Меню

Поставляем оригинальные
комплектующие

Производим аналоги под
брендом INNER

Стопорные кольца DIN 471/472: полные таблицы размеров

Сравнительная таблица размеров стопорных колец
Номинальный диаметр (мм) DIN 471 (Наружные)
Ширина канавки (мм)
DIN 471
Толщина (мм)
DIN 472 (Внутренние)
Ширина канавки (мм)
DIN 472
Толщина (мм)
Материал
8 0.8 1.0 0.8 0.8 C75
9 0.8 1.0 0.8 0.8 C75
10 1.0 1.0 1.0 1.0 C75
12 1.0 1.0 1.0 1.0 C75
15 1.0 1.5 1.0 1.0 C75
19 1.2 1.5 1.2 1.2 C75
20 1.2 1.5 1.2 1.2 C75
25 1.5 2.0 1.5 1.5 C75
30 1.5 2.0 1.5 1.5 C75
40 1.75 2.5 1.75 1.75 C75
50 2.0 2.5 2.0 2.0 C75
60 2.0 3.0 2.0 2.0 C75
80 2.5 3.0 2.5 2.5 C75
100 3.0 4.0 3.0 3.0 C75
130 4.0 4.0 4.0 4.0 C75

Введение в стопорные кольца

Стопорные кольца (также известные как фиксирующие кольца, пружинные кольца или кольца Зегера) представляют собой механические фиксаторы, которые используются для ограничения осевого перемещения деталей на валах или в отверстиях. Эти кольца изготавливаются из пружинной стали и имеют разрез, позволяющий их устанавливать в специальные канавки на валах (DIN 471) или в отверстиях (DIN 472).

Стопорные кольца играют важнейшую роль в машиностроении и приборостроении, обеспечивая надежную фиксацию подшипников, шестерен, втулок и других компонентов. Они представляют собой экономичное и эффективное решение для осевой фиксации, позволяющее избежать необходимости в более сложных конструкциях крепления.

Стандарты DIN 471 и DIN 472 (принятые в настоящее время как европейские нормы EN 471 и EN 472) определяют размеры, допуски и технические требования к стопорным кольцам для использования в машиностроении. Эти стандарты обеспечивают унификацию и взаимозаменяемость, что крайне важно при проектировании и производстве механизмов.

Типы стопорных колец DIN 471 и DIN 472

Стандарты DIN определяют два основных типа стопорных колец:

DIN 471 — Наружные стопорные кольца

Предназначены для установки на валы (внешние цилиндрические поверхности). Эти кольца имеют внутренний диаметр, немного меньший диаметра вала, на который они устанавливаются. При установке кольцо растягивается и садится в канавку, после чего пружинит обратно, надежно фиксируясь.

DIN 472 — Внутренние стопорные кольца

Предназначены для установки в отверстия (внутренние цилиндрические поверхности). Эти кольца имеют внешний диаметр, немного больший диаметра отверстия, в которое они устанавливаются. При установке кольцо сжимается и вводится в отверстие, после чего разжимается в канавке, обеспечивая фиксацию.

Кроме основных типов, существуют также специальные виды стопорных колец:

  • С тангенциальными отверстиями — для случаев, когда требуется особо надежная фиксация
  • Волнистые стопорные кольца — обеспечивают аксиальное поджатие деталей
  • Многовитковые спиральные кольца — для высоких нагрузок
  • Самоконтрящиеся кольца — с дополнительными элементами против самопроизвольного раскрытия

Полные таблицы размеров

Ниже представлены подробные таблицы размеров для стопорных колец в соответствии со стандартами DIN 471 и DIN 472. Все размеры указаны в миллиметрах.

Таблица размеров DIN 471 (наружные кольца)

Диаметр вала (d₁) Диаметр канавки (d₂) Толщина кольца (s) Ширина канавки (b) Глубина канавки (t) Размер отверстий для съемника (d₃)
8 7.4 1.0 0.8 0.3 0.9
9 8.4 1.0 0.8 0.3 0.9
10 9.3 1.0 1.0 0.35 0.9
12 11.3 1.0 1.0 0.35 0.9
15 14.0 1.5 1.0 0.5 1.3
19 18.0 1.5 1.2 0.5 1.3
20 19.0 1.5 1.2 0.5 1.3
25 23.9 2.0 1.5 0.55 1.7
30 28.9 2.0 1.5 0.55 1.7
40 38.7 2.5 1.75 0.65 2.2
50 48.5 2.5 2.0 0.75 2.2
60 58.3 3.0 2.0 0.85 2.6
80 78.0 3.0 2.5 1.0 2.6
100 97.5 4.0 3.0 1.25 3.5
130 127.0 4.0 4.0 1.5 3.5

Таблица размеров DIN 472 (внутренние кольца)

Диаметр отверстия (D₁) Диаметр канавки (D₂) Толщина кольца (s) Ширина канавки (b) Глубина канавки (t) Размер отверстий для съемника (d₃)
8 8.7 0.8 0.8 0.35 0.7
9 9.7 0.8 0.8 0.35 0.7
10 10.7 1.0 1.0 0.35 0.9
12 12.7 1.0 1.0 0.35 0.9
15 15.7 1.0 1.0 0.35 0.9
19 19.8 1.2 1.2 0.4 1.0
20 20.8 1.2 1.2 0.4 1.0
25 26.0 1.5 1.5 0.5 1.3
30 31.0 1.5 1.5 0.5 1.3
40 41.5 1.75 1.75 0.75 1.5
50 51.5 2.0 2.0 0.75 1.8
60 61.8 2.0 2.0 0.9 1.8
80 82.5 2.5 2.5 1.25 2.2
100 103.0 3.0 3.0 1.5 2.6
130 134.0 4.0 4.0 2.0 3.5

Примечание: Данные таблицы включают наиболее распространенные размеры. Полная номенклатура стандартов DIN 471/472 включает более широкий диапазон размеров от 1.5 мм до 300 мм.

Критерии выбора стопорных колец

При выборе стопорных колец необходимо учитывать различные факторы, обеспечивающие надежность соединения и долговечность конструкции:

Нагрузочная способность

Определяется прочностью материала, толщиной кольца и геометрией канавки. Для тяжелых условий эксплуатации следует выбирать кольца с большей толщиной или рассмотреть альтернативные способы фиксации.

Условия эксплуатации

Необходимо учитывать температурный режим, наличие коррозионной среды, вибрации и другие факторы, влияющие на работоспособность кольца.

Точность размеров

Размеры вала/отверстия и канавки должны соответствовать указанным в стандарте допускам для обеспечения надежной фиксации кольца.

Доступность для монтажа/демонтажа

В зависимости от конструкции узла может потребоваться использование колец с отверстиями для специального инструмента.

Выбор между стопорными кольцами DIN 471 и DIN 472 определяется конструкцией узла и типом соединения:

  • DIN 471 используется, когда фиксируемая деталь устанавливается на вал
  • DIN 472 применяется, когда деталь размещается в отверстии корпуса

Важно! Не рекомендуется использовать стопорные кольца повторно после демонтажа, так как это может привести к уменьшению упругих свойств и, как следствие, к снижению надежности фиксации.

Расчет нагрузочной способности

Нагрузочная способность стопорного кольца зависит от множества факторов, включая материал, размеры и условия эксплуатации. Для ориентировочного расчета максимально допустимой осевой нагрузки можно использовать следующую формулу:

Fmax = π × d × t × σдоп × k

где:

  • Fmax — максимальная осевая нагрузка (Н)
  • d — диаметр вала или отверстия (мм)
  • t — глубина канавки (мм)
  • σдоп — допустимое напряжение материала (МПа)
  • k — коэффициент безопасности (обычно принимается 0.5-0.7)

Для стали C75 (наиболее распространенный материал стопорных колец) допустимое напряжение составляет порядка 200-250 МПа. Однако при расчетах необходимо учитывать динамику нагрузки, температурные условия и другие факторы, влияющие на прочностные характеристики.

Пример расчета

Рассчитаем максимальную осевую нагрузку для стопорного кольца DIN 471 диаметром 25 мм:

  • Диаметр вала (d) = 25 мм
  • Глубина канавки (t) = 0.55 мм
  • Допустимое напряжение для стали C75 (σдоп) = 200 МПа
  • Коэффициент безопасности (k) = 0.6

Fmax = 3.14 × 25 × 0.55 × 200 × 0.6 = 5,189 Н ≈ 5.2 кН

При повышенных требованиях к надежности или при наличии динамических нагрузок рекомендуется использовать более консервативный коэффициент безопасности (0.3-0.4) или применять альтернативные методы фиксации.

Материалы и покрытия

Стопорные кольца изготавливаются из различных материалов в зависимости от условий эксплуатации и требований к механическим свойствам:

Материал Стандарт Характеристики Применение
Пружинная сталь C75 EN 10132-4 Высокая упругость, хорошая усталостная прочность Стандартное применение в большинстве случаев
Нержавеющая сталь 1.4122 X35CrMo17-1 Высокая коррозионная стойкость, хорошие механические свойства Для работы в агрессивных средах
Нержавеющая сталь 1.4310 X10CrNi18-8 Отличная коррозионная стойкость, немагнитные свойства Пищевое и медицинское оборудование
Фосфористая бронза CuSn8 Высокая электропроводность, немагнитность Электротехническое оборудование
Бериллиевая бронза CuBe2 Высокая прочность, немагнитность, искробезопасность Взрывоопасные среды, специальное оборудование

Покрытия стопорных колец

Для улучшения эксплуатационных характеристик стопорные кольца могут иметь различные покрытия:

  • Фосфатирование — обеспечивает базовую защиту от коррозии и улучшает адгезию смазки
  • Цинкование — повышает коррозионную стойкость в стандартных условиях
  • Никелирование — обеспечивает хорошую защиту от коррозии и придает декоративный вид
  • Пассивация — применяется для нержавеющих сталей для повышения коррозионной стойкости
  • Дакромет (цинк-ламельное покрытие) — обеспечивает высокую коррозионную стойкость (до 1000 часов в солевом тумане)

Примечание: При выборе материала и покрытия необходимо учитывать совместимость с сопрягаемыми деталями во избежание гальванической коррозии.

Установка и демонтаж

Правильная установка и демонтаж стопорных колец имеют решающее значение для обеспечения надежности соединения и предотвращения повреждения как колец, так и сопрягаемых деталей.

Инструменты для работы со стопорными кольцами

Для профессиональной работы со стопорными кольцами рекомендуется использовать специализированные инструменты:

  • Плоскогубцы для внешних колец — имеют конические наконечники, которые вставляются в отверстия кольца для его разжатия
  • Плоскогубцы для внутренних колец — имеют изогнутые наконечники для сжатия кольца
  • Универсальные плоскогубцы — позволяют работать как с внешними, так и с внутренними кольцами благодаря сменным наконечникам
  • Автоматические плоскогубцы — обеспечивают контролируемое раскрытие/закрытие кольца

Процедура установки стопорных колец

  1. Подготовка поверхности — очистка от загрязнений и заусенцев
  2. Проверка соответствия размеров кольца и канавки
  3. Для колец DIN 471 (наружных):
    • Установите плоскогубцы в отверстия кольца
    • Разожмите кольцо до диаметра, превышающего диаметр вала
    • Наденьте кольцо на вал и поместите над канавкой
    • Аккуратно отпустите плоскогубцы, позволяя кольцу сжаться в канавке
    • Убедитесь, что кольцо полностью вошло в канавку по всей окружности
  4. Для колец DIN 472 (внутренних):
    • Установите плоскогубцы в отверстия кольца
    • Сожмите кольцо до диаметра, меньшего диаметра отверстия
    • Введите кольцо в отверстие до канавки
    • Аккуратно отпустите плоскогубцы, позволяя кольцу разжаться в канавке
    • Проверьте правильность установки кольца по всей окружности

Процедура демонтажа стопорных колец

  1. Для колец DIN 471 (наружных):
    • Установите плоскогубцы в отверстия кольца
    • Разожмите кольцо до выхода из канавки
    • Снимите кольцо с вала
  2. Для колец DIN 472 (внутренних):
    • Установите плоскогубцы в отверстия кольца
    • Сожмите кольцо до выхода из канавки
    • Извлеките кольцо из отверстия

Внимание! При установке и демонтаже стопорных колец следует соблюдать меры предосторожности, так как кольца находятся под напряжением и при соскальзывании плоскогубцев могут вылететь с большой скоростью, что может привести к травмам. Рекомендуется использовать защитные очки.

Области применения

Стопорные кольца имеют чрезвычайно широкий спектр применения в различных отраслях промышленности и техники:

Машиностроение

Фиксация подшипников, шестерен, втулок и других компонентов в редукторах, двигателях и трансмиссиях.

Автомобилестроение

Фиксация компонентов в коробках передач, дифференциалах, рулевых механизмах, тормозных системах.

Аэрокосмическая промышленность

Фиксация компонентов с высокими требованиями к надежности и низкому весу.

Электроинструмент

Фиксация подшипников и шестерен в компактных высоконагруженных механизмах.

Насосное оборудование

Фиксация уплотнений, подшипников и других компонентов в корпусах насосов.

Приборостроение

Фиксация миниатюрных компонентов в точных механизмах.

Благодаря своей простоте, надежности и экономичности, стопорные кольца часто являются предпочтительным решением для осевой фиксации по сравнению с альтернативными методами, такими как буртики, гайки или резьбовые соединения.

Практические примеры

Рассмотрим несколько практических примеров использования стопорных колец DIN 471/472 в различных технических решениях:

Пример 1: Фиксация подшипника на валу электродвигателя

Для фиксации подшипника качения на валу электродвигателя используется кольцо DIN 471. Последовательность сборки:

  1. Установка подшипника на вал
  2. Установка стопорного кольца в канавку вала

В этом случае стопорное кольцо предотвращает осевое смещение подшипника при работе электродвигателя. Выбор размера кольца осуществляется в соответствии с диаметром вала, обычно стандарт подшипника уже предусматривает соответствующую канавку под стопорное кольцо.

Пример 2: Фиксация подшипника в корпусе редуктора

Для фиксации наружного кольца подшипника в корпусе редуктора используется кольцо DIN 472. Последовательность сборки:

  1. Установка подшипника в посадочное место корпуса
  2. Установка стопорного кольца в канавку корпуса

Стопорное кольцо предотвращает выпадение подшипника из корпуса и фиксирует его в осевом направлении. Выбор размера кольца осуществляется в соответствии с диаметром отверстия корпуса.

Пример 3: Двухсторонняя фиксация шестерни на валу

Для точной фиксации шестерни на валу с обеспечением минимального осевого люфта используется пара стопорных колец DIN 471. Последовательность сборки:

  1. Установка первого стопорного кольца в канавку вала
  2. Установка шестерни до упора в первое стопорное кольцо
  3. Установка второго стопорного кольца в канавку вала с другой стороны шестерни

Такая схема обеспечивает точное позиционирование шестерни на валу и минимальный осевой люфт, что критично для некоторых точных механизмов.

Пример 4: Расчет необходимой толщины стопорного кольца

Для механизма с осевой нагрузкой 3000 Н требуется подобрать стопорное кольцо для вала диаметром 20 мм.

  1. Используя формулу Fmax = π × d × t × σдоп × k, определим необходимую глубину канавки (t):
  2. 3000 = 3.14 × 20 × t × 200 × 0.6
  3. t = 3000 / (3.14 × 20 × 200 × 0.6) = 0.4 мм

Согласно таблице DIN 471 для вала диаметром 20 мм глубина канавки составляет 0.5 мм, что обеспечивает запас прочности и делает это стопорное кольцо подходящим для данного применения.

Заключение

Стопорные кольца DIN 471 и DIN 472 представляют собой простое, надежное и экономичное решение для осевой фиксации деталей в машиностроении. Правильный выбор типа, размера и материала стопорного кольца, а также соблюдение технологии его установки и демонтажа, являются ключевыми факторами обеспечения работоспособности и долговечности механизмов.

При проектировании узлов с использованием стопорных колец необходимо учитывать не только статические, но и динамические нагрузки, а также особенности условий эксплуатации, включая температурные режимы и агрессивность среды. В случаях, когда нагрузка превышает допустимые значения для стопорных колец, следует рассмотреть альтернативные методы фиксации деталей.

Современные стандарты на стопорные кольца постоянно совершенствуются, появляются новые материалы и покрытия, улучшающие их эксплуатационные характеристики. Регулярное обновление информации о действующих стандартах и новых технических решениях позволяет инженерам создавать более надежные и долговечные конструкции.

Правовая информация

Отказ от ответственности: Данная статья носит информационный характер и предназначена только для ознакомления. Приведенные технические данные основаны на актуальных стандартах DIN 471/472, однако могут отличаться от последних редакций этих документов. Автор не несет ответственности за возможные ошибки в расчетах или за применение данной информации в проектировании реальных изделий. При разработке ответственных конструкций необходимо руководствоваться актуальными редакциями соответствующих стандартов и проводить необходимые расчеты и испытания.

Источники информации

  • DIN 471:2011-04 "Стопорные кольца для валов"
  • DIN 472:2011-04 "Стопорные кольца для отверстий"
  • ISO 10673:2009 "Технические условия производства стопорных колец"
  • EN 10132-4:2000 "Технические условия поставки пружинной стали"
  • Handbook of Mechanical Engineering. Springer Berlin Heidelberg, 2021
  • Shigley's Mechanical Engineering Design. McGraw-Hill Education, 2020

Дата публикации: 28.04.2025

Заказать товар

ООО «Иннер Инжиниринг»