Меню

ШВП для позиционирования в производстве металлоконструкций

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Принцип работы и конструкция ШВП

Шарико-винтовая передача (ШВП) представляет собой механизм преобразования вращательного движения в поступательное с использованием шариков в качестве тел качения. В отличие от обычной передачи винт-гайка скольжения, в ШВП контакт между винтом и гайкой осуществляется через промежуточные тела качения, что обеспечивает КПД до 90-95% благодаря коэффициенту трения качения 0.003-0.01.

Основные конструктивные элементы ШВП:

Ходовой винт с винтовой канавкой готического профиля (арочного типа) служит направляющей для шариков. Гайка содержит ответные канавки и систему рециркуляции шариков. Шарики передают нагрузку между винтом и гайкой, перекатываясь по дорожкам качения с углом контакта около 45 градусов. Механизм возврата шариков обеспечивает их непрерывную циркуляцию по замкнутому контуру.

Преимущества ШВП перед передачами скольжения

Параметр ШВП Передача скольжения
КПД 90-95% 30-50%
Коэффициент трения 0.003-0.01 0.1-0.3
Пусковой момент Низкий (менее 1/3 от скольжения) Высокий
Точность позиционирования До 3-5 мкм (класс C0) 50-100 мкм
Износостойкость Высокая Средняя
Нагрев при работе Минимальный Значительный
Возможность преднатяга Да Ограниченная

Типы шарико-винтовых передач

Классификация по способу изготовления

Катаные (накатанные) ШВП

Винты изготавливаются методом холодной прокатки. Резьба формируется путем пластической деформации заготовки накатными роликами. Технология обеспечивает высокую производительность и относительно низкую себестоимость. Катаные ШВП соответствуют классам точности C7-C10 (транспортные классы Ct7, Ct10) по стандарту JIS B 1192.

Шлифованные ШВП

Производство включает три основных этапа: предварительное нарезание винта резцом, термообработку (закалку до 58-62 HRC), финишную шлифовку. После термообработки винты подвергаются деформации, которая устраняется прецизионным шлифованием на специализированном оборудовании. Шлифованные ШВП обеспечивают классы точности C0-C5 (позиционные классы).

Классификация по типу рециркуляции шариков

Тип рециркуляции Описание Применение
Внешняя (трубчатая) Шарики возвращаются по внешним трубкам, соединяющим начало и конец рабочих витков Станки средней точности, промышленное оборудование
Внутренняя (дефлекторная) Возврат через каналы внутри тела гайки с использованием дефлекторов Компактные механизмы, высокоскоростные применения
Торцевая (капсульная) Шарики перенаправляются торцевыми крышками между соседними витками Прецизионное оборудование, малые габариты

Типы гаек ШВП

Серия SFU/SFNU - одинарные гайки с фланцем и внутренней рециркуляцией для стандартных применений. Серия DFU - сдвоенные гайки с регулируемым преднатягом для устранения люфта. Серия SFE/SFV - гайки с внешней рециркуляцией для тяжелых нагрузок и высоких скоростей. Серия OFU - гайки со смещенным расположением для улучшенной жесткости.

Классы точности ШВП

Точность шарико-винтовых передач регламентируется международными стандартами: JIS B 1192:2018 (Япония), DIN 69051, ISO 3408-3:2006 (международный). Классы точности определяют допустимые отклонения хода (v300 - колебание на 300 мм) и погрешности позиционирования (ep - погрешность заданного хода).

Позиционные и транспортные ШВП

Позиционные ШВП (классы C0-C5 по JIS, серия C) предназначены для точного позиционирования. Точность определяется по линейности и направленности хода. Транспортные ШВП (классы C7-C10 по JIS, серия Ct) допускают накопление погрешности в пределах допуска на 300 мм и применяются в механизмах перемещения без строгих требований к точности.

Класс точности JIS Колебание v300 (мкм) Колебание v2pi (мкм) Область применения
C0 3.5 3 Прецизионные измерительные машины
C1 5 4 Координатно-измерительные машины
C2 7 5 Высокоточные станки с ЧПУ
C3 8 6 Обрабатывающие центры, фрезерные станки
C5 18 8 Станки общего назначения
C7 (Ct7) 50 - Автоматизация, упаковочное оборудование
C10 (Ct10) 210 - Транспортные механизмы, подъемники
Важно: Для станков металлообработки с ЧПУ рекомендуется применять ШВП класса точности не ниже C5, а для прецизионной обработки - C3 или выше. Класс C7 допустим только для вспомогательных перемещений и транспортных механизмов.

Производители ШВП: HIWIN, TBI, THK

HIWIN Technologies Corp.

Тайваньская компания, основанная в 1989 году. Производит полный спектр ШВП: от катаных серий FSI, FSC (классы C7-C10) до шлифованных серий R1, Super S (классы C0-C5). Особенности: оптимизированная конструкция тангенциальных дефлекторов, высокоскоростные серии Super S и RD с DN-фактором до 160000, диаметры винтов от 4 до 120 мм, специализированные Cool Type с принудительным охлаждением для термостабилизации.

TBI Motion Technology

Тайваньский производитель (г. Синьбэй) с широким ассортиментом ШВП. Основные серии: SFU/SFNU (одинарные гайки с внутренней рециркуляцией), DFU (сдвоенные гайки с преднатягом), SFV (с внешней рециркуляцией для тяжелых нагрузок). Продукция соответствует стандартам DIN 69051 и ISO 3408. Готический профиль канавок с углом контакта 40 градусов обеспечивает высокую грузоподъемность.

THK Co., Ltd.

Японская корпорация (основана в 1971 году), один из мировых лидеров в области линейного перемещения. Производит прецизионные ШВП серий BIF, DIK, BNF, BLK для высокоточных станков. Особенности: запатентованная технология Caged Ball с сепараторами для снижения шума и увеличения ресурса, классы точности до C0, максимальная длина винтов до 8000 мм.

Характеристика HIWIN TBI THK
Страна Тайвань Тайвань Япония
Диапазон диаметров 4-120 мм 12-100 мм 6-100 мм
Классы точности C0-C10 C3, C5, C7, C10 C0-C10
Макс. DN-фактор 160000 (Super S) 100000 130000
Макс. длина винта до 6000 мм до 4000 мм до 8000 мм

Методика подбора ШВП

Правильный выбор ШВП требует комплексного анализа условий эксплуатации. Основные этапы подбора:

Определение рабочих параметров

Необходимо установить: максимальную осевую нагрузку (статическую и динамическую), требуемую скорость перемещения, длину рабочего хода, точность позиционирования, режим работы (непрерывный, циклический), условия окружающей среды (температура, загрязнение).

Выбор диаметра и шага винта

Расчет шага винта:
P = V / n, где:
P - шаг винта, мм
V - требуемая скорость, мм/мин
n - частота вращения привода, об/мин
Пример: Для фрезерного станка с требуемой скоростью подачи 10 м/мин (10000 мм/мин) при частоте вращения двигателя 1000 об/мин:
P = 10000 / 1000 = 10 мм
Выбираем стандартный шаг 10 мм. Типоразмер 2510 (диаметр 25 мм, шаг 10 мм) или 3210 в зависимости от нагрузок.

Стандартные типоразмеры ШВП

Обозначение Диаметр, мм Шаг, мм Типичное применение
1204 12 4 3D-принтеры, малые станки
1605 16 5 Настольные станки с ЧПУ
2005 20 5 Фрезерные станки малого формата
2510 25 10 Обрабатывающие центры
3210 32 10 Тяжелые фрезерные станки
4010 40 10 Крупногабаритные станки
5010 50 10 Тяжелое промышленное оборудование

Расчет долговечности и грузоподъемности

Базовые понятия

Динамическая грузоподъемность (Ca) - постоянная осевая нагрузка, которую группа идентичных ШВП может воспринимать в течение 10^6 оборотов при 90% вероятности безотказной работы (ресурс L10). Методика расчета основана на работах Лундберга и Пальмгрена и регламентирована стандартом ISO 3408-5:2006.

Статическая грузоподъемность (C0a) - осевая нагрузка, вызывающая суммарную остаточную деформацию шарика и дорожки качения, равную 0.0001 диаметра шарика (Dw).

Формула расчета ресурса

Расчетный ресурс в миллионах оборотов (L10):
L = (Ca / Fm)^3 x 10^6, где:
L - ресурс, оборотов
Ca - динамическая грузоподъемность, Н
Fm - средняя эквивалентная нагрузка, Н

Расчетный ресурс в часах:
Lh = (Ca / Fm)^3 x 10^6 / (60 x n), где:
Lh - ресурс, часы
n - частота вращения, об/мин
Пример расчета:
Дано: ШВП 25x10, Ca = 35100 Н (из каталога производителя), рабочая нагрузка Fm = 5000 Н, частота вращения n = 1000 об/мин.

L = (35100 / 5000)^3 x 10^6 = 7.02^3 x 10^6 = 346 x 10^6 оборотов
Lh = 346 x 10^6 / (60 x 1000) = 5767 часов

При 8-часовой работе ресурс составит около 720 рабочих дней или примерно 3 года непрерывной эксплуатации.
Важно: Снижение рабочей нагрузки в 2 раза увеличивает ресурс в 8 раз (кубическая зависимость по ISO 3408-5). Это ключевой фактор при проектировании долговечных систем.

Корректирующие коэффициенты

Фактор Коэффициент Условия применения
Твердость поверхности (fH) (HRC/58)^3.3 При твердости ниже 58 HRC (норма 58-62 HRC)
Качество стали (fm) 1.0-1.5 1.0 - стандартная, 1.3-1.5 - вакуумный переплав
Надежность (a1) 0.21-1.0 1.0 для 90%, 0.62 для 95%, 0.21 для 99%
Нагружения (fw) 1.0-2.0 1.0 - плавная работа, 1.5-2.0 - ударные нагрузки

Критическая скорость вращения

Критическая скорость - первая резонансная частота вращения винта, при которой возникают опасные колебания вала. Эксплуатация на критической скорости приводит к повышенному износу, вибрации, снижению точности и возможному разрушению механизма.

DN-фактор

DN-фактор (Dm x N) - произведение среднего диаметра дорожки качения (мм) на частоту вращения (об/мин). Этот параметр характеризует скоростные возможности ШВП и ограничивается конструкцией системы рециркуляции шариков. Стандартные ШВП допускают DN до 70000-100000, высокоскоростные серии с тангенциальным возвратом - до 160000.

Формула критической скорости:
Nкр = f x (d2 / L^2) x 10^7, где:
Nкр - критическая скорость, об/мин
f - коэффициент опорной схемы
d2 - внутренний (корневой) диаметр винта, мм
L - расстояние между опорами (без опоры ходовой части), мм

Коэффициенты опорных схем

Схема закрепления Коэффициент f Описание
Fixed - Fixed 21.9 Жесткое закрепление с двух сторон (BK-BK)
Fixed - Supported 15.1 Жесткое с одной стороны, опора с другой (BK-BF)
Supported - Supported 9.7 Простые опоры с двух сторон (BF-BF)
Fixed - Free 3.4 Жесткое с одной стороны, свободный конец
Рекомендация: Рабочая частота вращения не должна превышать 80% от критической скорости (коэффициент безопасности 0.8). Для длинных винтов (отношение длины к диаметру более 60-70) следует предусматривать промежуточные опоры или применять систему с вращающейся гайкой и неподвижным винтом.

Монтаж и опорные узлы

Типы опорных подшипниковых узлов

Для крепления винтов ШВП применяются специализированные опорные блоки серий BK, BF, FK, FF с предустановленными подшипниками:

Серия Тип подшипника Назначение Особенности
BK Двухрядный радиально-упорный (угол контакта 60 град.) Фиксированная опора Воспринимает осевые нагрузки в обоих направлениях
BF Однорядный радиальный шариковый Плавающая опора Компенсирует тепловое расширение винта
FK Двухрядный радиально-упорный Фиксированная опора Вертикальное расположение крепления
FF Однорядный радиальный шариковый Плавающая опора Вертикальное расположение крепления

Схемы установки опор

Наиболее распространенная схема - Fixed-Supported (BK-BF): фиксированная опора со стороны привода воспринимает осевые нагрузки в обоих направлениях, плавающая опора на противоположном конце компенсирует тепловое расширение винта. Данная схема оптимальна для большинства применений.

Схема Fixed-Fixed (BK-BK) обеспечивает максимальную жесткость и критическую скорость, но требует точного контроля температурного режима и предварительного натяжения винта для предотвращения термических напряжений и продольного изгиба при нагреве.

Рекомендации по монтажу

Перед установкой необходимо тщательно очистить все поверхности от загрязнений. Работы выполняются в чистых перчатках для исключения коррозии от контакта с кожей. Соосность опор контролируется с точностью не хуже 0.02 мм на 300 мм. Параллельность направляющих и оси ШВП - не хуже 0.01 мм. Момент затяжки крепежа должен соответствовать спецификации производителя.

Смазка и техническое обслуживание

Типы смазочных материалов

Пластичные (консистентные) смазки - применяются при DN-факторе до 50000-70000. Обеспечивают хорошую защиту от загрязнений, удобны в обслуживании. Рекомендуются смазки на литиевой или литиево-кальциевой основе с присадками EP (противозадирными). Класс NLGI 2 для стандартных условий.

Жидкие масла - предпочтительны для высокоскоростных применений (DN более 70000). Обеспечивают лучший теплоотвод и меньший момент трения. Требуют системы централизованной смазки или масляного тумана. Рекомендуемая вязкость ISO VG 32-68 при рабочей температуре.

Периодичность обслуживания

Условия эксплуатации Интервал смазки Контрольные операции
Нормальные (чистое помещение) 500-1000 часов Визуальный осмотр, проверка люфта
Тяжелые (пыль, стружка) 200-500 часов Осмотр, очистка, смазка, проверка уплотнений
Высокоскоростные (DN более 100000) 100-300 часов Контроль температуры, смазка, проверка вибрации

Признаки износа ШВП

Увеличение осевого люфта более чем в 2-3 раза от начального значения. Появление рывков или заеданий при перемещении. Повышение момента вращения и температуры гайки. Посторонние шумы: скрип, стук, щелчки при работе. Снижение точности позиционирования и повторяемости.

Важно: Температурный режим работы не должен превышать 80 градусов C для стандартных смазок на литиевой основе. Перегрев приводит к изменению геометрии деталей, ускоренному старению смазки и снижению твердости дорожек качения.

Часто задаваемые вопросы

Какой класс точности ШВП выбрать для фрезерного станка с ЧПУ?

Для фрезерных станков с ЧПУ общего назначения рекомендуется класс точности C5, обеспечивающий колебание хода не более 18 мкм на 300 мм. Для прецизионной обработки с допусками IT6-IT7 следует применять ШВП класса C3 (8 мкм/300 мм) или выше. Для станков без строгих требований к точности (раскрой, гравировка) допустим класс C7 (50 мкм/300 мм).

Чем отличаются катаные ШВП от шлифованных?

Катаные ШВП изготавливаются методом холодной прокатки и обеспечивают классы точности C7-C10 (транспортные классы Ct). Они дешевле в 5-10 раз и подходят для механизмов без высоких требований к точности. Шлифованные ШВП проходят финишную обработку шлифованием после термообработки (закалки до 58-62 HRC), что обеспечивает классы C0-C5 (позиционные классы). Их применяют в прецизионном оборудовании, станках с ЧПУ, измерительных машинах.

Как устранить люфт в ШВП?

Для устранения осевого люфта применяется преднатяг. В одинарных гайках преднатяг создается за счет увеличенного диаметра шариков (4-точечный контакт) или смещения дорожек качения. В сдвоенных гайках (серия DFU) преднатяг регулируется изменением толщины распорного кольца между половинами гайки или их относительным осевым смещением. Величина преднатяга обычно составляет 3-8% от динамической грузоподъемности Ca, но не более 10%.

Какая максимальная скорость перемещения для ШВП?

Максимальная скорость определяется DN-фактором и критической скоростью. Стандартные ШВП допускают DN до 70000-100000, высокоскоростные серии (Super S, RD) - до 160000. Например, для винта диаметром 25 мм с DN=100000 максимальная частота составит 4000 об/мин, что при шаге 10 мм даст скорость 40 м/мин. Рабочая скорость должна быть не более 80% от критической.

Можно ли использовать гайку и винт от разных производителей?

Нет, винты и гайки ШВП разных производителей не взаимозаменяемы. Несмотря на соответствие общим стандартам (DIN 69051, ISO 3408), каждый производитель использует собственный профиль канавок, радиусы кривизны, углы контакта (40-45 градусов). Установка несогласованных компонентов приведет к неправильному распределению нагрузки, повышенному износу и преждевременному выходу из строя.

Как продлить срок службы ШВП?

Ресурс ШВП зависит от нескольких факторов. Снижение рабочей нагрузки в 2 раза увеличивает ресурс в 8 раз (кубическая зависимость по ISO 3408-5). Своевременная смазка и защита от загрязнений критически важны. Рекомендуется применять телескопические кожухи, гармошки или скребки-уплотнители. Температура не должна превышать 80 градусов C. Следует избегать работы на критических скоростях и ударных нагрузок.

Какую схему опор выбрать для длинного винта?

Для винтов длиной более 1500-2000 мм рекомендуется схема Fixed-Supported (BK-BF) с плавающей опорой на свободном конце. Это компенсирует тепловое расширение и упрощает монтаж. При очень длинных винтах (отношение L/d более 60-70) следует рассмотреть применение вращающейся гайки с неподвижным винтом или установку промежуточных опор для повышения критической скорости.

Как рассчитать требуемую мощность привода?

Приводной момент рассчитывается по формуле: M = F x P / (2000 x pi x eta), где F - осевая сила (Н), P - шаг (мм), eta - КПД (0.9-0.95 для ШВП). К полученному значению добавляется момент преднатяга (указан в каталоге). Мощность определяется как P = M x n / 9550, где n - частота вращения (об/мин). Рекомендуется запас мощности 20-30% для ускорений и пиковых нагрузок.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационно-справочный характер. Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия использования представленной информации. Перед применением технических решений рекомендуется консультация с квалифицированными специалистами и обращение к актуальной документации производителей. Все расчеты и примеры приведены в образовательных целях и требуют проверки для конкретных условий эксплуатации.

Источники

  1. ISO 3408-1:2006. Ball screws - Part 1: Vocabulary and designation.
  2. ISO 3408-3:2006. Ball screws - Part 3: Acceptance conditions and acceptance tests.
  3. ISO 3408-5:2006. Ball screws - Part 5: Static and dynamic axial load ratings and operational life.
  4. JIS B 1192:2018. Ball screws (Japanese Industrial Standard).
  5. DIN 69051. Ball screws (Deutsches Institut fur Normung).
  6. ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007). Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс.
  7. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. - М.: Машиностроение.
  8. HIWIN Technologies Corp. Technical Catalogue: Ballscrews and Accessories.
  9. THK Co., Ltd. Ball Screw Technical Information (A15-11).
  10. TBI Motion Technology Co., Ltd. Ball Screw Catalogue.

Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.