Меню

Как правильно выбрать подшипник для строительного оборудования

  • 12.12.2025
  • Познавательное

1. Введение в методику подбора подшипников

Подбор подшипников качения представляет собой комплексную инженерную задачу, требующую учета множественных факторов для обеспечения надежной и долговечной работы механизма. Современные методы расчета основаны на ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007) и позволяют точно определить оптимальный тип и размер подшипника для конкретных условий эксплуатации.

Первоначальный этап подбора включает анализ условий работы механизма: определение величины и направления нагрузок, частоты вращения, требуемого ресурса, условий смазки и параметров окружающей среды. Для строительного оборудования особую важность приобретают ударные нагрузки, запыленность среды и переменные режимы работы.

Важно: Правильный расчет ресурса является первым показателем корректности выбора подшипника для конкретных условий применения. Надежный расчет ресурса рассматривается как приемлемая замена натурных испытаний согласно ГОСТ 18855-2013.

2. Классификация нагрузок и их влияние на выбор

При подборе подшипников необходимо учитывать характер и направление действующих нагрузок. От этого зависит выбор типа подшипника и методика расчета его грузоподъемности.

2.1. Виды нагрузок на подшипник

Тип нагрузки Направление Рекомендуемый тип подшипника Область применения
Радиальная Перпендикулярно оси вала Радиальные шариковые, цилиндрические роликовые Валы редукторов, электродвигатели
Осевая Вдоль оси вала Упорные шариковые, упорные роликовые Вертикальные валы, винтовые передачи
Комбинированная Радиальная + осевая Радиально-упорные, конические роликовые Ступицы колес, шпиндели
Ударная Переменная Сферические роликовые, цилиндрические роликовые Дробилки, вибрационное оборудование

2.2. Виды нагружения колец подшипника

Характер нагружения колец подшипника определяет выбор посадки и влияет на долговечность узла. Согласно ГОСТ 3325-85 различают три вида нагружения:

Вид нагружения Характеристика Требования к посадке
Местное Нагрузка воспринимается ограниченным участком дорожки качения Посадка с зазором или переходная
Циркуляционное Нагрузка последовательно воспринимается всей дорожкой качения Посадка с натягом
Колебательное Равнодействующая нагрузок колеблется относительно кольца Переходная посадка или с небольшим натягом

3. Расчет подшипника по нагрузке

3.1. Динамическая грузоподъемность

Динамическая грузоподъемность (C) - это постоянная неподвижная нагрузка, которую подшипник качения теоретически может выдерживать в течение номинального ресурса в один миллион оборотов. Значения динамической грузоподъемности приводятся в каталогах производителей для каждого типоразмера подшипника.

3.2. Номинальный ресурс

Номинальный ресурс L10 определяется по формуле согласно ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007):

Формула расчета номинального ресурса:

L10 = (C / P)p

где:
L10 - номинальный ресурс при 90% вероятности безотказной работы, млн. оборотов;
C - динамическая грузоподъемность подшипника, Н;
P - эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
p - показатель степени: p = 3 для шариковых подшипников, p = 10/3 (3,333) для роликовых подшипников.

3.3. Эквивалентная динамическая нагрузка

При комбинированном нагружении эквивалентная динамическая нагрузка рассчитывается по формуле:

Формула эквивалентной нагрузки:

P = X * V * Fr + Y * Fa

где:
Fr - радиальная нагрузка, Н;
Fa - осевая нагрузка, Н;
X - коэффициент радиальной нагрузки;
Y - коэффициент осевой нагрузки;
V - коэффициент вращения (V = 1 при вращении внутреннего кольца, V = 1,2 при вращении наружного кольца).

3.4. Пересчет ресурса в часы работы

Формула пересчета ресурса:

Lh = (106 * L10) / (60 * n)

где:
Lh - ресурс в часах;
L10 - номинальный ресурс, млн. оборотов;
n - частота вращения, об/мин.

3.5. Пример расчета

Пример: Подобрать подшипник для вала редуктора строительного подъемника.

Исходные данные:
- Радиальная нагрузка Fr = 8000 Н
- Осевая нагрузка Fa = 2000 Н
- Частота вращения n = 1000 об/мин
- Требуемый ресурс Lh = 10000 ч

Решение:
1. Определяем требуемый ресурс в млн. оборотов:
L10 = (Lh * 60 * n) / 106 = (10000 * 60 * 1000) / 106 = 600 млн. оборотов

2. Для шарикового радиального подшипника при Fa/Fr = 0,25:
X = 0,56; Y = 1,4

3. Эквивалентная нагрузка:
P = 0,56 * 1 * 8000 + 1,4 * 2000 = 4480 + 2800 = 7280 Н

4. Требуемая динамическая грузоподъемность:
C = P * L101/3 = 7280 * 6000,333 = 7280 * 8,43 = 61370 Н = 61,4 кН

Вывод: Необходимо выбрать подшипник с динамической грузоподъемностью не менее 61,4 кН.

3.6. Рекомендуемый ресурс для различных применений

Тип оборудования Режим работы Рекомендуемый ресурс, ч
Строительные краны Тяжелый, с ударами 5000-10000
Экскаваторы Тяжелый 8000-15000
Бетоносмесители Средний 10000-20000
Конвейеры Непрерывный 40000-60000
Вибрационное оборудование Тяжелый, вибрационный 4000-8000
Редукторы общего назначения Средний 20000-40000

4. Учет скорости вращения

4.1. Предельная частота вращения

Предельная частота вращения - это максимально допустимая скорость, при превышении которой не может быть обеспечен расчетный ресурс подшипника. Метод расчета предельной частоты вращения регламентирован ГОСТ 20918-75.

Основным ограничивающим фактором является температура, которая зависит от трения в подшипнике и возможности теплоотвода. При работе на предельных скоростях необходимо обеспечить:

- достаточный радиальный зазор для компенсации температурного расширения;
- применение жестких валов и корпусов;
- правильный подбор смазочного материала.

4.2. Скоростной параметр DN

Для оценки скоростных возможностей подшипника используется скоростной параметр DN (или dmn), равный произведению среднего диаметра подшипника на частоту вращения:

Скоростной параметр:

DN = dm * n

где:
dm = (d + D) / 2 - средний диаметр подшипника, мм;
d - внутренний диаметр подшипника, мм;
D - наружный диаметр подшипника, мм;
n - частота вращения, об/мин.

4.3. Предельные значения скоростного параметра

Тип подшипника DN при пластичной смазке, мм*об/мин DN при масляной смазке, мм*об/мин
Шариковые радиальные 300000-500000 500000-700000
Шариковые радиально-упорные 250000-450000 400000-600000
Роликовые цилиндрические 200000-400000 350000-500000
Роликовые конические 150000-300000 250000-400000
Роликовые сферические 100000-250000 200000-350000
Игольчатые 150000-250000 250000-350000

4.4. Влияние класса точности на предельную скорость

Класс точности подшипника существенно влияет на допустимую скорость вращения. Чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение и тепловыделение. Данные приведены для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами.

Класс точности Коэффициент увеличения скорости Область применения
0 (нормальный) 1,0 Общепромышленное применение
6 1,2 Редукторы, насосы
5 1,5 Станки, высокоскоростные узлы
4 2,0 Шпиндели станков
2 2,5 Прецизионное оборудование

5. Условия эксплуатации

5.1. Температурный режим

Рабочая температура подшипника определяется внешними условиями и внутренним трением. Нормальной температурой в полости подшипника считается температура до 65°C. При такой температуре реализуется максимальный эксплуатационный ресурс.

Температурный диапазон Состояние подшипника Рекомендуемые меры
До 65°C Нормальная работа Штатная эксплуатация
65-95°C Критический нагрев Проверка смазки, нагрузки, зазоров
Выше 95°C Опасный перегрев Немедленная остановка, диагностика
Выше 150°C Аварийный режим Применение высокотемпературных подшипников
Важно: При температуре выше 100°C необходимо применять подшипники с увеличенным тепловым зазором и термостабилизированные смазочные материалы. Согласно ГОСТ 183-74, максимальная температура подшипников качения не должна превышать 95°C, подшипников скольжения - 80°C.

5.2. Влажность и загрязнение

Загрязнение и попадание влаги внутрь подшипника существенно сокращают его ресурс. Для защиты применяются:

- закрытые подшипники с уплотнениями (2RS, ZZ);
- лабиринтные уплотнения;
- корпусные подшипники с дополнительной защитой;
- смазки с улучшенными водостойкими свойствами.

5.3. Коэффициент загрязнения

ГОСТ 18855-2013 вводит коэффициент загрязнения ec для учета влияния чистоты смазочного материала на ресурс подшипника:

Условия эксплуатации Коэффициент ec Характеристика
Высокая чистота 1,0 Закрытые подшипники, чистое масло
Нормальная чистота 0,5-0,8 Типовые промышленные условия
Загрязненная среда 0,2-0,5 Запыленность, влажность
Сильное загрязнение 0,1-0,2 Абразивная пыль, песок

5.4. Вибрационные и ударные нагрузки

При наличии вибраций и ударных нагрузок вводится коэффициент безопасности Kб:

Характер нагрузки Коэффициент Kб Примеры применения
Спокойная, без толчков 1,0-1,2 Вентиляторы, насосы
Легкие толчки 1,2-1,5 Редукторы, компрессоры
Умеренные удары 1,5-2,0 Строительные механизмы
Сильные удары 2,0-3,0 Дробилки, прессы
Очень сильные удары 3,0-4,0 Молоты, вибрационное оборудование

6. Выбор типа подшипника по условиям работы

6.1. Сравнительные характеристики типов подшипников

Тип подшипника Радиальная нагрузка Осевая нагрузка Скорость Несоосность
Шариковый радиальный однорядный Средняя Умеренная Высокая Низкая
Шариковый радиально-упорный Средняя Высокая Высокая Низкая
Роликовый цилиндрический Высокая Нет* Высокая Низкая
Роликовый конический Высокая Высокая Средняя Низкая
Роликовый сферический Очень высокая Высокая Средняя Высокая
Игольчатый Высокая Нет Средняя Низкая
Упорный шариковый Нет Средняя Средняя Низкая

* Для цилиндрических роликовых подшипников типов NJ, NUP осевая нагрузка допускается.

6.2. Рекомендации по выбору типа подшипника

Условие эксплуатации Рекомендуемый тип Обоснование
Высокие скорости, умеренные нагрузки Шариковые радиальные Минимальное трение, высокие обороты
Высокие радиальные нагрузки Роликовые цилиндрические Линейный контакт, высокая грузоподъемность
Комбинированные нагрузки Роликовые конические Восприятие радиальных и осевых нагрузок
Перекос валов, ударные нагрузки Сферические роликовые Самоустанавливаемость, ударопрочность
Ограниченное пространство Игольчатые Малые радиальные габариты
Осевые нагрузки при низких скоростях Упорные роликовые Высокая осевая грузоподъемность

7. Рекомендации по смазке

7.1. Функции смазки

Смазка в подшипнике выполняет следующие функции:

- уменьшение трения между телами качения и дорожками;
- снижение трения между телами качения и сепаратором;
- защита от коррозии;
- уплотнение от попадания загрязнений;
- отвод тепла от зоны трения.

7.2. Выбор типа смазки

Пластичная смазка применяется примерно в 90% подшипников качения. Основные преимущества: простота применения, хорошее удержание в узле, дополнительная защита от загрязнений.

Условие Пластичная смазка Масляная смазка
Скорость вращения Низкая и средняя Высокая
Температура -40...+120°C (литиевые) -20...+150°C
Теплоотвод Ограниченный Эффективный
Обслуживание Периодическое Циркуляционное или периодическое
Защита от загрязнений Хорошая Требует дополнительных уплотнений

7.3. Классификация пластичных смазок по NLGI

Классификация разработана Национальным институтом пластичных смазок США (National Lubricating Grease Institute). Консистенция определяется методом пенетрации - глубиной погружения стандартного конуса в смазку при 25°C за 5 секунд.

Класс NLGI Консистенция Пенетрация, 0,1 мм Применение
000 Очень жидкая 445-475 Централизованная смазка
00 Жидкая 400-430 Зубчатые передачи, централизованная смазка
0 Полужидкая 355-385 Централизованная смазка, редукторы
1 Очень мягкая 310-340 Подшипники при низких температурах
2 Мягкая (средняя) 265-295 Подшипники качения (основной класс)
3 Полутвердая 220-250 Подшипники при высоких температурах и скоростях
4 Твердая 175-205 Высокоскоростные подшипники
5 Очень твердая 130-160 Открытые зубчатые передачи
6 Особо твердая 85-115 Открытые зубчатые передачи

7.4. Выбор смазки по температуре

Тип загустителя Диапазон температур Особенности
Литиевый -30...+120°C Универсальные, водостойкие
Литиевый комплексный -30...+160°C Повышенная термостойкость
Кальциевый -20...+80°C Высокая водостойкость
Полимочевинный -40...+180°C Длительный срок службы
Бентонитовый (силикагелевый) -40...+200°C Высокотемпературные применения

7.5. Степень заполнения смазкой

Рекомендация: Смазка должна занимать 2/3 объема полости подшипника при частоте вращения до 1500 об/мин и 1/2 объема при частоте вращения свыше 1500 об/мин. Избыточное количество смазки приводит к перегреву из-за повышенного сопротивления.

7.6. Периодичность смазывания

При повышении рабочей температуры выше 70°C интервал смазывания сокращается вдвое на каждые 15°C превышения. Например, если базовый интервал при 70°C составляет 6 месяцев, то при 85°C он составит 3 месяца, а при 100°C - 1,5 месяца.

8. Посадки и монтаж

8.1. Выбор посадок по ГОСТ 3325-85

Выбор посадки зависит от вида нагружения кольца, величины нагрузки и условий эксплуатации. ГОСТ 3325-85 устанавливает поля допусков и посадки для подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм.

Вид нагружения Посадка на вал Посадка в корпус
Местное внутреннего кольца g6, h6, js6 H7, Js7, K7
Циркуляционное внутреннего кольца k6, m6, n6, p6 H7, Js7
Местное наружного кольца k6, m6 H7, G7
Циркуляционное наружного кольца h6, js6 M7, N7, P7

8.2. Требования к шероховатости посадочных поверхностей

Класс точности подшипника Ra вала, мкм Ra корпуса, мкм Ra торцов, мкм
0, 6 1,25 2,5 2,5
5 0,63 1,25 1,25
4 0,32 0,63 0,63
2 0,16 0,32 0,32

8.3. Допустимые отклонения формы

Отклонения формы посадочных поверхностей (овальность, конусность) не должны превышать 1/2 допуска на диаметр. Несоблюдение этих требований приводит к деформации колец подшипника и снижению ресурса.

8.4. Методы монтажа подшипников

Выбор метода монтажа зависит от размера подшипника и величины натяга:

- Механический метод - с использованием прессов, специальных оправок и монтажных гильз. Усилие прикладывается к кольцу, которое устанавливается с натягом.
- Термический метод - нагрев подшипника до 80-100°C вызывает расширение внутреннего кольца и обеспечивает свободную посадку на вал. Применяется для средних и крупных подшипников.
- Гидравлический метод - использование гидравлических гаек, инжекции масла под давлением между сопрягаемыми поверхностями.

9. Подшипники в строительном оборудовании

9.1. Особенности эксплуатации

Строительное оборудование характеризуется тяжелыми условиями эксплуатации: ударные нагрузки, запыленность, влажность, перепады температур, переменные режимы работы. Эти факторы требуют особого подхода к выбору подшипников.

9.2. Типовые подшипниковые узлы

Механизм Тип подшипника Особенности применения
Опорно-поворотное устройство крана Однорядный шариковый с 4-точечным контактом, трехрядный роликовый Восприятие осевых, радиальных нагрузок и опрокидывающего момента
Редуктор механизма подъема Конические роликовые, цилиндрические роликовые Высокие нагрузки, точное позиционирование
Ходовые колеса Сферические роликовые, конические роликовые Компенсация несоосности, ударные нагрузки
Барабан лебедки Сферические роликовые Прогиб вала, высокие нагрузки
Стрела экскаватора Сферические шарнирные, игольчатые Знакопеременные нагрузки, загрязнение
Бетоносмеситель Сферические роликовые Несоосность, абразивная среда

9.3. Опорно-поворотные устройства

Опорно-поворотные устройства (ОПУ) применяются в башенных кранах, экскаваторах, автокранах и другой строительной технике. Они воспринимают комбинацию осевых, радиальных нагрузок и опрокидывающего момента.

Тип ОПУ Грузоподъемность Область применения
Однорядное шариковое с 4-точечным контактом Средняя Автокраны, манипуляторы
Двухрядное шариковое Высокая Башенные краны
С перекрестными роликами Очень высокая Экскаваторы, тяжелые краны
Трехрядное роликовое Максимальная Портовые краны, карьерная техника

9.4. Рекомендации по обслуживанию

Для обеспечения надежной работы подшипников в строительном оборудовании необходимо:

- регулярно контролировать состояние смазки и своевременно ее заменять;
- проверять температуру подшипниковых узлов при эксплуатации;
- контролировать состояние уплотнений;
- проводить вибродиагностику для раннего выявления дефектов;
- соблюдать рекомендации производителя по техническому обслуживанию.

10. Часто задаваемые вопросы

Как определить требуемую динамическую грузоподъемность подшипника?

Требуемая динамическая грузоподъемность определяется по формуле C = P * (L10)1/p, где P - эквивалентная динамическая нагрузка, L10 - требуемый ресурс в миллионах оборотов, p - показатель степени (3 для шариковых, 10/3 для роликовых подшипников). Рассчитанное значение должно быть меньше каталожного значения выбранного подшипника.

Какую скорость вращения можно считать предельной для подшипника?

Предельная скорость указывается в каталогах производителей для класса точности 0 при нормальных условиях эксплуатации. Она зависит от типа подшипника, способа смазки и температурных условий. Превышение предельной скорости приводит к перегреву и преждевременному разрушению подшипника. Для повышения допустимой скорости применяют подшипники более высоких классов точности: класс 5 увеличивает скорость в 1,5 раза, класс 4 - в 2 раза.

Когда следует применять роликовые подшипники вместо шариковых?

Роликовые подшипники применяют при высоких радиальных нагрузках, так как линейный контакт ролика с дорожкой качения обеспечивает большую грузоподъемность. Шариковые подшипники предпочтительны при высоких скоростях и умеренных нагрузках благодаря меньшему трению. При комбинированных нагрузках используют конические роликовые или радиально-упорные шариковые подшипники.

Как выбрать смазку для подшипника?

Выбор смазки зависит от условий эксплуатации: температурного диапазона, скорости вращения, нагрузки и окружающей среды. Для большинства промышленных применений подходят литиевые смазки класса NLGI 2. При высоких температурах применяют комплексно-литиевые или полимочевинные смазки. При высоких скоростях предпочтительна масляная смазка с низкой вязкостью.

Какой класс точности подшипника выбрать?

Для общепромышленного оборудования достаточно класса точности 0 (нормальной точности). Класс 6 применяется в редукторах, насосах, когда требуется повышенная точность вращения. Классы 5, 4, 2 используются в станках, шпинделях и прецизионном оборудовании, где критичны точность позиционирования и минимальные вибрации. Классы точности определены в ГОСТ 520-2011.

Как влияет температура на работу подшипника?

Нормальная рабочая температура подшипника не должна превышать 65°C. При температуре 65-95°C происходит ускоренное старение смазки и повышенный износ. Выше 95°C - критический перегрев, требующий немедленного устранения причины. Для работы при повышенных температурах применяют подшипники с увеличенным зазором, термостабилизированные, с высокотемпературными смазками.

Как правильно выбрать посадку подшипника?

Посадка выбирается в зависимости от вида нагружения кольца. При циркуляционном нагружении (кольцо вращается относительно направления нагрузки) требуется посадка с натягом. При местном нагружении (кольцо неподвижно относительно направления нагрузки) допускается посадка с зазором. Величина натяга зависит от размера подшипника и интенсивности нагрузки согласно ГОСТ 3325-85.

Какие подшипники применяются в строительных кранах?

В строительных кранах применяются: опорно-поворотные устройства для поворотной части (шариковые с 4-точечным контактом или роликовые), конические и сферические роликовые подшипники в редукторах механизмов подъема и поворота, цилиндрические и сферические роликовые в ходовой части. Выбор определяется характером нагрузок и условиями эксплуатации конкретного узла.

Как часто нужно менять смазку в подшипниках?

Периодичность замены смазки зависит от условий эксплуатации. При нормальных условиях (температура до 70°C, умеренные нагрузки) интервал составляет 3000-5000 часов работы. При повышенных температурах интервал сокращается вдвое на каждые 15°C превышения базовой температуры 70°C. В закрытых подшипниках смазка рассчитана на весь срок службы. Признаки необходимости замены: повышение температуры, шум, изменение цвета смазки.

Что такое модифицированный ресурс подшипника?

Модифицированный ресурс Lnm учитывает влияние условий смазки, загрязнения, предела усталостной нагрузки и вероятности безотказной работы, отличной от 90%. Он рассчитывается по формуле Lnm = a1 * aISO * L10, где a1 - коэффициент вероятности, aISO - системный коэффициент модификации. Этот метод, описанный в ГОСТ 18855-2013, дает более точную оценку реального ресурса в конкретных условиях эксплуатации.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и не заменяет профессиональных инженерных расчетов. Информация предоставлена на основании действующих стандартов и технических рекомендаций, однако автор не несет ответственности за последствия применения изложенных сведений без проведения соответствующих расчетов и консультаций со специалистами. При выполнении ответственных расчетов рекомендуется использовать актуальные каталоги производителей подшипников и привлекать квалифицированных инженеров.

Источники

  1. ГОСТ 18855-2013 (ISO 281:2007) "Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс"
  2. ГОСТ 18854-2013 (ISO 76:2006) "Подшипники качения. Статическая грузоподъемность"
  3. ГОСТ 3325-85 "Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки"
  4. ГОСТ 520-2011 "Подшипники качения. Общие технические условия"
  5. ГОСТ 20918-75 "Подшипники качения. Методы расчета предельной частоты вращения"
  6. ГОСТ 32305-2013 (ISO 15312:2003) "Подшипники качения. Номинальная тепловая частота вращения. Расчет и коэффициенты"
  7. Справочник конструктора по расчету и выбору подшипников качения / Под ред. Н.А. Спицына. - М.: Машиностроение
  8. Техническая документация производителей подшипников (SKF, FAG, NSK, Timken)

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.