Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Калькулятор выбора смазки для подшипников и редукторов

Калькулятор выбора смазки для подшипников и редукторов
Выберите тип механизма для правильного расчета
Необходимо выбрать тип механизма
Условия эксплуатации
Допустимые значения: от -60°C до 100°C
Введите корректную температуру от -60°C до 100°C
Допустимые значения: от -20°C до 250°C
Введите корректную температуру от -20°C до 250°C
Условия влияют на выбор специализированных смазок
Режим влияет на требования к стабильности смазки
Рекомендуемые смазочные материалы
Руководство по калькулятору выбора смазки
Данный калькулятор разработан для помощи в подборе оптимальных смазочных материалов для подшипников и редукторов на основе технических параметров и условий эксплуатации. Он упрощает процесс, который обычно требует изучения многочисленных таблиц и инженерных расчетов.
Основные принципы подбора смазки
Выбор смазочного материала — это баланс между несколькими ключевыми факторами:
  • Рабочие нагрузки механизма
  • Скорость вращения деталей
  • Диапазон рабочих температур
  • Условия окружающей среды
  • Режим работы оборудования
Правильно подобранная смазка уменьшает трение, отводит тепло, защищает от коррозии и снижает износ деталей.
Методика расчета для подшипников

При подборе смазки для подшипников калькулятор использует следующие ключевые показатели:

DN-фактор — произведение среднего диаметра подшипника (мм) на частоту вращения (об/мин). Этот параметр определяет скоростной режим работы подшипника.

DN = d × n

где d — внутренний диаметр подшипника в мм, n — частота вращения в об/мин.

На основе DN-фактора определяется основной тип смазки. Данный расчет применим для всех основных типов подшипников: шариковых SKF, шариковых FAG, роликовых (включая роликовые SKF и роликовые FAG), а также подшипников других производителей: IKO, KOYO, NACHI, NKE и NSK.

DN-фактор Рекомендуемый тип смазки
До 150 000 Пластичная смазка (предпочтительно)
150 000 — 500 000 Пластичная смазка или масло (зависит от температуры и нагрузки)
Свыше 500 000 Масло (предпочтительно)

Класс консистенции NLGI (для пластичных смазок) определяется в зависимости от нагрузки:

Нагрузка Класс NLGI Применение
Малая (до 5 кН) 1-2 Высокоскоростные подшипники с малой нагрузкой
Средняя (5-20 кН) 2 Большинство промышленных подшипников
Высокая (свыше 20 кН) 2-3 Тяжелонагруженные низкоскоростные подшипники

Класс вязкости масла ISO VG (для жидких смазок) выбирается с учетом скорости и нагрузки:

DN-фактор Рекомендуемая вязкость
300 000 — 500 000 ISO VG 32-68
500 000 — 700 000 ISO VG 32-46
Свыше 700 000 ISO VG 10-32

Дополнительно, в зависимости от температуры, определяется тип базового масла:

  • Минеральное: для умеренных температур от -15°C до +90°C
  • Полусинтетическое: от -30°C до +110°C
  • Синтетическое: для экстремальных температур от -60°C до +200°C
Методика расчета для редукторов

Для редукторов основной тип смазки почти всегда масло (исключение — некоторые малонагруженные, низкоскоростные механизмы). Калькулятор определяет:

Класс вязкости ISO VG — выбирается в зависимости от типа редуктора, скорости вращения и нагрузки:

Для обычных цилиндрических и конических редукторов:

Скорость входного вала (об/мин) Рекомендуемая вязкость
До 500 ISO VG 220-320
500 — 1500 ISO VG 150-220
1500 — 3000 ISO VG 68-150
Свыше 3000 ISO VG 32-68

Для червячных и гипоидных редукторов (которые требуют более вязкие масла из-за особенностей зацепления):

Скорость входного вала (об/мин) Рекомендуемая вязкость
До 300 ISO VG 460-680
300 — 800 ISO VG 220-460
Свыше 800 ISO VG 150-220

Для очень мощных редукторов (свыше 1000 кВт) или с высоким крутящим моментом (свыше 10000 Н·м) калькулятор увеличивает вязкость на один класс выше.

Тип базового масла определяется аналогично подшипникам, на основе температурного диапазона.

Необходимость EP-присадок (противозадирных) определяется в зависимости от:

  • Крутящего момента (свыше 1000 Н·м)
  • Мощности (свыше 100 кВт)
  • Типа редуктора (обязательны для червячных и гипоидных)
  • Режима работы (обязательны при ударных нагрузках)
Примеры расчетов
Пример 1: Подшипник электродвигателя

Входные данные:

  • Тип: шариковый подшипник
  • Внутренний диаметр: 40 мм
  • Скорость: 3000 об/мин
  • Нагрузка: 3 кН
  • Температура: от -10°C до +80°C

Расчет:

  • DN-фактор = 40 × 3000 = 120 000
  • DN < 150 000, поэтому рекомендуется пластичная смазка
  • Нагрузка малая, поэтому класс NLGI 1-2
  • Умеренные температуры, поэтому подойдет минеральное базовое масло

Результат: Пластичная литиевая смазка NLGI 2, например SKF LGMT 2 или Mobil Polyrex EM

Пример 2: Промышленный редуктор

Входные данные:

  • Тип: цилиндрический редуктор
  • Мощность: 75 кВт
  • Скорость входного вала: 1200 об/мин
  • Крутящий момент: 3500 Н·м
  • Температура: от 0°C до +95°C

Расчет:

  • Скорость в диапазоне 500-1500 об/мин, поэтому базовая вязкость ISO VG 150-220
  • Крутящий момент более 1000 Н·м, требуются EP-присадки
  • Максимальная температура выше 90°C, рекомендуется синтетическое базовое масло

Результат: Синтетическое редукторное масло ISO VG 220 с EP-присадками, например Shell Omala S4 GX 220 или Mobil SHC Gear 220

ДИСКЛЕЙМЕР:

Данный калькулятор предназначен для предварительного подбора смазочных материалов и дает приблизительные рекомендации на основе введенных параметров. Результаты расчетов следует рассматривать как справочную информацию, а не как окончательное техническое решение.

Для принятия окончательного решения рекомендуется:

  • Консультироваться с технической документацией производителя оборудования
  • Учитывать особенности конкретной установки и окружающей среды
  • При необходимости обращаться к специалистам по смазочным материалам или сервисным инженерам

Разработчики калькулятора не несут ответственности за возможные последствия использования рекомендованных смазочных материалов, включая повреждение оборудования и связанные с этим убытки.

Используемые обозначения и термины

NLGI (National Lubricating Grease Institute) — классификация консистентных смазок по степени густоты. Класс от 000 (жидкая) до 6 (твердая), с классом 2 как наиболее распространенным.

ISO VG (International Standards Organization Viscosity Grade) — международная классификация вязкости промышленных масел. Число в обозначении соответствует средней кинематической вязкости в сСт (мм²/с) при 40°C.

EP-присадки (Extreme Pressure) — противозадирные присадки, предотвращающие заедание и задиры на поверхностях трения при высоких нагрузках.

DN-фактор — показатель скоростного режима подшипника, произведение среднего диаметра подшипника в мм на частоту вращения в об/мин.

Базовое масло — основа смазочного материала, определяющая его температурный диапазон и стойкость к окислению:

  • Минеральное — получено из нефти, наиболее экономичное, ограниченный температурный диапазон
  • Полусинтетическое — смесь минерального и синтетического, компромисс между стоимостью и характеристиками
  • Синтетическое — химически синтезированное, лучшие характеристики, широкий температурный диапазон, высокая стоимость

Источники и используемые стандарты:

  • ISO 281:2007 — Rolling bearings — Dynamic load ratings and rating life
  • ISO 6743-99:2002 — Lubricants, industrial oils and related products
  • DIN 51502 — Designation of lubricants
  • AGMA 9005-F16 — Industrial Gear Lubrication
  • SKF Bearing Maintenance Handbook (2017)
  • FAG Rolling Bearing Lubrication (2019)
  • Shell Lubricants Technical Handbook (2021)
  • Mobil Industrial Lubricants Guide (2022)
  • NSK Rolling Bearings Technical Report (2019)
  • Technical Association of the Pulp and Paper Industry (TAPPI) TIP 0200-12 Lubrication Guide

Заказать товар