Меню

Замена ШВП на станке с ЧПУ

  • 24.04.2025
  • Познавательное

Замена ШВП на станке с ЧПУ: инструкция по настройке после монтажа

Введение

Шарико-винтовая передача (ШВП) является ключевым компонентом станков с ЧПУ, непосредственно влияющим на точность, плавность и скорость перемещения рабочих органов. ШВП преобразует вращательное движение двигателя в линейное перемещение рабочего стола или портала. В отличие от трапецеидальных винтов, ШВП обеспечивает более высокий КПД (до 98%), меньший износ и практически отсутствие люфта.

Правильно установленная и настроенная ШВП может значительно улучшить характеристики станка, снизить энергопотребление и увеличить срок службы оборудования.

Данное руководство предназначено для инженеров-механиков, наладчиков и обслуживающего персонала станков с ЧПУ, которым требуется произвести замену ШВП и выполнить последующую настройку механизма для обеспечения оптимальной работы оборудования.

Когда необходима замена ШВП

Несмотря на высокую надежность, ШВП подвержены износу и могут требовать замены. Основные признаки, указывающие на необходимость замены:

Признак Описание Метод диагностики
Повышенный люфт Свободный ход без перемещения при смене направления Индикатор часового типа (более 0.05 мм)
Неравномерность хода Скачкообразное движение при равномерной подаче Визуальный контроль, анализ следов обработки
Повышенный шум Гул, скрежет или щелчки при движении Аудиоконтроль, сравнение с нормальным звуком
Снижение точности Отклонение от заданных размеров деталей Измерение готовых изделий, лазерный интерферометр
Повреждения резьбы Видимые дефекты на винте или шариках Визуальный осмотр после разборки

Своевременная диагностика и замена изношенной ШВП позволит избежать изготовления бракованных деталей и возможной поломки других узлов станка.

Подготовка к замене

Перед началом работ по замене ШВП необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

Инструменты и оборудование

Наименование Назначение
Набор шестигранных ключей Для снятия и установки крепежных элементов
Динамометрический ключ Для контроля момента затяжки
Индикатор часового типа Для проверки соосности и измерения люфта
Микрометр Для точных измерений диаметров
Штангенциркуль Для измерения линейных размеров
Специальный съемник Для демонтажа подшипников и муфт
Лазерный интерферометр Для проверки точности позиционирования (опционально)

Сбор данных о текущей ШВП

Перед заменой рекомендуется зафиксировать параметры текущей ШВП:

  • Общая длина винта
  • Рабочая длина резьбовой части
  • Диаметр и шаг резьбы
  • Тип опор и их расположение
  • Тип и размер гайки
  • Класс точности
  • Величина предварительного натяга (если известна)

Выбор новой ШВП

При выборе новой ШВП следует учитывать следующие факторы:

Параметр Влияние на работу Рекомендации
Диаметр винта Жесткость, грузоподъемность Не менее оригинального или в соответствии с расчетом
Шаг резьбы Скорость перемещения, точность Должен соответствовать оригинальному
Класс точности Точность позиционирования С1 или С3 для большинства станков с ЧПУ
Тип опор Жесткость, допустимая скорость Соответствие конструкции станка
Предварительный натяг Устранение люфта, жесткость Оптимально Z1-Z3 для большинства применений

Расчет максимальной осевой нагрузки (Fa) для винта диаметром d:

Fa = 2.8 × d2.4 [Н]

Пример: для винта Ø25 мм — Fa = 2.8 × 252.4 ≈ 5432 Н

Демонтаж старой ШВП

1 Подготовка станка: Отключите питание и переведите станок в ручной режим. Снимите защитные кожухи и обеспечьте доступ к узлу ШВП. Зафиксируйте подвижные части, чтобы избежать их самопроизвольного перемещения.

2 Отсоединение привода: Отсоедините двигатель или отключите муфту, соединяющую двигатель с винтом ШВП. Запишите или сфотографируйте положение компонентов для правильной сборки.

3 Снятие опор: Демонтируйте опоры винта, начиная с неподвижной опоры. Снимите крепежные элементы, сохраняя их порядок и ориентацию.

4 Демонтаж гайки: Отсоедините гайку ШВП от каретки или стола. В зависимости от конструкции, может потребоваться снятие дополнительных крепежных элементов.

5 Извлечение винта: Осторожно извлеките винт из станка, избегая ударов и падений, которые могут повредить резьбу.

При демонтаже крайне важно не повредить посадочные места под опоры и крепления гайки. Любые повреждения могут привести к неправильной установке новой ШВП и снижению точности.

Оценка состояния направляющих

После демонтажа ШВП необходимо проверить состояние направляющих и других сопряженных элементов:

  • Проверьте линейные направляющие на наличие повреждений и износа
  • Оцените состояние посадочных мест под опоры
  • Проверьте состояние крепления для гайки ШВП
  • Удалите загрязнения и следы старой смазки

Установка новой ШВП

Подготовка компонентов

Перед установкой необходимо:

  • Очистить все детали от загрязнений и консервационной смазки
  • Проверить новую ШВП на отсутствие повреждений
  • Подготовить опоры и крепежные элементы
  • Нанести тонкий слой смазки на резьбовую часть винта

1 Установка гайки: Прикрепите гайку ШВП к каретке или столу. Затяните крепежные элементы с рекомендуемым моментом затяжки.

2 Установка винта: Осторожно вставьте винт через гайку, обеспечивая правильное положение относительно опор.

3 Монтаж опор: Установите опоры на посадочные места, начиная с неподвижной опоры. Предварительно затяните крепежные элементы, оставляя возможность для регулировки.

Тип опоры Рекомендуемый момент затяжки (Нм) Особенности установки
Фиксированная (FF) В соответствии с таблицей производителя (~30-50) Устанавливается со стороны привода
Плавающая (FK) В соответствии с таблицей производителя (~30-45) Обеспечивает тепловое расширение винта
Поддерживающая (BK) В соответствии с таблицей производителя (~20-35) Используется для длинных винтов

4 Соединение с приводом: Установите муфту и соедините винт с двигателем. При установке новой муфты обратите внимание на соосность вала двигателя и винта.

Для обеспечения длительного срока службы рекомендуется использовать упругие муфты, компенсирующие небольшие отклонения от соосности.

Юстировка и настройка

Выравнивание и проверка соосности

После установки всех компонентов необходимо произвести выравнивание:

1 Проверка параллельности: Используя индикатор часового типа, проверьте параллельность винта относительно направляющих. Допустимое отклонение не должно превышать 0.02 мм на 300 мм длины.

Расчет отклонения от параллельности (∆) на длине L:

∆ = (R₂ - R₁) × (L / Lизм)

где:

R₁, R₂ — показания индикатора в точках измерения

Lизм — расстояние между точками измерения

L — общая длина, на которой рассчитывается отклонение

2 Регулировка опор: При необходимости отрегулируйте положение опор для достижения требуемой параллельности.

3 Проверка свободного вращения: Убедитесь, что винт свободно вращается без заеданий по всей длине хода.

4 Окончательная затяжка: После выравнивания затяните все крепежные элементы с рекомендуемым моментом затяжки.

Диаметр винта (мм) Момент затяжки болтов опор (Нм) Момент затяжки болтов крепления гайки (Нм)
16 35 25
20 40 30
25 45 35
32 60 45
40 80 55

Настройка предварительного натяга

Для ШВП с регулируемым натягом необходимо установить оптимальный натяг:

1 Измерение момента прокрутки: С помощью динамометрического ключа измерьте момент, необходимый для вращения винта.

2 Регулировка натяга: Отрегулируйте натяг согласно рекомендациям производителя.

Ориентировочный момент прокрутки (M) для ШВП с натягом:

M = 0.1 × d × P × N [Нм]

где:

d — диаметр винта (мм)

P — шаг резьбы (мм)

N — коэффициент натяга (1.5-2.5 для средней нагрузки)

Слишком большой натяг приведет к перегреву и ускоренному износу, а недостаточный — к появлению люфта и снижению точности.

Компенсация люфта

После механической настройки ШВП может потребоваться программная компенсация остаточного люфта в системе ЧПУ:

Измерение люфта

1 Установка индикатора: Закрепите индикатор часового типа с ценой деления 0.001 мм для измерения перемещения рабочего органа.

2 Измерение люфта: Переместите ось в одном направлении, затем медленно измените направление и запишите показания индикатора до начала фактического движения.

Класс точности ШВП Допустимый люфт (мм) Рекомендуемая компенсация
С0 0.023 0.025
С1 0.018 0.020
С3 0.007 0.010
С5 0.003 0.005

Программная компенсация

В зависимости от типа системы ЧПУ, настройка компенсации люфта выполняется по-разному:

Для систем Fanuc:

Настройка компенсации люфта выполняется через параметры серии 1800 или 1850 в зависимости от модели системы ЧПУ:

№1851 = 0.015 (компенсация люфта по оси X в мм)

Для систем Siemens:

Используйте параметры MD32450 для настройки компенсации люфта:

MD32450 $MA_BACKLASH[0] = 0.015 (компенсация по оси X)

Для систем Heidenhain:

Компенсация настраивается через параметр backlash в настройках оси:

Axis settings → Compensation → Backlash = 0.015

После установки компенсации люфта рекомендуется выполнить повторное измерение точности позиционирования для подтверждения эффективности настройки.

Проверка точности

После установки и настройки ШВП необходимо провести проверку точности позиционирования:

Методы проверки

Метод Точность Применение
Лазерный интерферометр До 0.001 мм Прецизионные станки, полная проверка
Измерительная линейка с индикатором 0.01 мм Обычные станки с ЧПУ
Обработка тестовой детали 0.01-0.05 мм Практическая проверка

Процедура проверки с помощью лазерного интерферометра

1 Подготовка: Установите лазерный интерферометр и отражатель на станке, выполните калибровку.

2 Измерение: Выполните перемещение оси с шагом 50-100 мм по всей длине хода в прямом и обратном направлениях.

3 Анализ: Рассчитайте погрешности позиционирования и двунаправленную повторяемость.

Расчет точности позиционирования Pa:

Pa = max{|X↑i - Xi|, |X↓i - Xi|}

где:

X↑i — измеренное положение при движении в положительном направлении

X↓i — измеренное положение при движении в отрицательном направлении

Xi — заданное положение

Расчет двунаправленной повторяемости Ps:

Ps = max{2.58 × Si↑, 2.58 × Si↓}

где:

Si↑ и Si↓ — стандартные отклонения измерений при движении в положительном и отрицательном направлениях

Класс точности станка Требуемая точность позиционирования (мм/300мм) Требуемая повторяемость (мм)
N 0.035 0.030
H 0.022 0.018
P 0.014 0.012
UP 0.008 0.006

Коррекция погрешностей

На основе результатов измерений может потребоваться дополнительная коррекция:

  • Компенсация систематических погрешностей через таблицу коррекции в системе ЧПУ
  • Калибровка датчика обратной связи
  • Дополнительная юстировка механических компонентов

Типичные проблемы и их решение

Проблема Возможные причины Решение
Повышенный шум при движении - Недостаточная смазка
- Неправильное выравнивание
- Повреждение шариков
- Проверьте и пополните смазку
- Переюстируйте ШВП
- Проверьте гайку на повреждения
Вибрация при движении - Недостаточная жесткость опор
- Неравномерный натяг
- Дисбаланс винта
- Проверьте крепление опор
- Отрегулируйте натяг
- Проверьте соосность
Низкая точность позиционирования - Неправильный шаг в настройках ЧПУ
- Неверная компенсация люфта
- Несоответствие реального шага винта
- Проверьте параметры шага в системе ЧПУ
- Настройте компенсацию люфта
- Измерьте фактический шаг винта
Перегрев гайки - Чрезмерный натяг
- Недостаточная смазка
- Высокая скорость
- Уменьшите натяг
- Улучшите смазку
- Снизьте скорость или установите охлаждение
Потеря шагов - Недостаточный крутящий момент двигателя
- Заедание в системе
- Неправильные параметры привода
- Проверьте настройки двигателя
- Устраните заедание
- Скорректируйте параметры привода

При диагностике проблем рекомендуется последовательное исключение возможных причин, начиная с наиболее вероятных и простых для проверки.

Обслуживание ШВП

Для обеспечения длительного срока службы ШВП необходимо регулярное обслуживание:

Смазка

Тип смазки Применение Интервал обслуживания
Консистентная смазка (NLGI 2) Низкие и средние скорости 500-1000 часов работы
Масло (ISO VG 68-100) Высокие скорости, высокие нагрузки 200-500 часов работы

Периодический контроль

  • Проверка люфта: каждые 1000 часов работы
  • Контроль точности позиционирования: каждые 2000 часов или раз в год
  • Проверка затяжки крепежных элементов: каждые 500 часов
  • Визуальный осмотр защитных элементов (сильфонов, кожухов): ежемесячно

Расчет ресурса ШВП (L) в миллионах оборотов:

L = (C/P)3 × 106

где:

C — динамическая грузоподъемность (Н)

P — эквивалентная динамическая нагрузка (Н)

При правильном обслуживании и эксплуатации ШВП может работать до 20000-30000 часов без существенного снижения точности.

Важная информация

Данная статья предназначена исключительно для ознакомительных целей. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за возможные последствия использования информации, представленной в статье. Перед проведением работ по замене и настройке ШВП рекомендуется консультация с профессиональными сервисными инженерами.

Источники информации:

  1. Технические руководства производителей ШВП (Hiwin, TBI, PMI)
  2. ISO 3408-1:2006 "Ball screws - Part 1: Vocabulary and designation"
  3. ISO 3408-3:2006 "Ball screws - Part 3: Acceptance conditions"
  4. Справочник "Прецизионные шариковинтовые передачи" под ред. А.М. Фирсова
  5. Инженерные руководства по эксплуатации станков с ЧПУ

Купить ШВП (шарико-винтовые передачи) по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор элементов ШВП (шарико-винтовых передач). Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.