по ГОСТ 4657-82 для рычажных механизмов малых габаритов. Для эксцентриковых ловителей используют радиальные шариковые подшипники с защитными шайбами, способные выдерживать ударные нагрузки при срабатывании механизма. В клиновых ловителях применяют игольчатые или роликовые подшипники, обеспечивающие минимальное трение и быстрое срабатывание.
Как часто необходимо проводить проверку подшипников в системах безопасности подъёмников?
Согласно ПБ 10-518-02, ежесменный внешний осмотр систем безопасности, включая проверку на наличие посторонних шумов от подшипников, проводится перед каждой рабочей сменой. Еженедельно выполняется проверка крепления и контроль смазки. Ежемесячно проводится измерение люфтов и контроль износа. Ежеквартально выполняется дозаправка или замена смазки. При ежегодном техническом освидетельствовании проводится полная диагностика с испытаниями систем безопасности и при необходимости заменой подшипников.
Какой класс точности подшипников требуется для центробежных ограничителей скорости?
Для центробежных ограничителей скорости применяются подшипники класса точности не ниже 6 по ГОСТ 520-2011. Для подъёмников со скоростью движения более 1,0 метра в секунду рекомендуется использовать подшипники класса точности 5, обеспечивающие минимальные радиальные биения. В особо ответственных узлах ограничителей скорости высокоскоростных подъёмников могут применяться подшипники класса точности 4, обеспечивающие стабильность вращения и точность срабатывания защитного механизма.
Какие требования предъявляются к смазке подшипников в тормозных устройствах?
Смазка подшипников тормозных устройств должна сохранять свои свойства в диапазоне температур от минус 40 до плюс 100 градусов Цельсия. Применяются пластичные смазки на литиевой или кальциевой основе с противозадирными присадками. Для закрытых подшипников с уплотнениями используется закладная смазка с длительным сроком службы. Дозаправка смазки проводится не реже одного раза в квартал, при этом старая смазка должна быть удалена, а подшипниковый узел промыт перед нанесением новой смазки.
Какие признаки указывают на необходимость замены подшипников в ловителях?
Основные признаки износа подшипников в ловителях включают появление посторонних шумов при движении платформы, повышенную вибрацию механизма, наличие заметного люфта в опорных узлах, повышенный нагрев подшипникового узла, видимые повреждения колец или тел качения при осмотре. При обнаружении любого из этих признаков эксплуатация подъёмника должна быть немедленно прекращена. Подшипник подлежит обязательной замене, так как износ может привести к отказу ловителя при срабатывании.
Можно ли использовать подшипники общего назначения в системах безопасности подъёмников?
Применение подшипников общего назначения в критических узлах систем безопасности допускается только при условии, что они соответствуют требованиям по классу точности, грузоподъёмности и надёжности. Предпочтительно использование подшипников категории А или В по ГОСТ 520-2011 с повышенными показателями качества. Не допускается применение подшипников класса точности ниже 6, подшипников с видимыми дефектами или неизвестного происхождения. При замене необходимо использовать подшипники, рекомендованные производителем подъёмника или имеющие аналогичные характеристики.
Какие испытания проводятся для подшипников тормозных шкивов?
Подшипники тормозных шкивов испытываются в составе тормозного устройства при проведении ежегодного технического освидетельствования подъёмника. Испытания включают проверку тормозного момента при нагрузке, превышающей номинальную на 25 процентов, контроль замедления при торможении, проверку температуры нагрева подшипников после серии циклов торможения. После испытаний проводится осмотр подшипников, проверка отсутствия заеданий при вращении вала, измерение осевого и радиального люфта. При превышении допустимых значений износа подшипники подлежат замене.
Какова периодичность испытаний ловителей согласно нормативным требованиям?
Согласно ПБ 10-518-02, испытания ловителей проводятся при первичном вводе подъёмника в эксплуатацию, после проведения ремонта или замены элементов системы безопасности, а также при периодическом техническом освидетельствовании, которое проводится не реже одного раза в год. При испытаниях проверяется срабатывание ловителей при скорости движения, соответствующей рабочей, с грузом, превышающим номинальную грузоподъёмность на 25 процентов. Результаты испытаний заносятся в журнал технического обслуживания подъёмника.

Подшипники для систем безопасности подъёмников

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент подшипников для систем безопасности строительных подъёмников. Наша продукция соответствует всем требованиям нормативных документов и обеспечивает надёжную работу критических узлов.

Все представленные подшипники соответствуют требованиям ГОСТ и могут применяться в системах безопасности строительных подъёмников. Наши специалисты помогут подобрать оптимальное решение для вашего оборудования.

Заключение

Подшипники в ловителях и тормозных устройствах строительных подъёмников играют критическую роль в обеспечении безопасности работ на высоте. Правильный выбор типа подшипника, соблюдение требований по классу точности и качеству, регулярное техническое обслуживание и своевременная замена изношенных элементов являются обязательными условиями надёжной работы систем безопасности. Эксплуатация подъёмников должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями ПБ 10-518-02, ГОСТ 33651-2015 и других нормативных документов, регламентирующих безопасность грузоподъёмного оборудования.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не является руководством по эксплуатации или ремонту оборудования. Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию систем безопасности строительных подъёмников должны выполняться квалифицированным персоналом, имеющим соответствующую подготовку и допуск к работе с грузоподъёмным оборудованием. Автор не несёт ответственности за возможные последствия применения информации из данной статьи на практике. При возникновении вопросов необходимо обращаться к специалистам и руководствоваться действующими нормативными документами.

Источники

  1. ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъёмников». Постановление Госгортехнадзора РФ от 25.06.2002 № 37.
  2. ГОСТ 33651-2015 «Подъёмники строительные грузопассажирские. Общие технические условия».
  3. ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия».
  4. ГОСТ 8338-75 «Подшипники шариковые радиальные однорядные. Основные размеры».
  5. ГОСТ 8328-75 «Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры».
  6. ГОСТ 831-75 «Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные. Типы и основные размеры».
  7. ГОСТ 4657-82 «Подшипники роликовые радиальные игольчатые однорядные. Основные размеры. Технические требования».
  8. ГОСТ 8882-75 «Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Технические условия».
  9. ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений».
  10. ОСТ 24.290.06-75 «Тормозные шкивы для подъёмно-транспортного оборудования».

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.