Калькулятор выбора смазки для подшипников и редукторов
- Рабочие нагрузки механизма
- Скорость вращения деталей
- Диапазон рабочих температур
- Условия окружающей среды
- Режим работы оборудования
При подборе смазки для подшипников калькулятор использует следующие ключевые показатели:
DN-фактор — произведение среднего диаметра подшипника (мм) на частоту вращения (об/мин). Этот параметр определяет скоростной режим работы подшипника.
DN = d × n
где d — внутренний диаметр подшипника в мм, n — частота вращения в об/мин.
На основе DN-фактора определяется основной тип смазки. Данный расчет применим для всех основных типов подшипников: шариковых SKF, шариковых FAG, роликовых (включая роликовые SKF и роликовые FAG), а также подшипников других производителей: IKO, KOYO, NACHI, NKE и NSK.
DN-фактор | Рекомендуемый тип смазки |
---|---|
До 150 000 | Пластичная смазка (предпочтительно) |
150 000 — 500 000 | Пластичная смазка или масло (зависит от температуры и нагрузки) |
Свыше 500 000 | Масло (предпочтительно) |
Класс консистенции NLGI (для пластичных смазок) определяется в зависимости от нагрузки:
Нагрузка | Класс NLGI | Применение |
---|---|---|
Малая (до 5 кН) | 1-2 | Высокоскоростные подшипники с малой нагрузкой |
Средняя (5-20 кН) | 2 | Большинство промышленных подшипников |
Высокая (свыше 20 кН) | 2-3 | Тяжелонагруженные низкоскоростные подшипники |
Класс вязкости масла ISO VG (для жидких смазок) выбирается с учетом скорости и нагрузки:
DN-фактор | Рекомендуемая вязкость |
---|---|
300 000 — 500 000 | ISO VG 32-68 |
500 000 — 700 000 | ISO VG 32-46 |
Свыше 700 000 | ISO VG 10-32 |
Дополнительно, в зависимости от температуры, определяется тип базового масла:
- Минеральное: для умеренных температур от -15°C до +90°C
- Полусинтетическое: от -30°C до +110°C
- Синтетическое: для экстремальных температур от -60°C до +200°C
Для редукторов основной тип смазки почти всегда масло (исключение — некоторые малонагруженные, низкоскоростные механизмы). Калькулятор определяет:
Класс вязкости ISO VG — выбирается в зависимости от типа редуктора, скорости вращения и нагрузки:
Для обычных цилиндрических и конических редукторов:
Скорость входного вала (об/мин) | Рекомендуемая вязкость |
---|---|
До 500 | ISO VG 220-320 |
500 — 1500 | ISO VG 150-220 |
1500 — 3000 | ISO VG 68-150 |
Свыше 3000 | ISO VG 32-68 |
Для червячных и гипоидных редукторов (которые требуют более вязкие масла из-за особенностей зацепления):
Скорость входного вала (об/мин) | Рекомендуемая вязкость |
---|---|
До 300 | ISO VG 460-680 |
300 — 800 | ISO VG 220-460 |
Свыше 800 | ISO VG 150-220 |
Для очень мощных редукторов (свыше 1000 кВт) или с высоким крутящим моментом (свыше 10000 Н·м) калькулятор увеличивает вязкость на один класс выше.
Тип базового масла определяется аналогично подшипникам, на основе температурного диапазона.
Необходимость EP-присадок (противозадирных) определяется в зависимости от:
- Крутящего момента (свыше 1000 Н·м)
- Мощности (свыше 100 кВт)
- Типа редуктора (обязательны для червячных и гипоидных)
- Режима работы (обязательны при ударных нагрузках)
Входные данные:
- Тип: шариковый подшипник
- Внутренний диаметр: 40 мм
- Скорость: 3000 об/мин
- Нагрузка: 3 кН
- Температура: от -10°C до +80°C
Расчет:
- DN-фактор = 40 × 3000 = 120 000
- DN < 150 000, поэтому рекомендуется пластичная смазка
- Нагрузка малая, поэтому класс NLGI 1-2
- Умеренные температуры, поэтому подойдет минеральное базовое масло
Результат: Пластичная литиевая смазка NLGI 2, например SKF LGMT 2 или Mobil Polyrex EM
Входные данные:
- Тип: цилиндрический редуктор
- Мощность: 75 кВт
- Скорость входного вала: 1200 об/мин
- Крутящий момент: 3500 Н·м
- Температура: от 0°C до +95°C
Расчет:
- Скорость в диапазоне 500-1500 об/мин, поэтому базовая вязкость ISO VG 150-220
- Крутящий момент более 1000 Н·м, требуются EP-присадки
- Максимальная температура выше 90°C, рекомендуется синтетическое базовое масло
Результат: Синтетическое редукторное масло ISO VG 220 с EP-присадками, например Shell Omala S4 GX 220 или Mobil SHC Gear 220
ДИСКЛЕЙМЕР:
Данный калькулятор предназначен для предварительного подбора смазочных материалов и дает приблизительные рекомендации на основе введенных параметров. Результаты расчетов следует рассматривать как справочную информацию, а не как окончательное техническое решение.
Для принятия окончательного решения рекомендуется:
- Консультироваться с технической документацией производителя оборудования
- Учитывать особенности конкретной установки и окружающей среды
- При необходимости обращаться к специалистам по смазочным материалам или сервисным инженерам
Разработчики калькулятора не несут ответственности за возможные последствия использования рекомендованных смазочных материалов, включая повреждение оборудования и связанные с этим убытки.
NLGI (National Lubricating Grease Institute) — классификация консистентных смазок по степени густоты. Класс от 000 (жидкая) до 6 (твердая), с классом 2 как наиболее распространенным.
ISO VG (International Standards Organization Viscosity Grade) — международная классификация вязкости промышленных масел. Число в обозначении соответствует средней кинематической вязкости в сСт (мм²/с) при 40°C.
EP-присадки (Extreme Pressure) — противозадирные присадки, предотвращающие заедание и задиры на поверхностях трения при высоких нагрузках.
DN-фактор — показатель скоростного режима подшипника, произведение среднего диаметра подшипника в мм на частоту вращения в об/мин.
Базовое масло — основа смазочного материала, определяющая его температурный диапазон и стойкость к окислению:
- Минеральное — получено из нефти, наиболее экономичное, ограниченный температурный диапазон
- Полусинтетическое — смесь минерального и синтетического, компромисс между стоимостью и характеристиками
- Синтетическое — химически синтезированное, лучшие характеристики, широкий температурный диапазон, высокая стоимость
Источники и используемые стандарты:
- ISO 281:2007 — Rolling bearings — Dynamic load ratings and rating life
- ISO 6743-99:2002 — Lubricants, industrial oils and related products
- DIN 51502 — Designation of lubricants
- AGMA 9005-F16 — Industrial Gear Lubrication
- SKF Bearing Maintenance Handbook (2017)
- FAG Rolling Bearing Lubrication (2019)
- Shell Lubricants Technical Handbook (2021)
- Mobil Industrial Lubricants Guide (2022)
- NSK Rolling Bearings Technical Report (2019)
- Technical Association of the Pulp and Paper Industry (TAPPI) TIP 0200-12 Lubrication Guide