Меню

Таблицы нормативов времени на погрузочные операции

  • 10.06.2025
  • Познавательное

Нормативные таблицы

Грузоподъемность автомобиля, т Масса груза при подъеме до 1,0 т
Норма времени (мин/т)
Масса груза 1,0-3,0 т
Норма времени (мин/т)
Масса груза 3,0-5,0 т
Норма времени (мин/т)
Масса груза свыше 5,0 т
Норма времени (мин/т)
До 1,5 9,50 - - -
Свыше 1,5 до 3,0 8,50 5,47 - -
Свыше 3,0 до 5,0 7,40 4,70 3,00 -
Свыше 5,0 до 7,0 6,80 4,30 2,70 2,40
Свыше 7,0 до 10,0 6,20 3,90 2,50 2,20
Свыше 10,0 5,70 3,60 2,30 2,00
Грузоподъемность самосвала, т Экскаватор одноковшовый
Норма времени (мин/т)
Погрузчик одноковшовый
Норма времени (мин/т)
Ленточный транспортер
Норма времени (мин/т)
До 4,5 1,36 2,00 0,75
Свыше 4,5 до 7,0 1,15 1,60 0,60
Свыше 7,0 до 10,0 0,96 1,35 0,50
Свыше 10,0 до 12,0 0,80 1,15 0,42
Свыше 12,0 0,70 1,00 0,35
Масса контейнера, т Автокран
Время на 1 контейнер (мин)
Козловой кран
Время на 1 контейнер (мин)
Автопогрузчик
Время на 1 контейнер (мин)
До 0,25 3,0 2,5 2,0
0,25 - 0,45 3,2 2,7 2,2
0,45 - 0,625 3,5 3,0 2,5
1,25 4,0 3,5 3,0
2,5 (3,0) 5,0 4,5 4,0
5,0 7,0 6,0 -
20,0 и выше 12,0 10,0 -
Вид груза Грузоподъемность автомобиля до 3 т
Норма времени (мин/т)
Грузоподъемность автомобиля 3-5 т
Норма времени (мин/т)
Грузоподъемность автомобиля свыше 5 т
Норма времени (мин/т)
Тарно-штучные грузы до 50 кг 23,0 20,0 18,0
Тарно-штучные грузы 50-100 кг 18,0 16,0 14,0
Мешковые грузы 20,0 17,0 15,0
Навалочные грузы (уголь, песок) 35,0 30,0 26,0
Металлопрокат 30,0 25,0 22,0
Условия выполнения работ Коэффициент к норме времени Температурная зона
Работа в зимнее время (I зона) 1,15 До -10°C
Работа в зимнее время (II зона) 1,25 От -10°C до -20°C
Работа в зимнее время (III зона) 1,35 От -20°C до -30°C
Работа в зимнее время (IV зона) 1,50 Ниже -30°C
Сортировка грузов при погрузке 1,25 -
Работа в стесненных условиях 1,20 -
Погрузка в автомобили-фургоны 1,10 -

Оглавление

1. Методология расчета нормативов времени на погрузочные операции

Нормирование погрузочных операций представляет собой комплексный процесс определения технически обоснованных затрат времени на выполнение различных видов погрузочно-разгрузочных работ. В соответствии с действующими нормативными документами, включая Постановление Минтруда РФ от 17.10.2000 N 76 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы" и Единые нормы выработки и времени (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 15.07.1986 N 259/16-12), методология расчета базируется на научном анализе трудовых процессов. Данные нормативы носят рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Основой для разработки нормативов времени служат данные хронометражных наблюдений, фотографий рабочего дня, технические характеристики применяемого оборудования и анализ передовых методов организации труда. При этом учитываются как основные операции по перемещению грузов, так и вспомогательные работы, включая подготовительные и заключительные операции.

Важно: Нормативы времени разработаны для условий рациональной организации рабочих мест, применения исправных погрузочно-разгрузочных средств и соблюдения технологических схем производства работ. Организации имеют право разрабатывать и применять более прогрессивные местные нормативы при внедрении новой техники и совершенствовании организации труда.

Структура норм времени

Норма времени на погрузочные операции включает следующие составляющие:

Т = tподг + tосн + tвсп + tзакл + tобсл + tотл

где:

tподг - подготовительное время (снятие пломб, открывание дверей, установка трапов)

tосн - основное время непосредственной погрузки

tвсп - вспомогательное время (перемещения, смена захватных устройств)

tзакл - заключительное время (закрывание дверей, установка пломб, увязка груза)

tобсл - время обслуживания рабочего места

tотл - время на отдых и личные надобности

Категории производительности

При нормировании погрузочных операций различают три вида производительности механизмов:

  • Теоретическая (конструктивная) производительность - максимально возможная производительность при непрерывной работе в идеальных условиях
  • Техническая производительность - производительность при непрерывной работе в конкретных производственных условиях
  • Эксплуатационная производительность - фактическая производительность с учетом всех перерывов и организационных факторов

2. Классификация погрузочных операций по типам и условиям выполнения

Классификация погрузочных операций является основой для правильного выбора и применения нормативов времени. В соответствии с действующими нормативными документами, все погрузочно-разгрузочные работы классифицируются по нескольким основным признакам.

По степени механизации

Различают три основных типа погрузочных операций. Важно отметить, что приведенные в статье нормативы являются базовыми и могут корректироваться организациями в зависимости от конкретных условий производства.

Механизированные операции - выполняются с применением кранов, погрузчиков, конвейеров и других механизмов. Нормы времени для таких операций зависят от типа и грузоподъемности механизма, массы единицы груза и условий работы.

Частично механизированные операции - сочетают использование механизмов с ручным трудом. Нормы времени устанавливаются в половинном размере от суммы норм для полностью механизированной и ручной погрузки.

Ручные операции - выполняются вручную или с применением простейших приспособлений. Нормы времени учитывают массу груза, расстояние перемещения и количество грузчиков.

По типу транспортных средств

Нормативы различаются для следующих вариантов погрузочно-разгрузочных работ:

  • Железнодорожный подвижной состав - склад
  • Железнодорожный подвижной состав - автотранспорт
  • Автотранспорт - склад
  • Железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав

По характеру грузов

Классификация грузов определяет выбор технологии и нормативов времени:

Категория груза Характеристика Особенности нормирования
Тарно-штучные Грузы в упаковке массой до 500 кг Нормы зависят от массы места и способа укладки
Навалочные Сыпучие грузы без упаковки Нормы на тонну с учетом типа механизма
Длинномерные Грузы длиной свыше 3 м Повышающие коэффициенты к базовым нормам
Контейнеры Унифицированная тара Нормы на один контейнер

3. Нормативы времени для механизированных погрузочных операций

Механизированные погрузочные операции составляют основу современной логистики и требуют точного нормирования для обеспечения эффективности производственных процессов. Нормативы времени для механизированных операций дифференцированы по типам применяемых механизмов и условиям их эксплуатации.

Погрузка кранами

При использовании кранов различных типов (автомобильных, козловых, мостовых, башенных) нормы времени устанавливаются с учетом грузоподъемности крана, массы поднимаемого груза и типа грузозахватного приспособления.

Расчет времени цикла крана:

tц = tзастр + tподъем + tперем + tопуск + tотстр

где:

tзастр - время застропки груза (30-150 с)

tподъем - время подъема груза

tперем - время перемещения груза

tопуск - время опускания груза

tотстр - время отстропки (20-85 с)

Погрузка автопогрузчиками

Фронтальные погрузчики и автопогрузчики широко применяются для погрузки как штучных, так и навалочных грузов. Производительность погрузчика рассчитывается по формуле:

Птехн = 3600 × V × kн × γ / tц × kр

где:

V - вместимость ковша, м³

kн - коэффициент наполнения (0,9-1,1)

γ - плотность груза, т/м³

tц - время цикла, с

kр - коэффициент разрыхления

Конвейерная погрузка

При использовании ленточных транспортеров и других конвейерных систем нормы времени значительно ниже, чем при других способах механизации. Для самосвалов грузоподъемностью 7-10 т норма составляет 0,5 мин/т при погрузке ленточным транспортером.

Примечание: При сортировке грузов в процессе погрузки применяется коэффициент 1,25 к базовой норме времени.

4. Нормативы времени для ручных погрузочных операций

Несмотря на высокий уровень механизации, ручные погрузочные операции продолжают применяться в определенных условиях. Нормирование ручного труда требует особого внимания к эргономическим факторам и условиям безопасности.

Факторы, влияющие на нормы ручной погрузки

При установлении норм времени на ручную погрузку учитываются:

  • Масса единицы груза (оптимальная масса для одного грузчика - до 50 кг)
  • Расстояние переноски (базовое расстояние - до 20 м)
  • Высота подъема или опускания груза
  • Характер груза и удобство его захвата
  • Количество грузчиков в бригаде

Организация бригадной работы

Единые нормы выработки предусматривают определенную численность грузчиков для различных видов работ:

Масса единицы груза, кг Минимальное количество грузчиков Способ переноски
До 50 1 На плече, в руках
50-80 2 На носилках, вдвоем
80-100 2 С применением приспособлений
100-150 3-4 На носилках усиленной конструкции
Свыше 150 Механизация обязательна -

Пример расчета: При погрузке мешковых грузов массой 50 кг в автомобиль грузоподъемностью 5 т норма времени составляет 17,0 мин/т. Для погрузки полной машины (5 т) потребуется: 17,0 × 5 = 85 минут при работе бригады из расчетного количества грузчиков.

5. Факторы, влияющие на нормы времени погрузочных работ

Нормы времени на погрузочные операции не являются постоянными величинами и корректируются с учетом множества производственных и климатических факторов. Понимание этих факторов критически важно для правильного планирования и организации погрузочных работ.

Климатические условия

Работа в зимнее время существенно влияет на производительность труда и нормы времени. В соответствии с Приложением 4 к Единым нормам выработки, территория страны разделена на четыре температурные зоны:

Применение зимних коэффициентов:

Тзим = Тбаз × Кзим

где:

Тзим - норма времени в зимних условиях

Тбаз - базовая норма времени

Кзим - зимний коэффициент (1,15-1,50)

Технологические факторы

К технологическим факторам, влияющим на нормы времени, относятся:

  • Стесненные условия работы - применяется коэффициент 1,20
  • Погрузка в автомобили-фургоны - коэффициент 1,10 по сравнению с бортовыми автомобилями
  • Необходимость сортировки груза - коэффициент 1,25
  • Погрузка на высоту свыше 2,5 м - дополнительное время на каждый метр высоты

Организационные факторы

Организация производственного процесса существенно влияет на фактические затраты времени:

Коэффициент использования рабочего времени при расчете эксплуатационной производительности обычно принимается равным 0,75-0,85, что учитывает технологические перерывы, время на подачу транспорта и другие организационные факторы.

Квалификация персонала

Нормы времени рассчитаны на средний уровень квалификации работников. При работе высококвалифицированных механизаторов фактическое время может быть меньше нормативного на 10-15%, в то время как при низкой квалификации превышение норм может достигать 20-30%.

6. Расчет производительности погрузочных механизмов

Расчет производительности погрузочных механизмов является ключевым элементом планирования погрузочно-разгрузочных работ и определения необходимого количества техники. Методология расчета базируется на технических характеристиках оборудования и условиях его эксплуатации.

Теоретическая производительность

Теоретическая (конструктивная) производительность определяется техническими возможностями механизма при непрерывной работе:

Для машин циклического действия:

Птеор = 60 × n × q

где:

n - число циклов в минуту

q - масса груза за один цикл, т

Техническая производительность

Техническая производительность учитывает реальные условия работы:

Пример расчета для козлового крана:

Грузоподъемность: 10 т

Средняя масса груза: 3 т

Время цикла: 180 с

Птехн = 3600 × 3 / 180 = 60 т/ч

Эксплуатационная производительность

Эксплуатационная производительность учитывает все виды простоев и организационные факторы:

Пэкспл = Птехн × Кв × Кг

где:

Кв - коэффициент использования по времени (0,75-0,85)

Кг - коэффициент использования по грузоподъемности (0,7-0,9)

Определение потребного количества механизмов

Расчет необходимого количества погрузочных механизмов производится по формуле:

N = Qсут / (Пэкспл × Тсм)

где:

Qсут - суточный объем погрузки, т

Пэкспл - эксплуатационная производительность, т/ч

Тсм - продолжительность смены, ч

7. Практические примеры применения нормативов времени

Рассмотрение практических примеров позволяет лучше понять методику применения нормативов времени в реальных производственных условиях. Приведенные расчеты демонстрируют комплексный подход к нормированию погрузочных операций.

Пример 1: Погрузка тарно-штучных грузов автокраном

Исходные данные:

- Груз: ящики массой 2,5 т каждый

- Автомобиль: бортовой, грузоподъемность 10 т

- Механизм: автокран грузоподъемностью 16 т

- Количество ящиков: 4 шт

Расчет:

1. По таблице 1 находим норму времени: 4,70 мин/т

2. Общая масса груза: 2,5 × 4 = 10 т

3. Время погрузки: 4,70 × 10 = 47 минут

4. С учетом подготовительных операций (10 мин) и заключительных (5 мин):

Общее время: 47 + 10 + 5 = 62 минуты

Пример 2: Погрузка навалочного груза в самосвал

Исходные данные:

- Груз: песок строительный

- Самосвал: КамАЗ-5511, грузоподъемность 10 т

- Механизм: фронтальный погрузчик с ковшом 2,0 м³

- Плотность песка: 1,6 т/м³

Расчет:

1. По таблице 2 норма времени: 1,35 мин/т

2. Время погрузки 10 т: 1,35 × 10 = 13,5 минут

3. Количество циклов: 10 / (2,0 × 1,6 × 0,9) = 3,5 ≈ 4 цикла

4. Время одного цикла: 13,5 / 4 = 3,4 минуты

Пример 3: Комплексный расчет с учетом зимних условий

Исходные данные:

- Груз: мешки с цементом по 50 кг

- Автомобиль: бортовой ГАЗ-3307, грузоподъемность 4,5 т

- Способ погрузки: вручную

- Температура: -25°C (III зона)

Расчет:

1. Базовая норма (таблица 4): 20,0 мин/т

2. Зимний коэффициент (таблица 5): 1,35

3. Норма с учетом зимних условий: 20,0 × 1,35 = 27,0 мин/т

4. Время погрузки 4,5 т: 27,0 × 4,5 = 121,5 минут

5. Количество мешков: 4500 / 50 = 90 шт

6. Время на один мешок: 121,5 / 90 = 1,35 минуты

Пример 4: Расчет производительности погрузочного пункта

Задача: Определить пропускную способность погрузочного пункта

Условия:

- 2 козловых крана грузоподъемностью 20 т

- Средняя масса контейнера: 15 т

- Норма времени на контейнер: 10 минут

- Рабочая смена: 8 часов

- Коэффициент использования: 0,8

Решение:

1. Количество контейнеров за час одним краном: 60 / 10 = 6

2. Производительность двух кранов: 6 × 2 = 12 конт/ч

3. С учетом коэффициента: 12 × 0,8 = 9,6 конт/ч

4. За смену: 9,6 × 8 = 76,8 ≈ 77 контейнеров

5. По массе: 77 × 15 = 1155 т/смену

Заключение по примерам: Приведенные расчеты демонстрируют важность комплексного подхода к нормированию. При планировании погрузочных работ необходимо учитывать не только базовые нормы, но и все корректирующие коэффициенты, а также организационные факторы.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Приведенные нормативы и расчеты основаны на действующих нормативных документах, но могут отличаться в зависимости от конкретных условий производства. Автор не несет ответственности за применение данной информации в практической деятельности. Для получения точных данных рекомендуется обращаться к официальным источникам и актуальным версиям нормативных документов.

Источники:

  • Постановление Минтруда РФ от 17.10.2000 N 76 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы" (носит рекомендательный характер)
  • Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 15.07.1986 N 259/16-12)
  • Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.1987 N 153/6)
  • Приказ МПС РФ от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов"
  • Приказ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "Об утверждении технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов"
  • Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Часть I (утв. Госкомтрудом СССР)

Примечание: Указанные нормативные документы продолжают применяться в Российской Федерации в части, не противоречащей действующему законодательству. Организации вправе разрабатывать собственные прогрессивные нормативы с учетом современной техники и технологий.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.