Меню

Подшипники сушильных барабанов песка для ССС

  • 11.12.2025
  • Познавательное

Конструкция сушильных барабанов песка

Сушильные барабаны представляют собой вращающиеся цилиндрические аппараты, применяемые на заводах по производству сухих строительных смесей для снижения влажности песка. Конструктивно барабан состоит из цилиндрического корпуса, установленного на опорную систему под углом 3-5 градусов к горизонтали. Вращение барабана осуществляется со скоростью от 3 до 8 оборотов в минуту, что обеспечивает равномерную обработку материала.

Опорная система барабана включает бандажи, опорные и упорные ролики, образующие опорно-упорную станцию. Бандажи представляют собой кольца прямоугольного профиля, приваренные к корпусу барабана и служащие для передачи нагрузки на опорные ролики. На загрузочной стороне барабана устанавливается упорная станция, предотвращающая осевое смещение конструкции.

Основные параметры сушильных барабанов

Производительность современных сушильных установок для песка составляет от 5 до 100 тонн в час. Температура теплоносителя на входе достигает 800-900 градусов Цельсия, а температура песка на выходе поддерживается в диапазоне 40-60 градусов. Влажность исходного материала может составлять до 15 процентов, конечная влажность снижается до 0,1-0,5 процентов.

Опорные ролики сушилок: конструкция и функции

Опорные ролики выполняют критически важную функцию поддержания вращающегося барабана и воспринимают основную массу конструкции вместе с загрузкой. Каждый сушильный барабан опирается на четыре опорных ролика, установленных попарно на каждом бандаже. Ролики монтируются на общей фундаментной плите, образующей опорную станцию.

Конструктивно опорный ролик состоит из бочки, насаженной на ось, которая устанавливается в двух подшипниковых опорах. Бочка ролика изготавливается из кованой стали и подвергается термоупрочнению для увеличения износостойкости. Диаметр опорных роликов варьируется от 400 до 1200 миллиметров в зависимости от размеров барабана.

Требования к установке опорных роликов

Правильная установка опорных роликов критична для обеспечения стабильной работы сушильного барабана. Оси роликов должны быть строго параллельны оси барабана, допустимое отклонение не превышает 0,5 миллиметров на метр длины. Опорные колеса на загрузочной стороне выполняются с более широкой поверхностью контакта для компенсации теплового расширения барабана.

Диаметр барабана, мм Диаметр опорных роликов, мм Ширина бочки, мм Диаметр оси, мм Нагрузка на ролик, кН
1000-1400 400-500 300-350 120-150 50-80
1600-2000 600-700 400-450 180-220 100-150
2200-2800 800-1000 500-600 250-320 180-280
3000-3600 1000-1200 650-750 350-420 300-450

Упорные подшипники в сушильных барабанах

Упорные ролики предназначены для предотвращения осевого смещения сушильного барабана вдоль оси вращения. Упорная станция устанавливается на одном из бандажей и состоит из двух упорных роликов, расположенных с противоположных сторон бандажа. Каждый упорный ролик представляет собой стальной диск, закрепленный на оси с подшипниковыми опорами.

Упорные подшипники воспринимают односторонние осевые нагрузки, возникающие от наклона барабана, неравномерности загрузки и температурного расширения конструкции. Осевая нагрузка на упорную станцию может составлять до 15 процентов от радиальной нагрузки на опорные ролики. Для упорных роликов применяются специальные сферические роликоподшипники, обладающие способностью к самоустановке.

Важно: Упорные подшипники работают в условиях ограниченного пространства и повышенных температур. Срок службы упорных подшипников составляет не менее 60000 часов при правильном обслуживании и своевременной замене смазки.

Типы подшипников для опорных роликов

Сферические роликовые подшипники

Основным типом подшипников, применяемых в опорных роликах сушильных барабанов, являются сферические двухрядные роликовые подшипники согласно ГОСТ 5721-75 и ГОСТ 24696-81. Эти подшипники состоят из наружного кольца со сферической внутренней поверхностью и внутреннего кольца с двумя рядами бочкообразных роликов.

Сферические роликоподшипники обладают способностью к самоустановке, компенсируя перекосы валов до 2-3 градусов без снижения грузоподъемности. Данная особенность критична для сушильных барабанов, где неизбежны деформации корпуса от температурного расширения и прогибы от собственной массы. Подшипники воспринимают тяжелую радиальную нагрузку и одновременно могут воспринимать осевую нагрузку до 25 процентов от допустимой радиальной.

Обозначение подшипника Внутренний диаметр d, мм Наружный диаметр D, мм Ширина B, мм Динамическая грузоподъемность Cr, кН Статическая грузоподъемность C0r, кН
3524 (22224) 120 215 58 390 500
3528 (22228) 140 250 68 520 710
3532 (22232) 160 290 80 670 950
3536 (22236) 180 320 86 780 1150
3544 (22244) 220 400 108 1200 1900

Конструктивные особенности подшипников для роликов

Подшипники опорных роликов изготавливаются с цилиндрическим или коническим отверстием внутреннего кольца. Конические отверстия с конусностью 1:12 применяются для монтажа подшипников на конические посадочные места осей с помощью стяжных гаек. Подшипники с наружным диаметром свыше 200 миллиметров обязательно оснащаются кольцевой проточкой и тремя отверстиями для смазки, расположенными через 120 градусов на наружном кольце.

Сепараторы подшипников выполняются из латуни или стали, для подшипников с внутренним диаметром более 120 миллиметров допускается применение стальных сепараторов. Латунные сепараторы обеспечивают работоспособность до температуры 150 градусов Цельсия, стальные сепараторы для крупных подшипников выдерживают нагрев до 200 градусов.

Температурный режим работы подшипников

Источники нагрева подшипниковых узлов

Подшипники опорных роликов сушильных барабанов работают в условиях повышенных температур. Основными источниками нагрева являются тепловое излучение от корпуса барабана, нагретого до 150-250 градусов Цельсия, и внутреннее тепловыделение от трения в подшипнике. Температура подшипникового узла в процессе эксплуатации может достигать 90-120 градусов на наружном кольце.

При температурах выше 90 градусов происходит тепловое расширение деталей подшипника, приводящее к уменьшению радиального зазора. Для компенсации теплового расширения подшипники изготавливаются с увеличенным радиальным зазором группы C3 или C4. Термостабилизационная обработка колец обеспечивает сохранение размерной стабильности при повышенных температурах.

Расчет теплового расширения

При нагреве подшипника на 80 градусов Цельсия линейное расширение стального кольца диаметром 200 миллиметров составляет:

ΔL = L × α × ΔT = 200 × 12 × 10^(-6) × 80 = 0,192 мм

где α - коэффициент линейного расширения стали (12 × 10^(-6) 1/°C), ΔT - изменение температуры.

Высокотемпературные подшипники для сушилок

Для работы при температурах свыше 150 градусов применяются специальные высокотемпературные подшипники. Кольца таких подшипников изготавливаются из легированной хромистой стали и подвергаются термостабилизирующей обработке. Поверхности колец и роликов имеют характерный темный оттенок после термообработки.

Высокотемпературные подшипники комплектуются специальными смазочными материалами на основе полимочевины с добавлением дисульфида молибдена или графита. Предельная рабочая температура таких подшипников составляет 200-250 градусов Цельсия при умеренных скоростях вращения.

Температурный диапазон, °C Тип подшипника Материал колец Тип сепаратора Радиальный зазор
до +90 Стандартный ШХ15 Латунь, сталь Нормальный
+90...+120 С зазором C3 ШХ15 Латунь, сталь Увеличенный C3
+120...+150 С зазором C4 ШХ15 термостабилизированная Сталь Увеличенный C4
+150...+200 Высокотемпературный 95Х18, AISI 52100 стабилизированная Сталь термообработанный C4 или C5
+200...+350 Специальный жаропрочный Высоколегированная сталь Специальный Специальный

Требования к смазочным материалам

Пластичные смазки для подшипников

Подшипники опорных роликов сушильных барабанов смазываются пластичными смазочными материалами. Применение масла затруднено из-за сложности создания герметичных уплотнений и необходимости организации циркуляционной системы смазки. Пластичная смазка закладывается непосредственно в подшипниковый узел и обновляется периодически через смазочные отверстия.

Для температур до 120 градусов Цельсия применяются литиевые смазки типа Литол-24, для температур до 150 градусов используются смазки на основе литиевого комплекса. При температурах свыше 150 градусов требуются высокотемпературные смазки на основе полимочевины с температурной стабильностью до 200 градусов.

Тип смазки Основа Рабочая температура, °C Температура каплепадения, °C Периодичность замены, часы
Литол-24 Литиевая -40...+120 180 2000-3000
ЦИАТИМ-221 Литиевая комплексная -50...+150 210 3000-4000
Полимочевинная Полимочевина -30...+180 250 4000-6000
Графитная ВТ Минеральная с графитом -20...+200 Не каплепадает 5000-8000

Количество смазки и периодичность пополнения

Количество смазки, закладываемой в подшипниковый узел, составляет 50-70 процентов от свободного объема между деталями подшипника. Избыточное количество смазки приводит к повышению температуры от чрезмерного трения, недостаточное количество вызывает износ от граничного трения.

Периодичность пополнения смазки зависит от температуры работы подшипника. При температуре до 70 градусов интервал пополнения составляет 2000-3000 часов работы. Каждое повышение температуры на 15 градусов требует двукратного сокращения интервала смазывания. При температуре 120 градусов пополнение смазки производится каждые 500-1000 часов.

Монтаж и эксплуатация подшипников

Установка подшипников на оси роликов

Подшипники устанавливаются на оси опорных роликов с посадкой по внутреннему кольцу. Для подшипников с цилиндрическим отверстием применяется переходная посадка типа k6 или m6. Подшипники с коническим отверстием монтируются непосредственно на коническую шейку оси или на закрепительную втулку.

Посадка наружного кольца подшипника в корпус выполняется с зазором для обеспечения возможности осевого перемещения при тепловом расширении. Натяг по наружному кольцу не допускается, так как приводит к заклиниванию подшипника при нагреве.

Контроль монтажа подшипников

  • Проверка радиального зазора после установки: зазор должен соответствовать группе C3 или C4
  • Контроль параллельности осей роликов относительно оси барабана: отклонение не более 0,5 мм/м
  • Измерение биения бочки ролика: радиальное биение не должно превышать 0,2 мм
  • Проверка затяжки крепежных элементов динамометрическим ключом

Эксплуатационное обслуживание

В процессе эксплуатации производится постоянный контроль температуры подшипниковых узлов с помощью контактных термометров или инфракрасных пирометров. Превышение температуры 90 градусов на корпусе подшипникового узла является сигналом для внепланового обслуживания.

Смазка пополняется через смазочные ниппели при работающем оборудовании. Старая смазка вытесняется через уплотнения и удаляется. После пополнения смазки подшипниковый узел должен проработать несколько часов для распределения свежей смазки и удаления избытка.

Внимание: Запрещается смешивание смазок на различных основах. При переходе на другой тип смазки необходима полная разборка узла и удаление остатков старой смазки промывкой керосином или специальными промывочными составами.

Признаки неисправностей подшипников

Основными признаками износа или повреждения подшипников являются повышение температуры выше нормы, появление посторонних шумов и вибрации, утечка смазки через уплотнения. При обнаружении указанных признаков производится остановка оборудования и диагностика подшипникового узла.

Признак неисправности Возможная причина Действия по устранению
Повышение температуры до 100-120°C Недостаток смазки, загрязнение Пополнение смазки, промывка узла
Металлический шум, стук Износ роликов, повреждение дорожек Замена подшипника
Вибрация с низкой частотой Износ сепаратора, неравномерный зазор Замена подшипника
Утечка смазки Износ уплотнений, избыток смазки Замена уплотнений, регулировка количества смазки
Заедание при вращении Потеря зазора от перегрева, попадание посторонних частиц Немедленная остановка, замена подшипника

Часто задаваемые вопросы

Какой тип подшипников лучше всего подходит для опорных роликов сушильных барабанов?

Оптимальным выбором являются сферические двухрядные роликовые подшипники согласно ГОСТ 5721-75. Они обеспечивают высокую радиальную грузоподъемность до 1900 кН для крупных типоразмеров, способны компенсировать перекосы валов до 3 градусов и одновременно воспринимают осевые нагрузки до 25 процентов от радиальной. Для температур выше 120 градусов необходимо применять подшипники с увеличенным радиальным зазором группы C3 или C4 и термостабилизированными кольцами.

Какая рабочая температура допустима для подшипников опорных роликов?

Стандартные подшипники с латунным сепаратором работоспособны до температуры 150 градусов Цельсия. Подшипники со стальным сепаратором выдерживают температуру до 200 градусов. Для постоянной работы при температурах выше 150 градусов требуются специальные высокотемпературные подшипники с термостабилизированными кольцами и высокотемпературной смазкой на основе полимочевины. Контроль температуры корпуса подшипникового узла должен показывать не более 90 градусов при нормальной эксплуатации.

Как часто необходимо производить смазку подшипников сушильных барабанов?

Периодичность пополнения смазки зависит от температурного режима работы. При температуре до 70 градусов интервал составляет 2000-3000 часов непрерывной работы. Каждое повышение температуры на 15 градусов требует сокращения интервала вдвое. Для подшипников, работающих при температуре 120 градусов, пополнение смазки производится каждые 500-1000 часов. Рекомендуется использовать высокотемпературные смазки на основе полимочевины для температур выше 150 градусов с периодичностью пополнения 4000-6000 часов.

В чем различие между опорными и упорными подшипниками в сушильных барабанах?

Опорные подшипники устанавливаются в осях опорных роликов и воспринимают основную радиальную нагрузку от массы барабана с загрузкой. Каждый барабан опирается на четыре опорных ролика с подшипниками. Упорные подшипники предотвращают осевое смещение барабана вдоль оси вращения и воспринимают осевые нагрузки от наклона конструкции и теплового расширения. Упорная станция состоит из двух упорных роликов, установленных с противоположных сторон одного из бандажей. Осевая нагрузка обычно составляет 10-15 процентов от радиальной.

Какие признаки указывают на необходимость замены подшипников?

Основными признаками износа являются: повышение температуры корпуса подшипникового узла выше 100 градусов, появление металлического шума или стука при вращении, возникновение вибрации, утечка смазочного материала через уплотнения, заедание или затрудненное вращение. При обнаружении указанных признаков необходима остановка оборудования для диагностики. Плановая замена подшипников производится после наработки 60000-80000 часов или при выявлении износа дорожек качения и роликов свыше 10 процентов от первоначальных размеров.

Можно ли использовать подшипники с цилиндрическими роликами вместо сферических?

Подшипники с цилиндрическими роликами не рекомендуются для применения в опорных роликах сушильных барабанов. Сферические роликоподшипники обладают критически важной способностью к самоустановке, компенсируя перекосы осей до 2-3 градусов. Вращающийся барабан неизбежно подвергается деформациям от теплового расширения, прогибам от собственной массы и неточностям монтажа. Цилиндрические роликовые подшипники не компенсируют угловые смещения и быстро выходят из строя при перекосах. Применение сферических подшипников обеспечивает надежную работу в течение всего расчетного срока службы.

Какой радиальный зазор должен быть в подшипниках для высокотемпературного применения?

Для работы при повышенных температурах применяются подшипники с увеличенным радиальным зазором. При температурах 90-120 градусов используется зазор группы C3, при температурах 120-150 градусов необходим зазор группы C4. Увеличенный зазор компенсирует тепловое расширение деталей подшипника при нагреве, предотвращая заклинивание. Численное значение зазора группы C3 примерно на 50 процентов больше нормального зазора, зазор группы C4 увеличен вдвое относительно нормального. Конкретные значения зазоров регламентируются стандартом ГОСТ 24810-81.

Почему подшипники сушильных барабанов имеют ограниченный срок службы?

Срок службы подшипников ограничивается совокупностью факторов: высокими постоянными нагрузками от массы барабана с загрузкой, повышенными температурами от теплового излучения корпуса, воздействием абразивной пыли при неэффективных уплотнениях, вибрацией от неравномерности загрузки. При правильном обслуживании расчетный ресурс подшипников составляет 60000-80000 часов непрерывной работы. Своевременное пополнение смазки, контроль температуры и регулярная диагностика вибрации позволяют достичь полного расчетного ресурса. Исключение подшипников из гарантийных обязательств производителей барабанов обусловлено необходимостью квалифицированного обслуживания.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационный характер. Информация предоставлена в общеобразовательных целях для технических специалистов, инженеров и операторов оборудования. Автор не несет ответственности за возможные последствия применения изложенной информации в практической деятельности.

Все работы по монтажу, обслуживанию и ремонту подшипников и промышленного оборудования должны выполняться квалифицированным персоналом с соблюдением требований технической документации производителя, действующих стандартов и правил охраны труда. Перед проведением работ необходимо изучить эксплуатационную документацию конкретного оборудования и проконсультироваться с профильными специалистами.

Автор не несет ответственности за ущерб оборудованию, производственные потери или травмы персонала, возникшие в результате применения информации из данной статьи без надлежащего инженерного анализа и соблюдения требований безопасности.

Источники

  1. ГОСТ 5721-75. Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные. Типы и основные размеры.
  2. ГОСТ 24696-81. Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными роликами. Основные размеры.
  3. ГОСТ 520-2011. Подшипники качения. Общие технические условия.
  4. ГОСТ 24810-81. Подшипники качения. Зазоры.
  5. ГОСТ 18854-94. Подшипники качения. Статическая грузоподъемность.
  6. ГОСТ 18855-94. Подшипники качения. Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс.
  7. ГОСТ 9942-90. Подшипники упорно-радиальные роликовые сферические одинарные. Технические условия.
  8. Техническая документация производителей сушильного оборудования для строительных материалов.
  9. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. Подшипники качения.
  10. Каталоги технических характеристик подшипников качения ведущих производителей.

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.