Меню

Шум и вибрация электродвигателя

  • 09.04.2025
  • Познавательное

Шум и вибрация электродвигателя: диагностика и устранение

Введение

Шум и вибрация электродвигателей представляют собой не просто раздражающие факторы, но и важные диагностические признаки, которые могут указывать на серьезные проблемы в работе оборудования. Своевременное выявление и устранение источников нежелательного шума и вибрации позволяют предотвратить преждевременный износ, снизить энергопотребление, повысить эффективность работы и продлить срок службы электродвигателей.

Согласно статистике, около 45% всех отказов электродвигателей связаны с проблемами, которые сначала проявляются в виде аномального шума или вибрации. Правильная диагностика и оперативное устранение этих проблем могут снизить вероятность внезапного выхода из строя оборудования на 70-80% и сократить затраты на ремонт в 3-5 раз.

Примечание: В данной статье рассматриваются электродвигатели различных типов и назначений, включая асинхронные, синхронные, постоянного тока, а также специальные серии, такие как взрывозащищенные, крановые, тельферные и другие модификации.

Типы шума и вибрации в электродвигателях

Для эффективной диагностики необходимо уметь различать типы шума и вибрации, характерные для электродвигателей. Каждый тип имеет свои особенности и может указывать на определенные проблемы.

Тип шума/вибрации Характеристика Возможные причины Частотный диапазон
Механический шум Стук, скрежет, щелчки Износ подшипников, ослабление крепежа, дисбаланс ротора 500-2000 Гц
Электромагнитный шум Гудение, жужжание Дефекты статора, проблемы с питанием, несимметрия фаз 100-400 Гц
Аэродинамический шум Свист, шипение Проблемы с системой охлаждения, неисправность вентилятора 1000-5000 Гц
Низкочастотная вибрация Ощутимая вибрация корпуса Дисбаланс, несоосность, механические резонансы 5-100 Гц
Высокочастотная вибрация Мелкая дрожь, не всегда ощутимая тактильно Дефекты подшипников, проблемы с коммутацией 1000-10000 Гц

Классификация по источнику возникновения

Помимо частотной характеристики, шум и вибрация могут быть классифицированы по источнику возникновения:

  • Внутренние источники - связаны непосредственно с конструкцией и состоянием двигателя (подшипники, ротор, статор, коммутационная система).
  • Внешние источники - относятся к элементам системы, в которой работает двигатель (нагрузка, муфты, редукторы, основание).
  • Электрические источники - связаны с параметрами питающей сети и качеством электроэнергии.

Методы и инструменты диагностики

Современная диагностика шума и вибрации электродвигателей опирается на комплексный подход с использованием как простых, так и сложных инструментальных методов.

Органолептические методы

Начальный этап диагностики часто включает в себя органолептические методы:

  • Слуховая диагностика - опытные специалисты способны по характеру шума определить многие проблемы.
  • Тактильная диагностика - ощущение вибрации рукой на корпусе двигателя может дать первичную информацию о ее характере.
  • Визуальный осмотр - позволяет выявить очевидные механические проблемы, износ, смещения.

Инструментальные методы

Для точной диагностики применяются следующие инструменты и методы:

Метод/инструмент Назначение Измеряемые параметры Точность
Виброметры Измерение общего уровня вибрации Виброскорость, виброускорение, виброперемещение ±5-10%
Спектральные анализаторы вибрации Частотный анализ вибрации Спектр вибрации, характерные частоты ±2-5%
Шумомеры Измерение уровня шума Уровень звукового давления (дБ), частотный спектр ±1-3 дБ
Тепловизоры Выявление локальных перегревов Температурные карты, градиенты температур ±2-3°C
Электроанализаторы Анализ параметров питания Напряжение, ток, гармоники, асимметрия фаз ±0.5-2%
Стробоскопы Визуализация вращения Частота вращения, визуальный контроль движущихся частей ±0.1-1%

Современные методы вибродиагностики

В профессиональной среде широко применяются следующие методы вибродиагностики:

  • Спектральный анализ - позволяет определить характерные частоты вибрации и сопоставить их с возможными дефектами.
  • Анализ огибающей спектра - эффективен для выявления дефектов подшипников на ранней стадии.
  • Вейвлет-анализ - позволяет выявлять нестационарные процессы и кратковременные явления.
  • Анализ собственных частот - помогает выявить резонансные явления в системе.

Формула для расчета собственной частоты:

fn = (1/2π) × √(k/m)

где:
fn - собственная частота (Гц)
k - жесткость системы (Н/м)
m - масса системы (кг)

Распространенные причины шума и вибрации

На основе многолетних исследований и практического опыта можно выделить наиболее распространенные причины возникновения шума и вибрации в электродвигателях.

Механические причины

Дисбаланс ротора

Дисбаланс ротора является одной из наиболее распространенных причин вибрации в электродвигателях. Он может возникать в результате неравномерного распределения массы ротора относительно оси вращения, что приводит к появлению центробежных сил и вибрации на частоте вращения.

Расчет силы, создаваемой дисбалансом:

F = m × e × ω²

где:
F - центробежная сила (Н)
m - масса дисбаланса (кг)
e - эксцентриситет (м)
ω - угловая скорость (рад/с)

Допустимый уровень дисбаланса определяется классом точности балансировки согласно ISO 1940-1 и зависит от рабочей скорости и типа машины.

Класс точности G Тип оборудования Допустимый остаточный дисбаланс (мм/с)
G 0.4 Шпиндели, прецизионные двигатели 0.4
G 1.0 Малые электродвигатели 1.0
G 2.5 Промышленные электродвигатели 2.5
G 6.3 Крановые двигатели 6.3

Несоосность

Несоосность между валом двигателя и приводимым механизмом является второй по распространенности механической причиной вибрации. Различают три типа несоосности:

  • Параллельная несоосность - оси валов параллельны, но смещены относительно друг друга.
  • Угловая несоосность - оси валов пересекаются под некоторым углом.
  • Комбинированная несоосность - сочетание параллельной и угловой несоосности.

Для диагностики несоосности характерно наличие вибрации на частоте вращения (1X) и на второй гармонике (2X), причем амплитуда на второй гармонике часто превышает амплитуду на основной частоте.

Дефекты подшипников

Подшипники являются критическими компонентами электродвигателей и часто становятся источниками шума и вибрации. Для каждого типа подшипников характерны свои дефекты и признаки их проявления.

Тип дефекта Характерные признаки Частотные характеристики
Дефект наружного кольца Высокочастотный шум, локальная вибрация fBPFO = (n/2) × Z × (1 - d/D × cos β)
Дефект внутреннего кольца Модулированный шум, вибрация с переменной амплитудой fBPFI = (n/2) × Z × (1 + d/D × cos β)
Дефект тел качения Нерегулярный шум, случайные всплески вибрации fBSF = (n/2) × (D/d) × (1 - (d/D × cos β)²)
Дефект сепаратора Низкочастотная модуляция, нестабильная работа fFTF = (n/2) × (1 - d/D × cos β)

где:
n - частота вращения (Гц)
Z - количество тел качения
d - диаметр тела качения (мм)
D - диаметр делительной окружности (мм)
β - угол контакта (град)

Электромагнитные причины

Несимметрия питающего напряжения

Несимметрия питающего напряжения приводит к появлению несбалансированных магнитных сил в воздушном зазоре двигателя, что вызывает вибрацию на двойной частоте сети (100 Гц при питании 50 Гц).

Коэффициент несимметрии напряжения:

K2U = (U2/U1) × 100%

где:
K2U - коэффициент несимметрии напряжения (%)
U2 - напряжение обратной последовательности (В)
U1 - напряжение прямой последовательности (В)

Согласно ГОСТ 32144-2013, нормально допустимое значение коэффициента несимметрии напряжения в трехфазных системах не должно превышать 2% в течение 95% времени интервала в одну неделю, предельно допустимое значение - 4%.

Обрыв стержней ротора

В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором обрыв стержней ротора приводит к несимметрии токов и магнитного поля, что вызывает характерную вибрацию.

Обрыв стержней проявляется в виде боковых полос в спектре тока статора на частотах:

fsb = fs × (1 ± 2s)

где:
fsb - частота боковых полос (Гц)
fs - частота питающей сети (Гц)
s - скольжение

Эксцентриситет воздушного зазора

Эксцентриситет воздушного зазора приводит к неравномерному распределению магнитного поля и возникновению радиальных сил, действующих на ротор. Различают статический и динамический эксцентриситет.

  • Статический эксцентриситет - смещение оси ротора относительно оси статора, но ось вращения ротора совпадает с его геометрической осью.
  • Динамический эксцентриситет - ось вращения ротора не совпадает с его геометрической осью.

Частоты проявления эксцентриситета:

fecc = fs ± k × fr

где:
fecc - частота проявления эксцентриситета (Гц)
fs - частота сети (Гц)
fr - частота вращения ротора (Гц)
k - целое число (1, 2, 3, ...)

Измерения и расчеты для анализа вибрации

Анализ вибрации электродвигателей требует проведения точных измерений и последующих расчетов для определения характера и источника проблем.

Основные параметры вибрации

При измерении вибрации регистрируются три основных параметра:

  • Виброперемещение (S) - характеризует амплитуду колебаний в единицах длины (мкм, мм).
  • Виброскорость (V) - скорость перемещения точки измерения (мм/с).
  • Виброускорение (a) - скорость изменения виброскорости (м/с², g).

Соотношения между параметрами вибрации при гармонических колебаниях:

V = 2π × f × S

a = (2π × f)² × S = 2π × f × V

где:
V - виброскорость (мм/с)
S - виброперемещение (мм)
a - виброускорение (м/с²)
f - частота вибрации (Гц)

Нормы вибрации электродвигателей

Допустимые уровни вибрации электродвигателей регламентируются рядом международных и национальных стандартов, таких как ISO 10816, ГОСТ ИСО 10816-3-2002 и др.

Класс двигателя Мощность, кВт Зона A (хорошо), мм/с Зона B (допустимо), мм/с Зона C (предупреждение), мм/с Зона D (недопустимо), мм/с
I до 15 ≤ 0.71 0.71 - 1.8 1.8 - 4.5 > 4.5
II 15 - 75 ≤ 1.12 1.12 - 2.8 2.8 - 7.1 > 7.1
III 75 - 300 ≤ 1.8 1.8 - 4.5 4.5 - 11.2 > 11.2
IV > 300 ≤ 2.8 2.8 - 7.1 7.1 - 18.0 > 18.0

Точки измерения вибрации

Для корректной диагностики необходимо проводить измерения в строго определенных точках электродвигателя:

  • Передний подшипниковый узел - измерения в трех направлениях (вертикальном, горизонтальном, осевом).
  • Задний подшипниковый узел - измерения в трех направлениях (вертикальном, горизонтальном, осевом).
  • Корпус статора - дополнительные точки для выявления структурных резонансов.
  • Фундамент/основание - для оценки передачи вибрации.

Важно: Для обеспечения сопоставимости результатов измерений необходимо соблюдать идентичность условий: режим работы двигателя, нагрузка, температура, точки и направления измерений.

Решения и методы устранения различных типов проблем

После выявления причин шума и вибрации необходимо принять соответствующие меры по их устранению. Рассмотрим основные методы решения наиболее распространенных проблем.

Устранение дисбаланса ротора

Дисбаланс ротора устраняется путем балансировки, которая может проводиться различными методами:

  • Статическая балансировка - применяется для дисковых роторов с небольшим отношением длины к диаметру.
  • Динамическая балансировка - учитывает как статический дисбаланс, так и моментный дисбаланс ротора.
  • Балансировка в собственных подшипниках - проводится непосредственно на месте установки без демонтажа ротора.

Расчет корректирующей массы:

mкорр = (V × mротора) / (ω × r)

где:
mкорр - корректирующая масса (г)
V - измеренная виброскорость (мм/с)
mротора - масса ротора (кг)
ω - угловая скорость (рад/с)
r - радиус установки корректирующей массы (мм)

Устранение несоосности

Для устранения несоосности применяются следующие методы:

  • Лазерная центровка - наиболее точный метод, позволяющий достичь точности до 0.01 мм.
  • Оптическая центровка - использование оптических приборов для выравнивания осей.
  • Центровка с помощью индикаторов часового типа - более традиционный метод, требующий высокой квалификации.
  • Использование гибких муфт - компенсирует небольшую остаточную несоосность.

Внимание: Компенсация несоосности только за счет гибких муфт не является оптимальным решением и может привести к повышенному износу муфт и дополнительным нагрузкам на подшипники.

Устранение проблем с подшипниками

В зависимости от типа и степени повреждения подшипников применяются следующие меры:

  • Замена подшипников - при выявлении значительного износа или повреждений.
  • Правильный монтаж - использование специальных инструментов для монтажа, соблюдение технологии.
  • Корректная смазка - выбор подходящего типа смазки, соблюдение периодичности смазывания.
  • Устранение источников повреждения - защита от загрязнений, влаги, электроэрозии.
Тип подшипника Рекомендуемый тип смазки Интервал смазывания Рабочая температура, °C
Шариковые подшипники Литиевые консистентные смазки NLGI 2 2000-4000 ч -30...+110
Роликовые подшипники Литиевые, полимочевинные NLGI 2-3 1000-3000 ч -20...+120
Высокоскоростные подшипники Синтетические, с низким коэффициентом трения 1500-3000 ч -40...+150
Подшипники больших размеров Минеральные масла ISO VG 100-150 500-1500 ч -10...+100

Устранение электромагнитных проблем

Решение проблем с несимметрией питающего напряжения

  • Симметрирование нагрузки - равномерное распределение однофазных нагрузок по фазам.
  • Использование симметрирующих устройств - конденсаторы, реакторы.
  • Применение стабилизаторов напряжения - устройства, поддерживающие стабильное симметричное напряжение.

Устранение проблем с обрывом стержней ротора

В большинстве случаев при обрыве стержней ротора требуется замена ротора или полная перемотка. В некоторых случаях возможен ремонт путем сварки или пайки, однако эти методы не всегда обеспечивают долговременную надежность.

Устранение эксцентриситета воздушного зазора

  • Проверка и корректировка подшипниковых узлов - замена изношенных подшипников, регулировка зазоров.
  • Проверка геометрии статора и ротора - выявление деформаций, восстановление геометрии.
  • Балансировка ротора - устранение дисбаланса, вызывающего динамический эксцентриситет.

Профилактическое обслуживание

Регулярное профилактическое обслуживание является ключевым фактором в предотвращении проблем с шумом и вибрацией электродвигателей.

График технического обслуживания

Рекомендуемый график технического обслуживания электродвигателей в зависимости от условий эксплуатации:

Вид обслуживания Нормальные условия Тяжелые условия Ключевые операции
Ежедневный осмотр + + Проверка шума, вибрации, температуры, отсутствия утечек
Ежемесячное обслуживание + + Проверка креплений, очистка вентиляционных каналов, измерение сопротивления изоляции
Квартальное обслуживание + + Проверка подшипников, смазка (при необходимости), вибродиагностика
Полугодовое обслуживание + - Детальная проверка электрических параметров, центровка
Ежегодное обслуживание + + Полная ревизия, замена смазки, проверка состояния обмоток
Капитальный ремонт 5-7 лет 3-5 лет Полная разборка, дефектовка, замена изношенных деталей

Мониторинг состояния

Современные системы мониторинга состояния позволяют непрерывно отслеживать параметры работы электродвигателей и своевременно выявлять отклонения от нормы:

  • Стационарные системы вибромониторинга - непрерывный контроль уровня и спектра вибрации.
  • Тепловизионный мониторинг - выявление локальных перегревов.
  • Мониторинг электрических параметров - контроль токов, напряжений, мощности, КПД.
  • Мониторинг состояния смазки - анализ качества и состояния смазочных материалов.

Примечание: Внедрение систем предиктивного обслуживания на основе анализа данных и машинного обучения позволяет прогнозировать возникновение проблем до появления заметных признаков неисправности, что существенно снижает затраты на обслуживание и риск внезапных отказов.

Практические примеры и кейсы

Кейс 1: Диагностика высокочастотной вибрации в асинхронном двигателе

В промышленном насосном агрегате с асинхронным двигателем мощностью 75 кВт была обнаружена повышенная высокочастотная вибрация.

Диагностические признаки:

  • Повышенный уровень вибрации в диапазоне 1000-5000 Гц.
  • Характерные пики в спектре на частотах, соответствующих формуле повреждения наружного кольца подшипника.
  • Модуляция высокочастотных составляющих с частотой вращения ротора.

Диагноз:

Повреждение наружного кольца подшипника со стороны привода.

Решение:

Была произведена замена подшипника с последующей проверкой центровки и балансировки ротора. После ремонта уровень вибрации снизился до нормативных значений.

Кейс 2: Устранение электромагнитного шума в синхронном двигателе

На предприятии энергетического сектора синхронный двигатель мощностью 500 кВт производил повышенный электромагнитный шум с частотой 100 Гц.

Диагностические признаки:

  • Гудение с ярко выраженной частотой 100 Гц (двойная частота сети).
  • Повышенная вибрация корпуса статора с той же частотой.
  • Анализ питающего напряжения показал несимметрию фаз более 3%.

Диагноз:

Электромагнитный шум и вибрация, вызванные несимметрией питающего напряжения.

Решение:

Был установлен симметрирующий трансформатор, а также проведено перераспределение однофазных нагрузок в сети предприятия. Уровень несимметрии удалось снизить до 1.5%, что привело к значительному уменьшению шума и вибрации.

Кейс 3: Борьба с резонансными явлениями

В системе вентиляции с двигателем мощностью 30 кВт наблюдалась чрезмерная вибрация при определенных скоростях вращения.

Диагностические признаки:

  • Резкое увеличение амплитуды вибрации при скорости около 1450 об/мин.
  • Анализ собственных частот показал наличие резонанса системы "двигатель-фундамент" вблизи рабочей частоты.

Диагноз:

Резонансное явление, вызванное совпадением собственной частоты системы с рабочей частотой двигателя.

Решение:

Было выполнено изменение жесткости опорной конструкции путем установки дополнительных ребер жесткости и увеличения массы фундамента. Это позволило сместить собственную частоту системы и исключить резонансные явления в рабочем диапазоне скоростей.

Источники и литература

  1. ISO 10816-3:2009 "Mechanical vibration — Evaluation of machine vibration by measurements on non-rotating parts — Part 3: Industrial machines with nominal power above 15 kW and nominal speeds between 120 r/min and 15 000 r/min when measured in situ"
  2. ГОСТ ИСО 10816-3-2002 "Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 3. Промышленные машины номинальной мощностью более 15 кВт и номинальной скоростью от 120 до 15000 об/мин"
  3. ISO 1940-1:2003 "Mechanical vibration — Balance quality requirements for rotors in a constant (rigid) state — Part 1: Specification and verification of balance tolerances"
  4. Барков А.В., Баркова Н.А. "Вибрационная диагностика машин и оборудования. Анализ вибрации", СПб, 2013
  5. Русов В.А. "Диагностика дефектов вращающегося оборудования по вибрационным сигналам", Пермь, 2012
  6. Randall R.B. "Vibration-based Condition Monitoring: Industrial, Aerospace and Automotive Applications", Wiley, 2011
  7. ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения"
  8. Блок В.М. "Электрические машины", М., Высшая школа, 2014
  9. SKF "Подшипники качения. Справочник", 2018
  10. Thomson W.T., Fenger M. "Current signature analysis to detect induction motor faults", IEEE Industry Applications Magazine, 2001

Отказ от ответственности: Данная статья носит ознакомительный характер и предназначена для информационных целей. Приведенные рекомендации являются общими и могут требовать адаптации к конкретным условиям эксплуатации оборудования. Автор и компания Иннер Инжиниринг не несут ответственности за любые убытки или ущерб, которые могут возникнуть в результате использования информации, содержащейся в данной статье. Для решения конкретных технических проблем рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными специалистами.

Купить электродвигатели по выгодной цене

Компания Иннер Инжиниринг предлагает широкий выбор электродвигателей(Взрывозащищенные, DIN, ГОСТ, Крановые, Однофазные 220В, Со встроенным тормозом, Степень защиты IP23, Тельферные). Выберите необходимые компоненты для вашего проекта и приобретите их у нас с гарантией качества и надежной доставкой.

Заказать сейчас

© 2025 Компания Иннер Инжиниринг. Все права защищены.

Появились вопросы?

Вы можете задать любой вопрос на тему нашей продукции или работы нашего сайта.