- Введение в опорно-поворотные устройства
- Типы опорно-поворотных устройств
- Конструкция и компоненты ОПУ
- Нагрузочная способность ОПУ
- Моменты сопротивления ОПУ
- Применение в различных отраслях
- Критерии выбора и рекомендации по обслуживанию
Навигация по таблицам:
- Таблица нагрузочной способности опорно-поворотных устройств
- Таблица моментов сопротивления опорно-поворотных устройств
Таблица нагрузочной способности опорно-поворотных устройств
Ниже представлены значения максимальных осевых, радиальных нагрузок и опрокидывающих моментов для различных типоразмеров опорно-поворотных устройств. Данные приведены для основных серий ОПУ и могут варьироваться в зависимости от производителя.
Серия ОПУ | Внешний диаметр (мм) | Максимальная осевая нагрузка (кН) | Максимальная радиальная нагрузка (кН) | Максимальный опрокидывающий момент (кНм) |
---|---|---|---|---|
EB1/ZB1 (однорядные шариковые) | 500 | 250 | 80 | 30 |
EB1/ZB1 (однорядные шариковые) | 800 | 430 | 140 | 78 |
EB1/ZB1 (однорядные шариковые) | 1200 | 890 | 290 | 210 |
EB2 (двухрядные шариковые) | 800 | 650 | 260 | 160 |
EB2 (двухрядные шариковые) | 1200 | 1200 | 480 | 450 |
EB2 (двухрядные шариковые) | 1600 | 1850 | 740 | 950 |
NR1 (роликовые) | 800 | 850 | 340 | 220 |
NR1 (роликовые) | 1200 | 1500 | 600 | 610 |
NR1 (роликовые) | 1600 | 2400 | 960 | 1280 |
SG (трехрядные роликовые) | 1200 | 3200 | 1600 | 1800 |
SG (трехрядные роликовые) | 2000 | 6800 | 3400 | 7500 |
Прецизионные с перекрестными роликами | 400 | 180 | 90 | 18 |
Прецизионные с перекрестными роликами | 800 | 580 | 290 | 140 |
Таблица моментов сопротивления опорно-поворотных устройств
В данной таблице представлены значения моментов сопротивления вращению для различных опорно-поворотных устройств в зависимости от типа, нагрузки и скорости вращения. Момент сопротивления вращению является важной характеристикой при подборе привода для ОПУ.
Тип ОПУ | Диаметр (мм) | Осевая нагрузка (кН) | Момент сопротивления без нагрузки (Нм) | Момент сопротивления под нагрузкой (Нм) | Коэффициент трения |
---|---|---|---|---|---|
Шариковое однорядное | 500 | 100 | 15 | 120 | 0.004-0.006 |
Шариковое однорядное | 800 | 200 | 35 | 290 | 0.004-0.006 |
Шариковое однорядное | 1200 | 400 | 80 | 680 | 0.004-0.006 |
Шариковое двухрядное | 800 | 300 | 60 | 450 | 0.005-0.007 |
Шариковое двухрядное | 1200 | 600 | 120 | 1050 | 0.005-0.007 |
Роликовое | 800 | 400 | 100 | 680 | 0.006-0.009 |
Роликовое | 1200 | 800 | 200 | 1580 | 0.006-0.009 |
Роликовое | 1600 | 1200 | 350 | 2850 | 0.006-0.009 |
С червячным приводом | 800 | 400 | 180 | 850 | 0.008-0.012 |
С червячным приводом | 1200 | 800 | 320 | 1950 | 0.008-0.012 |
Прецизионное | 500 | 150 | 12 | 140 | 0.003-0.005 |
Прецизионное | 800 | 300 | 25 | 320 | 0.003-0.005 |
Полное оглавление статьи
1. Введение в опорно-поворотные устройства
1.1. Определение и назначение
Опорно-поворотное устройство (ОПУ) представляет собой крупногабаритный подшипник качения, сочетающий функции опорного и упорного подшипников. ОПУ обеспечивает возможность вращения верхней части конструкции относительно нижней, одновременно воспринимая комбинированные нагрузки: осевые, радиальные и опрокидывающие моменты. Основное назначение ОПУ — обеспечить плавное вращение с минимальным трением при одновременном восприятии значительных нагрузок.
1.2. Значение в современной технике
Опорно-поворотные устройства играют критически важную роль во многих отраслях промышленности. Без них было бы невозможно функционирование большинства современных кранов, экскаваторов, буровых установок, ветрогенераторов и множества других машин и механизмов, где требуется обеспечить вращение конструкций под нагрузкой. ОПУ являются ответственными узлами, от надежности которых зависит безопасность и эффективность работы всей машины.
2. Типы опорно-поворотных устройств
2.1. Однорядные ОПУ
Однорядные опорно-поворотные устройства имеют один ряд шариков или роликов между внутренним и наружным кольцами. Такие ОПУ серий EB1, ZB1, NBL обычно применяются в конструкциях с относительно небольшими нагрузками. Основными преимуществами однорядных ОПУ являются более низкая стоимость и меньшая высота конструкции по сравнению с многорядными аналогами. Однако они имеют ограничения по воспринимаемым нагрузкам и опрокидывающим моментам.
2.2. Двухрядные ОПУ
Двухрядные опорно-поворотные устройства (серии EB2, NB1) оснащены двумя рядами элементов качения, что существенно повышает их грузоподъемность и способность воспринимать опрокидывающие моменты. Такие ОПУ получили широкое распространение в автокранах, экскаваторах и другой строительной технике среднего класса. Дополнительный ряд элементов качения обеспечивает более высокую жесткость конструкции и повышенный срок службы.
2.3. Трехрядные ОПУ
Трехрядные опорно-поворотные устройства (серия SG) представляют собой наиболее мощные конструкции, способные воспринимать экстремальные нагрузки и моменты. Они применяются в тяжелой технике — карьерных экскаваторах, мощных кранах, буровых установках. Конструктивно имеют три ряда роликовых элементов качения, что обеспечивает максимальную грузоподъемность и жесткость.
2.4. Шариковые ОПУ
Шариковые опорно-поворотные устройства используют шарики в качестве элементов качения. Они обеспечивают меньшее трение при вращении, что особенно важно для механизмов с высокими требованиями к плавности хода и при частых вращениях. Шариковые ОПУ имеют меньший момент сопротивления вращению и обычно применяются в конструкциях с умеренными нагрузками и требованиями к высокой точности поворота.
2.5. Роликовые ОПУ
Роликовые опорно-поворотные устройства используют цилиндрические, конические или сферические ролики. Благодаря большей площади контакта роликов с дорожками качения, такие ОПУ способны воспринимать значительно более высокие нагрузки по сравнению с шариковыми аналогами. Роликовые ОПУ серий NR1, NB1 применяются в механизмах с высокими нагрузками, однако имеют несколько больший момент сопротивления вращению.
2.6. Прецизионные ОПУ
Прецизионные опорно-поворотные устройства предназначены для применений, требующих высокой точности позиционирования. Они используются в станкостроении, медицинском оборудовании, радиолокационных установках. Отличительной особенностью прецизионных ОПУ является высокая точность изготовления всех компонентов, минимальные зазоры, специальная конструкция с перекрестными роликами, обеспечивающая высокую жесткость и точность вращения.
3. Конструкция и компоненты ОПУ
3.1. Кольца (внутреннее и внешнее)
Основу опорно-поворотного устройства составляют два кольца: внутреннее и внешнее. Они изготавливаются из высококачественных легированных сталей с последующей термообработкой для достижения необходимой твердости. На одном или обоих кольцах выполняются дорожки качения. В зависимости от конструкции, внутреннее кольцо может быть выполнено с зубчатым венцом для передачи крутящего момента от привода поворота. Кольца ОПУ обычно имеют фланцевую конструкцию с отверстиями для крепления к поворотной и неподвижной частям машины.
3.2. Элементы качения
Элементы качения — ключевые компоненты ОПУ, определяющие его нагрузочную способность и характеристики трения. В качестве элементов качения используются шарики или ролики. Шарики обеспечивают меньшее трение и более высокую скорость вращения, в то время как ролики способны выдерживать большие нагрузки. Элементы качения изготавливаются из высококачественных подшипниковых сталей с высокой твердостью поверхности (обычно 58-64 HRC) и высокой точностью геометрических размеров.
3.3. Уплотнения
Система уплотнений ОПУ предназначена для защиты элементов качения и дорожек от попадания пыли, влаги и других загрязнений, а также для удержания смазки внутри подшипника. Современные ОПУ оснащаются многоступенчатыми системами уплотнений, включающими контактные и лабиринтные уплотнения. Материалы уплотнений выбираются в зависимости от условий эксплуатации и могут включать различные полимеры, резину, фторопласт и другие материалы, устойчивые к воздействию агрессивных сред и экстремальных температур.
3.4. Система смазки
Правильная смазка является критически важным фактором для надежной работы и долговечности ОПУ. Современные опорно-поворотные устройства оснащаются системой смазочных каналов и ниппелей, обеспечивающих доступ смазки к элементам качения и дорожкам. В зависимости от типа ОПУ и условий эксплуатации могут применяться различные смазочные материалы: от литиевых и комплексных пластичных смазок до специализированных составов для экстремальных условий эксплуатации.
3.5. Зубчатое зацепление
Многие типы ОПУ оснащаются зубчатым венцом, расположенным на внутреннем или внешнем кольце. Зубчатый венец вместе с шестерней привода образует механизм поворота. Наиболее распространены ОПУ с внешним и внутренним зацеплением. Зубья могут быть прямыми или косыми. Для повышения износостойкости зубчатого венца применяется поверхностная или объемная закалка. В ответственных конструкциях зубья могут подвергаться шлифовке для повышения точности зацепления.
4. Нагрузочная способность ОПУ
4.1. Осевая нагрузка
Осевая нагрузка — это сила, действующая вдоль оси вращения ОПУ. Она создается весом поворотной части конструкции и полезной нагрузкой. Способность ОПУ воспринимать осевую нагрузку зависит от типа и размера элементов качения, их количества, а также от геометрии дорожек качения. Для большинства применений осевая нагрузка является основной, и ее величина может достигать нескольких тысяч килоньютонов для крупногабаритных ОПУ в тяжелой технике.
4.2. Радиальная нагрузка
Радиальная нагрузка действует перпендикулярно оси вращения ОПУ. Она возникает при ускорении, торможении и движении техники по неровной поверхности. Способность ОПУ воспринимать радиальные нагрузки обычно составляет 30-50% от осевой нагрузочной способности. Двухрядные и трехрядные ОПУ имеют значительно более высокую радиальную нагрузочную способность по сравнению с однорядными аналогами.
4.3. Опрокидывающий момент
Опрокидывающий момент возникает при работе техники с вылетом стрелы или при воздействии боковых сил. Это наиболее критичный параметр для большинства применений ОПУ. Способность ОПУ воспринимать опрокидывающий момент зависит от диаметра установки элементов качения, их типа и количества, а также от расстояния между рядами элементов в многорядных конструкциях. Для увеличения сопротивления опрокидывающему моменту применяются двух- и трехрядные конструкции ОПУ.
4.4. Расчет нагрузок
Расчет действующих на ОПУ нагрузок требует учета множества факторов, включая статические нагрузки от веса конструкции, динамические нагрузки при работе и экстремальные нагрузки при аварийных ситуациях. Для корректного расчета необходимо определить все возможные комбинации нагрузок, возникающие при эксплуатации. Современные методики расчета используют метод конечных элементов для моделирования поведения ОПУ под нагрузкой и определения напряжений в критических точках конструкции.
Эквивалентная нагрузка на ОПУ может быть рассчитана по формуле:
Pэкв = X·Fr + Y·Fa + Z·M
где Pэкв — эквивалентная нагрузка, Fr — радиальная нагрузка, Fa — осевая нагрузка, M — опрокидывающий момент, X, Y, Z — коэффициенты, зависящие от типа ОПУ.
5. Моменты сопротивления ОПУ
5.1. Факторы, влияющие на момент сопротивления
Момент сопротивления вращению — это крутящий момент, необходимый для вращения ОПУ. Он зависит от множества факторов, включая:
- Тип и размер элементов качения (шарики или ролики)
- Величину действующих на ОПУ нагрузок
- Диаметр ОПУ
- Качество и количество смазки
- Состояние дорожек качения и элементов качения
- Эффективность уплотнений
- Температуру окружающей среды
Шариковые ОПУ обычно имеют меньший момент сопротивления по сравнению с роликовыми аналогами такого же размера. Увеличение нагрузки на ОПУ приводит к увеличению момента сопротивления.
5.2. Расчет момента сопротивления
Полный момент сопротивления вращению ОПУ может быть представлен как сумма нескольких компонентов:
Mf = M0 + M1 + M2
где Mf — полный момент сопротивления, M0 — момент сопротивления ненагруженного ОПУ, зависящий от внутреннего трения, M1 — составляющая, зависящая от осевой нагрузки, M2 — составляющая, зависящая от опрокидывающего момента.
Для приближенного расчета можно использовать формулу:
Mf = μ·Fa·Dm/2 + μm·M
где μ — коэффициент трения, Fa — осевая нагрузка, Dm — средний диаметр ОПУ, μm — коэффициент влияния опрокидывающего момента, M — опрокидывающий момент.
5.3. Выбор привода на основе момента сопротивления
Выбор привода для ОПУ основывается на расчете необходимого крутящего момента с учетом момента сопротивления и требуемых динамических характеристик. Требуемый крутящий момент привода должен быть в 1.5-2 раза выше расчетного момента сопротивления для обеспечения надежного пуска и работы в различных условиях. Для ОПУ с зубчатым венцом чаще всего применяются электромеханические приводы с редуктором или гидравлические приводы. Для высокоточных применений могут использоваться прямые приводы на основе крупногабаритных моментных двигателей.
6. Применение в различных отраслях
6.1. Автокраны и грузоподъемное оборудование
В автокранах и другом грузоподъемном оборудовании ОПУ обеспечивает вращение поворотной части крана вместе с грузом. Специфика применения ОПУ в кранах заключается в необходимости воспринимать значительные опрокидывающие моменты, возникающие при работе с вылетом стрелы. Для автокранов чаще всего применяются двухрядные шариковые или роликовые ОПУ с внешним зубчатым венцом. Диаметр ОПУ для автокранов варьируется от 800 до 2000 мм в зависимости от грузоподъемности крана.
6.2. Экскаваторы и строительная техника
В экскаваторах ОПУ обеспечивает вращение поворотной платформы относительно ходовой части. Характерной особенностью работы ОПУ в экскаваторах являются ударные нагрузки и вибрации, возникающие при копании. Для экскаваторов применяются роликовые ОПУ повышенной прочности, часто с усиленными уплотнениями для работы в условиях повышенной запыленности и загрязнения. Крупные карьерные экскаваторы оснащаются трехрядными роликовыми ОПУ диаметром до 5 метров.
6.3. Ветрогенераторы
В ветрогенераторах ОПУ обеспечивает точное позиционирование гондолы с ротором относительно направления ветра. Особенностью применения ОПУ в ветровых турбинах является необходимость длительной работы в тяжелых погодных условиях, воздействие вибраций и переменных нагрузок от ветровых порывов. Для ветрогенераторов применяются специализированные крупногабаритные роликовые ОПУ с высокоэффективными системами уплотнений и специальными смазками, сохраняющими работоспособность в широком диапазоне температур.
6.4. Промышленные поворотные платформы
В промышленности ОПУ применяются в различном оборудовании: поворотных столах станков, манипуляторах, роботах, конвейерных системах и другом оборудовании. Для таких применений характерны требования к высокой точности позиционирования, низкому моменту сопротивления и высокой долговечности. В зависимости от конкретного применения могут использоваться как шариковые, так и роликовые ОПУ, часто в прецизионном исполнении с высокой точностью изготовления всех компонентов.
7. Критерии выбора и рекомендации по обслуживанию
7.1. Критерии выбора ОПУ
При выборе опорно-поворотного устройства необходимо учитывать множество факторов:
- Характер и величину действующих нагрузок (осевые, радиальные, опрокидывающий момент)
- Требуемую точность позиционирования
- Частоту и скорость вращения
- Условия эксплуатации (температура, влажность, запыленность)
- Требования к долговечности
- Габаритные ограничения
- Способ привода (наличие или отсутствие зубчатого венца)
На основе этих критериев определяется тип ОПУ (шариковое или роликовое), количество рядов элементов качения, диаметр и другие параметры. Для ответственных применений рекомендуется проводить детальный расчет на прочность и долговечность.
7.2. Монтаж и установка
Правильный монтаж ОПУ играет ключевую роль в обеспечении его надежной работы и долговечности. При монтаже необходимо обеспечить:
- Плоскостность и чистоту монтажных поверхностей
- Равномерное распределение нагрузки по всей поверхности ОПУ
- Правильный момент затяжки крепежных болтов
- Равномерность зазора между зубьями при наличии зубчатого венца
Для крупногабаритных ОПУ рекомендуется использовать специальное монтажное оборудование и приспособления. После монтажа необходимо проверить плавность вращения ОПУ и равномерность распределения контактных напряжений в элементах качения.
7.3. Техническое обслуживание
Регулярное техническое обслуживание является необходимым условием для обеспечения надежной работы ОПУ. Основные мероприятия по техническому обслуживанию включают:
- Периодическую смазку ОПУ в соответствии с рекомендациями производителя
- Проверку состояния уплотнений и их своевременную замену
- Проверку момента затяжки крепежных болтов
- Проверку зазоров в зубчатом зацеплении (при наличии зубчатого венца)
- Периодический осмотр на предмет коррозии, износа и других повреждений
Периодичность обслуживания зависит от условий эксплуатации и интенсивности использования ОПУ. Для ответственных применений рекомендуется вести журнал технического обслуживания.
7.4. Диагностика состояния ОПУ
Современные методы диагностики позволяют оценить техническое состояние ОПУ без его демонтажа. Основные методы диагностики включают:
- Измерение момента сопротивления вращению
- Измерение осевого и радиального зазора
- Вибрационную диагностику
- Акустическую диагностику
- Анализ смазочного материала на содержание продуктов износа
Регулярная диагностика позволяет своевременно выявить начинающиеся повреждения и предотвратить аварийный выход из строя ОПУ. Для ответственных применений рекомендуется использовать системы непрерывного мониторинга состояния ОПУ.
Полезные ссылки по опорно-поворотным устройствам
Для получения подробной информации о конкретных моделях ОПУ и их технических характеристиках рекомендуем посетить следующие страницы:
- ОПУ
- Аналоги ОПУ
- Опорно поворотные устройства INNER
- Опорно-поворотные устройства для автокранов
- Опорно-поворотные устройства для экскаваторов
- ОПУ с червячным приводом
- ОПУ стандартные
- ОПУ фланцевые
- Прецизионная серия для поворотных кругов (столов)
- Прецизионная серия с перекрестными роликами
- Двухрядные опорно-поворотные устройства
- Однорядные опорно-поворотные устройства
- Опорно-поворотные устройства (опу) eb1
- Опорно-поворотные устройства (опу) eb2
- Опорно-поворотные устройства (опу) ebl
- Опорно-поворотные устройства (опу) nb1
- Опорно-поворотные устройства (опу) nbl
- Опорно-поворотные устройства (опу) nr1
- Опорно-поворотные устройства (опу) sg
- Опорно-поворотные устройства (опу) zb1
- Опорно-поворотные устройства (опу) zbl
- Опорно-Поворотные Устройства Dv-B
- Опорно-Поворотные Устройства Ibo
- Опорно-Поворотные Устройства Imo
- Опорно-Поворотные Устройства Leonessa
- Опорно-Поворотные Устройства Rollix
- Опорно-Поворотные Устройства Torriani Gianni
- Роликовые опорно-поворотные устройства
- Трехрядные опорно-поворотные устройства
- Шариковые опорно-поворотные устройства
В компании INNER представлен широкий ассортимент опорно-поворотных устройств различных типов и модификаций для различных областей применения. Наши специалисты готовы помочь вам с выбором оптимального ОПУ для ваших задач с учетом всех технических требований и особенностей эксплуатации.
Отказ от ответственности
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для общего информирования. Представленные технические данные и характеристики приведены для примера и могут отличаться от фактических характеристик конкретных изделий.
При выборе опорно-поворотного устройства для конкретного применения рекомендуется консультация с техническими специалистами. Автор и компания не несут ответственности за возможные ошибки, неточности и последствия использования представленной информации.
Источники информации
1. Технические каталоги и документация компании INNER
2. Отраслевые стандарты и нормативные документы по проектированию и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования
3. Специализированная техническая литература по подшипникам качения и опорно-поворотным устройствам