Меню

Силовые трансформаторы: контроль масла и диагностика обмоток 35-750 кВ

  • 16.07.2025
  • Познавательное

Общие принципы контроля и диагностики силовых трансформаторов

Силовые трансформаторы напряжением 35-750 кВ и мощностью 25-1000 МВА представляют собой критически важное оборудование энергосистемы, требующее систематического контроля технического состояния. Современная диагностика основывается на комплексном подходе, включающем контроль состояния трансформаторного масла, оценку изоляции обмоток и выявление механических деформаций активной части.

Согласно требованиям ПНСТ 661-2022 (действует до декабря 2025 года) и актуальным ПТЭЭП от 2022 года, диагностические мероприятия подразделяются на три уровня контроля. Первый уровень включает периодический контроль в процессе эксплуатации, второй - углубленную диагностику при выводе в ремонт, третий - специальную диагностику после вывода из эксплуатации.

Важно: Периодичность контроля изоляции обмоток составляет 1 раз в год, коэффициента трансформации - 1 раз в 6 лет, а отбор проб трансформаторного масла для анализа проводится ежегодно.

Контроль трансформаторного масла - основные параметры

Трансформаторное масло выполняет двойную функцию - обеспечивает электрическую изоляцию и отвод тепла от активных частей трансформатора. Контроль его состояния является основой диагностики, поскольку около 90% дефектов можно определить по результатам хроматографического и физико-химического анализов масла.

Параметр Норма для нового масла Допустимые значения в эксплуатации Метод испытания
Пробивное напряжение >60 кВ/2,5мм >35 кВ/2,5мм (для ВН 110-220 кВ) ГОСТ 6581-75
Влагосодержание <10 мг/кг <20 мг/кг ГОСТ Р МЭК 60814
Кислотное число <0,02 мг КОН/г <0,25 мг КОН/г ГОСТ 5985-79
Тангенс угла потерь (90°C) <0,001 <0,02 ГОСТ 6581-75
Температура вспышки >135°C >125°C ГОСТ 4333-87

Физико-химический анализ масла проводится в объеме сокращенного или полного анализа в зависимости от результатов предыдущих испытаний. При приближении параметров к предельно допустимым значениям необходимо определение количественного влагосодержания и проведение хроматографического анализа растворенных газов.

Хроматографический анализ растворенных газов

Метод ХАРГ позволяет выявлять развивающиеся дефекты на ранней стадии путем анализа характерных газов, образующихся при термическом разложении масла и изоляции. Основными диагностическими газами являются водород, метан, этан, этилен, ацетилен, оксид и диоксид углерода.

Расчет соотношений газов:
Отношение C₂H₂/C₂H₄ характеризует интенсивность дугового разряда
Отношение CH₄/H₂ указывает на тепловые дефекты низкой интенсивности
Отношение C₂H₄/C₂H₆ свидетельствует о высокотемпературных пиролитических процессах

Пробивное напряжение масла и влагосодержание

Пробивное напряжение является важнейшим показателем электрической прочности трансформаторного масла. Для силовых трансформаторов мощностью 25-1000 МВА требуется обеспечение пробивного напряжения не менее 60 кВ при зазоре 2,5 мм для нового масла.

Пример влияния влагосодержания на пробивное напряжение:
При влагосодержании 5 мг/кг - пробивное напряжение составляет 65-70 кВ
При влагосодержании 15 мг/кг - пробивное напряжение снижается до 40-45 кВ
При влагосодержании 25 мг/кг - пробивное напряжение падает до 25-30 кВ

Влагосодержание масла более 10 мг/кг значительно снижает электрическую прочность системы изоляции. Влага попадает в масло в процессе старения целлюлозной изоляции, а также из окружающей среды при нарушении герметичности. Контроль влагосодержания осуществляется как качественными, так и количественными методами.

Класс напряжения, кВ Пробивное напряжение в эксплуатации, кВ Влагосодержание, мг/кг Периодичность контроля
35 >25 <25 1 раз в год
110 >35 <20 1 раз в год
220 >40 <15 1 раз в год
330 >50 <12 2 раза в год
500-750 >60 <10 2 раза в год

Диагностика состояния обмоток трансформаторов

Диагностика обмоток силовых трансформаторов включает контроль электрических параметров, механического состояния и состояния изоляции. Основными методами являются измерение сопротивления постоянному току, определение коэффициента трансформации, контроль потерь и тока холостого хода, а также специальные методы выявления деформаций.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току

Сопротивление обмоток постоянному току измеряется для выявления внутренних повреждений, нарушений контактных соединений и оценки температурного состояния. Измерения проводятся мостовым методом или методом падения напряжения при температуре масла 10-30°C.

Приведение сопротивления к температуре 75°C:
R₇₅ = Rᵢ × (234,5 + 75) / (234,5 + tᵢ)
где Rᵢ - измеренное сопротивление при температуре tᵢ

Различие результатов измерений между фазами не должно превышать 2% от среднего значения для трансформаторов мощностью до 630 МВА и 1% - для трансформаторов большей мощности. Отклонение от паспортных данных допускается в пределах ±5%.

Контроль коэффициента трансформации

Коэффициент трансформации определяется на всех ответвлениях регулировочных обмоток для контроля правильности переключения ответвлений и выявления витковых замыканий. Измерения проводятся при пониженном напряжении с использованием трансформаторов тока.

Тип контроля Допустимое отклонение от расчетного Метод измерения Периодичность
Коэффициент трансформации ±0,5% Мостовой, компенсационный 1 раз в 6 лет
Сопротивление обмоток ±2% между фазами Мостовой, падения напряжения 1 раз в год
Потери холостого хода ±5% от паспортных Ваттметровый После ремонта
Ток холостого хода ±10% между фазами Амперметрический После ремонта

Методы обнаружения деформаций обмоток

Деформации обмоток возникают в результате электродинамических воздействий при коротких замыканиях и представляют серьезную угрозу надежности трансформатора. Более 80% повреждений мощных трансформаторов при коротких замыканиях связано с потерей радиальной устойчивости обмоток.

Метод низковольтных импульсов

Метод НВИ основан на анализе переходных процессов в обмотках при подаче импульсов прямоугольной формы амплитудой до 400 В. Деформация обмотки изменяет ее частичные емкости и индуктивности, что отражается на форме переходного процесса.

Признаки деформаций в методе НВИ:
Осевые смещения катушек - изменение амплитуды и частоты колебаний
Радиальные деформации - смещение резонансных частот
Витковые замыкания - появление дополнительных осцилляций

Метод частотных характеристик

Анализ частотных характеристик обмоток в диапазоне 20 Гц - 2 МГц позволяет выявлять изменения геометрии обмоток с высокой чувствительностью. Метод основан на сравнении измеренных характеристик с эталонными, полученными при вводе трансформатора в эксплуатацию.

Частотный диапазон Тип выявляемых дефектов Чувствительность метода Область применения
20 Гц - 2 кГц Замыкание витков, обрыв обмоток Высокая Все типы трансформаторов
2 кГц - 20 кГц Осевые смещения катушек Средняя Мощные трансформаторы
20 кГц - 200 кГц Радиальные деформации Средняя Все классы напряжения
200 кГц - 2 МГц Местные деформации Низкая ВН 110 кВ и выше

Частичные разряды в изоляции трансформаторов

Частичные разряды представляют собой локальные электрические разряды, которые частично перекрывают изоляционный промежуток между электродами. Контроль частичных разрядов является эффективным методом диагностики состояния изоляции, позволяющим выявлять дефекты на ранней стадии развития.

Источники частичных разрядов в трансформаторах

В силовых трансформаторах частичные разряды могут возникать в различных элементах конструкции. Наиболее опасными являются разряды в главной изоляции обмоток, вводах высокого напряжения и системе РПН.

Контроль частичных разрядов: Современные системы позволяют регистрировать ЧР от 100 пКл. Критические уровни определяются индивидуально в зависимости от типа оборудования, условий эксплуатации и рекомендаций производителя.
Элемент трансформатора Типичные дефекты Диапазон интенсивности ЧР Степень опасности
Вводы ВН Трещины в изоляции, увлажнение Средняя-высокая Высокая
Главная изоляция Пузыри в масле, расслоения Низкая-высокая Критическая
РПН Ослабление контактов, нагар Высокая Средняя
Отводы обмоток Плавающий потенциал Низкая Низкая

Акустические методы контроля частичных разрядов

Акустический метод основан на регистрации упругих волн, генерируемых частичными разрядами в диэлектрике. Метод позволяет не только обнаружить наличие разрядов, но и определить их местоположение в объеме трансформатора.

Современные технологии диагностики и мониторинга

Современные системы диагностического мониторинга обеспечивают непрерывный контроль технического состояния силовых трансформаторов в режиме реального времени. Такие системы включают датчики контроля основных диагностических параметров и экспертные системы анализа данных.

Системы онлайн-мониторинга

Системы мониторинга включают следующие подсистемы контроля: температурного режима, состояния масла, частичных разрядов, растворенных газов, влагосодержания изоляции и механических параметров.

Параметры контроля в системах мониторинга:
Температура верхних слоев масла - дискретность 1°C, период опроса 1 мин
Содержание растворенных газов - точность ±10%, период анализа 1 час
Уровень частичных разрядов - чувствительность 5 пКл, непрерывный контроль

Применение искусственного интеллекта в диагностике

Экспертные системы на базе нейронных сетей позволяют автоматизировать процесс интерпретации диагностических данных и прогнозирования развития дефектов. Системы обучаются на больших массивах данных и способны выявлять скрытые закономерности в изменении диагностических параметров.

Технология Контролируемые параметры Точность диагностики Время выявления дефекта
Тепловизионный контроль Температурные поля, горячие точки ±2°C Мгновенно
Вибродиагностика Механические дефекты ±5% 1-24 часа
Онлайн-ХАРГ Растворенные газы ±10% 1-8 часов
Контроль ЧР Частичные разряды ±20% Мгновенно

Практические примеры диагностики трансформаторов

Рассмотрим практический пример диагностики блочного трансформатора ТДЦ-125000/110. При проведении планового обследования анализ масла показал превышение граничных значений кислотного числа (0,12 мг КОН/г) и снижение пробивного напряжения масла в баке РПН до 20 кВ.

Результаты диагностики:
Кислотное число масла в баке трансформатора: 0,12 мг КОН/г (норма <0,25)
Пробивное напряжение масла РПН: 20 кВ (норма >35 кВ)
Сопротивление изоляции обмоток: 5-10 МОм (норма >1000 МОм)
Уровень частичных разрядов в обмотке ВН: повышенный

После замены трансформаторного масла и ревизии РПН все параметры трансформатора пришли в соответствие с нормативными требованиями, что позволило продлить срок службы на 8 лет. Данный пример демонстрирует важность своевременного проведения диагностических мероприятий.

Анализ трендов диагностических параметров

Эффективная диагностика требует не только контроля абсолютных значений параметров, но и анализа их изменения во времени. Построение графиков изменения концентраций растворенных газов позволяет выявить развивающиеся дефекты на ранней стадии.

Часто задаваемые вопросы

Согласно ПТЭЭП, отбор проб трансформаторного масла для испытаний проводится 1 раз в год для определения работоспособности трансформатора. Для трансформаторов напряжением 330 кВ и выше может устанавливаться более частая периодичность - 2 раза в год. При ухудшении качества масла проводятся внеочередные анализы.
Для нового трансформаторного масла пробивное напряжение должно быть не менее 60 кВ при зазоре 2,5 мм. В эксплуатации: для трансформаторов 35 кВ - не менее 25 кВ, 110 кВ - не менее 35 кВ, 220 кВ - не менее 40 кВ, 330-750 кВ - не менее 50-60 кВ. Снижение пробивного напряжения указывает на увлажнение или загрязнение масла.
Частичные разряды - это локальные электрические разряды, частично перекрывающие изоляционный промежуток. Они возникают при напряжении 4-6 кВ и выше в местах ослабления изоляции. Контроль ЧР позволяет выявить дефекты изоляции на ранней стадии до развития полного пробоя. Современные приборы могут регистрировать ЧР от 100 пКл. Критические уровни определяются индивидуально для каждого типа оборудования.
Влага является наиболее опасной примесью в трансформаторном масле. При влагосодержании свыше 10 мг/кг значительно снижается пробивное напряжение. Например, при 25 мг/кг пробивное напряжение может упасть до 25-30 кВ вместо нормативных 60 кВ. Влага попадает при старении изоляции и нарушении герметичности. Замена масла может повысить уровень изоляции в 300-1000 раз.
Основные методы: 1) Метод низковольтных импульсов (НВИ) - анализ переходных процессов при подаче импульсов до 400 В; 2) Метод частотных характеристик - анализ в диапазоне 20 Гц - 2 МГц; 3) Измерение сопротивления КЗ; 4) Вибрационный анализ. Методы выявляют осевые смещения, радиальные деформации и витковые замыкания с высокой чувствительностью.
ХАРГ позволяет выявить около 90% дефектов трансформатора по анализу характерных газов: H₂, CH₄, C₂H₂, C₂H₄, C₂H₆, CO, CO₂. Различные соотношения газов указывают на тип дефекта: дуговые разряды (высокий C₂H₂), тепловые дефекты (рост C₂H₄), частичные разряды (H₂), старение изоляции (CO, CO₂). Строятся графики изменения концентраций во времени для прогнозирования развития дефектов.
Современная диагностика включает: системы онлайн-мониторинга с непрерывным контролем температуры, газов, ЧР; тепловизионный контроль для выявления перегревов; вибродиагностику механических дефектов; экспертные системы на базе ИИ для анализа данных; портативные анализаторы масла; датчики влагосодержания изоляции. Системы обеспечивают раннее выявление дефектов и переход к обслуживанию по состоянию.
Различие сопротивлений между фазами не должно превышать 2% от среднего значения для трансформаторов до 630 МВА и 1% - для больших мощностей. Отклонение от паспортных данных допускается ±5%. Сопротивления приводятся к температуре 75°C по формуле с учетом температурного коэффициента меди. Существенные отклонения указывают на внутренние повреждения или нарушения контактов.
Оценка проводится комплексно по всем диагностическим параметрам: состоянию масла (ХАРГ, ФХА), изоляции обмоток (сопротивление, tgδ, ЧР), механическому состоянию (НВИ, вибрация), температурному режиму. Результаты сравниваются с нормативами и предыдущими данными. На основе анализа трендов делается заключение о возможности продолжения эксплуатации, необходимости ремонта или замены оборудования.
Данная статья носит ознакомительный характер. Практическое применение описанных методов диагностики должно выполняться квалифицированными специалистами с соответствующими допусками к работе на высоковольтном оборудовании. Автор не несет ответственности за последствия применения представленной информации без надлежащей подготовки и соблюдения требований безопасности.
Источники информации:
1. ПНСТ 661-2022 "Контроль состояния и диагностика машин. Трансформаторы силовые"
2. ПТЭЭП "Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей"
3. РД 34.43.105-89 "Методические указания по эксплуатации трансформаторных масел"
4. ГОСТ 11677-85 "Трансформаторы силовые. Общие технические условия"
5. СТО 70238424.29.180.002-2011 "Силовые трансформаторы. Организация эксплуатации"

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.