Меню

Подшипники ведущей звёздочки экскаватора

  • 12.12.2025
  • Познавательное

Введение

Подшипники ведущей звездочки гусеничного хода экскаватора представляют собой критически важный узел трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от редуктора хода к гусеничной цепи. Ведущая звездочка является ключевым элементом, преобразующим вращательное движение редуктора в поступательное движение машины. Надежность работы этого узла напрямую влияет на работоспособность всего экскаватора.

В современных гусеничных экскаваторах для установки ведущих звездочек применяются преимущественно конические роликовые подшипники, которые способны воспринимать комбинированные радиальные и осевые нагрузки значительной величины. Эти подшипники работают в тяжелых условиях эксплуатации с высокими нагрузками, вибрациями, ударными воздействиями, попаданием абразивных частиц и влаги.

Конструкция узла подшипников ведущей звездочки

Общее устройство узла

Узел ведущей звездочки устанавливается на выходной вал редуктора хода и состоит из следующих основных элементов:

  • Корпус звездочки с монтажными фланцами
  • Пара конических роликовых подшипников, установленных по схеме X или O
  • Плавающие уплотнения типа duo-cone
  • Система смазки с масляной ванной
  • Крепежные элементы и стопорные устройства

Звездочка крепится к фланцу редуктора через подшипниковый узел, который передает как радиальную нагрузку от веса машины и рабочего оборудования, так и осевые усилия, возникающие при взаимодействии зубьев звездочки с гусеничной цепью.

Важно: Правильная установка подшипников и их регулировка критически важны для равномерного распределения нагрузок и предотвращения преждевременного износа.

Схема установки подшипников

Конические роликовые подшипники устанавливаются парами с взаимным расположением по двум основным схемам:

Схема установки Описание Преимущества Применение
Схема X Вершины конусов направлены от центра вала Повышенная жесткость, лучшее восприятие опрокидывающих моментов Тяжелые экскаваторы массой свыше 20 тонн
Схема O Вершины конусов направлены к центру вала Увеличенное расстояние между точками приложения реакций Средние экскаваторы 10-20 тонн

Типы конических роликовых подшипников

Конструктивные особенности

Конические роликовые подшипники состоят из четырех основных компонентов: внутреннего кольца с дорожкой качения, наружного кольца, конических роликов и сепаратора. Геометрия подшипника спроектирована таким образом, что все конусные поверхности имеют общую вершину на оси подшипника, что обеспечивает работу в режиме чистого качения без проскальзывания.

Обозначения и типоразмеры

Конические роликовые подшипники изготавливаются по ГОСТ 520-2011 и классифицируются согласно ГОСТ 27365-2023. Основные серии подшипников для применения в узлах ведущих звездочек включают серии диаметров 2, 3 и 4 с различными сериями ширин. Подшипники обозначаются согласно ГОСТ 3189-89, где первые цифры указывают серию, а последние три цифры обозначают внутренний диаметр.

Обозначение Международное обозначение Внутренний диаметр d, мм Наружный диаметр D, мм Ширина T, мм
7202 30202 15 35 11,75
7205 30205 25 52 16,25
7210 30210 50 90 21,75
7315 30315 75 160 40
7320 30320 100 215 51,5

Материалы и термообработка

Подшипники изготавливаются из высокоуглеродистой хромистой стали марки ШХ15 или ее аналогов по ГОСТ 801-78. Детали подшипников подвергаются объемной закалке с последующим отпуском, что обеспечивает твердость рабочих поверхностей на уровне 58-64 HRC. Поверхностные слои дополнительно упрочняются для повышения контактной выносливости.

Типовые марки сталей для подшипников

Отечественные: ШХ15, ШХ15СГ по ГОСТ 801-78 с содержанием хрома 1,3-1,65 процента, углерода 0,95-1,05 процента

Зарубежные аналоги: 100Cr6 (EN), SAE 52100 (USA), SUJ2 (Japan)

Нагрузки и условия работы

Виды нагрузок

Подшипники ведущей звездочки воспринимают комбинированные нагрузки различного характера:

Тип нагрузки Источник Характер воздействия Особенности
Радиальная постоянная Вес машины и рабочего оборудования Статическая Действует непрерывно в течение всего времени эксплуатации
Радиальная переменная Неровности грунта, вибрации Динамическая циклическая Амплитуда зависит от рельефа местности
Осевая Зацепление звездочки с гусеницей Знакопеременная Возникает при движении и торможении
Ударная Наезд на препятствия Кратковременная импульсная Может значительно превышать номинальную нагрузку

Условия эксплуатации

Подшипники работают в сложных условиях, которые характеризуются:

  • Температурный диапазон от минус 40 до плюс 80 градусов Цельсия
  • Воздействие вибраций с частотой до 50 Гц и амплитудой до 5 мм
  • Попадание абразивных частиц
  • Воздействие влаги и агрессивных сред
  • Переменные режимы нагружения при старте, торможении, реверсе

Расчет эквивалентной динамической нагрузки

Для расчета срока службы подшипников используется формула эквивалентной динамической нагрузки по ГОСТ 18855-2013:

P = X × Fr + Y × Fa

где:

  • P - эквивалентная динамическая нагрузка, Н
  • Fr - радиальная нагрузка, Н
  • Fa - осевая нагрузка, Н
  • X - коэффициент радиальной нагрузки (0,4-0,56 для конических подшипников)
  • Y - коэффициент осевой нагрузки (1,2-2,0 в зависимости от угла контакта)

Частота вращения

Частота вращения звездочки зависит от передаточного числа редуктора хода и скорости движения экскаватора. Типичные значения:

  • Минимальная скорость движения 1,5-2 км/ч: частота вращения звездочки 10-15 об/мин
  • Рабочая скорость 3-4 км/ч: частота вращения 20-30 об/мин
  • Максимальная транспортная скорость 5-6 км/ч: частота вращения 35-45 об/мин

Плавающие уплотнения

Конструкция и принцип работы

Плавающие уплотнения (также известные как доукон, даукон, дуокон, duo-cone) представляют собой специализированный тип торцевых уплотнений, используемых в узлах ходовой части гусеничной техники. Уплотнение состоит из двух конических металлических колец, прижимаемых друг к другу упругими эластомерными кольцами.

Основные компоненты плавающего уплотнения

Элемент Материал Функция
Внешнее кольцо Высоколегированный чугун или сталь Устанавливается в корпусе звездочки
Внутреннее кольцо Высоколегированный чугун или сталь Устанавливается на валу
Уплотнительные О-образные кольца Маслостойкая резина (NBR, FKM) Обеспечивают прижим торцевых поверхностей и герметичность

Принцип работы

В процессе эксплуатации конические поверхности колец постоянно прижаты друг к другу за счет упругости эластомерных колец. При вращении происходит минимальное трение между металлическими поверхностями благодаря тонкой масляной пленке. По мере износа уплотнительная поверхность автоматически смещается к центральной оси благодаря упругости резиновых колец, компенсируя износ и сохраняя герметичность.

Преимущества плавающих уплотнений:
  • Самокомпенсация износа в процессе эксплуатации
  • Высокая надежность при работе в загрязненных средах
  • Способность работать при значительных отклонениях соосности
  • Длительный срок службы до 5000-8000 моточасов
  • Возможность работы в широком температурном диапазоне

Система смазки подшипников

Тип смазки

Для смазки подшипников ведущей звездочки применяются трансмиссионные масла класса API GL-4 или GL-5 и классов вязкости по SAE J306 в соответствии с температурными условиями эксплуатации:

Диапазон температур эксплуатации Класс вязкости по SAE Примеры марок масел
от минус 40 до плюс 40 градусов SAE 75W-90 Shell Spirax S4 TXM, Mobil Mobilube HD 75W-90
от минус 25 до плюс 40 градусов SAE 80W-90 Castrol Syntrans Transaxle 75W-90, Total Transmission Gear 8 80W-90
от минус 12 до плюс 40 градусов SAE 85W-140 Shell Spirax S3 G 85W-140, BP Energear HT 85W-140

Способ смазки

В узле ведущей звездочки применяется смазка погружением (масляная ванна). Подшипники частично погружены в масло, которое разбрызгивается вращающимися деталями и обеспечивает смазку всех рабочих поверхностей. Уровень масла контролируется через контрольную пробку и должен находиться на уровне оси нижнего подшипника.

Объем масла и периодичность замены

Типовые значения для экскаваторов разных классов

  • Мини-экскаваторы 5-7 тонн: объем масла 1,5-2,5 литра, замена каждые 1000 моточасов
  • Средние экскаваторы 15-25 тонн: объем масла 3,5-5,0 литров, замена каждые 2000 моточасов
  • Тяжелые экскаваторы свыше 40 тонн: объем масла 6,0-10,0 литров, замена каждые 2500 моточасов

Монтаж и регулировка подшипников

Подготовка к монтажу

Перед установкой подшипников необходимо выполнить следующие подготовительные операции:

  1. Промыть посадочные поверхности вала и корпуса очищенным керосином или уайт-спиритом
  2. Проверить посадочные поверхности на отсутствие задиров, забоин, коррозии
  3. Измерить диаметры посадочных поверхностей и проверить соответствие допускам
  4. Проверить торцевое биение опорных буртиков (не более 0,02 мм на диаметре 100 мм)
  5. Подготовить новые подшипники, плавающие уплотнения, прокладки

Посадки подшипников

Кольцо Характер нагрузки Рекомендуемая посадка по ГОСТ 3325-85 Натяг/зазор, мкм
Внутреннее Вращается относительно нагрузки k6 Натяг 12-40 мкм
Наружное Неподвижно относительно корпуса H7 Зазор 0-25 мкм

Технология монтажа

Последовательность установки подшипников

  1. Нагрев внутренних колец подшипников до температуры 80-100 градусов в масляной ванне или индукционным нагревателем
  2. Быстрая установка нагретого подшипника на вал до упора в буртик
  3. Остывание подшипника на валу (создается необходимый натяг посадки)
  4. Установка наружных колец подшипников в корпус звездочки
  5. Установка плавающих уплотнений с предварительной смазкой О-образных колец
  6. Сборка узла с установкой прокладок и затяжкой крепежа
  7. Регулировка осевого зазора подшипников

Регулировка осевого зазора

Правильная регулировка осевого зазора (предварительного натяга) конических подшипников критически важна для их долговечности. Регулировка выполняется подбором толщины регулировочных шайб или гаек.

Рекомендуемые значения зазоров

Для подшипников ведущей звездочки рекомендуется устанавливать минимальный зазор или легкий предварительный натяг:

  • Осевой зазор 0,02-0,05 мм (практически нулевой)
  • Момент сопротивления проворачиванию 0,5-1,5 Н·м для подшипников диаметром 50-100 мм
  • Радиальное биение торца звездочки не более 0,1 мм на диаметре 300 мм

Техническое обслуживание

Ежесменное обслуживание

Операции, выполняемые перед началом каждой рабочей смены:

  • Визуальный осмотр узла звездочки на предмет утечек масла
  • Проверка отсутствия посторонних шумов при вращении
  • Контроль температуры корпуса звездочки (не должна превышать 80 градусов)
  • Очистка узла от грязи и налипшего грунта

Периодическое обслуживание

Периодичность Операции обслуживания Контролируемые параметры
Каждые 250 моточасов Проверка уровня масла, доливка при необходимости Уровень масла, наличие металлических частиц
Каждые 500 моточасов Проверка затяжки крепежных элементов, контроль зазоров в подшипниках Момент затяжки болтов, осевой люфт звездочки
Каждые 1000-2000 моточасов Полная замена масла, промывка узла Качество отработанного масла, наличие продуктов износа
Каждые 4000-6000 моточасов Разборка узла, дефектовка подшипников и уплотнений, замена изношенных деталей Состояние дорожек качения, роликов, сепараторов, уплотнений

Признаки неисправностей

Критичные признаки, требующие немедленной остановки и диагностики:
  • Металлический стук или скрежет при вращении звездочки
  • Нагрев корпуса звездочки свыше 100 градусов
  • Интенсивная утечка масла из уплотнений
  • Увеличенный осевой люфт звездочки (более 1-2 мм)
  • Вибрация гусеничного хода при движении

Диагностика состояния подшипников

Оценка технического состояния подшипников выполняется по следующим методам:

Метод диагностики Контролируемый параметр Норма Требуемое оборудование
Вибродиагностика Амплитуда вибрации, спектральный анализ Виброскорость менее 4,5 мм/с Виброметр
Термография Температура корпуса звездочки Не более 70-80 градусов при рабочем режиме Тепловизор или инфракрасный термометр
Анализ масла Содержание продуктов износа, вязкость Содержание Fe менее 150 ppm, вязкость в пределах допуска Феррограф, вискозиметр
Контроль люфтов Осевой и радиальный зазор Осевой зазор 0,05-0,15 мм, радиальный менее 0,05 мм Индикатор часового типа

Замена подшипников

Замена подшипников выполняется при обнаружении следующих дефектов:

  • Выкрашивание или питтинг на дорожках качения площадью более 10 процентов
  • Трещины на кольцах или роликах
  • Износ дорожек качения более 0,05 мм по глубине
  • Разрушение или износ сепаратора
  • Коррозионные повреждения рабочих поверхностей

Часто задаваемые вопросы

Почему для ведущих звездочек используются именно конические роликовые подшипники?
Конические роликовые подшипники оптимально подходят для данного узла благодаря способности воспринимать одновременно высокие радиальные нагрузки от веса машины и значительные осевые усилия, возникающие при зацеплении зубьев звездочки с втулками гусеничной цепи. Линейный контакт роликов с дорожками качения обеспечивает большую площадь контакта по сравнению с шариковыми подшипниками, что критично при работе с тяжелыми динамическими нагрузками. Кроме того, конструкция конических подшипников позволяет регулировать зазоры и устанавливать оптимальный предварительный натяг.
Какая периодичность замены плавающих уплотнений на ведущей звездочке?
Срок службы плавающих уплотнений составляет от 3000 до 8000 моточасов в зависимости от условий эксплуатации и качества обслуживания. При работе в абразивных условиях (песок, каменистый грунт) срок службы сокращается до 3000-4000 моточасов. Замену следует производить при первых признаках утечки масла, так как работа подшипников без надлежащей смазки приведет к их быстрому выходу из строя. Плановая замена уплотнений рекомендуется при каждой второй замене подшипников или каждые 5000 моточасов.
Как определить необходимость замены подшипников ведущей звездочки?
Основные признаки износа подшипников включают повышенный шум или стук при движении гусеничного хода, нагрев корпуса звездочки свыше 80-90 градусов, увеличенный осевой люфт звездочки более 1-2 мм, вибрация при движении машины, утечка масла из узла. При вибродиагностике критичным является превышение виброскорости 7,1 мм/с. Анализ масла показывает увеличение содержания железа свыше 200 ppm. При обнаружении любого из этих признаков необходима разборка узла и дефектовка подшипников. Плановая замена рекомендуется каждые 6000-8000 моточасов.
Можно ли использовать пластичную смазку вместо масляной ванны для подшипников звездочки?
Применение пластичных смазок для узла ведущей звездочки не рекомендуется по нескольким причинам. Во-первых, при высоких нагрузках и скоростях скольжения плавающих уплотнений масляная смазка обеспечивает лучший теплоотвод и охлаждение узла. Во-вторых, система масляной ванны автоматически обеспечивает непрерывную подачу смазки ко всем трущимся поверхностям. В-третьих, пластичные смазки быстрее деградируют при попадании загрязнений. Некоторые производители допускают применение специализированных пластичных смазок класса NLGI 2-3 с противозадирными присадками только для подшипников малых экскаваторов с ограниченным пространством для масляной ванны.
Какой момент затяжки необходим для болтов крепления звездочки к редуктору?
Момент затяжки болтов определяется размером крепежа и указывается в технической документации на конкретную модель экскаватора. Типовые значения для болтов класса прочности 8.8: М12 - 85-95 Н·м, М16 - 200-220 Н·м, М20 - 390-430 Н·м, М24 - 680-750 Н·м. Критически важно соблюдать последовательность затяжки крест-накрест за несколько проходов, постепенно увеличивая момент. Первый проход - 30 процентов от номинального момента, второй - 60 процентов, третий - 100 процентов. После первых 50 моточасов работы необходима повторная протяжка болтов.
Как влияет натяжение гусеницы на срок службы подшипников звездочки?
Неправильное натяжение гусеничной цепи существенно влияет на работу подшипников ведущей звездочки. Чрезмерное натяжение приводит к увеличению радиальной нагрузки на подшипники и может сократить их срок службы до 30-40 процентов. Недостаточное натяжение вызывает удары при входе звеньев в зацепление со звездочкой, создавая ударные нагрузки на подшипники. Оптимальное натяжение должно обеспечивать провисание верхней ветви гусеницы на 30-40 мм. Регулярная проверка и корректировка натяжения гусениц каждые 250-300 моточасов является важным элементом обслуживания и существенно продлевает срок службы всех элементов ходовой части.
Какие смазочные материалы наиболее эффективны для подшипников в зимних условиях?
Для эксплуатации гусеничных экскаваторов в зимних условиях при температурах ниже минус 15 градусов рекомендуется применение синтетических или полусинтетических трансмиссионных масел класса вязкости SAE 75W-90 или 75W-85. Эти масла имеют низкую температуру застывания до минус 40 градусов и обеспечивают надежную смазку при холодном пуске. Минеральные масла класса SAE 85W-140 при низких температурах становятся слишком вязкими, что затрудняет смазку и увеличивает пусковые нагрузки на редуктор. Перед наступлением холодного сезона необходима полная замена масла на зимний сорт. Использование сезонных сортов масла продлевает срок службы подшипников на 15-20 процентов.

Отказ от ответственности

Данная статья носит исключительно информационно-ознакомительный характер и предназначена для повышения технической грамотности инженерно-технических работников. Информация, представленная в статье, собрана из общедоступных технических источников и не может рассматриваться как руководство к действию при проектировании, монтаже или ремонте оборудования.

Автор не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, возникшие в результате применения информации из данной статьи. Все работы по обслуживанию, ремонту и модернизации гусеничных экскаваторов должны выполняться квалифицированным персоналом в соответствии с требованиями технической документации производителя оборудования, действующими нормативными документами и правилами охраны труда.

Перед выполнением любых работ необходимо изучить актуальные версии руководств по эксплуатации, технических регламентов и стандартов. Применение подшипников, уплотнений и смазочных материалов должно соответствовать требованиям завода-изготовителя экскаватора. Несоблюдение требований технической документации может привести к выходу оборудования из строя, аварийным ситуациям и несчастным случаям.

Источники

  1. ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия»
  2. ГОСТ 27365-2023 «Подшипники качения. Подшипники конические однорядные. Классификация, указания по применению и эксплуатации»
  3. ГОСТ 3325-85 «Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки»
  4. ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений»
  5. ГОСТ 801-78 «Сталь подшипниковая. Технические условия»
  6. ГОСТ 18855-2013 «Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс»
  7. ГОСТ 17479.2-2015 «Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение»
  8. SAE J306 «Automotive Gear Lubricant Viscosity Classification»
  9. Справочник конструктора-машиностроителя. Том 2. Анурьев В.И., Машиностроение, 2006
  10. Детали машин. Учебник для машиностроительных специальностей вузов. Иванов М.Н., Финогенов В.А., Высшая школа, 2008

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.