Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Полюса двигателя

Полюса электродвигателей: теория, практика и современные аспекты

Введение в теорию полюсов электродвигателей

Полюса двигателя являются одной из фундаментальных характеристик любого электродвигателя, определяющих его рабочие параметры, эффективность и область применения. Количество полюсов двигателя напрямую влияет на частоту вращения, крутящий момент и другие ключевые показатели работы. В зависимости от типа электродвигателя — будь то асинхронный двигатель, тяговый двигатель или двигатель постоянного тока — полюса имеют различную конструкцию и функциональное назначение.

В данной статье мы детально рассмотрим, что такое полюса электродвигателя, как определяется число полюсов асинхронного двигателя, каковы особенности полюсов тягового двигателя, и как число пар полюсов двигателя влияет на его характеристики. Также будет представлена информация о том, как определить количество полюсов асинхронного двигателя и какие существуют методы изменения числа пар полюсов асинхронного двигателя для регулирования скорости.

Примечание: Понимание принципов формирования и работы полюсов электродвигателей является необходимым условием для эффективного проектирования, эксплуатации и обслуживания электрических машин в промышленности, транспорте и многих других сферах.

Полюса асинхронных двигателей

Основы конструкции полюсов асинхронного двигателя

Полюса асинхронного двигателя формируются обмотками статора, создающими вращающееся магнитное поле. В отличие от двигателей постоянного тока, где полюса выполнены в виде физических выступов, полюса статора асинхронного двигателя образуются распределением токов в трехфазной обмотке.

Полюса асинхронного трехфазного двигателя создаются благодаря пространственному смещению фазных обмоток на 120 электрических градусов и питанию их от трехфазной сети с соответствующим сдвигом фаз. Это приводит к формированию вращающегося магнитного поля, увлекающего за собой ротор.

Пример формирования полюсов в асинхронном двигателе

Рассмотрим асинхронный двигатель 4 полюса. Обмотка статора в этом случае делится на 4 части (соответствующие 4 полюсам), каждая из которых создает магнитное поле противоположное соседнему. При работе двигателя от стандартной сети (50 Гц) синхронная скорость такого двигателя составит 1500 об/мин.

N S N S Схема 4-полюсного асинхронного двигателя

Полюса обмотки асинхронного двигателя распределяются по внутренней поверхности статора, образуя пространственную волну магнитодвижущей силы. Чем большее количество полюсов асинхронного двигателя, тем медленнее вращается его ротор при той же частоте питающего напряжения.

Число полюсов и пары полюсов асинхронного двигателя

Число полюсов асинхронного двигателя всегда является четным, поскольку магнитная система должна быть замкнутой. Наиболее распространены двигатели с 2, 4, 6 и 8 полюсами. Важной характеристикой является число пар полюсов асинхронного двигателя, которое определяется как половина от общего числа полюсов.

Таким образом, если двигатель имеет 4 полюса, то пар полюсов в асинхронном двигателе будет 2. Если это 6 полюсов двигатель, то число пар равно 3. Для 8 полюсов двигателя число пар полюсов составляет 4.

p = 2p'

nс = 60f / p

Где: p — число полюсов; p' — число пар полюсов; f — частота сети (Гц); nс — синхронная частота вращения (об/мин)

Зависимость синхронной скорости асинхронного двигателя от числа полюсов (при частоте сети 50 Гц)
Число полюсов Число пар полюсов Синхронная скорость (об/мин) Примеры применения
2 1 3000 Высокоскоростные насосы, вентиляторы
4 2 1500 Промышленные приводы, компрессоры
6 3 1000 Конвейеры, подъемники
8 4 750 Механизмы с требованием низкой скорости
10 5 600 Тихоходные механизмы
12 6 500 Специальные привода

Пары полюсов двигателя определяют соотношение между частотой питающего напряжения и скоростью вращения ротора. Чем больше число пар полюсов двигателя, тем меньше скорость вращения при одинаковой частоте питающего напряжения.

Определение числа полюсов асинхронного двигателя

Определить число полюсов асинхронного двигателя можно несколькими способами, в зависимости от доступной информации:

  1. По номинальной скорости и частоте сети: Зная номинальную скорость двигателя и частоту питающей сети, можно рассчитать число полюсов по формуле:

p = 60f / nс × (1 - s)

Где: p — число полюсов; f — частота сети (Гц); nс — синхронная частота вращения (об/мин); s — скольжение двигателя.

  1. По паспортным данным: На паспортной табличке асинхронного двигателя часто указывается синхронная скорость или число полюсов.
  2. По обмоточным данным: Анализ схемы обмотки статора позволяет определить число полюсов.
Пример расчета числа полюсов

Если известно, что асинхронный двигатель при частоте сети 50 Гц имеет номинальную скорость около 1450 об/мин, то можно определить, что его синхронная скорость равна 1500 об/мин, следовательно, число полюсов асинхронного двигателя равно 4 (2 пары полюсов).

На практике двигатель сколько полюсов имеет, можно также определить по форме и расположению катушечных групп в статорной обмотке. Чем больше полюсов, тем меньше шаг между соседними катушечными группами одной фазы.

Полюса тяговых двигателей

Полюса тягового двигателя имеют особенности, связанные со спецификой их применения в электрическом транспорте. Тяговые двигатели чаще всего выполняются как двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением или как асинхронные двигатели.

Главные полюса тягового двигателя

Главные полюса тягового двигателя постоянного тока представляют собой массивные элементы с обмотками возбуждения, создающими основной магнитный поток машины. Количество главных полюсов тягового двигателя обычно составляет 4 или 6, что обусловлено требованием оптимального соотношения массогабаритных показателей и коммутационных характеристик.

N S N S Схема 4-полюсного тягового двигателя с дополнительными полюсами

В современных электровозах и электропоездах используются тяговые асинхронные двигатели, полюса статора асинхронного двигателя которых выполняются аналогично полюсам промышленных асинхронных машин, но с учетом специфических требований по надежности, массогабаритным показателям и термической устойчивости.

Особенности конструкции полюсов тяговых двигателей

В тяговых двигателях постоянного тока главные полюса имеют следующие особенности:

  • Массивный сердечник из листовой электротехнической стали для уменьшения потерь на вихревые токи
  • Усиленная механическая фиксация обмоток возбуждения для защиты от вибраций
  • Специальная пропитка обмоток, обеспечивающая устойчивость к влаге и агрессивным средам
  • Конструкция, обеспечивающая эффективное охлаждение при длительных режимах работы

В случае асинхронных тяговых двигателей, число полюсов асинхронного двигателя выбирается с учетом требуемого диапазона скоростей подвижного состава и доступных преобразователей частоты.

Типовые характеристики полюсов тяговых двигателей различных видов транспорта
Вид транспорта Тип двигателя Число полюсов Особенности полюсной конструкции
Электровозы (грузовые) ДПТ / Асинхронный 4-6 Усиленная механическая конструкция, высокая перегрузочная способность
Электропоезда Асинхронный 4 Оптимизированное соотношение вес/мощность, улучшенные пусковые характеристики
Трамваи Асинхронный 4-6 Компактность, низкий уровень шума
Карьерные самосвалы Асинхронный 6-8 Высокий момент на низких скоростях, усиленное охлаждение

Полюса двигателей постоянного тока

Полюса двигателя постоянного тока представляют собой физически выраженные элементы магнитной системы машины, состоящие из полюсных сердечников и обмоток возбуждения. В отличие от асинхронных двигателей, где полюса формируются распределением токов в обмотках, в двигателях постоянного тока полюса выполняются в виде явно выраженных выступов, на которые наматываются катушки обмотки возбуждения.

Конструктивно полюса двигателя постоянного тока состоят из следующих элементов:

  • Полюсный сердечник из шихтованной электротехнической стали
  • Полюсный наконечник, форма которого определяет распределение магнитного поля в воздушном зазоре
  • Катушка обмотки возбуждения
  • Крепежные элементы для фиксации полюса к станине двигателя

Дополнительные полюса двигателя постоянного тока

Помимо главных полюсов, в двигателях постоянного тока часто используются дополнительные полюса двигателя постоянного тока, которые располагаются между главными полюсами и помогают улучшить коммутацию при изменении нагрузки и скорости вращения.

Дополнительные полюса двигателя постоянного тока выполняют следующие функции:

  • Создают дополнительное магнитное поле, компенсирующее реакцию якоря
  • Улучшают процесс коммутации, снижая искрение на щетках
  • Повышают надежность работы двигателя при изменяющихся нагрузках
  • Позволяют увеличить диапазон регулирования скорости
Пример расчета дополнительных полюсов

Для 4-полюсного двигателя постоянного тока мощностью 100 кВт обычно устанавливают 4 дополнительных полюса, расположенных в геометрической нейтрали между главными полюсами. Обмотки дополнительных полюсов включаются последовательно с обмоткой якоря, чтобы величина создаваемого ими магнитного поля автоматически изменялась пропорционально нагрузке.

N S N S Якорь Главный полюс Доп. полюс Конструкция полюсов двигателя постоянного тока

Типы и модификации электродвигателей

При выборе электродвигателя для конкретного применения необходимо учитывать множество факторов, включая число полюсов, тип конструкции, степень защиты и соответствие стандартам. Ниже представлены основные категории электродвигателей, доступные в каталоге:

При выборе электродвигателя важно учитывать соотношение между числом полюсов и требуемой скоростью вращения для конкретного применения. Многие современные двигатели имеют 2, 4, 6 или 8 полюсов, что определяет их синхронную скорость при стандартной частоте сети.

Полюса синхронных двигателей

Полюс синхронного двигателя имеет особенности, связанные с принципом работы этих машин. В синхронных двигателях полюса могут быть явно выраженными или неявно выраженными.

Явнополюсные синхронные двигатели имеют выступающие полюса ротора, на которые наматываются катушки обмотки возбуждения. Неявнополюсные синхронные двигатели имеют цилиндрический ротор с равномерно распределенной по окружности обмоткой возбуждения.

Число полюсов синхронных двигателей выбирается в зависимости от требуемой скорости вращения и особенностей применения. Для высокоскоростных синхронных двигателей используется неявнополюсная конструкция, а для низкоскоростных — явнополюсная.

n = 60f / p'

Где: n — скорость вращения (об/мин); f — частота питающей сети (Гц); p' — число пар полюсов.

Особенностью синхронных двигателей является то, что ротор вращается точно с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле статора, в отличие от асинхронных двигателей, где всегда присутствует скольжение.

Сравнение явнополюсных и неявнополюсных синхронных двигателей
Характеристика Явнополюсные Неявнополюсные
Диапазон мощностей От малых до крупных Средние и крупные
Скорость вращения Низкая и средняя (до 1000 об/мин) Высокая (1500-3000 об/мин)
Конструкция ротора С выступающими полюсами Цилиндрический
Применение Гидрогенераторы, приводы низкой скорости Турбогенераторы, высокоскоростные приводы

Взаимосвязь числа полюсов и оборотов двигателя

Параметр обороты полюса полюса двигателя является важной характеристикой, определяющей скорость вращения электродвигателя. Существует обратная зависимость между числом полюсов и скоростью вращения при одинаковой частоте питающего напряжения.

Для асинхронных и синхронных двигателей переменного тока связь между числом полюсов и скоростью вращения описывается формулой:

nс = 60f / p' = 120f / p

Где: nс — синхронная скорость (об/мин); f — частота сети (Гц); p' — число пар полюсов; p — число полюсов.

Таким образом, для стандартной частоты сети 50 Гц:

  • Двигатель 4 полюса (2 пары полюсов) имеет синхронную скорость 1500 об/мин
  • 6 полюсов двигатель (3 пары полюсов) имеет синхронную скорость 1000 об/мин
  • 8 полюсов двигателя (4 пары полюсов) имеет синхронную скорость 750 об/мин

Фактическая скорость асинхронного двигателя будет несколько меньше синхронной из-за явления скольжения, которое зависит от нагрузки на вал.

Пример вычисления скорости асинхронного двигателя

Для асинхронного двигателя с 6 полюсами (3 пары полюсов) при частоте сети 50 Гц синхронная скорость составляет 1000 об/мин. Если номинальное скольжение двигателя равно 4%, то номинальная скорость будет:

nном = nс × (1 - s) = 1000 × (1 - 0.04) = 960 об/мин

Число полюсов Скорость (об/мин) 2 4 6 8 10 12 14 500 1000 1500 2000 3000 1500 1000 750 600 500 428 Зависимость синхронной скорости от числа полюсов (f=50 Гц)

Для двигателей постоянного тока скорость вращения определяется другими факторами и не связана напрямую с числом полюсов так, как в двигателях переменного тока.

Изменение числа пар полюсов

Изменение числа пар полюсов асинхронного двигателя является одним из способов ступенчатого регулирования скорости вращения. Данный метод основан на том, что скорость вращения магнитного поля обратно пропорциональна числу пар полюсов.

Существует несколько способов изменения числа пар полюсов:

  1. Переключение обмоток - двигатель имеет несколько отдельных обмоток с разным числом полюсов
  2. Метод Даландера - использует одну обмотку, которая может быть соединена по-разному для получения соотношения числа полюсов 1:2
  3. Полюсно-переключаемые обмотки - специальные схемы соединения, позволяющие получить соотношение числа полюсов 1:2 или 1:3
Пример реализации схемы Даландера

Двухскоростной асинхронный двигатель с соединением обмоток по схеме Даландера может работать как 4-полюсный (1500 об/мин) или как 8-полюсный (750 об/мин). При соединении статорных обмоток звездой получаем 4 полюса, а при соединении двойной звездой - 8 полюсов.

U1 V1 W1 Соединение звездой (4 полюса) U1 V1 W1 Соединение двойной звездой (8 полюсов) Переключение числа полюсов по схеме Даландера

Переключение числа полюсов обеспечивает следующие преимущества:

  • Отсутствие дополнительных потерь, как при частотном регулировании
  • Сохранение высоких энергетических показателей на обеих скоростях
  • Простота реализации и высокая надежность
  • Устойчивость работы на обеих скоростях

Недостатками данного метода являются ступенчатый характер регулирования и необходимость использования специальных обмоток и переключающей аппаратуры.

Практические примеры расчетов

Пример 1: Определение числа полюсов по номинальной скорости

Асинхронный двигатель имеет номинальную скорость 1455 об/мин при частоте сети 50 Гц. Определим число полюсов:

1. Находим синхронную скорость (ближайшее значение из ряда синхронных скоростей): nс = 1500 об/мин

2. Рассчитываем число пар полюсов: p' = 60f / nс = 60 × 50 / 1500 = 2

3. Определяем число полюсов: p = 2p' = 2 × 2 = 4

Таким образом, данный двигатель имеет 4 полюса.

Пример 2: Расчет скорости при изменении числа пар полюсов

Двигатель имеет переключаемую обмотку, которая может работать как с 4 полюсами, так и с 8 полюсами. Рассчитаем скорости вращения при частоте сети 50 Гц:

1. Для 4 полюсов (2 пары): nс1 = 60f / p'1 = 60 × 50 / 2 = 1500 об/мин

2. Для 8 полюсов (4 пары): nс2 = 60f / p'2 = 60 × 50 / 4 = 750 об/мин

3. При номинальном скольжении s = 5% получаем:

- Для 4 полюсов: n1 = nс1 × (1 - s) = 1500 × 0.95 = 1425 об/мин

- Для 8 полюсов: n2 = nс2 × (1 - s) = 750 × 0.95 = 712.5 об/мин

Пример 3: Определение полюсов по обмоточным данным

Асинхронный двигатель имеет 36 пазов на статоре. Обмотка выполнена с числом пазов на полюс и фазу q = 3, число фаз m = 3. Определим число полюсов:

1. Используем формулу: Z = 2pm'q

2. Подставляем известные значения: 36 = 2p × 3 × 3

3. Выражаем число полюсов: p = 36 / (2 × 3 × 3) = 2

Таким образом, данный двигатель имеет 4 полюса (2 пары полюсов).

Пример 4: Расчет мощности при изменении числа полюсов

При переключении асинхронного двигателя со схемы соединения Y (звезда, 4 полюса) на схему YY (двойная звезда, 8 полюсов) по методу Даландера мощность изменяется приблизительно в следующем соотношении:

P2 / P1 = (n2 / n1)x

где x ≈ 1 для вентиляторной нагрузки и x ≈ 2 для нагрузки с постоянным моментом.

Так, для вентиляторной нагрузки при снижении скорости в 2 раза (с 1500 до 750 об/мин) мощность снизится примерно в 2 раза.

Заключение

Понимание теории и практических аспектов полюсов электродвигателей имеет важное значение для проектирования, эксплуатации и обслуживания электрических машин. Основные выводы:

  • Полюса двигателя определяют его базовые характеристики, включая скорость вращения, момент и энергетические показатели.
  • Число полюсов асинхронного двигателя влияет на его синхронную скорость, которая обратно пропорциональна числу пар полюсов.
  • Полюса тягового двигателя, особенно главные полюса тягового двигателя, имеют особенности конструкции, связанные со спецификой применения в транспортных системах.
  • Полюса двигателя постоянного тока включают как главные, так и дополнительные полюса двигателя постоянного тока, улучшающие коммутацию.
  • Изменение числа пар полюсов асинхронного двигателя является эффективным методом ступенчатого регулирования скорости.
  • Соотношение обороты полюса полюса двигателя и момента зависит от типа нагрузки и конструкции двигателя.

Современные технологии проектирования и производства электродвигателей позволяют оптимизировать конструкцию полюсов для достижения высоких энергетических и эксплуатационных показателей. Это особенно важно в контексте повышения энергоэффективности и надежности промышленного оборудования и транспортных систем.

Источники

  1. Вольдек А.И., Попов В.В. Электрические машины. Машины переменного тока. - СПб.: Питер, 2018.
  2. Копылов И.П. Электрические машины. - М.: Высшая школа, 2019.
  3. Гольдберг О.Д., Хелемская С.П. Электромеханика. - М.: Академия, 2017.
  4. Кацман М.М. Электрические машины. - М.: Академия, 2018.
  5. Костенко М.П., Пиотровский Л.М. Электрические машины. - Ленинград: Энергия, 2015.
  6. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. - М.: МЭИ, 2016.
  7. Сипайлов Г.А., Кононенко Е.В., Хорьков К.А. Электрические машины. - М.: Высшая школа, 2017.
  8. IEEE Transactions on Industry Applications, volume 55, issue 3, 2020.

Отказ от ответственности: Данная статья носит исключительно ознакомительный характер и предназначена для образовательных целей. Приведенные формулы, расчеты и рекомендации требуют верификации специалистами при применении в конкретных проектах. Автор не несет ответственности за любые последствия, связанные с использованием информации из данной статьи. При проектировании, эксплуатации и обслуживании электродвигателей необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами, техническими условиями и рекомендациями производителей.