Принцип работы частотного преобразователя основан на двух фундаментальных электротехнических зависимостях:
где:
n – скорость вращения ротора двигателя (об/мин)
f – частота питающего напряжения (Гц)
p – число пар полюсов электродвигателя
И второе соотношение:
Это соотношение (закон Костенко) определяет необходимость пропорционального изменения напряжения при изменении частоты для поддержания постоянного магнитного потока в двигателе.
Поддержание соотношения U/f постоянным необходимо для предотвращения насыщения магнитопровода двигателя при низких частотах (и, соответственно, перегрева) и для обеспечения достаточного момента во всем диапазоне регулирования скорости.
Процесс преобразования частоты происходит следующим образом:
- Выпрямление: Входное переменное напряжение с фиксированной частотой (обычно 50 или 60 Гц) преобразуется в постоянное напряжение с помощью диодного выпрямителя.
- Фильтрация: Выпрямленное напряжение сглаживается с помощью конденсаторов и/или индуктивностей в звене постоянного тока.
- Инвертирование: Постоянное напряжение преобразуется в переменное напряжение требуемой частоты с помощью инвертора на IGBT-транзисторах, работающих в режиме широтно-импульсной модуляции (ШИМ).
Рис. 1. Структурная схема частотного преобразователя с промежуточным звеном постоянного тока
ШИМ-модуляция позволяет формировать переменное напряжение с требуемыми параметрами. Транзисторы в инверторе открываются и закрываются с высокой частотой (обычно от 2 до 20 кГц), создавая последовательность импульсов разной длительности. За счет инерционности обмоток двигателя эти импульсы воспринимаются им как синусоидальное напряжение.
Современные частотные преобразователи используют сложные алгоритмы управления, такие как:
- Скалярное управление (U/f): Наиболее простой метод, основанный на поддержании соотношения U/f. Достаточен для большинства применений, где не требуется высокая точность регулирования скорости.
- Векторное управление без датчика: Более сложный алгоритм, позволяющий точнее контролировать крутящий момент и скорость двигателя без использования датчика скорости.
- Векторное управление с датчиком: Обеспечивает высочайшую точность регулирования скорости и момента, используя обратную связь от датчика скорости (энкодера).
- Прямое управление моментом (DTC): Передовой метод управления, обеспечивающий быстрый отклик по моменту и высокую точность.
Метод управления | Диапазон регулирования | Точность поддержания скорости | Типичное применение |
---|---|---|---|
Скалярное (U/f) | 1:10 | ±2-3% | Вентиляторы, насосы, конвейеры |
Векторное без датчика | 1:50 | ±0.5% | Компрессоры, подъемники, станки |
Векторное с датчиком | 1:1000 | ±0.01% | Высокоточные приводы, лифты, намоточное оборудование |
Прямое управление моментом (DTC) | 1:200 | ±0.1-0.2% | Краны, прокатные станы, подъемно-транспортное оборудование |
Такой принцип работы частотного преобразователя обеспечивает ряд существенных преимуществ:
- Плавное регулирование скорости без ступеней
- Экономия электроэнергии (до 30-60% для насосных и вентиляционных применений)
- Плавный пуск и остановка двигателя, снижающие механические и электрические нагрузки
- Защита двигателя от перегрузок, короткого замыкания и других аварийных режимов
- Возможность реверса без дополнительных устройств
- Точное поддержание технологических параметров (давления, расхода, температуры)