Содержание статьи
- Назначение и функции редуктора поворота
- Конструктивные особенности редукторов поворота
- Типы редукторов в механизмах поворота автокранов
- Подшипниковые узлы редукторов поворота
- Зубчатые передачи и шестерни
- Зубчатые муфты в приводе поворота
- Взаимодействие редуктора с опорно-поворотным устройством
- Смазка и обслуживание редукторов поворота
- Часто задаваемые вопросы
Назначение и функции редуктора поворота
Редуктор поворота автомобильного крана представляет собой критически важный механический узел, обеспечивающий вращение поворотной платформы крана в горизонтальной плоскости. Основная функция редуктора заключается в преобразовании крутящего момента от гидравлического или электрического двигателя, снижении частоты вращения и одновременном увеличении выходного момента на исполнительном элементе механизма.
Механизм поворота включает гидромотор, редуктор и тормозное устройство. Редуктор принимает высокоскоростное вращение от гидромотора и передает его на выходной вал с существенно меньшей частотой вращения, но значительно большим крутящим моментом. Это позволяет эффективно вращать массивную поворотную конструкцию крана с установленным на ней оборудованием, стрелой и грузом.
Пример работы механизма поворота
В типовом автокране гидромотор вращается с частотой порядка 1500-2000 об/мин. После прохождения через двухступенчатый редуктор с передаточным числом 80-150, выходной вал редуктора вращается со скоростью примерно 10-15 об/мин, что обеспечивает плавное и управляемое вращение поворотной платформы крана при сохранении необходимого тягового усилия.
Конструктивные особенности редукторов поворота
Конструкция редуктора поворота автокрана определяется требованиями к грузоподъемности, условиями эксплуатации и компоновкой крана. Типовой редуктор состоит из чугунного разъемного корпуса, системы валов с зубчатыми колесами, подшипниковых узлов и системы смазки.
Основные конструктивные элементы
Корпус редуктора изготавливается из высокопрочного серого или высокопрочного чугуна, обеспечивающего необходимую жесткость конструкции. Корпус выполняется разъемным, состоящим из верхней и нижней частей, соединенных болтами. К торцу корпуса болтами крепится фланец с гидромотором. Разъемная конструкция облегчает сборку, разборку и обслуживание редуктора.
Внутри корпуса размещаются валы с зубчатыми колесами. Входной вал соединяется с валом гидромотора через зубчатую муфту. На входном валу установлен тормозной шкив, зубчатый венец которого вместе с зубчатой втулкой образуют зубчатую муфту. Промежуточные валы-шестерни и выходной вал опираются на подшипники качения, обеспечивающие их вращение с минимальными потерями на трение.
| Элемент конструкции | Материал | Назначение |
|---|---|---|
| Корпус верхний/нижний | Чугун СЧ 20, СЧ 25 | Защита механизмов, обеспечение жесткости |
| Валы и валы-шестерни | Сталь 40Х, 45 | Передача крутящего момента |
| Зубчатые колеса | Сталь 40ХН, 40ХНМ | Передача мощности между валами |
| Выходная шестерня | Сталь 40ХН, закалка | Зацепление с венцом ОПУ |
Типы редукторов в механизмах поворота автокранов
В зависимости от грузоподъемности и конструкции автокрана применяются различные типы редукторов. Наиболее распространены цилиндрические и планетарные редукторы.
Цилиндрические редукторы
Цилиндрические редукторы с косозубыми колесами широко применяются на отечественных автокранах грузоподъемностью до 50 тонн. Редуктор выполняется двух- или трехступенчатым, соосным, с вертикальным расположением валов. Косозубое зацепление обеспечивает плавность работы, высокий коэффициент перекрытия и повышенную нагрузочную способность по сравнению с прямозубыми передачами.
В двухступенчатом редукторе крутящий момент передается от входного вала через первую пару зубчатых колес на промежуточный вал-шестерню, затем через вторую пару зубчатых колес на выходной вал. На выходном валу жестко закреплена выходная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства.
Планетарные редукторы
Планетарные редукторы находят применение в современных автокранах, особенно в машинах большой грузоподъемности и импортной техники. Планетарная передача состоит из центрального солнечного колеса, нескольких сателлитов, установленных на водиле, и неподвижного эпицикла с внутренним зубом.
Преимущества планетарных редукторов заключаются в компактной конструкции при высокой передаваемой мощности, симметричном расположении сателлитов, обеспечивающем равномерное распределение нагрузки, и возможности получения больших передаточных чисел в одной ступени. Планетарные редукторы могут быть одно-, двух- или трехступенчатыми. В двухступенчатых конструкциях водило первой ступени соединено с солнечной шестерней второй ступени.
| Тип редуктора | Передаточное число | КПД, % | Применение |
|---|---|---|---|
| Цилиндрический двухступенчатый | 80-150 | 96-98 | Автокраны 16-50 тонн |
| Цилиндрический трехступенчатый | 150-300 | 94-96 | Автокраны более 50 тонн |
| Планетарный двухступенчатый | 100-200 | 95-97 | Современные автокраны всех типов |
| Планетарный трехступенчатый | 200-400 | 93-95 | Тяжелые автокраны, мобильные краны |
Подшипниковые узлы редукторов поворота
Подшипники играют критическую роль в работе редуктора поворота, обеспечивая опоры валов и передачу нагрузок от вращающихся элементов на корпус. В редукторах поворота применяются различные типы подшипников качения в зависимости от характера воспринимаемых нагрузок и условий работы.
Конические роликовые подшипники
Конические роликовые подшипники являются основным типом подшипников, применяемых в редукторах поворота автокранов. Эти подшипники предназначены для восприятия одновременно действующих радиальных и осевых нагрузок. Конструкция подшипника включает внутреннее и наружное кольца с коническими дорожками качения и набор конических роликов, удерживаемых сепаратором.
Угол конусности дорожек качения определяет соотношение между радиальной и осевой грузоподъемностью подшипника. Линии, продолжающие образующие дорожек качения и оси роликов, пересекаются в одной точке на оси подшипника, что обеспечивает чистое качение роликов без проскальзывания. С увеличением угла конусности повышается способность подшипника воспринимать осевые нагрузки при уменьшении радиальной грузоподъемности.
Конические роликоподшипники изготавливаются в соответствии с ГОСТ 27365-2023. Для редукторов автокранов применяются однорядные конические подшипники. Подшипники устанавливаются попарно в О-образной или Х-образной схеме, что позволяет воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях и обеспечивать жесткость опор валов. При монтаже производится регулировка осевого зазора или предварительного натяга с помощью регулировочных шайб.
Цилиндрические роликовые подшипники
Цилиндрические роликовые подшипники применяются в редукторах поворота для опор валов, воспринимающих преимущественно радиальные нагрузки. Эти подшипники обладают высокой радиальной грузоподъемностью благодаря линейному контакту роликов с дорожками качения. Цилиндрические ролики могут быть короткими или длинными в зависимости от требуемой нагрузочной способности.
Игольчатые подшипники
Игольчатые подшипники характеризуются малым диаметром роликов при большой их длине. Это обеспечивает компактность конструкции при сохранении высокой радиальной грузоподъемности. Игольчатые подшипники применяются в узлах редукторов, где требуется минимизировать радиальные габариты при сохранении нагрузочной способности, например, в опорах сателлитов планетарных редукторов.
| Тип подшипника | Воспринимаемые нагрузки | Применение в редукторе | ГОСТ |
|---|---|---|---|
| Конический роликовый однорядный | Радиальная + осевая | Опоры выходного вала, промежуточных валов | ГОСТ 27365-2023 |
| Цилиндрический роликовый | Радиальная | Опоры быстроходных валов | ГОСТ 8328-75 |
| Игольчатый радиальный | Радиальная | Опоры сателлитов планетарных редукторов | ГОСТ 5721-2022 |
| Шариковый радиальный | Радиальная + малая осевая | Опоры входного вала | ГОСТ 8338-75 |
Зубчатые передачи и шестерни
Зубчатые передачи редуктора поворота осуществляют передачу крутящего момента между валами и обеспечивают требуемое передаточное число. В редукторах поворота применяются цилиндрические зубчатые передачи с косыми зубьями, обеспечивающие плавность работы и высокую нагрузочную способность.
Конструкция зубчатых колес
Зубчатые колеса редукторов изготавливаются из легированных сталей 40ХН, 40ХГМ, 40ХНМА с последующей термической обработкой. После нарезания зубьев производится закалка поверхностного слоя токами высокой частоты до твердости HRC 56-62 на глубину 3-5 мм. Такая термообработка обеспечивает высокую износостойкость рабочих поверхностей зубьев при сохранении вязкой сердцевины, предотвращающей хрупкое разрушение.
Косозубое зацепление характеризуется углом наклона зубьев на делительном цилиндре. Типичный угол наклона составляет 12-20 градусов. Косозубые передачи работают более плавно по сравнению с прямозубыми, так как зацепление зубьев происходит постепенно, а не по всей длине одновременно. Это снижает динамические нагрузки, уровень шума и вибрации.
Выходная шестерня редуктора
Выходная шестерня представляет собой критически важный элемент, через который крутящий момент передается на зубчатый венец опорно-поворотного устройства. Шестерня изготавливается из высокопрочной легированной стали с объемной закалкой до твердости HRC 56-62. Зубья шестерни нарезаются с высокой точностью, обычно по 7-8 степени точности.
Шестерня может иметь от 13 до 18 зубьев в зависимости от конструкции редуктора и опорно-поворотного устройства. Модуль зацепления выходной шестерни с венцом ОПУ составляет обычно 8-12 мм. Шестерня устанавливается на выходном валу на шлицах или шпонке и фиксируется стопорным кольцом или гайкой с контровкой.
Зубчатые муфты в приводе поворота
Зубчатые муфты применяются в механизмах поворота для соединения вала гидромотора с входным валом редуктора. Муфта обеспечивает передачу крутящего момента при компенсации радиального, углового и осевого смещения валов, возникающего при монтаже и эксплуатации.
Конструкция зубчатой муфты
Зубчатая муфта состоит из двух полумуфт с наружными зубчатыми венцами и разъемной обоймы с двумя внутренними зубчатыми венцами. Полумуфты насаживаются на валы гидромотора и редуктора на шпонках или шлицах. Обойма выполняется из двух половин, соединяемых болтами. Зубья полумуфт имеют бочкообразную форму, что обеспечивает возможность компенсации угловых и радиальных смещений валов.
Зубчатые муфты изготавливаются из углеродистых сталей марок 40, 45Л, 50 или 40Х. Полумуфты и зубчатые венцы обойм производятся методом ковки с последующей механической обработкой. Зубья нарезаются на зубофрезерных или зубодолбежных станках, затем производится термообработка для повышения твердости и износостойкости.
Смазка зубчатых муфт
Зубчатая муфта работает в условиях относительного скольжения зубьев при компенсации смещений, поэтому требует постоянной смазки. В обойме муфты предусмотрено отверстие для заливки смазочного материала. Применяются пластичные смазки на литиевой основе типа Литол-24 или специальные смазки для зубчатых муфт. Периодичность смазывания составляет 50-100 часов работы в зависимости от условий эксплуатации.
Компенсационная способность зубчатых муфт
Радиальное смещение: до 2 мм
Осевое смещение: до 4 мм
Угловое смещение: до 0,5 градуса
Превышение указанных значений смещений приводит к повышенному износу зубьев муфты, увеличению нагрузки на подшипники и снижению ресурса узла.
Взаимодействие редуктора с опорно-поворотным устройством
Редуктор поворота работает в комплексе с опорно-поворотным устройством, которое соединяет поворотную и неповоротную части автокрана. Выходная шестерня редуктора находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом ОПУ, передавая крутящий момент для вращения поворотной платформы.
Опорно-поворотные устройства автокранов
Опорно-поворотное устройство представляет собой крупногабаритный подшипник специальной конструкции, состоящий из двух колец с телами качения между ними. Одно из колец имеет зубчатый венец для передачи вращающего момента. ОПУ выполняют с шариковыми или роликовыми телами качения в зависимости от грузоподъемности крана.
Шариковые ОПУ применяются на автокранах грузоподъемностью до 16 тонн. Между двумя рядами шариков располагаются кольца с дорожками качения. Роликовые ОПУ используются на кранах большей грузоподъемности. Ролики располагаются перекрестно: одни воспринимают радиальные нагрузки, другие - осевые и опрокидывающие моменты.
Зацепление редуктора с венцом ОПУ
Зубчатый венец опорно-поворотного устройства может иметь внутреннее или наружное зацепление. При внутреннем зацеплении венец расположен на внутреннем кольце ОПУ, при наружном - на наружном кольце. Модуль зацепления составляет 8-12 мм, количество зубьев венца - от 140 до 240 в зависимости от диаметра ОПУ.
Редуктор крепится к поворотной раме болтами через фланец. Регулировка зазора в зацеплении между выходной шестерней редуктора и венцом ОПУ производится изменением положения редуктора. Правильная регулировка зазора критична для обеспечения равномерного распределения нагрузки по зубьям и предотвращения преждевременного износа.
| Диаметр ОПУ, мм | Грузоподъемность крана, т | Тип тел качения | Количество зубьев венца |
|---|---|---|---|
| 1190 | 10-14 | Шарики | 144-160 |
| 1400 | 16-25 | Шарики/ролики | 168-180 |
| 1450-1500 | 25-32 | Ролики | 180-192 |
| 2000-2240 | 40-63 | Ролики | 240-280 |
Смазка и обслуживание редукторов поворота
Надежная работа редуктора поворота обеспечивается правильной смазкой и регулярным техническим обслуживанием. Смазка выполняет функции снижения трения, отвода тепла, защиты от коррозии и вымывания продуктов износа.
Система смазки редуктора
Редукторы поворота автокранов работают на картерной смазке. Корпус редуктора заполняется трансмиссионным маслом до уровня, контролируемого по маслоуказателю. Применяются масла ТАп-15В по ГОСТ 23652-79 для работы при температуре от -20 до +50 градусов Цельсия, ТСп-10 для эксплуатации при температуре от -40 до +25 градусов, или индустриальные масла ИТП-200, ИРП-150.
В процессе работы масло разбрызгивается вращающимися зубчатыми колесами, обеспечивая смазку всех пар зацепления и подшипников. Для предотвращения утечки масла в местах выхода валов из корпуса установлены манжетные уплотнения. Корпус имеет заливное отверстие с пробкой, сливное отверстие и маслоуказатель для контроля уровня масла.
Регламент технического обслуживания
Первая замена масла в новом или отремонтированном редукторе производится после 50 часов работы для удаления продуктов приработки. Последующие замены масла выполняются через 500-1000 часов работы в зависимости от условий эксплуатации. При работе в тяжелых условиях с высокой запыленностью периодичность замены сокращается до 250-500 часов.
Ежесменно производится визуальный осмотр редуктора на отсутствие подтеканий масла, посторонних шумов и вибраций. Проверяется уровень масла по маслоуказателю, при необходимости масло доливается. Ежемесячно контролируется температура корпуса редуктора при работе - она не должна превышать 80-90 градусов Цельсия.
При техническом обслуживании производится проверка зазора в зацеплении выходной шестерни с венцом ОПУ. Увеличенный зазор свидетельствует об износе зубьев и требует регулировки или замены изношенных деталей. Проверяется затяжка болтов крепления редуктора к раме и болтов разъема корпуса.
Часто задаваемые вопросы
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационный характер. Информация предназначена для технических специалистов в области грузоподъемной техники и механизмов. Автор не несет ответственности за любые последствия, возникшие в результате использования информации, представленной в статье. При проектировании, эксплуатации и обслуживании редукторов поворота автокранов необходимо руководствоваться действующей нормативно-технической документацией, стандартами и инструкциями производителей оборудования. Все работы по ремонту и обслуживанию должны выполняться квалифицированным персоналом с соблюдением требований безопасности.
Источники
- ГОСТ 520-2011 "Подшипники качения. Общие технические условия"
- ГОСТ 27365-2023 "Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации"
- ГОСТ 8328-75 "Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами"
- ГОСТ 5721-2022 "Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с асимметричными роликами"
- ГОСТ 23652-79 "Масла трансмиссионные. Технические условия"
- Техническая документация производителей автокранов Ивановец, Галичанин, Клинцы, Челябинец
- Техническая литература по проектированию редукторов и зубчатых передач
- Справочники по подшипникам качения и опорно-поворотным устройствам
