Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Калькулятор нагрузки на линейные рельсы и каретки

Калькулятор предельной нагрузки на линейные рельсы и каретки
Спецификации рельса и каретки
Выберите размер рельса в мм
Введите длину рельса в мм (100-4000)
Введите паспортную статическую грузоподъемность каретки в Н
Введите паспортную динамическую грузоподъемность каретки в Н
Конфигурация системы
Введите количество кареток на рельс (1-10)
Введите расстояние между каретками в мм (если больше 1 каретки)
Выберите как установлена рельсовая система
Характеристики нагрузки
Введите величину прикладываемой силы в Н (1-50000)
Выберите направление приложения силы
Введите расстояние точки приложения силы от каретки в мм (0-1000)
Выберите тип нагрузки
Параметры применения
Выберите требуемый коэффициент запаса
Выберите тип применения системы
Результаты расчета
Максимальная статическая нагрузка: -
Максимальная динамическая нагрузка: -
Фактический коэффициент безопасности: -
Заключение: -
О калькуляторе

Калькулятор предельной нагрузки на линейные рельсы и каретки предназначен для инженеров и технических специалистов, которым необходимо определить максимально допустимые нагрузки для линейных направляющих систем. Он позволяет рассчитать как статическую, так и динамическую нагрузку, учитывая различные факторы: ориентацию монтажа, направление силы, количество кареток и точку приложения силы.

Результаты расчетов помогут вам определить, подходит ли выбранная система линейных направляющих для вашего применения, и обеспечить безопасную и надежную работу оборудования.

Ключевые параметры и их влияние
Размер рельса и каретки

Размер рельса (ширина) определяет его базовую нагрузочную способность. Чем больше размер, тем выше грузоподъемность. Для каждого размера рельса существуют соответствующие каретки с определенными значениями статической и динамической грузоподъемности, указанными производителем.

Статическая и динамическая грузоподъемность

Статическая грузоподъемность — это максимальная нагрузка, которую каретка может выдержать в состоянии покоя без возникновения остаточной деформации элементов качения. Обычно обозначается как C₀ в технических документах.

Динамическая грузоподъемность — максимальная нагрузка, при которой каретка достигает номинального срока службы (обычно 50 км или 100,000 циклов). Обозначается как C в технических документах.

Количество кареток

Использование нескольких кареток на одном рельсе увеличивает общую грузоподъемность системы, но не пропорционально. Это учитывается с помощью коэффициента количества кареток:

Коэффициент количества кареток = мин(1.0 + (количество_кареток - 1) × 0.2, 2.0)

Таким образом, максимальное увеличение грузоподъемности от добавления кареток — в 2 раза, даже если вы используете более 6 кареток.

Ориентация монтажа

В зависимости от того, как установлены рельсы, их грузоподъемность меняется. В калькуляторе используются следующие коэффициенты:

Ориентация Коэффициент Описание
Горизонтальная 1.0 Стандартная установка на горизонтальной поверхности
Вертикальная 0.8 Рельс установлен вертикально, каретки движутся вверх-вниз
Потолочная 0.7 Рельс установлен на потолке, каретки под рельсом
Настенная 0.9 Рельс установлен на вертикальной стене
Направление силы

Каретки имеют разную грузоподъемность в зависимости от направления прикладываемой силы:

Направление Коэффициент Описание
Радиальная 1.0 Сила направлена перпендикулярно к поверхности рельса (вертикально вниз для горизонтального рельса)
Осевая 0.7 Сила направлена вдоль оси рельса
Боковая 0.5 Сила направлена перпендикулярно к ориентации движения каретки и поверхности рельса
Расстояние от каретки (плечо силы)

Если нагрузка приложена не непосредственно к каретке, а на некотором расстоянии от нее (консольная нагрузка), грузоподъемность снижается. Это учитывается с помощью коэффициента точки приложения силы:

Коэффициент точки приложения = 1.0 / (1.0 + расстояние_от_каретки / 500)

Чем дальше от каретки приложена сила, тем сильнее снижается грузоподъемность из-за создаваемого момента силы.

Тип нагрузки и динамические параметры

Для динамических нагрузок учитываются дополнительные параметры:

  • Скорость: Чем выше скорость, тем ниже грузоподъемность (коэффициент = макс(0.5, 1.0 - скорость × 0.05))
  • Ускорение: Высокие ускорения также снижают грузоподъемность (коэффициент = макс(0.5, 1.0 - ускорение × 0.01))
  • Частота циклов: Влияет на расчет ожидаемого срока службы системы
Коэффициент запаса и тип применения

Коэффициент запаса прочности необходим для обеспечения надежной работы системы с учетом неидеальности распределения нагрузки, возможных вибраций и т.д. Рекомендуемые значения:

  • 1.5 — минимальный (для простых применений с контролируемыми условиями)
  • 2.0 — стандартный (рекомендуется для большинства применений)
  • 3.0 — повышенный (для систем с вибрациями или ударными нагрузками)
  • 4.0 — высокий (для критических применений)

Тип применения также влияет на грузоподъемность через соответствующие коэффициенты:

Тип применения Коэффициент
Легкий режим 1.2
Средний режим 1.0
Тяжелый режим 0.8
Прецизионный режим 0.9
Как происходит расчет

Вычисления проводятся в следующей последовательности:

  1. Расчет скорректированной статической грузоподъемности:
    Скорректированная_статическая_грузоподъемность =
    Статическая_грузоподъемность × Коэффициент_количества_кареток ×
    Коэффициент_ориентации × Коэффициент_направления ×
    Коэффициент_точки_приложения × Коэффициент_применения
  2. Расчет скорректированной динамической грузоподъемности:
    Скорректированная_динамическая_грузоподъемность =
    Динамическая_грузоподъемность × Коэффициент_количества_кареток ×
    Коэффициент_ориентации × Коэффициент_направления ×
    Коэффициент_точки_приложения × Коэффициент_применения

    Для динамических нагрузок дополнительно применяются коэффициенты скорости и ускорения:

    Скорректированная_динамическая_грузоподъемность =
    Скорректированная_динамическая_грузоподъемность ×
    Коэффициент_скорости × Коэффициент_ускорения
  3. Расчет максимально допустимых нагрузок с учетом коэффициента запаса:
    Максимальная_статическая_нагрузка =
    Скорректированная_статическая_грузоподъемность / Коэффициент_запаса

    Максимальная_динамическая_нагрузка =
    Скорректированная_динамическая_грузоподъемность / Коэффициент_запаса
  4. Расчет фактического коэффициента безопасности:
    Фактический_коэффициент_безопасности =
    Скорректированная_грузоподъемность / Величина_силы

    Где скорректированная грузоподъемность — это статическая или динамическая в зависимости от типа нагрузки.

  5. Для динамических нагрузок — расчет ожидаемого ресурса системы:
    Коэффициент_нагрузки = Величина_силы / Скорректированная_динамическая_грузоподъемность

    Фактор_срока_службы = (1 / Коэффициент_нагрузки)³

    Число_циклов = 1 000 000 × Фактор_срока_службы

    Ресурс_в_часах = Число_циклов / Частота_циклов

    Данная формула основана на базовой формуле расчета L10 ресурса для систем с роликовыми элементами.

Пример расчета
Пример 1: Статическая нагрузка на горизонтальный рельс

Исходные данные:

  • Размер рельса: 25 мм
  • Статическая грузоподъемность каретки: 25000 Н
  • Количество кареток: 2
  • Ориентация монтажа: Горизонтальная (коэф. 1.0)
  • Направление силы: Радиальная (коэф. 1.0)
  • Расстояние от каретки: 100 мм
  • Тип нагрузки: Статическая
  • Коэффициент запаса: 2.0
  • Тип применения: Средний режим (коэф. 1.0)
  • Прикладываемая сила: 15000 Н

Расчет:

  1. Коэффициент количества кареток = 1.0 + (2 - 1) × 0.2 = 1.2
  2. Коэффициент точки приложения = 1.0 / (1.0 + 100 / 500) = 0.833
  3. Скорректированная статическая грузоподъемность = 25000 × 1.2 × 1.0 × 1.0 × 0.833 × 1.0 = 25000 × 1.0 = 24990 Н
  4. Максимальная статическая нагрузка = 24990 / 2.0 = 12495 Н
  5. Фактический коэффициент безопасности = 24990 / 15000 = 1.666

Заключение: Система может выдержать нагрузку, но запас прочности ниже рекомендуемого (1.666 < 2.0). Рекомендуется использовать каретки с более высокой грузоподъемностью.

Пример 2: Динамическая нагрузка на вертикальный рельс

Исходные данные:

  • Размер рельса: 30 мм
  • Динамическая грузоподъемность каретки: 18000 Н
  • Количество кареток: 1
  • Ориентация монтажа: Вертикальная (коэф. 0.8)
  • Направление силы: Осевая (коэф. 0.7)
  • Расстояние от каретки: 0 мм
  • Скорость: 0.5 м/с
  • Ускорение: 2 м/с²
  • Частота циклов: 120 циклов/час
  • Тип нагрузки: Динамическая
  • Коэффициент запаса: 2.0
  • Тип применения: Тяжелый режим (коэф. 0.8)
  • Прикладываемая сила: 5000 Н

Расчет:

  1. Коэффициент скорости = макс(0.5, 1.0 - 0.5 × 0.05) = 0.975
  2. Коэффициент ускорения = макс(0.5, 1.0 - 2 × 0.01) = 0.98
  3. Скорректированная динамическая грузоподъемность = 18000 × 1.0 × 0.8 × 0.7 × 1.0 × 0.8 × 0.975 × 0.98 = 7514 Н
  4. Максимальная динамическая нагрузка = 7514 / 2.0 = 3757 Н
  5. Фактический коэффициент безопасности = 7514 / 5000 = 1.503
  6. Коэффициент нагрузки = 5000 / 7514 = 0.665
  7. Фактор срока службы = (1 / 0.665)³ = 3.4
  8. Ожидаемый ресурс = 1 000 000 × 3.4 / 120 = 28333 часа ≈ 3.2 года

Заключение: Система может выдержать нагрузку, но запас прочности находится на нижней границе допустимого (1.503 ≈ 1.5). Ожидаемый ресурс системы около 3 лет при указанной частоте циклов.

Рекомендации по использованию
  • Всегда используйте официальные технические характеристики производителя для значений статической и динамической грузоподъемности.
  • При выборе коэффициента запаса учитывайте наличие вибраций, ударных нагрузок и общие условия эксплуатации.
  • Для критических применений рекомендуется дополнительно проконсультироваться с производителем или инженерным отделом.
  • Обратите внимание, что усталостная долговечность существенно снижается при высоких нагрузках — уменьшение нагрузки в 2 раза может увеличить срок службы в 8 раз.
  • При сложных системах с несколькими рельсами учитывайте, что нагрузка может распределяться неравномерно из-за неточностей монтажа.
Дисклеймер

Данный калькулятор предоставляет приблизительную оценку предельной нагрузки на линейные рельсы и каретки. Результаты расчетов основаны на упрощенных моделях и не учитывают все возможные факторы, влияющие на работу линейных направляющих в реальных условиях.

Производитель данного калькулятора не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, возникшие в результате использования или невозможности использования данного калькулятора, а также за любые решения, принятые на основе результатов, полученных с его помощью.

Данный калькулятор не заменяет профессиональную инженерную консультацию. Для критически важных применений рекомендуется проконсультироваться с квалифицированным инженером или обратиться к производителю линейных направляющих.

Каталоги линейных направляющих

Для подбора конкретных моделей линейных рельсов и кареток, вы можете воспользоваться каталогами ведущих производителей:

Источники
  1. THK Co., Ltd. (2019). "Linear Motion Systems Technical Documentation". THK Technical Support.
  2. Hiwin Corporation. (2020). "Linear Guideway Technical Information". Hiwin Catalog G99TE20-2011.
  3. NSK Ltd. (2018). "Linear Guides - Technical Calculation Methods". NSK Technical Journal, 276, 124-135.
  4. Schaeffler Group (INA). (2021). "Monorail Guidance Systems - Design and Selection". Schaeffler Technical Pocket Guide.
  5. Bosch Rexroth AG. (2022). "Linear Motion Technology Handbook". Bosch Rexroth Technical Publication.
  6. ISO 14728-1:2017. "Linear motion rolling bearings — Part 1: Dynamic load ratings and rating life". International Organization for Standardization.