Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Калькулятор расчета смазки для подшипников

Калькулятор расчета смазки для подшипников

Параметры подшипника

Тип влияет на коэффициент смазывания
Выберите тип подшипника
Допустимые значения: 5-500 мм
Введите корректный внутренний диаметр
Допустимые значения: 10-1000 мм
Введите корректный внешний диаметр
Допустимые значения: 3-300 мм
Введите корректную ширину
Допустимые значения: 1-100
Введите корректное количество

Условия эксплуатации

Допустимые значения: 1-20000 об/мин
Введите корректную скорость
Допустимые значения: от -50 до 200°C
Введите корректную температуру
P/C - отношение нагрузки к грузоподъемности
Выберите тип радиальной нагрузки
Влияет на распределение смазки и интервал
Значительно влияет на интервал смазывания
Влияет на распределение и удержание смазки
Влияет на интервал повторного смазывания
Влияет на интервал повторного смазывания

Параметры смазки

Тип смазки влияет на интервал смазывания
Класс 2 подходит для большинства применений
Примечание: Результаты расчета являются ориентировочными. Всегда следуйте рекомендациям производителя подшипников и смазочных материалов.

Руководство по расчету смазки подшипников

Теория и практика определения требуемого количества смазки и интервалов смазывания

Введение

Правильная смазка является одним из ключевых факторов, определяющих срок службы подшипников. Недостаточное количество смазки приводит к преждевременному износу, перегреву и отказу подшипника. В то же время, избыточное количество смазки может вызвать повышенное трение, перегрев и также сократить срок службы.

Данный калькулятор разработан для определения оптимального количества смазки и интервалов повторного смазывания для различных типов подшипников в зависимости от условий эксплуатации.

Основные параметры расчета

Параметры подшипника

  • Тип подшипника - влияет на объем свободного пространства и коэффициент заполнения
  • Внутренний диаметр (d) - в миллиметрах
  • Внешний диаметр (D) - в миллиметрах
  • Ширина подшипника (B) - в миллиметрах

Условия эксплуатации

  • Скорость вращения - обороты в минуту (об/мин)
  • Радиальная и осевая нагрузка - степень нагруженности подшипника
  • Рабочая температура - в градусах Цельсия
  • Вибрация - уровень вибрации в системе
  • Ориентация подшипника - горизонтальная, вертикальная или под углом
  • Окружающая среда - чистая, пыльная, влажная или агрессивная
  • Режим работы - постоянный, периодический или эпизодический

Параметры смазки

  • Тип смазки - литиевая, кальциевая, натриевая, литиевый комплекс или полимочевинная
  • Класс NLGI - показатель консистенции смазки

Методика расчета количества смазки

1. Расчет объема подшипника

В зависимости от типа подшипника используются различные формулы для расчета объема свободного пространства:

Шариковые подшипники:

Объем свободного пространства = π × B × (D² - d²)/4 - Объем шариков

где:

  • Примерный диаметр шарика = (D - d)/2 × 0.7
  • Окружность по средней линии = π × (D + d)/2
  • Примерное количество шариков = Окружность / (диаметр шарика × 2.2)
  • Объем одного шарика = (4/3) × π × (диаметр шарика/2)³

Роликовые подшипники:

Объем свободного пространства = π × B × (D² - d²)/4 - Объем роликов

где:

  • Диаметр ролика ≈ (D - d)/2 × 0.6
  • Длина ролика ≈ B × 0.85
  • Объем ролика = π × (диаметр ролика/2)² × длина ролика

Игольчатые подшипники:

Объем свободного пространства = π × B × (D² - d²)/4 - Объем игл

где иглы тоньше, чем ролики, и их больше.

Упорные и конические подшипники:

Для этих типов подшипников используются специализированные формулы, учитывающие их геометрию.

2. Определение коэффициента заполнения

Базовый коэффициент заполнения зависит от типа подшипника:

Тип подшипника Базовый коэффициент заполнения
Шариковый 30%
Роликовый 35%
Игольчатый 25%
Упорный 40%
Конический 35%

Этот базовый коэффициент корректируется с учетом условий эксплуатации:

  • Нагрузка: для тяжелых нагрузок коэффициент увеличивается до 10-20%
  • Скорость: для высоких скоростей коэффициент уменьшается на 10-20%
  • Температура: высокие температуры требуют увеличения коэффициента на 10-20%
  • Вибрация: сильная вибрация требует увеличения коэффициента на 15-30%
  • Ориентация: вертикальные подшипники требуют на 10% больше смазки
  • Окружающая среда: пыльная, влажная или агрессивная среда требует увеличения коэффициента

3. Расчет массы смазки

Масса смазки (г) = Объем свободного пространства (см³) × Коэффициент заполнения × Плотность смазки

где средняя плотность консистентной смазки составляет примерно 0.9 г/см³.

Пример расчета:

Параметры: шариковый подшипник, d = 30 мм, D = 62 мм, B = 16 мм, средняя нагрузка, 3000 об/мин

  1. Объем свободного пространства ≈ 27.5 см³ (после вычета объема шариков)
  2. Базовый коэффициент заполнения = 30%
  3. При средней нагрузке и скорости 3000 об/мин общий коэффициент ≈ 28%
  4. Масса смазки = 27.5 × 0.28 × 0.9 ≈ 6.9 г

Методика расчета интервала смазывания

1. Расчет DN-фактора

DN-фактор является одним из ключевых параметров для определения интервала смазывания:

DN-фактор = d × n

где:

  • d - внутренний диаметр подшипника в миллиметрах
  • n - скорость вращения в оборотах в минуту (об/мин)

2. Определение базового интервала

В зависимости от типа подшипника и DN-фактора определяется базовый интервал смазывания. Для шариковых подшипников:

DN-фактор Базовый интервал (часы)
≤ 50,000 14,000 - DN × 0.16
50,000 - 100,000 10,000 - DN × 0.08
100,000 - 200,000 7,000 - DN × 0.025
> 200,000 3,000 - DN × 0.005

Аналогичные таблицы существуют для других типов подшипников, но они имеют свои коэффициенты.

3. Корректировка интервала

Базовый интервал корректируется с учетом следующих факторов:

  • Нагрузка: тяжелая нагрузка может сократить интервал на 30-50%
  • Вибрация: сильная вибрация может сократить интервал на 60%
  • Ориентация: вертикальные подшипники требуют сокращения интервала на 30%
  • Окружающая среда: неблагоприятные условия сокращают интервал
  • Температура: высокие температуры (>80°C) сокращают интервал на 40%
  • Тип смазки: более стабильные смазки позволяют увеличить интервал на 20-30%

Пример расчета интервала:

Параметры: шариковый подшипник, d = 30 мм, n = 3000 об/мин, средняя нагрузка, низкая вибрация

  1. DN-фактор = 30 × 3000 = 90,000
  2. Базовый интервал = 10,000 - 90,000 × 0.08 = 2,800 часов
  3. При средней нагрузке и низкой вибрации общий коэффициент ≈ 0.9
  4. Скорректированный интервал = 2,800 × 0.9 ≈ 2,520 часов

Практические рекомендации

Рекомендации по количеству смазки

  • Шариковые подшипники обычно заполняются на 25-35% свободного объема
  • Роликовые подшипники - на 30-40%
  • Высокоскоростные подшипники (DN > 300,000) заполняются не более чем на 15-20%
  • Медленно вращающиеся подшипники могут заполняться до 60-90%

Рекомендации по выбору смазки

  • Для высоких скоростей - смазки с базовым маслом низкой вязкости (ISO VG 32-68)
  • Для высоких температур - синтетические или полусинтетические смазки с высокой температурой каплепадения
  • Для тяжелых нагрузок - смазки с противозадирными присадками (EP)
  • Для влажной среды - смазки с хорошими водоотталкивающими свойствами (кальциевые или литиевые комплексы)

Признаки недостатка или избытка смазки

  • Недостаточное количество: повышенная температура, шум, вибрация, износ
  • Избыточное количество: повышенная температура, пенообразование, утечки

Дисклеймер

Данный калькулятор и приведенные в руководстве формулы предоставляют приблизительные результаты, основанные на общих инженерных практиках. Точные значения могут зависеть от множества дополнительных факторов, включая специфические характеристики подшипников, уникальные условия эксплуатации и другие переменные.

Результаты расчетов следует рассматривать как отправную точку для определения требуемого количества смазки и интервалов смазывания. Всегда в первую очередь следуйте рекомендациям производителя подшипников и смазочных материалов.

Авторы калькулятора и данного руководства не несут ответственности за любые последствия, связанные с использованием предоставленной информации или расчетов.

Источники информации

  1. SKF Group. (2018). SKF General Catalogue. SKF Group.
  2. Timken Company. (2019). Timken Engineering Manual. Timken Company.
  3. FAG Bearings. (2017). Lubrication of Rolling Bearings - Principles and Methods. Schaeffler Technologies AG & Co.
  4. NSK Ltd. (2020). Rolling Bearing Lubrication. NSK Technical Journal.
  5. NLGI (National Lubricating Grease Institute). (2021). NLGI Grease Guide, 7th Edition.
  6. Harris, T. A., & Kotzalas, M. N. (2007). Essential Concepts of Bearing Technology. CRC Press.

Дополнительную информацию о типах и моделях подшипников смотрите в каталоге подшипников.

Заказать товар