Меню

Таблицы посадок подшипников в корпусах

  • 07.05.2025
  • Познавательное

Таблица 5.1: Посадки подшипников качения в корпусах

Рекомендуемые посадки подшипников качения в корпусах
Серия подшипника Тип нагрузки Характер соединения Материал корпуса Рекомендуемое поле допуска Примечания
Лёгкая (60, 62, 622) Постоянная Неподвижное Сталь, чугун J7 Для диаметров до 100 мм
Лёгкая (60, 62, 622) Переменная Неподвижное Сталь, чугун K7 Для диаметров до 100 мм
Лёгкая (60, 62, 622) Ударная Неподвижное Сталь, чугун M7 Возможен нагрев при монтаже
Средняя (63, 64) Постоянная Неподвижное Сталь, чугун K7 Для диаметров 100-200 мм
Средняя (63, 64) Переменная, ударная Неподвижное Сталь, чугун M7 Для диаметров 100-200 мм
Тяжёлая (22, 23, 30, 31, 32) Любая Неподвижное Сталь, чугун N7 Рекомендуется нагрев при монтаже
Любая Любая Скользящее Сталь, чугун H7 Для компенсации температурных деформаций
Любая Любая Неподвижное Алюминиевые сплавы Повышение на один класс Учитывает больший коэффициент температурного расширения
Любая Любая Неподвижное Полимеры, композиты Повышение на два класса Учитывает большую деформируемость материала

Таблица 5.2: Посадки подшипников скольжения в корпусах

Рекомендуемые посадки подшипников скольжения в корпусах
Диаметр, мм Рекомендуемый зазор, мкм Поле допуска Допуск формы Шероховатость по ISO/ГОСТ, Ra мкм Метод монтажа
10-30 15-40 H7/f7 Цилиндричность IT5/2 0,8 Ручная запрессовка
30-50 20-50 H7/f7 Цилиндричность IT5/2 0,8 Ручная/механическая запрессовка
50-80 25-60 H7/e8 Цилиндричность IT6/2 1,6 Механическая запрессовка
80-120 30-80 H7/e8 Цилиндричность IT6/2 1,6 Механическая запрессовка
120-180 40-100 H8/e8 Цилиндричность IT7/2 2,5 Нагрев корпуса 80-120°C
180-250 50-125 H8/d9 Цилиндричность IT7/2 2,5 Нагрев корпуса 100-150°C
250-315 60-140 H8/d9 Цилиндричность IT8/2 3,2 Нагрев корпуса 120-180°C
315-400 70-170 H8/d9 Цилиндричность IT8/2 3,2 Нагрев корпуса 150-200°C

Таблица 5.3: Посадки специальных типов подшипниковых узлов

Рекомендуемые посадки для специальных типов подшипников
Тип подшипникового узла Рекомендуемая посадка Особенности монтажа Специальные требования
Корпуса сферических подшипников H7 (для самоустановки) Обеспечение самоустановки Сферическая поверхность корпуса с отклонением не более IT6
Корпуса разъемных подшипников J7/K7 Стяжные болты с контролируемым моментом затяжки Плоскостность разъема IT5, отсутствие ступенек на разъеме
Прецизионные подшипники JS6/K6 Монтаж с термоконтролем Отклонение от круглости не более 0,5 мкм, шероховатость Ra ≤ 0,4 мкм
Подшипники с закрепительными втулками H8/H9 Монтаж через втулку Прямолинейность и цилиндричность посадочного места IT7
Тонкостенные корпуса (t/d < 0,15) J6 (с подкреплением) Запрессовка с контролем деформации Усиление зоны посадки ребрами жесткости
Пластиковые детали P7/N7 Монтаж с охлаждением подшипника Учет ползучести материала, температурного расширения
Подшипники с консистентной смазкой H7/J7 Стандартный монтаж Канавки или отверстия для подачи смазки
Подшипники с жидкой смазкой H7 с канавками Гидравлические фитинги Система масляных каналов и уплотнений

Полное оглавление

1. Введение

Правильный выбор посадок подшипников в корпусах является одним из ключевых факторов, определяющих надежность и долговечность механизмов. Некорректно подобранная посадка может привести к преждевременному выходу из строя подшипникового узла, повышенному шуму, вибрации и потере точности механизма. В данной статье представлены рекомендации по выбору посадок для различных типов подшипников на основе современных инженерных стандартов и практик.

Рекомендации, приведенные в таблицах, основаны на стандартах ISO 286, ГОСТ 3325-85, DIN 620 и каталогах ведущих производителей подшипников, таких как SKF, FAG, Timken и NSK. Для каждого типа подшипникового соединения указаны оптимальные поля допусков, обеспечивающие требуемый характер сопряжения и эксплуатационные характеристики.

2. Классификация подшипников и их корпусов

Корпуса подшипников классифицируются по нескольким основным признакам:

2.1. По конструкции

  • Неразъемные корпуса
  • Разъемные корпуса (с горизонтальным или вертикальным разъемом)
  • Фланцевые корпуса
  • Стаканы
  • Корпуса со встроенными уплотнениями

2.2. По материалу

  • Чугунные (серый, ковкий, высокопрочный чугун)
  • Стальные (углеродистые и легированные стали)
  • Из легких сплавов (алюминиевые, магниевые)
  • Полимерные и композитные
  • Бронзовые и латунные (для специальных применений)

2.3. По типу воспринимаемой нагрузки

  • Для радиальной нагрузки
  • Для осевой нагрузки
  • Для комбинированной нагрузки
  • Для ударных нагрузок

Выбор поля допуска для корпуса зависит от типа подшипника, характера нагрузки, требуемой точности механизма и условий эксплуатации. В системе ISO/ГОСТ основные поля допусков для посадочных мест в корпусах: H7, J7, K7, M7, N7, P7, где буква обозначает положение поля допуска относительно нулевой линии, а цифра — квалитет точности.

3. Выбор и расчет посадок

3.1. Основные принципы выбора посадок

При выборе посадки подшипника в корпусе необходимо учитывать следующие факторы:

  • Характер нагрузки (величина, направление, переменность)
  • Скорость вращения подшипника
  • Требуемая точность вращения
  • Материал корпуса и его жесткость
  • Температурный режим работы
  • Возможность осевого перемещения подшипника

3.2. Расчет посадок

Расчет необходимого натяга или зазора проводится по формуле:

Для натяга в соединении подшипник-корпус:

Nmin = k × P / (π × D × L × f)

где:

  • Nmin — минимальный натяг, мм
  • k — коэффициент запаса (1,2-1,5)
  • P — передаваемая нагрузка, Н
  • D — диаметр посадочного места, мм
  • L — длина посадочной поверхности, мм
  • f — коэффициент трения (0,1-0,15 для стальных деталей)

Для учета температурных деформаций:

ΔD = D × (αк - αп) × ΔT

где:

  • ΔD — изменение диаметра, мм
  • αк — коэффициент температурного расширения материала корпуса, 1/°C
  • αп — коэффициент температурного расширения материала подшипника, 1/°C
  • ΔT — разница рабочей и монтажной температур, °C

4. Особенности посадок подшипников качения

Посадки подшипников качения в корпусах определяются в основном размерной серией подшипника и характером нагрузки. Для большинства применений используются посадки с зазором или с небольшим натягом.

4.1. Посадки для неподвижного наружного кольца

Если наружное кольцо подшипника должно быть неподвижным относительно корпуса, рекомендуются посадки от J7 до N7 в зависимости от нагрузки. При точечном характере нагрузки (нагрузка передается через небольшой сектор кольца) требуется более плотная посадка для предотвращения проворачивания кольца.

4.2. Посадки для подвижного наружного кольца

Если необходимо обеспечить осевое перемещение наружного кольца (например, для компенсации температурных деформаций или самоустановки), используется посадка H7, обеспечивающая гарантированный зазор.

4.3. Влияние материала корпуса

Для корпусов из материалов с высоким коэффициентом температурного расширения (алюминиевые сплавы, полимеры) следует выбирать более плотные посадки, учитывая уменьшение натяга или увеличение зазора при нагреве. Для алюминиевых корпусов рекомендуется повышать поле допуска на один класс (например, вместо K7 использовать M7).

5. Особенности посадок подшипников скольжения

Подшипники скольжения обычно устанавливаются в корпус с натягом для обеспечения неподвижности. Величина натяга определяется материалом втулки, рабочей температурой и характером нагрузки.

5.1. Зазоры и допуски

Рабочий зазор между валом и подшипником скольжения определяется по формуле:

S = (0,001...0,002) × d

где d — диаметр вала, мм.

Для обеспечения этого зазора необходимо точно контролировать не только диаметральные размеры, но и отклонения формы:

  • Отклонение от цилиндричности не более 1/2 от допуска на диаметр
  • Отклонение от круглости не более 1/3 от допуска на диаметр
  • Шероховатость поверхности в соответствии с таблицей 5.2

5.2. Технология монтажа

Монтаж подшипников скольжения в корпус выполняется различными способами в зависимости от размера и типа соединения:

  • Прессовая посадка (для малых и средних диаметров)
  • Установка с нагревом корпуса (для больших диаметров)
  • Установка с охлаждением втулки (для особо точных соединений)
  • Фиксация клеем или эпоксидной смолой (для тонкостенных втулок)

Важно обеспечить равномерное распределение натяга по всей поверхности контакта для предотвращения деформации внутренней поверхности подшипника.

6. Посадки специальных типов подшипников

Специальные типы подшипниковых узлов имеют свои особенности монтажа и требования к посадкам.

6.1. Сферические подшипники

Для обеспечения самоустановки сферических подшипников необходима посадка с гарантированным зазором (H7) между наружным кольцом и корпусом. Важно обеспечить соответствие сферической поверхности корпуса геометрии наружного кольца подшипника с высокой точностью.

6.2. Разъемные подшипниковые узлы

В разъемных корпусах особое внимание уделяется точности обработки плоскости разъема. Отклонение от плоскостности должно быть не более IT5, а ступенька на стыке половин корпуса недопустима. Применяются посадки J7/K7 с контролируемым моментом затяжки стяжных болтов.

6.3. Прецизионные подшипники

Для прецизионных подшипников выбираются более точные посадки (JS6/K6) и предъявляются повышенные требования к отклонениям формы посадочных мест:

  • Отклонение от круглости не более 0,5 мкм
  • Шероховатость Ra ≤ 0,4 мкм
  • Контроль температуры при монтаже для минимизации деформаций

6.4. Подшипники с закрепительными втулками

При использовании закрепительных втулок посадка между корпусом и подшипником обычно выполняется с зазором (H8/H9), а фиксация осуществляется через втулку. Важно обеспечить прямолинейность и цилиндричность посадочного места с точностью IT7.

7. Методы монтажа и демонтажа

Правильная технология монтажа и демонтажа подшипников является важным фактором обеспечения их долговечности.

7.1. Монтаж с натягом

При монтаже подшипников с натягом применяются следующие методы:

  • Механическая запрессовка (для малых и средних диаметров)
  • Гидравлическая запрессовка (для средних и больших диаметров)
  • Нагрев корпуса (на 80-100°C выше температуры подшипника)
  • Охлаждение подшипника (для особо точных посадок)

При механической запрессовке усилие должно прикладываться равномерно по всему торцу наружного кольца, для чего применяются специальные оправки. Для контроля усилия запрессовки используются гидравлические прессы с манометрами.

7.2. Монтаж с зазором

Монтаж подшипников с зазором (посадка H7) выполняется вручную или с помощью легких ударных инструментов с обязательным контролем положения подшипника относительно посадочного места.

7.3. Демонтаж подшипников

Для демонтажа подшипников применяются:

  • Механические съемники
  • Гидравлические съемники
  • Нагрев корпуса (для разборки соединений с большим натягом)
  • Индукционные нагреватели (для быстрого и контролируемого нагрева)

Важно избегать приложения усилия через тела качения или сепаратор подшипника. Усилие должно прикладываться только к разбираемому кольцу.

8. Каталог подшипниковых корпусов

Для практического применения информации, представленной в данной статье, рекомендуем ознакомиться с нашим каталогом корпусов подшипников. Компания "Иннер Инжиниринг" предлагает широкий ассортимент корпусов различных типов и производителей, включая высококачественные корпуса подшипников SKF.

В каталоге представлены различные конструктивные исполнения: разъёмные корпуса SD, разъемные корпуса SNG, популярные разъемные корпуса SNL и разъемные корпуса серии 200. Также доступны дополнительные компоненты: торцевые крышки, уплотнения, упорные кольца и фланцевые корпуса.

Для удобства подбора разъемных корпусов по размеру вала, воспользуйтесь фильтрами по диаметрам: 30 мм, 35 мм, 40 мм, 45 мм, 50 мм, 55 мм, 60 мм, 65 мм, 70 мм, 75 мм, 80 мм, 85 мм, 90 мм, 100 мм, 110 мм, 115 мм, 125 мм, 135 мм и 140 мм и более.

При выборе подшипникового корпуса рекомендуем руководствоваться информацией о посадках, приведенной в данной статье, а также консультироваться с нашими специалистами для оптимального решения конкретной технической задачи.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер. Приведенные рекомендации являются общими и могут потребовать корректировки для конкретных условий эксплуатации. При проектировании ответственных узлов необходимо руководствоваться актуальными стандартами и рекомендациями производителей подшипников.

Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия, связанные с применением приведенной информации без соответствующей инженерной проверки и расчетов.

Источники

  1. ISO 286-1:2010 - Геометрические характеристики изделий (GPS). Система кодирования линейных размеров.
  2. ГОСТ 3325-85 - Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов.
  3. SKF Bearing Installation and Maintenance Guide, 2018.
  4. Timken Engineering Manual, 2021 Edition.
  5. FAG Rolling Bearing Fundamentals, 2019.
  6. DIN 620:2011 - Rolling bearings - Tolerances.
  7. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2, 2020.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.