Таблица 1: Классы опасности отходов I-V и их характеристики
| Класс опасности | Наименование | Степень воздействия на окружающую среду | Период восстановления экосистемы | Примеры отходов |
|---|---|---|---|---|
| I | Чрезвычайно опасные | Очень высокая | Экосистема необратимо нарушена | Ртутные лампы, трансформаторы с ПХБ, отходы содержащие ртуть, свинец, плутоний |
| II | Высокоопасные | Высокая | Более 30 лет | Аккумуляторы, отработанные масла, кислоты и щелочи, медицинские отходы класса Б |
| III | Умеренно опасные | Средняя | 10-30 лет | Дизельное топливо, лаки, краски, цементная пыль, отходы нефтепродуктов |
| IV | Малоопасные | Низкая | 3-10 лет | Строительный мусор, резиновые изделия, металлолом, бытовая техника |
| V | Практически неопасные | Очень низкая | Менее 3 лет | Древесные отходы, пищевые отходы, бумага, картон, керамика |
Таблица 2: Нормативы образования отходов по видам деятельности
| Вид деятельности | Тип отходов | Норматив образования | Единица измерения | Класс опасности |
|---|---|---|---|---|
| Машиностроение | Отработанные смазочно-охлаждающие жидкости | 2,5-4,0 | кг/тонна продукции | III |
| Автосервис | Отработанные масла | 8-12 | л на 1000 км пробега | II-III |
| Медицинские учреждения | Медицинские отходы класса Б | 0,5-1,0 | кг/койко-день | II |
| Строительство | Строительные отходы | 50-80 | кг/м² строительства | IV-V |
| Офисная деятельность | Твердые коммунальные отходы | 150-250 | кг/чел в год | V |
| Пищевая промышленность | Органические отходы | 30-50 | кг/тонна продукции | V |
Таблица 3: Способы утилизации отходов по классам опасности
| Класс опасности | Основные способы утилизации | Допустимые методы обработки | Требования к лицензированию |
|---|---|---|---|
| I | Высокотемпературное сжигание, химическая нейтрализация, остекловывание | Инкапсуляция, демеркуризация | Специальная лицензия с жесткими требованиями |
| II | Термическое обезвреживание, регенерация, нейтрализация | Физико-химическая обработка | Лицензия с повышенными требованиями |
| III | Сжигание, переработка во вторсырье, захоронение на специальных полигонах | Биологическая очистка, сорбция | Стандартная лицензия |
| IV | Переработка, захоронение на обычных полигонах, компостирование | Измельчение, прессование | Упрощенная лицензия |
| V | Компостирование, переработка, использование в качестве вторсырья | Сортировка, измельчение | Уведомительный порядок |
Таблица 4: Требования к хранению и транспортировке отходов
| Класс опасности | Тип упаковки | Максимальный срок хранения | Особые требования |
|---|---|---|---|
| I | Герметичные стальные контейнеры с двойной защитой | 6 месяцев | Специальные помещения с системой вентиляции, контроль персонала |
| II | Герметичные полиэтиленовые мешки, пластиковые контейнеры | 11 месяцев | Защищенные от атмосферных воздействий площадки |
| III | Бумажные или тканевые мешки, деревянные ящики | 11 месяцев | Навесы или закрытые помещения |
| IV | Открытое хранение насыпью, стандартная тара | 11 месяцев | Обычные складские помещения |
| V | Любая подходящая упаковка | 11 месяцев | Минимальные требования |
Таблица 5: Примеры кодов ФККО для различных видов отходов
| Код ФККО | Наименование отхода | Класс опасности | Происхождение |
|---|---|---|---|
| 35320001001 | Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства | I | Потребление |
| 54100000002 | Масла индустриальные отработанные | II | Производство |
| 40000000003 | Шлам нефтесодержащий из очистных сооружений | III | Очистка сточных вод |
| 73100001724 | Мусор строительный от разборки зданий | IV | Строительство |
| 16110000005 | Отходы древесины необработанной | V | Деревообработка |
Оглавление статьи
- 1. Введение в систему нормирования отходов
- 2. Правовые основы и нормативная база
- 3. Система классификации отходов I-V классов опасности
- 4. Нормативы образования отходов и методы их расчета
- 5. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)
- 6. Способы утилизации и обезвреживания отходов
- 7. Практическая реализация требований и документооборот
- 8. Современные тенденции и изменения в законодательстве
- Часто задаваемые вопросы
1. Введение в систему нормирования отходов
Система нормирования образования отходов в Российской Федерации представляет собой комплекс законодательных, технических и организационных мер, направленных на минимизацию негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. С 1 марта 2025 года действует обновленная схема согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), которая существенно упрощает процедуры для предприятий.
Нормативы образования отходов устанавливаются для каждого конкретного вида производственной деятельности и представляют собой максимально допустимое количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, выполнении работ или оказании услуг. Эти нормативы являются основой для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и планирования мероприятий по обращению с отходами.
2. Правовые основы и нормативная база
Правовое регулирование в области обращения с отходами базируется на Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который устанавливает основные принципы государственной политики в данной сфере. Согласно статье 4.1 данного закона, отходы подразделяются на пять классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Ключевые нормативные документы включают:
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 устанавливает порядок разработки и утверждения НООЛР, а приказ от 07.12.2020 № 1021 содержит методические указания по разработке проектов нормативов. Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной деятельности осуществляется для объектов I категории негативного воздействия на окружающую среду.
3. Система классификации отходов I-V классов опасности
Классификация отходов по степени опасности включает пять классов: I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы, IV класс - малоопасные отходы, V класс - практически неопасные отходы.
Отходы I класса опасности представляют наибольшую угрозу для окружающей среды и здоровья человека. К этому классу относятся вещества чрезвычайно высокой опасности, которые оказывают наибольший вред окружающей среде и здоровью людей, могут привести к экологической катастрофе. Речь идет об отходах, которые не распадаются веками и содержат ртуть, свинец, таллий, плутоний, полоний.
I класс: ртутные лампы, медицинские градусники, трансформаторы с ПХБ
II класс: отработанные аккумуляторы, масла, кислоты
III класс: дизельное топливо, лаки, краски
IV класс: строительный мусор, металлолом
V класс: древесные отходы, пищевые отходы, бумага
Критерии отнесения отходов к конкретному классу опасности установлены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536. Определение класса опасности осуществляется расчетным или экспериментальным методом на основании физико-химических свойств отходов и их воздействия на окружающую среду.
4. Нормативы образования отходов и методы их расчета
По требованию статьи 18 закона об отходах производства НООЛР должны разрабатывать организации и ИП, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий. Нормативы устанавливаются на основе технологических процессов, применяемого оборудования, используемого сырья и материалов.
Методы расчета нормативов включают балансовый метод, статистический анализ, использование удельных показателей образования отходов и экспериментальные исследования. Нормативы должны пересматриваться при изменении технологических процессов, внедрении новых технологий или изменении номенклатуры используемого сырья.
Особое внимание уделяется нормированию твердых коммунальных отходов (ТКО). Установление НООЛР в отношении ТКО предусмотрено законодательством только в части ТКО, образованных в собственном производстве.
5. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО)
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 и содержит классифицированную информацию по видам наименования и определения класса опасности для любого вида отходов. ФККО служит основой для ведения государственного учета отходов и обеспечения единообразия в их классификации.
Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру, которая отражает происхождение отходов (животного, растительного, минерального, химического, коммунально-бытового происхождения), агрегатное состояние вещества, а также физическую форму.
X XX XXX XX XX X
1-3 разряды - происхождение отходов
4-5 разряды - агрегатное состояние
6-8 разряды - процесс образования
9-10 разряды - химический состав
11 разряд - класс опасности
ФККО регулярно обновляется с учетом появления новых видов отходов и изменения технологических процессов. Последние изменения внесены приказом Росприроднадзора от 20.12.2024 года № 723 и вступили в силу 11.02.2025.
6. Способы утилизации и обезвреживания отходов
Выбор методов утилизации отходов определяется их классом опасности, физико-химическими свойствами и экономическими соображениями. Хранить отходы по закону можно не более 11 месяцев, затем, если утилизации они не подлежат, их подвергают захоронению в котлованах с предварительной упаковкой.
Для отходов I класса опасности применяются специальные высокотехнологичные методы обезвреживания. К термическим способам утилизации, подходящим для уничтожения отходов 1 класса, относятся высокотемпературное сжигание, плазменная обработка, пиролиз. Эти методы обеспечивают полное разрушение токсичных соединений.
Отходы II-III классов опасности могут подвергаться регенерации, переработке во вторичное сырье или термическому обезвреживанию с использованием менее энергоемких технологий. Промышленные отходы 2 класса упаковываются в надежно закрытые полиэтиленовые мешки или пластиковые пакеты, следующий класс отходов может храниться в бумажных и хлопчатобумажных мешках.
7. Практическая реализация требований и документооборот
Для обращения с опасными отходами у организации должна быть в наличии соответствующая лицензия. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4-го классов опасности осуществляется на основании Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ.
Паспортизация отходов является обязательной процедурой для отходов I-IV классов опасности. В паспорте отходов содержится информация о классе опасности, составе отходов, их физико-химических свойствах, способе образования и нормах по обращению с ними.
Процедура получения паспорта включает несколько этапов: определение морфологического и химического состава отходов, расчет или экспериментальное определение класса опасности, подготовку документации и согласование с территориальными органами Росприроднадзора.
- Паспорт отходов - бессрочно (до изменения технологии или реорганизации)
- НООЛР - 5-7 лет в зависимости от категории объекта
- Лицензия на отходы I-IV классов - бессрочна при соблюдении требований
- Подтверждение соответствия лицензионным требованиям - каждые 3 года с марта 2025 г.
8. Современные тенденции и изменения в законодательстве
С 1 марта 2025 года введена новая схема согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по ряду объектов. Тем, кто ведет деятельность на объектах НВОС I категории или II категории, не потребуется отдельно согласовывать НООЛР - такие нормативы установят в комплексном экологическом разрешении. Важным нововведением стало требование о подтверждении соответствия лицензионным требованиям каждые 3 года для лицензий на обращение с отходами I-IV классов опасности, действующее с 1 марта 2025 года.
Основные направления развития системы обращения с отходами включают цифровизацию процессов учета и контроля, внедрение принципов циркулярной экономики, развитие технологий переработки и рекуперации материалов. Особое внимание уделяется созданию региональных операторов по обращению с отходами и развитию инфраструктуры переработки.
В 2025 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду остаются на уровне 2024 года согласно Постановлению Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290. Базовые ставки применяются с коэффициентом индексации 1,32 к ставкам 2018 года для большинства видов воздействий.
Часто задаваемые вопросы
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и не является официальной правовой консультацией. Авторы не несут ответственности за решения, принятые на основе представленной информации. Для получения актуальных данных и правовых консультаций рекомендуется обращаться к официальным источникам и квалифицированным специалистам.
Источники информации:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
2. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"
3. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
4. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности"
5. Официальные данные Росприроднадзора и Минприроды России
6. Специализированные экологические издания и профессиональные консультационные системы
