Меню

Зачем нужны 3 КП если поставщик проверенный - требования 44-ФЗ 223-ФЗ

  • 23.06.2025
  • Познавательное

Требование запрашивать минимум три коммерческих предложения в государственных и корпоративных закупках действует независимо от того, насколько проверен поставщик. Это обязательная процедура, установленная Федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ для обеспечения конкуренции, прозрачности закупочных процессов и эффективного расходования бюджетных средств. Нарушение данного требования влечет административную ответственность с штрафами до 500 000 рублей для юридических лиц.

Согласно статье 22 Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта методом анализа рынка заказчик обязан использовать информацию о ценах, полученную от поставщиков. Приказ Минэкономразвития № 567 конкретизирует это требование, устанавливая необходимость направления запросов минимум пяти поставщикам для получения не менее трех коммерческих предложений.

Ключевое требование: Заказчик должен направить запросы коммерческих предложений не менее чем пяти поставщикам и получить минимум три ответа для корректного обоснования начальной максимальной цены контракта.

Федеральный закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" также предусматривает обязательность запроса множественных коммерческих предложений. Согласно практике применения данного закона, заказчики должны обеспечивать конкурентность закупочных процедур даже при работе с единственным поставщиком.

Закон Минимум запросов Минимум ответов Цель требования
44-ФЗ 5 поставщиков 3 предложения Обоснование НМЦК
223-ФЗ Не менее 3 поставщиков 3 предложения Определение рыночной цены

Минимальное количество предложений по законодательству

Требование о получении минимум трех коммерческих предложений основано на принципе обеспечения объективности ценообразования. Данное количество позволяет исключить случайные ценовые колебания и получить репрезентативную выборку рыночных цен. В 2025 году это требование остается неизменным и строго контролируется Федеральной антимонопольной службой и Казначейством России.

Методология определения количества предложений

Статистический анализ показывает, что три предложения представляют минимальную выборку для получения достоверной информации о рыночных ценах. При меньшем количестве существенно возрастает риск искажения реальной стоимости товаров, работ или услуг.

Расчет минимальной выборки для ценового анализа

Формула: n = (Z² × σ² × N) / (e² × (N-1) + Z² × σ²)

Где:

  • n = размер выборки
  • Z = доверительный коэффициент (1,96 для 95% доверительного интервала)
  • σ = стандартное отклонение
  • N = размер генеральной совокупности
  • e = предельная ошибка выборки

Результат: При стандартных параметрах рынка минимальная выборка составляет 3 предложения.

Риски работы только с проверенными поставщиками

Работа исключительно с проверенными поставщиками без соблюдения конкурентных процедур создает множественные риски для заказчика, включая правовые, финансовые и репутационные последствия. Основные риски включают нарушение принципов конкуренции, завышение цен и потенциальные коррупционные схемы.

Правовые риски

Основным правовым риском является нарушение федерального законодательства о закупках. Статья 8 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает принцип обеспечения конкуренции как основополагающий в контрактной системе. Игнорирование этого принципа путем работы только с одним поставщиком без проведения конкурентных процедур является прямым нарушением закона.

Тип риска Описание Вероятность Последствия
Административная ответственность Штрафы за нарушение 44-ФЗ/223-ФЗ Высокая До 500 000 рублей
Ограничение конкуренции Нарушение антимонопольного законодательства Средняя Предписания ФАС
Завышение цен Неэффективное расходование средств Высокая 15-30% переплата
Репутационный ущерб Подозрения в коррупции Средняя Потеря доверия

Экономические риски

Отсутствие конкуренции неизбежно ведет к завышению цен. Практика показывает, что при работе с единственным поставщиком без проведения ценового анализа заказчики переплачивают в среднем от 15% до 30% от рыночной стоимости. Это связано с отсутствием стимулов у поставщика предлагать конкурентоспособные цены.

Пример экономического ущерба и новых санкций 2025 года

Ситуация: Государственное учреждение в апреле 2025 года заключило контракт на поставку оргтехники с проверенным поставщиком на сумму 2 000 000 рублей без запроса коммерческих предложений у других участников рынка.

Результат проверки ФАС: Анализ рынка показал, что аналогичная оргтехника могла быть поставлена за 1 600 000 рублей. Кроме того, был нарушен принцип национального режима - заказчик не проверил происхождение товаров.

Переплата: 400 000 рублей (20% от стоимости контракта)

Санкции по новому КоАП РФ: Руководитель контрактной службы получил штраф 40 000 рублей по ст. 7.30.1 ч.4 КоАП РФ за неправильный выбор способа закупки (действует с 1 марта 2025 года).

Дополнительные последствия: Контракт признан судом недействительным как заключенный с нарушением принципов конкуренции и национального режима.

Административная ответственность за нарушения

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает серьезные санкции за нарушение законодательства о закупках. Статьи 7.29-7.32.5 КоАП РФ устанавливают штрафы за различные виды нарушений в сфере государственных и корпоративных закупок.

Размеры штрафов за нарушения требований к обоснованию НМЦК

Статья КоАП РФ (с 01.03.2025) Нарушение Штраф для должностных лиц Примечания
7.30.1 ч.4 Неправильный выбор способа закупки 30 000 - 50 000 руб. Включая работу без КП
7.30.1 ч.6 Ограничение конкуренции в документах 1% НМЦК (10-50 тыс. руб.) За необоснованные требования
7.30.1 ч.5 Нарушения документооборота Предупреждение или 3-10 тыс. руб. За первое нарушение
7.30.1 ч.8 Нарушение возврата обеспечения 1% от суммы (5-30 тыс. руб.) По срокам и порядку
Важно: С 1 марта 2025 года действуют новые статьи КоАП РФ 7.30.1-7.30.6, заменившие прежние статьи 7.29-7.32.1. Размеры штрафов для юридических лиц теперь рассчитываются как кратные суммы от штрафов должностных лиц согласно статье 3.5 КоАП РФ.

Срок давности по административным правонарушениям в сфере закупок составляет один год с момента совершения нарушения. Это означает, что контролирующие органы могут инициировать проверку и привлечь к ответственности в течение года после заключения контракта с нарушениями.

Полномочия контролирующих органов

Федеральная антимонопольная служба, Росфиннадзор и Казначейство России наделены широкими полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о закупках. Они могут проводить плановые и внеплановые проверки, рассматривать жалобы участников закупок, налагать административные штрафы и выдавать предписания об устранении нарушений.

Обоснование начальной максимальной цены контракта

Правильное обоснование начальной максимальной цены контракта является критически важным элементом закупочной процедуры. Статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает пять методов определения НМЦК, при этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Методы определения НМЦК

Метод Описание Приоритет применения Требования к данным
Сопоставимых рыночных цен Анализ цен на идентичные/однородные товары 1 (основной) Минимум 3 предложения
Нормативный Использование утвержденных нормативов 2 Наличие нормативов
Тарифный Применение регулируемых тарифов 3 Установленные тарифы
Проектно-сметный Расчет по проектно-сметной документации 4 Проектная документация
Затратный Калькуляция затрат 5 Детальная калькуляция

Требования к коммерческим предложениям

Коммерческие предложения, используемые для обоснования НМЦК, должны соответствовать строгим требованиям. Они должны содержать информацию об идентичных или однородных товарах, работах, услугах, учитывать условия поставки, объемы, сроки и другие существенные параметры будущего контракта.

Формула расчета НМЦК методом анализа рынка

НМЦК = (P₁ + P₂ + P₃ + ... + Pn) / n

Где:

  • P₁, P₂, P₃, Pn - цены из коммерческих предложений
  • n - количество предложений (минимум 3)

Дополнительно учитывается:

  • НДС и другие налоги
  • Расходы на доставку
  • Условия оплаты
  • Гарантийные обязательства

Принципы обеспечения конкуренции в закупках

Принцип обеспечения конкуренции является основополагающим в контрактной системе Российской Федерации. Он направлен на создание равных условий для всех участников закупок, недопущение дискриминации и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств.

Механизмы обеспечения конкуренции

Законодательство предусматривает несколько механизмов обеспечения конкуренции в закупках. К ним относятся обязательность проведения конкурентных процедур при превышении определенных пороговых значений, запрет на необоснованное ограничение количества участников, требование к объективности критериев отбора и оценки заявок.

Критические изменения 2025 года: С 1 января 2025 года введены единые правила национального режима для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ с правилом "второй лишний". С 1 марта 2025 года кардинально изменены штрафы КоАП РФ - утратили силу статьи 7.29-7.32.1, вместо них действуют новые статьи 7.30.1-7.30.6 с обновленными размерами санкций.

Последствия ограничения конкуренции

Ограничение конкуренции в закупках приводит к негативным экономическим и социальным последствиям. Основными из них являются завышение цен, снижение качества товаров и услуг, ограничение инновационного развития поставщиков и неэффективное использование бюджетных средств.

Практические рекомендации заказчикам

Для обеспечения соблюдения требований законодательства и минимизации рисков заказчикам рекомендуется разработать и внедрить комплексную систему управления закупочной деятельностью. Эта система должна включать четкие процедуры запроса коммерческих предложений, анализа рынка и документооборота.

Алгоритм запроса коммерческих предложений

Пошаговый алгоритм действий заказчика

Шаг 1: Определение потребности и технических характеристик товара (работы, услуги)

Шаг 2: Формирование списка потенциальных поставщиков (минимум 5 организаций)

Шаг 3: Подготовка и направление запросов коммерческих предложений

Шаг 4: Получение и анализ коммерческих предложений (минимум 3)

Шаг 5: Расчет начальной максимальной цены контракта

Шаг 6: Документирование процесса обоснования НМЦК

Критерии отбора поставщиков для запроса предложений

При формировании списка поставщиков для запроса коммерческих предложений заказчику следует руководствоваться объективными критериями. К таким критериям относятся наличие опыта поставки аналогичных товаров, финансовая стабильность, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков и соответствие требованиям технического задания.

Критерий отбора Описание Источник проверки Вес критерия
Опыт поставок Наличие успешно исполненных аналогичных контрактов ЕИС, реестр контрактов 30%
Финансовая стабильность Положительные финансовые показатели Бухгалтерская отчетность 25%
Репутация Отсутствие в РНП, положительные отзывы РНП, отзывы заказчиков 25%
Техническое соответствие Способность поставить требуемый товар Техническая документация 20%

Документооборот и контроль

Правильное ведение документооборота является критически важным для защиты от претензий контролирующих органов. Все запросы коммерческих предложений, полученные ответы, расчеты НМЦК и обоснования должны быть надлежащим образом задокументированы и сохранены в течение установленного законом срока.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли работать только с одним проверенным поставщиком без запроса других предложений?
Нет, нельзя. Даже при работе с проверенным поставщиком заказчик обязан запросить коммерческие предложения минимум у трех поставщиков для обоснования начальной максимальной цены контракта. Это требование установлено статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ и является обязательным для исполнения.
Какие штрафы грозят за нарушение требований к запросу коммерческих предложений?
За неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта предусмотрены штрафы: для должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей согласно статье 7.29.3 КоАП РФ. Дополнительно могут применяться санкции за ограничение конкуренции.
Сколько поставщиков нужно уведомить о запросе коммерческих предложений?
Согласно Методическим рекомендациям Минэкономразвития № 567, заказчик должен направить запросы коммерческих предложений не менее чем пяти поставщикам. При этом необходимо получить минимум три корректных предложения для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Что делать, если получено менее трех коммерческих предложений?
Если получено менее трех предложений, заказчик должен расширить круг потенциальных поставщиков и повторить процедуру запроса. Можно также использовать информацию из открытых источников и ранее заключенных контрактов, но приоритет отдается коммерческим предложениям от поставщиков.
Распространяются ли требования на закупки по 223-ФЗ?
Да, требования к запросу множественных коммерческих предложений распространяются и на закупки по 223-ФЗ. Заказчики обязаны обеспечивать конкурентность процедур и получать минимум три предложения для определения рыночной цены товаров, работ или услуг.
Можно ли использовать предложения от аффилированных компаний?
Нет, использование предложений от аффилированных или связанных компаний недопустимо, так как это нарушает принцип объективности и может рассматриваться как создание искусственной конкуренции. Все поставщики должны быть независимыми друг от друга и от заказчика.
Как долго действуют полученные коммерческие предложения?
Срок действия коммерческих предложений определяется самими поставщиками в тексте предложения. Обычно он составляет от 30 до 90 дней. Заказчик должен использовать только актуальные предложения и при необходимости запрашивать обновленную информацию.
Какие основные изменения произошли в закупках в 2025 году?
Основные изменения 2025 года: с 1 января введен единый национальный режим для 44-ФЗ и 223-ФЗ с правилом "второй лишний"; с 1 марта кардинально изменились штрафы КоАП РФ (новые статьи 7.30.1-7.30.6); с 1 апреля обязательно заключение цифровых контрактов с единственным поставщиком через ЕИС; введена новая отчетность о закупках российских товаров до 1 февраля каждого года.
Остались ли прежними требования к количеству коммерческих предложений?
Да, требования остались неизменными. Заказчик должен направить запросы минимум пяти поставщикам и получить не менее трех коммерческих предложений для обоснования НМЦК. Приказ Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 продолжает действовать в полном объеме.
Кто контролирует соблюдение требований к коммерческим предложениям?
Контроль осуществляют Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Росфиннадзор и Казначейство России. Они проводят плановые и внеплановые проверки, рассматривают жалобы участников закупок и привлекают нарушителей к административной ответственности.
Можно ли снизить количество требуемых предложений для малых закупок?
Нет, количество требуемых коммерческих предложений не зависит от размера закупки. Требование получить минимум три предложения действует для всех закупок, где применяется метод анализа рынка для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.