Меню

Подшипники сушильных барабанов асфальтобетонных заводов

  • 11.12.2025
  • Познавательное

Введение

Сушильный барабан асфальтобетонного завода представляет собой ключевое технологическое оборудование, предназначенное для подготовки каменных материалов путем удаления влаги и нагрева до требуемой температуры. Барабан приводится во вращение от электродвигателя через редуктор, ведущую шестерню и зубчатый венец, установленный на корпусе барабана. Для обеспечения надежного вращения барабана используется опорно-упорная станция, включающая опорные и упорные ролики с подшипниковыми узлами.

Подшипники опорных и упорных роликов работают в исключительно тяжелых условиях: высокие радиальные и осевые нагрузки, воздействие высоких температур от разогретого барабана, загрязнение пылью и абразивными частицами. От надежности работы подшипниковых узлов напрямую зависит бесперебойная работа всего асфальтобетонного завода. Выход из строя подшипников приводит к остановке производства и требует проведения трудоемкого и дорогостоящего ремонта.

Конструкция опорно-упорной станции

Опорно-упорная станция сушильного барабана АБЗ располагается на общей фундаментной плите вблизи зубчатого венца привода. Барабан опирается на опорные ролики через бандажи – кольца прямоугольного профиля, закрепленные на корпусе барабана. Обычно используются два опорных ролика, установленных с угловым смещением для обеспечения устойчивого положения барабана.

Упорные ролики предназначены для ограничения осевого смещения барабана, которое может возникать из-за угла наклона барабана 3,5 градуса, неравномерности загрузки материала или температурных деформаций. Упорные ролики контактируют с торцевой поверхностью бандажа и воспринимают осевые усилия.

Модель АБЗ Диаметр обечайки барабана, мм Диаметр по бандажам, мм Длина барабана, мм Угол наклона, градусы Производительность, т/ч
ДС-117-2К/2Е 1400 1723 5600 3,5 до 56
ДС-158 1400 1723 5600 3,5 до 56
ДС-185 1400 1723 5600 3,5 до 80

Опорные подшипники роликов

Конструкция опорного ролика

Опорный ролик сушильного барабана состоит из следующих основных элементов: ось ролика, бочка ролика диаметром 320 мм, два подшипниковых узла с корпусами и крышками, стаканы и плиты крепления. Подшипниковые узлы воспринимают высокие радиальные нагрузки от веса барабана и динамические удары при работе.

Типы применяемых подшипников

Для опорных роликов применяются следующие типы подшипников качения согласно ГОСТ 520-2011:

Сферические роликоподшипники двухрядные (ГОСТ 5721-2022) – наиболее распространенный тип подшипников для опорных роликов. Эти подшипники состоят из внутреннего кольца с двумя дорожками качения, наклоненными под углом к оси подшипника, наружного кольца с общей сферической дорожкой качения и двух рядов бочкообразных роликов. Конструкция обеспечивает способность к самоустановке, что критически важно при возможных перекосах вала и неточностях монтажа.

Важно: Сферические роликоподшипники способны компенсировать угловое смещение до 2-3 градусов без ухудшения рабочих характеристик, что делает их оптимальным выбором для тяжелых условий работы опорных роликов АБЗ.

Конические роликоподшипники однорядные (ГОСТ 27365-2023) – применяются в некоторых конструкциях опорных роликов. Они способны воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки благодаря наклону дорожек качения. Обычно устанавливаются попарно с регулируемым предварительным натягом.

Тип подшипника Преимущества Особенности применения
Сферические роликовые двухрядные Высокая грузоподъемность, самоустановка, восприятие комбинированных нагрузок Основной тип для опорных роликов, работа при перекосах до 3 градусов
Конические роликовые Высокая жесткость, точное позиционирование, восприятие осевых нагрузок Попарная установка, требуется регулировка зазора
Цилиндрические роликовые Высокая радиальная грузоподъемность, низкое трение Дополнительно к основным подшипникам для радиальных нагрузок

Материалы и конструктивные особенности

Подшипники опорных роликов изготавливаются из подшипниковых сталей марок ШХ15, ШХ15СГ с твердостью колец и тел качения HRC 58-64. Для работы в условиях повышенных температур применяются легированные стали с добавками хрома, молибдена, вольфрама, обеспечивающие сохранение твердости и прочности при нагреве до 200-250 градусов.

Сепараторы изготавливаются из латуни, стали или термостойких полимеров. Латунные сепараторы обеспечивают высокую прочность и теплопроводность, стальные штампованные сепараторы экономичны, а полимерные снижают шум и не требуют дополнительной смазки при работе в нормальных условиях.

Упорные подшипники

Назначение упорных роликов

Упорные ролики ограничивают осевое смещение сушильного барабана, которое возникает вследствие угла наклона барабана 3,5 градуса и неравномерности загрузки материала. Осевые нагрузки могут достигать 10-15 процентов от радиальной нагрузки опорных роликов. Упорные ролики контактируют с торцевой плоскостью бандажа и должны обеспечивать надежную работу при значительных ударных нагрузках.

Типы упорных подшипников

Упорные сферические роликоподшипники – наиболее подходящий тип для упорных роликов АБЗ. Эти подшипники предназначены для восприятия высоких осевых нагрузок и способны компенсировать угловые перекосы благодаря сферической поверхности наружного кольца. Подшипник состоит из двух колец: тугого кольца с плоской дорожкой качения и свободного кольца со сферической дорожкой качения, а также бочкообразных роликов с сепаратором.

Упорные цилиндрические роликоподшипники – применяются для восприятия чисто осевых нагрузок. Они обеспечивают высокую жесткость и точность, но не способны к самоустановке и требуют точного монтажа. Применяются в конструкциях с жесткой установкой упорных роликов.

Пример расчета осевой нагрузки

Для сушильного барабана модели ДС-158 при угле наклона 3,5 градуса:

Расчетная масса барабана с материалом составляет примерно 6-8 тонн

Осевая составляющая: F = m × g × sin(α) = 7000 × 9,81 × sin(3,5°) = 7000 × 9,81 × 0,061 = 4190 Н ≈ 4,2 кН

С учетом динамических нагрузок и коэффициента безопасности 1,5-2,0, расчетная осевая нагрузка составляет 6-8 кН на каждый упорный ролик.

Характеристика Упорные сферические Упорные цилиндрические
Грузоподъемность осевая Очень высокая Высокая
Восприятие радиальной нагрузки До 55 процентов от осевой Не воспринимают
Самоустановка Да, до 3 градусов Нет
Чувствительность к перекосам Низкая Высокая
Скорость вращения Средняя Низкая

Высокотемпературные подшипники

Условия работы при повышенных температурах

Подшипники опорных и упорных роликов сушильного барабана АБЗ подвергаются значительному тепловому воздействию. Температура корпуса барабана может достигать 150-200 градусов, а температура бандажей – 120-160 градусов. Передача тепла от бандажа к роликам и далее к подшипникам приводит к нагреву подшипниковых узлов до 80-120 градусов в зависимости от интенсивности работы и эффективности теплоотвода.

Особенности высокотемпературных подшипников

Для работы в условиях повышенных температур применяются специальные высокотемпературные подшипники со следующими конструктивными особенностями:

Увеличенный радиальный зазор класса C3, C4 или C5 – компенсирует тепловое расширение деталей подшипника. При нагреве внутреннее кольцо, посаженное с натягом на вал, расширяется больше, чем наружное кольцо в корпусе. Без достаточного начального зазора это приведет к заклиниванию тел качения и разрушению подшипника. Увеличенный зазор уменьшается до рабочего при достижении рабочей температуры.

Жаропрочные материалы – для колец и тел качения применяется специальная термостойкая сталь, легированная хромом, молибденом, ванадием. Эти добавки повышают температуру отпуска стали и предотвращают падение твердости при нагреве свыше 220 градусов. Стандартная подшипниковая сталь ШХ15 теряет твердость при температурах выше 150-180 градусов.

Термостойкие сепараторы – изготавливаются из латуни, жаропрочной стали или применяются графитовые сепараторы. Графитовый сепаратор одновременно выполняет функцию твердой смазки и способен работать при температурах до 350 градусов.

Специальные уплотнения – применяются металлические защитные шайбы или уплотнения из термостойкой резины на основе фторкаучука, способной работать при температурах до 200-250 градусов.

Температура работы, градусы Требования к подшипнику Тип смазки
До 120 Стандартные подшипники с зазором C3 Консистентная смазка на литиевой основе
120-180 Зазор C4, термостойкая смазка Высокотемпературная консистентная смазка на комплексно-литиевой основе
180-250 Зазор C4-C5, жаропрочная сталь, графитовый сепаратор Графитовая смазка, смазка с твердыми добавками
Свыше 250 Специальные высокотемпературные подшипники, керамические тела качения Графит, дисульфид молибдена

Системы смазки подшипников

Типы смазочных материалов

Для смазки подшипников опорных и упорных роликов применяются консистентные пластичные смазки, обладающие следующими свойствами:

Термостойкость – смазка должна сохранять свои свойства при температурах 120-180 градусов. Обычные литиевые смазки работают до 120 градусов, высокотемпературные на комплексно-литиевой или полимочевинной основе – до 180-200 градусов, графитовые смазки – до 250-350 градусов.

Высокие противоизносные и противозадирные свойства – обеспечиваются введением присадок на основе серы, фосфора, твердых смазок (графит, дисульфид молибдена, политетрафторэтилен). Это критически важно при высоких нагрузках и ударных воздействиях.

Водостойкость – смазка не должна вымываться водой, которая может образовываться при конденсации водяных паров, особенно при периодической работе оборудования.

Стойкость к загрязнению – высокая вязкость базового масла (150-320 сСт) и тиксотропные свойства смазки обеспечивают уплотнение подшипникового узла и препятствуют проникновению абразивных частиц.

Тип смазки Температурный диапазон, градусы Особенности применения
Литиевая комплексная (ЦИАТИМ-221, Литол-24) от минус 40 до плюс 130 Общепромышленное применение, периодическое пополнение
Комплексно-литиевая с противозадирными присадками от минус 30 до плюс 160 Высокие нагрузки, ударные воздействия
Полимочевинная (Staburags NBU 12) от минус 30 до плюс 180 Длительная работа без пополнения, высокие температуры
Графитовая (сегментный графитовый сепаратор) от минус 20 до плюс 350 Экстремальные температуры, работа без дополнительной смазки

Централизованные системы смазки

Для обеспечения надежного и равномерного смазывания подшипников опорных и упорных роликов применяются автоматические централизованные системы смазки. Система состоит из насосной станции с резервуаром для смазки, блока управления, дозирующих устройств и системы трубопроводов с питателями.

Преимущества централизованной системы смазки:

  • Дозированная подача смазки через заданные интервалы времени обеспечивает постоянное наличие смазочного материала в зоне трения
  • Исключается влияние человеческого фактора, связанное с пропуском или неправильным выполнением ручного смазывания
  • Экономия смазочного материала за счет точного дозирования
  • Возможность смазывания труднодоступных подшипников без остановки оборудования
  • Непрерывное обновление смазки препятствует ее старению и загрязнению
  • Увеличение срока службы подшипников в 3-5 раз

Для подшипников сушильного барабана применяются двухлинейные или прогрессивные системы смазки, работающие под давлением 10-40 МПа. Смазка подается к каждому подшипниковому узлу через индивидуальный питатель-дозатор, обеспечивающий точную дозировку порции смазки.

Расчет интервала смазывания

Интервал между смазываниями зависит от размера подшипника, частоты вращения, температуры и нагрузки. Для сферического роликоподшипника диаметром 150 мм при частоте вращения 30 об/мин и температуре 100 градусов:

Базовый интервал: t₀ = 200 часов

Коэффициент температуры: kₜ = 0,6 (при 100 градусах)

Коэффициент загрязнения: kc = 0,5 (сильное запыление)

Интервал смазывания: t = t₀ × kₜ × kc = 200 × 0,6 × 0,5 = 60 часов

Рекомендуется установить интервал 50 часов работы или каждые 2-3 дня при непрерывной работе.

Условия эксплуатации

Нагрузки на подшипники

Подшипники опорных роликов воспринимают радиальную нагрузку от веса барабана с материалом, которая распределяется между роликами в зависимости от их количества и углового расположения. При двух опорных роликах, установленных под углом 45 градусов к вертикали, каждый ролик воспринимает нагрузку, составляющую примерно 60-70 процентов от веса барабана.

Динамические нагрузки возникают при пуске и остановке барабана, изменении скорости вращения, неравномерности загрузки материала. Коэффициент динамичности может достигать 1,5-2,0, что необходимо учитывать при выборе подшипников.

Упорные подшипники воспринимают осевую нагрузку, возникающую из-за угла наклона барабана. При угле наклона 3,5 градуса осевая нагрузка составляет около 6 процентов от веса барабана. Дополнительные осевые усилия возникают при температурном расширении барабана и смещении массы загруженного материала.

Температурный режим

Температура подшипников зависит от интенсивности теплопередачи от барабана через бандажи и ролики, а также от выделения тепла в самих подшипниках при трении. Основные источники нагрева:

  • Лучистый теплообмен от корпуса барабана и топочного агрегата
  • Теплопроводность через бандаж, ролик и ось к подшипникам
  • Тепловыделение в подшипниках при трении тел качения о дорожки качения

Для снижения температуры подшипников применяются: воздушное охлаждение корпусов подшипников, теплоизоляция осей роликов, применение высокотемпературных подшипников и смазок, организация эффективного отвода тепла через массивные корпуса.

Загрязнение и запыление

Работа сушильного барабана сопровождается интенсивным пылеобразованием. Мелкодисперсная пыль минерального происхождения проникает через уплотнения в подшипниковые узлы, загрязняя смазку. Абразивные частицы вызывают износ дорожек качения, тел качения и сепараторов.

Для защиты от загрязнения применяются лабиринтные уплотнения, контактные уплотнения с многослойными манжетами, защитные кожухи. Эффективным решением является применение подшипников с двусторонними защитными шайбами типа ZZ или уплотнениями типа 2RS, заполненных смазкой на заводе-изготовителе.

Дефекты и повреждения подшипников

Основные виды дефектов

Абразивный износ – наиболее распространенный дефект подшипников сушильного барабана. Проявляется в виде матовой, изношенной поверхности дорожек качения и тел качения. Причина – попадание абразивных частиц пыли в смазку через неэффективные уплотнения. Износ приводит к увеличению радиального зазора, появлению вибраций и шума.

Усталостное выкрашивание (питтинг) – образование мелких раковин на дорожках качения и телах качения вследствие циклических контактных напряжений. При нормальных условиях эксплуатации питтинг является естественным процессом, определяющим расчетный ресурс подшипника. Преждевременное выкрашивание возникает при перегрузках, недостаточной смазке, загрязнении.

Задиры и заедание – возникают при недостатке смазки или потере смазкой своих свойств вследствие перегрева или старения. На поверхностях появляются следы металлического переноса, цвета побежалости, задиры. В критических случаях происходит заклинивание подшипника.

Повреждения сепаратора – разрушение, износ гнезд, деформация. Причины: износ центрирующих поверхностей сепаратора, заклинивание тел качения из-за загрязнения, вибрации, перегрузки.

Коррозия – возникает при попадании влаги в подшипник или при длительном хранении без консервации. Продукты коррозии действуют как абразив, ускоряя износ.

Дефект Внешние признаки Основные причины Методы предотвращения
Абразивный износ Матовая поверхность, увеличение зазора, вибрация Загрязнение смазки, износ уплотнений Эффективные уплотнения, чистая смазка, регулярное пополнение
Усталостное выкрашивание Раковины, шум, вибрация Перегрузка, недостаточная смазка, загрязнение Правильный выбор подшипника, достаточное смазывание
Задиры Следы переноса металла, цвета побежалости, перегрев Недостаток смазки, перегрев, старение смазки Своевременное пополнение смазки, контроль температуры
Коррозия Ржавчина, темные пятна, шероховатость поверхности Попадание влаги, неправильное хранение Качественные уплотнения, консервация при хранении

Диагностика состояния подшипников

Для своевременного обнаружения дефектов применяются следующие методы диагностики:

Вибродиагностика – наиболее эффективный метод контроля состояния подшипников. Измеряются параметры вибрации: среднеквадратичное значение виброскорости, пиковое значение виброускорения, спектральный состав. Увеличение вибрации указывает на развитие дефектов задолго до критического состояния подшипника.

Термография – бесконтактное измерение температуры корпусов подшипников с помощью инфракрасного пирометра или тепловизора. Локальный перегрев указывает на проблемы с конкретным подшипником.

Анализ смазки – отбор проб смазки и анализ содержания продуктов износа позволяет оценить интенсивность изнашивания и прогнозировать остаточный ресурс.

Техническое обслуживание

Периодичность обслуживания

Регламентное техническое обслуживание подшипников опорных и упорных роликов включает:

  • Ежедневный контроль температуры и вибрации подшипниковых узлов
  • Еженедельный осмотр состояния уплотнений, проверка наличия смазки
  • Пополнение смазки каждые 50-100 часов работы (при отсутствии централизованной системы смазки)
  • Ежемесячная проверка креплений, регулировка зазоров упорных роликов
  • Ежеквартальный контроль состояния подшипников методом вибродиагностики
  • Ежегодная ревизия подшипниковых узлов с промывкой и заменой смазки

Монтаж и демонтаж подшипников

Монтаж подшипников должен производиться в чистых условиях с соблюдением технологии:

  • Подшипники распаковываются непосредственно перед установкой
  • Посадочные поверхности валов и корпусов очищаются и проверяются на отсутствие повреждений
  • Подшипники нагреваются до температуры 80-100 градусов в масляной ванне или с помощью индукционного нагревателя
  • Горячий подшипник быстро устанавливается на вал и фиксируется
  • Полости подшипников заполняются свежей смазкой на 50-70 процентов объема
  • Устанавливаются уплотнения и крышки корпусов

Демонтаж подшипников производится с применением механических или гидравлических съемников, исключающих повреждение посадочных поверхностей.

Часто задаваемые вопросы

Какой тип подшипников наиболее надежен для опорных роликов сушильного барабана АБЗ?

Наиболее надежными являются двухрядные сферические роликоподшипники по ГОСТ 5721-2022. Они обладают высокой грузоподъемностью, способны воспринимать комбинированные радиальные и осевые нагрузки, а главное – способны компенсировать угловые перекосы до 2-3 градусов. Это критически важно для опорных роликов, работающих в условиях возможных неточностей монтажа и деформаций конструкции при нагреве. Для повышенных температур следует выбирать подшипники с увеличенным радиальным зазором класса C4 и высокотемпературной смазкой.

Какая смазка подходит для подшипников, работающих при температуре 120-150 градусов?

Для температур 120-150 градусов рекомендуются высокотемпературные консистентные смазки на комплексно-литиевой или полимочевинной основе с противозадирными присадками. Подходящие марки: Staburags NBU 12, Liqui Moly Silicon-Fett. Эти смазки сохраняют свои свойства до 160-180 градусов, обладают высокими противоизносными свойствами и водостойкостью. Важно, чтобы смазка содержала твердые добавки (графит, дисульфид молибдена) для работы в граничных условиях смазывания при высоких температурах и нагрузках.

Как часто нужно пополнять смазку в подшипниках опорных роликов?

Интервал пополнения смазки зависит от условий работы. При температуре подшипников 80-100 градусов и средней запыленности рекомендуется пополнение каждые 50-80 часов работы. При более высоких температурах (120-150 градусов) и сильном загрязнении интервал сокращается до 30-50 часов. При наличии автоматической централизованной системы смазки подача производится непрерывно малыми порциями каждые 2-8 часов работы, что обеспечивает постоянное обновление смазки и значительно продлевает срок службы подшипников. Точный интервал определяется на основе анализа фактических условий эксплуатации и состояния смазки при ревизиях.

Какие признаки указывают на износ подшипников опорных роликов?

Основные признаки износа подшипников: повышенный шум при вращении барабана, вибрация корпусов подшипников, локальный перегрев (температура на 20-30 градусов выше других подшипников), увеличение радиального зазора при проверке вручную, потемнение смазки и наличие в ней металлических частиц. При появлении этих признаков необходимо провести детальную диагностику методом вибродиагностики для определения степени износа и планирования замены до аварийного выхода из строя.

Можно ли использовать обычные подшипники вместо высокотемпературных?

Использование обычных подшипников вместо высокотемпературных в условиях температур выше 120 градусов недопустимо. Стандартные подшипники из стали ШХ15 при температурах выше 150-180 градусов подвергаются отпуску, что приводит к падению твердости колец и тел качения, ускоренному износу и преждевременному выходу из строя. Кроме того, обычная смазка при высоких температурах теряет свои свойства, высыхает или разлагается. Применение обычных подшипников приведет к сокращению срока службы в 3-5 раз и увеличению риска аварийных отказов.

Какое назначение упорных подшипников в сушильном барабане?

Упорные подшипники предназначены для восприятия осевых нагрузок и ограничения осевого смещения барабана вдоль оси вращения. Осевые нагрузки возникают из-за угла наклона барабана (обычно 3,5 градуса), неравномерности загрузки материала и температурных деформаций. Без упорных подшипников барабан будет смещаться вдоль оси, что приведет к нарушению зацепления зубчатого венца с приводной шестерней, повреждению уплотнений и другим неисправностям. Упорные ролики с подшипниками контактируют с торцевой поверхностью бандажа и удерживают барабан в заданном осевом положении.

Что такое централизованная система смазки и каковы ее преимущества?

Автоматическая централизованная система смазки – это комплекс оборудования для автоматической подачи смазочного материала к подшипникам в заданном количестве через установленные интервалы времени. Система включает насосную станцию, резервуар для смазки, блок управления, дозирующие устройства и трубопроводы. Преимущества: увеличение срока службы подшипников в 3-5 раз, исключение влияния человеческого фактора, экономия смазочных материалов за счет точного дозирования, возможность смазывания без остановки оборудования, снижение затрат на обслуживание. Применение централизованной системы смазки особенно эффективно для труднодоступных подшипников и оборудования с большим количеством точек смазывания.

Какие факторы влияют на срок службы подшипников сушильного барабана?

Основные факторы, влияющие на срок службы: правильность выбора типа и размера подшипника (запас грузоподъемности), качество монтажа, эффективность системы смазки, температурный режим работы, степень загрязнения окружающей среды, качество уплотнений, соблюдение регламента технического обслуживания. Наибольшее влияние оказывают загрязнение смазки абразивными частицами и недостаточное смазывание – эти факторы являются причиной до 70 процентов преждевременных отказов подшипников. Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание позволяют подшипникам отработать расчетный ресурс в 15000-25000 часов.

Отказ от ответственности

Настоящая статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и не является руководством по эксплуатации, ремонту или техническому обслуживанию оборудования. Информация предоставлена на основе общедоступных технических данных и может содержать обобщения.

Автор не несет ответственности за любые последствия, которые могут возникнуть в результате использования информации из данной статьи. Все работы по монтажу, обслуживанию и ремонту подшипниковых узлов должны выполняться квалифицированным персоналом в соответствии с технической документацией производителя оборудования, требованиями безопасности и действующими нормативными документами.

Перед применением любой технической информации настоятельно рекомендуется проконсультироваться со специалистами и ознакомиться с актуальными техническими условиями и стандартами.

Источники

Нормативные документы:

  • ГОСТ 520-2011. Подшипники качения. Общие технические условия
  • ГОСТ 5721-2022. Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с асимметричными роликами. Общие технические требования
  • ГОСТ 24696-2023. Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с симметричными роликами. Общие технические требования
  • ГОСТ 27365-2023. Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации
  • ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения
  • ГОСТ 801-78. Сталь подшипниковая. Технические условия

Техническая документация производителей:

  • SKF Rolling Bearings Catalogue
  • FAG Technical Information on Rolling Bearings
  • NSK Bearing Technical Data
  • Timken Engineering Manual
  • Документация ПО УфаДорМаш по асфальтосмесительным установкам ДС-117, ДС-158, ДС-185

Справочная литература:

  • Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие
  • Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя
  • Перель Л.Я., Филатов А.А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.