Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Калькулятор вибрации и балансировки валов

Калькулятор вибрации и балансировки валов
Расчет вибрации
Расчет балансировки
Диапазон: 10-1000 мм
Рекомендуемое: 100 мм
Типичные значения:
• Малые машины: 50-150 мм
• Средние машины: 100-300 мм
• Крупные машины: 250-500 мм
• Электродвигатели: 80-120 мм
Диапазон: 10-1000 мм
Диапазон: 100-10000 мм
Рекомендуемое: 1000 мм
Типичные значения:
• Малые машины: 500-1500 мм
• Средние машины: 1000-3000 мм
• Крупные машины: 2000-5000 мм
Диапазон: 100-10000 мм
Рекомендуемое: Сталь
• Сталь: промышленное применение
• Нержавеющая сталь: агрессивные среды
• Алюминий: снижение веса
• Титан: высокая прочность при малом весе
Выберите из списка
Диапазон: 1-10000 кг
Если не указано, рассчитывается автоматически по размерам и материалу вала.
Типичные значения:
• Малые машины: 10-50 кг
• Средние машины: 50-500 кг
• Крупные машины: 500-5000 кг
Диапазон: 1-10000 кг (необязательно)
Диапазон: 60-50000 об/мин
Рекомендуемое: 1500 об/мин
Типичные значения:
• 750, 1000, 1500, 3000 об/мин - электродвигатели
• 1500 об/мин - стандартная скорость для оборудования на 50 Гц
• 3000-15000 об/мин - турбины, компрессоры
Диапазон: 60-50000 об/мин
Рекомендуемое: Жесткие
• Жесткие: для большинства промышленных машин
• Упругие: для виброизоляции оборудования
• Гидродинамические: для высокоскоростного оборудования
Выберите из списка
Диапазон: 0-100000 Н
Рекомендуемое: 1000 Н
Типичные значения:
• Малые машины: 500-5000 Н
• Средние машины: 5000-20000 Н
• Крупные машины: 20000-100000 Н
Диапазон: 0-100000 Н
По ISO 1940
Рекомендуемое: G 2.5
• G 1.0: прецизионные шлифовальные станки
• G 2.5: турбины, компрессоры
• G 6.3: электродвигатели, насосы
• G 16: сельхозтехника
• G 40: автомобильные колеса
По ISO 1940
Результаты расчета вибрации
Критическая скорость вращения:
12187 об/мин
Собственная частота вала:
203.12 Гц (12187 об/мин)
Допустимый уровень вибрации:
15.92 мкм (по ISO 1940)
Отношение рабочей скорости к критической:
12.3%
Рекомендация:
Скорость вращения в безопасном диапазоне (12.3% от критической). Рекомендуется стандартная балансировка по ISO 1940. По ISO 10816 расчетный уровень вибрации соответствует категории "недопустимое состояние" для машин класса II.
Диапазон: 0-1000 мкм
Рекомендуемое: 50 мкм
Типичные значения:
• Малые машины: 20-100 мкм
• Средние машины: 50-200 мкм
• Крупные машины: 100-500 мкм
Значение >200 мкм обычно требует срочной балансировки
Диапазон: 0-1000 мкм
Диапазон: 0-360 градусов
Рекомендуемое: 45°
Начальный угол дисбаланса в градусах. Это результат измерения вибродатчиком и зависит от конкретной машины.
Диапазон: 0-360 градусов
Диапазон: 1-10000 кг
Рекомендуемое: 100 кг
Типичные значения:
• Малые роторы: 10-100 кг
• Средние роторы: 100-1000 кг
• Крупные роторы: 1000-10000 кг
Диапазон: 1-10000 кг
Диапазон: 10-2000 мм
Рекомендуемое: 300 мм
Типичные значения:
• Малые роторы: 100-300 мм
• Средние роторы: 300-800 мм
• Крупные роторы: 800-2000 мм
Диапазон: 10-2000 мм
Рекомендуемое: 1 плоскость
• 1 плоскость: для дисков, коротких роторов
• 2 плоскости: для валов и длинных роторов
Если соотношение длины к диаметру >0.5, следует использовать двухплоскостную балансировку
Выберите из списка
Диапазон: 60-20000 об/мин
Рекомендуемое: 1500 об/мин
Для балансировки обычно используется рабочая скорость или 70-80% от рабочей скорости. Для тяжелых роторов балансировку часто проводят на скорости ниже резонансной.
Диапазон: 60-20000 об/мин
Диапазон: 0.1-1000 г
Рекомендуемое: 10 г
Пробная масса обычно составляет:
• 5-10% от ожидаемой корректирующей массы
• 0.1-0.5% от массы ротора
Малая пробная масса может дать недостаточный эффект, а слишком большая может привести к чрезмерной вибрации.
Диапазон: 0.1-1000 г
Диапазон: 0-360 градусов
Рекомендуемое: 0°
Угол установки пробной массы в градусах. Обычно выбирается 0° для удобства. При необходимости можно использовать любой угол, но важно точно его зафиксировать.
Диапазон: 0-360 градусов
Диапазон: 0-1000 мкм
Рекомендуемое: 40 мкм
Значение измеряется после установки пробной массы и запуска ротора. Обычно отличается от начальной амплитуды. Если значения почти одинаковы, следует увеличить пробную массу.
Диапазон: 0-1000 мкм
Диапазон: 0-360 градусов
Рекомендуемое: 135°
Значение измеряется после установки пробной массы и запуска ротора. Разница с начальной фазой должна быть существенной (>30°) для точного расчета.
Диапазон: 0-360 градусов
Результаты расчета балансировки
Корректирующая масса (плоскость 1):
7.81 г
Угол установки (плоскость 1):
218.7° (или позиция 7 часов)
Прогнозируемая остаточная вибрация:
7.50 мкм
Коэффициент улучшения:
6.7x (уменьшение вибрации на 85%)
Показать справочную информацию и рекомендации
Справочная информация для расчета вибрации и балансировки
Общие рекомендации по балансировке:
  • Балансировка рекомендуется, если амплитуда вибрации превышает допустимые нормы по ISO 10816
  • Выбирайте класс точности балансировки в соответствии с типом машины и её оборотами
  • Для мощных машин требуется более высокая точность балансировки (G 1.0, G 2.5)
  • Чем выше частота вращения, тем выше должна быть точность балансировки
Типичные значения для промышленного оборудования:
  • Электродвигатели: 1500 об/мин, G 6.3, диаметр вала 50-100 мм
  • Вентиляторы: 600-3000 об/мин, G 6.3, класс вибрации II-III
  • Насосы: 1500-3000 об/мин, G 6.3, жесткие опоры
  • Турбины: 3000-10000 об/мин, G 2.5, гидродинамические опоры
  • Компрессоры: 3000-15000 об/мин, G 2.5, класс точности III
Интерпретация результатов:
  • Допустимый уровень вибрации для большинства промышленных машин: 2.8-7.1 мм/с
  • Скорость вращения не должна превышать 70% от критической скорости
  • Коэффициент улучшения после балансировки должен быть не менее 4-5 раз
  • Остаточный дисбаланс должен соответствовать выбранному классу точности
Стандарты и нормы:
  • ISO 1940-1: Требования к качеству балансировки жестких роторов
  • ISO 10816: Оценка вибрации машин по измерениям на невращающихся частях
  • ISO 7919: Измерения вибрации на вращающихся валах
  • ГОСТ ИСО 10816: Русскоязычный аналог международного стандарта
Калькулятор вибрации и балансировки валов

Данный калькулятор предназначен для инженеров-механиков, специалистов по вибродиагностике и технического персонала, работающего с вращающимся оборудованием. Он позволяет выполнять два ключевых расчета:

  1. Расчет вибрации - определение критических скоростей вращения, собственных частот и допустимых уровней вибрации для валов различных конструкций.
  2. Расчет балансировки - определение корректирующих масс и углов их установки для снижения вибрации вращающихся валов и роторов.
Модуль расчета вибрации

Данный модуль рассчитывает ключевые параметры вибрации вала на основе его геометрических и физических характеристик.

Входные параметры
  • Диаметр вала - поперечный размер вала в миллиметрах.
  • Длина вала - расстояние между опорами в миллиметрах.
  • Материал вала - определяет плотность и модуль упругости.
  • Масса вала - если не указана, рассчитывается автоматически по размерам и материалу.
  • Скорость вращения - рабочая частота вращения вала в оборотах в минуту.
  • Тип опор - влияет на расчет собственных частот.
  • Класс точности - по ISO 1940, определяет допустимые уровни вибрации.
Используемые формулы

1. Расчет собственной частоты вала (по модели Эйлера-Бернулли):

f = (C / 2π) × √(EI / (m × L³))

где:

  • f - собственная частота вала [Гц]
  • C - коэффициент, зависящий от типа опор (π² для жестких опор)
  • E - модуль упругости материала [Па]
  • I - момент инерции сечения вала [м⁴], для круглого сечения I = πd⁴/64
  • m - масса вала [кг]
  • L - длина вала между опорами [м]

2. Расчет критической скорости вращения:

ncr = 60 × f

где ncr - критическая скорость в об/мин.

3. Расчет допустимого уровня вибрации по ISO 1940:

A = (G / ω) × 1000

где:

  • A - допустимая амплитуда вибрации [мкм]
  • G - класс точности балансировки [мм/с] (G1.0 = 1, G2.5 = 2.5 и т.д.)
  • ω - угловая скорость [рад/с], ω = 2π × (n / 60)
Пример расчета вибрации

Исходные данные:

  • Диаметр вала: 100 мм
  • Длина вала: 1000 мм
  • Материал: Сталь (E = 210 ГПа, ρ = 7850 кг/м³)
  • Скорость вращения: 1500 об/мин
  • Тип опор: Жесткие
  • Класс точности: G 2.5

Результаты:

  • Собственная частота: 53.2 Гц (3192 об/мин)
  • Критическая скорость: 3192 об/мин
  • Отношение рабочей к критической скорости: 47%
  • Допустимый уровень вибрации: 30.5 мкм
  • Рекомендация: Скорость вращения в безопасном диапазоне (47% от критической).
Важно!

Работа вблизи критической скорости (80-120%) может привести к сильному резонансу и разрушению вала. Рекомендуется не превышать 70% от критической скорости.

Модуль расчета балансировки

Этот модуль позволяет рассчитать корректирующие массы для устранения дисбаланса на основе измерений вибрации.

Входные параметры
  • Начальная амплитуда вибрации - измеренное значение в микрометрах.
  • Начальная фаза вибрации - угол в градусах.
  • Масса ротора - общая масса балансируемого ротора в килограммах.
  • Диаметр ротора - в миллиметрах, определяет радиус установки корректирующих масс.
  • Количество плоскостей коррекции - 1 или 2, в зависимости от типа ротора.
  • Данные пробных пусков - результаты измерений после установки пробных масс.
Метод коэффициентов влияния

Калькулятор использует метод коэффициентов влияния для расчета балансировки. Суть метода:

  1. Измеряется начальная вибрация (амплитуда и фаза).
  2. Устанавливается пробная масса в определенном угловом положении.
  3. Измеряется вибрация с установленной пробной массой.
  4. Рассчитывается изменение вектора вибрации, вызванное пробной массой.
  5. Определяется коэффициент влияния, связывающий массу и изменение вибрации.
  6. Рассчитывается корректирующая масса и угол её установки для компенсации начальной вибрации.
Формулы для одноплоскостной балансировки

1. Представление вибрации в векторной форме:

V0 = A0 ∠ φ0
V1 = A1 ∠ φ1

где V0 - начальная вибрация, V1 - вибрация после пробной массы.

2. Расчет вектора влияния пробной массы:

ΔV = V1 - V0

3. Коэффициент влияния:

IC = |ΔV| / mtrial

4. Корректирующая масса и угол:

mcorr = |V0| / IC
αcorr = αtrial - (φeffect - φ0)

где φeffect - фаза вектора влияния ΔV.

Пример расчета балансировки

Исходные данные:

  • Начальная амплитуда: 50 мкм
  • Начальная фаза: 45°
  • Масса ротора: 100 кг
  • Диаметр ротора: 300 мм
  • Пробная масса: 10 г
  • Угол установки пробной массы:
  • Амплитуда после пробного пуска: 40 мкм
  • Фаза после пробного пуска: 135°

Результаты:

  • Корректирующая масса: 12.7 г
  • Угол установки: 218.5° (позиция 7 часов)
  • Прогнозируемая остаточная вибрация: 7.5 мкм
  • Коэффициент улучшения: 6.7x (уменьшение вибрации на 85%)
Двухплоскостная балансировка

Для длинных роторов (отношение длины к диаметру > 0.5) рекомендуется двухплоскостная балансировка. Она учитывает взаимное влияние масс в разных плоскостях и позволяет устранить как статический, так и динамический дисбаланс.

Двухплоскостная балансировка требует проведения измерений с пробными массами в каждой из плоскостей и решения системы уравнений для определения оптимальных корректирующих масс в обеих плоскостях.

Рекомендации по использованию
Выбор параметров вала
  • Для промышленных электродвигателей стандартные скорости: 750, 1000, 1500, 3000 об/мин.
  • Наиболее распространенные материалы: сталь (для большинства валов), нержавеющая сталь (для агрессивных сред), алюминий (для снижения веса).
  • Типы опор выбираются в зависимости от конструкции машины: жесткие (для большинства машин), упругие (для виброизоляции), гидродинамические (для высокоскоростных машин).
Выбор класса точности балансировки
Класс Значение, мм/с Применение
G 1.0 1.0 Гироскопы, шпиндели прецизионных станков
G 2.5 2.5 Турбины, компрессоры, приводы станков
G 6.3 6.3 Электродвигатели, вентиляторы, насосы
G 16 16 Сельхозтехника, детали автомобильных двигателей
G 40 40 Автомобильные колеса, шкивы
Проведение балансировки
  1. Измерьте начальную вибрацию при рабочей скорости.
  2. Выберите пробную массу примерно 0.1-0.5% от массы ротора.
  3. Установите пробную массу на известном угле (обычно 0°).
  4. Измерьте вибрацию с установленной пробной массой.
  5. Введите данные в калькулятор и получите значения корректирующих масс.
  6. Установите корректирующие массы на указанных углах.
  7. Проведите контрольный пуск для проверки результатов.
Рекомендации
  • Для высокоточной балансировки может потребоваться несколько итераций.
  • При двухплоскостной балансировке рекомендуется устанавливать пробные массы в разных плоскостях последовательно, а не одновременно.
  • Угол установки массы можно отсчитывать от любой удобной точки отсчета, но она должна быть одинаковой для всех измерений.
Интерпретация результатов
Модуль вибрации
  • Критическая скорость - скорость, при которой возникает резонанс. Рабочая скорость должна быть не более 70% от критической.
  • Допустимый уровень вибрации - максимально допустимая амплитуда вибрации по выбранному классу точности.
  • Отношение рабочей скорости к критической - показатель запаса прочности. Безопасным считается значение до 50%.
Модуль балансировки
  • Корректирующая масса - масса, которую нужно установить для компенсации дисбаланса.
  • Угол установки - угол, под которым нужно установить корректирующую массу.
  • Прогнозируемая остаточная вибрация - ожидаемый уровень вибрации после балансировки.
  • Коэффициент улучшения - во сколько раз уменьшится амплитуда вибрации.
Оценка результатов

Согласно стандарту ISO 10816, допустимые уровни вибрации (в мм/с) для различных классов машин:

Класс машины Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно Недопустимо
I (Малые машины) ≤ 0.71 0.71-1.8 1.8-4.5 > 4.5
II (Средние машины) ≤ 1.12 1.12-2.8 2.8-7.1 > 7.1
III (Крупные жесткие) ≤ 1.8 1.8-4.5 4.5-11.2 > 11.2
IV (Крупные на упругом) ≤ 2.8 2.8-7.1 7.1-18.0 > 18.0

Отказ от ответственности:

Данный калькулятор предоставляет приблизительные расчеты и предназначен только для информационных целей. Результаты основаны на упрощенных моделях и могут отличаться от реальных значений в конкретных условиях эксплуатации. Автор не несет ответственности за любые последствия, включая материальный ущерб, травмы или иные убытки, возникшие в результате использования данного калькулятора.

Решения о безопасности оборудования должны приниматься квалифицированными специалистами с учетом всех особенностей конкретного оборудования и условий его эксплуатации. Рекомендуется проводить дополнительные расчеты и измерения для подтверждения полученных результатов.

Источники и стандарты
  • ISO 1940-1:2003 "Mechanical vibration — Balance quality requirements for rotors in a constant (rigid) state"
  • ISO 10816-3:2009 "Mechanical vibration — Evaluation of machine vibration by measurements on non-rotating parts"
  • ISO 7919-3:2009 "Mechanical vibration — Evaluation of machine vibration by measurements on rotating shafts"
  • ГОСТ ИСО 10816-1-97 "Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях"
  • Rao, J.S. (2011). "History of Rotating Machinery Dynamics", Springer Science & Business Media
  • Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (пред.). — М.: Машиностроение, 1981.
  • American Petroleum Institute, API RP 684, "API Standard Paragraphs Rotordynamic Tutorial"
  • Ehrich F.F. (Ed.), "Handbook of Rotordynamics", McGraw-Hill, 1992

Заказать товар