Меню

Таблица токовых нагрузок медных и алюминиевых шин: ПУЭ нормы и ГОСТ стандарты

  • 07.07.2025
  • Познавательное

Таблица 1: Допустимые длительные токи для медных шин прямоугольного сечения (ПУЭ 1.3.31)

Размеры, мм Сечение, мм² 1 полоса AC/DC, А 2 полосы AC/DC, А 3 полосы AC/DC, А 4 полосы AC/DC, А
15×3 45 210/165
20×3 60 270/215
25×3 75 330/265 600/480
30×4 120 475/475 880/855 1250/1200 1600/1530
40×4 160 610/610 1150/1115 1650/1580 2100/2000
50×5 250 870/860 1650/1600 2380/2280 3050/2900
60×6 360 1150/1135 2200/2130 3180/3040 4080/3880
80×8 640 1820/1795 3500/3390 5070/4850 6520/6200
100×10 1000 2650/2610 5120/4960 7430/7120 9580/9130

Таблица 2: Допустимые длительные токи для алюминиевых шин прямоугольного сечения (ПУЭ 1.3.31)

Размеры, мм Сечение, мм² 1 полоса AC/DC, А 2 полосы AC/DC, А 3 полосы AC/DC, А 4 полосы AC/DC, А
15×3 45 165/130
20×3 60 210/170
25×3 75 255/205 465/375
30×4 120 370/370 685/665 975/935 1245/1190
40×4 160 475/475 895/870 1285/1230 1635/1560
50×5 250 675/670 1285/1245 1850/1775 2370/2255
60×6 360 895/885 1710/1655 2470/2365 3170/3015
80×8 640 1420/1400 2725/2640 3950/3780 5080/4835
100×10 1000 2065/2035 3985/3865 5785/5545 7460/7115

Таблица 3: Расширенная таблица медных шин различных сечений

Размеры, мм Сечение, мм² Ток AC, А Ток DC, А Плотность тока, А/мм²
16×2.5 40 190 155 4.75
20×2 40 185 150 4.63
25×4 100 420 335 4.20
32×4 128 510 510 3.98
40×5 200 740 730 3.70
50×6 300 1050 1035 3.50
60×8 480 1550 1530 3.23
80×10 800 2350 2320 2.94

Таблица 4: Расширенная таблица алюминиевых шин различных сечений

Размеры, мм Сечение, мм² Ток AC, А Ток DC, А Плотность тока, А/мм²
16×2.5 40 150 120 3.75
20×2 40 145 115 3.63
25×4 100 325 260 3.25
32×4 128 395 395 3.09
40×5 200 575 570 2.88
50×6 300 815 805 2.72
60×8 480 1205 1190 2.51
80×10 800 1830 1805 2.29

Таблица 5: Сравнительные характеристики медных и алюминиевых шин

Характеристика Медные шины Алюминиевые шины Отношение Cu/Al
Удельная электропроводность, МСм/м 58-59 36-37 1.6
Плотность, г/см³ 8.9 2.7 3.3
Теплопроводность, Вт/(м·К) 400 237 1.7
Температурный коэффициент сопротивления, 1/К 0.0039 0.0040 0.98
Максимальная рабочая температура, °C 70 70 1.0
Относительная токовая нагрузка 1.0 0.78 1.28

Основы токовых нагрузок шинопроводов

Токовые нагрузки шинопроводов представляют собой максимально допустимые значения электрического тока, которые могут длительно протекать через шины без превышения допустимой температуры нагрева. Согласно ПУЭ, допустимые длительные токи для неизолированных проводов и шин определяются исходя из допустимой температуры их нагрева до 70°С при температуре окружающей среды 25°С.

Электротехнические шины являются основными токопроводящими элементами в электроустановках напряжением до 1000 В и выше. Шины из электротехнической меди являются одним из наиболее востребованных проводников для создания конструкций в электротехнике, предназначенных для работы с токами свыше 200 А. Правильный выбор сечения и материала шинопровода критически важен для обеспечения надежности и безопасности электроснабжения.

Основные факторы, влияющие на токовую нагрузку:
• Материал шины (медь, алюминий)
• Геометрические размеры поперечного сечения
• Способ прокладки и охлаждения
• Температура окружающей среды
• Количество параллельных полос

Нормативная база и технические стандарты

Основные требования к токовым нагрузкам шинопроводов в Российской Федерации регламентируются несколькими ключевыми документами. Главным нормативным документом являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ), в частности таблица 1.3.31, которая содержит допустимые длительные токи для шин прямоугольного сечения.

Медные электротехнические шины изготавливаются в соответствии с ГОСТ 434-78, который нормирует производство электротехнических медных шин и проволоки прямоугольного сечения. Алюминиевая электротехническая шина выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 15176-89.

При расположении шин прямоугольного сечения плашмя токи должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм.

Стандарты устанавливают не только токовые характеристики, но и требования к качеству материалов, допуски на размеры, механические свойства и условия эксплуатации. Значения токовых нагрузок действительны при допустимой температуре разогрева шинопровода до +70°С при температуре воздушного пространства +25°С.

Технические характеристики медных шин

Основным достоинством электротехнических шин, выполненных из чистой меди, является хорошая проводимость тока. Изделия, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ 434-78, имеют широкий диапазон использования в различных сферах деятельности.

В зависимости от используемого материала и конструктивного исполнения медные шины могут быть твердыми (ШМТ, М1т), мягкими (ШММ, М1м) и гибкими в изолированной оболочке. ШМТВ представляют собой шины медные твердые без кислорода, ШММ и ШМТ – шины медные мягкие и твердые соответственно.

Пример расчета токовой нагрузки:
Длительно допустимый ток для неизолированных медных шин 30×4 в однофазном токопроводе составляет 475 А для постоянного и для переменного тока. Шина медная 50×5 обеспечивает работу при 870 А и 860 А (для постоянного и переменного тока соответственно).

Медные электротехнические шины превосходят алюминиевые аналоги по основным техническим характеристикам: за счет высокой теплопроводности медная шина выдержит существенно большую нагрузку по току, при передаче энергии потери сводятся к минимуму, обладают эластичностью и устойчивостью к механическим нагрузкам.

Технические характеристики алюминиевых шин

Расчет сечения алюминиевой шины по длительно допустимым токовым нагрузкам проводят в соответствии с главой 1.3 Правил устройства электроустановок, где выбираются допустимые длительные токи для неизолированных проводов и шин.

При производстве электротехнического оборудования применяются марки АД0 (более пластичная, но не закаленная шина) и АД31 (термически обработанная алюминиевая шина). Алюминиевая электротехническая шина отличается относительно низкой стоимостью, более легким весом, стойкостью к коррозии и колебаниям температуры.

Преимущества алюминиевых шин:
• Меньший вес по сравнению с медными (в 3.3 раза)
• Более доступная стоимость материала
• Хорошая коррозионная стойкость
• Простота механической обработки

Алюминиевая шина легче гнется на станке и с ней в целом проще работать, чем с медной. Однако стоит заметить, что на открытом воздухе на поверхности алюминия со временем может появляться окисная пленка, снижающая электропроводимость.

Сравнительный анализ материалов шинопроводов

Выбор между медными и алюминиевыми шинами требует комплексного анализа технических и эксплуатационных характеристик. Главным преимуществом медной шины является более высокая электропроводность, что позволяет использовать шину меньшего сечения в более компактных корпусах электрооборудования.

При сравнении токовых характеристик медные шины демонстрируют превосходство приблизительно в 1.28 раза по сравнению с алюминиевыми шинами того же сечения. Это обусловлено более высокой удельной электропроводностью меди (58-59 МСм/м против 36-37 МСм/м у алюминия).

Практический пример сравнения:
Для передачи тока 1000 А можно использовать:
• Медную шину 60×6 мм (1150 А)
• Алюминиевую шину 80×8 мм (1420 А)
При этом медная шина будет более компактной, но тяжелее в 2.4 раза.

Многие низковольтные распределительные устройства с использованием коммутационных аппаратов на большие токи возможно произвести только с применением медной шины. В то же время алюминиевые шины находят широкое применение в менее нагруженных цепях, где определяющими факторами являются вес и экономичность.

Факторы монтажа и коррекции токовых нагрузок

Реальные токовые нагрузки шинопроводов в значительной степени зависят от условий монтажа и эксплуатации. При размещении электротехнической шины ребром токовая нагрузка извлекается из таблицы без изменений, при размещении плашмя (худшие условия охлаждения) следует снижать силу тока на 5% для шин с большей стороной менее 60 мм и на 8% для шин с большей стороной более 60 мм.

Температурные условия играют критическую роль в определении допустимых нагрузок. При повышении температуры окружающей среды выше нормативных 25°С необходимо применять температурные коррекционные коэффициенты, которые снижают допустимую токовую нагрузку.

Коррекционные факторы:
• Способ прокладки: ребром (1.0) / плашмя (0.92-0.95)
• Температура среды: каждые +10°С снижают ток на 7-10%
• Группировка: несколько рядом расположенных шин требуют снижения на 10-15%
• Изоляция: изолированные шины имеют пониженную токовую нагрузку

При необходимости соединить медную шину и алюминиевый провод можно использовать специальные наконечники, одна часть которых медная, а другая алюминиевая, либо применять лужение в месте контакта. Это позволяет избежать электрохимической коррозии в местах соединения разнородных металлов.

Критерии выбора и практические рекомендации

Выбор оптимального типа и сечения шинопровода должен основываться на комплексном анализе требований конкретного применения. При наличии финансовых возможностей лучше выбирать шинопроводы с запасом по токовой нагрузке с целью избежать выхода изделий из строя при скачках напряжения и коротких замыканиях.

Основными критериями выбора являются расчетный ток нагрузки, условия эксплуатации, требования к массогабаритным характеристикам и экономические соображения. При выборе шин больших сечений необходимо выбирать наиболее экономичные по условиям пропускной способности конструктивные решения, обеспечивающие наименьшие добавочные потери и наилучшие условия охлаждения.

Рекомендуется предусматривать запас по токовой нагрузке не менее 20-25% от расчетного значения для обеспечения надежности эксплуатации и возможности модернизации системы.

При выборе между медными и алюминиевыми шинами следует учитывать не только первоначальные затраты, но и эксплуатационные характеристики. Медные шины, несмотря на более высокую стоимость, часто оказываются более экономичными в долгосрочной перспективе благодаря меньшим потерям энергии и большей надежности.

Часто задаваемые вопросы

Как правильно выбрать сечение медной шины по току? +
Выбор сечения медной шины осуществляется по таблицам ПУЭ 1.3.31 исходя из расчетного тока нагрузки с учетом коррекционных коэффициентов. Необходимо определить максимальный длительный ток, учесть способ прокладки (ребром или плашмя), температуру окружающей среды и предусмотреть запас 20-25%. Для токов до 200 А рекомендуется использовать одну полосу, свыше - несколько параллельных полос.
В чем разница между токами переменного и постоянного тока для шин? +
Различие обусловлено поверхностным эффектом (скин-эффектом) при переменном токе. При постоянном токе ток распределяется равномерно по всему сечению проводника, а при переменном - концентрируется у поверхности. Поэтому допустимые токи постоянного тока для шин большого сечения обычно несколько ниже, чем переменного. Для малых сечений эта разница незначительна.
Можно ли соединять медные и алюминиевые шины напрямую? +
Прямое соединение медных и алюминиевых шин недопустимо из-за электрохимической коррозии. Необходимо использовать специальные переходные элементы: биметаллические наконечники, медно-алюминиевые переходы, полученные методом холодной сварки давлением, или лужение контактных поверхностей. Все соединения должны выполняться болтами с шайбами и периодически контролироваться.
Какие факторы влияют на снижение токовой нагрузки шин? +
Основные факторы снижения: расположение плашмя (снижение на 5-8%), повышенная температура окружающей среды (7-10% на каждые 10°С), группировка нескольких шин рядом (10-15%), наличие изоляции, плохие условия вентиляции, загрязнение поверхности. При проектировании необходимо учитывать все неблагоприятные факторы и применять соответствующие коррекционные коэффициенты.
В чем преимущества медных шин перед алюминиевыми? +
Медные шины имеют на 60% выше электропроводность, лучшую теплопроводность, более высокую механическую прочность, стабильность контактных соединений, возможность пайки и сварки. Они обеспечивают меньшие потери энергии, более компактные размеры при том же токе, большую надежность. Недостатки: выше стоимость и вес. Алюминиевые шины легче в 3.3 раза и дешевле, но имеют меньшую токовую нагрузку.
Какие марки медных и алюминиевых шин существуют? +
Медные шины: ШМТ (твердые), ШММ (мягкие), ШМТВ (твердые бескислородные), изготавливаются из меди марок М1, М2 по ГОСТ 434-78. Алюминиевые шины: из алюминия марки АД0 (мягкий, пластичный) и АД31 (термообработанный, более прочный) по ГОСТ 15176-89. Выбор марки зависит от условий эксплуатации: твердые шины для стационарных установок, мягкие - для конструкций с вибрацией.
Как рассчитать количество параллельных полос шин? +
Количество параллельных полос определяется отношением расчетного тока к допустимому току одной полосы с учетом коэффициента снижения. При параллельном соединении полос токовая нагрузка увеличивается не пропорционально из-за ухудшения условий охлаждения. Обычно применяют 1-4 полосы на фазу. Важно обеспечить равномерное распределение тока между полосами правильным монтажом и одинаковой длиной проводников.
При какой температуре нагрева шин наступает предельное состояние? +
Согласно ПУЭ, допустимая температура нагрева неизолированных медных и алюминиевых шин составляет 70°С при температуре окружающего воздуха 25°С. Превышение этой температуры приводит к ускоренному старению материала, увеличению сопротивления, ослаблению контактных соединений. Для изолированных шин температуры могут быть ниже в зависимости от класса изоляции. Контроль температуры осуществляется тепловизионным обследованием.

Заключение

Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена для повышения квалификации специалистов в области электротехники. Все расчеты и выбор оборудования должны выполняться квалифицированными инженерами с учетом конкретных условий эксплуатации.

Основные источники:

  • ПУЭ - Правила устройства электроустановок, издание 7
  • ГОСТ 434-78 - Проволока прямоугольного сечения и шины медные электротехнические
  • ГОСТ 15176-89 - Шины алюминиевые электротехнические
  • Справочник по электротехническим материалам
  • Техническая документация производителей электротехнической продукции

Отказ от ответственности: Автор не несет ответственности за последствия применения информации, изложенной в статье. Все проектные решения должны соответствовать действующим нормативным документам и проходить экспертизу.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.