Меню

Подшипники профилегибочных станов для сэндвич-панелей

  • 13.12.2025
  • Познавательное

Введение

Подшипники профилегибочных станов для производства сэндвич-панелей являются критически важными компонентами, обеспечивающими точность формирования профиля обшивки и надежность технологического процесса. Профилегибочное оборудование предназначено для холодного формообразования металлических листов в профилированные элементы обшивки сэндвич-панелей с заданной геометрией. Качество подшипниковых узлов напрямую влияет на точность размеров готовых изделий, производительность линии и продолжительность межремонтных периодов.

В процессе профилирования обшивки сэндвич-панелей валки стана воспринимают значительные радиальные и осевые нагрузки, обусловленные пластической деформацией металла. Подшипники должны обеспечивать стабильное положение валков при скоростях формовки до 20 метров в минуту и более, минимизировать осевые перемещения и сохранять работоспособность при продолжительной эксплуатации.

Типы профилегибочных станов и конструкция валковых узлов

Классификация профилегибочных станов

Профилегибочные станы для производства обшивки сэндвич-панелей классифицируются по конструкции станины на два основных типа:

Станы открытого консольного типа характеризуются тем, что рабочие валки имеют подшипники только с одной стороны, при этом рабочая часть валков является консольной. Такая конструкция обеспечивает простоту обслуживания и замены валкового инструмента, однако ограничивает жесткость системы. Консольные станы применяются для профилирования заготовок толщиной до 1,0 миллиметра и шириной до 1000 миллиметров.

Станы закрытого типа имеют валки с двухсторонним опиранием на подшипники, что обеспечивает высокую жесткость валковой системы. Закрытые станы используются для профилирования более толстых заготовок до 2,0 миллиметров и широких профилей до 1500 миллиметров, что типично для обшивки стеновых и кровельных сэндвич-панелей.

Тип стана Конструкция опор валков Максимальная толщина заготовки, мм Максимальная ширина профиля, мм Применение
Открытый консольный Односторонние подшипники 0,5-1,0 800-1000 Обшивка легких панелей
Закрытый Двухсторонние подшипники 0,7-2,0 1000-1500 Обшивка стеновых и кровельных панелей

Конструктивные особенности валковых узлов

Валки профилегибочных станов для сэндвич-панелей устанавливаются в рабочих клетях, количество которых определяется сложностью профиля. Типовая линия для производства трапециевидной обшивки содержит от 8 до 14 клетей формовки. Каждая клеть включает пару валков верхний и нижний, закрепленных на валах через шпоночное соединение.

Валы вращаются в подшипниках, установленных в подушках корпусных узлах. Конструкция подушек обеспечивает точную фиксацию положения валков и передачу усилий профилирования на станину стана. Диаметры верхних и нижних валков могут различаться в зависимости от глубины профилировки: при формовке вверх верхние валки имеют больший диаметр для размещения глубоких ручьев.

Типы подшипников для валков профилирования

Роликовые радиальные подшипники

Основным типом подшипников для валков профилегибочных станов являются роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами. Они обеспечивают восприятие высоких радиальных нагрузок при ограниченных осевых перемещениях. Цилиндрические роликовые подшипники характеризуются высокой жесткостью и точностью вращения, что критично для поддержания геометрии профиля.

Для валков профилегибочных станов применяются подшипники серий 2000, 3000 и 32000 по ГОСТ 8328-75, обеспечивающие радиальную грузоподъемность от 15 до 150 килоньютонов в зависимости от типоразмера.

Конические роликовые подшипники

При наличии комбинированных радиально-осевых нагрузок применяются конические роликовые подшипники. Они особенно эффективны в клетях с наклонными валками или при профилировании с осевым подпором заготовки. Конические подшипники устанавливаются парами с противоположной ориентацией для восприятия осевых усилий в обоих направлениях.

Тип подшипника Стандарт Воспринимаемые нагрузки Типовые серии Применение в станах
Роликовый радиальный цилиндрический ГОСТ 8328-75 Радиальные высокие 2000, 3000, N, NU, NJ Валки всех клетей формовки
Роликовый конический однорядный ГОСТ 333-79, ГОСТ 27365-2023 Радиально-осевые 7000, 32000 Валки с осевыми нагрузками
Роликовый сферический двухрядный ГОСТ 5721-2022 Радиальные при перекосах 3500, 3600 Опорные валки, компенсация несоосности
Игольчатый радиальный ГОСТ 4657-2022 Радиальные в ограниченном пространстве NK, NA Направляющие ролики малого диаметра

Сферические роликовые подшипники

Двухрядные сферические роликовые подшипники применяются в узлах, где возможны угловые отклонения валов вследствие деформации станины под нагрузкой или температурных расширений. Сферические подшипники компенсируют перекосы до 2-3 градусов и обеспечивают равномерное распределение нагрузки между рядами роликов.

Технические характеристики и стандарты

Стандарты на подшипники

Подшипники для профилегибочного оборудования должны соответствовать требованиям государственных стандартов, определяющих основные размеры, технические требования и методы контроля:

ГОСТ Наименование Область применения
ГОСТ 8328-75 Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами Основной тип для валков профилирования
ГОСТ 27365-2023 Подшипники качения. Подшипники конические однорядные Тяжелонагруженные узлы с осевыми усилиями
ГОСТ 333-79 Подшипники роликовые конические однорядные Стандартные конические подшипники
ГОСТ 5721-2022 Подшипники роликовые сферические двухрядные Узлы с возможными перекосами
ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия Общие требования ко всем типам

Классы точности и посадки

Для профилегибочных станов применяются подшипники классов точности 0 нормальный или 6 повышенной точности. Выбор класса определяется требованиями к точности профиля: для производства обшивки с допусками по геометрии ±0,5 миллиметра достаточен класс 0, для более жестких требований используется класс 6.

Пример подбора посадки: Для подшипника 32210 внутренний диаметр 50 миллиметров на вал валка профилегибочного стана рекомендуется посадка k6 на вал и H7 в корпус, обеспечивающая натяг на внутреннем кольце и зазор на наружном для компенсации температурных деформаций.

Корпусные подшипниковые узлы

Конструкция подушек валков

Подушки валков представляют собой литые или кованые корпусные детали, в которых размещаются подшипники качения. Конструкция подушки включает корпус, крышки, уплотнительные узлы и элементы регулировки осевого и радиального зазоров. Подушки передают усилия от валков на станину стана и обеспечивают точное позиционирование валковой системы.

Материалы корпусных узлов

Корпуса подушек изготавливаются из серого чугуна марок СЧ20, СЧ25 или стального литья марок 25Л, 35Л. Для высоконагруженных узлов применяются кованые подушки из сталей 40, 45. Материал должен обеспечивать достаточную жесткость при минимальной массе и хорошую обрабатываемость посадочных поверхностей.

Элемент подушки Назначение Конструктивные особенности
Корпус Восприятие нагрузок, установка подшипников Литье или поковка с точными посадочными гнездами
Торцевые крышки Фиксация подшипников, регулировка зазоров Крепление болтами, прокладки для регулировки
Уплотнения Защита от загрязнений, удержание смазки Лабиринтные или манжетные уплотнения
Смазочные каналы Подача и распределение смазки Каналы с пресс-масленками или централизованная система

Уплотнительные системы

Уплотнения подшипниковых узлов профилегибочных станов должны предотвращать попадание металлической пыли, образующейся при профилировании оцинкованной стали, и удерживать смазку. Применяются многоступенчатые лабиринтные уплотнения, комбинированные с войлочными или фетровыми кольцами. При наличии системы централизованной смазки используются манжетные уплотнения с рабочими кромками, ориентированными внутрь узла.

Нагрузки и режимы работы

Характер нагрузок

Подшипники валков профилегибочных станов для сэндвич-панелей работают в условиях постоянных радиальных нагрузок, создаваемых усилиями пластической деформации металла. Радиальная нагрузка на подшипник зависит от толщины и прочности формуемого материала, геометрии профиля и положения клети в технологической последовательности.

Определение расчетной нагрузки:
Радиальная нагрузка на подшипник P килоньютонов определяется как сумма усилий формовки в клети, распределенных на два подшипника вала:
P = F / 2 × k
где F - усилие формовки в клети килоньютонов определяется расчетом или экспериментально;
k - коэффициент динамичности, учитывающий неравномерность нагрузки k = 1,2-1,5 для профилегибочных станов.

Скоростные режимы

Частота вращения валков профилегибочных станов определяется скоростью подачи заготовки и диаметром валков. Типовые скорости профилирования обшивки сэндвич-панелей составляют от 5 до 20 метров в минуту, что при диаметре валков 150-250 миллиметров соответствует частоте вращения 60-250 оборотов в минуту. Подшипники должны обеспечивать надежную работу во всем диапазоне скоростей без перегрева и повышенного износа.

Диаметр валка, мм Скорость подачи, м/мин Частота вращения, об/мин Тип подшипника
150 5-10 100-210 Роликовый радиальный
200 8-15 125-240 Роликовый радиальный
250 10-20 125-250 Роликовый цилиндрический или конический

Смазка подшипников

Типы смазочных материалов

Для подшипников профилегибочного оборудования применяются консистентные смазки на литиевой или кальциевой основе. Выбор смазки определяется режимом работы, температурными условиями и методом подачи смазочного материала. В условиях нормальной температуры до 60 градусов применяются универсальные смазки типа Литол-24, ЦИАТИМ-221, обеспечивающие работоспособность в диапазоне от минус 40 до плюс 120 градусов.

Температурные режимы

Подшипники валков профилегибочных станов работают при умеренных температурах, не превышающих 70-80 градусов в установившемся режиме. Нагрев обусловлен трением в подшипниках и передачей тепла от формуемой заготовки. При профилировании предварительно нагретого металла или высоких скоростях формовки температура может повышаться до 100-120 градусов, что требует применения термостойких смазок.

Тип смазки Температурный диапазон Основа Применение
Литол-24 от -40 до +120 градусов Литиевая Общее применение в подшипниках валков
ЦИАТИМ-221 от -60 до +150 градусов Литиевая Подшипники при повышенных скоростях
Смазка ЕР-2 от -40 до +180 градусов Литиевая с EP-присадками Тяжелые нагрузки, ударные режимы

Методы смазывания

Подшипники профилегибочных станов смазываются периодически через пресс-масленки или от централизованной системы смазки. Периодическая смазка через пресс-масленки применяется на малых и средних станах, интервал смазывания составляет 200-500 часов работы. Централизованные системы обеспечивают автоматическую подачу дозированных порций смазки ко всем подшипниковым узлам с заданной периодичностью.

Количество закладываемой смазки составляет 30-50 процентов свободного объема подшипникового узла. Избыточное количество смазки приводит к перегреву вследствие повышенного сопротивления вращению.

Монтаж и регулировка

Установка подшипников

Монтаж подшипников на валы валков выполняется с контролируемым натягом, обеспечивающим надежную фиксацию внутреннего кольца и исключающим проворачивание. Посадка на вал осуществляется с нагревом подшипника в масляной ванне до температуры 80-100 градусов или с использованием индукционного нагревателя. Охлаждение после посадки обеспечивает необходимый натяг.

Регулировка зазоров

Осевой зазор в роликовых подшипниках регулируется с помощью прокладок между торцевой крышкой подушки и корпусом. Величина зазора контролируется измерением осевого перемещения вала при приложении осевого усилия. Рекомендуемый зазор для цилиндрических роликовых подшипников составляет 0,02-0,05 миллиметра на каждые 100 миллиметров диаметра вала.

Пример регулировки: Для вала диаметром 60 миллиметров с подшипниками 32212 осевой зазор должен составлять 0,01-0,03 миллиметра. Регулировка выполняется подбором прокладок толщиной 0,1, 0,2, 0,3 миллиметра. Измерение зазора проводится индикатором часового типа с ценой деления 0,01 миллиметра.

Соосность валков

Соосность валков в клети профилегибочного стана обеспечивается точностью изготовления подушек и их установкой на станине. Отклонение от параллельности осей верхнего и нижнего валков не должно превышать 0,05 миллиметра на длине 1000 миллиметров. Контроль соосности выполняется с помощью щупов, индикаторов или лазерных систем выверки.

Обслуживание и диагностика

Периодичность обслуживания

Регламентное обслуживание подшипниковых узлов профилегибочных станов включает периодический осмотр, смазывание, контроль температуры и вибрации. Осмотр подшипниковых узлов проводится еженедельно с проверкой состояния уплотнений, отсутствия подтеканий смазки и повышенного нагрева. Температура подшипников контролируется бесконтактными термометрами или встроенными датчиками.

Вид обслуживания Периодичность Выполняемые операции
Ежедневный осмотр Каждую смену Проверка отсутствия посторонних шумов, нагрева, подтеканий
Еженедельный контроль 1 раз в неделю Измерение температуры, проверка уплотнений, визуальный осмотр
Периодическая смазка 200-500 часов Подача свежей смазки через пресс-масленки
Техническое обслуживание 1 раз в квартал Проверка зазоров, контроль износа, ревизия уплотнений
Капитальный ремонт 1 раз в 2-3 года Замена подшипников, ревизия корпусных деталей

Диагностика дефектов

Основными признаками неисправности подшипников являются повышенный шум, вибрация, нагрев и осевой люфт валков. Шум подшипников контролируется акустическими методами или с помощью виброанализаторов. Нормальный уровень вибрации подшипников качения при частоте вращения до 300 оборотов в минуту не превышает 2,5 миллиметров в секунду среднеквадратичного значения виброскорости.

Повышение температуры подшипника более 80 градусов при нормальном режиме работы свидетельствует о недостатке смазки, чрезмерном натяге или износе дорожек качения и требует немедленной остановки оборудования для выяснения причин.

Замена подшипников

Замена подшипников выполняется при обнаружении критического износа дорожек качения, разрушения сепаратора или роликов. Демонтаж подшипников производится с использованием съемников, исключающих повреждение посадочных поверхностей вала. При установке новых подшипников контролируется соответствие размеров вала и корпуса требованиям посадки, очищаются посадочные поверхности от загрязнений и старой смазки.

Подбор подшипников для профилегибочного оборудования

Критерии выбора

Подбор подшипников для валков профилегибочных станов производится с учетом следующих факторов: величины и характера нагрузок, частоты вращения, условий эксплуатации, требуемого ресурса. Расчет подшипников включает определение эквивалентной динамической нагрузки, выбор типоразмера по требуемой грузоподъемности и проверку по предельной частоте вращения.

Методика расчетного подбора:
1. Определение радиальной нагрузки на подшипник P килоньютонов
2. Расчет эквивалентной динамической нагрузки P = X × P_r + Y × P_a где X Y коэффициенты радиальной и осевой нагрузок
3. Определение требуемой динамической грузоподъемности C = P × (L_h × n / 10^6)^(1/3) где L_h требуемый ресурс часов n частота вращения оборотов в минуту
4. Выбор подшипника с динамической грузоподъемностью C больше или равно C расчетному по каталогу
5. Проверка по предельной частоте вращения

Рекомендации по применению

Для валков диаметром до 150 миллиметров рекомендуются цилиндрические роликовые подшипники серий 2000 легкая или 3000 средняя. При диаметрах валов 50-80 миллиметров применяются подшипники типов NU206-NU216, 32206-32216. Для тяжелонагруженных клетей на валах диаметром более 80 миллиметров используются подшипники повышенной грузоподъемности серий 32000А.

Диаметр вала, мм Рекомендуемые типы подшипников Примеры обозначений Динамическая грузоподъемность, кН
40-50 Роликовые цилиндрические NU NJ NU208 NJ208 2208 29-32
50-65 Роликовые цилиндрические конические NU210 32210 2210 38-48
65-80 Роликовые повышенной грузоподъемности NU213 32213А 2213А 55-70
80-100 Роликовые тяжелой серии NU316 32216А 2316 90-125

Для комплексного оснащения профилегибочного оборудования и обеспечения надежной работы подшипниковых узлов рекомендуем рассмотреть следующие решения:

Часто задаваемые вопросы

Какой тип подшипников наиболее эффективен для валков профилегибочных станов?
Для валков профилегибочных станов наиболее эффективны роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами согласно ГОСТ 8328-75. Они обеспечивают высокую радиальную грузоподъемность, необходимую для восприятия усилий формовки, при умеренных осевых нагрузках. Цилиндрические роликовые подшипники имеют низкий коэффициент трения и высокую жесткость, что критично для поддержания точности профиля. При наличии значительных осевых усилий применяются конические роликовые подшипники, устанавливаемые парами.
Как определить необходимую периодичность смазки подшипников профилегибочного стана?
Периодичность смазки определяется условиями эксплуатации и типом применяемой смазки. Для подшипников валков профилегибочных станов, работающих при частоте вращения 100-250 оборотов в минуту и температуре до 70 градусов, рекомендуется смазывание каждые 200-500 часов работы при использовании пластичных смазок типа Литол-24. При централизованной системе смазки интервал сокращается до 100-200 часов с подачей малых доз смазочного материала. Фактическая периодичность уточняется по результатам контроля температуры подшипников и анализа отработанной смазки.
Какие признаки указывают на необходимость замены подшипников валков?
Основные признаки критического износа подшипников: повышенный шум и вибрация, превышение температуры более 80 градусов при нормальной нагрузке, появление осевого люфта валков более 0,1 миллиметра, следы смазки с металлическими частицами на уплотнениях. При обнаружении этих признаков необходимо провести диагностику с использованием виброанализатора. Среднеквадратичное значение виброскорости более 4,5 миллиметров в секунду свидетельствует о развитии дефектов. Также замена требуется при появлении раковин и выкрашивания на дорожках качения, обнаруживаемых при плановой ревизии.
Чем отличаются подшипниковые узлы станов открытого и закрытого типа?
В станах открытого консольного типа валки имеют подшипники только с одной стороны, что упрощает замену валкового инструмента и обслуживание, но ограничивает жесткость системы. Такая конструкция применяется для заготовок толщиной до 1,0 миллиметра. Станы закрытого типа имеют валки с двухсторонним опиранием на подшипники, обеспечивая высокую жесткость и точность профилирования более толстых заготовок до 2,0 миллиметров. Подшипниковые узлы закрытых станов воспринимают нагрузки с двух сторон, что требует более тщательной регулировки зазоров и соосности, но обеспечивает больший ресурс при тяжелых режимах.
Какой осевой зазор должен быть в подшипниках валков профилегибочного стана?
Рекомендуемый осевой зазор в роликовых цилиндрических подшипниках валков составляет 0,02-0,05 миллиметра на каждые 100 миллиметров диаметра вала. Например, для вала диаметром 60 миллиметров оптимальный зазор 0,01-0,03 миллиметра. Зазор регулируется подбором прокладок между торцевой крышкой подушки и корпусом. Недостаточный зазор приводит к заклиниванию при температурном расширении, избыточный к снижению жесткости и появлению осевых биений валков. Контроль зазора выполняется индикатором часового типа с ценой деления 0,01 миллиметра при приложении осевого усилия 10-50 ньютонов.
Можно ли применять подшипники импортного производства взамен отечественных?
Импортные подшипники ведущих производителей SKF FAG NSK NTN Timken взаимозаменяемы с отечественными по основным размерам согласно международным стандартам ISO. Например, подшипник NU210 по ГОСТ 8328-75 соответствует ISO обозначению NU210E. При замене необходимо учитывать особенности системы зазоров и посадок: импортные подшипники часто поставляются с зазором C3 увеличенным, тогда как отечественные имеют нормальный зазор CN. Также важно проверить соответствие класса точности: класс 0 по ГОСТ примерно соответствует P0 по ISO, класс 6 по ГОСТ классу P6 по ISO.
Какая температура подшипников считается допустимой при работе профилегибочного стана?
Нормальная рабочая температура подшипников валков профилегибочных станов составляет 50-70 градусов при установившемся режиме. Допустимое кратковременное повышение до 80 градусов при увеличении нагрузки или скорости. Температура выше 80 градусов свидетельствует о неисправности: недостатке смазки, чрезмерном натяге, износе или попадании загрязнений. При температуре более 90 градусов необходима немедленная остановка оборудования. Контроль температуры выполняется бесконтактными инфракрасными термометрами или встроенными термодатчиками в корпусах подушек.
Как правильно установить подшипник на вал валка профилегибочного стана?
Установка подшипника на вал выполняется с контролируемым натягом методом термической посадки. Подшипник нагревается в масляной ванне до температуры 80-100 градусов или индукционным нагревателем. Нагретый подшипник надевается на предварительно очищенную и смазанную шейку вала до упора в буртик. После остывания образуется необходимый натяг, исключающий проворачивание внутреннего кольца. Запрещено устанавливать подшипники ударами через оправку по торцу кольца, так как это приводит к повреждению дорожек качения. Перед установкой проверяется соответствие размеров вала требуемой посадке обычно k6 или m6.
Какие смазки рекомендуются для подшипников профилегибочного оборудования?
Для подшипников валков профилегибочных станов рекомендуются консистентные смазки на литиевой основе: Литол-24 для общего применения в диапазоне температур от минус 40 до плюс 120 градусов согласно ГОСТ 21150-87, ЦИАТИМ-221 для повышенных скоростей до 150 градусов, смазка ЕР-2 с противозадирными присадками при наличии ударных нагрузок. Количество закладываемой смазки составляет 30-50 процентов свободного объема подшипникового узла. Смазки должны соответствовать требованиям действующих стандартов и иметь соответствующие сертификаты качества.
Как подобрать подшипник для валка диаметром 70 миллиметров профилегибочного стана?
Для валка диаметром 70 миллиметров рекомендуются роликовые цилиндрические подшипники типа NU214, 32214 или 2214 с внутренним диаметром 70 миллиметров. Выбор конкретного типа зависит от нагрузки: при радиальной нагрузке до 60 килоньютонов достаточен подшипник NU214 динамическая грузоподъемность 64 килоньютона, при нагрузках до 85 килоньютонов подшипник 32214А повышенной грузоподъемности. При наличии осевых усилий применяются конические подшипники 32214 или 7214. Класс точности выбирается 0 для общих применений или 6 для высоких требований к точности профиля. Посадка на вал k6 или m6, в корпус H7.
Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно информационный и ознакомительный характер. Представленная информация основана на общепринятых технических стандартах и практике применения подшипников в профилегибочном оборудовании. Автор не несет ответственности за последствия применения изложенной информации в конкретных условиях эксплуатации. Подбор, монтаж и обслуживание подшипников должны выполняться квалифицированными специалистами с учетом требований технической документации производителя оборудования, действующих стандартов и правил промышленной безопасности. Перед принятием технических решений рекомендуется консультация с инженерами-специалистами и проверка соответствия выбранных решений конкретным условиям эксплуатации.

Источники

  1. ГОСТ 8328-75 Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры
  2. ГОСТ 27365-2023 Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации
  3. ГОСТ 333-79 Подшипники роликовые конические однорядные. Основные размеры
  4. ГОСТ 5721-2022 Подшипники качения. Подшипники роликовые сферические двухрядные с асимметричными роликами
  5. ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия
  6. ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов, корпусов и торцевым поверхностям
  7. ГОСТ 21150-87 Смазка Литол-24. Технические условия
  8. ГОСТ 4657-2022 Подшипники качения. Подшипники игольчатые однорядные с кольцами обработанными резанием
  9. Оборудование прокатных и трубных цехов: Учебник для вузов / Королев А.А. - М.: Металлургия, 1987
  10. Технология прокатного производства: Справочник / Под ред. Полухина В.П. - М.: Металлургия, 1991
  11. Подшипники качения: Справочник-каталог / Под ред. Коросташевского Р.В. - М.: Машиностроение, 1984

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.