Навигация по таблицам
- Таблица 1. Нормы времени на механизированную погрузку кранами
- Таблица 2. Нормы времени на погрузку самосвалов
- Таблица 3. Нормы времени на погрузку контейнеров
- Таблица 4. Нормы времени на ручную погрузку
- Таблица 5. Коэффициенты к нормам времени
Нормативные таблицы
| Грузоподъемность автомобиля, т | Масса груза при подъеме до 1,0 т Норма времени (мин/т) |
Масса груза 1,0-3,0 т Норма времени (мин/т) |
Масса груза 3,0-5,0 т Норма времени (мин/т) |
Масса груза свыше 5,0 т Норма времени (мин/т) |
|---|---|---|---|---|
| До 1,5 | 9,50 | - | - | - |
| Свыше 1,5 до 3,0 | 8,50 | 5,47 | - | - |
| Свыше 3,0 до 5,0 | 7,40 | 4,70 | 3,00 | - |
| Свыше 5,0 до 7,0 | 6,80 | 4,30 | 2,70 | 2,40 |
| Свыше 7,0 до 10,0 | 6,20 | 3,90 | 2,50 | 2,20 |
| Свыше 10,0 | 5,70 | 3,60 | 2,30 | 2,00 |
| Грузоподъемность самосвала, т | Экскаватор одноковшовый Норма времени (мин/т) |
Погрузчик одноковшовый Норма времени (мин/т) |
Ленточный транспортер Норма времени (мин/т) |
|---|---|---|---|
| До 4,5 | 1,36 | 2,00 | 0,75 |
| Свыше 4,5 до 7,0 | 1,15 | 1,60 | 0,60 |
| Свыше 7,0 до 10,0 | 0,96 | 1,35 | 0,50 |
| Свыше 10,0 до 12,0 | 0,80 | 1,15 | 0,42 |
| Свыше 12,0 | 0,70 | 1,00 | 0,35 |
| Масса контейнера, т | Автокран Время на 1 контейнер (мин) |
Козловой кран Время на 1 контейнер (мин) |
Автопогрузчик Время на 1 контейнер (мин) |
|---|---|---|---|
| До 0,25 | 3,0 | 2,5 | 2,0 |
| 0,25 - 0,45 | 3,2 | 2,7 | 2,2 |
| 0,45 - 0,625 | 3,5 | 3,0 | 2,5 |
| 1,25 | 4,0 | 3,5 | 3,0 |
| 2,5 (3,0) | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
| 5,0 | 7,0 | 6,0 | - |
| 20,0 и выше | 12,0 | 10,0 | - |
| Вид груза | Грузоподъемность автомобиля до 3 т Норма времени (мин/т) |
Грузоподъемность автомобиля 3-5 т Норма времени (мин/т) |
Грузоподъемность автомобиля свыше 5 т Норма времени (мин/т) |
|---|---|---|---|
| Тарно-штучные грузы до 50 кг | 23,0 | 20,0 | 18,0 |
| Тарно-штучные грузы 50-100 кг | 18,0 | 16,0 | 14,0 |
| Мешковые грузы | 20,0 | 17,0 | 15,0 |
| Навалочные грузы (уголь, песок) | 35,0 | 30,0 | 26,0 |
| Металлопрокат | 30,0 | 25,0 | 22,0 |
| Условия выполнения работ | Коэффициент к норме времени | Температурная зона |
|---|---|---|
| Работа в зимнее время (I зона) | 1,15 | До -10°C |
| Работа в зимнее время (II зона) | 1,25 | От -10°C до -20°C |
| Работа в зимнее время (III зона) | 1,35 | От -20°C до -30°C |
| Работа в зимнее время (IV зона) | 1,50 | Ниже -30°C |
| Сортировка грузов при погрузке | 1,25 | - |
| Работа в стесненных условиях | 1,20 | - |
| Погрузка в автомобили-фургоны | 1,10 | - |
Оглавление
- 1. Методология расчета нормативов времени на погрузочные операции
- 2. Классификация погрузочных операций по типам и условиям выполнения
- 3. Нормативы времени для механизированных погрузочных операций
- 4. Нормативы времени для ручных погрузочных операций
- 5. Факторы, влияющие на нормы времени погрузочных работ
- 6. Расчет производительности погрузочных механизмов
- 7. Практические примеры применения нормативов времени
1. Методология расчета нормативов времени на погрузочные операции
Нормирование погрузочных операций представляет собой комплексный процесс определения технически обоснованных затрат времени на выполнение различных видов погрузочно-разгрузочных работ. В соответствии с действующими нормативными документами, включая Постановление Минтруда РФ от 17.10.2000 N 76 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы" и Единые нормы выработки и времени (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 15.07.1986 N 259/16-12), методология расчета базируется на научном анализе трудовых процессов. Данные нормативы носят рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Основой для разработки нормативов времени служат данные хронометражных наблюдений, фотографий рабочего дня, технические характеристики применяемого оборудования и анализ передовых методов организации труда. При этом учитываются как основные операции по перемещению грузов, так и вспомогательные работы, включая подготовительные и заключительные операции.
Важно: Нормативы времени разработаны для условий рациональной организации рабочих мест, применения исправных погрузочно-разгрузочных средств и соблюдения технологических схем производства работ. Организации имеют право разрабатывать и применять более прогрессивные местные нормативы при внедрении новой техники и совершенствовании организации труда.
Структура норм времени
Норма времени на погрузочные операции включает следующие составляющие:
Т = tподг + tосн + tвсп + tзакл + tобсл + tотл
где:
tподг - подготовительное время (снятие пломб, открывание дверей, установка трапов)
tосн - основное время непосредственной погрузки
tвсп - вспомогательное время (перемещения, смена захватных устройств)
tзакл - заключительное время (закрывание дверей, установка пломб, увязка груза)
tобсл - время обслуживания рабочего места
tотл - время на отдых и личные надобности
Категории производительности
При нормировании погрузочных операций различают три вида производительности механизмов:
- Теоретическая (конструктивная) производительность - максимально возможная производительность при непрерывной работе в идеальных условиях
- Техническая производительность - производительность при непрерывной работе в конкретных производственных условиях
- Эксплуатационная производительность - фактическая производительность с учетом всех перерывов и организационных факторов
2. Классификация погрузочных операций по типам и условиям выполнения
Классификация погрузочных операций является основой для правильного выбора и применения нормативов времени. В соответствии с действующими нормативными документами, все погрузочно-разгрузочные работы классифицируются по нескольким основным признакам.
По степени механизации
Различают три основных типа погрузочных операций. Важно отметить, что приведенные в статье нормативы являются базовыми и могут корректироваться организациями в зависимости от конкретных условий производства.
Механизированные операции - выполняются с применением кранов, погрузчиков, конвейеров и других механизмов. Нормы времени для таких операций зависят от типа и грузоподъемности механизма, массы единицы груза и условий работы.
Частично механизированные операции - сочетают использование механизмов с ручным трудом. Нормы времени устанавливаются в половинном размере от суммы норм для полностью механизированной и ручной погрузки.
Ручные операции - выполняются вручную или с применением простейших приспособлений. Нормы времени учитывают массу груза, расстояние перемещения и количество грузчиков.
По типу транспортных средств
Нормативы различаются для следующих вариантов погрузочно-разгрузочных работ:
- Железнодорожный подвижной состав - склад
- Железнодорожный подвижной состав - автотранспорт
- Автотранспорт - склад
- Железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав
По характеру грузов
Классификация грузов определяет выбор технологии и нормативов времени:
| Категория груза | Характеристика | Особенности нормирования |
|---|---|---|
| Тарно-штучные | Грузы в упаковке массой до 500 кг | Нормы зависят от массы места и способа укладки |
| Навалочные | Сыпучие грузы без упаковки | Нормы на тонну с учетом типа механизма |
| Длинномерные | Грузы длиной свыше 3 м | Повышающие коэффициенты к базовым нормам |
| Контейнеры | Унифицированная тара | Нормы на один контейнер |
3. Нормативы времени для механизированных погрузочных операций
Механизированные погрузочные операции составляют основу современной логистики и требуют точного нормирования для обеспечения эффективности производственных процессов. Нормативы времени для механизированных операций дифференцированы по типам применяемых механизмов и условиям их эксплуатации.
Погрузка кранами
При использовании кранов различных типов (автомобильных, козловых, мостовых, башенных) нормы времени устанавливаются с учетом грузоподъемности крана, массы поднимаемого груза и типа грузозахватного приспособления.
Расчет времени цикла крана:
tц = tзастр + tподъем + tперем + tопуск + tотстр
где:
tзастр - время застропки груза (30-150 с)
tподъем - время подъема груза
tперем - время перемещения груза
tопуск - время опускания груза
tотстр - время отстропки (20-85 с)
Погрузка автопогрузчиками
Фронтальные погрузчики и автопогрузчики широко применяются для погрузки как штучных, так и навалочных грузов. Производительность погрузчика рассчитывается по формуле:
Птехн = 3600 × V × kн × γ / tц × kр
где:
V - вместимость ковша, м³
kн - коэффициент наполнения (0,9-1,1)
γ - плотность груза, т/м³
tц - время цикла, с
kр - коэффициент разрыхления
Конвейерная погрузка
При использовании ленточных транспортеров и других конвейерных систем нормы времени значительно ниже, чем при других способах механизации. Для самосвалов грузоподъемностью 7-10 т норма составляет 0,5 мин/т при погрузке ленточным транспортером.
Примечание: При сортировке грузов в процессе погрузки применяется коэффициент 1,25 к базовой норме времени.
4. Нормативы времени для ручных погрузочных операций
Несмотря на высокий уровень механизации, ручные погрузочные операции продолжают применяться в определенных условиях. Нормирование ручного труда требует особого внимания к эргономическим факторам и условиям безопасности.
Факторы, влияющие на нормы ручной погрузки
При установлении норм времени на ручную погрузку учитываются:
- Масса единицы груза (оптимальная масса для одного грузчика - до 50 кг)
- Расстояние переноски (базовое расстояние - до 20 м)
- Высота подъема или опускания груза
- Характер груза и удобство его захвата
- Количество грузчиков в бригаде
Организация бригадной работы
Единые нормы выработки предусматривают определенную численность грузчиков для различных видов работ:
| Масса единицы груза, кг | Минимальное количество грузчиков | Способ переноски |
|---|---|---|
| До 50 | 1 | На плече, в руках |
| 50-80 | 2 | На носилках, вдвоем |
| 80-100 | 2 | С применением приспособлений |
| 100-150 | 3-4 | На носилках усиленной конструкции |
| Свыше 150 | Механизация обязательна | - |
Пример расчета: При погрузке мешковых грузов массой 50 кг в автомобиль грузоподъемностью 5 т норма времени составляет 17,0 мин/т. Для погрузки полной машины (5 т) потребуется: 17,0 × 5 = 85 минут при работе бригады из расчетного количества грузчиков.
5. Факторы, влияющие на нормы времени погрузочных работ
Нормы времени на погрузочные операции не являются постоянными величинами и корректируются с учетом множества производственных и климатических факторов. Понимание этих факторов критически важно для правильного планирования и организации погрузочных работ.
Климатические условия
Работа в зимнее время существенно влияет на производительность труда и нормы времени. В соответствии с Приложением 4 к Единым нормам выработки, территория страны разделена на четыре температурные зоны:
Применение зимних коэффициентов:
Тзим = Тбаз × Кзим
где:
Тзим - норма времени в зимних условиях
Тбаз - базовая норма времени
Кзим - зимний коэффициент (1,15-1,50)
Технологические факторы
К технологическим факторам, влияющим на нормы времени, относятся:
- Стесненные условия работы - применяется коэффициент 1,20
- Погрузка в автомобили-фургоны - коэффициент 1,10 по сравнению с бортовыми автомобилями
- Необходимость сортировки груза - коэффициент 1,25
- Погрузка на высоту свыше 2,5 м - дополнительное время на каждый метр высоты
Организационные факторы
Организация производственного процесса существенно влияет на фактические затраты времени:
Коэффициент использования рабочего времени при расчете эксплуатационной производительности обычно принимается равным 0,75-0,85, что учитывает технологические перерывы, время на подачу транспорта и другие организационные факторы.
Квалификация персонала
Нормы времени рассчитаны на средний уровень квалификации работников. При работе высококвалифицированных механизаторов фактическое время может быть меньше нормативного на 10-15%, в то время как при низкой квалификации превышение норм может достигать 20-30%.
6. Расчет производительности погрузочных механизмов
Расчет производительности погрузочных механизмов является ключевым элементом планирования погрузочно-разгрузочных работ и определения необходимого количества техники. Методология расчета базируется на технических характеристиках оборудования и условиях его эксплуатации.
Теоретическая производительность
Теоретическая (конструктивная) производительность определяется техническими возможностями механизма при непрерывной работе:
Для машин циклического действия:
Птеор = 60 × n × q
где:
n - число циклов в минуту
q - масса груза за один цикл, т
Техническая производительность
Техническая производительность учитывает реальные условия работы:
Пример расчета для козлового крана:
Грузоподъемность: 10 т
Средняя масса груза: 3 т
Время цикла: 180 с
Птехн = 3600 × 3 / 180 = 60 т/ч
Эксплуатационная производительность
Эксплуатационная производительность учитывает все виды простоев и организационные факторы:
Пэкспл = Птехн × Кв × Кг
где:
Кв - коэффициент использования по времени (0,75-0,85)
Кг - коэффициент использования по грузоподъемности (0,7-0,9)
Определение потребного количества механизмов
Расчет необходимого количества погрузочных механизмов производится по формуле:
N = Qсут / (Пэкспл × Тсм)
где:
Qсут - суточный объем погрузки, т
Пэкспл - эксплуатационная производительность, т/ч
Тсм - продолжительность смены, ч
7. Практические примеры применения нормативов времени
Рассмотрение практических примеров позволяет лучше понять методику применения нормативов времени в реальных производственных условиях. Приведенные расчеты демонстрируют комплексный подход к нормированию погрузочных операций.
Пример 1: Погрузка тарно-штучных грузов автокраном
Исходные данные:
- Груз: ящики массой 2,5 т каждый
- Автомобиль: бортовой, грузоподъемность 10 т
- Механизм: автокран грузоподъемностью 16 т
- Количество ящиков: 4 шт
Расчет:
1. По таблице 1 находим норму времени: 4,70 мин/т
2. Общая масса груза: 2,5 × 4 = 10 т
3. Время погрузки: 4,70 × 10 = 47 минут
4. С учетом подготовительных операций (10 мин) и заключительных (5 мин):
Общее время: 47 + 10 + 5 = 62 минуты
Пример 2: Погрузка навалочного груза в самосвал
Исходные данные:
- Груз: песок строительный
- Самосвал: КамАЗ-5511, грузоподъемность 10 т
- Механизм: фронтальный погрузчик с ковшом 2,0 м³
- Плотность песка: 1,6 т/м³
Расчет:
1. По таблице 2 норма времени: 1,35 мин/т
2. Время погрузки 10 т: 1,35 × 10 = 13,5 минут
3. Количество циклов: 10 / (2,0 × 1,6 × 0,9) = 3,5 ≈ 4 цикла
4. Время одного цикла: 13,5 / 4 = 3,4 минуты
Пример 3: Комплексный расчет с учетом зимних условий
Исходные данные:
- Груз: мешки с цементом по 50 кг
- Автомобиль: бортовой ГАЗ-3307, грузоподъемность 4,5 т
- Способ погрузки: вручную
- Температура: -25°C (III зона)
Расчет:
1. Базовая норма (таблица 4): 20,0 мин/т
2. Зимний коэффициент (таблица 5): 1,35
3. Норма с учетом зимних условий: 20,0 × 1,35 = 27,0 мин/т
4. Время погрузки 4,5 т: 27,0 × 4,5 = 121,5 минут
5. Количество мешков: 4500 / 50 = 90 шт
6. Время на один мешок: 121,5 / 90 = 1,35 минуты
Пример 4: Расчет производительности погрузочного пункта
Задача: Определить пропускную способность погрузочного пункта
Условия:
- 2 козловых крана грузоподъемностью 20 т
- Средняя масса контейнера: 15 т
- Норма времени на контейнер: 10 минут
- Рабочая смена: 8 часов
- Коэффициент использования: 0,8
Решение:
1. Количество контейнеров за час одним краном: 60 / 10 = 6
2. Производительность двух кранов: 6 × 2 = 12 конт/ч
3. С учетом коэффициента: 12 × 0,8 = 9,6 конт/ч
4. За смену: 9,6 × 8 = 76,8 ≈ 77 контейнеров
5. По массе: 77 × 15 = 1155 т/смену
Заключение по примерам: Приведенные расчеты демонстрируют важность комплексного подхода к нормированию. При планировании погрузочных работ необходимо учитывать не только базовые нормы, но и все корректирующие коэффициенты, а также организационные факторы.
Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Приведенные нормативы и расчеты основаны на действующих нормативных документах, но могут отличаться в зависимости от конкретных условий производства. Автор не несет ответственности за применение данной информации в практической деятельности. Для получения точных данных рекомендуется обращаться к официальным источникам и актуальным версиям нормативных документов.
Источники:
- Постановление Минтруда РФ от 17.10.2000 N 76 "Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы" (носит рекомендательный характер)
- Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 15.07.1986 N 259/16-12)
- Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.1987 N 153/6)
- Приказ МПС РФ от 29.09.2003 N 67 "Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов"
- Приказ МПС РФ от 10.11.2003 N 70 "Об утверждении технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов"
- Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. Часть I (утв. Госкомтрудом СССР)
Примечание: Указанные нормативные документы продолжают применяться в Российской Федерации в части, не противоречащей действующему законодательству. Организации вправе разрабатывать собственные прогрессивные нормативы с учетом современной техники и технологий.
