Содержание статьи
- Введение: значение систем маркировки подшипников
- Система обозначения по ГОСТ 3189-89
- Международная система маркировки ISO
- Стандарт DIN и его особенности
- Маркировка ведущих производителей: SKF, FAG, NSK
- Таблицы соответствия ГОСТ и ISO
- Практические примеры расшифровки маркировки
- Как читать обозначения на корпусе подшипника
- Часто задаваемые вопросы
Введение: значение систем маркировки подшипников
Подшипники качения являются критически важными элементами практически любого механического оборудования. Для правильного подбора, эксплуатации и замены этих деталей существуют стандартизированные системы обозначений, которые позволяют однозначно идентифицировать тип, размеры и конструктивные особенности каждого подшипника.
Современная промышленность использует три основные системы маркировки подшипников, каждая из которых имеет свои особенности и область применения. ГОСТ 3189-89 применяется в России и странах СНГ, ISO представляет собой международную систему обозначений, а DIN традиционно используется в германской промышленности. Понимание этих систем необходимо специалистам для выбора аналогов, замены изношенных деталей и обеспечения правильной работы оборудования.
Система обозначения по ГОСТ 3189-2024
С первого января 2025 года в России и странах СНГ действует обновленный стандарт ГОСТ 3189-2024, который пришел на смену ГОСТ 3189-89. Новый стандарт устанавливает единую систему условных обозначений для шариковых и роликовых подшипников и сохраняет преемственность с предыдущей версией, обеспечивая совместимость маркировок.
Структура основного обозначения
Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит из семи знаков, которые читаются справа налево. Каждая позиция несет определенную информацию о характеристиках изделия. Система построена таким образом, что специалист может определить все ключевые параметры подшипника, просто взглянув на его маркировку.
| Позиция знака | Обозначение | Расшифровка |
|---|---|---|
| 1-2 (справа) | XX | Код внутреннего диаметра |
| 3 | X | Серия диаметров (0-9) |
| 4 | X | Серия ширин (0-9, может отсутствовать) |
| 5-6 | XX | Конструктивное исполнение (00-99) |
| 7 | X | Тип подшипника (0-9) |
Определение внутреннего диаметра
Внутренний диаметр подшипника кодируется в зависимости от его величины. Для подшипников с диаметром отверстия от 20 до 495 миллиметров применяется простое правило: код диаметра равен частному от деления внутреннего диаметра на пять. Например, если внутренний диаметр составляет 130 миллиметров, код будет равен 26.
Расчет кода диаметра:
Внутренний диаметр d = 130 мм
Код = 130 / 5 = 26
В маркировке это будет отражено двумя последними цифрами основного обозначения.
Для подшипников с нестандартными диаметрами менее 10 миллиметров действуют специальные правила. Диаметры 0,6; 1,5 и 2,5 миллиметров обозначаются через дробь. Для остальных диаметров до 10 миллиметров первая позиция показывает фактический диаметр в миллиметрах.
| Внутренний диаметр, мм | Код обозначения | Примечание |
|---|---|---|
| 10 | 00 | Специальное обозначение |
| 12 | 01 | Специальное обозначение |
| 15 | 02 | Специальное обозначение |
| 17 | 03 | Специальное обозначение |
| 20-495 | d/5 | Делим диаметр на 5 |
| 500 и более | d через дробь | Указывается полностью |
Типы подшипников по ГОСТ
Седьмой знак в маркировке (первый слева) определяет тип подшипника. Российская система классификации предусматривает десять основных типов, каждый из которых обозначается цифрой от 0 до 9.
| Код типа | Тип подшипника | Область применения |
|---|---|---|
| 0 | Шариковый радиальный однорядный | Универсальное применение, электродвигатели |
| 1 | Шариковый радиальный двухрядный сферический | Самоустанавливающиеся узлы |
| 2 | Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | Высокие радиальные нагрузки |
| 3 | Роликовый радиальный двухрядный сферический | Дробилки, грохоты, тяжелая техника |
| 4 | Роликовый игольчатый | Ограниченное радиальное пространство |
| 5 | Роликовый с витыми роликами | Специальные применения |
| 6 | Шариковый радиально-упорный однорядный | Комбинированные нагрузки |
| 7 | Роликовый конический | Ступицы колес, редукторы |
| 8 | Упорный и упорно-радиальный шариковый | Осевые нагрузки |
| 9 | Упорный и упорно-радиальный роликовый | Большие осевые нагрузки |
Дополнительные обозначения
Помимо основного семизначного кода, подшипники по ГОСТ могут иметь дополнительные обозначения слева и справа от основной маркировки. Знаки слева отделяются тире и указывают на класс точности, категорию, момент трения и радиальный зазор. Знаки справа начинаются с прописной буквы и обозначают конструктивные особенности, материалы и специальные требования.
Пример полного обозначения: 6-180205Н
6 - класс точности повышенный (располагается слева от основного обозначения через тире)
180 - дополнительное обозначение, указывающее на наличие контактных уплотнений с двух сторон
2 - тип подшипника: роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами (для этого примера предположим тип 0 - шариковый радиальный)
0 - серия ширин (нулевая, может отсутствовать)
2 - серия диаметров (средняя)
05 - код диаметра: 05 × 5 = 25 мм внутренний диаметр
Н - канавка для смазки на наружном кольце (дополнительное обозначение справа)
Международная система маркировки ISO
Международная организация по стандартизации ISO разработала универсальную систему обозначений подшипников, которая применяется производителями по всему миру. В отличие от строгой структуры ГОСТ, система ISO более гибкая, что позволяет производителям добавлять собственные обозначения для специфических характеристик продукции.
Базовое обозначение по ISO
Базовое обозначение подшипника по ISO обычно состоит из трех, четырех или пяти цифр, либо комбинации букв и цифр. Первый символ или группа символов указывают на тип подшипника, следующие две цифры определяют серию размеров, а последние две цифры представляют собой код диаметра отверстия.
Принцип определения диаметра по ISO:
Код диаметра умножается на 5 для получения значения в миллиметрах
Пример: код 26 × 5 = 130 мм
Исключения: диаметры менее 10 мм и более 500 мм указываются через косую черту
Типовые префиксы в системе ISO
Префиксы размещаются перед базовым обозначением и указывают на особенности материалов или специальное исполнение подшипника. Различные производители могут использовать собственные префиксы, но некоторые стали общепринятыми в отрасли.
| Префикс | Значение | Применение |
|---|---|---|
| E2 | Энергосберегающий подшипник | Снижение трения, экономия энергии |
| W | Нержавеющая сталь | Коррозионностойкие применения |
| T | Конический роликоподшипник по DIN ISO 355 | Автомобильная промышленность |
| N | Цилиндрический роликовый с бортами на наружном кольце | Радиальные нагрузки |
| NU | Цилиндрический роликовый без бортов на внутреннем кольце | Свободное осевое перемещение |
Суффиксы системы ISO
Суффиксы следуют после базового обозначения и содержат информацию о конструктивных особенностях, уплотнениях, зазорах, сепараторах и классе точности. Суффиксы могут быть простыми или составными, указывающими на несколько характеристик одновременно.
| Суффикс | Расшифровка | Описание |
|---|---|---|
| Z | Защитная шайба с одной стороны | Металлическая защита без трения |
| ZZ, 2Z | Защитные шайбы с двух сторон | Двухсторонняя защита |
| RS | Контактное уплотнение с одной стороны | Резиновое уплотнение с контактом |
| 2RS | Контактные уплотнения с двух сторон | Максимальная защита от загрязнений |
| C2 | Радиальный зазор меньше нормального | Для преднатяга |
| C3 | Радиальный зазор больше нормального | Компенсация теплового расширения |
| C4 | Радиальный зазор больше C3 | Высокие температуры |
| P5 | Класс точности 5 (аналог ГОСТ 5) | Повышенная точность |
| P6 | Класс точности 6 (аналог ГОСТ 6) | Прецизионные применения |
| NR | Стопорное кольцо на наружном кольце | Фиксация осевого положения |
Пример маркировки ISO: 22226 CA/W33
22 - тип подшипника: сферический роликовый двухрядный
2 - серия ширин (средняя)
26 - код диаметра: 26 × 5 = 130 мм внутренний диаметр
CA - латунный сепаратор, центрируемый по наружному кольцу
W33 - кольцевая канавка и три смазочных отверстия в наружном кольце
Этот подшипник широко применяется в дробильном оборудовании благодаря высокой грузоподъемности и возможности компенсации перекосов.
Стандарт DIN и его особенности
Стандарты DIN разработаны Немецким институтом стандартизации и традиционно применяются в европейской промышленности. В области подшипников DIN тесно интегрирован с системой ISO, однако сохраняет некоторые специфические обозначения, особенно для конических роликоподшипников.
Взаимосвязь DIN и ISO
Большинство современных стандартов DIN для подшипников гармонизированы с международными стандартами ISO. Основные документы включают DIN 625 для радиальных подшипников и DIN ISO 355 для конических роликоподшипников. Это облегчает взаимозаменяемость продукции различных производителей на европейском рынке.
Система обозначений DIN следует общим принципам ISO с небольшими отличиями в дополнительных обозначениях. Серии размеров обозначаются двумя цифрами: первая указывает серию ширины или высоты, вторая - серию диаметров. Конические роликоподшипники по DIN ISO 355 имеют префикс T.
Классы точности по DIN 620
Точность подшипников стандартизована в соответствии с DIN 620. Для стандартизованных классов допуска используются следующие обозначения, которые соответствуют классам точности ISO.
| DIN/ISO | ГОСТ | Применение |
|---|---|---|
| PN (P0) | 0 | Стандартная точность, общее применение |
| P6 | 6 | Повышенная точность, электродвигатели |
| P5 | 5 | Высокая точность, станки |
| P4 | 4 | Прецизионные шпиндели |
| P2 | 2 | Сверхточные применения |
Маркировка ведущих производителей: SKF, FAG, NSK
Крупнейшие мировые производители подшипников разработали собственные системы дополнительных обозначений, которые дополняют базовую систему ISO. Понимание особенностей маркировки каждого производителя необходимо для правильного подбора и заказа продукции.
Система обозначений SKF
Компания SKF из Швеции является одним из крупнейших мировых производителей подшипников. Система обозначений SKF легла в основу международного стандарта ISO, поэтому многие обозначения SKF стали общепринятыми в отрасли.
Полное обозначение подшипника SKF может включать до одиннадцати позиций и состоит из префикса, базового обозначения и нескольких групп суффиксов. Суффиксы располагаются в строго определенном порядке и разделены различными знаками в зависимости от типа информации.
| Суффикс SKF | Значение | Примечание |
|---|---|---|
| 2RS1 | Уплотнения с двух сторон | Низкое трение, современная конструкция |
| TN9 | Полиамидный сепаратор | Легкий, устойчив к коррозии |
| M | Латунный сепаратор | Механически обработанный |
| K | Коническое отверстие | Соотношение конусности 1:12 |
| E | Усиленная конструкция | Повышенная грузоподъемность |
| S1 | Термостабилизация | До 200 градусов Цельсия |
| VP311 | Пищевая смазка | Соответствие требованиям FDA |
Особенности маркировки FAG
Немецкая компания FAG традиционно использует обозначения, близкие к стандартам DIN. Маркировка FAG отличается некоторыми специфическими суффиксами, которые указывают на конструктивные особенности и материалы.
| Обозначение FAG | Расшифровка | Особенности |
|---|---|---|
| 2RSR | Контактные уплотнения | Аналог 2RS в системе ISO |
| TVP | Полиамидный сепаратор | Армированное стекловолокном |
| TVH | Полиамидный сепаратор усиленный | Высокотемпературный |
| T41A | Усиленная конструкция | Специальная обработка |
| X-life | Подшипники повышенного ресурса | Увеличенный срок службы |
| S1, S2, S3 | Различные классы нержавеющей стали | Коррозионная стойкость |
Японская система NSK
Компания NSK использует систему обозначений, максимально приближенную к международному стандарту ISO, с добавлением собственных суффиксов для специальных исполнений. Японские производители уделяют особое внимание точности изготовления и качеству поверхностей.
Пример подшипника NSK: 6205VV
6 - шариковый радиальный однорядный
2 - серия диаметров (средняя)
05 - код диаметра: 05 × 5 = 25 мм
VV - бесконтактные уплотнения с двух сторон (аналог ZZ)
Таблицы соответствия ГОСТ и ISO
При замене отечественных подшипников на импортные или наоборот критически важно правильно подобрать аналог. Несмотря на то, что системы ГОСТ и ISO описывают одни и те же типы подшипников, их обозначения существенно различаются. Неправильный подбор может привести к выходу оборудования из строя.
Основные принципы соответствия
При поиске аналога необходимо учитывать не только базовые размеры подшипника, но и дополнительные характеристики такие как тип уплотнений, радиальный зазор и класс точности. Одинаковое цифровое обозначение в разных системах может указывать на совершенно разные типы подшипников.
Таблица соответствия типовых подшипников
| Тип подшипника | ГОСТ (пример) | ISO (аналог) | Размеры d×D×B, мм |
|---|---|---|---|
| Шариковый радиальный | 205 | 6205 | 25×52×15 |
| Шариковый с уплотнениями | 180205 | 6205 2RS | 25×52×15 |
| Шариковый с увеличенным зазором | 76-180205 | 6205 2RS/C3 | 25×52×15 |
| Роликовый сферический | 3526 | 22226 | 130×230×64 |
| Роликовый сферический с канавкой | 3526Н | 22226 CA/W33 | 130×230×64 |
| Конический роликовый | 7205 | 30205 | 25×52×15 |
| Радиально-упорный шариковый | 36205 | 7205 | 25×52×15 |
| Цилиндрический роликовый | 2205 | NU205 | 25×52×15 |
Соответствие дополнительных обозначений
Помимо базового типа и размера, важно правильно интерпретировать дополнительные обозначения, которые указывают на конструктивные особенности подшипника.
| Характеристика | ГОСТ | ISO/SKF | FAG |
|---|---|---|---|
| Защитные шайбы с двух сторон | 2Z | 2Z, ZZ | 2Z |
| Контактные уплотнения | 180 | 2RS | 2RSR |
| Увеличенный зазор | 7 | C3 | C3 |
| Класс точности 5 | 5- | P5 | P5 |
| Класс точности 6 | 6- | P6 | P6 |
| Канавка для смазки | Н | W33 | W33 |
| Латунный сепаратор | Л | MA, MB | M |
| Коническое отверстие | К | K | K |
Практические примеры расшифровки маркировки
Понимание теоретических основ маркировки подшипников становится более ясным при рассмотрении конкретных примеров из практики. Рассмотрим несколько типичных случаев расшифровки обозначений.
Пример 1: Подшипник по ГОСТ 3182126
Разбор маркировки справа налево:
26 - код диаметра: 26 × 5 = 130 мм (внутренний диаметр)
2 - серия диаметров: средняя (вторая)
1 - серия ширин: легкая (первая)
8 - конструктивное исполнение: 08 (вторая цифра конструкции)
1 - конструктивное исполнение: 18 (первая цифра конструкции)
3 - тип подшипника: роликовый радиальный двухрядный сферический
Итог: Сферический роликовый подшипник с внутренним диаметром 130 мм, средней серии диаметра, легкой серии ширины. Конструктивное исполнение 18 указывает на определенные особенности конструкции согласно ГОСТ 3395.
Пример 2: Подшипник ISO 22226 CA/W33
Разбор международной маркировки:
22 - тип: сферический роликовый двухрядный подшипник
2 - серия ширин: средняя (обозначается первой цифрой после типа)
26 - код диаметра: 26 × 5 = 130 мм
CA - латунный сепаратор, центрируемый по наружному кольцу
W33 - кольцевая проточка для смазки на наружном кольце с тремя смазочными отверстиями
Итог: Этот подшипник является прямым аналогом отечественного 3526Н и широко применяется в дробильном оборудовании. Канавка W33 обеспечивает эффективную смазку подшипника в тяжелых условиях эксплуатации.
Пример 3: Подшипник SKF 6205-2RS1/C3
Подробная расшифровка:
6 - шариковый радиальный однорядный
2 - серия диаметров: средняя
05 - код диаметра: 05 × 5 = 25 мм
2RS1 - контактные уплотнения низкого трения с двух сторон
C3 - увеличенный радиальный зазор для компенсации теплового расширения
Применение: Универсальный подшипник для электродвигателей, насосов, вентиляторов. Уплотнения защищают от загрязнений, увеличенный зазор C3 позволяет работать при повышенных температурах без заклинивания.
Аналог ГОСТ: 76-180205
Пример 4: Конический роликовый подшипник 30205
Расшифровка конического подшипника:
3 - префикс для конических роликовых подшипников метрической серии
0 - серия ширин
2 - серия диаметров
05 - код диаметра: 05 × 5 = 25 мм
Особенность: Конические роликовые подшипники обычно устанавливаются попарно с предварительным натягом. Они способны воспринимать одновременно радиальные и осевые нагрузки.
Аналог ГОСТ: 7205
Применение в дробильном оборудовании
Сферические роликовые подшипники типа 22226 CA/W33 являются наиболее распространенным выбором для валов дробилок благодаря следующим характеристикам:
- Высокая радиальная грузоподъемность для восприятия ударных нагрузок
- Способность компенсировать перекосы валов до двух градусов
- Кольцевая канавка W33 обеспечивает надежную смазку в условиях запыленности
- Латунный сепаратор CA устойчив к вибрациям и ударам
- Открытое исполнение позволяет визуально контролировать состояние смазки
Как читать обозначения на корпусе подшипника
Маркировка наносится непосредственно на детали подшипника различными методами в зависимости от размера и типа изделия. Понимание того, где искать маркировку и как ее правильно интерпретировать, важно для идентификации подшипника.
Места нанесения маркировки
Маркировка может наноситься на несколько поверхностей подшипника в зависимости от его конструкции и размеров. Производители выбирают место нанесения таким образом, чтобы обеспечить читаемость обозначения в течение всего срока службы изделия.
| Место нанесения | Тип подшипника | Метод нанесения |
|---|---|---|
| Торец наружного кольца | Радиальные подшипники средних размеров | Клеймение, лазерная гравировка |
| Торец внутреннего кольца | Подшипники всех типов | Электроискровой метод |
| Цилиндрическая поверхность наружного кольца | Крупногабаритные подшипники | Электрохимическое травление |
| Защитная шайба или уплотнение | Закрытые подшипники | Лазерная маркировка |
| Только на упаковке | Миниатюрные и прецизионные подшипники | Не наносится на изделие |
Особенности чтения маркировки
При осмотре подшипника важно учитывать, что полное обозначение может не помещаться на детали из-за ограниченности площади. В таких случаях на самом подшипнике указывается только базовое обозначение, а полная информация содержится на упаковке и в сопроводительных документах.
Дополнительная информация на корпусе
Кроме основного обозначения, на подшипнике могут присутствовать дополнительные знаки, которые несут важную информацию о происхождении и качестве изделия.
- Логотип или товарный знак производителя
- Код завода-изготовителя (для российских подшипников)
- Месяц и год выпуска (часто в виде цифрового кода)
- Код партии для обеспечения прослеживаемости
- QR-коды для автоматизированной идентификации (на современных подшипниках)
- Знак соответствия стандартам качества
Практические рекомендации по идентификации
Если маркировка на подшипнике стерлась или отсутствует, можно определить его параметры путем измерения основных размеров. Внутренний диаметр, наружный диаметр и ширина подшипника измеряются штангенциркулем с точностью до десятых долей миллиметра. По этим размерам можно найти соответствующее обозначение в каталогах производителей.
Порядок измерения подшипника:
1. Измерьте внутренний диаметр отверстия - это размер d
2. Измерьте наружный диаметр - это размер D
3. Измерьте ширину кольца - это размер B (или высоту H для упорных подшипников)
4. Определите тип подшипника по конструкции (шариковый, роликовый, конический)
5. Найдите в каталоге подшипник с соответствующими размерами
Подбор подшипников по размерам и характеристикам
После того как вы научились расшифровывать маркировку подшипников, следующим шагом становится правильный подбор изделия для конкретного применения. В каталоге компании Иннер Инжиниринг представлен широкий ассортимент роликовых подшипников различных типоразмеров от ведущих мировых производителей. Для промышленного оборудования особенно востребованы роликовые подшипники 130 мм, которые мы рассматривали в примере 22226 CA/W33, а также подшипники с внутренними диаметрами 100 мм, 120 мм, 150 мм, 200 мм и 300 мм, применяемые в дробильном оборудовании, грохотах и тяжелой промышленности.
Помимо роликовых подшипников, в нашем каталоге доступны шариковые подшипники для универсального применения, специализированные подшипники скольжения для высоконагруженных узлов, а также продукция ведущих брендов: роликовые подшипники SKF, подшипники NSK и роликовые подшипники ZWZ. Для работы в экстремальных условиях предлагаются высокотемпературные подшипники и низкотемпературные подшипники. Системы линейного перемещения представлены разделами линейные подшипники и прецизионные валы, которые широко применяются в станкостроении и автоматизированных системах. Наши технические специалисты помогут подобрать оптимальное решение с учетом условий эксплуатации, нагрузок и требований к точности.
Часто задаваемые вопросы
Основное отличие заключается в структуре обозначения. ГОСТ использует семизначную систему, которая читается справа налево, где последние две цифры указывают на код внутреннего диаметра, а первая цифра слева определяет тип подшипника. Система ISO более гибкая и состоит из буквенно-цифровых комбинаций, где тип подшипника обозначается первыми символами, затем следует серия размеров и код диаметра.
Кроме того, одинаковые цифровые обозначения в разных системах могут указывать на совершенно разные типы подшипников. Например, обозначение 7209 по ГОСТ соответствует коническому роликовому подшипнику, а по ISO это шариковый радиально-упорный подшипник. Дополнительные обозначения также различаются: то, что в ГОСТ обозначается как 180 (контактные уплотнения), в ISO маркируется как 2RS.
Для определения внутреннего диаметра необходимо найти код диаметра в маркировке. В системе ГОСТ это две последние цифры основного обозначения, в системе ISO - также последние две цифры базового номера. Чтобы получить фактический диаметр в миллиметрах, необходимо умножить этот код на пять.
Например, если последние цифры в обозначении 05, то внутренний диаметр равен 05 × 5 = 25 мм. Если код 26, то диаметр составляет 26 × 5 = 130 мм. Есть исключения для малых диаметров: подшипники с отверстиями 10, 12, 15 и 17 мм имеют специальные коды 00, 01, 02 и 03 соответственно. Для диаметров менее 10 мм или более 500 мм размер указывается напрямую через косую черту.
Буква Z или обозначение 2Z указывает на наличие защитных металлических шайб с одной или двух сторон подшипника соответственно. Эти шайбы защищают от загрязнений, но не обеспечивают герметичности и не контактируют с кольцом, поэтому не создают дополнительного трения.
Обозначение RS или 2RS указывает на наличие резиновых контактных уплотнений с одной или двух сторон. Эти уплотнения обеспечивают более надежную защиту от пыли и влаги по сравнению с металлическими шайбами, но создают небольшое трение и ограничивают максимальную скорость вращения.
Буквы C3 обозначают увеличенный радиальный зазор в подшипнике по сравнению со стандартным. Такие подшипники применяются в условиях, где ожидается значительное тепловое расширение колец (например, при высоких температурах или при посадке с натягом), чтобы избежать заклинивания. Существуют также обозначения C2 (уменьшенный зазор), C4 и C5 (зазоры больше, чем C3).
Да, замена возможна при условии правильного подбора аналога. Однако необходимо учитывать не только базовые размеры подшипника (внутренний диаметр, наружный диаметр и ширину), но и дополнительные характеристики, такие как тип уплотнений, радиальный зазор, класс точности и материал сепаратора.
При подборе аналога рекомендуется использовать таблицы соответствия или каталоги производителей, где указаны эквивалентные обозначения. Важно помнить, что одинаковое цифровое обозначение в разных системах может указывать на разные типы подшипников. Например, отечественный подшипник 180205 по ГОСТ соответствует импортному 6205 2RS по ISO, а не просто 205.
Если вы не уверены в правильности подбора, лучше проконсультироваться со специалистами или поставщиками подшипников, которые помогут подобрать точный аналог с учетом условий эксплуатации оборудования.
Класс точности определяет допуски на размеры, форму и расположение поверхностей подшипника, а также величину радиального биения. Чем выше класс точности, тем меньше отклонения от номинальных размеров и тем более плавно работает подшипник на высоких скоростях.
В системе ГОСТ классы точности обозначаются цифрами 8, 7, 0, 6, 5, 4, 2 и Т в порядке повышения точности. Класс 0 является стандартным для большинства применений. В международной системе ISO используются обозначения P0 (нормальная точность), P6, P5, P4 и P2 (прецизионная точность).
Класс точности указывается слева от основного обозначения подшипника по ГОСТ (например, 6-205) или в виде суффикса по ISO (например, 6205/P5). Подшипники повышенной точности применяются в высокоскоростных шпинделях станков, точных приборах и другом оборудовании, где требуется минимальное биение.
Обозначение W33 указывает на наличие кольцевой канавки на наружном кольце подшипника и трех смазочных отверстий, расположенных на равном расстоянии по окружности. Эта конструктивная особенность обеспечивает эффективное распределение смазочного материала по всей рабочей поверхности подшипника.
Канавка W33 особенно важна для крупногабаритных сферических роликовых подшипников, работающих в тяжелых условиях. Она позволяет смазочному материалу равномерно распределяться между роликами, что продлевает срок службы подшипника и снижает вероятность преждевременного износа. В российской системе ГОСТ аналогичная конструкция обозначается буквой Н.
Подшипники с обозначением W33 широко применяются в дробильном оборудовании, грохотах, валковых дробилках, прокатных станах и другом тяжелом промышленном оборудовании, где требуется надежная смазка в условиях высоких нагрузок и загрязненной среды.
Ведущие производители подшипников используют систему обозначений, основанную на международном стандарте ISO, с добавлением собственных префиксов и суффиксов. Базовое обозначение у всех производителей одинаковое: оно показывает тип подшипника, серию размеров и код диаметра.
SKF использует суффиксы типа 2RS1 для обозначения современных уплотнений низкого трения, TN9 для полиамидных сепараторов, а префикс E2 указывает на энергосберегающую конструкцию. FAG применяет обозначение 2RSR для контактных уплотнений, TVP для армированных полиамидных сепараторов, а X-life для подшипников повышенного ресурса.
NSK использует систему, максимально приближенную к ISO, с минимальными отличиями в дополнительных обозначениях. Например, VV обозначает бесконтактные уплотнения, аналогичные ZZ в системе SKF. Для точной расшифровки маркировки конкретного производителя рекомендуется обращаться к его каталогам или технической документации.
Маркировка может быть нанесена на несколько мест подшипника. Наиболее часто обозначение находится на торце наружного кольца - это самое доступное место для нанесения и чтения маркировки. Также маркировка может присутствовать на торце внутреннего кольца, особенно если на наружном кольце недостаточно места.
На крупногабаритных подшипниках маркировка иногда наносится на цилиндрическую поверхность наружного кольца методом электрохимического травления. У подшипников с защитными шайбами или уплотнениями обозначение может быть выбито непосредственно на металлической или резиновой заглушке.
Если маркировка на самом подшипнике стерлась или отсутствует (что характерно для миниатюрных и прецизионных подшипников), полное обозначение всегда можно найти на оригинальной упаковке или в сопроводительных документах. При демонтаже старого подшипника рекомендуется сохранять упаковку или делать фотографии маркировки для облегчения последующего заказа замены.
