Меню

Вира-майна: команды крановщику при подъеме и опускании груза

  • 03.12.2025
  • Инженерные термины и определения

Команды вира и майна — это профессиональные термины стропальщиков при работе с грузоподъемными кранами. Вира означает подъем груза вверх, а майна — опускание вниз. Эти короткие команды пришли из морского дела и используются на стройках из-за четкого звучания, которое легко расслышать даже на большом расстоянии или при сильном шуме.

Что такое команды вира-майна

В профессиональной среде стропальщиков и крановщиков применяется специальная система команд для координации действий при подъеме и перемещении грузов. Центральное место занимают команды вира-майна, которые регламентируются нормативным документом РД 10-107-96.

Вира — команда, означающая подъем груза или крюка крана вверх. Произносится громко и четко для быстрого реагирования крановщика.

Майна — команда на опускание груза или крюка вниз. Противоположна команде вира по смыслу и действию.

Согласно РД 10-107-96 (Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами), утвержденному постановлением Госгортехнадзора России от 08.02.1996 под номером 3 с изменением от 30.01.2002 под номером 7, все команды должны подаваться четко и в соответствии с установленной знаковой сигнализацией. Голосовые команды вира-майна применяются при работе стреловых самоходных кранов и железнодорожных кранов с длиной стрелы не более 10 метров.

Характеристики команд вира-майна

  • Короткие слова из двух слогов, легкие для произношения
  • Четко различаются на слух даже при шуме строительной площадки
  • Не похожи друг на друга фонетически, что исключает путаницу
  • Применяются повсеместно на строительных и производственных объектах
  • Дублируются жестами при необходимости

Происхождение терминов вира и майна

Термины вира-майна имеют морское происхождение и пришли в строительную индустрию из профессионального языка моряков. Эти слова использовались при такелажных работах на судах задолго до появления строительных кранов.

Этимология команды вира

Слово вира происходит от итальянского virare, что означает вращать лебедку или поворачивать. В морском деле это была команда для подъема паруса или груза с помощью корабельных лебедок и талей. На современных стройках термин сохранил свое значение — поднимай вверх.

Этимология команды майна

Термин майна восходит к итальянскому ammainare — убирать паруса или спускать флаг. В морской практике команда майна означала опускание груза в трюм или за борт. В строительстве значение осталось прежним — опускай вниз.

Итальянские архитекторы и строители, работавшие в России, принесли с собой профессиональную терминологию. Морские команды прижились благодаря своей краткости и акустической четкости, необходимой для безопасной работы.

Полный перечень команд стропальщика

Помимо базовых команд вира-майна, стропальщик использует дополнительный набор сигналов для управления краном. Приложение 6 к РД 10-107-96 содержит рекомендуемую знаковую сигнализацию при перемещении грузов кранами.

Команда Значение Особенности применения
Вира Поднять груз или крюк Основная команда подъема, дублируется жестом вверх
Майна Опустить груз или крюк Основная команда спуска, дублируется жестом вниз
Стоп Немедленная остановка Может подать любой работник, заметивший опасность
Тихо Замедлить движение Применяется при установке груза на место
Влево/Вправо Горизонтальное перемещение Указывает направление движения стрелы или моста

Команда стоп — особая категория

Согласно РД 10-107-96, команда стоп имеет наивысший приоритет. Ее может подать любой работник, находящийся на площадке, если заметит нарушение техники безопасности или угрозу для людей. Крановщик обязан немедленно прекратить все операции по подъему и перемещению груза.

Команда стоп подается резким горизонтальным движением руки вправо-влево на уровне пояса с ладонью, обращенной вниз. При голосовой подаче используется громкое четкое произношение слова стоп.

Жестовое дублирование команд вира-майна

Знаковая сигнализация стропальщика используется при работе кранов на расстоянии. Приложение 6 к РД 10-107-96 регламентирует стандартные жесты для передачи команд.

Жест вира — подъем груза

  • Рука согнута в локте на уровне груди или пояса
  • Ладонь направлена вверх
  • Выполняются прерывистые движения рукой вверх
  • Движения повторяются до достижения нужной высоты
  • Интенсивность движений может указывать на скорость подъема

Жест майна — опускание груза

  • Рука поднята выше головы
  • Ладонь направлена вниз
  • Выполняются прерывистые движения рукой вниз
  • Движения продолжаются до полного опускания груза
  • После каждого движения рука возвращается в исходное положение

Для лучшего распознавания сигналов рекомендуется использовать красные флажки. Это особенно важно при работе на больших расстояниях или в условиях недостаточной видимости.

Требования к подаче команд крановщику

РД 10-107-96 устанавливает строгие требования к порядку обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Соблюдение этих правил критично для безопасности работ.

Дистанционные ограничения

Максимальное расстояние для подачи знаковых сигналов составляет 22 метра. При превышении этой дистанции необходимо использовать радиосвязь или назначать промежуточного сигнальщика. Голосовые команды вира-майна допускаются только при работе стреловых самоходных кранов и железнодорожных кранов с длиной стрелы не более 10 метров.

Униформа стропальщика

Согласно рекомендациям приложения 6 к РД 10-107-96, стропальщик должен носить:

  • Каска желтого цвета
  • Жилет желтого цвета для общей видимости
  • Рубашка голубого цвета
  • Нарукавная повязка красного цвета

Яркая униформа обеспечивает быструю идентификацию стропальщика на площадке и повышает безопасность работ.

Порядок подачи команд вира-майна

Перед подачей команды вира стропальщик обязан проверить качество строповки груза, убедиться в отсутствии посторонних предметов на грузе и в зоне подъема. Груз предварительно поднимается на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза. Только после этого подается команда на подъем на полную высоту.

Команда майна подается после проверки свободного пространства под грузом и отсутствия людей в зоне опускания. При установке груза на место используется дополнительная команда тихо для замедления движения.

Нормативная база стропальных работ

Основным нормативным документом, регламентирующим применение команд вира-майна и других сигналов, является РД 10-107-96 Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами. Документ утвержден постановлением Госгортехнадзора России от 08.02.1996 года под номером 3, с изменением от 30.01.2002 года под номером 7.

Основные положения РД 10-107-96

Инструкция устанавливает требования к квалификации стропальщиков, порядок их обучения и аттестации. Стропальщик допускается к работе только после прохождения обучения, медицинского освидетельствования и получения удостоверения установленного образца.

Приложение 6 к РД 10-107-96 содержит рекомендуемую знаковую сигнализацию при перемещении грузов кранами. Это приложение является основой для разработки производственных инструкций на конкретных предприятиях.

Ответственность стропальщика

Стропальщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушения производственных инструкций и требований безопасности. Неправильная подача команд вира-майна или других сигналов может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников.

Повторная проверка знаний стропальщиков проводится не реже одного раза в 12 месяцев комиссией предприятия. При переходе на другое предприятие или по требованию инспектора проверка проводится внепланово.

Практическое применение команд вира-майна

На строительных площадках и производственных объектах команды вира-майна используются ежедневно при выполнении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ. Правильная координация между стропальщиком и крановщиком обеспечивает безопасность и производительность.

Типичные операции с командами вира-майна

При погрузке строительных материалов стропальщик подает команду вира для подъема груза на высоту 200-300 мм, проверяет правильность строповки и равномерность натяжения стропов, затем подает повторную команду вира для подъема на полную высоту.

При установке конструкций команда майна подается для опускания элемента к месту монтажа. За метр до установки подается команда тихо для замедления движения и точной посадки на место.

Координация нескольких стропальщиков

При работе двух или более стропальщиков один из них назначается старшим. Только старший стропальщик подает команды вира-майна крановщику. Остальные стропальщики выполняют вспомогательные функции и могут дублировать сигналы при необходимости.

Команду стоп может подать любой стропальщик независимо от старшинства при обнаружении опасности или нарушения техники безопасности.

Альтернативные средства связи

При невозможности использования голосовых команд вира-майна или жестовой сигнализации применяются технические средства связи — радиостанции или телефонная связь.

Радиосвязь стропальщик-крановщик

Радиостанции выдаются стропальщику и крановщику при работе на больших расстояниях, в стесненных условиях или при ограниченной видимости. По радиосвязи передаются те же команды вира-майна, стоп, тихо, влево, вправо. Современные грузоподъемные башенные краны, кабина машиниста у которых расположена на высоте свыше 36 метров от места установки, должны быть оснащены средствами телефонной связи или радиопереговорными устройствами.

Применение радиосвязи не отменяет необходимость знания жестовой сигнализации, так как технические средства могут выйти из строя в критический момент.

Назначение сигнальщика

Если зона обслуживания крана не видна полностью из кабины крановщика, назначается специальный сигнальщик из числа опытных стропальщиков. Сигнальщик принимает команды вира-майна от основного стропальщика и передает их крановщику жестами или по радио.

Команды вира-майна являются основой профессионального языка стропальщиков и крановщиков. Эти короткие четкие термины морского происхождения обеспечивают безопасную и эффективную работу грузоподъемной техники. Знание полного перечня команд, правил их подачи и жестового дублирования обязательно для всех специалистов, работающих с кранами. Соблюдение требований РД 10-107-96 и правильное применение команд вира-майна критически важны для предотвращения аварий и травматизма на производстве.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли использовать команды вверх-вниз вместо вира-майна?
Профессиональная практика предусматривает использование именно команд вира-майна. Слова вверх и вниз фонетически похожи и могут быть спутаны при шуме, что создает опасность. Термины вира-майна четко различаются на слух.
Кто может подавать команду стоп крановщику?
Команду стоп может подать любой работник, находящийся на площадке, если он заметил нарушение техники безопасности или угрозу для людей. Это единственная команда, которая не является привилегией стропальщика.
На каком максимальном расстоянии можно подавать жесты стропальщика?
Максимальное расстояние для подачи знаковых сигналов составляет 22 метра согласно РД 10-107-96. При большем расстоянии необходимо использовать радиосвязь или назначать промежуточного сигнальщика.
При каких условиях допускаются голосовые команды вира-майна?
Голосовые команды допускаются только при работе стреловых самоходных кранов и железнодорожных кранов с длиной стрелы не более 10 метров. При большей длине стрелы или других типах кранов необходимо использовать жестовую сигнализацию или радиосвязь.
Какой документ регламентирует применение команд вира-майна?
Основным документом является РД 10-107-96 Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами, утвержденный постановлением Госгортехнадзора России от 08.02.1996 года. Приложение 6 к этому документу содержит рекомендуемую знаковую сигнализацию.
Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для технических специалистов. Информация подготовлена на основании действующих нормативных документов. Автор не несет ответственности за последствия практического применения информации без надлежащего профессионального обучения и аттестации. Все работы с грузоподъемными кранами должны выполняться только обученным и аттестованным персоналом в соответствии с требованиями РД 10-107-96 и локальными производственными инструкциями предприятия.
Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.