Меню

Зубчатые колёса для редукторов строительного оборудования

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Введение: роль зубчатых колес в редукторах

Зубчатые колеса являются основными силовыми элементами редукторов, обеспечивающими передачу крутящего момента с изменением частоты вращения. В редукторах строительного, горнодобывающего и промышленного оборудования эти детали работают в условиях высоких нагрузок, часто ударного характера, при значительных колебаниях температуры и запыленности окружающей среды.

Надежность работы редуктора напрямую зависит от правильного выбора геометрических параметров зубчатых колес, материала, вида термообработки и соблюдения норм точности изготовления. При эксплуатации неизбежно происходит износ рабочих поверхностей зубьев, что требует периодического контроля состояния передачи и своевременной замены изношенных деталей.

В данной статье рассмотрены основные параметры зубчатых колес редукторов, методы определения модуля при отсутствии документации, критерии оценки износа и рекомендации по подбору аналогов при замене.

Модуль зуба: определение и стандарты

Понятие модуля зацепления

Модуль зубчатого колеса (m) представляет собой основной параметр зубчатой передачи, определяющий размеры зубьев и общие габариты колес. Физически модуль равен отношению диаметра делительной окружности (d) к числу зубьев (z):

Основная формула модуля:
m = d / z = p / π

где:
m - модуль, мм
d - диаметр делительной окружности, мм
z - число зубьев
p - окружной шаг зубьев, мм

Модуль определяет высоту зуба (h = 2,25m для стандартного исходного контура), толщину зуба по делительной окружности (s = πm/2) и другие геометрические параметры. Стандартизация модулей позволяет унифицировать зуборезный инструмент и обеспечить взаимозаменяемость зубчатых колес.

Стандартный ряд модулей по ГОСТ 9563-60

Согласно ГОСТ 9563-60 (СТ СЭВ 310-76), установлены два ряда стандартных модулей для эвольвентных цилиндрических и конических зубчатых колес. Первый ряд является предпочтительным.

Ряд Значения модулей, мм
1-й ряд (предпочтительный) 1 1,25 1,5 2 2,5 3 4 5 6 8 10 12 16 20 25
2-й ряд 1,125 1,375 1,75 2,25 2,75 3,5 4,5 5,5 7 9 11 14 18 22
Для отдельных отраслей допускается применение специальных модулей: в тракторостроении - 3,75 4,25 6,5 мм в редукторостроении - 1,6 3,15 6,3 12,5 мм. В автомобильной промышленности часто используются нестандартные модули, связанные с дюймовой системой измерений.

Исходный контур зуба

Согласно ГОСТ 13755-2015 (ISO 53:1998), который заменил ГОСТ 13755-81 с 1 января 2017 года, для модулей более 1 мм применяется стандартный исходный контур со следующими параметрами:

Параметр Обозначение Значение
Угол профиля α 20°
Коэффициент высоты головки зуба ha* 1,0
Коэффициент радиального зазора c* 0,25
Коэффициент высоты ножки зуба hf* 1,25

Определение модуля существующего зубчатого колеса

При ремонте оборудования часто возникает задача определения модуля зубчатого колеса при отсутствии конструкторской документации. Существует несколько практических методов.

Метод измерения диаметра выступов

Наиболее простой и распространенный метод. Измеряется диаметр окружности выступов (da) штангенциркулем и подсчитывается число зубьев (z). Модуль рассчитывается по формуле:

Формула для прямозубых колес без смещения:
m = da / (z + 2)

где:
da - диаметр окружности выступов, мм
z - число зубьев
Пример расчета:
Измеренный диаметр выступов: da = 52 мм
Число зубьев: z = 24
Расчетный модуль: m = 52 / (24 + 2) = 52 / 26 = 2 мм
Проверка по ГОСТ 9563-60: m = 2 мм - стандартное значение первого ряда

Метод измерения по нормали (основному шагу)

Метод основан на свойстве эвольвентного зацепления: нормаль к любой точке эвольвентного профиля является касательной к основной окружности. Измеряется расстояние между зубьями по нормали к профилям, охватывая определенное число зубьев.

Число зубьев колеса z 12-18 19-27 28-36 37-45 46-54 55-63
Число охватываемых зубьев n 2 3 4 5 6 7

Данный метод дает достоверные результаты даже для изношенных колес и колес с коррекцией (смещением исходного контура).

Особенности измерения

При измерении необходимо учитывать следующие факторы:

Для колес с четным числом зубьев диаметр выступов измеряется непосредственно по противоположным зубьям. Для колес с нечетным числом зубьев измерение производится косвенно, и показания штангенциркуля будут несколько меньше реального диаметра.

При износе рабочих поверхностей диаметр выступов уменьшается. Для изношенных колес следует учитывать величину износа (обычно 0,05-0,2 мм) или использовать метод измерения по основному шагу.

Материалы зубчатых колес

Выбор материала зубчатых колес определяется условиями эксплуатации, передаваемой мощностью, требованиями к долговечности и технологическими возможностями производства. Основными материалами служат термически обрабатываемые стали.

Классификация по твердости

В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев зубчатые колеса разделяют на две группы:

Первая группа: твердость H ≤ 350 HB

Применяется в слабо- и средненагруженных передачах. Термообработка (улучшение или нормализация) производится до нарезания зубьев. Колеса этой группы хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению.

Вторая группа: твердость H > 350 HB (35-63 HRC)

Применяется в тяжелонагруженных передачах. Высокая твердость достигается поверхностной закалкой, цементацией, азотированием или нитроцементацией. Зубья не прирабатываются, требуется высокая точность изготовления.

Стали для зубчатых колес

Группа Марки сталей Термообработка Твердость Область применения
Углеродистые 35, 40, 45, 50, 50Г Нормализация, улучшение 170-280 HB Малонагруженные передачи
Легированные улучшаемые 40Х, 45Х, 40ХН, 35ХМ, 45ХН Улучшение 235-302 HB Средненагруженные передачи
Для закалки ТВЧ 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ Улучшение + закалка ТВЧ 45-55 HRC Силовые передачи
Цементуемые 15Х, 20Х, 20ХНМ, 18ХГТ, 12ХН3А, 20ХН3А Цементация + закалка 56-63 HRC Тяжелонагруженные передачи
Азотируемые 38ХМЮА, 38Х2МЮА, 40ХНМА Улучшение + азотирование 58-67 HRC Высокоточные передачи

Выбор материала сопряженных колес

Для передач с твердостью зубьев менее 350 HB рекомендуется обеспечивать разность твердостей шестерни и колеса не менее 20-50 HB (шестерня тверже). Это улучшает приработку и выравнивает долговечность пары. Для передач с твердостью более 350 HB разность твердостей не требуется.

Термическая обработка

Улучшение

Улучшение (закалка с высоким отпуском при 550-650°C) применяется для сталей 40, 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ. Обеспечивает твердость 235-302 HB и структуру сорбита отпуска, сочетающую достаточную прочность с хорошей вязкостью. Обработка производится до нарезания зубьев, что позволяет получить высокую точность профиля без последующей шлифовки.

Поверхностная закалка ТВЧ

Закалка токами высокой частоты применяется для среднеуглеродистых сталей (0,35-0,55% углерода). Нагрев зуба происходит за 20-50 секунд, после чего производится охлаждение спреем или в масле. Обеспечивает твердость поверхности 45-55 HRC при сохранении вязкой сердцевины (30-45 HRC).

Закалка ТВЧ целесообразна для зубчатых колес с модулем более 2 мм. При малых модулях происходит сквозной прогрев зуба, что приводит к короблению и хрупкости.

Толщина закаленного слоя при закалке ТВЧ рассчитывается по формуле:

h = (0,15 - 0,25) × m
где m - модуль зубчатого колеса, мм

Цементация

Цементация представляет собой насыщение поверхностного слоя углеродом (до 0,9-1,1% C) с последующей закалкой. Применяется для низкоуглеродистых легированных сталей (15Х, 20Х, 20ХНМ, 18ХГТ, 12ХН3А). Обеспечивает твердость поверхности 56-63 HRC при сохранении вязкой сердцевины (30-45 HRC).

Глубина цементованного слоя зависит от модуля колеса и рассчитывается ориентировочно как (0,15-0,25)m:

Модуль, мм 1,5-2,5 2,5-4 4-6 6-10 >10
Глубина слоя, мм 0,5-0,7 0,7-1,0 1,0-1,3 1,3-1,7 1,7-2,2

Азотирование

Азотирование обеспечивает высокую поверхностную твердость (58-67 HRC, до HV 1100-1200 для стали 38ХМЮА) и износостойкость при минимальных деформациях. Процесс проводится при температурах 500-620°C, что значительно ниже температур закалки. Азотированные колеса не требуют финишного шлифования зубьев и обеспечивают 6-7 степень точности.

Недостатком азотирования является относительно малая толщина упрочненного слоя (0,2-0,8 мм в зависимости от времени процесса и марки стали), что ограничивает применение для колес с модулем менее 3 мм и в условиях ударных нагрузок.

Виды износа и критерии замены

Основные виды повреждений зубьев

Усталостное выкрашивание (питтинг)

Наиболее распространенный вид повреждения закрытых, хорошо смазываемых передач. Проявляется в виде мелких раковин на рабочих поверхностях зубьев вследствие усталости поверхностного слоя под действием циклических контактных напряжений. Различают начальное выкрашивание (в период приработки) и прогрессирующее.

Абразивный износ

Характерен для открытых передач и передач, работающих в условиях загрязненной смазки. Проявляется в виде мелких параллельных рисок на поверхности зубьев, перпендикулярных оси колеса. Приводит к уменьшению толщины зуба и увеличению бокового зазора.

Заедание (задир)

Возникает при разрушении масляной пленки в зоне контакта при высоких удельных нагрузках и скоростях скольжения. Сопровождается схватыванием металла и образованием борозд в направлении скольжения.

Поломка зубьев

Наиболее опасный вид разрушения. Возникает при значительных перегрузках или в результате развития усталостной трещины у основания зуба. Обломки зубьев могут вызвать повреждение других элементов передачи.

Критерии браковки зубчатых колес

Вид дефекта Критерий браковки
Износ толщины зуба Более 15% от модуля (0,15m)
Усталостное выкрашивание Площадь поражения более 25-30% рабочей поверхности, глубина ямок более 10% толщины зуба
Трещины у основания зубьев Наличие любых трещин
Поломка зубьев Более 10% от общего числа зубьев
Увеличение бокового зазора Более 2-3 кратное превышение нормы
Превышение допусков на геометрию По ГОСТ 1643-81

Методы диагностики состояния

Контроль состояния зубчатых колес осуществляется визуальным осмотром, измерением бокового зазора, проверкой пятна контакта и вибродиагностикой.

Проверка пятна контакта производится по краске: на зубья ведущего колеса наносится тонкий слой краски, колеса прокручиваются, и по отпечаткам на ведомом колесе оценивается качество зацепления. Высота отпечатка должна составлять не менее 60% высоты зуба.

Замена зубчатых колес и подбор аналогов

Порядок работ при замене

При необходимости замены изношенного зубчатого колеса выполняется следующая последовательность работ:

Определение геометрических параметров изношенного колеса: модуль, число зубьев, диаметры окружностей выступов и впадин, ширина венца, угол наклона зубьев (для косозубых колес), тип зацепления (внешнее или внутреннее).

Измерение посадочных размеров: диаметр отверстия, размеры шпоночного паза или шлицевого соединения, размеры ступицы.

Проверка состояния сопряженного колеса и принятие решения о замене пары или одного колеса.

Рекомендации по подбору аналогов

При подборе аналога изношенного зубчатого колеса необходимо обеспечить соответствие следующих параметров:

Параметр Требование
Модуль Точное соответствие
Число зубьев Точное соответствие
Угол наклона зубьев Точное соответствие
Ширина венца Не менее исходной
Степень точности Не грубее исходной
Твердость зубьев Не ниже исходной
Материал Аналогичный или с улучшенными свойствами
При замене одного колеса из пары необходимо учитывать, что новое колесо будет работать с частично изношенным. Рекомендуется обеспечить повышенную твердость нового колеса для ускорения приработки или производить замену парой.

Изготовление по образцу

При отсутствии готового аналога зубчатое колесо изготавливается по образцу. Для этого производится полный обмер изношенного колеса с определением всех геометрических параметров, выбором материала и назначением термообработки.

Основные методы изготовления зубьев:

Фрезерование червячной фрезой - наиболее производительный метод, применяемый для цилиндрических колес с внешним зацеплением. Зубодолбление применяется для колес с внутренним зацеплением и блочных колес. Строгание долбяком-рейкой используется для крупномодульных колес.

Нормы точности и боковой зазор

Степени точности по ГОСТ 1643-81

Стандартом установлены 12 степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых цифрами от 1 до 12 в порядке убывания точности. Допуски для степеней 1 и 2 не установлены (предусмотрены для будущего развития). Для каждой степени устанавливаются три группы норм:

Нормы кинематической точности определяют погрешности передачи углов поворота. Нормы плавности работы характеризуют циклические погрешности, вызывающие вибрации и шум. Нормы контакта зубьев определяют полноту прилегания поверхностей зубьев. Допускается комбинирование норм разных степеней точности.

Степень точности Область применения
3-4 Высокоточные передачи (прецизионные приборы, эталонные механизмы)
5-6 Высокоскоростные передачи (авиационная техника, турбомеханизмы)
7-8 Передачи среднего класса точности (станки, транспорт)
9-10 Общепромышленные передачи (редукторы общего назначения)
11-12 Низкоскоростные тяжелонагруженные передачи (горное, строительное оборудование)

Боковой зазор в зацеплении

Боковой зазор - расстояние по нормали между нерабочими профилями зубьев колес, находящихся в зацеплении. Необходим для компенсации теплового расширения, обеспечения условий смазки и предотвращения заклинивания.

ГОСТ 1643-81 устанавливает шесть видов сопряжений зубчатых колес: H, E, D, C, B, A (в порядке увеличения гарантированного бокового зазора). Сопряжение B обеспечивает минимальный зазор, исключающий заклинивание при разности температур колес и корпуса до 25°C.

Ориентировочные значения гарантированного бокового зазора:
Сопряжение B: jn min = 0,02-0,1 мм (для межосевых расстояний 50-500 мм)
Сопряжение C: jn min = 0,05-0,2 мм
Сопряжение D: jn min = 0,1-0,4 мм

Часто задаваемые вопросы

Как определить модуль зубчатого колеса без документации?
Наиболее простой способ - измерить штангенциркулем диаметр окружности выступов (da) и подсчитать число зубьев (z). Модуль рассчитывается по формуле m = da/(z+2) для прямозубых колес без коррекции. Полученное значение округляется до ближайшего стандартного модуля по ГОСТ 9563-60. Для изношенных колес или колес с коррекцией рекомендуется использовать метод измерения по основному шагу.
Какой материал выбрать для зубчатого колеса редуктора строительной техники?
Для редукторов строительного оборудования, работающих в условиях ударных нагрузок и запыленности, рекомендуются легированные стали 40Х, 40ХН, 35ХМ с закалкой ТВЧ (для колес с модулем более 2 мм) или цементуемые стали 20Х, 18ХГТ, 20ХНМ. Твердость рабочих поверхностей должна составлять 45-55 HRC для закалки ТВЧ или 56-63 HRC для цементации.
При каком износе зубчатое колесо подлежит замене?
Зубчатое колесо подлежит обязательной замене при износе толщины зуба более 15% от модуля (0,15m), наличии трещин у основания зубьев, поломке более 10% зубьев или при усталостном выкрашивании на площади более 25-30% рабочей поверхности при глубине ямок более 10% толщины зуба. Также замена необходима при превышении допустимых отклонений геометрических параметров по ГОСТ 1643-81.
Можно ли заменить одно колесо из зубчатой пары?
Замена одного колеса допускается, если сопряженное колесо имеет незначительный износ и удовлетворительное состояние рабочих поверхностей. При этом новое колесо рекомендуется изготавливать с повышенной твердостью для ускорения приработки. Для ответственных передач и при значительном износе сопряженного колеса рекомендуется производить замену парой.
Чем отличается закалка ТВЧ от цементации?
Закалка ТВЧ применяется для среднеуглеродистых сталей (40Х, 40ХН, 35ХМ) и обеспечивает твердость 45-55 HRC. Процесс быстрый (нагрев за 20-50 секунд), но толщина упрочненного слоя ограничена (0,15-0,25 от модуля). Цементация применяется для низкоуглеродистых легированных сталей (20Х, 18ХГТ, 12ХН3А) и обеспечивает более высокую твердость (56-63 HRC) при большей глубине упрочненного слоя (0,2-0,3 от модуля). Цементация требует более длительного времени обработки (8-12 часов при 920°C) и последующей закалки.
Что такое степень точности зубчатого колеса?
Степень точности по ГОСТ 1643-81 характеризует допустимые отклонения геометрических параметров зубчатого колеса. Установлено 12 степеней (от 1 - наиболее точная, до 12 - наименее точная). Для редукторов общего назначения обычно применяются 7-9 степени точности. Для строительного и горнодобывающего оборудования допускаются 9-11 степени.
Зачем нужен боковой зазор в зацеплении?
Боковой зазор необходим для предотвращения заклинивания передачи при тепловом расширении деталей, обеспечения условий подвода смазочного материала к рабочим поверхностям, компенсации погрешностей изготовления и монтажа. При отсутствии или недостаточном зазоре возможен перегрев передачи, повышенный износ и выход из строя.
Как проверить пятно контакта зубчатых колес?
На зубья ведущего колеса наносится тонкий слой краски (берлинская лазурь или специальная паста). Колеса прокручиваются несколько оборотов с легким притормаживанием ведомого колеса. По размеру и расположению отпечатков на ведомом колесе оценивается качество зацепления. Высота отпечатка должна составлять не менее 60% высоты зуба, длина - не менее 50% ширины венца.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для общего информирования технических специалистов о зубчатых колесах редукторов, их параметрах и методах обслуживания. Автор и издатель не несут ответственности за любые последствия использования представленной информации. При проектировании, изготовлении или ремонте зубчатых передач необходимо руководствоваться действующими нормативными документами и привлекать квалифицированных специалистов.

Источники

  • ГОСТ 9563-60 (СТ СЭВ 310-76) Основные нормы взаимозаменяемости. Колеса зубчатые. Модули
  • ГОСТ 13755-2015 (ISO 53:1998) Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные. Исходные контуры
  • ГОСТ 1643-81 (СТ СЭВ 641-77) Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски
  • ГОСТ 21354-87 (СТ СЭВ 5744-86) Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность
  • ГОСТ 16531-83 Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения
  • Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т. - М.: Машиностроение
  • Решетов Д.Н. Детали машин. Учебник для студентов машиностроительных вузов. - М.: Машиностроение
  • Кудрявцев В.Н. Детали машин. Учебник. - Л.: Машиностроение

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.