Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Двигатели АИР: характеристики, типы и применение

Асинхронные двигатели серии АИР: ключевые характеристики

Типоразмер Мощность, кВт Частота вращения, об/мин КПД, % cos φ Масса, кг
АИР 56 0.12 - 0.18 1500 - 3000 65 - 68 0.68 - 0.76 3.5 - 4.0
АИР 63 0.18 - 0.37 1500 - 3000 68 - 72 0.70 - 0.78 4.5 - 6.0
АИР 71 0.25 - 0.75 750 - 3000 70 - 75 0.71 - 0.80 6.0 - 8.0
АИР 80 0.75 - 2.2 750 - 3000 75 - 81 0.74 - 0.83 12 - 17
АИР 90 1.1 - 3.0 750 - 3000 77 - 83 0.75 - 0.84 17 - 22
АИР 100 2.2 - 5.5 750 - 3000 81 - 86 0.78 - 0.86 25 - 35
АИР 112 4.0 - 7.5 750 - 3000 84 - 87 0.80 - 0.87 35 - 45
АИР 132 5.5 - 11.0 750 - 3000 85 - 88 0.81 - 0.88 55 - 75
АИР 160 11.0 - 22.0 750 - 3000 87 - 91 0.83 - 0.90 115 - 145
АИР 200 30.0 - 45.0 750 - 3000 91 - 93 0.86 - 0.92 200 - 270

Введение в асинхронные двигатели АИР

Асинхронные двигатели серии АИР представляют собой наиболее распространённый тип электродвигателей, применяемых в промышленности и бытовой технике. Серия АИР — это общепромышленные трёхфазные асинхронные электродвигатели, разработанные согласно ГОСТ, с короткозамкнутым ротором, которые характеризуются высокой надёжностью, простотой конструкции и доступной ценой.

Важно: Двигатели АИР соответствуют стандартам ГОСТ, что обеспечивает их полную взаимозаменяемость и совместимость с оборудованием, изготовленным по российским нормативам.

Эти двигатели широко используются в качестве приводов различных механизмов, начиная от простых насосов и заканчивая сложными промышленными агрегатами. Электродвигатели АИР отличаются от других серий своей унифицированной конструкцией, что облегчает их монтаж, эксплуатацию и обслуживание.

Серия АИР включает в себя множество моделей с различной мощностью (от 0,12 кВт до 315 кВт), скоростью вращения вала (750, 1000, 1500 и 3000 об/мин), а также предназначенных для разных условий эксплуатации — от стандартных до специальных, включая тропическое исполнение и морское применение.

Классификация и маркировка двигателей АИР

Асинхронные двигатели типа АИР имеют строгую систему обозначений, где каждый символ несёт определённую информацию о технических характеристиках и особенностях конкретной модели.

Расшифровка обозначения двигателя АИР

АИР X XX X X А — асинхронный И — унифицированная серия Р — привязка к отечественным установочным размерам X — модификация (может отсутствовать) XX — габарит (высота оси вращения от уровня опорной поверхности в мм, деленная на 10) X — длина сердечника статора (S - короткий, M - средний, L - длинный) X — число полюсов (2, 4, 6, 8 и т.д.)

Дополнительные обозначения, которые могут указываться после основной маркировки:

Обозначение Значение
У Для умеренного климата
УХЛ Для умеренного и холодного климата
Т Для тропического климата
1, 2, 3, 4, 5 Категория размещения (1 — наружное, 2 — под навесом, 3 — в закрытом помещении и т.д.)
IP44, IP54, IP55 и др. Степень защиты корпуса

Пример расшифровки маркировки

АИР 100S4 У3

А — асинхронный двигатель

И — унифицированная серия

Р — российские установочные размеры

100 — высота оси вращения 100 мм

S — короткий сердечник статора

4 — четыре полюса (синхронная скорость 1500 об/мин при частоте 50 Гц)

У — для умеренного климата

3 — для установки в закрытых помещениях

Классификация двигателей АИР по мощности

В зависимости от мощности, двигатели АИР делятся на следующие группы:

  • Маломощные: от 0,12 до 0,75 кВт (АИР 56 - АИР 71)
  • Средней мощности: от 1 до 7,5 кВт (АИР 80 - АИР 112)
  • Повышенной мощности: от 7,5 до 22 кВт (АИР 132 - АИР 160)
  • Высокой мощности: от 30 до 315 кВт (АИР 180 - АИР 355)

Маркировка двигателя АИР содержит всю необходимую информацию для определения его основных характеристик, что существенно упрощает выбор и замену электродвигателей в процессе эксплуатации и ремонта оборудования.

Технические характеристики двигателей АИР

Электродвигатели серии АИР характеризуются разнообразием технических параметров, важных для правильного выбора и эксплуатации. Рассмотрим основные характеристики, которые необходимо учитывать при работе с данными двигателями.

Основные электрические параметры

Параметр Описание Диапазон значений
Номинальная мощность Полезная мощность на валу двигателя 0,12 - 315 кВт
Номинальное напряжение Рабочее напряжение трёхфазной сети 220/380В, 380/660В
Частота тока Частота питающей сети 50 Гц (стандарт)
КПД (η) Коэффициент полезного действия 65% - 94%
cos φ Коэффициент мощности 0,65 - 0,92
Пусковой ток Кратность тока при пуске к номинальному 5,5 - 7,5
Пусковой момент Кратность момента при пуске к номинальному 1,8 - 2,2

Механические характеристики

Параметр Диапазон значений
Синхронная частота вращения 750, 1000, 1500, 3000 об/мин
Скольжение 3% - 8%
Класс изоляции F (155°C)
Степень защиты IP44, IP54, IP55
Режим работы S1 (продолжительный)

Зависимость частоты вращения от числа полюсов

  • 2 полюса — 3000 об/мин
  • 4 полюса — 1500 об/мин
  • 6 полюсов — 1000 об/мин
  • 8 полюсов — 750 об/мин

Фактическая частота вращения несколько ниже из-за скольжения.

Рабочие характеристики двигателей АИР при номинальной нагрузке

Для электродвигателей АИР важными рабочими параметрами являются зависимости тока, мощности, КПД и коэффициента мощности от нагрузки. Эти характеристики можно представить в виде формул и расчётов.

Определение мощности на валу двигателя

P2 = P1 · η = √3 · U · I · cos φ · η

где:

  • P2 — полезная мощность на валу, Вт
  • P1 — потребляемая мощность, Вт
  • η — КПД двигателя
  • U — напряжение питания, В
  • I — потребляемый ток, А
  • cos φ — коэффициент мощности

Расчёт номинального момента

Mном = 9550 · P2 / n

где:

  • Mном — номинальный момент, Н·м
  • P2 — мощность на валу, кВт
  • n — частота вращения, об/мин

Пример расчёта момента для двигателя АИР 100S4

Исходные данные:

  • Мощность P2 = 3 кВт
  • Частота вращения n = 1435 об/мин

Расчёт:

Mном = 9550 · 3 / 1435 = 19,96 Н·м

Зависимость КПД и cos φ от нагрузки

Асинхронные двигатели АИР имеют максимальный КПД при нагрузке около 75-80% от номинальной. При снижении нагрузки ниже 50% от номинальной значительно падает коэффициент мощности, что приводит к неэффективному использованию двигателя. График ниже показывает типичные характеристики:

Нагрузка, % от номинальной Значение, % 0 25 50 75 100 125 0 20 40 60 80 η cos φ

Технические данные двигателей АИР регламентированы ГОСТ и соответствуют всем необходимым стандартам, включая требования к энергоэффективности, обеспечивая оптимальное соотношение мощности, потребления и надёжности.

Габаритные размеры двигателей АИР

Габаритные размеры двигателей АИР стандартизированы согласно ГОСТ и являются одним из ключевых параметров при выборе электродвигателя для конкретного оборудования. Точные размеры необходимы для правильного проектирования монтажных посадочных мест и обеспечения оптимального расположения двигателя в составе механизма.

Основные габаритные параметры

При выборе двигателя АИР учитываются следующие основные размерные параметры:

  • Высота оси вращения (H) — от опорной поверхности до центра вала
  • Длина корпуса (L)
  • Ширина корпуса (B)
  • Диаметр вала (d)
  • Длина выступающей части вала (l)
  • Расстояние между монтажными отверстиями (A, B, C)
  • Диаметр монтажных отверстий
L (длина) B (ширина) H (высота оси)

Таблица габаритных размеров основных типоразмеров двигателей АИР

Тип двигателя Высота оси вращения, мм Длина, мм Ширина, мм Диаметр вала, мм Вес, кг
АИР 56 56 218-240 122 11 3.5-4.0
АИР 63 63 240-262 137 14 4.5-6.0
АИР 71 71 267-297 155 19 6.0-8.0
АИР 80 80 310-350 165 22 12-17
АИР 90 90 340-380 178 24 17-22
АИР 100 100 375-425 215 28 25-35
АИР 112 112 425-465 232 32 35-45
АИР 132 132 467-545 265 38 55-75
АИР 160 160 600-690 320 42-48 115-145
АИР 200 200 750-850 400 55-60 200-270

Примечание: Размеры могут незначительно варьироваться в зависимости от конкретного производителя. Точные значения следует уточнять в технической документации или каталоге двигателей АИР.

При монтаже двигателей АИР необходимо учитывать, что длина двигателя увеличивается с ростом мощности в пределах одного типоразмера. Например, двигатели АИР 80А, АИР 80В, АИР 80С имеют одинаковую высоту оси вращения (80 мм), но разную длину корпуса в зависимости от мощности.

Установочные размеры по лапам

Для монтажа двигателей АИР по лапам необходимо учитывать расстояние между монтажными отверстиями:

Тип двигателя Расстояние между отверстиями вдоль оси (L), мм Расстояние между отверстиями поперёк оси (B), мм Диаметр отверстий, мм
АИР 56 90 71 7
АИР 63 100 80 9
АИР 71 112 90 10
АИР 80 125 100 12
АИР 90 140 112 12
АИР 100 160 125 14
АИР 112 190 140 14
АИР 132 216 168 15
АИР 160 254 210 18
АИР 200 320 260 24

Стандартизированные размеры двигателей АИР обеспечивают их взаимозаменяемость, что значительно упрощает процесс замены оборудования при ремонте или модернизации производственных линий.

Популярные модели двигателей АИР

В серии асинхронных двигателей АИР существует множество моделей, различающихся по мощности, числу полюсов и другим характеристикам. Рассмотрим наиболее востребованные типоразмеры и их применение.

АИР 56 — компактные двигатели малой мощности

Двигатели АИР 56 относятся к маломощным электродвигателям с высотой оси вращения 56 мм. Они широко применяются в бытовой технике, небольших вентиляторах, насосах и лёгком производственном оборудовании.

Модель Мощность, кВт Число полюсов Частота вращения, об/мин Применение
АИР 56A2 0,18 2 2770 Бытовая техника, небольшие насосы
АИР 56B2 0,25 2 2770 Вентиляторы, лёгкое оборудование
АИР 56A4 0,12 4 1380 Медицинское оборудование, автоматика
АИР 56B4 0,18 4 1380 Автоматические системы, конвейеры

АИР 71 — универсальные двигатели для общепромышленного применения

Двигатели АИР 71 часто используются в промышленном оборудовании средней мощности — станках, насосах, вентиляторах и других механизмах, требующих надёжного электропривода малой мощности.

Модель Мощность, кВт Частота вращения, об/мин КПД, % Применение
АИР 71A2 0,75 2810 75 Насосные установки, компрессоры
АИР 71B2 1,1 2810 76 Транспортёры, станки, измельчители
АИР 71A4 0,55 1390 72 Малые станки, механизация
АИР 71B4 0,75 1390 74 Вентиляторы, смесители, тельферы

АИР 80 — среднемощные двигатели для промышленных приводов

Двигатели АИР 80 представляют собой наиболее популярную и широко применяемую серию электродвигателей, используемых во всех отраслях промышленности благодаря оптимальному соотношению мощности, размеров и стоимости.

Двигатели типа АИР 80 имеют повышенную энергоэффективность по сравнению с меньшими типоразмерами, что делает их экономически выгодными для длительной эксплуатации.

Модель Мощность, кВт Частота вращения, об/мин Момент, Н·м Применение
АИР 80A2 1,5 2850 5,0 Деревообрабатывающие станки, насосы
АИР 80B2 2,2 2850 7,4 Компрессоры, вентиляторы, конвейеры
АИР 80A4 1,1 1420 7,4 Пищевое оборудование, системы ЖКХ
АИР 80B4 1,5 1420 10,1 Строительное оборудование, смесители
АИР 80A6 0,75 940 7,6 Редукторные приводы, шнековые механизмы
АИР 80B6 1,1 940 11,2 Подъёмно-транспортное оборудование

АИР 100 — двигатели повышенной мощности

Двигатели АИР 100 с высотой оси вращения 100 мм представляют среднюю серию промышленных электродвигателей, применяемых в оборудовании требующем повышенной мощности и надёжности.

Модель Мощность, кВт КПД, % cos φ Применение
АИР 100S2 4,0 85,5 0,88 Станки с ЧПУ, насосные станции
АИР 100L2 5,5 87,0 0,89 Промышленные компрессоры, вентиляторы
АИР 100S4 3,0 83,0 0,82 Конвейерные системы, мельницы
АИР 100L4 4,0 84,5 0,83 Фрезерные и токарные станки, прессы
АИР 100L6 2,2 81,0 0,73 Грузоподъёмное оборудование, конвейеры

АИР 132 — промышленные двигатели средней и высокой мощности

Двигатели АИР 132 относятся к мощным промышленным электроприводам, используемым для энергоёмкого оборудования на предприятиях различных отраслей промышленности.

Модель Мощность, кВт Вес, кг Применение
АИР 132M2 11,0 65 Насосы высокого давления, вентиляторы
АИР 132M4 7,5 68 Металлообрабатывающее оборудование
АИР 132S6 5,5 63 Конвейеры, смесители, прессы
АИР 132M8 5,5 72 Промышленное оборудование с низкой скоростью

Специальные моделей двигателей АИР

Помимо стандартных модификаций, существуют специальные исполнения двигателей АИР для особых условий эксплуатации:

  • АИРМ — с повышенной мощностью
  • АИРЕ — однофазные версии трёхфазных двигателей
  • АИР...У2 — для умеренного климата при наружной установке
  • АИР...Т2 — для тропического климата
  • АИР...IP54 — с повышенной степенью защиты
  • АИР...С — со встроенными термодатчиками

Наиболее универсальным и распространённым исполнением является АИР...У3, предназначенное для установки в закрытых помещениях с умеренным климатом, которое составляет основную долю поставляемых двигателей.

Популярная модель двигателя АИР 100S4 мощностью 3 кВт на 1500 об/мин заслужила признание благодаря оптимальному соотношению производительности, габаритов и стоимости для применения в промышленных системах средней мощности.

Сравнение двигателей АИР и АИС

Двигатели АИР и АИС — это две разные серии асинхронных электродвигателей, применяемых в промышленности. Они имеют ряд существенных различий, которые важно учитывать при выборе оборудования. Рассмотрим основные отличия между этими двумя типами двигателей.

Основные различия между двигателями АИР и АИС

Параметр Двигатели АИР Двигатели АИС
Стандарт изготовления ГОСТ (Россия/СНГ) DIN/IEC (европейский стандарт)
Установочные размеры По российским стандартам По европейским стандартам
Материал корпуса Преимущественно сталь/чугун Преимущественно алюминий
Класс энергоэффективности Стандартный Обычно выше (IE1, IE2)
Форма исполнения IM1081, IM2081, IM3081 IM B3, IM B5, IM B35
Способ охлаждения IC411 IC411
Наличие на рынке Широкое распространение в СНГ Меньше представлены на рынке СНГ
Взаимозаменяемость С советскими двигателями С европейскими двигателями

Расшифровка обозначений двигателей АИС

АИС X XX X X А — асинхронный И — унифицированная серия С — привязка к европейским установочным размерам X — модификация (может отсутствовать) XX — габарит (высота оси вращения от уровня опорной поверхности в мм, деленная на 10) X — длина сердечника статора (S - короткий, M - средний, L - длинный) X — число полюсов (2, 4, 6, 8)

Основное отличие в обозначении двигателей АИР и АИС — это буква «Р» (российские стандарты) или «С» (европейские стандарты), указывающая на систему установочных размеров.

Особенности применения двигателей АИС и АИР

Преимущества двигателей АИР:

  • Полная взаимозаменяемость с советскими двигателями серий 4А, 5А, 6А
  • Широкий выбор модификаций на рынке
  • Доступность запчастей
  • Адаптированы к российским условиям эксплуатации
  • Более низкая стоимость

Преимущества двигателей АИС:

  • Взаимозаменяемость с европейским оборудованием
  • Зачастую более высокий КПД
  • Легче по весу (при алюминиевом корпусе)
  • Лучшая защита от внешних воздействий
  • Соответствие международным стандартам

Технические справочники по двигателям АИС

Для правильного выбора двигателей АИС необходимо пользоваться специализированными справочниками, которые содержат детальную информацию о технических характеристиках, габаритах и подключении. Подобные справочники обычно включают:

  • Таблицы соответствия мощности и типоразмеров
  • Схемы подключения двигателей
  • Технические данные (КПД, cos φ, моменты и т.д.)
  • Монтажные чертежи с указанием установочных размеров
  • Таблицы соответствия с аналогами других производителей

При выборе между двигателями АИР и АИС важно учитывать оборудование, с которым будет соединяться двигатель. Для импортного оборудования европейского производства рекомендуется использовать двигатели АИС, а для отечественного — АИР. Это позволит избежать проблем с монтажом и подключением.

Различие двигателей АИР и АИС является важным фактором при проектировании и модернизации промышленных систем. В зависимости от типа оборудования, условий эксплуатации и требований к энергоэффективности следует выбирать подходящую серию электродвигателей.

Двигатели серии АИС можно приобрести в специализированных каталогах европейских электродвигателей, а двигатели АИР доступны в разделе общепромышленных электродвигателей ГОСТ стандарта.

Схемы подключения двигателей АИР

Правильное подключение двигателей АИР является важным фактором их безопасной и эффективной эксплуатации. Существуют различные схемы подключения, которые применяются в зависимости от напряжения сети и особенностей конкретной установки.

Основные схемы подключения трёхфазных двигателей АИР

Для трёхфазных двигателей АИР используются две основные схемы соединения обмоток:

Схема «Звезда» (Y)

Применяется при подключении к сети с напряжением, равным линейному напряжению двигателя.

U1 V1 W1 N

Схема «Треугольник» (Δ)

Используется при подключении к сети с напряжением, равным фазному напряжению двигателя.

U1 V1 W1

Большинство двигателей АИР мощностью до 3 кВт на 220/380В подключаются по схеме «звезда» (Y) при 380В и по схеме «треугольник» (Δ) при 220В.

Таблица соединений для подключения двигателей АИР

Напряжение сети Напряжение двигателя Схема соединения Соединение выводов
380В 220/380В Y (звезда) U1-L1, V1-L2, W1-L3; U2-V2-W2 соединены вместе
220В 220/380В Δ (треугольник) U1-L1 и W2, V1-L2 и U2, W1-L3 и V2
660В 380/660В Y (звезда) U1-L1, V1-L2, W1-L3; U2-V2-W2 соединены вместе
380В 380/660В Δ (треугольник) U1-L1 и W2, V1-L2 и U2, W1-L3 и V2

Внимание! Неправильное подключение двигателя (например, подключение по схеме «треугольник» к сети 380В при номинале двигателя 220/380В) может привести к перегреву, выходу из строя двигателя и возникновению пожароопасной ситуации.

Схемы пуска двигателей АИР

В зависимости от мощности двигателя и требований к пусковым режимам используются различные схемы пуска:

  • Прямой пуск — наиболее простой способ, применяемый для двигателей малой мощности (до 5 кВт)
  • Пуск «звезда-треугольник» — для снижения пусковых токов у двигателей средней мощности
  • Пуск с помощью устройства плавного пуска — для двигателей большой мощности
  • Пуск с частотным преобразователем — для плавного регулирования скорости и момента

Подключение однофазных двигателей АИР

Для подключения однофазного двигателя к сети 220В требуется использование пускового конденсатора, который создаёт сдвиг фаз для обеспечения пускового момента.

Типовая схема подключения однофазного двигателя АИР: 1. Главная обмотка подключается к фазе и нулю 2. Пусковая обмотка подключается через конденсатор к фазе 3. Второй конец пусковой обмотки соединяется с нулём

Ёмкость пускового конденсатора зависит от мощности двигателя и обычно составляет 20-40 мкФ на каждый кВт мощности.

Особенности подключения специальных исполнений двигателей АИР

Двигатели со встроенной тепловой защитой (AИР...С) имеют дополнительные выводы термодатчиков, которые необходимо включать в цепь управления для защиты от перегрева.

Двигатели с повышенным классом влагозащиты требуют специальных кабельных вводов и уплотнений для сохранения заявленной степени защиты.

При подключении двигателя АИР всегда следует проверять соответствие схемы подключения данным на шильдике двигателя и использовать соответствующие сечения проводов и защитную аппаратуру.

Области применения двигателей АИР

Асинхронные двигатели серии АИР благодаря своей надёжности, доступности и разнообразию технических характеристик нашли широкое применение практически во всех отраслях промышленности и хозяйственной деятельности.

Основные области применения

Машиностроение и металлообработка

  • Привод металлорежущих станков
  • Конвейерные системы
  • Прессовое оборудование
  • Шлифовальные и заточные станки
  • Системы подачи СОЖ

Деревообрабатывающая промышленность

  • Циркулярные пилы
  • Фрезерные станки
  • Строгальное оборудование
  • Шлифовальные установки

Пищевая промышленность

  • Мешалки и смесители
  • Дозаторы
  • Упаковочное оборудование
  • Мясорубки и измельчители
  • Печи с конвекцией

Насосное оборудование

  • Водоснабжение и водоотведение
  • Ирригационные системы
  • Циркуляционные насосы отопления
  • Скважинные насосы
  • Насосные станции повышения давления

Вентиляционные системы

  • Промышленные вентиляторы
  • Системы кондиционирования
  • Воздуходувки
  • Вытяжные системы

Компрессорное оборудование

  • Поршневые и винтовые компрессоры
  • Холодильные установки
  • Пневматические системы

Применение различных типоразмеров двигателей АИР

Типоразмер Мощность, кВт Типичное применение
АИР 56-63 0,12 - 0,37 Бытовая техника, маломощные насосы, вентиляторы, небольшие дымососы, медицинское оборудование
АИР 71-80 0,25 - 2,2 Маломощные станки, конвейеры, мешалки, насосы для систем водоснабжения, бытовые циркуляционные насосы
АИР 90-100 1,1 - 5,5 Средние насосы, промышленные вентиляторы, компрессоры, деревообрабатывающие станки, тельферы
АИР 112-132 4,0 - 11,0 Металлорежущие станки, промышленные мешалки, мощные насосы, компрессоры, вентиляционные системы
АИР 160-180 11,0 - 30,0 Крупное промышленное оборудование, мощные насосные станции, компрессорные установки, системы охлаждения
АИР 200-250 30,0 - 90,0 Тяжёлое оборудование, дробилки, мельницы, высокопроизводительные воздуходувки, тягодутьевые машины
АИР 280-355 90,0 - 315,0 Мощные приводы в горнодобывающей промышленности, металлургии, энергетике, на химических производствах

Специфические варианты применения двигателей АИР

АИР для систем с частотным регулированием

Двигатели АИР могут применяться совместно с частотными преобразователями для плавного регулирования скорости вращения. Это позволяет:

  • Экономить электроэнергию при неполной нагрузке
  • Точно регулировать технологические параметры
  • Снижать пусковые токи и механические нагрузки
  • Продлевать срок службы оборудования

АИР со встроенным тормозом

Для приводов, требующих быстрой остановки или фиксации положения при отключении питания, используются двигатели АИР со встроенным тормозом. Они применяются в:

  • Грузоподъёмных механизмах
  • Лебёдках
  • Конвейерах с наклонным расположением
  • Прецизионном оборудовании

Взрывозащищённые двигатели серии АИР

Для работы во взрывоопасных зонах существуют специальные взрывозащищённые модификации двигателей АИР, которые имеют маркировку взрывозащиты Ex и применяются на:

  • Нефтеперерабатывающих предприятиях
  • Газовых компрессорных станциях
  • Химических производствах
  • Угольных шахтах
  • Мукомольных заводах

При выборе двигателя АИР для конкретного применения следует учитывать не только мощность и скорость вращения, но и режим работы, условия эксплуатации, требования к пусковым характеристикам и другие факторы, которые могут повлиять на производительность и долговечность электропривода.

Расчёт и выбор двигателя АИР

Правильный выбор двигателя АИР является важным этапом проектирования любой механической системы. Необходимо учитывать не только требуемую мощность, но и другие факторы, влияющие на работоспособность системы.

Основные критерии выбора двигателя АИР

  1. Требуемая мощность — определяется исходя из расчёта нагрузки на вал двигателя
  2. Скорость вращения — выбирается в зависимости от требуемой частоты вращения рабочего механизма
  3. Режим работы — продолжительный (S1), кратковременный (S2), повторно-кратковременный (S3) и т.д.
  4. Условия окружающей среды — температура, влажность, наличие агрессивных веществ, пыли
  5. Способ монтажа — на лапах, фланцевый, комбинированный
  6. Требования к пусковым характеристикам — величина пускового тока и момента
  7. Требования к энергоэффективности — класс энергоэффективности, КПД

Расчёт мощности двигателя

Основной расчёт при выборе двигателя — определение требуемой мощности на валу. Для различных механизмов используются разные методики расчёта.

Для насосного оборудования

P = Q · H · ρ · g / (ηн · 1000), кВт

где:

  • Q — расход жидкости, м³/ч
  • H — напор, м
  • ρ — плотность жидкости, кг/м³
  • g — ускорение свободного падения, 9,81 м/с²
  • ηн — КПД насоса

Для вентиляторов и компрессоров

P = Q · p / (ηв · 1000), кВт

где:

  • Q — объёмный расход воздуха, м³/с
  • p — полное давление, Па
  • ηв — КПД вентилятора

Для подъёмно-транспортных механизмов

P = F · v / (ηм · 1000), кВт

где:

  • F — сила тяги или подъёма, Н
  • v — скорость перемещения, м/с
  • ηм — КПД механизма

Пример расчёта мощности двигателя для насоса

Исходные данные:

  • Расход Q = 20 м³/ч
  • Напор H = 30 м
  • Плотность воды ρ = 1000 кг/м³
  • КПД насоса ηн = 0,7

Расчёт:

P = 20 · 30 · 1000 · 9,81 / (0,7 · 1000 · 3600) = 2,34 кВт

С учётом запаса (коэффициент 1,2) и потерь в передаче (КПД = 0,95):

Pдвиг = 2,34 · 1,2 / 0,95 = 2,95 кВт

Выбираем ближайший больший типоразмер: АИР 100S4 мощностью 3 кВт.

Коэффициент запаса мощности

При выборе двигателя АИР необходимо учитывать коэффициент запаса мощности, который зависит от характера нагрузки:

Тип нагрузки Коэффициент запаса
Равномерная (вентиляторы, центробежные насосы) 1,1 - 1,2
Переменная (поршневые компрессоры, транспортёры) 1,2 - 1,3
Ударная (дробилки, прессы, смесители для вязких сред) 1,3 - 1,5
Тяжёлая (мельницы, экструдеры, тяжёлые дробилки) 1,5 - 2,0

Выбор скорости вращения двигателя

Скорость вращения двигателя АИР зависит от числа полюсов и частоты сети. Наиболее распространённые варианты:

  • 2-полюсные (2p=2) — ~3000 об/мин при частоте 50 Гц
  • 4-полюсные (2p=4) — ~1500 об/мин при частоте 50 Гц
  • 6-полюсные (2p=6) — ~1000 об/мин при частоте 50 Гц
  • 8-полюсные (2p=8) — ~750 об/мин при частоте 50 Гц

При выборе скорости вращения необходимо учитывать следующие факторы:

Преимущества высокоскоростных двигателей (2p=2)

  • Меньшие габариты и вес при той же мощности
  • Более низкая стоимость
  • Более высокий КПД

Преимущества низкоскоростных двигателей (2p=6, 2p=8)

  • Более высокий пусковой момент
  • Меньший шум и вибрация
  • Меньшие динамические нагрузки
  • Больший срок службы подшипников

Выбор по монтажному исполнению

В зависимости от способа монтажа, двигатели АИР имеют различные исполнения:

  • IM1081 (на лапах, вал горизонтальный)
  • IM2081 (на лапах с фланцем, вал горизонтальный)
  • IM3081 (без лап с фланцем, вал горизонтальный)
  • IM9241 (на лапах, вал вертикальный вниз)
  • IM9231 (на лапах, вал вертикальный вверх)

При переходе от одного исполнения к другому часто требуется перемещение клеммной коробки. Большинство двигателей АИР позволяют устанавливать клеммную коробку в различных положениях относительно корпуса.

Оценка энергоэффективности двигателя АИР

При выборе двигателя важно учитывать его энергоэффективность, которая оценивается классом эффективности:

Класс энергоэффективности Соответствие стандартам Примерное повышение КПД
IE1 (Standard) Базовый уровень -
IE2 (High) Повышенный КПД +2-3%
IE3 (Premium) Высокий КПД +3-5%
IE4 (Super Premium) Сверхвысокий КПД +5-8%

Большинство стандартных двигателей АИР соответствуют классу IE1, однако существуют модификации с повышенным классом энергоэффективности.

Пример экономии при использовании энергоэффективного двигателя

Для двигателя мощностью 7,5 кВт при 8000 часов работы в год и стоимости электроэнергии 5 руб/кВт·ч:

Стандартный двигатель (КПД 87%): 7,5 кВт / 0,87 × 8000 ч × 5 руб = 344 830 руб/год

Двигатель IE3 (КПД 91%): 7,5 кВт / 0,91 × 8000 ч × 5 руб = 329 670 руб/год

Годовая экономия: 15 160 руб

Рекомендации по выбору двигателя АИР

  1. Тщательно рассчитайте требуемую мощность с учётом всех нагрузок и коэффициента запаса
  2. Учитывайте характер нагрузки и режим работы (S1, S2, S3 и т.д.)
  3. Выбирайте номинальную скорость вращения в соответствии с требованиями механизма
  4. Для энергосберегающих систем рассмотрите возможность использования двигателя с повышенным КПД
  5. При частых пусках обратите внимание на пусковые характеристики двигателя
  6. Учтите условия окружающей среды и выберите подходящую степень защиты
  7. Правильно определите монтажное исполнение двигателя

Правильный выбор двигателя АИР позволяет обеспечить надёжную и эффективную работу оборудования, снизить эксплуатационные расходы и увеличить срок службы механизмов.

Обслуживание и эксплуатация двигателей АИР

Правильное обслуживание и эксплуатация двигателей АИР являются ключевыми факторами, определяющими их надёжность и долговечность. Соблюдение регламентов технического обслуживания позволяет существенно продлить срок службы двигателей и предотвратить аварийные ситуации.

Ввод в эксплуатацию

Перед первым пуском двигателя АИР необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. Проверить соответствие напряжения и частоты сети паспортным данным двигателя
  2. Убедиться в правильной схеме соединения обмоток (звезда или треугольник)
  3. Проверить сопротивление изоляции обмоток (должно быть не менее 0,5 МОм)
  4. Убедиться в свободном вращении ротора
  5. Проверить надёжность заземления двигателя
  6. Убедиться в надёжности крепления двигателя к основанию
  7. Проверить соосность валов двигателя и приводимого механизма
  8. Установить защитные кожухи и ограждения

Регламентное техническое обслуживание

Вид обслуживания Периодичность Содержание работ
Ежедневный осмотр Ежедневно Контроль температуры подшипников, отсутствия посторонних шумов и вибраций, проверка воздушных фильтров
Техническое обслуживание №1 (ТО-1) 1 раз в 3 месяца Внешний осмотр, чистка наружных поверхностей, проверка крепления, измерение сопротивления изоляции
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) 1 раз в год Разборка клеммной коробки, проверка контактных соединений, смазка подшипников, проверка состояния подшипников
Капитальный ремонт По состоянию или 15000-25000 часов Полная разборка, замена подшипников, проверка и возможная перемотка обмоток, балансировка ротора

Обслуживание подшипниковых узлов

Подшипники являются одним из наиболее ответственных элементов двигателя АИР. Их правильное обслуживание напрямую влияет на срок службы двигателя.

Типы подшипников в двигателях АИР

  • Приводная сторона — радиально-упорный подшипник
  • Неприводная сторона — радиальный подшипник

Периодичность замены смазки

  • 3000 об/мин — каждые 4500 часов
  • 1500 об/мин — каждые 9000 часов
  • 1000 об/мин — каждые 13000 часов
  • 750 об/мин — каждые 16000 часов

Типы используемой смазки

  • Литол-24 — для нормальных условий
  • ЦИАТИМ-221 — для низких температур
  • УНИОЛ-1 — для высоких температур

Признаки неисправности подшипников

  • Повышенный шум и вибрация
  • Повышенная температура корпуса в зоне подшипника
  • Утечка смазки
  • Неравномерное вращение вала

Для двигателей малой мощности (до 15 кВт) часто используются закрытые подшипники с пожизненной смазкой, которые не требуют дополнительного обслуживания в течение срока службы.

Контроль температурного режима

Температура является одним из основных показателей нормальной работы двигателя. Превышение допустимой температуры приводит к ускоренному старению изоляции и сокращению срока службы двигателя.

Измеряемый параметр Допустимые значения Метод контроля
Температура подшипников Не более 95°C Контактный термометр, тепловизор
Температура обмоток (по сопротивлению) Класс F: не более 135°C Специальное оборудование
Температура корпуса двигателя Не более 80°C Контактный термометр, тепловизор
Превышение температуры обмоток над температурой окружающей среды Не более 70-80°C Расчётный метод

Типичные неисправности и методы их устранения

Неисправность Возможные причины Методы устранения
Двигатель не запускается, гудит Обрыв фазы, заклинивание ротора, неправильное подключение Проверить напряжение на всех фазах, проверить свободное вращение ротора, проверить правильность подключения
Перегрев двигателя Перегрузка, плохая вентиляция, неисправность подшипников Проверить нагрузку, очистить вентиляционные пути, проверить подшипники
Повышенная вибрация Дисбаланс ротора, износ подшипников, неправильная центровка Балансировка ротора, замена подшипников, проверка центровки
Повышенный шум Неисправность подшипников, задевание ротора о статор, ослабление крепления Замена подшипников, проверка зазоров, подтяжка крепежных элементов
Снижение сопротивления изоляции Загрязнение, увлажнение, старение изоляции Сушка двигателя, чистка, возможная перемотка обмоток

Хранение двигателей АИР

Для обеспечения сохранности двигателей АИР необходимо соблюдать определённые условия хранения:

  • Температура окружающей среды: от -20°C до +40°C
  • Относительная влажность воздуха: не более 80%
  • Отсутствие агрессивных паров и газов
  • Защита от прямых солнечных лучей и атмосферных осадков
  • Периодическое (раз в 6 месяцев) проворачивание вала для предотвращения залегания смазки
  • Измерение сопротивления изоляции перед вводом в эксплуатацию после длительного хранения

Внимание! После длительного хранения (более 1 года) необходимо заменить смазку в подшипниках и тщательно проверить состояние изоляции обмоток перед вводом двигателя в эксплуатацию.

Повышение надёжности эксплуатации

Для обеспечения длительной и надёжной работы двигателей АИР рекомендуется:

  1. Использовать устройства плавного пуска или частотные преобразователи для снижения пусковых токов и механических нагрузок
  2. Применять современные средства защиты (тепловую, от перегрузки, от обрыва фазы)
  3. Обеспечивать правильную центровку двигателя с приводимым механизмом
  4. Проводить регулярный вибродиагностический контроль
  5. Соблюдать регламент технического обслуживания
  6. Обеспечивать качественное напряжение питания, без перекосов фаз
  7. Контролировать параметры работы двигателя с помощью современных средств мониторинга

Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание двигателей АИР позволяют значительно повысить их надёжность и продлить срок службы, что в конечном итоге приводит к снижению эксплуатационных расходов и повышению эффективности производства в целом.

Источники и дополнительная информация

При подготовке данной статьи были использованы следующие источники информации:

  1. ГОСТ Р 51689-2000 «Двигатели асинхронные трёхфазные с короткозамкнутым ротором мощностью от 0,12 до 400 кВт. Общие технические требования»
  2. ГОСТ IEC 60034-1-2014 «Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики»
  3. ГОСТ 28330-89 «Машины электрические асинхронные мощностью от 1 до 400 кВт включительно. Двигатели. Общие технические требования»
  4. Технические каталоги производителей электродвигателей АИР
  5. Справочник по электрическим машинам. Под ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова. Москва, Энергоатомиздат
  6. Вольдек А.И., Попов В.В. «Электрические машины. Машины переменного тока»
  7. Сыромятников И.А. «Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей»

Полезные ссылки по теме

Ограничение ответственности

Данная статья носит информационно-ознакомительный характер и не является руководством к действию. Приведённые данные могут отличаться от характеристик конкретных моделей двигателей АИР различных производителей. При выборе, подключении и эксплуатации двигателей необходимо руководствоваться технической документацией конкретного производителя, паспортными данными изделия и действующими нормативными документами.

Автор и издатель не несут ответственности за возможные последствия использования информации, содержащейся в данной статье, без консультации с квалифицированными специалистами. Все работы по монтажу, подключению и обслуживанию электродвигателей должны выполняться квалифицированным персоналом с соблюдением правил техники безопасности.

© 2025. Все права защищены. При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна.

Заказать товар