Меню

Подшипники скольжения для бетонных заводов: сферические, втулки

  • 09.12.2025
  • Познавательное

Применение подшипников скольжения в бетоносмесительных установках

Бетоносмесительные установки относятся к оборудованию, работающему в условиях высоких механических нагрузок, абразивной среды, присутствия влаги и цементной пыли. Подшипники скольжения в БСУ устанавливаются в гидроцилиндрах систем подъема и опрокидывания, проушинах штоков и гильз, механизмах перемещения смесительных барабанов, шарнирных соединениях транспортировочных лент.

Основными узлами БСУ, оснащенными подшипниками скольжения, выступают гидравлические приводы смесительных барабанов, системы дозирования и подачи компонентов, механизмы выгрузки готовой смеси. В этих узлах подшипники обеспечивают передачу значительных статических и динамических нагрузок при относительно низких скоростях перемещения.

Условия эксплуатации подшипников в бетоносмесительных установках

Факторы агрессивного воздействия

Работа подшипников скольжения в составе БСУ характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных факторов. Контакт с цементной пылью приводит к абразивному износу трущихся поверхностей, при этом частицы размером менее 10 микрометров способны проникать через стандартные уплотнения. Влажность среды, обусловленная технологическими процессами смешивания бетона, вызывает коррозионное разрушение металлических поверхностей. Вибрационные нагрузки при работе смесительного оборудования создают дополнительные динамические воздействия на подшипниковые узлы.

Температурный режим работы БСУ варьируется в диапазоне от минус 40 до плюс 35 градусов Цельсия для всесезонных установок, в зоне смесительного барабана температура может достигать 50-60 градусов при интенсивной работе.

Режимы нагружения

Подшипниковые узлы БСУ работают преимущественно в режиме статических и знакопеременных нагрузок с малыми амплитудами колебательных движений. Гидроцилиндры подъема смесительного барабана испытывают нагрузки до 300 килоньютонов при скоростях перемещения штока не более 50 миллиметров в секунду. Проушины гильз и штоков выполняют до 2000 циклов нагружения за рабочую смену при угловых отклонениях до 5 градусов, что соответствует требованиям ГОСТ 3635-78.

Сферические подшипники скольжения для БСУ

Конструктивные особенности

Сферические подшипники скольжения представляют собой самоустанавливающиеся узлы, состоящие из внутреннего и наружного колец со сферическими поверхностями контакта. Конструкция обеспечивает компенсацию несоосности и работу при угловых отклонениях без дополнительных моментов. Согласно ГОСТ 3635-78, подшипники изготавливаются из подшипниковых сталей ШХ15, ШХ15СГ с твердостью рабочих поверхностей 59-65 HRC.

Внутреннее кольцо подшипника насаживается на палец проушины с посадкой по системе вала, наружное кольцо устанавливается в корпус проушины с гарантированным зазором. Рабочие поверхности обоих колец имеют сферическую форму с радиусом кривизны, обеспечивающим контакт по поверхности. Смазочные отверстия и канавки предусматриваются во внутреннем и наружном кольцах для регулярного обслуживания узла.

Тип подшипника Обозначение по ГОСТ Наличие смазочных отверстий Область применения
ШС С отверстиями на внутреннем кольце Да Проушины штоков гидроцилиндров
ШСП С прорезью на наружном кольце Да Быстросъемные крепления
ШС...К С отверстиями на обоих кольцах Да Узлы с интенсивной эксплуатацией
ШН С металлофторопластом Нет Труднодоступные узлы БСУ

Рабочие характеристики

Динамическая грузоподъемность сферических подшипников определяется расчетом на основании номинального контактного давления на сферической поверхности. Для стальных подшипников допустимое контактное давление составляет 200-250 МПа при колебательном движении и 100-150 МПа при вращательном движении. Скорость скольжения ограничивается значениями 100 миллиметров в секунду для колебательных движений и 300 миллиметров в секунду для вращательных движений.

При твердости колец 59-65 HRC постоянно действующая температура не должна превышать 120 градусов Цельсия согласно ГОСТ 3635-78. Допускается кратковременная работа подшипников при температуре до 150 градусов Цельсия. Превышение температурного режима приводит к снижению твердости материала и ускоренному износу рабочих поверхностей.

Бронзовые втулки для подшипников скольжения

Материалы изготовления

Бронзовые втулки изготавливаются из оловянных, алюминиевых и безоловянных бронз с различными эксплуатационными характеристиками. Оловянные бронзы БрОФ10-1, БрО4Ц7С5 обладают оптимальным сочетанием антифрикционных свойств, износостойкости и прирабатываемости. Алюминиево-железные бронзы БрАЖ9-4 характеризуются повышенной твердостью и применяются при высоких нагрузках и малых скоростях скольжения.

Производство бронзовых втулок осуществляется методами центробежного литья для диаметров 60-1200 миллиметров и литья в кокиль для крупногабаритных изделий массой до 1,5 тонны. Технология порошковой металлургии позволяет получать самосмазывающиеся втулки с пористой структурой, пропитанные маслом или графитом. Содержание пор составляет 15-25 процентов от объема материала, что обеспечивает запас смазки для работы в режиме граничного трения.

Марка бронзы Химический состав Твердость НВ Область применения
БрОФ10-1 Cu + Sn 10% + P 1% 80-90 Высоконагруженные узлы
БрО4Ц7С5 Cu + Sn 4% + Zn 7% + Pb 5% 50-70 Подшипники средних нагрузок
БрАЖ9-4 Cu + Al 9% + Fe 4% 90-130 Ударные и вибрационные нагрузки
БрАЖН10-4-4 Cu + Al 10% + Fe 4% + Ni 4% 120-150 Высокотемпературные узлы

Эксплуатационные характеристики

Допустимая нагрузка на бронзовые втулки определяется произведением контактного давления на коэффициент скорости скольжения. Для оловянных бронз значение PV-фактора составляет 2,5-3,5 МПа×м/с, для алюминиевых бронз 1,5-2,5 МПа×м/с. Коэффициент трения бронзы по стали при граничной смазке находится в диапазоне 0,08-0,15, при жидкостной смазке снижается до 0,01-0,03. Теплопроводность антифрикционных бронз 60-120 Вт/(м×К) обеспечивает эффективный отвод тепла от зоны трения.

Композитные самосмазывающиеся подшипники

Структура и состав материалов

Композитные подшипники состоят из трех функциональных слоев: стальной основы толщиной 0,25-2,7 миллиметра, пористого слоя спеченной бронзы толщиной 0,2-0,35 миллиметра и рабочего слоя политетрафторэтилена с дисульфидом молибдена толщиной 0,01-0,04 миллиметра. Стальная основа обеспечивает механическую прочность и теплоотвод, бронзовый слой создает надежную связь между металлом и полимером, антифрикционное покрытие обеспечивает низкий коэффициент трения.

Современные полимерные композиты на основе полиоксиметилена и полиэфирэфиркетона армируются стекловолокном или углеродным волокном для повышения прочности и жесткости. Твердые смазочные вещества в виде графита, дисульфида молибдена или политетрафторэтилена равномерно распределяются в полимерной матрице и образуют миллионы микроскопических камер. При работе подшипника частицы смазки выделяются на трущуюся поверхность, формируя смазочную пленку.

Типы самосмазывающихся материалов

Металлофторопласт HMG-50: трехслойная структура сталь-бронза-ПТФЭ обеспечивает работу без смазки при статических давлениях до 250 МПа, динамических до 140 МПа и скоростях до 1 метра в секунду при сухом трении. При наличии смазки скорость может достигать 2,5 метров в секунду. Температурный диапазон эксплуатации от минус 200 до плюс 280 градусов Цельсия.

Полимерные подшипники iglidur: материалы на основе полиоксиметилена с твердыми смазками работают при нагрузках до 140 МПа и скоростях до 1 метр в секунду. Выдерживают температуры от минус 40 до плюс 90 градусов Цельсия для стандартных композиций.

Преимущества для БСУ

Самосмазывающиеся подшипники исключают необходимость регулярного обслуживания смазочной системы, что критично для труднодоступных узлов БСУ. Работоспособность сохраняется при попадании абразивных частиц и загрязнений, поскольку твердые включения вдавливаются в мягкую поверхность полимера без повреждения вала. Химическая стойкость фторопластовых покрытий обеспечивает работу в агрессивной среде цементного раствора с pH до 13 единиц.

Критерии выбора подшипников скольжения для БСУ

Анализ условий нагружения

Выбор типа подшипника начинается с определения величины и характера нагрузки. Статические нагрузки от массы смесительного барабана и загруженных компонентов требуют подшипников с высокой статической грузоподъемностью. Динамические нагрузки при пуске и остановке механизмов создают ударные воздействия, для которых предпочтительны бронзовые или стальные подшипники с пластичными антифрикционными покрытиями.

Расчет контактных напряжений выполняется по формуле: P = F / (D × B), где F - действующая нагрузка в ньютонах, D - диаметр сферы в миллиметрах, B - ширина наружного кольца в миллиметрах. Полученное значение давления сравнивается с допустимыми характеристиками материала подшипника. Для колебательных движений гидроцилиндров БСУ расчетное давление не должно превышать 200 МПа для стальных подшипников и 140 МПа для композитных.

Температурный режим и среда эксплуатации

Температура окружающей среды определяет выбор материала антифрикционного слоя и типа смазки. Всесезонные БСУ работают при температурах от минус 40 градусов, что исключает применение стандартных композитов на основе полиамида. Для таких условий используются стальные подшипники с пластичной смазкой типа Литол-24 или бронзовые втулки со смазкой, сохраняющей работоспособность при низких температурах.

Присутствие воды и абразивных частиц требует применения подшипников с уплотнениями или самосмазывающихся конструкций. Бронзовые втулки допускают работу в контакте с водой при условии использования коррозионностойких сплавов.

Монтаж и эксплуатация подшипников в БСУ

Требования к установке

Монтаж сферических подшипников скольжения выполняется с соблюдением требований перпендикулярности геометрической оси гидроцилиндра. Отклонение не должно превышать 2 градуса в одном направлении согласно ГОСТ 3635-78. При установке подшипника в проушину разрез на наружном кольце располагается перпендикулярно направлению действующей нагрузки. Смазочные канавки на опорных пальцах совмещаются с отверстиями для смазки во внутреннем кольце подшипника.

Бронзовые втулки запрессовываются в посадочное место с натягом, обеспечивающим неподвижную посадку в корпусе. Величина натяга выбирается с учетом разности коэффициентов линейного расширения материалов корпуса и втулки. При нагреве в процессе работы натяг увеличивается, что может вызывать остаточные деформации втулки при установке в корпус из стали или чугуна.

Обслуживание и смазка

Периодичность смазывания подшипников устанавливается исходя из интенсивности эксплуатации БСУ. Гидроцилиндры, работающие в непрерывном режиме, требуют смазки через каждые 50 часов наработки. Смазка подается через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах подшипника. Для смазывания применяются пластичные смазки Литол-24, ЦИАТИМ-221, обладающие водостойкостью и антикоррозионными свойствами.

Расчет расхода смазки

Количество смазки определяется по формуле: Q = 0,005 × D × B, где Q - расход смазки в граммах, D - диаметр подшипника в миллиметрах, B - ширина подшипника в миллиметрах.

Пример: для подшипника диаметром 80 миллиметров и шириной 50 миллиметров расход смазки составляет Q = 0,005 × 80 × 50 = 20 грамм.

Сравнительный анализ материалов подшипников

Параметр Стальные сферические Бронзовые втулки Композитные
Допустимое давление, МПа 200-250 80-120 140-180
Скорость скольжения, м/с 0,1-0,3 0,05-0,5 0,1-2,5
Коэффициент трения 0,08-0,15 0,08-0,15 0,03-0,10
Температурный диапазон, °C -40...+120 -40...+150 -200...+280
Требования к смазке Регулярная Регулярная Не требуется
Стойкость к абразиву Средняя Хорошая Отличная
Работа в воде Ограниченная Допускается Допускается

Часто задаваемые вопросы

Какой тип подшипников скольжения оптимален для гидроцилиндров БСУ, работающих в запыленной среде?
Для работы в условиях высокой запыленности оптимальным выбором являются композитные самосмазывающиеся подшипники на основе металлофторопласта или полимерных материалов. Эти подшипники обладают способностью работать без внешней смазки, что исключает налипание абразивных частиц на смазочную пленку. Твердые частицы пыли вдавливаются в мягкую поверхность полимерного покрытия без повреждения стального вала. Альтернативным решением выступают бронзовые втулки с графитовой пропиткой, обеспечивающие работу при ограниченной смазке.
Как определить необходимость замены сферического подшипника в проушине гидроцилиндра?
Замена подшипника требуется при появлении увеличенного люфта в шарнирном соединении, превышающего 1 миллиметр для подшипников диаметром до 100 миллиметров. Визуальный осмотр после разборки узла выявляет износ рабочих поверхностей, проявляющийся в виде матовых участков, задиров или питтинга. Наличие коррозионных повреждений на сферических поверхностях, трещин в кольцах или деформаций наружного кольца также служит основанием для замены. Повышенный нагрев подшипника выше 65 градусов Цельсия при работе гидроцилиндра свидетельствует об износе или недостатке смазки.
Можно ли использовать подшипники с покрытием из фторопласта при отрицательных температурах?
Подшипники с фторопластовым покрытием сохраняют работоспособность при температурах до минус 200 градусов Цельсия для материалов на основе политетрафторэтилена. Однако полимерные композиты на основе полиамида и полиоксиметилена имеют нижний температурный предел эксплуатации минус 40 градусов. Для всесезонных БСУ, работающих при температурах ниже минус 40 градусов, рекомендуется применение металлофторопластовых подшипников типа HMG-50 со стальной основой и слоем спеченной бронзы. Такие подшипники обеспечивают надежную работу в северных регионах без изменения характеристик трения.
Какая периодичность смазывания требуется для бронзовых втулок в условиях круглосуточной работы БСУ?
При круглосуточной эксплуатации БСУ бронзовые втулки требуют смазывания каждые 40-50 часов наработки. Количество смазки определяется размерами втулки и составляет приблизительно 0,005 грамма на квадратный миллиметр рабочей поверхности. Смазка подается через специальные отверстия или канавки до появления свежей смазки на торцах втулки. Применяются пластичные смазки с антизадирными присадками типа Литол-24, ЦИАТИМ-221 или специализированные смазки для тяжелонагруженных узлов. При работе в контакте с водой периодичность смазывания сокращается до 30 часов.
Чем отличаются подшипники типа ШС и ШСП по ГОСТ 3635-78?
Подшипники типа ШС имеют сплошное наружное кольцо и устанавливаются в проушину методом запрессовки с последующей фиксацией от проворачивания. Подшипники типа ШСП оснащены прорезью на наружном кольце, что позволяет устанавливать их в разъемные проушины без полной разборки узла. Прорезь снижает жесткость наружного кольца, поэтому грузоподъемность подшипников ШСП на 15-20 процентов ниже по сравнению с ШС аналогичного типоразмера. Подшипники ШСП применяются в быстросъемных креплениях гидроцилиндров, где требуется оперативная замена без демонтажа смежных узлов.
Какие преимущества дают композитные подшипники по сравнению с бронзовыми втулками в узлах БСУ?
Композитные подшипники обеспечивают работу без необходимости регулярного смазывания, что снижает трудоемкость обслуживания БСУ. Коэффициент трения композитных материалов в 2-3 раза ниже по сравнению с бронзой при работе в режиме граничной смазки. Высокая химическая стойкость фторопластового покрытия позволяет работать в агрессивной среде цементного раствора без коррозионного разрушения. Способность полимерного слоя вдавливать абразивные частицы предотвращает повреждение стального вала. Недостатком выступает более высокая стоимость композитных подшипников по сравнению с бронзовыми втулками.
Как влияет качество обработки поверхности вала на ресурс подшипника скольжения?
Шероховатость поверхности вала критически важна для обеспечения долговечности подшипника скольжения. Рекомендуемая шероховатость Ra составляет 0,2-1,6 микрометра для стальных и бронзовых подшипников, для композитных материалов допускается Ra до 3,2 микрометра. Превышение значения шероховатости приводит к прорыву смазочной пленки микронеровностями и абразивному износу антифрикционного слоя. Твердость вала должна быть не менее 50 HRC для бронзовых подшипников и 45 HRC для композитных. Недостаточная твердость вызывает налипание материала втулки на вал и задиры поверхности.
Возможна ли работа подшипников скольжения в БСУ при попадании воды в смазочную систему?
Попадание воды в смазочную систему вызывает эмульгирование масла и резкое снижение несущей способности смазочной пленки. Для стальных подшипников скольжения присутствие воды приводит к коррозионному повреждению рабочих поверхностей и образованию питтинга. Бронзовые втулки из коррозионностойких сплавов допускают кратковременный контакт с водой при условии последующей замены смазки. Композитные самосмазывающиеся подшипники работоспособны в присутствии воды, поскольку твердые смазочные вещества в полимерной матрице не вымываются. Для предотвращения попадания воды применяются уплотнения проушин и защитные чехлы штоков гидроцилиндров.
Какой ресурс работы имеют подшипники скольжения в гидроцилиндрах БСУ?
Ресурс подшипников определяется условиями эксплуатации и типом материала антифрикционного слоя. Стальные сферические подшипники при регулярном обслуживании обеспечивают 5000-8000 часов работы или 50000-80000 циклов нагружения. Бронзовые втулки имеют ресурс 3000-5000 часов при работе с жидкостной смазкой. Композитные самосмазывающиеся подшипники работают до полного износа антифрикционного слоя, что составляет 10000-15000 часов для металлофторопластовых и 5000-8000 часов для полимерных материалов. Фактический ресурс зависит от величины нагрузки, частоты циклов и качества монтажа подшипникового узла.
Нужна ли приработка подшипников скольжения после установки в БСУ?
Новые подшипники скольжения требуют приработки для формирования оптимальной геометрии контактных поверхностей. Процесс приработки выполняется при нагрузке не более 50 процентов от номинальной в течение первых 10-20 часов работы. Стальные и бронзовые подшипники приработаются за счет сглаживания микронеровностей и формирования опорных площадок на поверхности трения. Композитные подшипники формируют переносной слой смазочного материала на поверхности вала, обеспечивающий минимальный коэффициент трения. После приработки допускается эксплуатация подшипника при полных проектных нагрузках.

Релевантные материалы и оборудование

Рекомендуемая продукция для БСУ

Заключение

Правильный выбор типа подшипников скольжения для бетоносмесительных установок определяется комплексным анализом условий эксплуатации, величины и характера нагрузок, температурного режима и возможностей обслуживания. Стальные сферические подшипники обеспечивают максимальную грузоподъемность при регулярном смазывании. Бронзовые втулки оптимальны для узлов с высокими нагрузками и средними скоростями скольжения. Композитные самосмазывающиеся подшипники предпочтительны для труднодоступных узлов и работы в загрязненной среде.

Современные материалы и технологии производства подшипников скольжения позволяют создавать надежные узлы для работы в условиях бетоносмесительного производства. Соблюдение требований монтажа согласно ГОСТ 3635-78 и регулярное обслуживание обеспечивают проектный ресурс подшипниковых узлов и безаварийную работу оборудования.

Представленная информация носит ознакомительный характер. Автор не несет ответственности за последствия применения изложенных сведений без учета конкретных условий эксплуатации оборудования. Перед выбором подшипников для БСУ необходима консультация с инженерами-конструкторами и проведение расчетов на соответствие техническим требованиям.

Источники

  • ГОСТ 3635-78. Подшипники шарнирные. Технические условия
  • ГОСТ 1978-81. Втулки подшипников скольжения металлические. Типы и основные размеры
  • ГОСТ ИСО 12301-95. Подшипники скольжения. Методы контроля геометрических показателей и показателей качества материалов
  • ГОСТ 26719-85. Материалы антифрикционные порошковые на основе меди. Марки
  • ГОСТ 18175-78. Бронзы безоловянные, обрабатываемые давлением. Марки
  • ГОСТ 613-79. Бронзы оловянные литейные. Марки
  • ISO 12240-1:1998. Радиальные сферические подшипники скольжения
  • ISO 12240-4:1998. Осевые и радиальные нагрузки для шарнирных подшипников
  • Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. Проектирование узлов и деталей машин
  • Технические каталоги производителей подшипников ASAHI, SKF, THK

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.