Измерение вибрации электродвигателей: методы и стандарты
- Введение
- В чем измеряется вибрация электродвигателей
- Методы измерения вибрации
- Стандарты измерения вибрации
- Современное оборудование для диагностики вибрации
- Примеры расчетов и практические аспекты
- Рекомендации для специалистов
- Типы электродвигателей и особенности вибродиагностики
- Заключение
- Источники и дополнительная информация
Введение
Вибрация является одним из ключевых параметров, характеризующих техническое состояние электродвигателей. Повышенный уровень вибрации не только снижает эффективность работы оборудования, но и значительно сокращает срок его службы, создавая риск аварийных ситуаций. Согласно статистике, около 40% неисправностей промышленных электродвигателей выявляются именно благодаря своевременному анализу вибрационных характеристик.
Современные методы вибродиагностики позволяют выявлять широкий спектр неисправностей: дисбаланс ротора, несоосность валов, дефекты подшипников, электромагнитные проблемы, ослабление механических соединений и другие. При этом своевременное обнаружение этих дефектов на ранней стадии позволяет существенно снизить затраты на ремонт и предотвратить незапланированные простои оборудования.
В данной статье мы рассмотрим основные методы и стандарты измерения вибрации электродвигателей, применяемые в современной инженерной практике, а также приведем практические рекомендации по интерпретации результатов измерений.
В чем измеряется вибрация электродвигателей
Для корректной оценки вибрационного состояния электродвигателей используются различные физические величины. Выбор единиц измерения зависит от типа анализируемых данных и конкретных задач диагностики.
Параметр | Обозначение | Единицы измерения | Применение |
---|---|---|---|
Виброперемещение | S | мкм (микрометры), мм | Оценка низкочастотных вибраций, относительные измерения для крупных машин |
Виброскорость | V | мм/с | Универсальный параметр для большинства промышленных машин |
Виброускорение | a | м/с², g (g = 9.81 м/с²) | Анализ высокочастотных вибраций, диагностика подшипников |
Пик-фактор | PF | безразмерная величина | Выявление ударных процессов, ранняя диагностика дефектов |
Частота вибрации | f | Гц (герцы), об/мин | Определение источника вибрации |
Среди всех параметров виброскорость (мм/с) является наиболее универсальным показателем, который используется в большинстве промышленных стандартов. Это объясняется тем, что энергия вибрации пропорциональна квадрату виброскорости, что делает этот параметр наиболее информативным для оценки общего состояния машины.
Для комплексной оценки часто используют спектральный анализ вибрации, измеряя амплитуду вибрации в зависимости от частоты. В этом случае применяются такие единицы как:
- мм/с (СКЗ) — среднеквадратичное значение виброскорости
- мкм (Пик-Пик) — размах виброперемещения
- м/с² (Пик) — пиковое значение виброускорения
Важно: При анализе вибрационных характеристик электродвигателя необходимо учитывать, в каких единицах представлены нормативные значения в используемом стандарте, так как некорректное сравнение может привести к ошибочным выводам.
Методы измерения вибрации
Существует несколько основных методов измерения вибрации электродвигателей, каждый из которых имеет свои особенности и области применения.
1. Контактные методы измерения
В контактных методах датчики вибрации устанавливаются непосредственно на корпус электродвигателя. Выделяют следующие типы датчиков:
- Пьезоэлектрические акселерометры — наиболее распространенный тип датчиков, измеряющих виброускорение. Имеют широкий частотный диапазон (от 0.5 Гц до 20 кГц), компактны и надежны.
- Велосиметры — датчики, непосредственно измеряющие виброскорость. Обычно имеют более узкий частотный диапазон (от 10 Гц до 1 кГц).
- Датчики перемещения — измеряют виброперемещение, часто используются для контроля относительного движения вала. К ним относятся вихретоковые, емкостные и индуктивные датчики.
2. Бесконтактные методы измерения
Бесконтактные методы позволяют измерять вибрацию без непосредственного контакта с объектом:
- Лазерные виброметры — используют доплеровский эффект для измерения виброскорости. Обеспечивают высокую точность в широком частотном диапазоне.
- Вихретоковые датчики зазора — устанавливаются стационарно и измеряют относительное перемещение вала относительно корпуса.
- Ультразвуковые датчики — определяют вибрацию путем измерения изменения расстояния до объекта.
3. Методы обработки сигналов вибрации
После получения первичного сигнала применяются различные методы его обработки и анализа:
- Временной анализ — анализ формы сигнала во времени, определение общего уровня вибрации.
- Частотный анализ (FFT) — разложение сигнала на частотные составляющие с помощью быстрого преобразования Фурье.
- Анализ огибающей — метод выделения модулирующего сигнала для диагностики подшипников качения.
- Вейвлет-анализ — метод, позволяющий анализировать нестационарные процессы с хорошим разрешением как по времени, так и по частоте.
- Порядковый анализ — анализ вибрации в зависимости от порядка частоты вращения, что позволяет исключить влияние изменения скорости.
Метод измерения | Преимущества | Недостатки | Типичная погрешность |
---|---|---|---|
Пьезоэлектрический акселерометр | Широкий частотный диапазон, высокая чувствительность, надежность | Требует жесткого монтажа, может быть чувствителен к температуре | 2-5% |
Лазерный виброметр | Бесконтактный метод, высокая точность, не влияет на объект | Высокая стоимость, чувствительность к оптическим свойствам поверхности | 1-3% |
Вихретоковый датчик | Измерение относительной вибрации, устойчивость к загрязнениям | Ограниченный диапазон измерения, чувствительность к электромагнитным полям | 3-7% |
Стандарты измерения вибрации
Для оценки допустимых уровней вибрации электродвигателей и другого вращающегося оборудования применяются различные международные и национальные стандарты. Ниже приведены основные стандарты, используемые в промышленности:
Международные стандарты
Стандарт | Описание | Нормируемые параметры |
---|---|---|
ISO 10816 | Оценка вибрации машин по измерениям на невращающихся частях | СКЗ виброскорости в диапазоне 10-1000 Гц |
ISO 20816 | Новая серия стандартов, заменяющая ISO 10816 и ISO 7919 | СКЗ виброскорости и виброперемещения |
ISO 2954 | Требования к приборам для измерения вибрации | СКЗ виброскорости в диапазоне 10-1000 Гц |
IEC 60034-14 | Вибрация вращающихся электрических машин | Пиковые значения виброскорости и виброперемещения |
Российские стандарты
Стандарт | Описание | Нормируемые параметры |
---|---|---|
ГОСТ ИСО 10816 | Российский аналог ISO 10816 | СКЗ виброскорости в диапазоне 10-1000 Гц |
ГОСТ 20815 | Вибрация электрических машин с высотой оси вращения 56 мм и более | СКЗ виброскорости |
ГОСТ Р ИСО 13373 | Контроль состояния и диагностика машин | Различные параметры вибрации |
Согласно стандарту ISO 10816, электродвигатели в зависимости от мощности и типа монтажа разделяются на несколько классов. Для каждого класса определены граничные значения виброскорости, соответствующие различным состояниям оборудования:
Класс машин | Зона A (мм/с) | Зона B (мм/с) | Зона C (мм/с) | Зона D (мм/с) |
---|---|---|---|---|
Класс I: Малые машины (менее 15 кВт) | 0 - 0.71 | 0.71 - 1.8 | 1.8 - 4.5 | >4.5 |
Класс II: Средние машины (15-75 кВт) | 0 - 1.12 | 1.12 - 2.8 | 2.8 - 7.1 | >7.1 |
Класс III: Большие машины на жестком фундаменте | 0 - 1.8 | 1.8 - 4.5 | 4.5 - 11.2 | >11.2 |
Класс IV: Большие машины на гибком фундаменте | 0 - 2.8 | 2.8 - 7.1 | 7.1 - 18 | >18 |
Где зоны обозначают:
- Зона A: Новые машины, отличное состояние
- Зона B: Допустимо для длительной эксплуатации
- Зона C: Ограниченно допустимо, требуется планирование обслуживания
- Зона D: Недопустимый уровень, высокий риск повреждения
Примечание: При измерении вибрации электродвигателей необходимо проводить измерения в трех взаимно перпендикулярных направлениях (вертикальном, горизонтальном и осевом) в каждой точке измерения. За окончательный результат принимается максимальное из полученных значений.
Современное оборудование для диагностики вибрации
Для измерения и анализа вибрации электродвигателей используется широкий спектр оборудования, от простых портативных виброметров до сложных многоканальных анализаторов и систем непрерывного мониторинга.
1. Портативные виброметры
Простейшие приборы для периодического контроля уровня вибрации. Они измеряют общий уровень вибрации (обычно СКЗ виброскорости) и сравнивают его с допустимыми значениями.
Характеристика | Типичные значения |
---|---|
Диапазон измерения виброскорости | 0.1 - 199.9 мм/с |
Диапазон частот | 10 - 1000 Гц |
Погрешность измерения | ±5% |
Датчик | Встроенный или внешний пьезоэлектрический акселерометр |
2. Портативные анализаторы вибрации
Более сложные приборы, которые помимо общего уровня вибрации позволяют выполнять спектральный анализ, запись и анализ временных сигналов, балансировку роторов и т.д.
Характеристика | Типичные значения |
---|---|
Диапазон измерения | Виброускорение: до 500 g Виброскорость: до 100 мм/с Виброперемещение: до 10 мм |
Диапазон частот | 0.5 - 20000 Гц |
Количество каналов | 1-4 |
Разрешение FFT | До 25600 линий |
Дополнительные функции | Анализ огибающей, балансировка, запись временных сигналов |
3. Стационарные системы мониторинга
Предназначены для непрерывного контроля вибрации ответственного оборудования. Состоят из стационарно установленных датчиков, блоков сбора и обработки данных, серверов и программного обеспечения.
Характеристика | Типичные значения |
---|---|
Количество каналов | От 4 до 128 и более |
Типы датчиков | Акселерометры, велосиметры, датчики перемещения, датчики оборотов |
Частота опроса | До 100 кГц на канал |
Функции защиты | Настраиваемые уровни предупреждения и аварийной остановки |
Интеграция | Совместимость с SCADA-системами, протоколы Modbus, Profibus, OPC |
4. Специализированное программное обеспечение
Для анализа результатов измерений и постановки диагноза используется специализированное программное обеспечение, которое позволяет выполнять:
- Расширенный частотный анализ (FFT, CPB, порядковый анализ)
- Выявление характерных частот дефектов
- Построение трендов параметров вибрации
- Автоматическую диагностику с использованием баз данных дефектов
- Прогнозирование остаточного ресурса
- Формирование отчетов
Примеры расчетов и практические аспекты
Для лучшего понимания методов анализа вибрации рассмотрим несколько практических примеров расчетов и интерпретации результатов измерений.
Пример 1: Расчет характерных частот дефектов подшипника
Для идентификации дефектов подшипников качения по спектру вибрации необходимо рассчитать характерные частоты, соответствующие дефектам различных элементов подшипника.
// Расчет частот дефектов подшипника // Исходные данные: // n - частота вращения вала, об/мин // z - количество тел качения // d - диаметр тел качения, мм // D - средний диаметр подшипника, мм // α - угол контакта, градусы // Частота вращения вала в Гц f_r = n / 60; // Коэффициент для расчета k = d / D * cos(α); // Частота дефекта наружного кольца BPFO = z/2 * f_r * (1 - k); // Частота дефекта внутреннего кольца BPFI = z/2 * f_r * (1 + k); // Частота дефекта тела качения BSF = D/d * f_r * (1 - k²); // Частота дефекта сепаратора FTF = f_r/2 * (1 - k);
Пример конкретного расчета для подшипника 6205:
Параметр | Значение |
---|---|
Частота вращения вала | 1500 об/мин (25 Гц) |
Количество тел качения | 9 |
Диаметр тел качения | 7.94 мм |
Средний диаметр подшипника | 39.04 мм |
Угол контакта | 0° (радиальный подшипник) |
Результаты расчета:
Дефект | Расчетная частота | Кратность от частоты вращения |
---|---|---|
Дефект наружного кольца (BPFO) | 89.4 Гц | 3.58 |
Дефект внутреннего кольца (BPFI) | 135.6 Гц | 5.42 |
Дефект тела качения (BSF) | 58.1 Гц | 2.32 |
Дефект сепаратора (FTF) | 9.9 Гц | 0.40 |
Примечание: Наличие в спектре вибрации пиков на этих частотах и их гармониках может указывать на соответствующие дефекты подшипника. Для более точной диагностики рекомендуется анализировать также боковые полосы вокруг этих частот и применять метод анализа огибающей.
Пример 2: Оценка дисбаланса ротора
Дисбаланс является одной из наиболее распространенных причин повышенной вибрации электродвигателей. Он проявляется в виде вибрации на частоте вращения ротора.
Расчет допустимого остаточного дисбаланса согласно ISO 1940:
где:
- Uper — допустимый остаточный дисбаланс, г·мм
- G — класс балансировки (G1, G2.5, G6.3 и т.д.)
- e — удельный дисбаланс, мм/с
- n — частота вращения, об/мин
Пример расчета для электродвигателя мощностью 45 кВт:
Параметр | Значение |
---|---|
Масса ротора | 35 кг |
Частота вращения | 3000 об/мин |
Класс балансировки | G2.5 |
Удельный дисбаланс для G2.5 | 2.5 мм/с |
Расчет допустимого остаточного дисбаланса:
U_per = 9549 × 2.5 × 35 / 3000 = 278.9 г·мм
Это значение можно использовать при балансировке ротора для оценки допустимого уровня остаточного дисбаланса.
Рекомендации для специалистов
На основе практического опыта и требований стандартов можно сформулировать следующие рекомендации по организации измерений и интерпретации результатов вибродиагностики электродвигателей:
1. Выбор точек измерения
Измерения вибрации электродвигателей следует проводить в следующих точках:
- На подшипниковых опорах со стороны привода (DE) и противоположной стороны (NDE)
- В трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикальном (V), горизонтальном (H) и осевом (A)
- На корпусе двигателя в зоне статора
- На фундаменте или раме в точках крепления
2. Периодичность измерений
Оптимальная периодичность измерений зависит от категории оборудования:
Категория оборудования | Периодичность |
---|---|
Критически важное оборудование | Непрерывный мониторинг |
Важное оборудование | 1 раз в 1-2 недели |
Стандартное оборудование | 1 раз в 1-3 месяца |
Вспомогательное оборудование | 1 раз в 6-12 месяцев |
3. Интерпретация спектров вибрации
Для корректной диагностики технического состояния электродвигателя по спектру вибрации необходимо учитывать характерные частоты различных дефектов:
Дефект | Частотные признаки |
---|---|
Дисбаланс ротора | Повышенная вибрация на частоте вращения (1X) |
Несоосность валов | Повышенная вибрация на частотах 1X и 2X, высокая осевая вибрация |
Дефекты подшипников | Вибрация на характерных частотах BPFO, BPFI, BSF, FTF и их гармониках |
Дефекты обмоток статора | Вибрация на удвоенной частоте сети (100 Гц) и ее гармониках |
Дефекты ротора (обрыв стержней) | Боковые полосы с шагом 2sF вокруг частоты сети (где s - скольжение, F - частота сети) |
Ослабление механических креплений | Субгармоники (1/2X, 1/3X) и множество высших гармоник частоты вращения |
4. Дополнительные диагностические параметры
Помимо вибрации, для комплексной оценки состояния электродвигателя рекомендуется контролировать:
- Температуру подшипников и обмоток
- Потребляемый ток (общий и по фазам)
- Сопротивление изоляции обмоток
- Уровень шума
- Состояние смазки подшипников
Важно: При анализе вибрационного состояния электродвигателя необходимо учитывать режим его работы (нагрузку, скорость вращения) и условия эксплуатации. Измерения следует проводить при стабильной нагрузке, близкой к номинальной, и после достижения рабочей температуры подшипников.
Типы электродвигателей и особенности вибродиагностики
Различные типы электродвигателей имеют свои особенности конструкции и характерные дефекты, которые необходимо учитывать при проведении вибродиагностики.
Рассмотрим особенности вибродиагностики для некоторых типов электродвигателей:
1. Асинхронные электродвигатели
- Характерные дефекты: эксцентриситет ротора, обрыв стержней ротора, дефекты обмоток статора
- Специфические частоты: боковые полосы вокруг частоты питающей сети с шагом, равным удвоенной частоте скольжения
- Особенности измерения: необходимо учитывать влияние частотного преобразователя при его наличии
2. Синхронные электродвигатели
- Характерные дефекты: неравномерность воздушного зазора, дефекты обмоток возбуждения
- Специфические частоты: частота вращения ротора и ее гармоники
- Особенности измерения: необходимо дополнительно контролировать величину воздушного зазора
3. Взрывозащищенные электродвигатели
- Характерные особенности: усиленная конструкция корпуса, повышенные требования к взрывобезопасности
- Особенности измерения: необходимо использовать взрывозащищенные датчики и виброметры
- Нормы вибрации: часто более жесткие, чем для обычных двигателей
4. Крановые и тельферные электродвигатели
- Характерные особенности: повышенная устойчивость к ударным нагрузкам, частые пуски и остановки
- Особенности измерения: необходимо контролировать вибрацию в переходных режимах
- Дополнительные проверки: состояние тормозной системы и механизма управления
Особое внимание при выборе и обслуживании электродвигателей следует уделять тем типам, которые эксплуатируются в сложных условиях или выполняют ответственные функции. Правильно организованная система вибродиагностики позволяет своевременно выявлять потенциальные проблемы и предотвращать аварийные ситуации.
Для обеспечения надежной работы электроприводов рекомендуется использовать комплексный подход, включающий как периодический контроль вибрационных характеристик, так и оценку других диагностических параметров.
Заключение
Измерение и анализ вибрации электродвигателей представляет собой эффективный инструмент диагностики технического состояния оборудования. Правильный выбор методов, средств измерения и интерпретация результатов позволяют своевременно выявлять развивающиеся дефекты и планировать необходимые мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту.
Основные выводы:
- Вибрация электродвигателей измеряется в различных параметрах (виброперемещение, виброскорость, виброускорение), каждый из которых информативен в определенном частотном диапазоне.
- Для оценки вибрационного состояния применяются международные и национальные стандарты, устанавливающие допустимые уровни вибрации в зависимости от типа и мощности машины.
- Современные методы вибродиагностики включают как простейший контроль общего уровня вибрации, так и сложные методы спектрального и временного анализа.
- Оборудование для измерения вибрации варьируется от простых портативных виброметров до сложных многоканальных систем непрерывного мониторинга.
- Для каждого типа электродвигателей существуют характерные дефекты, которые имеют свои диагностические признаки в спектре вибрации.
Применение современных методов и средств вибродиагностики позволяет существенно повысить надежность работы электродвигателей, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт, а также предотвратить аварийные ситуации и связанные с ними простои оборудования.
Важно помнить, что эффективная вибродиагностика требует не только современного оборудования, но и квалифицированного персонала, способного правильно проводить измерения и интерпретировать полученные результаты.
Источники и дополнительная информация
- ISO 10816-1:1995 "Mechanical vibration — Evaluation of machine vibration by measurements on non-rotating parts — Part 1: General guidelines"
- ISO 20816-1:2016 "Mechanical vibration — Measurement and evaluation of machine vibration — Part 1: General guidelines"
- ГОСТ ИСО 10816-1-97 "Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 1. Общие требования"
- IEC 60034-14:2018 "Rotating electrical machines — Part 14: Mechanical vibration of certain machines with shaft heights 56 mm and higher — Measurement, evaluation and limits of vibration severity"
- Барков А.В., Баркова Н.А., Азовцев А.Ю. "Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации", Санкт-Петербург, 2000
- Русов В.А. "Диагностика дефектов вращающегося оборудования по вибрационным сигналам", Пермь, 2012
- Неразрушающий контроль: Справочник. В 8 т. / Под общ. ред. В.В. Клюева. Т. 7: В 2 кн. Кн. 1: Вибродиагностика. – М.: Машиностроение, 2005
- Технический каталог электродвигателей компании Иннер Инжиниринг
Отказ от ответственности: Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена исключительно для информационных целей. Информация, содержащаяся в статье, не является заменой профессиональной консультации специалистов по вибродиагностике. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за любые убытки или ущерб, возникшие в результате использования информации, представленной в данной статье. При проведении вибродиагностики электродвигателей необходимо руководствоваться актуальными нормативными документами и рекомендациями производителей оборудования.
Купить электродвигатели по выгодной цене
Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор электродвигателей. Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.
Заказать сейчасВы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.