Меню

Смазка подшипников

  • 18.04.2025
  • Познавательное

Смазка подшипников: виды, методы и периодичность

Введение в смазку подшипников

Правильная смазка подшипников является ключевым фактором, определяющим срок их службы и надежность работы. По статистике, около 40% преждевременных отказов подшипников связаны с неправильной смазкой или ее отсутствием. Знание того, как смазывать подшипники различных типов, позволяет значительно увеличить срок службы оборудования и снизить затраты на его обслуживание.

Основные функции смазки в подшипниковых узлах:

  • Снижение трения между элементами подшипника
  • Отвод тепла от рабочих поверхностей
  • Защита от коррозии и внешних загрязнений
  • Уменьшение шума и вибрации
  • Предотвращение преждевременного износа

В этой статье мы подробно рассмотрим, какие смазочные материалы лучше выбрать для разных типов подшипников, как правильно выполнять смазку подшипников, включая закрытые модели с металлическими пыльниками, и определим оптимальную периодичность этой процедуры.

Виды смазок для подшипников

Выбор правильного типа смазки зависит от условий эксплуатации, типа подшипника и особенностей оборудования. Рассмотрим основные виды смазочных материалов, которые применяются для подшипников различных типов.

Пластичные смазки

Пластичные (консистентные) смазки являются наиболее распространенным видом для обслуживания подшипников. Они представляют собой дисперсию загустителя в жидком масле с добавлением присадок. Основное преимущество пластичных смазок — способность удерживаться в узле трения, обеспечивая длительную защиту.

Профессиональный совет: При выборе пластичной смазки обращайте внимание на показатель NLGI (National Lubricating Grease Institute), который характеризует консистенцию смазки. Для большинства подшипников оптимальными являются классы NLGI 2–3.
Класс NLGI Консистенция Применение для подшипников
000–00 Жидкая Централизованные системы смазки
0–1 Полужидкая Низкие температуры, высокие скорости
2 Средняя Универсальное применение (наиболее распространена)
3 Плотная Высокие нагрузки, вертикальные валы
4–6 Очень плотная Особые условия, защита от протечек

Жидкие смазки (масла)

Жидкие смазки применяются для высокоскоростных подшипников, где требуется эффективный отвод тепла, а также в системах с циркуляционной смазкой. Основным параметром выбора масла является его вязкость, которая должна соответствовать рабочей температуре и скорости вращения.

Вязкость по ISO VG Скорость вращения Температурный диапазон, °C
32–68 Высокая от -30 до +80
100–150 Средняя от -20 до +100
220–460 Низкая от -15 до +120

Специализированные смазки

Для особых условий эксплуатации применяются специальные типы смазок:

  • Высокотемпературные — для работы при температурах до +250°C (на основе комплексного алюминиевого или литиевого мыла)
  • Низкотемпературные — сохраняют текучесть при температурах до -60°C
  • Водостойкие — с повышенной устойчивостью к вымыванию водой
  • Пищевые — имеют допуск для применения в пищевой промышленности (категория H1)
  • Электропроводящие — для защиты от статического электричества

Методы смазки подшипников

Существует несколько основных методов, как смазать подшипники различных типов. Выбор метода зависит от конструкции подшипникового узла, условий эксплуатации и доступности.

Ручная смазка

Наиболее распространенный метод для обслуживания малых и средних подшипников. При ручной смазке используются шприцы, кисти или непосредственное нанесение смазки руками (в перчатках). Этот метод подходит для периодического обслуживания оборудования с низкой и средней интенсивностью эксплуатации.

Важно! При ручной смазке критически важно соблюдать чистоту. Даже небольшие загрязнения могут существенно сократить срок службы подшипника. Используйте чистый инструмент и работайте в условиях минимальной запыленности.

Смазка через пресс-масленки

Метод используется для узлов, оснащенных специальными точками для подачи смазки — пресс-масленками. Для этого применяются ручные, пневматические или аккумуляторные шприцы-нагнетатели. Преимущество данного метода — возможность смазки подшипников без их демонтажа.

Последовательность действий при смазке через пресс-масленку:

  1. Очистите область вокруг масленки от загрязнений
  2. Установите наконечник шприца на масленку под прямым углом
  3. Нагнетайте смазку до появления свежей смазки из уплотнений или до достижения расчетного количества
  4. После смазки дайте оборудованию поработать для равномерного распределения смазки

Циркуляционная смазка

В системах с циркуляционной смазкой жидкое масло непрерывно подается к подшипникам через специальную систему трубопроводов и возвращается в резервуар. Этот метод обеспечивает не только смазку, но и эффективное охлаждение, что особенно важно для высокоскоростных и высоконагруженных подшипников.

Смазка погружением

При методе погружения подшипник частично погружен в масляную ванну. При вращении элементы подшипника захватывают масло и распределяют его по рабочим поверхностям. Метод прост в реализации, но применим только для подшипников, работающих на низких и средних скоростях.

Автоматические системы смазки

Современные автоматические системы смазки обеспечивают подачу точно дозированного количества смазки через заданные интервалы времени. Они делятся на:

  • Одноточечные лубрикаторы — автономные устройства для смазки одного узла
  • Многоточечные системы — обслуживают несколько точек смазки от одного насоса
  • Централизованные автоматические системы — обеспечивают смазку множества точек с централизованным управлением

Периодичность смазки подшипников

Правильный интервал смазки — ключевой фактор в обеспечении долговечности подшипника. Недостаточная или избыточная смазка одинаково вредны и могут привести к преждевременному выходу подшипника из строя.

Факторы, влияющие на периодичность смазки

При определении интервалов смазки необходимо учитывать следующие параметры:

  • Тип и размер подшипника
  • Рабочая скорость (об/мин)
  • Рабочая температура
  • Нагрузка на подшипник
  • Условия окружающей среды (влажность, запыленность, вибрации)
  • Тип используемой смазки
  • Ориентация вала (горизонтальная/вертикальная)

Базовые интервалы смазки

Ниже приведена таблица стандартных интервалов для пластичной смазки шариковых и роликовых подшипников в зависимости от скорости и условий работы:

Условия эксплуатации Частота вращения подшипника Рекомендуемый интервал
Чистые, сухие Низкая (менее 50% от предельной) 12-24 месяца
Чистые, сухие Высокая (более 50% от предельной) 6-12 месяцев
Умеренно загрязненные Низкая 3-6 месяцев
Умеренно загрязненные Высокая 1-3 месяца
Сильно загрязненные Любая 1-4 недели
Экстремальные (высокие температуры, вибрации) Любая Ежедневно - еженедельно

Расчет интервала смазки по формуле SKF

Для более точного определения интервала смазки можно использовать формулу, разработанную компанией SKF:

t = K × (14,000,000 / (n × √d)) × ft × fc

где:

  • t — интервал смазки в часах
  • K — коэффициент типа подшипника (1 для шариковых, 0.5 для роликовых)
  • n — частота вращения, об/мин
  • d — диаметр отверстия подшипника, мм
  • ft — температурный коэффициент (1 при температуре до 70°C, 0.5 при 70-100°C, 0.2 при более 100°C)
  • fc — коэффициент нагрузки (1 при нормальной, 0.7 при высокой, 0.4 при очень высокой)

Пример расчета: Для шарикового подшипника с внутренним диаметром 40 мм, работающего при 1500 об/мин, температуре 60°C и нормальной нагрузке:

t = 1 × (14,000,000 / (1500 × √40)) × 1 × 1 = 1,473 часа ≈ 61 день

Как смазать закрытые подшипники

Закрытые подшипники с защитными шайбами (обозначаются суффиксами Z, ZZ, 2Z) или уплотнениями (RS, 2RS) поставляются с заводской смазкой и теоретически не требуют обслуживания в течение всего срока службы. Однако в условиях интенсивной эксплуатации или при работе в экстремальных условиях может возникнуть необходимость их повторной смазки.

Смазка подшипников с защитными шайбами (Z/ZZ)

Подшипники с металлическими защитными шайбами (Z) имеют небольшой зазор между шайбой и внутренним кольцом, что позволяет добавить смазку без демонтажа шайб.

Процедура смазки закрытых подшипников с металлическими пыльниками:

  1. Очистите внешнюю поверхность подшипника от загрязнений
  2. Нагрейте подшипник до 70-80°C (это разжижает старую смазку и увеличивает зазоры)
  3. Медленно вращая подшипник, добавьте небольшое количество новой смазки через шприц с тонкой иглой, вводя ее в зазор между шайбой и внутренним кольцом
  4. После добавления смазки вращайте подшипник для равномерного распределения
Важно: Никогда не пытайтесь удалить или повредить защитные шайбы/уплотнения! Это приведет к нарушению конструкции подшипника и существенно сократит его срок службы.

Смазка подшипников с контактными уплотнениями (RS/2RS)

Смазать закрытый подшипник с контактными уплотнениями сложнее, поскольку они обеспечивают герметичность. В этом случае рекомендуется использовать метод впрыска смазки под давлением:

  1. Используйте специальный инжектор для смазки с тонкой иглой
  2. Аккуратно введите иглу под небольшим углом между уплотнением и внутренним кольцом
  3. Медленно нагнетайте смазку, вращая подшипник
  4. Прекратите нагнетание при появлении свежей смазки с противоположной стороны

В большинстве случаев, когда требуется смазка закрытого подшипника с металлическим пыльником, рекомендуется обратиться к специалисту или заменить подшипник на новый, особенно если это недорогой стандартный подшипник.

Смазка ступичных подшипников

Ступичные подшипники относятся к критически важным компонентам автомобиля, от которых зависит безопасность движения. Их правильное обслуживание требует особого внимания и точности выполнения операций.

Подготовка к смазке

Перед тем как смазать ступичный подшипник, необходимо:

  1. Поднять автомобиль и надежно зафиксировать его на подставках
  2. Снять колесо
  3. Демонтировать тормозной суппорт и тормозной диск
  4. Снять ступицу с цапфы (для неразборных ступичных узлов эта операция не требуется)
  5. Очистить подшипники от старой смазки и загрязнений

Процесс смазки конических роликовых подшипников

Конические роликовые подшипники, широко применяемые в ступицах, требуют особого подхода при смазке:

  1. Очистите подшипник растворителем и просушите сжатым воздухом
  2. Возьмите чистую пластичную смазку для ступичных подшипников (литиевая или литиево-комплексная NLGI 2)
  3. Нанесите смазку на ладонь в перчатке и вдавливайте её между роликами с боковой стороны подшипника
  4. Поворачивайте подшипник, продолжая набивать смазку, пока она не заполнит весь свободный объем между роликами
  5. Нанесите слой смазки на беговые дорожки внешнего кольца
  6. Заполните ступицу смазкой на 1/3-1/2 объема
Профессиональный совет: Не переполняйте ступицу смазкой! Избыток смазки приведет к её нагреву, разжижению и возможному выдавливанию через уплотнения. Оптимальное заполнение — 30-40% свободного пространства ступицы.

Особенности смазки неразборных ступичных узлов

Современные автомобили часто оснащаются неразборными ступичными узлами с закрытыми подшипниками. Такие подшипники не предназначены для повторной смазки и заменяются в сборе при выработке ресурса. Однако в некоторых случаях возможно продлить их срок службы:

  • Используйте специальные сервисные комплекты для обслуживания неразборных ступиц
  • Применяйте метод инжекции смазки через специальные отверстия (если предусмотрены конструкцией)
  • Обратитесь к специализированной мастерской, имеющей оборудование для промывки и смазки закрытых ступичных подшипников

Как смазать подшипник без демонтажа

Во многих случаях полный демонтаж подшипника для смазки непрактичен или невозможен. Существует несколько методов, позволяющих смазать подшипник не снимая его с вала или из корпуса.

Смазка через пресс-масленки

Наиболее удобный способ обслуживания подшипников без демонтажа — использование пресс-масленок:

  1. Очистите масленку от загрязнений
  2. Присоедините смазочный шприц к масленке
  3. Нагнетайте смазку до появления свежей смазки из уплотнений
  4. После смазки запустите оборудование на низкой скорости для равномерного распределения

Метод вытеснения

Если конструкция не предусматривает пресс-масленок, можно использовать метод вытеснения старой смазки:

  1. Найдите точку доступа к подшипнику (обычно в месте выхода вала из корпуса)
  2. Введите шприцем новую смазку под давлением
  3. Продолжайте нагнетать смазку до тех пор, пока старая смазка не начнет выходить с противоположной стороны
  4. Удалите избыток вытесненной смазки

Использование специальных приспособлений

Для промышленного оборудования разработаны специальные устройства для смазки без демонтажа:

  • Ультразвуковые смазочные пистолеты — используют ультразвуковые колебания для эффективного проникновения смазки
  • Иглофрезы — позволяют создать временный канал для подачи смазки
  • Установки пневматического распыления — для труднодоступных мест
Важно: Смазка подшипника без демонтажа не позволяет полностью заменить старую смазку и проверить состояние подшипника. Поэтому при появлении шума, вибрации или перегрева рекомендуется полный демонтаж и ревизия.

Расчеты количества смазки

Правильное определение количества смазки — важный фактор, влияющий на работу подшипника. Избыток смазки может привести к перегреву, недостаток — к недостаточной защите от износа.

Формула расчета количества пластичной смазки

Для определения оптимального количества смазки при полной перезаправке подшипника используется формула:

G = 0.005 × D × B

где:

  • G — количество смазки в граммах
  • D — наружный диаметр подшипника в мм
  • B — ширина подшипника в мм

Пример: Для подшипника 6205 (внешний диаметр 52 мм, ширина 15 мм):

G = 0.005 × 52 × 15 = 3.9 грамма

Для подшипниковых узлов с защитными уплотнениями рекомендуется заполнение 30-40% свободного пространства. При досмазке через пресс-масленку обычно используется правило:

  • Для малых подшипников (до 50 мм) — 1-2 качка шприца
  • Для средних (50-100 мм) — 3-5 качков
  • Для крупных (более 100 мм) — 5-10 качков

Таблица расчетного количества смазки для популярных подшипников

Подшипник Внешний диаметр, мм Ширина, мм Количество смазки, г
6204 47 14 3.3
6205 52 15 3.9
6206 62 16 5.0
6308 90 23 10.4
6309 100 25 12.5
22220 180 46 41.4

Специальные методики набивки смазкой требуются для игольчатых подшипников, где важно полностью заполнить пространство между иголками и обеспечить смазочную пленку на рабочих поверхностях. Перед тем, как набить подшипники смазкой, следует убедиться в совместимости новой смазки с ранее применявшейся.

Типичные ошибки при смазке подшипников

Неправильная смазка — одна из основных причин преждевременного выхода подшипников из строя. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их избежать.

Избыточная смазка

Переизбыток смазки в подшипниковом узле приводит к повышенному трению, перегреву и ускоренному износу. Особенно критична эта проблема для высокоскоростных подшипников. Признаки избытка смазки:

  • Повышение рабочей температуры подшипника
  • Выдавливание смазки через уплотнения
  • Повышенное энергопотребление привода

Смешивание несовместимых смазок

Смешивание смазок с различными загустителями может привести к потере стабильности смазки и ухудшению её свойств. Например, литиевые и кальциевые смазки несовместимы и при смешивании образуют жидкую субстанцию, не обеспечивающую надежную защиту.

Важно: При смене типа смазки необходимо полностью удалить старую смазку из подшипника и связанных узлов. Если полная очистка невозможна, используйте только совместимые смазки.

Таблица совместимости различных типов смазок

Тип загустителя Литиевый Кальциевый Натриевый Комплексный литиевый Полимочевинный
Литиевый
Кальциевый
Натриевый
Комплексный литиевый
Полимочевинный

Игнорирование условий эксплуатации

Выбор смазки без учета рабочих условий — распространенная ошибка. Например:

  • Использование обычных смазок при высоких температурах приводит к их разложению
  • Применение густых смазок при низких температурах вызывает затрудненный запуск
  • Игнорирование влагостойкости в условиях повышенной влажности приводит к коррозии

Несоблюдение чистоты

Даже небольшие загрязнения в смазке могут действовать как абразив и значительно ускорить износ подшипника. Критически важно соблюдать чистоту при работе со смазкой и подшипниками:

  • Используйте чистый инструмент и емкости
  • Храните смазку в закрытой таре
  • Очищайте пресс-масленки перед смазкой
  • Фильтруйте масло в циркуляционных системах

Каталог подшипников и дополнительная информация

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент подшипников различных типов от ведущих мировых производителей. Для подбора подшипников под конкретные условия эксплуатации вы можете воспользоваться нашим каталогом:

Брендовые подшипники

Мы являемся официальным поставщиком подшипников ведущих мировых производителей, гарантирующих высокое качество и долговечность продукции:

Специализированные подшипники

В нашем ассортименте представлены также подшипники для специфических применений, включая сельскохозяйственную технику и линейные системы:

Правильно подобранные и грамотно обслуживаемые подшипники обеспечивают надежную работу вашего оборудования на протяжении длительного времени. Для получения консультации по выбору подшипников и смазочных материалов обращайтесь к специалистам нашей компании.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Представленные рекомендации основаны на общепринятых практиках и технических стандартах, однако могут не учитывать специфические особенности вашего оборудования.

Перед применением описанных методов настоятельно рекомендуется ознакомиться с документацией производителя вашего оборудования и проконсультироваться со специалистом. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за возможные повреждения оборудования и иные последствия, возникшие в результате применения информации из данной статьи.

Источники информации

  1. SKF Bearing Maintenance Handbook, SKF Group, 2023
  2. Bearing Lubrication Fundamentals, NLGI (National Lubricating Grease Institute), 2022
  3. ГОСТ 24810-2013 Подшипники качения. Технические требования к смазке
  4. ISO 15242-1:2015 Rolling bearings — Measuring methods for vibration
  5. Технический справочник по подшипникам, NSK Ltd., 2024

Купить подшипники по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор подшипников. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.