Меню

Таблица клиноременных шкивов: профили SPZ SPA SPB, диаметры ГОСТ

  • 07.07.2025
  • Познавательное

Минимальные диаметры шкивов для классических профилей ремней

Профиль ремня Расчетная ширина Wp, мм Высота T, мм Минимальный диаметр шкива, мм Угол канавки α
Z (0) 10 6 71 34°-40°
A (А) 13 8 90 34°-40°
B (Б) 17 11 125 34°-40°
C (В) 22 14 200 34°-40°
D (Г) 32 19 355 34°-40°
E (Д) 38 23 500 34°-40°

Размеры канавок для классических шкивов (ГОСТ 20889-88)

Профиль Wp, мм h1, мм h2, мм f, мм Радиус r, мм
Z 8.5 1.5 7.5 12.5 0.5
A 11 2.0 9.5 15 0.8
B 14 2.5 12.5 19 1.0
C 19 3.5 16 25.5 1.5
D 27 5.0 22 38 2.0
E 32 6.0 26 44.5 2.5

Минимальные диаметры шкивов для узких профилей ремней

Профиль ремня Расчетная ширина Wp, мм Высота T, мм Минимальный диаметр шкива, мм Угол канавки α
SPZ 9.7 8 63 34°-38°
SPA 12.7 10 90 34°-38°
SPB 16.3 13 140 34°-38°
SPC 22 18 224 34°-38°

Размеры канавок для узких шкивов (ГОСТ Р 50641-94)

Профиль Wp, мм h1, мм h2, мм f, мм Радиус r, мм
SPZ 8.5 1.5 9.0 12.5 0.5
SPA 11.0 2.0 11.5 15 0.8
SPB 14.0 2.5 15.0 19 1.0
SPC 19.0 3.5 20.5 25.5 1.5

Углы канавок в зависимости от диаметра шкива

Диаметр шкива, мм Угол канавки α для Z, A, B Угол канавки α для C, D, E Угол канавки α для SPZ, SPA, SPB, SPC
63-90 34° 34° 34°
100-125 36° 36° 36°
140-224 38° 38° 38°
250 и более 40° 40° 38°

Материалы для изготовления шкивов

Материал Марка Применение Преимущества
Чугун серый СЧ20, СЧ25 Стандартные применения Низкая стоимость, хорошая обрабатываемость
Сталь углеродистая Ст45, 40Х Высокие нагрузки Высокая прочность, износостойкость
Алюминиевый сплав АЛ9, АК7 Высокие скорости Малый вес, коррозионная стойкость
Пластик PA6, POM Малые мощности Малый вес, низкий шум

Общие сведения о клиноременных шкивах

Клиноременные шкивы представляют собой важнейший элемент механических передач, обеспечивающий передачу крутящего момента между валами посредством клиновых ремней. Эти устройства характеризуются специальной трапециевидной канавкой, форма которой точно соответствует профилю клинового ремня.

Принцип работы клиноременной передачи основан на силах трения между боковыми поверхностями ремня и стенками канавки шкива. При этом клиновая форма обеспечивает эффект самозаклинивания, существенно увеличивая тяговую способность передачи по сравнению с плоскоременными аналогами.

Важно: Правильный выбор профиля и диаметра шкива критически важен для обеспечения долговечности ремня и эффективности передачи. Использование шкивов меньшего диаметра, чем рекомендованный минимальный, приводит к преждевременному износу ремня.

Действующие стандарты и нормативы

В Российской Федерации производство и применение клиноременных шкивов регламентируется несколькими основными стандартами, каждый из которых охватывает определенные типы передач и профили ремней.

ГОСТ 20889-88

Данный стандарт устанавливает технические требования к шкивам для приводных клиновых ремней нормальных сечений. Стандарт определяет профили Z, A, B, C, D, E (в российской номенклатуре соответственно 0, А, Б, В, Г, Д) и регламентирует минимальные диаметры шкивов, размеры канавок, допуски и нормы точности изготовления.

ГОСТ Р 50641-94

Стандарт основан на международном стандарте ИСО 4183-89 и распространяется на шкивы с канавками для обычных и узких клиновых ремней. Система стандарта основана на исходной ширине канавки и охватывает как классические профили, так и узкие профили SPZ, SPA, SPB, SPC.

Формула расчета наружного диаметра шкива:
de = dp + 2h1 + 2h2
где: de - наружный диаметр, dp - расчетный диаметр, h1 - глубина канавки над расчетной шириной, h2 - глубина канавки ниже расчетной ширины

Профили клиноременных передач

Современные клиноременные передачи используют два основных типа профилей ремней и соответствующих им шкивов: классические и узкие профили.

Классические профили

Классические профили Z, A, B, C, D, E были разработаны в первой половине XX века и до сих пор широко применяются в промышленности. Эти профили характеризуются углом клина 40° и определенным соотношением ширины к высоте сечения.

Пример маркировки: Шкив 1А 3.224.28.СЧ20 ГОСТ 20889-88
Расшифровка: тип 1, профиль А, 3 канавки, расчетный диаметр 224 мм, посадочное отверстие 28 мм, материал СЧ20

Узкие профили

Узкие профили SPZ, SPA, SPB, SPC появились позднее и обладают рядом преимуществ перед классическими. Они имеют большую высоту при той же расчетной ширине, что обеспечивает повышенную гибкость и возможность работы на шкивах меньшего диаметра.

Узкие ремни способны передавать на треть больше мощности по сравнению с классическими при тех же габаритах передачи. Это достигается за счет более прочного корда и оптимизированной геометрии профиля.

Расчет размеров и диаметров шкивов

Правильный расчет размеров шкивов является основой эффективной работы клиноременной передачи. При проектировании необходимо учитывать множество факторов: передаваемую мощность, частоты вращения валов, условия эксплуатации.

Минимальные диаметры

Каждый профиль ремня имеет строго определенный минимальный диаметр шкива, который нельзя уменьшать. Этот параметр обусловлен допустимыми напряжениями изгиба в теле ремня. При использовании шкивов меньшего диаметра резко снижается ресурс ремня из-за чрезмерных деформаций.

Расчет передаточного отношения:
i = n1/n2 = d2/d1
где: i - передаточное отношение, n1, n2 - частоты вращения ведущего и ведомого валов, d1, d2 - диаметры шкивов

Углы канавок

Угол канавки шкива зависит от его диаметра и профиля ремня. Для малых диаметров применяется угол 34°, который постепенно увеличивается до 40° для больших диаметров классических профилей. Узкие профили используют углы от 34° до 38°.

Изготовление и материалы шкивов

Выбор материала и технологии изготовления шкивов определяется условиями эксплуатации, требуемой точностью и экономическими соображениями.

Материалы

Серый чугун марок СЧ20-СЧ25 остается наиболее распространенным материалом для изготовления шкивов благодаря хорошей обрабатываемости, демпфирующим свойствам и невысокой стоимости. Для высоконагруженных передач применяют стальные шкивы из углеродистых или легированных сталей.

Алюминиевые сплавы находят применение в высокоскоростных передачах, где важно минимизировать массу вращающихся деталей. Пластиковые шкивы используются в легких передачах при малых мощностях.

Технологии изготовления

Традиционная технология предусматривает изготовление шкивов литьем с последующей механической обработкой. Канавки нарезаются на токарных станках специальными резцами, обеспечивающими требуемую геометрию профиля.

Требования к точности: Допуск биения рабочих поверхностей канавок не должен превышать 0,10-0,20 мм в зависимости от частоты вращения. Шероховатость рабочих поверхностей не более Ra 2,5 мкм.

Выбор и эксплуатация клиноременных шкивов

Правильный выбор шкивов является залогом долговечной и эффективной работы клиноременной передачи. При выборе необходимо учитывать не только геометрические параметры, но и условия эксплуатации.

Критерии выбора

Основными критериями выбора являются передаваемая мощность, частоты вращения валов, требуемое передаточное отношение и условия окружающей среды. Профиль ремня и соответствующего шкива выбирается по специальным номограммам или расчетным таблицам.

Для мощностей до 2-3 кВт обычно применяются профили Z или SPZ, для средних мощностей до 15-20 кВт - профили A, SPA или B, SPB, для больших мощностей - профили C, SPC и выше.

Особенности эксплуатации

В процессе эксплуатации необходимо контролировать состояние рабочих поверхностей канавок, отсутствие повреждений и износа. Недопустимы сколы, задиры, коррозия рабочих поверхностей.

Признаки неправильной работы: повышенная вибрация, шум, проскальзывание ремня, быстрый износ ремней, перегрев передачи. Эти симптомы могут указывать на неправильный выбор шкивов или нарушение условий эксплуатации.

Современные применения и тенденции

Клиноременные передачи сохраняют важную роль в современном машиностроении благодаря своим уникальным преимуществам: простоте конструкции, надежности, способности демпфировать крутильные колебания и перегрузки.

Области применения

Клиноременные шкивы широко применяются в приводах промышленного оборудования: компрессоров, вентиляторов, насосов, станков. В автомобильной промышленности они используются в приводах вспомогательного оборудования двигателей.

Сельскохозяйственная техника традиционно является крупным потребителем клиноременных передач благодаря их способности работать в тяжелых условиях и обеспечивать защиту от перегрузок.

Современные тенденции

Развитие материалов и технологий производства позволяет создавать более эффективные и долговечные клиноременные передачи. Появляются новые профили ремней, оптимизированные для конкретных применений.

Важной тенденцией является интеграция датчиков контроля состояния в конструкцию шкивов, что позволяет реализовать системы предиктивного обслуживания и повысить надежность оборудования.

Приобретение качественных шкивов

Для практического применения рассмотренных в статье технических решений компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий ассортимент профессиональных шкивов различных типов. В нашем каталоге представлены шкивы клиновые под втулку тапербуш, которые обеспечивают надежное крепление и легкий монтаж на валы различных диаметров. Для применений, требующих индивидуального подхода, доступны шкивы клиновые под расточку, позволяющие точно подогнать посадочное отверстие под конкретные требования.

Помимо клиноременных решений, в каталоге представлены современные шкивы зубчатые под втулку тапербуш для синхронных передач, а также шкивы зубчатые под расточку для специальных применений. Все изделия соответствуют требованиям действующих стандартов и проходят контроль качества, обеспечивая долговечную и эффективную работу приводных систем.

Комплектация приводов качественными ремнями

Эффективная работа клиноременных передач невозможна без качественных ремней, подобранных в соответствии с характеристиками шкивов. В обширном каталоге ремней компании Иннер Инжиниринг представлены все основные типы приводных ремней для различных применений. Для стандартных клиноременных передач доступны ремни клиновые классические профилей Z, A, B, C, D, E, а также современные ремни клиновые узкие SPZ, SPA, SPB, SPC с повышенной тяговой способностью. Для специальных условий эксплуатации предлагаются ремни клиновые классические с фасонным зубом и ремни клиновые узкие с фасонным зубом, обеспечивающие исключение проскальзывания при высоких нагрузках.

Для современных приводных систем каталог включает широкий спектр специализированных решений: поликлиновые ремни для компактных передач, зубчатые ремни для синхронных передач, вариаторные ремни для бесступенчатого регулирования оборотов. Особое внимание уделено полиуретановым решениям: клиновые полиуретановые ремни, усиленные клиновые полиуретановые ремни SUPERGRIP, круглые приводные ремни и плоские ремни для специальных применений. Все ремни производятся с соблюдением международных стандартов качества и обеспечивают надежную работу в паре с рассмотренными в статье шкивами.

Часто задаваемые вопросы

Как правильно выбрать профиль клинового ремня и шкива?
Выбор профиля осуществляется на основе передаваемой мощности и частоты вращения. Для мощностей до 3 кВт используют профили Z/SPZ, до 15 кВт - A/SPA или B/SPB, для больших мощностей - C/SPC и выше. Окончательный выбор производится по расчетным таблицам или номограммам с учетом конкретных условий эксплуатации.
Можно ли использовать шкив меньшего диаметра чем указанный минимальный?
Нет, использование шкивов диаметром меньше минимального недопустимо. Это приводит к чрезмерным напряжениям изгиба в ремне, резкому сокращению его ресурса и возможности обрыва. Минимальные диаметры установлены стандартами на основе прочностных характеристик ремней.
В чем разница между классическими и узкими профилями ремней?
Узкие профили (SPZ, SPA, SPB, SPC) имеют большую высоту при той же расчетной ширине, что обеспечивает повышенную гибкость и возможность передачи большей мощности. Они могут работать на шкивах меньшего диаметра и передавать на 30-40% больше мощности при тех же габаритах передачи.
Какой угол канавки должен быть у шкива?
Угол канавки зависит от диаметра шкива и профиля ремня. Для малых диаметров (63-90 мм) используется угол 34°, для средних (100-140 мм) - 36°, для больших (свыше 250 мм) - 38-40°. Точные значения приведены в соответствующих стандартах и зависят от конкретного профиля.
Из какого материала лучше изготавливать шкивы?
Выбор материала зависит от условий эксплуатации. Серый чугун (СЧ20-СЧ25) - наиболее универсальный вариант для большинства применений. Сталь используется для высоких нагрузок, алюминиевые сплавы - для высоких скоростей и снижения массы, пластик - для легких передач малой мощности.
Как рассчитать диаметр шкива для получения нужных оборотов?
Используется формула: d2 = d1 × (n1/n2), где d1, d2 - диаметры ведущего и ведомого шкивов, n1, n2 - их частоты вращения. При этом нужно проверить, что полученные диаметры не меньше минимальных для выбранного профиля ремня.
Какие допуски точности требуются при изготовлении шкивов?
Основные требования: допуск расчетного диаметра по h11, допуск угла канавки ±0,5°-±1°, биение рабочих поверхностей не более 0,10-0,20 мм (в зависимости от частоты вращения), шероховатость Ra не более 2,5 мкм. Шкивы для скоростей свыше 5 м/с должны быть сбалансированы.
Можно ли заменить классический профиль на узкий той же буквы?
Да, узкие ремни SPZ, SPA, SPB, SPC могут работать в шкивах для соответствующих классических профилей Z, A, B, C, так как имеют одинаковую расчетную ширину. Обратная замена нежелательна, так как классический ремень может не обеспечить требуемую тяговую способность.

Источники информации

Статья подготовлена на основе следующих нормативных документов и источников:

  • ГОСТ 20889-88 "Шкивы для приводных клиновых ремней нормальных сечений"
  • ГОСТ Р 50641-94 "Шкивы с канавками для обычных и узких клиновых ремней"
  • ГОСТ Р 50640-94 "Шкивы для клиноременных передач. Качество, окончательная обработка и балансировка"
  • ГОСТ 1284.1-89, ГОСТ 1284.2-89 "Ремни приводные клиновые"
  • Технические материалы производителей ремней и шкивов

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Информация предоставлена в справочных целях и не может рассматриваться как руководство к проектированию или замена официальной конструкторской документации. При проектировании клиноременных передач необходимо руководствоваться действующими стандартами, техническими условиями и производить детальные инженерные расчеты. Авторы не несут ответственности за последствия использования представленной информации в практических целях.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.