Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Коррозия металлов: виды коррозии, защита металла, методы. ГОСТы

Таблица 1: Классификация видов коррозии металлов
Критерий классификации Виды коррозии Характеристика
По механизму протекания Химическая коррозия Взаимодействие с коррозионной средой без возникновения электрического тока. Происходит в сухих газах, при высоких температурах
Электрохимическая коррозия Протекает в среде электролита с возникновением электрического тока. Наиболее распространенный вид коррозии
По характеру разрушения Сплошная (равномерная) Охватывает всю поверхность металла равномерно. Легко поддается контролю и оценке
Местная (локальная) Включает питтинговую, язвенную, щелевую коррозию. Концентрируется на отдельных участках
Межкристаллитная Распространяется по границам зерен металла, вызывая потерю прочности и пластичности
По условиям протекания Атмосферная Происходит в условиях атмосферы под воздействием влаги, кислорода и других газов
Подземная Протекает в грунтах различного состава под действием почвенных электролитов
В жидких средах Коррозия в морской, пресной воде, кислотах, щелочах и других жидкостях
Специальные виды Биокоррозия Вызывается микроорганизмами, выделяющими агрессивные продукты жизнедеятельности
Контактная Возникает при контакте двух разнородных металлов в присутствии электролита
Таблица 2: Методы защиты металлов от коррозии
Группа методов Конкретный метод Описание Эффективность
Металлические покрытия Горячее цинкование Погружение металла в расплавленный цинк. Создает защитный слой толщиной 50-150 мкм Высокая (защита до 50 лет)
Холодное цинкование Нанесение цинксодержащей краски с содержанием цинка 96%. Проще в применении Средняя-высокая (10-25 лет)
Гальваническое покрытие Электрохимическое нанесение металла (хром, никель, медь) в гальванической ванне Средняя (5-15 лет)
Неметаллические покрытия Лакокрасочные покрытия Краски, эмали, лаки. Создают барьерный слой между металлом и средой Средняя (3-7 лет)
Полимерные покрытия Пластики, каучук, полиуретан, эпоксидные смолы. Высокая химическая стойкость Высокая (10-20 лет)
Электрохимическая защита Протекторная защита Использование более активного металла (протектора), который разрушается вместо защищаемой конструкции Высокая
Катодная защита Подача внешнего тока для изменения электрохимического потенциала металла Очень высокая
Легирование Нержавеющая сталь Добавление хрома (13%+), никеля, молибдена для создания коррозионностойких сплавов Очень высокая
Специальные сплавы Титановые, алюминиевые, медные сплавы с повышенной коррозионной стойкостью Высокая
Изменение среды Применение ингибиторов Добавление в среду веществ, замедляющих коррозионные процессы Средняя-высокая
Обработка поверхности Фосфатирование, оксалатирование Химическая обработка с образованием защитных пленок из фосфатов или оксалатов Средняя
Таблица 3: Типы ингибиторов коррозии
Классификация Тип Примеры Применение
По механизму действия Анодные Хроматы, нитриты, фосфаты Защита железа, стали в нейтральных и щелочных средах
Катодные Соли мышьяка, висмута, сульфиды Защита в кислых средах, повышение перенапряжения водорода
Смешанные Композиции цинка с хроматами Универсальная защита в различных средах
По химическому составу Органические Амины, имидазолины, таниновые соединения Нефтегазовая промышленность, системы охлаждения
Неорганические Бикарбонат кальция, силикаты, нитрит натрия Системы водоснабжения, отопление
Летучие Нитриты летучих аминов Защита при транспортировке и хранении металлоизделий
По области применения Для кислых сред Катионные ингибиторы (КПИ-9, КПИ-1, КПИ-7) Травление металла, кислотная обработка
Для нейтральных сред Нитриты, бензоаты, фосфаты Системы охлаждения, водопроводы
Для нефтегазовой отрасли АМДОР-ИК, Олазол-Т2П, Корексит-6350 Защита трубопроводов, скважинного оборудования
Таблица 4: Скорость коррозии различных металлов и оценка коррозионной стойкости
Металл/среда Скорость коррозии (мм/год) Оценка стойкости Примечания
Углеродистая сталь (атмосфера) 0,05 - 0,1 Пониженная стойкость Зависит от влажности и загрязнений воздуха
Углеродистая сталь (морская вода) 0,1 - 0,5 Пониженная стойкость В зоне прилива скорость может достигать 1 мм/год
Углеродистая сталь (пресная вода) 0,05 - 0,3 Пониженная стойкость Зависит от содержания кислорода и солей
Углеродистая сталь (в грунте) 0,01 - 0,3 Пониженная стойкость Зависит от влажности, pH и состава грунта
Нержавеющая сталь (атмосфера) < 0,001 Весьма стойкая При содержании хрома более 13%
Алюминий и сплавы (атмосфера) 0,001 - 0,002 Стойкая Образуется защитная оксидная пленка
Цинк (атмосфера) 0,001 - 0,005 Стойкая Используется для защиты стали
Медь (атмосфера) 0,001 - 0,003 Стойкая Образуется патина (защитная пленка)
Оценка коррозионной стойкости по скорости (ГОСТ 9.908-85)
Весьма стойкие < 0,001 Благородные металлы, нержавеющие стали
Стойкие 0,001 - 0,01 Алюминий, латунь, бронза в нормальных условиях
Пониженная стойкость 0,01 - 0,1 Углеродистая сталь в атмосфере
Малостойкие 0,1 - 1,0 Углеродистая сталь в агрессивных средах
Нестойкие > 1,0 Металлы в сильноагрессивных средах
Таблица 5: Методы защиты автомобилей от коррозии
Метод защиты Область применения Срок службы Стоимость
Заводская оцинковка кузова Полная или частичная оцинковка кузова на заводе-изготовителе До 30 лет гарантии (полная оцинковка) Включена в стоимость авто
Лакокрасочное покрытие Вся внешняя поверхность кузова 5-10 лет при правильном уходе Включена в стоимость авто
Антикоррозийная обработка днища Днище автомобиля, арки колес, пороги 3-5 лет (требует обновления) Средняя (от 5 000 руб.)
Обработка скрытых полостей Пороги, лонжероны, стойки, двери изнутри 5-7 лет Средняя (от 7 000 руб.)
Антигравийная защита (пленка) Капот, крылья, пороги, бампер 3-5 лет Высокая (от 20 000 руб.)
Мастика и битумные составы Днище, колесные арки 2-3 года Низкая (от 2 000 руб.)
Жидкий антикор (ML, Dinitrol) Все поверхности кузова и скрытые полости 3-5 лет Средняя-высокая (от 10 000 руб.)
Преобразователи ржавчины Локальная обработка очагов коррозии Временная мера (6-12 мес.) Очень низкая (от 300 руб.)
Восковая защита Внешняя поверхность кузова 3-6 месяцев Низкая (от 1 000 руб.)
Керамическое покрытие Лакокрасочное покрытие кузова 2-5 лет Высокая (от 30 000 руб.)
Электрохимическая защита Весь кузов автомобиля До 10 лет Средняя (от 5 000 руб.)
Таблица 6: Основные ГОСТы и нормативные документы по коррозии
Номер стандарта Наименование Область применения
ГОСТ 9.106-2021 ЕСЗКС. Термины и определения основных понятий Определяет терминологию в области коррозии и защиты от нее
ГОСТ 9.908-85 ЕСЗКС. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости Методы оценки скорости коррозии и стойкости материалов
ГОСТ 9.005-72 ЕСЗКС. Металлы, сплавы, покрытия. Допустимые и недопустимые контакты с металлами и неметаллами Правила совместимости различных материалов
ГОСТ 9.301-86 ЕСЗКС. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования Требования к защитным покрытиям
ГОСТ 9.602-2016 ЕСЗКС. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии Защита подземных металлических конструкций и трубопроводов
ГОСТ 5272-68 Коррозия металлов. Термины Основные термины и определения в области коррозии
СП 28.13330.2017 Защита строительных конструкций от коррозии Проектирование и выбор методов защиты строительных конструкций
ГОСТ ISO 9226-2022 Коррозия металлов и сплавов. Коррозионная активность атмосферы. Определение скорости коррозии Методы определения коррозионной активности атмосферы
РД 31.35.09-85 Инструкция по определению скорости равномерной коррозии металлоконструкций в морских портах Методы оценки коррозии в морских условиях

Коррозия металлов: определение и сущность процесса

Коррозия металлов представляет собой самопроизвольное разрушение металлов и сплавов вследствие химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой. Согласно ГОСТ 9.106-2021, коррозия определяется как физико-химическое взаимодействие между металлом и средой, приводящее к изменению свойств металла и часто к значительному ухудшению функциональных характеристик металлического изделия или всей системы.

Процесс коррозии является термодинамически выгодным для металлов, так как большинство из них существуют в природе в химически связанном состоянии (оксиды, сульфиды). Для извлечения чистого металла из руды необходимо затратить значительную энергию, а обратный процесс окисления происходит самопроизвольно, возвращая металл в более стабильное энергетическое состояние.

Экономический ущерб от коррозии: Потеря металлофонда от коррозии составляет порядка 10-12% в год от мирового производства стали. Экономические потери включают не только прямые затраты на замену корродированных конструкций, но и косвенные убытки из-за простоя оборудования, аварий, снижения производственных мощностей и качества продукции.

Виды коррозии металлов

Классификация коррозионных процессов осуществляется по нескольким критериям: механизму протекания, характеру разрушения, условиям протекания и типу коррозионной среды. Основной является классификация по механизму взаимодействия металла с окружающей средой.

Химическая коррозия

Химическая коррозия протекает в средах, не проводящих электрический ток, при отсутствии электрохимических процессов на границе фаз. Этот вид коррозии характерен для взаимодействия металла с сухими газами при высоких температурах. Примеры химической коррозии включают газовую коррозию металлов при термической обработке, окисление стали при горячей прокатке и коковке, разрушение деталей двигателей внутреннего сгорания.

При химической коррозии на поверхности металла образуются различные химические соединения - оксиды, сульфиды, хлориды в виде пленки. Защитные свойства этих пленок определяют скорость дальнейшей коррозии. Алюминий, хром, никель и титан способны образовывать плотные защитные пленки, препятствующие дальнейшему разрушению. Пленки на поверхности железа и его сплавов непрочны, легко разрушаются и не препятствуют проникновению коррозии в глубь металла.

Электрохимическая коррозия металлов

Электрохимическая коррозия является наиболее распространенным видом коррозии и протекает в средах, проводящих электрический ток (электролитах). Этот процесс сопровождается переносом электронов от металла к окислителю и включает в себя два сопряженных процесса: анодный (окисление металла) и катодный (восстановление окислителя).

Примеры электрохимической коррозии: ржавление стальных конструкций в атмосфере, коррозия корпусов судов в морской воде, разрушение стальной арматуры в бетоне гидросооружений, коррозия подземных трубопроводов. При электрохимической коррозии на аноде происходит растворение металла (переход ионов металла в раствор), а на катоде восстанавливается окислитель, присутствующий в среде (кислород, ионы водорода).

Анодный процесс: Me → Men+ + ne-
Катодный процесс (кислородная деполяризация): O2 + 2H2O + 4e- → 4OH-
Катодный процесс (водородная деполяризация): 2H+ + 2e- → H2

По характеру разрушения различают сплошную (равномерную) и местную (локальную) коррозию. Сплошная коррозия охватывает всю поверхность металла относительно равномерно и легко поддается контролю. Местная коррозия концентрируется на отдельных участках и включает питтинговую (точечную), язвенную, щелевую и межкристаллитную коррозию. Питтинговая коррозия является одним из наиболее опасных видов разрушения из-за своей локализованности и малой заметности.

Защита металлов от коррозии

Защита металлов от коррозии - комплекс мероприятий, направленных на замедление или предотвращение коррозионных процессов. Методы защиты классифицируются на несколько групп в зависимости от принципа действия и способа реализации.

Металлические защитные покрытия

Металлические покрытия создают барьер между защищаемым металлом и агрессивной средой. По отношению к защищаемому металлу покрытия делятся на анодные и катодные. Анодное покрытие (например, цинк на стали) имеет более отрицательный электрохимический потенциал и защищает сталь даже при нарушении сплошности покрытия. Катодное покрытие (например, никель, медь, олово на стали) защищает только при сохранении целостности слоя.

Горячее цинкование является одним из наиболее эффективных методов защиты. Процесс заключается в погружении стальных изделий в расплавленный цинк при температуре 440-460°C. Толщина покрытия составляет 50-150 мкм, что обеспечивает защиту на срок до 50 лет. Audi стала пионером в применении полной оцинковки кузовов в массовом производстве, внедрив эту технологию в 1984 году на поколении B2, а затем продолжив на B3 с 1986 года.

Холодное цинкование - нанесение цинксодержащих составов (краски с содержанием цинка до 96%) на поверхность металла. Метод проще в применении и подходит для обработки крупногабаритных конструкций, обеспечивая защиту на 10-25 лет. Гальваническое покрытие - электрохимическое нанесение металлов (хром, никель, медь, цинк) в гальванической ванне с получением покрытий толщиной 5-50 мкм.

Неметаллические покрытия от коррозии

Лакокрасочные покрытия - наиболее распространенный метод защиты, основанный на создании барьерного слоя между металлом и средой. Современные лакокрасочные материалы содержат ингибиторы коррозии, пигменты и наполнители, повышающие защитные свойства. Срок службы качественного лакокрасочного покрытия составляет 5-10 лет при правильной подготовке поверхности и нанесении.

Полимерные покрытия включают эпоксидные, полиуретановые, полиэтиленовые покрытия, а также резину, каучук. Они обладают высокой химической стойкостью, эластичностью и долговечностью (10-20 лет). Применяются для защиты трубопроводов, резервуаров, судовых корпусов. Современные нанотехнологии позволяют создавать самовосстанавливающиеся покрытия, способные "залечивать" микротрещины.

Электрохимическая защита от коррозии

Протекторная защита основана на использовании более активного металла (протектора), который в образующейся гальванической паре является анодом и разрушается, защищая основную конструкцию. В качестве протекторов используют магний, цинк, алюминий и их сплавы. Метод широко применяется для защиты подземных трубопроводов, корпусов судов, нефтяных резервуаров.

Катодная защита заключается в подаче внешнего электрического тока от постоянного источника, при этом защищаемая конструкция становится катодом, а вспомогательный анод разрушается. Метод эффективен для защиты магистральных трубопроводов, подземных и подводных сооружений. Срок службы анодного заземления составляет 15-25 лет.

Ингибиторы коррозии

Ингибиторы коррозии - химические вещества, которые при добавлении в коррозионную среду в небольших количествах замедляют или полностью останавливают процесс коррозии. Принцип действия основан на адсорбции ингибитора на поверхности металла и образовании защитной пленки, либо на изменении свойств коррозионной среды.

По механизму действия ингибиторы классифицируются на анодные (замедляют анодный процесс окисления металла), катодные (замедляют катодный процесс восстановления окислителя) и смешанные (воздействуют на оба процесса). По химическому составу различают органические (амины, имидазолины, танины), неорганические (нитриты, хроматы, фосфаты) и летучие ингибиторы (нитриты летучих аминов).

Эффективность ингибитора оценивается степенью защиты Z (%), определяемой по формуле:

Z = [(v0 - vи) / v0] × 100%

где v0 - скорость коррозии без ингибитора, г/(м²·ч);
vи - скорость коррозии с ингибитором, г/(м²·ч)

Применение ингибиторов широко распространено в нефтегазовой промышленности для защиты трубопроводов и скважинного оборудования (АМДОР-ИК, Олазол-Т2П, Корексит-6350), в системах охлаждения двигателей (входят в состав современных антифризов), в системах отопления и водоснабжения (бикарбонат кальция, нитрит натрия), при травлении металлов (катионные ингибиторы КПИ-9, КПИ-1).

Скорость коррозии металла

Скорость коррозии - количественная характеристика коррозионного процесса, показывающая интенсивность разрушения металла в единицу времени. Различают весовой показатель скорости коррозии (потеря массы с единицы площади в единицу времени) и глубинный показатель (средняя глубина проникновения коррозии в металл).

Для равномерной коррозии весовой показатель скорости определяется по формуле:

v = Δm / (S × t)

где v - скорость коррозии, г/(м²·ч) или мг/(см²·сут);
Δm - убыль массы, г;
S - площадь поверхности, м²;
t - время испытания, ч

Глубинный показатель скорости коррозии рассчитывается по формуле:

П = 8,76 × v / ρ

где П - глубинный показатель, мм/год;
8,76 - коэффициент перехода (8760 ч/год ÷ 1000);
v - весовая скорость коррозии, г/(м²·ч);
ρ - плотность металла, г/см³

Согласно ГОСТ 9.908-85, по скорости коррозии металлы классифицируются на весьма стойкие (< 0,001 мм/год), стойкие (0,001-0,01 мм/год), пониженной стойкости (0,01-0,1 мм/год), малостойкие (0,1-1,0 мм/год) и нестойкие (> 1,0 мм/год).

Факторы, влияющие на скорость коррозии:

  • Температура - с повышением температуры на каждые 10°C скорость коррозии увеличивается в 1,5-3 раза
  • pH среды - в кислых средах коррозия протекает быстрее, чем в нейтральных и щелочных
  • Концентрация окислителя - увеличение содержания кислорода в воде ускоряет коррозию
  • Скорость движения среды - при турбулентном течении коррозия интенсивнее
  • Наличие примесей - соли, кислоты, сероводород увеличивают агрессивность среды
  • Механические напряжения - приводят к коррозионному растрескиванию

Коррозия автомобиля и методы защиты

Коррозия автомобиля - одна из основных проблем, снижающих срок службы транспортного средства. Наиболее подверженные коррозии элементы: днище автомобиля, колесные арки, пороги, дверные стойки, капот, крышка багажника, сварные швы и скрытые полости.

Основные причины коррозии автомобилей:

  • Дорожные реагенты - соль и химические противогололедные смеси в зимний период
  • Механические повреждения - сколы и царапины лакокрасочного покрытия от камней
  • Влага - атмосферные осадки, конденсат в скрытых полостях
  • Конструктивные недостатки - накопление грязи и воды под накладками, в полостях
  • Некачественная мойка - повреждение покрытия абразивами, гидроудары

Современные методы защиты автомобиля от коррозии включают заводскую оцинковку кузова (полную или частичную), качественное лакокрасочное покрытие, антикоррозийную обработку днища мастиками или жидкими составами (ML, Dinitrol), обработку скрытых полостей консервирующими составами, применение антигравийных пленок на наиболее уязвимые участки.

Производители автомобилей, предоставляющие длительную гарантию на защиту от коррозии (12-30 лет): Audi (полная оцинковка с 1986 года), BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Porsche. Бюджетные производители (Kia, Hyundai, Lada, Nissan) часто применяют частичную или холодную оцинковку, что снижает срок антикоррозионной защиты до 5-7 лет.

Рекомендации по профилактике коррозии автомобиля: регулярная мойка (3-4 раза в месяц зимой), своевременное устранение сколов и царапин, антикоррозийная обработка днища каждые 3-5 лет, обработка скрытых полостей, использование защитных восков и полиролей, хранение в сухом помещении или под навесом.

ГОСТы и стандарты по коррозии металлов

Нормативно-техническая база по коррозии и защите металлов в России представлена системой ГОСТов серии 9.xxx (Единая система защиты от коррозии и старения - ЕСЗКС), а также строительными нормами и правилами (СП).

ГОСТ 9.106-2021 устанавливает термины и определения основных понятий в области коррозии металлов и методов защиты. Согласно этому стандарту, коррозия классифицируется на два основных типа: химическую и электрохимическую.

ГОСТ 9.908-85 определяет методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости металлов и сплавов. Стандарт устанавливает количественные показатели (весовой, глубинный, механический) и методы их определения при различных видах коррозии.

ГОСТ 9.602-2016 устанавливает общие требования к защите от коррозии подземных сооружений. Документ регламентирует применение лакокрасочных покрытий, полимерных материалов, электрохимической защиты для трубопроводов и металлических конструкций, эксплуатируемых в грунте.

СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии" устанавливает требования к проектированию и выбору методов защиты строительных металлических конструкций от коррозии в различных условиях эксплуатации. Документ содержит рекомендации по выбору защитных покрытий, прибавкам на коррозию при расчете конструкций.

ГОСТ ISO 9226-2022 определяет методы оценки коррозионной агрессивности атмосферы и классифицирует атмосферы по степени коррозионной активности на категории C1 (очень низкая) до CX (экстремальная). Стандарт применяется для прогнозирования долговечности металлических конструкций.

Источники информации

  1. ГОСТ 9.106-2021 "Единая система защиты от коррозии и старения. Термины и определения"
  2. ГОСТ 9.908-85 "ЕСЗКС. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости"
  3. ГОСТ 9.005-72 "ЕСЗКС. Металлы, сплавы, покрытия. Допустимые и недопустимые контакты"
  4. ГОСТ 9.602-2016 "ЕСЗКС. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии"
  5. СП 28.13330.2017 "Защита строительных конструкций от коррозии"
  6. ГОСТ ISO 9226-2022 "Коррозия металлов и сплавов. Коррозионная активность атмосферы"
  7. РД 31.35.09-85 "Инструкция по определению скорости равномерной коррозии металлоконструкций"
  8. Научные статьи: "Ингибиторы коррозии для защиты нефтепромыслового оборудования" - Современные проблемы науки и образования, 2024
  9. Публикации МеталлЭнергоХолдинг: "Типы и механизмы коррозии в России", 2024
  10. Материалы Главпортал: "Современные методы защиты металла от коррозии" (март 2024, август 2024)
  11. Исследования Новосибирского государственного университета по новым методам гальванического покрытия (март 2024)
  12. Разработки Пензенского государственного университета по гальваническому цинкованию (август 2024)
  13. Научные работы БФУ им. И. Канта по синтезу микрочастиц для защиты от коррозии (сентябрь 2024)
  14. Методические материалы компаний-производителей антикоррозийных покрытий (Dinitrol, Mercasol, Noxudol)
  15. Технические руководства по антикоррозийной обработке автомобилей (АВТОДОМ, Тонирование.RU)
Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный и информационный характер. Информация представлена на основе открытых источников, научных публикаций и нормативных документов, актуальных на ноябрь 2025 года. Автор не несет ответственности за возможные последствия применения описанных методов без соответствующей квалификации и соблюдения требований безопасности. При проведении антикоррозийных работ следует руководствоваться действующими ГОСТами, СНиПами и технической документацией производителей материалов. Для профессиональных работ рекомендуется обращаться к специализированным организациям с соответствующими лицензиями и допусками. Информация о скорости коррозии, эффективности методов защиты и сроках службы покрытий является приблизительной и может варьироваться в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

Заказать товар

ООО «Иннер Инжиниринг»