Смещение зубчатых колёс
Смещение зубчатых колёс: теория, расчеты и коэффициент смещения
Смещение зубчатых колёс – это технологический приём, используемый для изменения геометрических параметров зацепления, что позволяет оптимизировать характеристики зубчатой передачи под конкретные требования. Он заключается в изменении положения делительной окружности относительно базовой окружности колеса. Это смещение влияет на ряд важных параметров, таких как коэффициент перекрытия, контактная прочность, износостойкость и плавность работы передачи.
1. Базовые понятия
Перед тем как перейти к рассмотрению смещения, определим основные понятия:
- Делительная окружность: Окружность, по которой происходит зацепление теоретически правильных зубьев.
- Базовая окружность: Окружность, на которой находятся теоретические профили зубьев.
- Смещение (x): Расстояние между делительной и базовой окружностью, измеряемое вдоль радиуса колеса. Может быть положительным (вынос делительной окружности) или отрицательным (втягивание делительной окружности).
- Модуль (m): Основной параметр, определяющий размеры зубьев.
- Число зубьев (z): Число зубьев на колесе.
- Коэффициент смещения (x*): Безразмерная величина, характеризующая смещение и равная отношению смещения к модулю (x* = x / m).
2. Влияние смещения на геометрические параметры
Смещение влияет на следующие параметры:
- Межосевое расстояние (a): При смещении межосевое расстояние изменяется и определяется формулой:
a = (m/2)(z1 + z2 + 2x* (z1 + z2) / (z1 + z2))где z1 и z2 – числа зубьев колес 1 и 2 соответственно.
- Диаметр делительной окружности (d): Изменяется пропорционально смещению:
d = m * z + 2x
- Высота зуба: Высота зуба также изменяется в зависимости от смещения.
- Коэффициент перекрытия (ε): Коэффициент перекрытия определяет количество пар зубьев, находящихся одновременно в зацеплении. Смещение позволяет изменять коэффициент перекрытия, влияя на плавность хода и шумность передачи.
- Угол зацепления (α): Смещение может незначительно изменить угол зацепления.
3. Коэффициент смещения (x*)
Коэффициент смещения является ключевым параметром при проектировании зубчатых передач со смещением. Он характеризует величину смещения относительно модуля. Значение коэффициента смещения выбирается в зависимости от требуемых характеристик передачи:
- x* = 0: Стандартное зацепление без смещения.
- x* > 0: Положительное смещение (вынос делительной окружности). Ведет к увеличению межосевого расстояния, увеличению высоты зуба, и улучшению контактной прочности. Однако, может уменьшить коэффициент перекрытия.
- x* < 0: Отрицательное смещение (втягивание делительной окружности). Ведет к уменьшению межосевого расстояния, уменьшению высоты зуба и улучшению коэффициента перекрытия, но может снизить контактную прочность.
4. Расчеты
Рассмотрим пример расчета межосевого расстояния для двух зубчатых колес с модулем m = 4 мм, числом зубьев z1 = 20 и z2 = 40, и коэффициентом смещения x* = 0.2:
В случае отсутствия смещения (x* = 0):
5. Преимущества и недостатки смещения
Преимущества:
- Улучшение контактной прочности.
- Улучшение плавности хода (при отрицательном смещении).
- Возможность коррекции межосевого расстояния.
- Увеличение коэффициента перекрытия (при отрицательном смещении).
Недостатки:
- Уменьшение коэффициента перекрытия (при положительном смещении).
- Увеличение концентрации напряжений в корнях зубьев.
- Усложнение технологического процесса изготовления.
6. Заключение
Смещение зубчатых колес – это мощный инструмент для оптимизации характеристик зубчатых передач. Правильный выбор коэффициента смещения позволяет улучшить контактную прочность, плавность хода и другие важные параметры, но требует тщательных расчетов и учета всех возможных последствий. Необходимо учитывать, что выбор оптимального значения коэффициента смещения является компромиссом между различными требованиями к передаче.